На вопросы читателей отвечают сотрудники адвокатской фирмы «Паритет»
О системе оплаты труда аптечных работников


ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ

— По коллективному договору система оплаты труда аптечных работников предусматривает повышение схемного должностного оклада при увеличении размера минимальной заработной платы в Украине согласно законодательству. Имеет ли право центральная районная аптека увеличить схемный должностной оклад на определенный коэффициент работникам не всех аптек района, а только тех, финансовое положение которых позволяет это делать?

— Часть 2 статьи 97 Кодекса законов о труде Украины (далее — КЗоТ) предусматривает, что формы и системы оплаты труда, нормы труда, расценки, тарифные сетки, ставки, схемы должностных окладов, условия внедрения и размеры надбавок, доплат, премий, вознаграждений и других поощрительных, компенсационных и гарантийных выплат устанавливаются предприятиями, учреждениями, организациями самостоятельно в коллективном договоре с соблюдением норм и гарантий, предусмотренных законодательством, генеральным и отраслевыми (региональными) соглашениями.

Конкретные размеры тарифных ставок (окладов) и сдельных расценок рабочим, должностных окладов служащим, а также надбавок, доплат, премий и вознаграждений устанавливаются собственником или уполномоченным им органом с учетом требований, предусмотренных частью 2 статьи 97 КЗоТ.

Собственник или уполномоченный им орган не имеют права в одностороннем порядке принимать решения по вопросам оплаты труда, которые ухудшают условия, установленные законодательством, соглашениями, коллективными договорами.

В соответствии со статьей 98 КЗоТ оплата труда работников учреждений и организаций, которые финансируются из бюджета, осуществляется на основании законов и других нормативно-правовых актов Украины, генерального, отраслевых (региональных) соглашений, коллективных договоров в пределах бюджетных ассигнований и внебюджетных доходов.

Положения коллективного договора распространяются на всех работников предприятия, учреждения, организации и являются обязательными как для собственника или уполномоченного им органа, так и для работников предприятия, учреждения, организации (статья 18 КЗоТ).

Следует также отметить, что в соответствии со статьей 18 закона Украины «О коллективных договорах и соглашениях» на лиц, по вине которых нарушено или не выполнено обязательство по коллективному договору, соглашению, налагается штраф в размере до ста необлагаемых налогом минимумов доходов граждан и они несут дисциплинарную ответственность вплоть до освобождения от должности.

Верховной Радой Украины 1 июня 2000 г. был принят закон Украины «Об установлении размера минимальной заработной платы на 2000 г.». Этим Законом установлены новые размеры минимальной заработной платы: с 1 апреля 2000 г. — 90 грн., с 1 июля 2000 г. — 118 грн. в месяц.

Поэтому после вступления Закона в силу центральная районная аптека должна увеличить схемные должностные оклады работникам всех аптек района на соответствующие коэффициенты с 1 апреля 2000 г. и с 1 июля 2000 г.

Из вышеизложенного следует, что, если коллективным договором предусмотрено повышение схемного должностного оклада на определенный коэффициент при увеличении размера минимальной заработной платы в Украине независимо от финансового положения аптек, то повышение схемного должностного оклада сотрудникам не всех аптек района, а лишь тех, финансовое положение которых позволяет это сделать, будет являться нарушением трудового законодательства.

Ольга Дерепа,
адвокатская фирма «Паритет»

— Государственная инспекция по контролю качества лекарственных средств (ГИКК) направляет письма, в которых требует изъять из продажи в аптечной сети забракованные серии лекарственных препаратов. В то же время инспекция требует передать для контроля другие серии этих же лекарственных препаратов, несмотря на то что они имеют сертификаты качества, выданные контрольно-аналитической лабораторией ГИКК в соседней области. На каких основаниях?

— В соответствии с постановлением Кабинета Министров Украины «О государственном контроле качества лекарственных средств» от 12 мая 1997 г. № 448 и приказом Министерства здравоохранения Украины «О Государственной инспекции по контролю качества лекарственных средств» от 4 июня 1997 г. № 173 контрольно-аналитические лаборатории находятся в подчинении государственных инспекций Автономной Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя (далее — государственные инспекции). Полномочия государственных инспекций имеют территориальную зависимость, то есть они осуществляют государственный контроль за выполнением требований законодательства по обеспечению качества лекарственных средств теми субъектами хозяйственной деятельности, которые находятся на территории соответствующей административной единицы (области, города). Соответственно распоряжения и решения государственных инспекций распространяются только на этих субъектов. В соответствии со статьей 15 закона Украины «О лекарственных средствах» от 4 апреля 1996 г. № 123/96-ВР только законные требования должностных лиц, осуществляющих государственный контроль качества лекарственных средств, являются обязательными для исполнения.

Права должностных лиц государственных органов в сфере контроля качества лекарственных средств определены в статье 15 закона Украины «О лекарственных средствах». При этом непосредственный контроль качества конкретных лекарственных средств может осуществляться только в лабораторных условиях.

Исходя из полномочий, определенных статьей 15 закона Украины «О лекарственных средствах», органы государственного контроля качества лекарственных средств имеют право отбирать образцы лекарственных средств для лабораторной проверки их качества. Других полномочий относительно лабораторного контроля качества лекарственных средств государственным органам не предоставлено.

Положение о порядке отбора образцов лекарственных средств для лабораторной проверки их качества утверждено Постановлением Кабинета Министров Украины от 1 сентября 1997 г. № 965. Согласно этому Положению для осуществления отбора образцов лекарственных средств для лабораторной проверки их качества необходимо наличие решения Государственной инспекции по контролю качества лекарственных средств Министерства здравоохранения или же решения территориальных государственных инспекций. Решения государственных инспекций принимаются после их согласования с Государственной инспекцией МЗ. При этом отбор проводится непосредственно должностными лицами Государственной инспекции по контролю качества лекарственных средств МЗ, а также должностными лицами государственных инспекций или по их поручению другими должностными лицами в присутствии представителя субъекта хозяйственной деятельности.

Таким образом, региональные государственные инспекции имеют право осуществлять контроль качества лекарственных средств на территории соответствующей административной единицы при условии соблюдения всех вышеперечисленных условий.

Сергей Ефимов,
адвокатская фирма «Паритет»


Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Цікава інформація для Вас:

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті