Доступность лекарственных средств

На состоявшейся в 2000 году 53-й Всемирной ассамблее здравоохранения было отмечено, что для трети населения земного шара даже основные лекарственные средства недоступны. Многие эффективные и безопасные препараты недоступны для большинства людей, проживающих в странах с переходной экономикой Центральной и Восточной Европы. Лишь незначительной части населения многих регионов мира доступны оригинальные лекарственные средства, стандартно применяемые в экономически развитых странах. 95% больных ВИЧ/СПИДом не получают необходимого лечения, так как стоимость месячного курса фармакотерапии данного заболевания во многих развивающихся странах и странах с переходной экономикой превышает 1000 долларов США. Проблема ограниченной доступности основных лекарственных средств является комплексной. Кроме высокой стоимости, важную роль зачастую играет дефицит эффективных и безопасных лекарственных средств, несоответствие их стандартам качества, нерациональный отбор, неэкономное назначение и использование, отсутствие надлежащих производственных условий, недостаточное количество научных исследований и разработок новых лекарственных средств. ВОЗ была представлена пересмотренная стратегия оказания помощи развивающимся странам и странам с переходной экономикой в обеспечении доступности для населения качественных лекарственных средств.

«КОНЦЕПЦИЯ ОСНОВНЫХ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ» И РЕАЛЬНОСТЬ

Разработанная ВОЗ «Концепция основных лекарственных средств» начиная с 1977 г. играет определенную роль в улучшении доступа к лекарственным средствам в развивающихся странах. Основные лекарственные средства должны удовлетворять потребности большинства населения, нуждающегося в медикаментозном лечении; они должны быть всегда в достаточном количестве и соответствующих лекарственных формах. Критериями включения в эту группу лекарственных средств являются доказанная безопасность и эффективность, четко сформулированные терапевтические характеристики и доступная цена. В настоящее время менее 20 лекарственных средств, входящих в Перечень ВОЗ, защищены патентами.

В Перечне ВОЗ предлагается ограниченное количество лекарственных средств с высоким соотношением польза/риск и доступной ценой, которые могут быть рационально использованы врачами и провизорами. Перечень ВОЗ неоднократно пересматривался и в декабре 1999 г. вышло его 11-е издание. Сегодня Перечень подвергается всеобщей критике. Поскольку одним из критериев включения лекарственного средства в Перечень является его стоимость, в последней редакции не содержится некоторых важных лекарственных средств, применяемых при шигеллезе и туберкулезе, которые не поддаются лечению лекарственными средствами первого ряда вследствие резистентности к ним возбудителей этих заболеваний. Для некоторых стран насущной проблемой общественного здравоохранения является ВИЧ/СПИД. К сожалению, лекарственные средства, применяемые для антиретровирусной терапии, пока не включены в Перечень ВОЗ для лечения ВИЧ/СПИДа, за исключением тех, которые используются для профилактики передачи вируса от матери плоду.

Противники внесения изменений в Перечень утверждают, что лекарственные средства второго ряда для лечения туберкулеза и антиретровирусные средства являются новыми и дорогостоящими. Поэтому их не следует вносить в Перечень, так как существует угроза подрыва принципов «Концепции основных лекарственных средств». Сторонники внесения изменений считают включение новых и дорогостоящих препаратов в Перечень необходимым для обеспечения эффективного лечения перечисленных заболеваний у лиц, относящихся к малообеспеченным слоям населения.

Внесение инновационных лекарственных средств в Перечень ВОЗ требует осторожности — они должны отличаться от лекарственных средств первого ряда, которые более доступны по цене. Включение в Перечень лекарственных средств второго ряда (новых и дорогостоящих) должно сопровождаться письменным руководством по их использованию и указанием мер по обеспечению их ценовой доступности.

ВЛИЯНИЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ НА ДОСТУПНОСТЬ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ

Глобализация и существующие правила международной торговли тесно связаны с функционированием национальной системы здравоохранения. Соглашение TRIPS обязывает все государства — члены WTO предоставить патентную защиту на оригинальные лекарственные средства сроком на 20 лет. Экономически развитые страны должны были выполнить условия TRIPS еще к 1996 г., развивающиеся страны — к 2000 г. ввести в действие национальные нормы, регулирующие права интеллектуальной собственности, а для наименее развитых стран этот срок продлен до 2006 г. Патентная защита лекарственных средств стимулирует проведение научных исследований и разработку новых лекарственных средств. Некоторые специалисты высказывают опасение, что большинство научных исследований и разработок в мировом масштабе нацелено на удовлетворение потребностей здравоохранения главным образом развитых стран. Рыночная монополия, обеспеченная патентной защитой, способствует установлению высоких цен на инновационные лекарственные средства.

ОПАСЕНИЯ, КАСАЮЩИЕСЯ ПОСЛЕДСТВИЙ ВЫПОЛНЕНИЯ СОГЛАШЕНИЯ TRIPS

Экономически развитые страны требуют от развивающихся стран принятия патентного законодательства, выходящего за рамки обязательств Соглашения TRIPS (TRIPS плюс). По их мнению, оно должно обеспечить более строгую защиту прав на интеллектуальную собственность, чем это требуется в рамках Соглашения TRIPS, или вовсе исключает такие защитные меры, как обязательное лицензирование и параллельный импорт, предусмотренные Соглашением для противодействия неблагоприятному влиянию патентной защиты на доступность жизненно необходимых лекарственных средств для населения развивающихся стран. При этом экономически развитые страны и Всемирная организация по охране интеллектуальной собственности (ВОИС) предлагают экспертную помощь странам, желающим выполнить требования TRIPS.

ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ

Обязательное лицензирование является одним из условий Соглашения TRIPS, которое можно использовать для противодействия негативному влиянию монополии на оригинальное лекарственное средство. Обязательное лицензирование — это предоставление лицензии на производство лекарственного средства третьей стороне в исключительных случаях, когда в экстренном порядке необходимо обеспечить население необходимым лекарственным средством, или если средство будет использовано на благо общества без коммерческой выгоды. Обязательное лицензирование отличается от добровольной передачи авторского права патентовладельцем тем, что в процессе его реализации участвует государство или уполномоченная им организация. Юридическая или административная процедура обязательного лицензирования регламентируется национальным законодательством страны. За предоставление такой лицензии патентовладелец получает надлежащую компенсацию. Обязательное лицензирование — это юридическая мера, соответствующая условиям Соглашения TRIPS (статья 31), в которой отражается сбалансированный подход к учету интересов как общества, так и производителя. Государство должно разработать простые административные процедуры для выдачи обязательных лицензий. Во многих странах обязательное лицензирование является составной частью закона о патентном праве. Например, соответствующий закон Франции допускает проведение обязательного лицензирования при условии, что оригинальное лекарственное средство предлагается населению в недостаточном количестве либо не соответствует высоким критериям качества, либо реализуется по сверхвысокой цене.

ПАРАЛЛЕЛЬНЫЙ ИМПОРТ

Параллельный импорт представляет собой межгосударственную торговлю товарами без разрешения производителя. Параллельный импорт может стать привлекательной альтернативой в случае, если один и тот же продукт продается на разных рынках по разной цене. Например, результаты анализа цен, проведенного HAI (Health Action International — Международная организация активистов здравоохранения) в 1999 г., свидетельствуют о том, что ацикловир 800 мг компании «GlaxoSmithKline» в Малайзии стоит 316 долларов США, в Индии — 89. Более низкая цена препарата в Индии обусловлена тем, что в этой стране осуществляется маркетинг генерических версий ацикловира. Цены на амоксициллин компании «GlaxoSmithKline» отличаются в зависимости от страны, в которой проводится маркетинг препарата — 6 долларов США за упаковку в Пакистане, 13 — в Канаде, 8 — в Новой Зеландии, 25 — на Филиппинах, 22 — в Малайзии, 14 — в Индонезии. В параллельном импорте лекарственных средств заинтересованы развивающиеся страны и государства с переходной экономикой. Кроме того, многие страны Европы, проводя стратегию снижения стоимости лекарственных средств в развивающихся странах, извлекают выгоду из параллельной торговли.

Статья 31 соглашения TRIPS
об условиях обязательного лицензирования

Если закон страны — участницы WTO допускает другое использование субъекта патентной защиты, не требующее получения разрешения патентовладельца, включая возможность использования патента государством или третьей стороной, уполномоченной данным правительством, могут быть использованы следующие средства:

а) при получении разрешения на  использование патента в каждом отдельном случае необходимо учитывать важность субъекта патентной защиты с точки зрения соблюдения интересов государства;

б) такое использование субъекта патентной защиты допускается при условии, что предполагаемый его пользователь исчерпал все возможности приобретения лицензии у патентовладельца за определенное вознаграждение и на разумных условиях, а также что переговоры о добровольной выдаче лицензии оказались безрезультатными. Вышеупомянутые требования страна-участница может не учитывать в  случае угрозы национальной безопасности, других обстоятельств, требующих экстренного вмешательства, или в случае некоммерческого использования в интересах государства. В случае угрозы национальной безопасности или при других обстоятельствах, требующих экстренного вмешательства, следует немедленно информировать патентовладельца о необходимости использования субъекта патентной защиты. Если государство намерено использовать субъект патентной защиты в некоммерческих целях, патентовладелец также должен быть немедленно проинформирован об этом.

Некоторые фармацевтические компании выступают за ограничение параллельной торговли с целью не допустить поступление дешевых лекарственных средств из развивающихся стран на рынки экономически развитых. Однако национальное законодательство Европы, США, Японии и других экономически развитых стран не допускает введения таких ограничений. В действительности не существует веских оснований запрещать развивающимся странам и государствам с переходной экономикой заниматься параллельной торговлей. Ведь в экономически развитых странах оригинальные лекарственные средства реализуются по относительно невысоким ценам вследствие жесткой конкуренции генериков на рынках Европы и США.

ДЕФИЦИТ НОВЫХ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ

Ежегодно вследствие инфекционных заболеваний умирают 17 млн человек; 90% из них — жители развивающихся стран. Поскольку для борьбы с этими заболеваниями в развивающихся странах не существует эффективных, доступных по цене и удобных в применении лекарственных средств, инфекции органов дыхательной системы, малярия и туберкулез остаются основными причинами смертности. Необходимо отметить, что в развивающихся странах Африки, Азии и Южной Америки проживает около 80% населения планеты.

Уровень развития современной науки позволяет создать необходимые лекарственные средства и в нужном количестве для борьбы с вышеупомянутыми заболеваниями. Однако на разработку новых препаратов для лечения пациентов с тропическими болезнями, которые являются одной из основных причин смертности среди населения развивающихся стран, фармацевтические компании выделяют мизерные средства. Это объясняется тем, что в настоящее время создание новых лекарственных средств направлено прежде всего на удовлетворение потребностей населения экономически развитых стран. А профиль заболеваемости и смертности в этих и в развивающихся странах существенно отличается. Если в экономически развитых странах осуществляется эффективный эпидемиологический контроль инфекционных заболеваний, а основные средства выделяются на создание препаратов для борьбы с патологией, характерной преимущественно для людей старшего возраста, то в развивающихся странах актуальным является сохранение жизни детей и лиц молодого возраста за счет своевременного и полноценного лечения инфекционных заболеваний, вызванных различными возбудителями тропических инфекций. Между тем из 1233 новых лекарственных средств, которые были представлены на мировом фармацевтическом рынке в 1975–1997 гг., лишь 13 показаны для применения при тропических болезнях. Следует также учитывать, что многие возбудители стали резистентными к ряду хорошо зарекомендовавших себя и доступных антибактериальных препаратов. К сожалению, известны случаи, когда крупные фармацевтические компании вынуждены были прекратить выпуск «старых», дешевых и эффективных лекарственных средств для лечения тропических болезней по причине их недостаточной прибыльности.

Разработка новых лекарственных средств требует значительных средств. Кроме работы по созданию нового средства, фармацевтическим компаниям приходится проводить доклинические и клинические их испытания. По разным оценкам, на создание и запуск на рынок одного инновационного лекарственного препарата расходуется от нескольких десятков до сотен миллионов долларов США. Поэтому на создание новых лекарственных средств для лечения пациентов с заболеваниями, вызванными возбудителями тропических инфекций, определенное бремя расходов должно взять на себя государство.

Виктор Маргитич


Стратегия ВОЗ в расширении доступа к лекарственным средствам

1. Обеспечить приоритетность общественного здравоохранения в вопросах доступа к основным лекарственным средствам.

2. Активно поддерживать политику дифференцированного ценообразования, которая способна обеспечить существенное снижение цен на лекарственные средства в развивающихся странах.

3. Разработать и активно пропагандировать стратегию дифференцированного ценообразования.

4. Издавать сообщения с технической информацией по следующим вопросам:

  • влияние конкуренции со стороны генериков на увеличение доступности лекарственных средств

  • ускорение запуска на рынок генериков

  • выдача обязательной лицензии в  интересах общественного здравоохранения

  • варианты ценового контроля лекарственных средств для развивающихся стран

  • введение тарифов и налогов, которые могут привести к необоснованному увеличению цены на лекарственные средства.

5. Пересматривать Перечень основных лекарственных средств в соответствии с современными эпидемиологическими тенденциями.

6. Снабдить государства — члены ВОЗ рекомендациями и техническими инструкциями с тем, чтобы международные торговые соглашения, включая TRIPS, не наносили ущерб общественной системе здравоохранения.

7. Обеспечить максимальное использование защитных механизмов TRIPS для противодействия негативным последствиям патентной защиты. Одним из способов достижения этой цели является участие в мероприятиях ВОИС и учебных мероприятиях по практическому выполнению условий соглашения TRIPS.

8. Разработать совместно с ВОИС проект закона о защите интеллектуальной собственности для использования развивающимися странами.

9. Поощрять создание в WTO рабочей группы по вопросам доступа к основным лекарственным средствам.

10.? Отстаивать необходимость включения вопросов здравоохранения в переговоры в сфере международной торговли в рамках WTO.

11. Вести систематический мониторинг влияния требований TRIPS на доступность лекарственных средств, политику в сфере лекарственных средств, передачу новых технологий и научные исследования.

12. Разработать совместно с другими соответствующими организациями базовую программу научных исследований, касающихся заболеваний, которым в настоящее время не уделяется надлежащего внимания.

13. Инициировать разработку новаторских подходов для стимулирования научных исследований в области создания основных лекарственных средств, включая:

  • увеличение государственного финансирования научных исследований и  разработок с обеспечением гарантированного доступа для населения;

  • обязательные требования к  научным исследованиям. Например, требование, чтобы компании в обязательном порядке повторно инвестировали определенный процент доходов, полученных от продажи лекарственных средств, в  научные исследования и создание инновационных лекарственных средств для лечения заболеваний, которым в настоящее время не уделяется надлежащего внимания;

  • разработка соответствующего законодательства, которое бы стимулировало государственные инвестиции в создание вакцин и  лекарственных средств для лечения инфекционных заболеваний.

14. ВОЗ совместно с международными организациями, правительствами стран и фармацевтическими компаниями необходимо активно поддерживать развивающиеся страны в целях увеличения потенциала, направленного на разработку эффективных и доступных по цене лекарственных средств.

Задачи государств — членов ВОЗ в расширении доступа развивающихся стран к жизненно важным лекарственным средствам

1. Подтвердить свои обязательства перед ВОЗ относительно разработки, внедрения и осуществления мониторинга национальной политики в области лекарственных средств и принять необходимые меры для обеспечения равноправного доступа населения к основным лекарственным средствам;

2. Обеспечить включение параллельного импорта и обязательного лицензирования в национальные законы (возможна консультативная помощь ВОЗ).

3. Предусмотреть на законодательном уровне функционирование механизмов, которые позволяют отпускать населению необходимые лекарственные средства по приемлемой цене, а также юридическое основание отмены высоких налогов на них.

4. Гарантировать поставки нуждающимся странам доступных по цене генериков, закупки крупными партиями нерасфасованных лекарственных средств (ангро), проведение переговоров с фармацевтическими компаниями, направленных на снижение стоимости лекарственных средств.

5. Наименее развитым странам не следует гармонизировать национальное законодательство с требованиями TRIPS до истечения крайнего срока ввода в действие данного соглашения — 2006 г.

6. Предусмотреть возможность использования обязательного лицензирования и параллельного импорта в национальных законодательствах о патентной защите.

7. Национальные правительства и соответствующие организации должны изучить причины прекращения научных исследований и разработки новых лекарственных средств для лечения заболеваний, которым в настоящее время не уделяется надлежащего внимания.


Обеспечение доступа к лекарственным средствам

ПЕРЕСМОТРЕННАЯ СТРАТЕГИЯ В ОБЛАСТИ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ

Данная стратегия в области лекарственных средств была принята в 1986 г. WHA (World Health Assembly — Всемирная ассамблея здравоохранения). Она предусматривала обеспечение справедливого доступа к основным лекарственным средствам приемлемого качества, а также способствовала разработке странами национальной политики в области лекарственных средств, включая создание законодательной базы, борьбу с неэтичным продвижением лекарственных средств на рынок и неадекватными их пожертвованиями. Пересмотренная стратегия в области лекарственных средств, которая активно обсуждалась и на 53-й Всемирной ассамблее здравоохранения, основывается на разработанной экспертами ВОЗ «Концепции основных лекарственных средств». Ключевым элементом стратегии является «Примерный перечень основных лекарственных средств», предложенный ВОЗ.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ WTO И ВОЗ

Исходя из специальной резолюции Всемирной ассамблеи здравоохранения (WHA52.19), ВОЗ предоставлены более широкие полномочия в решении целого ряда вопросов, связанных с международной торговлей, доступностью, качеством и рациональным использованием лекарственных средств. WHA поручила ВОЗ изучить влияние международных торговых соглашений на состояние системы национального здравоохранения различных государств. Генеральный директор ВОЗ Гро Харлем Брундтланд считает, что интересы общественного здравоохранения должны занимать приоритетное место в торговых соглашениях. ВОЗ выступает за соблюдение норм одного из фундаментальных соглашений WTO (World Trade Organization — Всемирная торговая организация) — TRIPS (Trade Related Aspects of the Intellectual Property Rights — Соглашение по торговым аспектам прав на интеллектуальную собственность) с учетом интересов национального здравоохранения. При этом ВОЗ поощряет производство и использование препаратов-генериков.

Гарантировать доступ различным слоям населения к медицинской помощи и качественным лекарственным средствам невозможно без приверженности государства этой цели, а также без активных действий правительства.

ПУТИ РАСШИРЕНИЯ ДОСТУПА ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ

В рамках программы по улучшению доступа к жизненно необходимым лекарственным средствам Исполнительный совет ВОЗ принял специальную резолюцию в защиту принципа дифференцированного ценообразования и необходимости продолжения изучения влияния законов и соглашений, регулирующих вопросы интеллектуальной собственности, на доступность препаратов для населения развивающихся стран и стран с переходной экономикой. Данная резолюция была принята в январе текущего года на заседании Исполнительного совета ВОЗ после того, как вопрос об улучшении доступа к лекарственным средствам для населения развивающихся стран был рассмотрен секретариатом ВОЗ. По итогам заседания был составлен отчет, согласно которому, существует 4 основных фактора, не только обеспечивающих, но и расширяющих доступ к жизненно необходимым лекарственным средствам: 1-й — рациональный выбор и применение лекарственных средств; 2-й — доступная цена; 3-й — адекватное и стабильное ценообразование; 4-й — надлежащее функционирование системы национального здравоохранения и обеспечение лекарственными средствами. Приоритетным направлением, на котором ВОЗ планирует сосредоточить внимание в 2002–2003 гг., будет улучшение доступа к жизненно необходимым лекарственным средствам, используемым для лечения заболеваний, наиболее распространенных среди беднейших слоев населения развивающихся стран, в том числе ВИЧ/СПИДа, туберкулеза, малярии и некоторых детских заболеваний.

Эксперты ВОЗ отмечают, что в 2001 г. был достигнут определенный прогресс в разработке подходов к ценообразованию на жизненно необходимые лекарственные средства. В 2002–2003 гг. особое внимание ВОЗ планирует уделять вопросам финансирования и надлежащего функционирования системы обеспечения лекарственными средствами.

ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ

Что касается ценообразования, то Исполнительный совет ВОЗ планирует поощрять применение принципа дифференцированного ценообразования на жизненно необходимые лекарственные средства в рамках рыночного регулирования. В итоге цены на лекарственные средства в странах с высоким, средним и низким экономическим уровнем развития будут существенно отличаться. При этом наиболее низкие цены на лекарственные средства ожидаются в наименее развитых в экономическом отношении странах. ВОЗ также рекомендует оказать техническую поддержку развивающимся странам в целях создания там системы дифференцированного ценообразования.

В ходе обсуждения проекта резолюции ВОЗ дискутировался вопрос о значении выражения «дифференцированное ценообразование в рамках рыночного регулирования». На включение в текст резолюции слов «в рамках рыночного регулирования» настаивали представители фармацевтических кругов. В итоге секретариат ВОЗ дал разъяснение, что следует понимать под этим выражением. По мнению экспертов, «дифференцированное ценообразование в рамках рыночного регулирования» обеспечивается рядом следующих механизмов: 1) окончательная цена препарата должна определяться местным рынком; 2) скидки на препараты предоставляются в ходе проведения двусторонних переговоров; 3) закупка ангро (нерасфасованные лекарственные средства) производится на региональном или общенациональном уровне; 4) допускается произвольное лицензирование препарата с передачей технологии его производства; 5) при необходимости осуществляется обязательное лицензирование; 6) функционирует гибкая глобальная система маркетинга лекарственных средств.

Рабочая группа, которая составляла проект вышеупомянутой резолюции, сочла необходимым исключить определенные положения из предшествующего Перечня жизненно необходимых лекарственных средств, а именно предложение о том, что в данный Перечень могут быть включены лекарственные средства, не находящиеся под патентной защитой.

В резолюции выдвинуто требование к руководству ВОЗ продолжить совершенствование методологии формирования компьютерной базы данных для предоставления возможности проведения сравнительного анализа цен на жизненно важные лекарственные средства в различных регионах и странах мира.

Кроме того, в настоящее время ВОЗ совместно с HAI (Health Action International — Международная организация активистов здравоохранения) разрабатывает руководство, в котором планируется обобщить разрозненные данные о ценах и ценообразовании на лекарственные средства в странах со средним и низким экономическим уровнем развития. Необходимые исследования уже проведены на территории Армении, Бразилии, Кении, ЮАР и Шри-Ланки.

В отчете секретариата ВОЗ приводятся данные о том, что расходы на приобретение лекарственных средств в развивающихся странах составляют от 25 до 65% от общего количества средств, выделяемых на нужды здравоохранения, и от 60 до 90% расходов домашнего бюджета, выделенного на охрану здоровья. В 2002–2003 гг. планируется главное внимание уделить вопросам улучшения обеспечения общественного здравоохранения развивающихся стран лекарственными средствами, соотношения эффективность/безопасность и доступности лекарственных средств, медицинского страхования, поиску дополнительных источников финансирования системы здравоохранения. Рассматривается возможность проведения работы по поддержанию финансовой стабильности национальных систем здравоохранения, выделяющих необходимые средства на приобретение медикаментов, а также обеспечению поддержки Всемирного фонда борьбы с ВИЧ/СПИДом, туберкулезом и малярией.

ПАТЕНТНАЯ ЗАЩИТА

В резолюции Исполнительного совета ВОЗ приветствуется принятая в конце прошлого года в Дохе на IV Министерской конференции WTO декларация по вопросам согласования требований ТRIPS с потребностями общественного здравоохранения. Особое внимание было уделено всестороннему анализу влияния торговых соглашений WTO на равноправный доступ ко всем лекарственным средствам, особенно жизненно необходимым.

В отчете секретариата отмечается, что в 2000–2001 гг. ВОЗ оказала консультативную и техническую помощь 50 странам — членам этой международной организации в целях повышения доступности лекарственных средств для населения развивающихся стран в рамках действующих торговых соглашений WTO, в том числе TRIPS. Разработаны предложения по обеспечению гарантии выполнения условий соглашения TRIPS развивающимися странами. В Бразилии, Испании, Таиланде и Великобритании созданы рабочие группы по исследованию влияния глобализации и соглашения TRIPS на доступ к жизненно важным лекарственным средствам. Эксперты планируют отслеживать изменения, которые будут происходить в политике ценообразования различных стран и фармацевтических компаний, финансировании научных исследований в области создания лекарственных средств; ведется наблюдение за продвижением оригинальных лекарственных средств и препаратов-генериков на рынке, а также за передачей новых технологий производства лекарственных средств развивающимся странам.

Эрик Ниренберг, директор отдела интеллектуальной собственности и торговли IFPMA (International Federation of Pharmaceutical Manufacturers Associations — Международная федерация ассоциаций фармацевтических производителей) отметил, что хотя ВОЗ имеет значительный опыт в сфере здравоохранения, однако в вопросах международной торговли больший опыт имеет WTO. Следовательно, основополагающая роль в регулировании международной торговли лекарственными средствами будет и впредь принадлежать WTO. При этом WTO будет прислушиваться к конструктивным предложениям ВОЗ в отношении расширения доступа беднейших слоев населения к лекарственным средствам.

ПРЕИМУЩЕСТВА ТОРГОВЛИ АНГРО

В отчете секретариата ВОЗ отмечается, что создание и реализация программ поставок ангро в развивающиеся страны на всемирном, региональном и национальном уровнях поможет существенно улучшить качество лекарственных средств и сократить расходы на их приобретение. Руководство ВОЗ поддерживает создание Всемирного фонда лекарственных средств для лечения туберкулеза, что позволит существенно снизить стоимость противотуберкулезных препаратов.

В Американском регионе учрежден стратегический фонд, цель которого — предоставлять эффективные и доступные лекарственные средства развивающимся странам для лечения ВИЧ/СПИДа, лейшманиоза, туберкулеза и малярии. Кроме того, фонд занимается вопросами предварительной квалификационной оценки поставщиков, стандартизации критериев для инспекции поставляемых лекарственных средств, гармонизации спецификации лекарственных средств, контроля их качества, технического сотрудничества с разными странами для улучшения рационального отбора, дистрибьюции и использования лекарственных средств.

Проект ВОЗ относительно улучшения доступа к лекарственным средствам для лечения ВИЧ/СПИДа предусматривает учреждение специальной программы по предварительной квалификационной оценке поставщиков на уровне ООН. Список поставщиков, которые прошли процедуру предварительной квалификации, будет регулярно публиковаться в официальных изданиях ВОЗ.

Резолюция Исполнительного совета ВОЗ требует от стран-участниц объединения усилий для создания соответствующей регуляторной базы в развивающихся странах в целях улучшения доступа населения к лекарственным средствам. ВОЗ призывает правительства развивающихся стран учредить национальный перечень жизненно необходимых лекарственных средств, применив научный подход, который отражал бы основные положения Перечня ВОЗ.

По материалам журнала «Scrip»

Интересная информация для Вас:

Комментарии

Нет комментариев к этому материалу. Прокомментируйте первым

Добавить свой

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Другие статьи раздела


Последние новости и статьи