Влияние изменений в налоговом законодательстве на предпринимательство

Налоговый кодекс (НК) Украины значительно расширил полномочия контролирующих органов, а также основания для проведения внеплановых проверок, что привело к увеличению количества таковых. В последнее время налоговые органы все чаще выявляют случаи занижения налогоплательщиками налога на прибыль предприятий, НДС, а также недействительность данных, отображенных в налоговых декларациях.

НК Украины ввел новый вид проверки — фактическую, которая проводится налоговыми органами по месту осуществления налогоплательщиками хозяйственной деятельности. Ее цель — проверка правильности реализации налогоплательщиками расчетных и кассовых операций, а также соблюдения ими трудового законодательства. В частности, органам налоговой службы предоставляется право проводить контрольные расчетные операции (конт­рольные закупки) перед проверкой.

Несмотря на то, что фактическая проверка проводится без предварительного оповещения, необходимо помнить, что органы налоговой службы не могут осуществлять ее без предоставления надлежащим образом оформленного приказа и направления на проведение такой проверки.

Однако, как показывает практика, благодаря неосведомленности налогоплательщиков проверки субъектов малого бизнеса проводились без оформления необходимых документов. Это, в свою очередь, привело к ликвидации многих из них (до введения временного моратория на фактические проверки для малого бизнеса).

1 августа 2011 г. Президент подписал Закон Украины от 07.07.2011 г. № 3609-VI «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины относительно усовершенствования отдельных норм Налогового кодекса Украины». Документом были внесены изменения в ст. 138 НК Украины, которая определяет состав расходов и порядок их признания. Теперь упомянутая статья содержит норму, согласно которой «другие расходы» налогоплательщика признаются расходами того отчетного периода, в котором они осуществлялись.

Одним из ключевых изменений является положение, согласно которому налогоплательщику предоставляется право корректировать доход отчетного налогового периода в случае возврата авансов (иных платежей), полученных до вступления в силу раздела ІІІ НК Украины и учтенных в составе валовых доходов. Аналогично при возврате учтенных в составе валовых расходов авансов, выданных до 1 апреля 2011 г., на сумму такого возврата осуществляется корректировка расходов отчетного налогового периода, в котором такие авансы были возвращены.

Кроме этого, предусмотрено, что при предоставлении товаров/работ/услуг в счет авансов, полученных до 1 апреля 2011 г., затраты, которые формируют себестоимость, признаются расходами на дату отгрузки таких товаров, выполнения работ, предоставления услуг, при условии, что такие затраты не были включены в состав валовых расходов ранее. В случае, если право­устанавливающий документ не определяет срок использования нематериальных активов, такой срок составляет 10 лет его беспрерывной эксплуатации. До внесения изменений в НК Украины порядок определения срока эксплуатации нематериального актива, если этот срок не был установлен правоустанавливающими документами, отсутствовал.

Изменениями, внесенными законом № 3609-VI, определяется, что срок обжалования налоговых решений составляет 1095 дней вместо 1 мес, установленного ст. 99 Кодекса административного судопроизводства Украины. Изменения были внесены во многие нормы НК Украины — при этом большинство из них автором данной публикации оценивается положительно.

Законом от 04.11.2011 г. № 4014-IV «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины» (далее — закон) раздел XIV НК Украины дополнен главой «Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности». Начиная с 1 января 2012 г., упрощенцы разделены на 4 группы. Принадлежность к той или иной группе определяется в зависимости от сферы деятельности субъекта, его годового оборота и количества наемных работников.

Так, в соответствии с нормами закона плательщики единого налога делятся на такие группы:

1) физические лица — предприниматели, не использующие труд наемных лиц, осуществляю­щие исключительно розничную реализацию продукции с торговых мест на рынках и/или осуществляющие хозяйственную деятельность по предоставлению бытовых услуг населению, объем доходов которых в течение календарного года не превышает 150 000 грн.;

2) физические лица — предприниматели, которые осуществляют хозяйственную деятельность по предоставлению услуг плательщикам единого налога и/или населению; производство и/или реализацию товаров; деятельность в сфере ресторанного бизнеса при условии, что в течение календарного года такие физические лица не используют труд наемных лиц или их количество одновременно не превышает 10 человек, а объем дохода не превышает 1 000 000 грн.;

3) физические лица — предприниматели, которые в течение календарного года соответствуют совокупности следующих критериев: не используют труд наемных лиц или их количество одновременно не превышает 10 человек, а объем дохода не превышает 3 000 000 грн.; физические лица — предприниматели, которые предоставляют посреднические услуги по купле-продаже, аренде и оценке недвижимого имущества (гр. 70.31 КВЭД ДК 009:2005), относятся исключительно к третьей группе плательщиков единого налога, если отвечают требованиям, установленным для третьей группы;

4) юридические лица — субъекты хозяйствования любой организационно-правовой формы, которые в течение календарного года соответствуют совокупности следующих критериев: среднеучетное количество работников не превышает 50 человек, а объем дохода не превышает 5 000 000 грн.

Ставки единого налога устанавливаются в процентах (фиксированные ставки) к размеру минимальной заработной платы (далее — мзп), установленной по состоянию на 1 января налогового (отчетного) года, и в процентах к доходу (процентные ставки). Фиксированные ставки устанавливаются сельскими, поселковыми и городскими советами для физических лиц — предпринимателей в зависимости от вида их хозяйственной деятельности с учетом календарного месяца: для 1-й группы — 1–10% мзп; для 2-й группы — 2–20% мзп. Процентная ставка для 3-й и 4-й групп плательщиков единого налога устанавливается в размере 3% от дохода — при уплате налога на добавленную стоимость; 5% от дохода — в случае включения НДС в состав единого налога.

Субъекты хозяйственной деятельности, которые относятся к 3-й и 4-й группам смогут добровольно регистрироваться плательщиками НДС. Следовательно, у них расширится круг покупателей — плательщиков НДС на общей системе налогообложения, а последние смогут относить к составу налогового кредита по НДС суммы налога, уплаченные в связи с такими приобретениями.

Одним из главных нововведений является то, что из НК Украины исключен подпункт 139.1.12, которым был установлен запрет на включение в состав расходов плательщика налога на прибыль затрат, понесенных в связи с приобретением товаров/работ/услуг у упрощенцев. По таким операциям с 1 января 2012 г. расходы в налоговом учете будут отражаться согласно общим правилам налогообложения. При этом, если дата признания расходов в налоговом учете приходится на период после 01.01.2012 г., налогоплательщик имеет право отображать расходы либо в составе себестоимости реализованных товаров/работ/услуг при признании дохода от реализации, либо в составе «других расходов» в период их возникновения.

Следует отметить, что парламент отменил штраф за завышение налогоплательщиком размера убытков. Кроме того, из НК Украины исключена норма относительно санкции в размере 75% от суммы недоимки за налоговое нарушение, выявленное у налогоплательщика 3-й раз на протяжении 1095 дней. С 1 января 2012 г. ставка налога на прибыль составляет 21% (в 2011 г. — 23%). С начала текущего года стоимостной критерий для зачисления объектов в состав основных средств составляет 2500 грн.

Среди прочих новшеств: новые формы отчетности по налогу на прибыль, утвержденные Министерством финансов Украины, — налоговая декларация по налогу на прибыль предприятий (приказ от 28.09.2011 г. № 1213); налоговая декларация о результатах совместной деятельности на территории Украины без создания юридического лица (приказ от 28.10.2011 г. № 1352).

Екатерина Вознесенская
юрист юридической фирмы «Ильяшев и Партнеры»

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті