Самым важным из искусств для нас является… фарм-арт

Независимо от того, кто мы по профессии — фармацевты, повары, воспитатели, учителя или журналисты, — с самого рождения и на протяжении всей жизни мы сталкиваемся с лекарственными средствами. Однако за последние полстолетия лекарства потеряли свое узкоспециализированное медицинское значение, они перестали быть лишь средствами терапии или профилактики заболеваний — по современным воззрениям, лечение, кроме здоровья, должно улучшать также и качество жизни.

Именно поэтому можно говорить о том, что лекарства приобрели значение более широкое, в том числе эстетическое и социокультурное. Теперь с их помощью мы можем быть не просто только здоровыми, но и достигать своих идеалов,  быть привлекательнее (принимая средства для уменьшения массы тела), счастливее (применяя препараты, влияющие на эмоциональное состояние), в чем-то успешнее, а значит почувствовать себя хозяевами своей жизни.

Немаловажную роль в этом играет реклама лекарственных средств, которая перестала нести лишь информационную нагрузку — теперь ее задачей стало не просто проинформировать пациента, врача или фармацевта о существовании препарата, но сделать это как можно более остроумно и красиво.

Вполне очевидно, что и многие моменты, непосредственно связанные с фармацевтической отраслью, также имеют определенную эстетическую ценность — начиная с внешнего вида аптечной посуды и интерьера аптеки, заканчивая внешним видом препарата (например форма и цвет таблетки) и оформлением его упаковки.

Все это стало предпосылкой к формированию нового течения в изобразительном искусстве (фотографии, графике, скульптуре, дизайне, инсталляциях и пр.), в котором основным объектом стало все то, что касается фармацевтической отрасли. Оно получило название фарм-арт (англ. pharm art или pharmaceutical art — фармацевтическое искусство).

Немаловажную роль в развитии этого нового течения поп-арта сыграл, например, рост численности неизлечимых или трудноизлечимых заболеваний (рак, ВИЧ/СПИД и пр.) и, как следствие, возникающие в связи с этим социальные проблемы (в частности остро стоящие вопросы стоимости и доступности лекарственных средств; качества и безопасности препаратов), а также рост злоупотребления различными психоактивными веществами и повышение опасности, которую они несут для жизни и здоровья. Не меньшей проблемой является также бесконтрольное применение лекарственных средств, полипрагмазия.

Безусловно, все это только стимулирует дальнейшее развитие фарм-арта. И если в руках врача или фармацевта лекарственные средства  это материал, с помощью которого они пытаются бороться с заболеваниями, то в руках художника разноцветные таблетки, капсулы, аптечная посуда и т.д. — строительный материал для создания художественных образов, собранных в виде мозаик, инсталляций. Некоторые из них могут нести лишь эстетику, другие же могут быть наделены глубоким философским смыслом, идеей.

Так, Линтон Мигер (Linton Meagher), врач-психиатр из Сиднея, известный представитель фарм-арта, говорит, что его искусство фокусируется на выхваченных из контекста объектах, которые он изображает при помощи капсул или лезвий скальпеля. Работы из его коллекции под названием «Encapsulations» созданы из нескольких тысяч капсул. Эти работы — полускульптурны, говорит Л. Мигер, и когда свет проходит сквозь них и преломляется, получаются эфемерные образы. Одной из таких работ является, например, «Круговорот» (Swirling Water, 2008), созданная из капсул с рыбьим жиром. Другая, названная «Падающие капсулы» (Falling pills, 2007), создана из капсул, покрытых масляной краской и сусальным золотом. Некоторые другие его работы (например Blue Steel, 2007) представляют собой мозаичные портреты, созданные из лезвий скальпеля.

Другой художник, являющийся одним из самых дорогих творцов, — Дэмиен Херст (Damien Hirst), также работающий иногда в технике фарм-арта, — создал проект, названный им «New Religion» («Новая религия», 2007). По его мнению, фармацевтическая отрасль в современном обществе заменила собой религию как идеологию обещания исцеления и вечной жизни, где теперь объектом поклонения являются лекарственные средства, в силах которых продлевать жизнь, излечивать от смертельных заболеваний и т.д.

Группа других художников (Сьюзи Фримен (Susie Freeman), Дэвид Критчли (David Critchley) и др.) в рамках проекта «Pharmacopoeia» создала инсталляцию, посвященную исследованию отношения современных британцев к здоровью и заболеваниям. Инсталляция представляет собой 13-метровую ленту под названием «Cradle to Grave». Огромное количество лекарств, нанизанных на две длинные нити, представляют собой своего рода терапевтическую биографию каждого из нас.  Каждая такая нить содержит более нескольких тысяч единиц препаратов — приблизительно такое количество лекарств назначается каждому современному британцу в течение всего его жизни.

Реклама лекарственных средств, как уже было упомянуто выше, не только способствует развитию нового арт-течения, но и сама таковым является. Достаточно только взглянуть, например, на то, какие решения придумывают для промоции лекарственных средств многих известных фармацевтических компаний, в частности «Nycomed», «Pfizer», «Bayer» и других. Так, в рекламе препарата Viagra/Виагра (сильденафил) (название которого уже стало нарицательным) также используется прием фарм-арта — из голубых таблеток создан шаржевый портрет Зигмунда Фрейда, основоположника психоанализа, который одним из первых заговорил о сексуальности и сексуальных проблемах. Примеры рекламных материалов для других продуктов, которые смело можно отнести к фарм-арту, вы можете увидеть в качестве иллюстраций к данному материалу.

Вполне возможно, что кого-то из нас может удивить появление фармацевтического искусства, кто-то может воспринять его с определенной долей скепсиса или сарказма, ведь сейчас в понимании большинства фармацевтическая отрасль — это некое ремесло, суть которого состоит в технологиях и бизнесе. К сожалению, мы начинаем забывать корни нашей профессии, в которой сам процесс изготовления лекарства изначально рассматривался именно как искусство. Возможно, таким образом, Фармация пытается напомнить нам о своем истинном предназначении ..

Ars longa, vita brevis est.

Валерий Юдин,
по материалам  pharmacopoeia-art.net;
www.artnet.de;www.whitecube.com;
www.davenitsche.com;www.susiefreeman.net

 

Представленная в рамках проекта «Pharmacopoeia» инсталляция «Cradle to Grave» иллюстрирует терапевтическую биографию современного британца (pharmacopoeia-art.net) (1);

Реклама — коммерческое воплощение фарм-арта, и подход к ее созданию является без преувеличения процессом творческим (2), (5) и (6).

Увы, не всегда у нас пробиваются крылья, сообщает реклама нового устройства компании «Nycomed» для интраназального применения анальгетиков (2). Особенно в том случае, если беспокоит боль, связанная с онкологическими заболеваниями, и данное гиперболическое изображение боли — лишь скромная иллюстрация того, что на самом деле чувствуют онкобольные (рекламное агентство «Sentrix Global Health Communication», США, 2007).

Однако обеспокоенность пациентов вызывают заболевания не только причиняющие боль физическую. Впервые о сексуальности и, в частности, сексуальных проблемах заговорил австрийский врач Зигмунд Фрейд. Во многом благодаря ему эта тема перестала быть табуированной. Компания «Pfizer», впервые создавшая лекарственное средство для лечения эректильной дисфункции, увековечила память великого психоаналитика, выложив его мозаичный шарж из не менее легендарного препарата Viagra/Виагра (5) (рекламное агентство «Arnoldvuga», Словения, 2008).

Однако не все художники смотрят в историю — скорее их влекут космические возможности препарата: «Все выше, и выше, и выше…» (6) (Рекламное агентство «Dentsu», Китай, 2008).

До того, как стать одним из самых дорогих из ныне здравствующих художников мира, британец Дэмиен Херст (Damien Hirst) (3), выставка некоторых работ которого уже сейчас проходит в Киеве, сделал серьезный вклад в развитие фарм-арта своим проектом «New Religion» («Новая религия», 2007; работы можно увидеть на: jericho.blogs.com) и инсталляцией «Pharmacy» («Аптека», 1999), в которой воссоздал аптеку в натуральную величину.

Однако если для одних искусство — это способность понять окружающий мир, то для других — открыть собственный. По крайней мере так считает американский фотограф Дейв Ницше (Dave Nitsche), использующий для этого, например, стеклянные шприцы (4). «Если смотреть на мои фотоснимки достаточно долго, — говорит он, — вы поймете каждый аспект моей жизни. Мои желания, нужды, страсти, неудачи, радости и боли, — все в них» (www.davenitsche.com).

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Цікава інформація для Вас:

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті