Аптечный рынок Украины по итогам 2018 г.: Helicopter View

По данным Государственной службы статистики Украины (ГССУ), экономическая ситуация в нашей стране продолжает улучшаться. После значимого спада в 2014–2015 гг. реальный ВВП увеличивается с I кв. 2016 г. По итогам III кв. 2018 г. прирост составил 2,8% по сравнению с аналогичным периодом 2017 г. Национальный банк Украины (НБУ) прогнозировал, что в 2018 г. рост ВВП составит 3,4%. Заработная плата и доходы населения продолжают увеличиваться. Уровень инфляции по итогам января–декабря 2018 г. составил 10,9%. В декабре это показатель зафиксирован на уровне 9,8% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Развитие фармацевтического рынка напрямую зависит от экономической ситуации. В данной публикации представлены показатели развития фармацевтического рынка Украины* по итогам 2018 г. При подготовке материала использованы данные аналитической системы исследования рынка «PharmXplorer»/«Фармстандарт» компании «Proxima Research».

«АПТЕЧНАЯ КОРЗИНА»

По итогам 2018 г. аптечные продажи всех категорий товаров «аптечной корзины» в гривневом выражении увеличились на 22,5% по сравнению с 2017 г. и составили 89 млрд грн. В натуральном выражении объем продаж составил 1,8 млрд упаковок, а прирост — 4%. Рынок продемонстрировал двузначные темпы прироста и в долларовом выражении — 19,9%, а объем розничных продаж составил 3,3 млрд дол. США (по курсу Межбанка) (рис. 1).

Рис. 1
 Объем розничной реализации товаров «аптечной корзины» в денежном и натуральном выражении, а также в долларовом эквиваленте (по курсу Межбанка) по итогам 2016–2018 гг. с указанием темпов прироста по сравнению с предыдущим годом
Объем розничной реализации товаров «аптечной корзины» в денежном и натуральном выражении, а также в долларовом эквиваленте (по курсу Межбанка) по итогам 2016–2018 гг. с указанием темпов прироста по сравнению с предыдущим годом
Прирост аптечного рынка в долларовом выражении — 20%

Увеличение объема продаж в денежном и натуральном выражении отмечается для всех категорий товаров «аптечной корзины» (табл. 1).

Таблица 1. Розничные продажи различных категорий товаров «аптечной корзины» в денежном и натуральном выражении по итогам 2016–2018 гг.
Год Лекарственные средства Медицинские изделия Косметика Диетические добавки Рынок в целом
Объем аптечных продаж ∆, % Доля категории в «аптечной корзине», % Объем аптечных продаж ∆, % Доля категории в «аптечной корзине», % Объем аптечных продаж ∆, % Доля категории в «аптечной корзине», % Объем аптечных продаж ∆, % Доля категории в «аптечной корзине», % Объем аптечных продаж, млн грн./уп. ∆, %
Денежное выражение, млн грн.
2016 50 623,8 22,1 84,5 4691,4 13,4 7,8 2168,3 16,0 3,6 2416,4 42,6 4,1 59 899,9 21,8
2017 61 189,1 20,9 84,2 5484,2 16,9 7,5 2579,7 19,0 3,6 3380,0 39,9 4,7 72 633,0 21,3
2018 74 503,1 21,8 83,7 6745,9 23,0 7,6 3116,3 20,8 3,5 4620,3 36,7 5,2 88 985,6 22,5
Натуральное выражение, млн упаковок
2016 1046,1 7,5 65,5 459,7 0,2 28,8 42,5 0,4 2,6 49,4 30,6 3,1 1597,6 5,6
2017 1114,8 6,6 66,1 464,2 1,0 27,5 45,6 7,5 2,7 62,4 26,3 3,7 1687,0 5,6
2018 1144,2 2,6 65,2 491,4 5,9 28,0 47,1 3,3 2,7 71,8 15,2 4,1 1754,6 4,0

В разрезе товаров украинского и зарубежного производства в денежном выражении преобладают импортные товары, в то же время в натуральном выражении превалируют преимущественно отечественные, за исключением медицинских изделий, где доля товаров зарубежного производства перевалила за 50% (рис. 2). По итогам 2018 г. зарубежные производители укрепили свои позиции на рынке, увеличив долю во всех категориях товаров «аптечной корзины» как в денежном, так и в натуральном выражении по сравнению с 2017 г.

Рис. 2
 Структура аптечных продаж товаров «аптечной корзины» украинского и зарубежного производства (по месту производства) в денежном и натуральном выражении по итогам 2017–2018 гг.
Структура аптечных продаж товаров «аптечной корзины» украинского и зарубежного производства (по месту производства) в денежном и натуральном выражении по итогам 2017–2018 гг.

Средневзвешенная стоимость 1 упаковки товаров «аптечной корзины» по итогам 2018 г. составила 50,7 грн. и повысилась на 17,8% по сравнению с 2017 г. (рис. 3). Косметика остается наиболее дорогостоящей категорией, средневзвешенная стоимость 1 упаковки которой составила 66,1 грн., для лекарственных средств этот показатель находится на уровне 65,1 грн., диетических добавок — 64,3 грн., медицинских изделий — 13,7 грн. При этом темпы прироста этого показателя повысились для всех категорий по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Рис. 3
 Динамика средневзвешенной стоимости 1 упаковки различных категорий товаров «аптечной корзины» по итогам 2016–2018 гг. с указанием темпов прироста по сравнению с предыдущим годом
Динамика средневзвешенной стоимости 1 упаковки различных категорий товаров «аптечной корзины» по итогам 2016–2018 гг. с указанием темпов прироста по сравнению с предыдущим годом

В последние годы на украинском фармрынке наметился тренд к увеличению доли диетических добавок в структуре рынка. В 2018 г. этот тренд продолжается. По итогам IV кв. 2018 г. доля диетических добавок в структуре рынка в денежном выражении составила 5,5%, в то время как в I кв. 2015 г. этот показатель находился на уровне 3,4% (рис. 4). В целом по итогам 2018 г. доля диетических добавок в структуре розничных продаж составила 5,2%. В последние годы темпы прироста продаж диетических добавок значительно выше среднерыночного показателя (см. табл. 1).

Рис. 4
 Динамика долевого соотношения различных категорий товаров «аптечной корзины» в денежном выражении за период с I кв. 2015 по IV кв. 2018 г.
Динамика долевого соотношения различных категорий товаров «аптечной корзины» в денежном выражении за период с I кв. 2015 по IV кв. 2018 г.

РЫНОК ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ

В исследуемый период объем розничной реализации лекарственных средств составил 74,5 млрд грн., 1144 млн упаковок и 2,7 млрд дол., увеличившись на 21,8; 2,6 и 19,1% соответственно. Поквартальная динамика розничных продаж препаратов демонстрирует, что рынок продолжает активно развиваться как в гривневом, так и долларовом выражении, несмотря на то, что к концу года темпы прироста несколько замедлились (рис. 5).

Рис. 5
Поквартальная динамика аптечных продаж лекарственных средств в натуральном и денежном выражении, а также долларовом эквиваленте (по курсу Межбанка) с I кв. 2015 по IV кв. 2018 г. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом

Развитие розничного сегмента фармрынка практически полностью зависит от благосостояния населения. Участие государства в обеспечении населения лекарственными средствами через аптеки незначительное. В настоящее время в рамках системы реимбурсации через аптечные учреждения реализуются инсулины, а также ограниченный перечень международных непатентованных наименований лекарственных средств для лечения сердечно-сосудистых заболеваний, сахарного диабета II типа и бронхиальной астмы. В совокупности это составляет порядка 2% общего объема продаж лекарственных средств.

Так, по данным НБУ, в декабре 2018 г. зафиксирован рост реальной заработной платы на 11,4% и номинальной — на 22,5% (рис. 6). Повышение зарплаты способствует увеличению доходов населения, что, в свою очередь, и фиксирует ГССУ. Так, по итогам III кв. 2018 г., реальные доходы населения повысились на 10%, а номинальные — на 20% (рис. 7).

Рис. 6
 Динамика изменения средней заработной платы за период с января 2016 по декабрь 2018 г. по данным НБУ
Динамика изменения средней заработной платы за период с января 2016 по декабрь 2018 г. по данным НБУ
Рис. 7
 Динамика изменения доходов населения за период с I кв. 2015 по III кв. 2018 г. по данным ГССУ
Динамика изменения доходов населения за период с I кв. 2015 по III кв. 2018 г. по данным ГССУ
Номинальная заработная плата и доходы населения продолжают повышаться — +20%

Структура индексов, характеризующих прирост рынка в денежном выражении, свидетельствует, что в 2018 г. рост рынка обеспечивался в большей степени за счет повышения цен, о чем свидетельствует высокий показатель инфляционной составляющей, а также за счет перераспределение потребления в сторону более дорогостоящих препаратов (индекс замещения) (рис. 8).

Рис. 8
 Индикаторы изменения объема аптечных продаж лекарственных средств в денежном выражении за период с I кв. 2017 по IV кв. 2018 г. по сравнению с предыдущим годом
Индикаторы изменения объема аптечных продаж лекарственных средств в денежном выражении за период с I кв. 2017 по IV кв. 2018 г. по сравнению с предыдущим годом

Эксперты фармацевтического рынка неоднократно заверяли, что рост цен на лекарственные средства в Украине значительно ниже, чем в других отраслях. Это подтверждается данными ГССУ, которые свидетельствуют, что инфляция на рынке лекарственных средств и в сфере здравоохранения ниже, чем в целом по стране, а также по сравнению с другими категориями товаров и услуг (рис. 9).

Рис. 9
 Темпы прироста потребительских цен на различные категории товаров за 2018 г. по сравнению с 2017 г. по данным ГССУ
Темпы прироста потребительских цен на различные категории товаров за 2018 г. по сравнению с 2017 г. по данным ГССУ
Инфляция в здравоохранении и Фарме ниже, чем по стране

В разрезе ценовых ниш в структуре рынка отмечается тренд увеличения доли высокостоимостных препаратов (рис. 10). За последние 10 лет их доля увеличилась на 10% в денежном и на 5% в натуральном выражении.

Рис. 10
 Структура аптечных продаж лекарственных средств в разрезе ценовых ниш** в денежном и натуральном выражении за 2008–2018 гг.
Структура аптечных продаж лекарственных средств в разрезе ценовых ниш** в денежном и натуральном выражении за 2008–2018 гг.

Также в структуре рынка продолжает прослеживаться тенденция к увеличению доли рецептурных препаратов (рис. 11).

Рис. 11
 Структура аптечных продаж рецептурных и безрецептурных лекарственных средств в денежном и натуральном выражении по итогам 2008–2018 гг.
Структура аптечных продаж рецептурных и безрецептурных лекарственных средств в денежном и натуральном выражении по итогам 2008–2018 гг.

В разрезе аптечных продаж лекарственных средств украинского и зарубежного производства заметен тренд увеличения доли зарубежных препаратов (рис. 12).

Рис. 12
 Структура аптечных продаж лекарственных средств зарубежного и украинского производства (по месту производства) в денежном и натуральном выражении по итогам 2008–2018 гг.
Структура аптечных продаж лекарственных средств зарубежного и украинского производства (по месту производства) в денежном и натуральном выражении по итогам 2008–2018 гг.

КЛЮЧЕВЫЕ ИГРОКИ

По итогам 2018 г. рейтинг маркетирующих организаций по объему продаж товаров «аптечной корзины» в денежном выражении возглавляют «Фармак», Корпорация «Артериум» и «Teva» (табл. 2). Все компании из топ-20 продемонстрировали прирост продаж. При этом среди них лишь 8 компаний смогли увеличить свою долю на рынке, о чем свидетельствует показатель Evolution index (Ei), характеризующий ее изменение, еще для 2 компаний этот показатель не изменился по сравнению с 2017 г.

Таблица 2. Топ-20 маркетирующих организаций по объему аптечных продаж товаров «аптечной корзины» в денежном выражении по итогам 2018 г. с указанием их позиции в рейтинге за аналогичный период 2016–2017 гг., а также прироста продаж, Evolution index и доли на рынке
№ п/п, год Маркетирующая организация Прирост продаж в гривневом выражении, % Evolution index Доля на рынке, %
2016 2017 2018
1 1 1 Фармак (Украина) 20,7 99 5,40
2 2 2 Корпорация «Артериум» (Украина) 17,6 96 3,50
5 5 3 Teva (Израиль) 22,4 100 3,29
3 3 4 Дарница (Украина) 15,3 94 3,27
4 4 5 Sanofi (Франция) 17,2 96 3,22
6 6 6 Berlin-Chemie (Германия) 12,1 91 2,94
9 9 7 Юрия-Фарм (Украина) 31,9 108 2,36
7 7 8 Группа компаний «Здоровье» (Украина) 12,4 92 2,32
8 8 9 Киевский витаминный завод (Украина) 21,8 99 2,28
10 10 10 KRKA (Словения) 31,3 107 2,26
11 11 11 Дельта Медикел (Украина) 32,6 108 2,15
15 13 12 Кусум Фарм (Украина) 30,3 106 2,02
13 12 13 Acino (Швейцария) 22,5 100 1,98
14 15 14 Sandoz (Швейцария) 32,0 108 1,93
12 14 15 Takeda (Япония) 1,4 83 1,53
20 18 16 Servier (Франция) 24,3 101 1,42
21 19 17 Reckitt Benckiser Healthcare International (Великобритания) 26,0 103 1,42
17 16 18 Bayer Consumer Health (Швейцария) 15,5 94 1,40
23 23 19 GlaxoSmithKline Consumer Healthcare (Великобритания) 33,6 109 1,30
18 20 20 Борщаговский ХФЗ (Украина) 12,2 92 1,25

Одним из факторов успеха является активное продвижение посредством рекламы и промоции. Рейтинг компаний по показателю уровня контакта с аудиторией (EqGRP) рекламы товаров «аптечной корзины» на ТВ возглавляют «GSK Consumer Healthcare», «Фармак» и «Кусум Фарм» (табл. 3). Лидерами по количеству воспоминаний специалистов здравоохранения о промоции посредством визитов медицинских представителей (МП) выступают «Berlin-Chemie», «Teva» и «Фармак» (табл. 4).

Таблица 3. Топ-10 маркетирующих организаций по показателю уровня контакта с аудиторией (EqGRP) рекламы товаров «аптечной корзины» на ТВ по итогам 2018 г.
Маркетирующая организация EqGRP, %
GSK Consumer Healthcare (Великобритания) 35 991,2
Фармак (Украина) 31 510,5
Кусум Фарм (Украина) 29 570,4
Sanofi (Франция) 29 156,5
Sandoz (Швейцария) 28 587,7
Про-Фарма (Украина) 27 720,4
Reckitt Benckiser (Великобритания) 26 117,2
Артериум Корпорация (Украина) 21 135,4
Omega Pharma (Бельгия) 17 016,0
Naturwaren (Германия) 16 843,8
Таблица 4. Топ-10 маркетирующих организаций по количеству воспоминаний специалистов здравоохранения о промоции товаров «аптечной корзины» посредством визитов МП по итогам 2018 г.
Маркетирующая организация Количество воспоминаний о визитах МП, тыс. воспоминаний
Berlin-Chemie (Германия) 195,3
Teva (Израиль) 177,3
Фармак (Украина) 143,6
Sandoz (Швейцария) 133,5
KRKA (Словения) 127,5
Acino (Швейцария) 120,8
Sanofi (Франция) 118,0
Дельта Медикел (Украина) 112,6
Дарница (Украина) 111,5
Кусум Фарм (Украина) 97,7

По итогам 2018 г., в топ-5 брендов лекарственных средств по объему розничных продаж в денежном выражении вошли препараты Нурофен, Нимесил, Натрия хлорид, Актовегин и Спазмалгон. Топ-5 брендов аккумулируют около 3% общего объе­ма розничных продаж (табл. 5).

Таблица 5. Топ-20 брендов лекарственных средств по объему аптечных продаж в денежном выражении по итогам 2018 г. с указанием их позиции в рейтинге за аналогичный период 2016–2017 гг.
№ п/п, год Бренд
2016 2017 2018
2 2 1 НУРОФЕН
4 3 2 НИМЕСИЛ
3 4 3 НАТРИЯ ХЛОРИД
1 1 4 АКТОВЕГИН
9 9 5 СПАЗМАЛГОН
11 10 6 СИНУПРЕТ
12 7 7 РЕОСОРБИЛАКТ
5 5 8 НО-ШПА
10 11 9 ТИВОРТИН
8 8 10 ЦИТРАМОН
173 43 11 КСАРЕЛТО
13 13 12 АЦЦ
6 6 13 ЭССЕНЦИАЛЕ
28 18 14 ЭВКАЗОЛИН
19 14 15 ПАНКРЕАТИН
40 28 16 ДЕТРАЛЕКС
20 17 17 НАЛБУФИН
26 31 18 КАНЕФРОН
33 25 19 МАГНЕ-B6
38 24 20 ГИДАЗЕПАМ

СЕГМЕНТ ДИСТРИБУЦИИ

В последние годы топ-3 дистрибьюторов по объе­му поставок товаров «аптечной корзины» в денежном выражении остается неизменной. Ее формируют компании «БаДМ», «Оптима-Фарм» и «Вента.ЛТД». В исследуемый период удельный вес поставок 3 крупнейших дистрибьюторов составляет 79% (рис. 13).

Рис. 13
 Удельный вес топ-10 дистрибьюторов по объему поставок товаров «аптечной корзины» в аптечные учреждения в денежном выражении за период с января 2017 по декабрь 2018 г.
Удельный вес топ-10 дистрибьюторов по объему поставок товаров «аптечной корзины» в аптечные учреждения в денежном выражении за период с января 2017 по декабрь 2018 г.

ИТОГИ

По данным ГССУ, экономическая ситуация в Украине продолжает улучшаться. Также минувший год не ознаменовался значимыми регуляторными изменениями. В таких условиях рынок активно развивался, демонстрируя двузначные темпы прироста в гривневом и долларовом выражении. По итогам 2018 г. рынок лекарственных средств продемонстрировал прирост 21,8%, подтвердив прогнозы экспертов, которые ожидали в начале года прироста рынка на уровне 18–23%. Прирост объема продаж в упаковках (+2,6%) даже несколько превзошел озвученные мнения экспертов, прогнозировавших прирост на уровне 1–2,5%.

Рост рынка в денежном выражении обеспечивался в большей степени за счет повышения цен и перераспределения потребления в сторону более дорогостоящих препаратов. На развитие рынка позитивно влияет и улучшение благосостояния населения.

В 2018 г. продолжаются намеченные ранее тенденции к увеличению в его структуре доли диетических добавок, а также рецептурных лекарственных средств, препаратов зарубежного производства. Структура потребления смещается в сторону дорогостоящих препаратов (более 100 грн. за 1 упаковку).

В сегменте дистрибуции 3 крупнейших поставщика прочно удерживают свои позиции.

Денис Кирсанов

*Аптечные продажи без учета АР Крым и зоны проведения Операции объединенных сил.
**Граничные показатели ценовых ниш: низкостоимостная ниша — до 22 грн./упаковка, среднестоимостная ниша — 22–100 грн./упаковка, высокостоимостная ниша — выше 100 грн./упаковка.
***Мониторинг промоционной активности осуществляется в 25 крупнейших городах Украины среди врачей 17 специальностей и фармацевтов.
****Данные исследования телевизионной аудитории принадлежат и предоставлены Индустриальным телевизионным комитетом (ИТК). Оператор панели — Nielsen; мониторинг — Коммуникационный Альянс.

Комментарии

Лука Пачоли 27.03.2019 10:10
Самая интересная - таблица 5. Смотрим 3-ю колонку. 17 И 20 место - это ли не катастрофа общества?. 4-е место. я даже догадываюсь, какое "лекарство" для этой статистики переименовали в "актовегин".

Добавить свой

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Другие статьи раздела


Последние новости и статьи