Будни менеджмента здравоохранения Украины

Здравоохранение относится к наиболее динамично изменяющимся и развивающимся общественным институтам, в связи с чем особые требования предъявляются к его менеджменту. От того, насколько своевременно и правильно в ответ на изменения в обществе будут приниматься решения законодательной и исполнительной ветвями власти, зависят здоровье, а иногда и жизни миллионов наших сограждан. Поэтому напряженная работа, направленная на реформирование отрасли и решение актуальных текущих вопросов, ведется постоянно и независимо от политической ситуации в стране и от каких-либо других внешних факторов.


Как уже сообщалось на страницах нашего издания («Еженедельник АПТЕКА» № 20 (591) от 21.05.2007 г.), 23 марта 2007 г. при Комитете Верховной Рады Украины по вопросам здравоохранения с целью более эффективной работы был создан Совет, в состав которого вошли представители медицинского менеджмента, науки, операторов рынка лекарственных средств и медицинского оборудования, медицинской и фармацевтической промышленности, общественных организаций. Совет состоит из секторов аналитики и контроля, оказания медицинской помощи, регионального управления и  законодательных инициатив. В конце мая состоялись заседания всех четырех секторов и центрального руководящего органа Совета, на которых по результатам работы были сформированы и переданы на рассмотрение народных депутатов соответствующие предложения.

СКОЛЬКО СТОИТ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ?

Олег Долот Работа сектора аналитики и контроля (руководитель — Олег Долот, советник руководителя Государственного управления делами) была посвящена оценке затрат на здравоохранение и национальным счетам этой отрасли.

Сегодня финансирование здравоохранения Украины из бюджета составляет 3,5% ВВП — около 21 млрд грн. Из расчета на душу населения это составляет около 440 грн. в год (88 дол. США). Для сравнения: в России этот показатель составляет 454 дол., в Беларуси — 464 дол.

Как же распределяются эти средства внутри отрасли? Заработная плата и начисления на нее — около 70%, лекарственные средства — 11%, продукты питания — 4%, коммунальные услуги — 6,9%, закупка оборудования — 4,3%, прочие — 4,71%. Ресурс медицинского оборудования в Украине в зависимости от региона исчерпан на 60–90%. Таким образом, из всех выделяемых государством на здравоохранение средств более 80% расходуются на оплату труда (уровень которой при этом остается одним из самых низких) и  содержание учреждений здравоохранения. Нетрудно подсчитать, сколько бюджетных денег непосредственно тратится на оказание медицинской помощи конкретному пациенту.

Важным статистическим инструментом для оценки реальных объемов финансирования здравоохранения в развитых странах являются национальные счета здравоохранения, которые учитывают затраты не только государственного бюджета, но и социального и добровольного страхования, грантов финансовой помощи на здравоохранение, частной медицины, частных платежей домашних хозяйств. Такая система разработана и Государственным комитетом статистики Украины, изданы соответствующие методические рекомендации.

Национальные счета здравоохранения — это методология, используемая для определения системы и структуры расходов в этой отрасли в  стране. Они характеризуют финансовые потоки в системе здравоохранения, показывая, кто финансирует отрасль и сколько расходует на эти цели, как распределяются и потребляются ресурсы здравоохранения медицинскими организациями и на предоставление каких услуг, какие группы населения получают пользу от данной системы расходов.

Валовые затраты на здравоохранение, подсчитанные с использованием этой методики, на сегодня составляют около 46 млрд грн., то есть превышают официальный бюджет отрасли более чем в 2 раза. Качество медицинской помощи при этом оставляет желать лучшего.

Перед участниками заседания была поставлена задача разобраться в том, насколько объективна полученная информация, какую структуру имеют эти затраты, кто является основным плательщиком за медицинские услуги в Украине, а также найти оптимальные пути выхода из сложившейся ситуации.

В ходе обсуждения данной темы предлагались различные, порой противоречивые пути выхода из кризисной ситуации: это необходимость увеличения объемов бюджетного финансирования; предоставление лечебно-профилактическим учреждениям большей самостоятельности в распределении государственных средств с сохранением при этом жесткого контроля; необходимость развития частной, ведомственной медицины, которая может забрать на себя определенное количество пациентов из муниципального сектора; необходимость изменения законодательства и подзаконных актов, регламентирующих деятельность учреждений здравоохранения (в частности, отмена приказа МЗ Украины от 23.02.2000 г. № 33, а также предоставление права выписывания листов нетрудоспособности лечебно-профилактическим учреждениям всех форм собственности); приоритетное развитие первичной медико-санитарной помощи населению.


Национальные счета здравоохранения — это методология, используемая для определения системы и  структуры расходов в этой отрасли в  стране


В ходе дискуссии участники совещания пришли к единому мнению, что для принятия выверенного решения нужно иметь более полную информацию о состоянии финансирования здравоохранения в Украине.

Сектор аналитики и контроля Совета рекомендовал Комитету Верховной Рады Украины по вопросам здравоохранения:

1. Обратиться к МЗ Украины, Министерству финансов Украины, Министерству экономики Украины, областным советам с просьбой проанализировать и предоставить Комитету информацию о реальных объемах и структуре консолидированных затрат на здравоохранение, в  том числе: бюджетных (всех уровней), ведомственных, страховых, отраслевых, частных, поступлений в частные клиники, больничные кассы, благотворительные фонды, фонды социального страхования и ориентировочные личные затраты граждан.

Для подготовки этой информации рекомендовано использовать методические рекомендации Государственного комитета статистики Украины, утвержденные 10.05.2007 г.;

2. Обратиться к Институту общественного здоровья МЗ Украины с просьбой, используя современные методики сбора информации и  проведения расчетов, предоставить информацию об объемах и структуре общегосударственных и территориальных личных затрат граждан на здравоохранение.

СЕМЕЙНАЯ МЕДИЦИНА: БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ?

Олег Косых Главным вопросом сектора оказания медицинской помощи (руководитель — Олег Косых, главный врач поликлиники № 2 Соломенского р-на г. Киева, глава комиссии по здравоохранению Соломенского районного совета г. Киева) стало дальнейшее развитие первичной медико-санитарной помощи, определение в ней места семейной медицины и пути ее дальнейшего усовершенствования. Во время работы участники сектора отметили, что развитие института семейного врача, происходящее в  последние годы, требует усовершенствования, систему первичной медико-санитарной помощи необходимо рассматривать как целостную, включающую в себя семейную медицину. А это, в свою очередь, требует совершенствования соответствующей нормативно-правовой базы.

С целью формирования государственной политики в развитии первичной медико-санитарной помощи сектор Совета предложил Комитету Верховной Рады Украины по вопросам здравоохранения вынести этот вопрос на совместное заседание Комитета и МЗ Украины.

Среди других важных вопросов, над которыми в ближайшее время планируют работать члены сектора, следует отметить определение приоритетных путей оказания медицинской помощи детям, путей усовершенствования кадрового обеспечения здравоохранения и социальной защиты медицинских работников, определение необходимости создания региональных учреждений сестринского ухода (хосписов), направлений улучшения профилактики и  борьбы с туберкулезом, ВИЧ/СПИДом.

Анатолий Галунов На заседании сектора регионального управления (руководитель — Анатолий Галунов, заведующий кафедрой Херсонского филиала университета «Украина») обсуждались перспективы создания новой модели управления здравоохранением на региональном уровне.

В ходе обсуждения среди основных направлений ее создания были выделены рационализация затрат, повышение качества медицинских услуг, персонификация медицинской помощи и затрат. Было также отмечено, что для рационализации модели управления необходимо введение тарификации услуг, четкая интеграция усилий первичного и вторичного звена оказания медицинской помощи, объединение административного и  финансового ресурсов в одних руках, формирование конкурентной среды, персонификация затрат и объемов оказания медицинской помощи, выделение в качестве ключевой фигуры не семейного врача, а специалиста первичного звена медико-санитарной помощи.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ: В  ОЖИДАНИИ ПЕРЕМЕН

Олег Мусий Наиболее оживленной и результативной была работа сектора законодательных инициатив Совета (руководитель — Олег Мусий, глава Общественного совета МЗ Украины, вице-президент Всемирной федерации украинских врачебных обществ), который подготовил и передал на рассмотрение народных депутатов законопроект «О внесении изменений в Закон Украины «О закупках товаров, работ и услуг за государственные средства».

В том, что необходимость таких изменений есть, выразили уверенность все участники заседания сектора. С момента вступления в силу последней редакции этого закона государственные и  коммунальные лечебно-профилактические учреждения не имеют возможности нормально осуществлять хозяйственную деятельность и проводить торги (тендеры) на закупку жизненно необходимых лекарственных средств, товаров и услуг (продуктов питания, горюче-смазочных материалов, различных услуг и т.д.). Причин этому несколько: сроки проведения торгов увеличивают время, необходимое на приобретение препаратов; в  регионах не всегда можно найти трех участников торгов; жалобы в Межведомственную комиссию по вопросам государственных закупок часто подают лица (физические и юридические), которые не имеют отношения к проведению торгов, что очень затягивает процедуру закупок. Большие трудности для государственных и коммунальных лечебно-профилактических учреждений возникают в связи с необходимостью проведения тендеров на небольшие суммы.

Во время работы Комитета

Во время работы Комитета

Так, в ст. 1 этого закона — Определение основных терминов — в абзац 9 после слова «работы» рекомендовано добавить определение «исследовательские конструкторские работы». По мнению авторов законопроекта, это позволит предусматривать в бюджетах всех уровней средства на проведение таких работ, в том числе по модернизации и разработке медицинской техники и изделий медицинского назначения отечественными производителями, и таким образом начать реализацию концепции Государственной программы развития производства медицинской техники на 2008–20012 гг. (утвержденной распоряжением Кабинета Министров Украины от 21.03.2007 г. № 102).

Там же в абзаце 23 (часть предмета закупки (лот)) три обязательных тендерных предложения рекомендуется заменить на два, так как не всегда для участия в торгах можно найти трех участников.

Планируются изменения и в сфере применения этого закона (ст. 2). В абзаце 1 ч. 1 этой статьи предложено изменить минимальную стоимость предмета закупок, выше которой необходимо объявлять торги, с 20 до 100 тыс. грн. для товаров и услуг и с 50 до 300 тыс. грн. для работ. Необходимость увеличения граничной суммы закупок обусловлена инфляцией, постоянным повышением себестоимости товаров и услуг, а также тем, что при низкой сумме торгов участие в  них становится невыгодным для операторов рынка. Увеличение граничных сумм коснулось случаев, когда закупки проводятся за государственные небюджетные средства. Сумма 50 тыс. грн. для товаров и услуг увеличится до 250 тыс., а 400 тыс. грн. для работ — до 800 тыс. При закупке за государственные небюджетные средства товаров и услуг, для которых существует сформировавшийся рынок, граничная сумма увеличится со 100 тыс. грн. до 500 тыс., а для работ — с 500 тыс. грн. до 1 млн.

В ч. 3 этой статьи перечень предметов закупок, по отношению к которым не применяются положения данного закона, предложено дополнить такими позициями: природный газ; лекарственные средства и изделия медицинского назначения, торги по которым не состоялись 2 раза по причине отсутствия участников; лекарственные средства в соответствии с перечнями, утвержденными Кабинетом Министров Украины: препараты для оказания неотложной медицинской помощи; те, которые отпускаются бесплатно на льготных условиях по рецептам; наркотические и психотропные лекарственные средства.

В ч. 5 статьи сумма средств, на которую заказчик может для текущих потребностей осуществлять закупку пищевых продуктов, лекарственных средств и изделий медицинского назначения, горючего, услуг по ремонту, транспортных услуг без объявления торгов, увеличивается с 10 до 25% ожидаемой стоимости предмета закупок.

Группе товаров, особенности закупок которых могут определяться Межведомственной комиссией по вопросам государственных закупок при наличии соответствующих положительных заключений органа государственной власти, который осуществляет управление имуществом предприятия или через который (руководителя которого) направляется (координируется) деятельность центрального органа исполнительной власти, выполняющего эти функции, и  в  соответствии с разделом ІІ этого закона, следует дополнить такими позициями: лекарственные средства, изделия медицинского назначения.

Состав Межведомственной комиссии по вопросам государственных закупок предложено дополнить представителями соответствующих управлений местных органов исполнительной власти (ст. 3-3), а также в ч. 2 ст. 3-3 указать, что комиссия ведет реестр недобросовестных участников и реестр участников процедур закупок бесплатно. С целью ускорения процедуры закупок ч. 2 статьи будет дополнена положением о том, что в случае применения процедуры закупок у одного участника Межведомственная комиссия обязана предоставить заключение в течение 14 календарных дней. Для более оперативного принятия решений о проведении закупок у одного участника и торгов с ограниченным участием предлагается предоставить право Межведомственной комиссии делегировать свои полномочия в этом вопросе местным органам исполнительной власти.

Много изменений предусмотрено и в той части закона, которая регламентирует механизм информирования заинтересованных лиц о торгах. Информация о государственных закупках должна будет последовательно размещаться по крайней мере в одной из информационных систем в сети Интернет в соответствии с собственным порядком и регламентом, предусмотренным информационными системами, но не позднее 4 рабочих дней с момента проведения заказчиком оплаты.

Ч. 1 ст. 4-2 — Требования к информационным системам в сети Интернет — будет дополнена абзацем о том, что они должны принадлежать юридическому лицу государственной формы собственности или юридическому лицу, в уставном фонде которого доля государства составляет не менее 51%, а также положением о необходимости предоставления бесплатного доступа к информационной системе в сети Интернет для бюджетных учреждений. Данную статью предлагается дополнить ч. 4 о том, что оплата за размещение информации заказчика в информационной системе в сети Интернет должна проводиться заказчиком за услуги, предусмотренные в ст. 4-1 этого закона и в соответствии с тарифами, утвержденными Кабинетом Министров Украины.

Ст. 8, касающаяся публикации объявлений об осуществлении закупок, в ч. 4 дополняется положением о том, что в случае принятия объявления редакция специализированного печатного издания обязана опубликовать полученную информацию не позднее 14 дней с момента оплаты публикации. За неопубликование информации или превышение установленных сроков публикации по причинам, не предусмотренным в этом законе, редакция специализированного печатного издания обязана компенсировать заказчику понесенные убытки. Оплата за публикацию объявления о проведении торгов и результатах закупок осуществляется заказчиком.

Повторное повышение квалификации членов тендерных комитетов рекомендовано проводить не каждые два года, а один раз в 5 лет (ст. 12).

Специалисты, юристы, экономисты, консультанты и другие физические или юридические лица, которые привлекаются к подготовке тендерной документации, в соответствии с заключенными договорами будут нести административную ответственность за правильность ее оформления и соответствие действующему законодательству.

В эту же статью будет добавлено положение о том, что исполнитель, а также консультант по подготовке тендерной документации несут административную ответственность в соответствии с договором, заключенным с участником, за разглашение конфиденциальной информации, а именно содержания тендерной документации третьим лицам, которые не являются участниками закупок, а также за несоответствие тендерной документации требованиям действующего законодательства.

В связи с тем, что цены на закупаемые лекарственные средства подлежат государственному регулированию и на них установлена минимальная наценка, рекомендовано в ст. 13 положение о том, что процедура закупок может осуществляться посредством открытых торгов с понижением цены, дополнить словами «кроме товаров, цены на которые регулируются государством». В ст. 14 основной процедурой проведения закупок предложено считать открытые торги (в действующей редакции — редукцион и  торги со снижением цены), ожидаемую сумму закупок, в случае превышения которой при проведении процедуры закупок у одного участника требуется соответствующее заключение Межведомственной комиссии, предложено увеличить с 30 до 300 тыс. грн.

Поскольку требования обязательного включения в каталог и высокая цена тендерной документации уменьшают круг участников и препятствуют созданию конкурентной среды на рынке государственных закупок, рекомендовано предоставить возможность подавать предложения при проведении открытых торгов со снижением цены и торгов с ограниченным участием всем желающим, а не только тем, информация о которых включена в каталог (ст. 18).

Обязательную информацию, которая размещается в объявлении о проведении открытых торгов со снижением цены и в приглашении к участию в процедуре торгов с ограниченным участием, рекомендовано дополнить понятием «технические характеристики» (ст. 19). По мнению авторов, это позволит производить закупки наиболее необходимого оборудования, снизит затраты участников торгов, будет способствовать большей открытости.

Некоторые изменения коснутся порядка подачи тендерной документации и ее оплаты. На сегодня оплата за тендерную документацию осуществляется частным структурам, которые не несут ответственности за соответствие ее действующему законодательству, конфиденциальность, что, в свою очередь, способствует развитию коррупционной деятельности. Поэтому абзац 1 п. 1 ст. 20 — порядок подачи тендерной документации — предложено изложить в такой редакции: «Тендерная документация предоставляется (высылается) заказчиком участнику торгов в течение трех рабочих дней с момента ее оплаты заказчику».

Предложено также уменьшить сумму тендерного обеспечения с 15 до 10% суммы договора при закупке товаров и услуг (ст. 25).

Условия отмены торгов или признания их несостоявшимися также будут изменены. Торги могут быть отменены, если для участия в них будет подано менее 2 тендерных предложений (в действующей редакции — менеше 3, ст. 28).

Планируется внести изменения в сроки подачи участниками предварительных предложений для первого этапа процедуры редукциона (без указания цены), увеличив их с 15 до 20 дней, поскольку участники торгов не успевают в течение 15 дней подготовить все необходимые документы.

Будут изменены пороговые суммы, при которых заказчик может самостоятельно осуществлять закупки посредством применения процедуры запроса ценовых предложений (котировок) в отношении товаров, работ и услуг, для которых существует постоянно действующий рынок. Пороговую сумму планируется увеличить для товаров и услуг с 50 до 200 тыс. грн., для работ — со 150 до 400 тыс. грн. По мнению авторов законопроекта, это ускорит процесс закупки необходимых лекарственных средств, пищевых продуктов и других товаров, необходимых для нормального функционирования лечебно-профилактических учреждений. С этой же целью из абзаца 13 ст. 32, речь в которой идет об участниках процедуры запроса ценовых предложений, будет удалено требование об обязательном их включении в каталог участников торгов.

В основных требованиях к договору о закупках (ст. 34) изменения коснутся того, что заказчик не просто имеет право при закупках товаров и услуг предусмотреть осуществление предоплаты на срок, не превышающий 90 календарных дней, а при закупке работ — 180 календарных дней с момента получения соответствующего положительного заключения комиссии, а обязан это делать.

Из закона будет исключена норма, согласно которой право обжаловать решения, действия или бездеятельность заказчика может любое физическое или юридическое лицо, кроме участника торгов (ст. 36).


Решением заседания Комитета по здравоохранению Верховной Рады Украины, которое состоялось 6 июня 2007 г., законопроект был утвержден. После проведения всех необходимых экспертиз Главным научно-экспертным управлением Верховной Рады Украины он будет представлен на  рассмотрение народных депутатов


При обжаловании процедуры торгов срок приостановления закупок (20 дней) будет отсчитываться с момента поступления жалобы от участника, а не с момента решения Межведомственной комиссии о приостановлении торгов. По результатам рассмотрения жалобы Межведомственная комиссия должна будет принимать решение о полном или частичном ее удовлетворении, аннулировании незаконного решения заказчика, отмене процедуры закупок и т.д. в течение 20 рабочих дней (ранее этот срок не был определен).

Межведомственная комиссия должна будет оставлять жалобу без рассмотрения, если она будет подана позднее чем через 15 рабочих дней с  момента опубликования объявления (сообщения) о результатах торгов (в действующей редакции она просто имела на это право).

Административную ответственность за нарушение требований этого закона и других нормативно-правовых актов наряду с заказчиками и  участниками торгов будут нести и руководители информационных систем в сети Интернет.

Решением заседания Комитета по здравоохранению Верховной Рады Украины, которое состоялось 6 июня 2007 г., этот законопроект был утвержден. После проведения всех необходимых экспертиз Главным научно-экспертным управлением Верховной Рады Украины он будет представлен на рассмотрение народных депутатов.

Вопросам усовершенствования государственных закупок было также посвящено совещание, проведенное первым вице-премьером Николаем Азаровым. Среди его результатов можно выделить такие:

1. В июне текущего года в сети Интернет начнет работать информационная система Тендерной палаты Украины (ТПУ) «Закупки за государственные средства» (www.torgi.net.ua). ТПУ планирует размещать в этой системе информацию о государственных закупках бесплатно;

2. Информационный бюллетень ТПУ размещает объявления относительно запланированных закупок, предварительной квалификации, результатов проведения процедур закупок бесплатно;

3. Включение физических и юридических лиц в Тематический каталог участников процедур закупок, который издает ТПУ, будет осуществляться бесплатно, добровольно, по желанию физических и юридических лиц;

4. ООО «Европейское консалтинговое агентство» устранит нарушения антимонопольного законодательства Украины, которые отмечали в процессе его хозяйственной деятельности. ООО «Европейское консалтинговое агентство» пересмотрело политику относительно формирования цен на свои информационные услуги и  приняло решение бесплатно предоставлять тендерную документацию участникам торгов;

5. Антимонопольный комитет Украины также создаст информационную систему в сети Интернет, где будет размещаться информация о государственных закупках.

ВАКЦИНЫ: УЖЕСТОЧЕНИЕ КОНТРОЛЯ

На заседании Комитета был также рассмотрен законопроект от 2.03.2007 г. № 3252 «О внесении изменений в Закон Украины «О защите населения от инфекционных болезней». Им предусмотрено расширение календаря профилактических прививок за счет введения в него вакцинации от вирусного гепатита В, бешенства и инфекций, вызываемых Haemophilus influenzae типа b (HIB), введение обязательных клинических испытаний для всех иммунобиологических препаратов отечественного и импортного производства, которые будут регистрироваться в  Украине, а также создание национального органа контроля по вопросам медицинских иммунобиологических препаратов, который будет осуществлять контроль их качества, эффективности, безопасности и правильности применения.

Необходимость создания такого национального органа депутаты аргументировали тем, что медицинские иммунобиологические препараты, к  которым относятся и вакцины, имеют биологическое происхождение и требуют специфического контроля на всех этапах производства, а также постоянного мониторинга их безопасности. Кроме того, эта группа препаратов уникальна по своему предназначению — вакцины вводятся в большом объеме определенным возрастным группам здоровых людей, в первую очередь детям.

Указанные предложения в целом соответствуют рекомендациям ВОЗ и мировому опыту в  сфере борьбы с инфекционными заболеваниями и не вызвали протестов во время обсуждения.

Некоторые сомнения были высказаны относительно обязательной вакцинации против гемофильных инфекций в Украине новорожденных детей. В соответствии с рекомендациями ВОЗ проведение вакцинации против гемофильных инфекций требует соответствующих медицинских и эпидемиологических обоснований и  финансовых ресурсов. Вакцинация против этой группы инфекций практикуется в 90 странах мира, однако Российская Федерация, Беларусь и многие другие государства не включили гемофильные инфекции в календарь прививок.

В Украине вакцинация против гемофильных инфекций была введена с 2006 г. сразу в массовом порядке без необходимых медицинских, эпидемиологических и научных обоснований. Использовали 1,5 млн доз вакцины на сумму около 70 млн грн., что соответствует 30% стоимости всех иммунобиологических препаратов, закупленных Украиной (более 200 млн грн.). Поэтому на заседании комитета было указано на необходимость проведения клинико-эпидемиологических наблюдений и ограничения вакцинации против гемофильных инфекций наиболее предрасположенными группами детей.


Согласно исследованиям мировой медицины вакцинация — это лучший метод снижения заболеваемости инфекционными заболеваниями путем достижения высокого уровня специфического иммунитета к  ним среди населения


Недостаточно обоснованным показалось членам комитета положение ст. 13 относительно обязательного проведения клинических исследований в Украине иммунобиологических препаратов, которые регистрируются в Украине, так как в Законе Украины «О лекарственных средствах» установлены несколько другие принципы этой процедуры.

Дискуссию вызвали и положения о необходимости создания в Украине нового правительственного органа для контроля за обращением иммунобиологических препаратов. По мнению членов Комитета, этот вопрос должен решить Кабинет Министров Украины, поскольку он требует тщательного изучения и дополнительных затрат из Государственного бюджета.

На необходимость доработки законопроекта указывается также в выводах Комитета Верховной Рады Украины по вопросам правовой политики и Главного научно-экспертного управления Верховной Рады Украины.

Учитывая эти факторы, Комитет Верховной Рады по вопросам здравоохранения рекомендует проект закона о внесении изменений в Закон Украины «О защите населения от инфекционных заболеваний» принять за основу.

Сергей Бережной Об актуальности вопросов иммунопрофилактики инфекционных заболеваний в Украине шла речь и на пресс-конференции первого заместителя министра здравоохранения Украины, Главного санитарного врача Украины Сергея Бережного, которая состоялась 21 мая 2007 г. в НИИ эпидемиологии и инфекционных заболеваний им. Л.В. Громашевского.

Он отметил, что согласно исследованиям мировой медицины вакцинация — это лучший метод снижения заболеваемости инфекционными заболеваниями путем достижения высокого уровня специфического иммунитета к ним среди населения.

В каждой стране существует свой календарь прививок, который составляется в соответствии с эпидемиологической ситуацией. В  нашем государстве такой календарь является нормативно-правовым документом МЗ Украины, в нем установлен перечень обязательных профилактических прививок и оптимальные сроки их проведения. Календарь имеет 4 раздела: прививки по возрасту; прививки по состоянию здоровья; прививки, которые проводятся по эпидемиологическим показаниям; рекомендованные прививки.

В бюджете 2007 г. на финансирование программы иммунопрофилактики предусмотрено 205,781 млн грн. Это финансирование дает возможность обеспечить иммунопрофилактику детей на уровне европейских стандартов.

МЗ Украины осуществляет мониторинг за реактогенностью всех используемых в Украине вакцин различных производителей. Согласно данным мониторинга за 1999–2006 гг. поствакцинальные реакции отмечают в виде повышения температуры тела, а осложнения — в  виде энцефалитических или аллергических реакций.

Слева направо: Игорь Гиленко, Юрий Гайдаев, Людмила Гаевая

Слева направо: Игорь Гиленко, Юрий Гайдаев, Людмила Гаевая

Проведенный анализ причин возникновения поствакцинальных осложнений подтверждает, что первое место занимают осложнения, связанные с индивидуальными особенностями организма прививаемых, второе — связанные с нарушением техники введения вакцины. Незначительное количество осложнений обусловлены недооценкой состояния здоровья прививаемого перед вакцинацией и нарушением «холодовой цепи» при хранении и транспортировке вакцин.

«Анализ наблюдений за побочным действием вакцин, включенных в календарь прививок, позволяет сделать вывод, что их реактогенность в Украине значительно ниже уровня, регламентированного ВОЗ. Ежегодно вакцинация спасает жизнь миллионам наших граждан. Значительным является также и экономический эффект иммунопрофилактики, ведь расходы на нее в 10 раз меньше, чем на лечение. В свою очередь, антивакцинальная пропаганда, которая развернулась в последнее время в Украине, может привести к  возобновлению тяжелых заболеваний, которым будут подвержены в первую очередь невакцинированные дети», — подчеркнул С. Бережной.

ГОСУДАРСТВО И БИЗНЕС ОБЪЕДИНЯЮТ УСИЛИЯ

Забота о детях стала главной целью события, которое состоялось в МЗ Украины 29 мая 2007 г. В  этот день был подписан меморандум между МЗ Украины, «Надра Банком» и Всеукраинским благотворительным фондом «Детский мир» о проведении благотворительной программы «Здоровые дети в счастливой стране», целью которой является проведение в течение ближайших 2 лет мероприятий, направленных на снижение уровня детской смертности в Украине.

Меморандум о сотрудничестве подписали министр здравоохранения Украины Юрий Гайдаев, президент «Надра Банка» Игорь Гиленко и  президент Всеукраинского благотворительного фонда «Детский мир» Людмила Гаевая.

Комментируя это событие, Ю. Гайдаев подчеркнул, что дети являются золотым запасом государства, ее будущим. Несмотря на то что в  последние годы руководство страны прилагает много усилий, направленных на улучшение медицинской помощи детям, количества средств, выделяемых на эти цели из бюджета, недостаточно. Однако нигде в мире проблемы здравоохранения не решаются только за счет бюджета — значительный финансовый вклад делает общество. Только совместными усилиями государства, общественности и бизнеса можно спасти здоровое будущее Украины.

В результате проведения программы «Здоровые дети в счастливой стране» будет закуплено необходимое медицинское оборудование в реанимационные отделения 24 областных детских больниц и в Республиканскую детскую клиническую больницу АР Крым.

В Украине остро стоит проблема оснащения лечебных учреждений современным медицинским оборудованием. Потребности значительно превышают возможности Государственного бюджета. Одной из причин высокого уровня детской смертности является отсутствие либо моральное и/или физическое устаревание медицинского оборудования реанимационных отделений детских областных больниц. В  связи с тем, что с 1 января 2007 г. Украина перешла на мировые стандарты определения живорожденности (вес ребенка более 500 г), уровень детской смертности может значительно повыситься уже в ближайшее время.


В результате проведения программы «Здоровые дети в  счастливой стране» будет закуплено необходимое медицинское оборудование в  реанимационные отделения 24 областных детских больниц и в  Республиканскую детскую клиническую больницу АР Крым


В современном мире от бизнеса ожидают не только качественных услуг и уплаты налогов, но и активного участия в решении социальных проблем общества, содействия развитию культуры. Именно поэтому одним из важнейших аспектов деятельности «Надра Банка», как было отмечено во время церемонии подписания меморандума, является принцип ответственности перед обществом, проведение благотворительных программ, направленных на оказание помощи больным детям, медицинским учреждениям, детским домам. Деятельность Всеукраинского благотворительного фонда «Детский мир» направлена на создание эффективной системы привлечения средств для оказания конкретной помощи детским медицинским учреждениям. В  2006 г. в  результате совместной благотворительной программы «Надра Банка» и фонда «Детский мир» «Поможем детям вместе» Научно-практическому центру детской кардиологии и кардиохирургии МЗ Украины был приобретен и подарен реанимобиль.

МЗ Украины тесно сотрудничает с международными организациями-донорами, а сегодня и в Украине отмечена положительная тенденция — объединение государственных, бизнес-структур и общественности для укрепления здоровья детей, счастья семей и будущего Украины. Новый проект в первую очередь будет способствовать тому, что высококвалифицированную медицинскую помощь детям будут оказывать у них на родине.

Ожидается, что к проекту присоединятся другие организации, разделяющие его цели и задачи и готовые оказать финансовую и техническую помощь для сохранения здоровых поколений украинской нации. n

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ: ВОЗ И НЫНЕ ТАМ

Однако никакие благотворительные акции не смогут решить проблемы оказания медицинской помощи населению, если не будут выполняться соответствующие государственные программы. Именно состоянию их выполнения было посвящено заседание Комитета Верховной Рады Украины по вопросам здравоохранения, которое состоялось 13 июня 2006 г. На заседании присутствовали министр здравоохранения Украины и его заместители, в том числе и глава Тендерного комитета МЗ Украины, представители Министерства финансов Украины, ТПУ, Департамента исполнения наказаний, Академии медицинских наук Украины, Счетной палаты, руководство Государственного фармакологического центра МЗ Украины, Государственной службы лекарственных средств и изделий медицинского назначения, Государственной инспекции по контролю качества лекарственных средств. Более подробно о ходе этого заседания и принятых на нем решениях читайте в следующем номере «Еженедельника АПТЕКА».

Александр Устинов,
фото автора и Елены Старостенко


Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті