Реализация реформы здравоохранения в Украине

23 декабря 2010 г. в Администрации Президента Украины под председательством первого заместителя главы Администрации Президента Ирины Акимовой состоялось расширенное совещание в рамках Комитета экономических реформ, посвященное вопросам проведения реформы в сфере здравоохранения. В совещании приняли участие Татьяна Бахтеева, глава Комитета Верховной Рады Украины по вопросам здравоохранения, Сергей Тигипко, вице-премьер-министр Украины — министр социальной политики Украины, Илья Емец, министр здравоохранения Украины, начальники управлений здравоохранения областных государственных администраций, главные врачи лечебно-профилактических учреждений, рядовые медики.

Открывая совещание, Ирина Акимова сообщила, что Президент Украины Виктор Янукович выделил реформирование системы здравоохранения в качестве приоритетного направления на 2011 г. Поставлена задача добиться того, чтобы медицинские услуги были более качественными и доступными, повысить статус, материальную заинтересованность и ответственность врача, эффективность использования государственных средств.

Для начала процесса реформирования необходимо наличие серьезной нормативной базы. И эту нормативную базу необходимо разработать общими усилиями организаторов здравоохранения, представителей местных органов власти, Верховной Рады Украины, практикующих врачей, экономистов. Причем сделать это следует в кратчайшие сроки — за один-полтора месяца.

Далее И. Акимова напомнила собравшимся основные положения программы экономических реформ в части реформы системы здраво­охранения:

1. Структурная перестройка, то есть разделение функций между первичным, вторичным и третичным уровнем оказания медицинской помощи.

2. Внедрение стандартов качества оказания медицинских услуг и, соответственно, индикаторов качества.

3. Существенное изменение системы финансирования учреждений здравоохранения, внедрение системы стимулов для улучшения работы медиков, создание связки между финансовыми потоками и качеством предоставляемых услуг, то есть то, что во всем мире называется «деньги идут за пациентом».

Какие задачи поставлены в области структурной перестройки учреждений здравоохранения? Проведение инвентаризации и аудита всех учреждений здравоохранения на местах по общепринятой методике. Следует отметить, что этот процесс уже начался и активно осуществляется во многих регионах.

Далее должна быть разработана схема госпитальных округов, которая даст четкое представление о том, как будут оказываться различные виды медицинской помощи в конкретном регио­не. Необходимо также помнить, что перестройка сети лечебно-профилактических учреждений обязательно повлечет за собой реформирование кадрового обеспечения. Речь идет о подготовке семейных врачей, которых в Украи­не катастрофически не хватает, и менеджеров здравоохранения, так как без профессионального управленческого звена проведение реформы невозможно.

Что ожидается от перестройки сети лечебно-профилактических учреждений? Во-первых — устранение дублирования функций, во-вторых — концентрация финансовых и человеческих ресурсов в тех центрах предоставления медицинской помощи, которые могут продолжать ее оказывать на высококачественном уровне.

В программе экономических реформ также заложено внедрение стандартов и индикаторов качества медицинских услуг. Здесь очень важно обратить внимание на использование этих стандартов и индикаторов при аккредитации медицинских учреждений, а также при заключении и продлении договоров об оказании медицинских услуг лечебно-профилактическими учреждениями. Стандарты качества будут описывать, как именно должна функционировать система здравоохранения, обеспечивать повышение ответственности, предоставляя возможность реального материального стимулирования отдельных врачей и медицинских учреждений, которые хорошо выполняют свою работу. В этой связи очень важно продумать систему независимого контроля качества оказания медицинской помощи, необходимость которой доказана мировым опытом организации системы здравоохранения.

Еще одно направление — изменение системы финансирования — должно привести к тому, что от финансирования койко-места отрасль должна перейти к финансированию по излеченному случаю. Чем меньше людей болеет, чем быстрее пациенты выздоравливают и возвращаются к нормальной жизни — тем качественнее работает врач, и он должен получать за это материальное вознаграждение. Для того чтобы система материального стимулирования работала и основывалась только на одном: хорошо работаешь — зарабатываешь больше; необходимо выстроить систему контрактных отношений, с одной стороны, — между органами местной власти и лечебным учреждением, и с другой — между главным врачом и медицинским персоналом.

Одним из первоочередных шагов была выделена доработка необходимых законопроектов, а именно «Об Основах законодательства Украины о здравоохранении» и «О пилотных проектах». Реализация пилотных проектов в трех регионах — Донецкой, Днепропетровской и Винницкой областях необходима в первую очередь потому, что здравоохранение — это отрасль, которая имеет для страны большое социальное, а зачастую и политическое значение. Любая ошибка врача отражается на здоровье пациента. Любое неправильное изменение системы может привести к негативным последствиям для общества. Поэтому в пилотных регионах необходимо отработать эффективные и безопасные схемы функционирования системы здравоохранения, которые затем можно будет внедрить на территории всей Украины.

Во время проведения пилотных проектов остальные регионы будут заниматься перестройкой сети лечебных учреждений, отрабатывать схемы госпитальных округов, повышать квалификацию медицинских кадров. Задач много, и чтобы их успешно решать Комитет экономических реформ предоставляет постоянную площадку для дискуссий, планирования и мониторинга.

Сергей Тигипко подчеркнул, что в здравоохранении Украины, как и в социальной сфере в целом, существует много проблем, которые еще не идентифицированы. Есть и такие, которые боятся озвучивать как представители власти, так и профессиональное сообщество. Все говорят о низком уровне финансирования здравоохранения, и действительно, 3,6% ВВП — это очень мало. Но, с другой стороны, в теневом секторе этой отрасли обращается еще как минимум 1,5–2%.

С. Тигипко считает, что одним из наиболее сложных вопросов, с которыми столкнется система здравоохранения в процессе реформирования, и который надо с особой тщательностью отработать во время реализации пилотных проектов, будет создание системы стимулов в первую очередь для местных администраций.

В настоящее время органы местного самоуправления не заинтересованы в предоставлении руководителям лечебно-профилактических учреждений самостоятельности при принятии решений. Необходимо также стимулировать главных врачей и менеджеров внутри медицинских учреждений, чтобы они могли открыто и честно зарабатывать, платя при этом налоги. И конечно, необходимо стимулировать врачей. Выражение «хороший врач — богатый врач» должно стать в Украине аксиомой.

Вице-премьер-министр также считает, что введение обязательного медицинского социального страхования не приведет к значительному увеличению объема финансирования отрасли. Это может закрепить объем финансирования, который пойдет на здравоохранение, а все остальное можно организовать и при существую­щей системе.

Татьяна Бахтеева подчеркнула, что реформирование системы здравоохранения является одним из наиболее сложных процессов, с которыми сталкиваются различные государства, и потому требует максимально ответственного подхода. Для проведения реформирования отрасли сейчас существуют все необходимые политические и административные предпосылки. Главная цель, поставленная Президентом, — 50 млн жителей Украины к 2020 г. Это, безусловно, очень амбициозная, но реально выполнимая задача.

Существующая система здравоохранения приводит к тому, что 90% всех финансовых ресурсов идет на оплату труда и коммунальные платежи, и только 10% — на оказание медицинской помощи. Ежечасно в Украине умирает 80 человек, а рождается 52, каждые 2 часа умирает ребенок в возрасте до одного года.

По мнению Т. Бахтеевой, пока действуют нормы, записанные в статье 49 Конституции Украины, уровень здоровья граждан напрямую будет зависеть от уровня финансирования учреждений здравоохранения и выполнения государственных целевых программ. Бюджет здравоохранения на 2011 г., к сожалению, сможет обеспечить финансирование государственных целевых программ не более чем на 60–80%.

Говоря о структуре системы здравоохранения, Т. Бахтеева сообщила, что более 30% стационаров составляют небольшие сельские больницы до 50 коек. Качество медицинской помощи в таких больницах очень низкое, а средняя себестоимость лечения — очень высокая. Каждый второй пациент в Украине госпитализируе­тся в медицинские учреждения необоснованно, и адекватная помощь может быть оказана им амбулаторно на первичном уровне.

Основными шагами, которые следует предпринять, являются:

  • четкое нормативно закрепленное размежевание первичного, вторичного и третичного уровня оказания медицинской помощи;
  • создание центров первичной медико-санитарной помощи, в состав которых войдут амбулатории и фельдшерско-акушерские пункты (ФАП), концентрация вторичного уровня медицинской помощи путем организации лечебных учреждений различной направленности в пределах госпитального округа, смещение на третичном уровне акцентов с оказания стационарной помощи на амбулаторную, оптимизация льготного медикаментозного обеспечения;
  • реформа финансирования отрасли, мотивация медицинских работников, эффективное использование ресурсов;
  • популяризация здорового образа жизни.

В переходных положениях Бюджетного кодекса Украины Кабинету Министров Украины в течение года с момента вступления его в силу поручено подготовить соответствующие законопроекты, предусмотрев в них проведение мероприятий по передаче ведомственных учреждений здравоохранения в сферу управления профильного министерства, а также переход от использования бюджетных средств на содержание государственных и коммунальных лечебно-профилактических учреждений к оплате соответствующих медицинских услуг (с изменением организационно-правовых форм хозяйствования).

Результатом проведения первых шагов реформы должна быть подготовка отрасли в 2014 г. к переходу на бюджетно-страховую модель финансирования.

Илья Емец отметил, что Президент Украины во время своей беседы с ним при назначении на должность министра выразил большую надежду на то, что реформирование отрасли будет идти успешно, и подчеркнул, что другого пути у отечественного здраво­охранения сегодня нет. В качестве наглядного примера необходимости кардинального изменения существующей системы финансирования может служить хотя бы тот факт, что по состоянию на 23 декабря 2010 г. — за 4 дня до окончания бюджетного года — на счетах Министерства находилось 309 млн грн., предназначенных для финансирования государственных целевых программ. Теперь эти деньги, скорее всего, вернутся обратно в казну, так как не смогут быть использованными.

Александр Анищенко, первый заместитель министра здравоохранения Украины, рассказал о том, как идет подготовка к реа­лизации пилотного проекта в Донецкой области. На сегодня проведен анализ состоя­ния системы здравоохранения в каждой административно-территориальной единице, который учитывал кадровое, финансовое и материально-техническое обеспечение. Разработан ориентировочный план, которым предполагается создать в регионе 89 центров первичной медико-социальной помощи и 36 госпитальных округов. При сравнении показателей количества койко-мест с европейскими нормативами оказалось, что в области необходимо сократить около 6 тыс. коек. При этом высвободится финансовый ресурс в размере около 400 млн грн., которые будут в первую очередь направлены на выполнение требований 49 ст. Конституции Украины. Также начата подготовка менеджеров здравоохранения.

На этапе реализации норм новой редакции Бюджетного кодекса Украины, касающихся передачи сельских лечебных учреждений на финансирование из районных бюджетов, возникают определенные сложности. Во-первых, нет нормативного акта, регламентирующего ФАП как структурное подразделение амбулатории, или же амбулатории как структурного подразделения центральной районной больницы (ЦРБ) или поликлиники при ЦРБ. Во-вторых, нормативно не закреплена обязательность полной передачи имущественных комплексов. В-третьих, следует урегулировать наличие бухгалтерий при управлениях здравоохранения. На сегодня они разрешены при областном и городском управлениях, но не разрешены — при районном. Также представляется целесообразным оставить центрам первичной медико-санитарной помощи самые простые диагностические возможности — рентген-аппарат, лабораторию, аппарат УЗИ.

А. Анищенко отметил также, что в ходе подготовки к пилотному проекту в области был проведен круглый стол с участием представителей Комитета экономических реформ, Министерства здравоохранения, облгосадминистрации, Фонда Рината Ахметова, и по его результатам было предложено пересмотреть сроки реализации проекта. Так, структурную перестройку системы предполагается завершить до 1 декабря 2012 г., а введение программы целевого метода финансирования — до декабря 2013 г.

В программе реформ также не урегулирована судьба детских лечебных учреждений, не понятно, будут ли это самостоятельные единицы или структурные подразделения.

Подводя итоги совещания, И. Акимова отметила, что дискуссия вокруг реформирования здравоохранения началась, но она не закончилась и будет продолжаться постоянно до тех пор, пока этого будет требовать процесс экономических реформ.

Условиями успешного реформирования здравоохранения является параллельное развитие инфраструктуры, строительство дорог, изменение подходов к медицинскому образованию, слаженное взаимодействие центральных и местных органов власти. Важным является также вопрос коммуникации в медицинской среде, с местными органами власти и, конечно же, с самими пациентами.

Александр Устинов,
фото Сергея Бека
Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Сергей Николаевич 08.01.2011 7:02
Проведение реформы здравоохранения жизненно необходимо, но встречает ожесточенное сопротивление существующих управленческих структур.Декларации о необходимости перемен на деле сопровождаются полной инертностью и даже противодействием.Главврач,которого нынешнее положение дел устраивает, ждет указаний сверху, собственная инициатива отсутствует,а предложения снизу расцениваются как вмешательство в управленческие функции.Готов поделиться, если ответите.Спасибо.
Игорь 11.01.2011 4:09
20 лет выдумывать "велосипед" - невыносимо ни для одной страны.... Давно необходимо было переходить на цивилизованые рельсы финансирования медицины. Она называется смешанной:Бюджетно-страховая плюс все не запрещенные законом (благотворительность, гранды, платные услуги). Давно были бы накормлены медицинские работники и все остальные не болели и умирали в таком колличестве...
Александр 26.01.2011 12:59
Уже вырисовываются первые штрихи реформы З/О "по украински". 1. Чиновничья медвертикаль работает на самосбережение и и дальнейшую суперконцентрацию финресурсов. 2. "Оптимизация" /сокращение/ коечного фонда диктуется чиновниками, а не рынком, конкуренцией. 3. Вместо экономической, хозяйственной самостоятельности ЛПУ получат еще большую централизацию управленческой деятельности.
nery 20.02.2011 2:04
основная цель реформ- переложить заботу о здоровье граждан с плеч государства на плечи этих самых граждан. Ведь ни для кого не секрет. что финансирование нашей медицины мизеррное- а она, бедняга, все живет, питаясь силами медиков-энтузиастов. А вот после реформ лечит ии вовсе будет некому
Людмила 22.02.2011 12:36
Какая модель здравоохранения в Украине, до сих пор, не была определенна. Беверидж, Бисмарк, Национальное страхование, модель "из собственного кармана". За 20 лет не сформирована новая модель ценообразование по каждой отрасли медицины, которая отличалась от советской системы. Чиновники, занимающиеся реформированием, далеки от реальных фактов знания ситуации на местах, ФАПах, ЦРБ и т.д. Декларации о реформировании написаны непрофессионально, законопроекты бездарны, общие фразы. Все это напоминает Горбачевскую борьбу с алкоголизмом, методом вырубки виноградной лозы.
alexander 28.04.2011 2:22
Сколько можно муссировать вопрос о реформировании органов здравоохранения? Забудьте о прожекте Лехан. Как же можно ненавидеть людей в Украине, чтобы такое предложить? Здесь забыли о простых людях.Лучшей системы здравоохранения которую предложил Семашко в настоящее время ломать не стоит. Да, надо реформировать систему , но не в угоду больших клиник, которые и так имеют хорошее финансирование, а в сторону сельского здравоохранения. Необходимо забыть о семейных докторах, которые будут и оперировать , и лечить детей и стариков. Это разные вещи( лечение). Самое главное во всей реформе - это заработная плата, которая гарантируется государством. Если будет достойная зарплата для медработников, то может быть, те медработники( с большим стажем работы, квалификацией) вернутся на прежние места работы. Если мы идем в Европу , то и заработная плата медработников должна быть соответственной, чтобы каждый медицинский работник работал только на одну ставку и ему хватало этих денег на все. Без решения заработной платы медработникам ни одна реформа не будет внедрена( медработники уйдут на пенсию по выслуге лет).Забудьте о больших клиниках, надо восстанавливать сельское здравоохранение, какое оно не было затратное
alexander 28.04.2011 2:31
Пусть пани Акимова приедет и посмотрит на тот "Центр семейной медицины", который она открыла в ДнеродзжержинскеCN
Влада 26.05.2011 6:19
5лет как появилась новая структура-райздрав;дублируют работу статистов и шикарно обустраивают свои офисы(кондиционеры...)съедают львинную часть нашего бюджета,работники которые не сталкивались с больными занимают пост главного специалиста района и контролируют медиков. Зачем нужна эта структура?
Григорий Степанович 23.06.2011 9:50
Какое здравоохранение можно иметь за 107$, спросите у любого эксперта ВОЗ? Краснокрестовскую сестру под пальмой, такой будет ответ. Есть закон Лехан: При капитализме, только та медицинская помощь может быть бесплатной, на которую есть деньги. Вот и ВСЯ реформа здравоохранения в Украине. В проекте Закона написано, пилотные проекты не требуют дополнительного финансирования. Из медицины, за 20 лет независимости изъято более 100 млрд долларов. Результат есть и он на лицо. Да здравствует КАПИТАЛИЗМ!!! СПАСАЙСЯ, КТО КАК МОЖЕТ!
C. Толстопятов, д.м.н. 14.01.2012 1:00
Для реформирования медицины необходимо ориентироваться на программы, направленные на снижение смертности и инвалидности населения от инсультов, которые в Украине являются лидерующим киллером Почему такие конкурентоспособные программы не учитываются?
C. Толстопятов, д.м.н. 14.01.2012 1:21
Основной причиной смертности в Украине является инсульт. Это осложнение регистрируется каждые 4 мин, ежегодно 120000 случаев. После инсульта только 10% возвращаются к труду.С 2000 по 2010 г. количество инсультов увеличилось в 1,6 раза (И.С.Зозуля с соавт.-Укр.мед.ж.,2011,№ 5 (85). Для устранения этой катастрофы необходимо профинансировать новую конкурентоспособную национальную профилактическую программу, которая направлена на снижение этой угрозы на 80% (МЗ планирует только 10%). Однако чиновники здравоохранения активно саботируют эффективные проекты. Как бороться с этим беспределом дилетантов?
Толстопятов С.М.,д.м.н. 06.02.2012 10:35
Реформа в медицине должна начинаться с программ, направленных на снижение смертности от основного киллера -инсульта, который в Украине появляется каждые 4 мин. Почему не затронут основной вопрос реформы?
Док 28.02.2012 5:06
Я - врач и могу сказать однозначно, что эта реформа в условиях нашего государства крайне невыгодна пациентам. В некоторых населенных пунктах что бы попасть и лечиться у узкого специалиста человек должен преодолевать около 10 км двумя транспортами, но сначала выстоять очередь к семейному врачу за направлением (власти же утверждают что помощь стала быстрее и доступнее). А СМИ работают на областные администрации, снимая не реальное положение вещей, а художественные фильмы про то, какие все счастливые и довольные реформой, и ни одного отрицательного момента... Финансирование как было убогим, таким и осталось. И вообще, каким это образом за пол- года из того же терапевта хотят сделать специалиста широкого профиля (невролога, педиатра, гинеколога, ЛОРа, офтальмолога, хирурга и т. д.) - это какая-то новая система обучения????? И как к семейному врачу в одной очереди будет стоять беременная женщина и рядом потенциально инфицированный ребенок, ведь многим хорошо известно что такое внутриутробная инфекция и какими катастрофическими последствиями она грозит еще неродившемуся человечку и его маме..... Те кто игнорирует это - являются настоящими преступниками. Смогут ли власти не перечеркивая санитарные нормы и правила обеспечить каждого семейного врача как минимум тремя кабинетами (приема, перевязочной, смотровой), думается, что нет из -за того же убогого финансирования. Уже хотя бы этот факт - преступление против здоровья украинцев!!! А чиновники готовы попрать все медицинские каноны, лишь бы удержаться в насиженном кресле и сохранить свои личные источники финансирования (обогащения)......
Владимир 03.03.2012 7:50
Уважаемые коллеги!Из нас с вами делают идиотов,заставляя мириться с некомпетентными реформами!Мы потеряем практически весь коечный фонд(государству уже не нужно его финансировать).Из медицины уйдут классные специалисты,отдавшие часть своей души пациентам!Мы потеряем любимую,хоть и малооплачиваемую работу.Больные потеряют возможность обслуживаться квалифицированными специалистами,поскольку за нерентабельностью те будут сокращены.Украинцы,откройте глаза!!!Олигархи,руки прочь от медицины!
Александр 29.09.2012 8:51
Реформировать систему может и нужно, переходить на страховую медицину - нужно, но в страховой медицине есть не страховые случаи. Возьмет ли на себя государство оплачивать не страховые случае на себя? Вот к примеру пролечил я опоясывающий герпес по страховке, через время после УЗИ поставили диагноз хр. Гепатит невыясненной этиологии. И вот все обследования и лечение гепатопротекторами - не страховой случай. Кто должен мне компенсировать расходы на лечение?
Ирина 08.11.2012 6:49
Реформа дійсно необхідна, але для виконанна всіх поклададених функцій необхідно створити в закладах міцний адміністративний блок. Організація рботи в частині обліку, введення нового механізму нарахування заробітної плати,укладання договорів відкриття нових амбулаторій, які потребують капітальних ремонтів, обслуговування будівель та коммунікацій, автопарк , обладнання це все потребує постійного контролю та трудовик ресурсів. Необхідно переглянути Наказ про щтатні нормативи Центрів ПМСД на заканодавчому рівні, а не робити посилання на місцеві адміністрації. Фраза " за необхідністю" трактується чиновниками по своєму. Якщо в наказі не передбачено то " н е п о л о ж е н о " Враховуючи це необхідний дієвий документ, який би забезпечив роботу всіх служб.
Инна 23.02.2013 4:10
Столкнулась с реформой здравоохранения сегодня нос к носу как говориться. Сходила к гинекологу, она поставила диагноз, назначила лечение, отдала мне карточку, сказала что в связи с реформой они переезжают и не знают кто теперь будет здесь находится и куда в дальнейшем обращаться. На лекарства у меня оказалась аллергия, пережила анафилактический шок. Медсестра которая ставила капельницу оказала первую помощь и отправила в приемный покой. А там, мне сказали: вот скоро закроют поликлинику и будете все к нам ездить, у вас аллергия? отлично, не принимайте больше этот препарат и едьте домой отдыхайте. Давление 100/70, температура 37,5. Лежу дома, отдыхаю к кому обращаться ума не приложу. Отличная реформа, что тут сказать. Печально...

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті