Последний раз уровень вознаграждения дистрибьюторов изменили после принятия закона о реструктуризации фармацевтического рынка (AMNOG) в 2011 г. С тех пор за рецептурные лекарства они получают фиксированное вознаграждение (наценку) — 70 центов за упаковку. Кроме того, они могут применять наценку до 3,15% отпускной цены производителя, но не более 37,80 евро (ранее — 72 евро). Этот порог соответствует цене, равной 1200 евро за упаковку, так что посредничество в операциях с более дорогими препаратами только демобилизирует финансовые средства.
Масштаб этого явления увеличивается*: за последние годы доля сравнительно дорогих препаратов (дороже порогового значения — см. выше) увеличилась более чем на 60%. Дополнительные проблемы создают также увеличение количества наркотических средств (на 22%) и продуктов, требующих соблюдения холодовой цепи (на 34%). Расходы дистрибьюторов увеличиваются и в связи с ростом затрат на рабочую силу, а также внедрением новых требований по борьбе с контрафактной продукцией.
Затраты оптовиков растут
При этом, по данным «GEHE»**, доля дорогих лекарств с 2010 по 2017 г. увеличилась с 14,5 до 29,5% оборота рецептурных препаратов. Количество товарных позиций (Pharmazentralnummer — PZN) дорогих лекарств в ассортименте этого оператора увеличилось с 914 в 2016 до 1357 в 2018 г. Таким образом, постоянно усиливается связывание капитала: стоимость товарного запаса дорогих лекарств на складах «GEHE» на момент подготовки отчета (2018 г.) составляла 100 млн евро (на 30% больше, чем в 2016 г.) — четверть общей его стоимости.
Распределение прироста объема продаж (в денежном выражении) между дорогими и недорогими лекарствами выглядит очень показательно (рис. 1).
Среди дорогостоящих все чаще отмечают очень дорогие препараты. Так, за последние годы, как сообщает Федеральная ассоциация фармацевтической оптовой торговли (Bundesverband des pharmazeutischen Großhandels —PHAGRO), объем продаж в аптечных закупочных ценах тех из них, которые стоят более 4 тыс. евро за упаковку, увеличился на 45%, а в натуральном выражении — на 22%.
«Маржа дистрибьютора снизилась с 12,5% в 2003 до 4,4% в 2017 г. только за счет правового вмешательства», — официально заявляет «GEHE»**, одна из ведущих оптовых компаний Германии. По данным исследования***, опубликованным PHAGRO в 2010 г., то есть до вступления AMNOG в силу, маржа составляла 5,8%. При этом 4,4% — это средняя маржа применительно к рецептурным средствам, тогда как к тем, что дороже 1200 евро, — 1,2% (в 2010 г. — 3,1%) (рис. 2).
Увеличение объема продаж в натуральном выражении (всего на 2,3%, а не на 5% в год), как заложено в экономическом обосновании AMNOG, на фоне ограниченной наценки не покрывает растущих затрат предприятий сектора.
Дайте им самоубиться!
Позиция части оптовых компаний, объединенных в PHAGRO, такова: никаких скидок (ни обычных, ни за скорую оплату — skonti — см. ниже), затрагивающих сумму фиксированной надбавки — 70 центов. Об этом свидетельствует и заказанное ими заключение юридической фирмы «Gleiss Lutz», опубликованное 1 июля этого года.
Другой крупный дистрибьютор — «AEP GmbH» — также апеллирует к позиции юристов, которая стала известна в марте этого года. Их адвокат Бернхард Кох-Хайнцлер (Bernhard Koch-Heintzeler) считает, что дистрибьюторам следует занимать более ответственную позицию, в том числе в ценообразовании. Получать или не получать фиксированное вознаграждение, — это их свободный выбор.
Часть дистрибьюторов, конечно, могут совершить «предпринимательское самоубийство», переоценив свои силы и недополучив деньги за поставки, но «разумные дистрибьюторы выживут», — утверждает юрист. Поэтому, по его мнению, «оптовый оператор может предложить своим (аптечным) клиентам вычет наличных в случае особенно краткосрочного платежа (skonti), даже если этот вычет вместе с допустимыми скидками приводит к тому, что сумма, выплачиваемая клиентом, будет меньше, чем цена производителя плюс 70 центов». «Нижний ценовой лимит неконституционен», — свидетельствует Б. Кох-Хайнцлер.
Последует ли за этим столкновением интересов очередной судебный процесс? Вполне возможно, поскольку решение Федерального суда по вопросу скидок (2017 г.) оставило пространство для разных толкований, и даже специально включенные в Закон об ускорении доступа к консультациям и улучшении снабжения (Gesetzes für schnellere Termine und bessere Versorgung — TSVG) положения не охладили пыл спорщиков. Видимо, настолько высоки ставки в этой игре.
по материалам www.phagro.de; www.gehe.de; www.pharmazeutische-zeitung.de;
www.deutsche-apotheker-zeitung.de; www.apotheke-adhoc.de
Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим