Зеленый крест — обсуждение постфактум

Как известно, Правилами торговли лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения предусмотрена установка на аптечных подразделениях сигнального указателя в виде зеленого креста. Изданный 1 декабря 2004 г. Приказ МЗ Украины № 590 более детально описывает внешний вид нового указателя, окончательные сроки установки (до 01.06.2005 г.), а также место его расположения: на фасаде аптечного учреждения перпендикулярно тротуару. Следует отметить, что этот приказ вызвал неоднозначную реакцию у руководителей аптечных учреждений и представителей профессиональных ассоциаций. Так, в открытом письме Всеукраинской аптечной ассоциации высказаны сомнения относительно целесообразности установки нового сигнального указателя, особенно в сельской местности («Еженедельник АПТЕКА» № 10 (481) от 14.03.2005 г.). Редакция получает много критических отзывов о нововведении. Например, много вопросов возникает в отношении установки и расположения указателя на аптечных пунктах и киосках, детального регламентирования параметров устанавливаемой конструкции. В следующих публикациях мы рассчитываем осветить все pro и contra. Сегодня свое мнение о новом сигнальном указателе выскажет руководитель одной из известных столичных аптечных сетей, директор компании «У.М.С.» Виктор Поливаный. Тем же, кто сейчас занят поисками подрядчика для изготовления и установки зеленых крестов, помогут рекомендации Светланы Лузаковой, директора компании «Продакшн Центр», совместно с рекламным агентством «Марсмедиа» реализующей проект «Зеленый крест — символ здоровья».

Виктор Поливаный

Виктор Поливаный

Виктор Поливаный, директор ООО «У.М.С.»:

— Виктор Дмитриевич, каково ваше мнение относительно обязательного установления зеленого креста на фасадах аптечных учреждений и  их структурных подразделений?

— К сожалению, данная норма была принята без предварительного обсуждения с практиками, с теми, кому это решение предстоит непосредственно воплощать на практике. Если говорить об утверждении нового сигнального показателя в целом, то я бы оценил этот шаг положительно. Прежде всего, это удобно покупателям, поскольку они смогут издали увидеть такой указатель и отличить аптечное учреждение от магазинов или каких-либо других заведений. Не секрет, что в настоящее время вывески собственно аптек не всегда дают возможность вычленить ее из ряда супермаркетов и казино. Поэтому я считаю, что это в интересах покупателя — унифицировать указатель для аптек, определив таким образом их статус как учреждения здравоохранения.

— Как вы оцениваете финансовую сторону вопроса и жесткие сроки выполнения приказа?

— К установлению жестких сроков я отношусь критично. Изготовление сигнального указателя и его установка потребуют привлечения дополнительных средств, которые ни одна компания в своем бюджете не закладывала. Между тем, все финансовые затраты должны прогнозироваться. Введение любого нормативно-правового акта, который призван облегчить жизнь нашему населению, будь то регулируемая цена или уменьшение торговых наценок, размещение указателей на аптеках или определение минимальной площади аптеки, — все это должно в первую очередь рассчитываться экономически. Для снижения стоимости медикаментов нужно сделать так, чтобы их было экономически выгодно производить в
Украине, это позволит снизить себестоимость продукции. Если пойти только по пути уменьшения торговой наценки, то под угрозой окажется отечественная фармацевтическая промышленность, да и украинский фармрынок в целом.

Если говорить о расходах по установке новых сигнальных показателей, то, безусловно, крупные компании смогут выделить для этого средства, а мелким компаниям, особенно расположенным в сельской местности, будет гораздо сложнее. Что касается непосредственно ООО «У.М.С.», то мы, положив на одну чашу весов отчисления, которые ежеквартально платим за каждую вывеску аптеки как за наружную рекламу, а на другую — оплату изготовления и установки зеленого креста, установили, что не проиграли.

— Насколько необходимо, на ваш взгляд, столь детально регламентировать параметры сигнального указателя?

— Я выскажу лишь свое частное мнение. Казалось бы, одна мелкая неточность ничего кардинально не меняет. Например, если крест у одной фирмы будет чуть светлее, чем у другой, или будет немного отличаться по размеру. А между тем, идя по пути небольших отклонений и допусков, можно зайти очень далеко. И по принципу игры в «испорченный телефон» зеленый крест, который должен быть установлен перпендикулярно фасаду аптечного учреждения, в какой-нибудь аптеке города Н. превратится в синий или коричневый крест, расположенный в торговом зале. Мое мнение таково: если какая-то норма вводится, то она должна быть одинаковой для всех, без всяких допусков и вариантов. Наличие единого стандартного образца сигнального указателя, — это правильно.

— Как вписывается новая эмблема в  корпоративный имидж аптечного учреждения?

— Нам повезло: зеленый корпоративный цвет компании «У.М.С.» очень хорошо сочетается с новой эмблемой. Сейчас мы открываем в Киеве 2 новых аптеки, и на них к моменту открытия уже будет установлен новый сигнальный указатель в виде зеленого креста. Что касается других компаний, то, возможно, у кого-то зеленый крест будет несколько диссонировать с корпоративным дизайном, и руководству таких аптечных учреждений придется проявить определенную фантазию, чтобы удачно «вписать» новую эмблему.

На сегодняшний день реализуется первая часть программы, задача которой — внести ясность в размещение объектов социальной сферы, к которым относятся и аптеки. Использование зеленого креста в логотипах и прайс-листах или еще каким-либо образом пока что не регламентировано, но, надеюсь, это лишь вопрос времени. Вместе с тем, у большинства работающих на фармацевтическом рынке компаний уже есть устоявшиеся логотипы, и вряд ли кто-то захочет их менять.

— Какие пожелания вы могли бы высказать относительно принятия подобных решений в будущем?

— Самое главное — прислушиваться к мнению людей, которые имеют достаточный практический опыт в сфере, которой непосредственно касается тот или иной принимаемый нормативный документ. Существует Фармацевтическая ассоциация Украины, другие профессиональные ассоциации и объединения, есть опытные руководители коммунальных предприятий, крупных розничных сетей, дистрибьюторских компаний, которые могли бы оказать неоценимую помощь в подготовке документов. Мы все в этом заинтересованы, поскольку нам потом нужно строить свою деятельность в принятом нормативно-правовом поле. И хотелось бы, чтобы правила игры были разумными и основывались на знаниях и практическом опыте профессионалов. Это касается как утверждения символики, которую мы сегодня обсуждали, так и других важных вопросов: лицензирования, ограничения торговых наценок, разработки правил реализации и др.

Светлана Лузакова

Светлана Лузакова

Светлана Лузакова, директор компании «Продакшн Центр» — Рекламаркет:

— Светлана, насколько мне известно, ваша компания провела мониторинг производителей, предлагающих аптечным учреждениям изготовление наружного сигнального указателя. Каковы его результаты?

— С декабря 2004 г. нами была проделана достаточно большая работа по анализу возможностей приобретения аптечными учреждениями наружного светового указателя в виде зеленого креста. Это обычная для нас процедура, поскольку наша миссия, миссия Рекламаркета, заключается именно в поиске лучших предложений, существующих на рынке рекламы (конструкции, полиграфия и сувенирная продукция), с целью оптимизации затрат наших клиентов.

Мы изучили предложения более чем 30 организаций из различных регионов, которые в той или иной форме декларировали свои возможности и готовность качественно и оперативно производить подобные зеленым крестам конструкции с гарантией их дальнейшей эксплуатации. Мы приобрели десятки изделий в виде зеленых крестов для более детального изучения реального потенциала этих производителей. К сожалению, лишь продукция нескольких компаний действительно отличалась качеством, надежностью, оперативностью и адекватной стоимостью. По оценке наших специалистов, только две компании из киевского региона оказались способны наладить серийное производство сигнальных указателей, которые бы полностью отвечали установленному нормативными документами стандарту и имели высокое качество. Уже с 15 апреля мы готовы предложить аптечным учреждениям серийные конструкции вышеупомянутых производителей. Параметры этих конструкций полностью соответствуют установленным требованиям.

— Что вы вкладываете в понятие качества, говоря о сигнальных указателях?

— Помимо строгого соответствия установленным приказом нормам, есть еще целый ряд параметров, по которым определяется качество такого рода конструкций. Прежде всего, следует помнить, что сигнальный указатель устанавливается снаружи помещения, соответственно, он должен быть устойчив к таким воздействиям внешней среды, как перепады температур и ультрафиолетовое излучение. Исходя из этого, при производстве зеленого креста необходимо использовать материал, предназначенный для производства исключительно наружной рекламы. К сожалению, неспециалисту в сфере производства подобных конструкций, в частности, руководителю аптечного учреждения, очень сложно визуально отличить один вид материала, используемого для производства изделия, от другого. Результат приобретения наружных сигнальных указателей у производителей, которые недобросовестно подходят к разработке и производству подобных конструкций (не рассчитывают ветровые и прочие нагрузки, используют некачественный или несоответствующий материал), может стать очень заметным через несколько месяцев после монтажа зеленого креста. Важную роль здесь играет и процесс непосредственной сборки. Если конструкция собрана «кустарным» или «гаражным» способом, это повлечет за собой ряд определенных проблем, которые повлияют на длительность эксплуатации изделия. При халатном отношении к разработке сигнального указателя и непрофессиональном его изготовлении, вероятнее всего, конструкция не будет подлежать ремонту за умеренную цену. Мы рекомендуем отдавать предпочтение тем компаниям, которые имеют сертифицированное производство и осуществляют не только серийный выпуск зеленых крестов, но и комплектующих деталей, с гарантией от 12 до 36 мес.

— Нельзя не затронуть вопрос о цене изделия…

— Народная мудрость гласит: «Скупой платит дважды». И здесь руководители аптек вправе выбирать, что для них важнее: приобрести конструкцию «для галочки», чтобы установить ее в указанные сроки, или обеспечить наличие сигнального указателя, который прослужит не один год. Хотелось бы развеять миф о ценах сигнальных указателей. По нашим данным, стоимость конструкций, производимых в Украине различными компаниями, в зависимости от материала, размеров, количества колеблется от 300 до 2000 грн. В верхней ценовой категории 1000–2000 находятся конструкции, в которых используется неон. Стандартные качественные изделия относятся к средней ценовой категории 500–1000 грн. К низшей (до 500 грн.) можно отнести конструкции, которые чаще всего не соответствуют установленным требованиям, например, представляют собой простые световые лайт-боксы с изображением зеленого креста. Они либо небольшого размера (шириной от 40 до 50 см), что будет затруднять их восприятие, либо произведены из некачественных материалов, «наколенным» способом без учета реальных сроков эксплуатации и ремонтопригодности.

Благодаря системе дистрибьюции, которую мы сейчас формируем, каждое аптечное учреждение будет иметь возможность приобрести сигнальный указатель по специальной цене, фиксированной на всей территории Украины. Кроме того, стоимость конструкции можно снизить, если несколько аптечных учреждений или компаний скооперируются и приобретут сразу большее количество указателей. Можно также рассмотреть варианты приобретения сигнального указателя из отдельных комплектующих, в случае, если заказчик располагает собственной производственной базой или имеет налаженные связи с авторитетными производителями подобного вида изделий.

— Допустим, сигнальный указатель уже изготовлен, и его нужно установить на фасаде здания. Кто может осуществить этот вид работ?

— Безусловно, качество монтажа конструкции не менее важно, чем качество самого изделия. Любая наружная конструкция (рекламная или информационная) должна быть надежно укреплена. Проведение монтажных и строительных работ — лицензируемый вид деятельности на территории Украины, так как предполагает ответственность за проведенную работу. Поэтому в случае необходимости проведения работ по монтажу любых вывесок или изделий на фасады зданий, мы настоятельно рекомендуем руководителям аптек обращаться только к профессиональным компаниям или лицам, имеющим необходимые лицензии. Стоимость подобных работ колеблется от 35 до 350 грн. в зависимости от сложности, высотности и прочих факторов, и обычно не включается в цену конструкции.

Те предприятия, где установка конструкции заложена в общую стоимость зеленого креста, причем относится к низшей или средней ценовой категории, будут подходить к монтажным работам и возможным их негативным последствиям точно так же безответственно, как подходят к ценообразованию. То же самое касается и подключения наружных конструкций к электросети. Проводить подобные работы может только специалист, у которого имеются необходимые разрешения. Стоимость таких работ также невозможно заранее просчитать и включить в цену зеленого креста. Например, точки подключения к сети могут находиться на расстоянии 50–60 метров от места крепления конструкции за 90-сантиметровой стеной внутри здания. Средняя рыночная стоимость подключения к электросети составляет 15–100 грн. и зависит от сложности проведения подобных работ и их объема. Наша компания, как Рекламаркет, рассматривает в роли своих подрядчиков только те организации, которые могут на должном уровне обеспечить все необходимые работы по установке зеленого креста. Принцип «Семь раз отмерь» еще никто не смог опровергнуть!

— На какие вопросы заказчиков вам чаще всего приходиться отвечать?

— Иногда из регионов к нам обращаются с вопросом, необходимо ли покупать зеленый крест для села? Говорят, все там и так знают, где находится аптека, зачем кому-то что-то еще указывать дополнительно, да и вывесок особых в селе нет, кто хочет найти аптеку — найдет. Возможно, в подобном вопросе и есть определенная логика, но, по моему мнению, если зеленый крест становится символом для украинских аптек, то, естественно, что и в селах он должен быть таким же символом. Контраргументы в отношении «огромной стоимости» зеленых крестов, на которые сельская аптека «должна зарабатывать несколько лет», как считают некоторые работники фармбизнеса, приводить здесь не буду. Я уверена в том, что каждый бизнесмен самостоятельно оценит собственный финансовый потенциал и решит, какой зеленый крест, какого качества и за какую стоимость можно позволить себе приобрести и сколько для этого дней, месяцев или лет ему необходимо работать.

По поступающим к нам в офис звонкам можно судить о том, что некоторые заведующие и руководители аптек восприняли необходимость установки наружного светового указателя — зеленого креста, как еще одно «навязывание» чьих-то интересов, как еще одну «обязаловку». На наш взгляд, размещение подобной конструкции на фасаде аптеки — это отстаивание интересов одного из самых важных клиентов аптеки, которого можно назвать транзитным потребителем. Это может быть гость из-за рубежа, житель другого города или района, то есть именно тот клиент, который раньше не заходил в эту аптеку и даже не подозревал о ее существовании.

Во многих странах мира зеленый крест является именно указателем наличия аптеки. Рекомендации туристических операторов относительно покупки лекарств за границей гласят: ищите зеленый крест, и вы не ошибетесь — всегда найдете аптеку! По моему мнению, зеленый крест — это определенная возможность увеличения прибыли для любого аптечного учреждения и я, как потребитель, рада, что многие дальновидные руководители аптек считают так же.

В заключение хочется пожелать всем участникам фармацевтического рынка процветания и блага, а руководителям аптечных учреждений посоветовать, чтобы они не доверяли дешевым изделиям и приобретали именно то, чего достойна их аптека, и что станет дополнительным инструментом привлечения покупателей: качественные и надежные наружные световые указатели в виде Зеленого креста — символа здоровья.?n

Итак, с одной стороны — есть норма, которую нужно выполнять, с другой — проблемы ее реализации. Очевидно, фармобщественность должна в короткие сроки предложить четкие механизмы усовершенствования этой нормы. Ждем ваших предложений и замечаний:
01001, Киев–1, а/я «В»–82; тел./факс:
(044) 569-44-60; e-mail: [email protected]

Виктория Матвеева,
фото Игоря Кривинского

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті