Люди, дожившие до 100 лет, имеют уникальные особенности микробиома кишечника

03 Серпня 2021 6:00 Поділитися

Согласно новому исследованию, проведенному в Японии, люди, дожившие до 100 лет и старше, могут иметь особые кишечные бактерии, которые помогают предотвратить инфекции. Результаты показывают, что эти бактерии и производимые ими особые соединения, известные как вторичные желчные кислоты, могут способствовать здоровью кишечника и, в свою очередь, здоровому старению.

Тем не менее необходимы дополнительные исследования, чтобы узнать, способствуют ли эти бактерии увеличению продолжительности жизни. Текущие результаты исследования, опубликованные в журнале «Nature», указывают только на связь между этими кишечными бактериями и продолжительностью жизни после 100 лет. «Они не доказывают, что эти бактерии позволяют людям жить дольше», — отметил старший автор исследования доктор Кения Хонда (Kenya Honda), профессор кафедры микробиологии и иммунологии Медицинской школы Университета Кейо (Keio University School of Medicine) в Токио.

Особенности кишечных бактерий у долгожителей

Микробиом кишечника, как известно, играет важную роль в здоровье человека и изменяется с возрастом. Например, меньшее разнообразие видов кишечных бактерий связано со слабостью у лиц пожилого возраста. Вместе с тем исследователи подозревали, что у людей, достигших 100-летнего возраста, могут быть особые кишечные бактерии, которые способствуют хорошему здоровью. Действительно, долгожители, как правило, подвергаются более низкому риску хронических заболеваний и инфекций по сравнению с пожилыми людьми, которые не достигают этого возрастного рубежа.

В новом исследовании ученые изучили микробиоту кишечника 160 долгожителей, возраст которых в среднем составил 107 лет. Они сравнили микробиоту кишечника долгожителей с микробиотой 112 человек в возрасте 85–89 лет и 47 человек в возрасте 21–55 лет.

Ученые установили, что у долгожителей были определенные особенности кишечных микробов, которых не выявлено у лиц двух других возрастных групп. Например, некоторые виды бактерий были обогащены или истощены у долгожителей по сравнению с двумя другими группами.

Затем исследователи проанализировали метаболиты кишечника (продукты метаболизма) во всех трех группах и выявили значительно более высокий уровень вторичных желчных кислот у долгожителей по сравнению с двумя другими группами.

По данным Национальных институтов здоровья (National Institutes of Health), США, желчь — это желто-зеленая жидкость, которая вырабатывается печенью и хранится в желчном пузыре. Желчные кислоты — это соединения желчи, которые способствуют пищеварению, особенно жиров. Согласно статье 2009 г., опубликованной в журнале «Diabetes Care», после того, как печень вырабатывает желчные кислоты, они попадают в кишечник, где бактерии химически модифицируют их во вторичные желчные кислоты.

Исследователи определили особенно высокий уровень вторичной желчной кислоты, называемой изоаллолитохолевой кислотой (isoallolithocholic acid — isoalloLCA), у долгожителей. Авторы не знали, какой метаболический процесс использовали бактерии для производства isoalloLCA, поэтому они решили определить путь ее производства. Ученые проверили штаммы кишечных бактерий 110-летнего человека, у которого отмечен особенно высокий уровень вторичных желчных кислот, и установили, что бактерии, относящиеся к семейству Odoribacteraceae, продуцируют isoalloLCA.

Более того, выявлено, что isoalloLCA обладает мощными противомикробными свойствами, что означает, что он может подавлять рост «плохих» бактерий в кишечнике. В экспериментах на чашках Петри и на мышах авторы установили, что isoalloLCA замедляет рост Clostridium difficile, бактерии, вызывающей тяжелую диарею и воспаление толстой кишки. IsoalloLCA также подавлял рост устойчивых к ванкомицину энтерококков. Результаты показывают, что isoalloLCA может способствовать здоровью кишечника, предотвращая рост вредных бактерий.

По словам К. Хонды, если бактерии, продуцирующие вторичные желчные кислоты, действительно способствуют здоровью кишечника, они могут однажды использоваться в качестве пробиотиков для улучшения здоровья человека. Он отметил, что эти бактерии кажутся безопасными, поскольку они не производят токсины и не содержат генов устойчивости к антибиотикам.

Неясно, как долгожители приобретают эти полезные бактерии, но и генетика, и диета могут сыграть роль в формировании состава микробиоты кишечника людей, утверждает К. Хонда.

По словам авторов, в ходе исследования не собиралась информация о диете участников, уровне их физической активности или применении лекарственных средств, которые могут повлиять на микробиоту кишечника и помочь объяснить данную связь.

По материалам www.livescience.com