Надлежащая аптечная практика в новых независимых государствах

«Еженедельник АПТЕКА» завершает публикацию материалов о Надлежащей аптечной практике (НАП) в Новых независимых государствах (ННГ) и предлагает вниманию читателей Приложения Е, F, G и H к руководству, которые могут быть использованы как при разработке национальной модели НАП, так и руководителями аптек в их работе.

ПРИЛОЖЕНИЕ E. ВЛИЯНИЕ НА ПРОПИСЫВАНИЕ И ПРИМЕНЕНИЕ ЛС

В приложении изложены стандарты НАП, необходимые в области влияния на прописывание и применение ЛС. Приведены примеры показателей (индикаторов) для ведения документации в соответствии с требованиями НАП. В Приложении также приведены примеры видов деятельности и минимальных требований к ним.

Надлежащая аптечная практика

Один из основных элементов НАП — это деятельность, связанная с влиянием фармацевта на прописывание и применение ЛС.

Согласно документу ВОЗ/НАП [6] национальные стандарты необходимы для:

  • Обеспечения контроля качества рецептурных данных, предоставляемых фармацевту.

  • Создания формуляров по ЛС.

  • Обеспечения взаимопонимания врачей и фармацевтов в процессе работы с  индивидуальными рецептами.

  • Оценки данных по использованию ЛС в медицинской и фармацевтической практике.

  • Оценки рекламных материалов.

  • Распространения информации по  официальным каналам.

  • Разработки образовательных программ для работников здравоохранения.

  • Использования справочников, имеющихся в распоряжении фармацевтов.

  • Обеспечения конфиденциальности сведений, касающихся пациентов.

Требования ВОЗ/НАП [6] конкретизированы в Европейской НАП [4] следующим образом:

2.5.1. Общая политика рационального назначения ЛС.

2.5.1.1. Терапевтические комитеты и создание формуляров:

  • Следует поощрять создание на  местном уровне терапевтических комитетов, в  состав которых входят врачи и фармацевты, для оценки назначенного лечения и приведения его в  соответствие с надлежащими стандартами.

  • В практических формулярах, составленных терапевтическими комитетами или совместно лечащими врачами и фармацевтами, должны быть учтены качество, безопасность и  эффективность, а также экономическая целесообразность применения входящих в них ЛС.

2.5.1.2. Оценка данных по применению ЛС:

  • На местном или общегосударственном уровне следует поощрять привлечение фармацевтов к участию в научных исследованиях по применению ЛС (например, оценка результатов лечения, соблюдение режима лечения и  др.) и в фармакоэпидемиологических исследованиях.

2.5.1.3. Распространение официальной обобщенной информации по официальным каналам:

  • Фармацевт должен иметь доступ к  справочной литературе, в которой содержатся сведения как о терапевтической эффективности ЛС, так и об их фармакологических свойствах. На  местном, государственном или международном уровне следует создать базы данных, обеспечивающие надежный и быстрый доступ к  информации, которая необходима в процессе осуществления профессиональной деятельности.

2.5.1.4. Образовательные программы для работников здравоохранения:

  • Фармацевт должен предоставлять пациенту достоверную и объективную информацию по рациональному назначению и применению ЛС, а также принимать активное участие в  образовательных программах, предназначенных для других работников здравоохранения.

Индикаторы для документирования аптечной практики

В соответствии с моделью, предложенной А. Donabedian [9], для документирования аптечной практики можно использовать следующие показатели (индикаторы):

  • Структуры — в отношении учреждений, оборудования и персонала.

  • Процесса — в отношении к  производственной деятельности и микроклимата в  коллективе.

  • Отдачи — для оценки достижений.

  • Результативности (итогов) — для оценки воздействия проведенных мероприятий на  потребителя (например, на пациента, общество).

Индикаторы структуры — примеры

  • Наличие вспомогательных материалов.

  • Сотрудничество с другими работниками здравоохранения.

Индикаторы процесса — примеры

  • Количество врачей общей практики, сотрудничающих с аптекой.

  • Соблюдение руководств по  рациональному использованию ЛС.

Индикаторы отдачи — примеры

  • Количество врачей, которых постоянно информируют об их предпочтениях при назначении ЛС.

  • Количество заседаний лекарственного и терапевтического комитетов.

  • Число образовательных программ, рассчитанных на медработников других специальностей, в создании которых принимала участие аптека.

  • Объем собранных статистических данных по использованию ЛС.

  • Количество составленных схем индивидуального применения ЛС.

  • Сколько лиц, назначающих ЛС, из общего числа тех, кто прописывает лекарства в данном районе, присутствовали по крайней мере на одном официальном совещании?

  • Какова доля прописанных ЛС, входящих в национальный список основных (жизненно важных) ЛС, в общем количестве назначенных ЛС.

  • Какова доля проданных ЛС, входящих в  национальный список основных (жизненно важных) ЛС, в общем количестве проданных ЛС.

Индикаторы результативности — примеры

  • Изменения в структуре расходов на  ЛС.

  • Применение врачами общей практики протоколов лечения, эффективных с точки зрения фармакоэкономики.

  • Доля ЛС, входящих в список основных (жизненно важных) среди 50 препаратов, пользующихся наибольшим спросом в аптеке.

Деятельность

В табл. 1 приведен примерный перечень видов деятельности, поэтому список не является исчерпывающим. Виды деятельности сгруппированы для большей наглядности.

Некоторые из видов деятельности, возможно, неактуальны для ННГ в настоящее время, но они могут послужить толчком к разработке новой или к совершенствованию сложившейся практики.

В табл. 1 также даны примеры минимальных требований. Каждая страна должна наметить реальные цели и устанавливать собственные минимальные требования с учетом местных особенностей.

Таблица 1

Примеры видов деятельности по осуществлению НАП

Примеры видов деятельности

Примеры минимальных требований

  • Консультирование врачей общей практики в отношении прописывания препаратов согласно рекомендованным стандартным схемам лечения и списку основных (жизненно важных) ЛС

  • Консультирование других работников здравоохранения

  • Оказание содействия местным госадминистрациям в разработке руководств по  рациональному использованию ЛС

  • Оказание содействия в разработке или в  обновлении лекарственных формуляров

  • Внедрение учета побочных эффектов

  • Стимулирование экономически эффективного использования ЛС

  • Оценка местного потребления ЛС

  • Критическая оценка рекламных материалов, распространяемых фармацевтическими компаниями

  • Аптека обязана по требованию предоставлять консультации по рациональному использованию ЛС [13]

Требования

В табл. 2–4 приведены примеры используемых методов, способов выполнения поставленных задач, сфер компетенции персонала, необходимых для деятельности, связанной с самолечением.

Таблица 2

Методы, применяемые для осуществления видов деятельности согласно табл. 1

Примеры методов

Примеры минимальных требований

  • Участие в работе лекарственного и  терапевтического комитетов

  • Предоставление рекомендаций по  прописыванию ЛС и оказание поддержки врачам посредством регулярного и эффективного диалога, например на совещаниях официального характера

  • Предоставление списков имеющихся в  наличии основных (жизненно важных) ЛС

  • Предоставление списков наиболее подходящих вариантов замены основных (жизненно важных) ЛС, отсутствующих на складе, воспроизведенными препаратами (генериками)

  • Использование данных о потреблении ЛС

  • Сбор статистических данных

  • Учет побочных эффектов

  • Анализ повторных рецептов

  • Обратная связь с отдельными врачами общей практики в отношении предпочтений при назначении ЛС

  • При наличии лекарственного и  терапевтического комитетов
    аптека должна участвовать в их деятельности

  • Аптека обязана предоставлять по  требованию список имеющихся в наличии основных (жизненно важных) ЛС

Таблица 3

Способы выполнения задач аптечной практики

  • Доступ к национальному формуляру основных (жизненно важных) ЛС

  • Доступ к обновленным стандартным схемам лечения распространенных заболеваний

  • Доступ к национальным базам данных по  использованию ЛС

  • Доступ к научной литературе, например к  фармацевтическим и медицинским журналам

  • Заполнение стандартных форм учета для сбора данных по использованию ЛС

Таблица 4

Необходимая квалификация персонала

  • Непрерывное обучение и повышение квалификации сотрудников

  • Совершенствование знаний по основным (жизненно важным) ЛС, рациональному прописыванию ЛС и возможности замены оригинальных препаратов воспроизведенными ЛС (генериками)

  • Обучение персонала, как помогать врачам общей практики в отношении правил назначения ЛС

  • Обучение персонала, как давать рекомендации пациентам о применении ЛС

  • Обучение методам обработки данных о применении ЛС

  • Обучение методам обработки данных о назначении ЛС

ПРИЛОЖЕНИЕ F. РУКОВОДСТВО ПО ПОЭТАПНОМУ ВНЕДРЕНИЮ НАП В РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАНАХ

В процессе внедрения НАП развивающиеся страны и страны с переходной экономикой могут столкнуться со сходными проблемами. Одним из методов может быть поэтапное внедрение НАП. С этой точки зрения данное Приложение может представлять интерес также для ННГ. Его могут использовать фармацевтические ассоциации, руководящие органы, а также отдельные аптеки.

Настоящее Приложение основано на данных отчета рабочей группы, организованной Отделом МФФ по коммунальным аптекам [15]1. Приложение включает историю вопроса, а также руководство по одному из четырех основных областей НАП.

История вопроса

Национальные фармацевтические ассоциации располагают всеми необходимыми сведениями для того, чтобы решить, что именно можно сделать для внедрения НАП. Однако во многих развивающихся странах национальные ассоциации либо отсутствуют, либо, будучи малочисленными, не имеют возможности заняться этим вопросом. Поэтому в настоящем руководстве изложены некоторые рекомендации общего характера в целях оказания помощи прежде всего развивающимся странам.

Учитывая национальные особенности и разный уровень развития аптечной практики, рекомендуется внедрять НАП поэтапно. Прежде всего нужно определить «этап» (уровень), на котором в настоящий момент находится аптечная практика, и двигаться к следующему этапу, тем самым постоянно совершенствуя качество фармацевтических услуг, предоставляемых населению. Приведенные рекомендации касаются наиболее актуальных направлений НАП. Практика свидетельствует, что страны, накопив некоторый опыт внедрения принципов НАП, далее смогут прокладывать свой собственный путь.

Поэтапный подход привлекателен еще и тем, что большее число стран займутся решением этого вопроса, если убедятся, что каждый этап реально осуществим.

Основной задачей должно быть постоянное стремление к еще более высоким стандартам аптечной практики на благо пациентов и общества в целом путем достижения положительных результатов профессиональной деятельности, а также популяризации профессии.

В то же время необходимо направлять усилия на информирование населения, государственных органов и всех работников здравоохранения об услугах, которые могут быть предложены аптечным сектором, и о той пользе, которую может принести полномасштабное использование опыта и знаний работников аптек.

Следует поощрять разработку официальной национальной лекарственной политики, которая способствует улучшению состояния здоровья населения, обеспечению равноправного доступа к безопасным и эффективным ЛС и рациональному их использованию.

Однако основной движущей силой должны стать сами фармацевты. Именно они призваны решить, каким должно быть качество услуг, которые могут быть предоставлены. Необходимо, чтобы фармацевты были привержены изменениям и стремились использовать свое влияние для того, чтобы добиться понимания необходимости реформ в аптечном секторе на государственном уровне.

В развивающихся странах существует мнение, согласно которому функцию распространения ЛС преимущественно должны выполнять сотрудники, имеющие фармацевтическое образование. По мере увеличения численности таких сотрудников должно оставаться больше времени на выполнение других функций, а именно на распространение информации, направленной на оптимизацию процесса использования лекарств.

Рекомендации

Руководство содержит рекомендации по четырем основным направлениям НАП:

1. Персонал

2. Подготовка персонала

3. Стандарты НАП

4. Законодательство и национальная лекарственная политика.

Мы выбрали 3-е направление как пример поэтапного внедрения НАП.

Стандарты

В большинстве развивающихся стран фармацевтические услуги фактически эксклюзивно оказывают в учреждениях или на базе тех учреждений, где работает сотрудник. По этой причине не рассматривается возможность включения в эту сферу такого вида услуг, как обслуживание на дому.

Помещения

Цель: обеспечить наличие соответствующих помещений, на базе которых будут предоставляться услуги.

Для предоставления фармацевтических услуг и продуктов должны быть особые помещения, которые отделены от прочих видов деятельности/услуг и продукции, с целью гарантировать целость и качество продукции, при этом сводя к минимуму риск ошибочного отпуска ЛС. Речь идет о следующих требованиях (перечислены произвольно):

  • Чистота помещения.

  • Адекватное пространство. Надлежащие условия для хранения, фасовки, отпуска и распределения медикаментов (включая меры безопасности).

  • Адекватное освещение.

  • Защита ЛС от чрезмерного воздействия света и температуры — при необходимости хранить в холодильнике.

  • Наличие оборудования, соответствующего выполняемым задачам (отпуск/смешивание/изготовление).

  • Наличие основных справочников.

  • Возможность инструктирования, консультирования пациентов.

Если нет выделенной секции для предоставления фармацевтических услуг, то это должно стать первоочередной задачей. Данную секцию можно обособить таким образом, чтобы обеспечить более четкое разделение различных видов деятельности (например, отпуск, изготовление, хранение ЛС).

ЭТАП 1. Безопасная, изолированная емкость или зона для хранения ЛС.

ЭТАП 2. Безопасная зона в медучреждении, специально выделенная для хранения медикаментов.

ЭТАП 3. Зона или комната, оборудованная для хранения и выдачи ЛС.

ЭТАП 4. Четко выделенная отдельная зона или помещение, т.е. общедоступная аптека или аптечный отдел в стационаре.

Помещения должны соответствовать уровню предоставляемых услуг (например, должны быть водопровод, холодильное оборудование и т.д.) так же, как и уровень квалификации персонала. Уровень подготовки сотрудников будет меняться на каждом этапе (например, услуги может предоставлять приходящий фармацевт или медработник в отдельном кабинете).

Отпуск

Цель: обеспечить, чтобы соответствующий препарат в правильной дозе и лекарственной форме получил именно тот больной, для которого он предназначен.

К отпуску ЛС предъявляются следующие требования (перечислены произвольно):

  • Конкретный пациент должен получать необходимое ему лекарство.

  • Следует не допускать возможных лекарственных взаимодействий.

  • Качество и целость ЛС должны сохраняться и поддерживаться на протяжении указанного срока годности.

  • Пациенту необходимо давать правильные, четкие и ясные указания с тем, чтобы обеспечить адекватное и безопасное применение данного ЛС с оптимальной пользой для пациента и в  соответствии с целью лечения.

  • Пациенту следует предоставить по  крайней мере основную информацию по применению ЛС, предупредить о возможных побочных эффектах, если таковые имеются, и рассказать что нужно делать, если произойдут конкретные события.

Емкости/упаковка

Цель: сохранить целость продукта.

Таблетки/капсулы отпускаются в:

ЭТАП 1. Воздухонепроницаемом пластмассовом пакете (это считается минимальным требованием).

ЭТАП 2. Воздухонепроницаемой твердой упаковке.

ЭТАП 3. Воздухонепроницаемой твердой упаковке, защищенной от детей.

ЭТАП 4. Оригинальной упаковке изготовителя.

Препараты в форме растворов следует отпускать в специальных флаконах, чтобы их можно было отличить от напитков, других потребительских товаров.

Ядовитые вещества, ЛС, предназначенные для наружного применения, должны быть расфасованы в специальные флаконы.

Емкости можно использовать повторно, если соответствующим образом обработать внутри и снаружи.

Этикетирование

Минимальные требования к этикетке (перечислены произвольно) таковы:

  • Непатентованное название и состав препарата.

  • Доза, частота и продолжительность приема.

  • Дата отпуска.

  • ФИО пациента.

  • Наименование/адрес поставщика.

  • Предупреждение «Беречь от детей».

На каждой упаковке должно быть обозначение с указанием возможной опасности для детей.

Инструкции для пациента

Цель: обеспечить, чтобы пациент знал, как и когда принимать/использовать препарат.

ЭТАП 1. Инструкции устные.

ЭТАП 2. Инструкции устные, а к упаковке прикрепляется сигнатура с информацией, написанной от руки.

ЭТАП 3. Инструкции устные, а к упаковке прикрепляется сигнатура с информацией, напечатанной на машинке или типографским способом.

ЭТАП 4. В дополнение к этапу 3 пациенту предоставляется устная консультация.

ЭТАП 5. В дополнение к этапу 4 предоставляется дополнительная письменная информация.

ЭТАП 6. Требования НАП соблюдаются.

Регистрационные записи

Цель: способствовать лечению больного и обеспечить учет данных для последующей ревизии.

ЭТАП 1. Следует вести регистрацию всех отпускаемых ЛС с указанием фамилии больного, названия и состава ЛС, дозы, отпущенного количества, даты отпуска.

ЭТАП 2. Следует вести регистрацию «лекарственного анамнеза» больных вручную или с помощью компьютера для обеспечения доступа к сведениям о больных.

Медицинская информация, консультирование пациентов и фармацевтическая помощь

Цель: способствовать укреплению здоровья и предотвращению заболеваний.

Все сотрудники должны пройти соответствующую подготовку, иметь свободный доступ к справочной литературе, возможность пользоваться вспомогательными материалами, чтобы давать рекомендации по общим вопросам, касающимся здоровья, а также предоставлять более конкретную информацию и услуги, сопутствующие отпуску ЛС.

Предоставление таких услуг предусматривает следующие этапы:

ЭТАП 1. Предоставить литературу, в которой освещаются вопросы по укреплению здоровья, а также вспомогательные материалы по общим вопросам, касающимся здоровья.

ЭТАП 2. Выделить зону, подходящую для предоставления базовой информации, консультирования и фармацевтической помощи.

ЭТАП 3. Обеспечить наличие отдельного помещения для конфиденциальных бесед с пациентами.

Самолечение

Следует разработать протоколы лечения в целях обеспечения точности и адекватности рекомендаций по самолечению.

Продукты

Необходимы правовые механизмы для обеспечения качества, безопасности и эффективности ЛС.

ПРИЛОЖЕНИЕ H. ОПРЕДЕЛЕНИЯ

В Приложении H даны более подробные определения понятий, касающихся четырех основных направлений НАП.

Многие из определений являются цитатами, и в скобках приведены ссылки на первоисточник.

Укрепление здоровья и профилактика заболеваний

Укрепление здоровья — это «процесс, дающий людям возможность усилить контроль за состоянием своего здоровья и улучшить его» (ВОЗ, Оттавская Хартия по укреплению здоровья, 1986 г.).

Согласно определению ВОЗ здоровье — это «состояние полного физического, душевного и социального благополучия», а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Таким образом, здоровье — это социальные и личные ресурсы, а также физические возможности.

Здоровье — это ресурс для повседневной жизни. В процессе укрепления здоровья можно накопить некий потенциал, позволяющий человеку справляться не только с трудностями, возникающими в повседневной жизни, но также быть менее подверженным риску заболеть, а значит, способным противостоять заболеванию или симптомам либо бороться с ними.

Заболевание — это неоднозначное понятие, это то, чего человек желает избежать. Существует различие между популярным пониманием/концепцией заболевания, оценкой симптомов, с одной стороны, и профессиональным понятием заболевания (болезни) — с другой. Эти две концепции не обязательно перекликаются друг с другом. Можно чувствовать себя больным при отсутствии биомедицинских подтверждений.

Профилактика заболеваний направлена на выявление симптомов и болезни на ранних стадиях заболевания в целях предотвращения ухудшения состояния пациента. Профилактика подразделяется на первичную, вторичную и третичную:

  • Первичная профилактика: направлена на снижение риска заболевания и  улучшение качества жизни.

  • Вторичная профилактика: направлена на выявление симптомов заболевания на ранней стадии в целях сокращения его длительности или улучшения прогноза.

  • Третичная профилактика: направлена на предотвращение рецидива заболевания и его перехода в хроническую форму.

Снабжение и использование рецептурных ЛС и изделий медицинского назначения

Прописанное (назначенное) лекарство — это препарат, прописанный врачом или другими лицами, оказывающими медико-санитарную помощь, которые имеют право прописывать любые или некоторые ЛС.

Фармацевт может играть ключевую роль в общественном здравоохранении, особенно в отношении ЛС; рациональное использование ЛС зависит от доступности основных (жизненно важных) ЛС надлежащего качества для всего населения в любое время. (The role of the pharmacist in support of the WHO revised drug strategy. World Health Organisation, 1994 (WHA47.12).

Роль фармацевта, в частности, заключается в том, чтобы обеспечивать работу систем закупок ЛС и снабжения медикаментами, объединяя при этом усилия по обнаружению и предотвращению распространения фальсифицированной, субстандартной фармацевтической продукции, предоставлять пациентам объективную информацию о лекарствах и давать советы по их применению, а также рекомендации по использованию ЛС другим работникам здравоохранения, регулирующим органам — всем, от кого зависит политика в сфере здравоохранения (The role of the pharmacist in support of the WHO revised drug strategy. World Health Organisation, 1994. (WHA47.12).

В области приобретения/закупок ЛС для использования в государственных и частных лечебных учреждениях роль фармацевта заключается в обеспечении эффективного отбора надлежащих препаратов, поступающих от разных изготовителей и поставщиков. Исключительно важно быть при этом предельно бдительными и закупать препараты только у надежных поставщиков (FIP Guidelines for Drug Procurement. November, 1992).

В задачи аптеки входит приобретение, хранение, проверка рецептов и отпуск ЛС, продуктов для здоровья, изделий медицинского назначения и прочей продукции, которую целесообразно реализовывать вместе с ЛС. Отпуск ЛС включает деятельность с момента получения рецепта и до того, как препарат или изделие медицинского назначения будет получено пациентом. Таким образом, отпуск — это прием рецепта фармацевтом; любые действия, осуществляемые для решения возникающих при этом вопросов; правильный отпуск препарата в соответствующей упаковке с правильной этикеткой, а также предоставление информации и рекомендаций по мере надобности. (Royal Pharmaceutical Society of Great Britain).

Самолечение

Самолечение — это процесс, в котором пациент берет на себя ответственность за собственное здоровье, принятие решений в отношении своего здоровья, профилактики, выявления и лечения заболеваний. Подразумевается, что пациент активно участвует в процессе принятия решений и скорее является субъектом, а не объектом принятия решений в отношении здоровья (Handbook of Non-prescription Drugs, 10th ed. 1993, p. 1).

Самолечение является неорганизованной деятельностью по охране здоровья и принятию связанных со здоровьем решений отдельными личностями, семьями, друзьями, коллегами по работе и т.д. Она включает самостоятельный прием лекарств, социальную поддержку в случае болезни, первую медицинскую помощь в случае необходимости. Самолечение является первичным звеном в системе здравоохранения и не требует создания какой-либо организации. Самолечение — это одна из составляющих повседневной жизни (WHO publication (1982): Self-help and health in Europe).

Самолечение — это применение пациентом безрецептурных препаратов по собственной инициативе и под собственную ответственность с учетом советов фармацевта или другого работника здравоохранения (The European Commission 1997. Pharm. J. 1997; 258: 354–355).

Самолечение включает профилактику заболеваний, здоровый образ жизни, отказ от курения, умеренное употребление алкоголя и правильное использование лекарств. В случае неэффективности профилактических мер следует прибегнуть к самолечению, которое заключается в устранении симптомов, которые пациент заметил у себя, с помощью препаратов, отпускаемых без рецепта (Statement of Principle on Self-Care including Self-Medication — The Professional Role of the pharmacists, FIP 1996).

Влияние на прописывание и применение ЛС

«…Рациональное использование лекарств подразумевает, что выписан необходимый препарат, этот препарат может быть приобретен в соответствующие сроки и по доступной для пациента цене, что при отпуске препарата в аптеке пациент получил инструкции и препарат будет приниматься в правильных дозах через необходимые интервалы времени в течение достаточного для лечения периода. Необходимое лекарство должно быть эффективным, соответствовать требованиям, предъявляемым к качеству и безопасности» (The rational use of drugs. Report of the Conference of Experts. Nairobi, 25-29. November 1985, WHO).

Под термином «основные ЛС» подразумеваются лекарства, которые «имеют наибольшее значение и являются основой для удовлетворения потребностей большинства населения в медикаментах» (WHO Technical Report Series, No. 615, 1977, p. 9).

ПРИЛОЖЕНИЕ G. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основные литературные источники

1. Menabde N., Stobbelaar F.: The patient in focus. A strategy paper//WHO/EURO (WHO/DAP/98.8). — 1998.

2. Nielsen H.P. Kvalitetssikring af lægemidler i: Lægemidler og ægemiddelanvendelse. Ed. by L. Launsø/ and E. W. Sø/rensen. Copenhagen, Akademisk Forlag, 1997.

3. Standards for quality of pharmacy services. International Pharmaceutical Federation FIP, 1993.

4. Good pharmacy practice (GPP) in community and hospital pharmacy settings. Geneva, WHO, 1996 (WHO/PHARM/DAP/96.1).

5. Role of the pharmacist in support of the WHO revised drug strategy//WHO.—1994 (WHO47.12).

6. Good pharmacy practice in Europe. Pharmaceutical Group of the European Union PGEU, Community pharmacists, 1998.

7. Hepler С.D., Strand L.: Opportunities and responsibilities in pharmaceutical care//Amer. J. Hosp. Pharm. — 1990.— 47.—P., 533–549.

8. Deming W.E. Out of the Crisis, M.I.T. Manchester (US), 1986.

9. Donabedian A. Evaluating the quality of medical care//Milbank Memorial Fund Quarterly. — 1966. — 44. — P. 166–204.

10. The role of the Pharmacist in smoking cessation. Copenhagen, EuroPharm Forum, 1996.

11. The role of the Pharmacist in diabetes care «PharmaDiab Programme». The St. Vincent Declaration Action Programme and EuroPharm Forum, 1996.

12. The role of the Pharmacist in the fight against the HTV-AIDS pandemic. A joint declaration between the World Health Organisation (WHO) and the International Pharmaceutical Federation (FIP), 1997.

13. Auditgrundlag (Minimum requirements). Forslag til minimumskrav indenfor Kravdokumentes hovedområder. Danish Pharmaceutical Association, Copenhagen, 1997.

14. Model standards for self audit in community pharmacy in England: vol. 1-9. Keele, Keele University, 1994.

15. Good Pharmacy Practice (GPP) in developing countries. Supplementary guidelines for stepwise implementation. FIP Community Pharmacy Section, 1999.

Дополнительная литература2

Документы по НАП

Good Pharmacy Practice (GPP) in community and hospital pharmacy settings. —

Geneva, WHO, 1996. (WHO/PHARM/DAP/96.1).

Good pharmacy practice in Europe. Pharmaceutical Group of the European Union PGEU, Community pharmacists, 1998.

Standards for quality of pharmacy services. International Pharmaceutical Federation. — FIP, 1993.

Документы, определяющие роль фармацевта

Communication from the Commission concerning health promotion, information, education and training within the framework for community action in the field of public health. — Luxembourg, European Commission, DG 5, 1994. (CEC/V/F/1/LUX/15).

FIP statement of principle: Good practice in donations of medicines. International Pharmaceutical Federation FIP, 1997.

FIP statement of principle: Pharmacist’s authority in product selection. International Pharmaceutical Federation FIP, 1997.

FIP statement of principle: Self-care including self-medication: the professional role of the pharmacist. International Pharmaceutical Federation FIP, 1996.

FIP statement of professional standards: Code of ethics for pharmacists. International Pharmaceutical Federation FIP, 1997.

Macarthur D. The growing influence of the pharmacist in Europe. — London: Financial Times Management Reports, 1995.

Lunde, I. and G. Dukes (editors).The role and the function of the pharmacist in Europe. — Groningen, STYX Publications, 1989.

The role of the pharmacist in support of the WHO revised drug strategy. — World Health Organisation, 1994. (WHA47.12).

The role of the pharmacist in the fight against the HIV-AIDS pandemic. A joint declaration between the World Health Organisation (WHO) and the International Pharmaceutical Federation (FIP), 1997.

Seminar on the role and training of community pharmacists. — Strasbourg, Council of Europe, 1993.

Примеры европейских стандартов аптечной практики

Code of ethics. London, Royal Pharmaceutical Society of Great Britain.

Dutch pharmacy standard: Guidelines on the pharmaceutical care as provided by the community pharmacy. Den Haag, Koninklijke Nederlandse Maatschappij ter bevordering der Pharmacie, 1996.

Программы и практические модели НАП

Angina pectoris: good pharmacy practice programme. ASTRA and FIP, 1996.

Managing care of angina pectoris in the community. Int. Pharm. J. 12(4) 2–4, 1998.

Questions to ask about your medicines: campaign proposal. A WHO / EuroPharm Forum project, Nov. 1993.

The role of the pharmacist in diabetes care «PharmaDiab programme». The St. Vincent Declaration Action Programme and EuroPharm Forum, 1996.

The role of the pharmacist in smoking cessation. Copenhagen, EuroPharm Forum, 1996.

Фармацевтическая помощь

Hepler C.D. The future of pharmacy: pharmaceutical care. Am. Pharm. NS30(Oct.) 23-29, 1990.

Hepler C.D., Strand L.M. Opportunities and responsibilities in pharmaceutical care. Am. J. Hosp. Pharm. 47, 533–543, 1990.

Herrier R.N. and Boyce R.W. Establishing an active patient partnership. Am. Pharm. NS35(Apr.) 48–57, 1995.

Janke K.K., Kennie N. Developing a ‘practice change’ approach. Can. Pharm. J. 129(2) 48–51, 1996.

Janke K. et al. Identifying technician tasks to optimize dispensary functions. Can. Pharm. J. 129(8) 28–31, 1996.

Janke K.K., Tobin C. Planning new, patient-oriented pharmacy services. Can. Pharm. J. 129(9) 30–32, 1996.

Janke K.K., MacDonald M.L. Supervising technicians to enable efficient and effective patient care. Can. Pharm. J. 129(10) 35–37, 1997.

Kennie N., Janke K.K. Promoting awareness and understanding of pharmacy services. Can. Pharm. J. 129(3) 53–55, 1996.

Munroe W.P., Rosenthal T.G. Implementing pharmaceutical care: evolution vs. revolution. Am. Pharm. NS34(4) 57–69, 1994.

O’Malley M., Vaillancourt R. Refocussing dispensary procedures to provide pharmaceutical care. Can. Pharm. J. 129(10) 32–34, 1997.

Pharmaceutical care: the future for community pharmacy. London, The Royal Pharmaceutical Society of Great Britain, 1992.

Укрепление здоровья и предотвращение заболеваний

King M.J., Halloran S.P., Kwong P.Y.P. Blood glucose measurements in the community pharmacy. Pharm. J. 251, 808–810, 1993.

Morrow N.C., Hargie O.D.W. Communication skills and health promotion (3). Pharm. J. 253, 311–313, 1994.

Mason P. Action on smoking — can pharmacist make a difference? Pharm. J. 256, 263–265, 1996.

Maguire T. Health promotion and the pharmacist. Pharm. J. 257, 744, 1996.

Ghalamkari H.H. et al. Evaluation of a pilot health promotion project in pharmacies: Quantifying the pharmacist’s health promotion role. Pharm. J. 258, 138–143, 1997.

Medicines in schools. Implementing good practice in mainstream schools — a guide for pharmacists. Pharm. J. 258, 69–72, 1997.

Maguire, T.: Smoking cessation, nicotine replacement and community pharmacy. Pharm. J. 258, 225–239, 1997.

Anderson C., Russell G. The Barnet High Street Health Scheme: Health promotion by community pharmacists. Pharm. J. 259, 223–225, 1997.

Предоставление и применение прописанных ЛС и изделий медицинского назначения

Lindsay G.H., Hesketh E.A., Harden R.M. Community pharmacy-based interactive patient education: (1) Implementation. Pharm. J. 252, 541–579, 1994.

Lindsay G.H., Hesketh E.A., Harden R.M. Further experience with an individualised patient education programme for community pharmacy practice. Pharm. J. 254, 441–446, 1995.

Pharmaceutical care: An introduction. Strand L.M., Cipolle R.J., Morley P.C. — Michigan: The Upjohn Company, 1992.

Kelly W.N. Pharmacy contributions to adverse medication events. Am. J. Health-Syst. Pharm. 52, 385–390, 1995.

Kay E. Pharmaceutical care and cardiovascular disease. Pharm. J. 252, 789–791, 1994.

Gammie S.M., Luscombe D.K. Pharmaceutical care of the elderly. Pharm. J. 254, 578–582, 1995.

Goodyer L. et al. «Brown bag» medication reviews in community pharmacies. Pharm. J. 256, 723–725, 1996.

Raynor D.K.T. Medicine reminder charts: Maximising benefits for pharmacists and patients. Pharm. J. 259, 333–335, 1997.

Airaksinen M. et al. Do the public and pharmacists share opinions about drug information. Int. Pharm. J. 8 (4) 168–170, 1994.

Price K.O., Goldwire M.A. Drug information resources. Am. Pharm. NS34 (7) 30–39, 1994.

Herborg H. et al. Pharmaceutical care value proved. Int. Pharm. J. 10 (5) 167–168, 1996.

Самолечение

Braun R., Schulz M. Self-medication must be flanked by pharmacist know-how. Pharmedicum 3 (4) 8–9, 1995. Three versions: English, Russian and German.

Lunde I. Self-care: What is it? J. Soc. Adm. Pharm. 7 (4) 150–155, 1990.

Thomas D.H.V., Noyce P.R. The interface between self medication and the NHS. BMJ 312, 688–691, 1996.

Levin L.S. Reorienting perspectives on self-medication. J. Soc. Adm. Pharm. 7 (4) 164–173, 1990.

Gross P.F. The economics of alternative types of health care: The benefits and risks of self-care and less government regulation. J. Soc. Adm. Pharm. 7 (4) 190–198, 1990.

Bezold C. Future trends in self-medication and self-care. J. Soc. Adm. Pharm. 7 (4) 205–215, 1990.

Bell J. A pharmacy-based self-care programme — the Australian Experience. J. Soc. Adm. Pharm. 7 (4) 216–220, 1990.

Boyce R.W., Herrier R.N. Obtaining and using patient data. Am. Pharm. NS31 (7) 65–71, 1991.

Blenkinsopp A., Bradley C. Patients, society, and the increase in self-medication. BMJ 312, 629–632, 1996.

Pray W.S. The pharmacist as self-care advisor. J. Am. Pharm. Ass. NS36 (5) 329–341, 1996.

Влияние на прописывание и применение ЛС

Pharmacists and care assistants work together. Pharm. J. 256, 221, 1996.

Sommerville H. Medication review in nursing and residential homes (2). Pharm. J. 256, 648–650, 1996.

Pilling M. et al. The St. Helens and Knowsley prescribing initiative: a model for pharmacist-led meetings with GPs. Pharm. J. 260, 100–102, 1998.

Mason P. A pharmacist in the surgery — what better prescription for a new age? Pharm. J. 256, 192–195, 1996.

Wenn R.J., Barton S.B. Enabling community pharmacist to advise prescribers. Pharm. J. 257, 126–127, 1997.

Sykes D., Westwood P. Training community pharmacists to advise GPs on prescribing. Pharm. J. 258, 417–422, 1997.

The A Team. Aust. J. Pharm. 78, 832–840, 1997.

Good practice in the co-operation between pharmacies and doctors in Denmark. — Copenhagen: Danish Medical Association and Danish Pharmaceutical Association. 1996.

Общественная (коммунальная, розничная) аптека

Wertheimer A.I., Smith M.C. (editors). Pharmacy practice: social and behavioural aspects. 3. ed. — Baltimore: William & Wilkins, 1989.

Harding G., Nettleton S., Taylor K. Sociology for pharmacists: an introduction. London: Macmillan, 1990.

Harding G., Nettleton S., Taylor K. (editors): Social pharmacy: innovation and development. London: The Pharmaceutical Press, 1994.

Укрепление здоровья

Modeste N.N.: Dictionary of public health promotion and education. — London: Sage Publications, 1996.

Maibach E., Parrott R.L. (editors): Designing health messages. — London: Sage Publications, 1995.

Health promotion and the community pharmacist. — London: Health Education Authority, 1994.

Blenkinsopp A., Panton R. Health promotion for pharmacists. — Oxford: Oxford University Press, 1991.

Downie R.S., Tannahill C., Tannahill A. Health promotion: models and values. 2. ed. — Oxford: Oxford University Books, 1996.

Bush P.J. (editor). The pharmacist’s role in disease prevention and health promotion. — Bethesda, Md.: ASHP Research and Education Foundation, 1983.

Health promotion and health screening: a distance learning pack for community pharmacists. 2. ed. — Manchester: Centre for Pharmacy Postgraduate Education, 1993.

Аптечная практика

Smith M.C., Knapp D.A. Pharmacy, drugs and medical care. 5. ed. — Baltimore: Williams & Wilkins, 1992.

Обеспечение качества, стандарты и  аудит

Seddon J. I want you to cheat: to service and quality in organisations — Buckingham: Vanguard Press, 1992.

Pharmacy audit. Balancing theory and practice. A self-study course for pharmacists. — Belfast: Northern Ireland Centre for Postgraduate Pharmaceutical Education and Training, 1993.

Tunney D.E. Self audit of pharmaceutical services. — Belfast: Pharmaceutical Society of Northern Ireland, no year.

An audit of patient counselling for prescribed medicines. An audit package for community pharmacists. — Edinburgh: National Health Service in Scotland, 1996.

Moving to audit: an education package for pharmacists. — Dundee: Centre for Medical Education, 1993.

Model standards for self audit in community pharmacy in England. — Keele: Keele University, 1994.

Pharmaceutical audit: a practical workbook for community pharmacists. — Edinburgh: National Health Service in Scotland, 1995.

Blenkinsopp A. Community pharmacy services and standards: The 1996 Royal Pharmaceutical survey. Pharm. J. 258, 633–635, 1997.

Phillips S.A., Temple D. Quality assurance and professional audit in community pharmacy. Pharm. J. 249, 208–209, 1992.

Panton R.S. et al. The development of model standards of professional community pharmacy practice for use in self-audit. Pharm. J. 253, 542–545, 1994.

Cairns C. et al. A client-orientated approach to professional audit in community pharmacy. Pharm. J. 258, 673–676, 1997.

Airaksinen M. R. Ahonen and H. Enlund: Customer feedback as a tool for improving pharmacy services. Int. J. Pharm. Pract. 3, 219–26, 1995.

Kozma C.M. Outcomes research and pharmacy practice. Evaluating pharmaceutical products and services requires looking at the economic, clinical, and humanistic outcomes of therapy. Am. Pharm. NS35 (7) 35–1, 1995.

Angaran D.M. Selecting, developing, and evaluating indicators. AJHP (48) 1931–937, 1991.

Управление работой аптек

Sasser W.E, Olsen R.P., Wyckoff D.D. Management of service operations. — Boston: Allyn and Bacon, 1978.

Tindall W.N. et al. (editors). Retail pharmacy practice management. — Chapel Hill, NC, NARD, 1989.

Novelty in a Wrexham pharmacy. Pharm. J. 256, 479, 1996.

Harrison B. A dream turned into a reality — the new pharmacy at King’s. Pharm. J. 257, 318–321, 1996.

Wilsom T. Renovating your pharmacy. Aus. J. Pharm. 78, 1270–1272, 1997.

Tood R. Refitting your pharmacy. What can I do with my pharmacy? Pharm. J. 259, 843–848, 1997.

Refurbishment or relocation: How was it for you? Pharm. J. 259, 851–952, 1997.

Concepts for freeing pharmacists’ time. Pharm. J. 259, 988–989, 1997.

Применение лекарств

Abramson J.H. Survey methods in community medicine. 4. ed. — Edinburgh: Churchill Livingstone, 1990.

How to investigate drug use in communities: guidelines for social science research. — Geneva, WHO, 1992.

Dukes M.N.G. (editor). Drug utilisation studies: methods and uses. Copenhagen, WHO Regional Office for Europe, 1993.

Исследование аптечной практики

Bell J. Doing your research project. 6. print. — Milton Keynes: Open University Press, 1992.

Pharmacy practice research: a literature index 1984-1994. Compiled by Pete Abel. — Manchester: Pharmacy Practice Research Resource Centre, 1995.

Pharmacy: effective care in practice. Full papers from the first international symposium on the role of the pharmacist in health promotion and disease prevention. — London: Royal Pharmaceutical Society of Great Britain, 1993.

Pharmacy practice research: British Pharmaceutical Conference 1995. — London, The Pharmaceutical Journal, 1995.

Pharmacy practice research. British Pharmaceutical Conference 1996. — London, The Pharmaceutical Journal, 1996.

Просвещение пациентов

Blom L.Th.G. Developing patient education in community pharmacy. — Utrecht: Universiteit Utrecht, 1996.

Optimal management of heart failure: Pharmacists can educate patients with heart failure about the importance of complying with medication regimens and modifying lifestyle. J. Am. Pharm. Ass. NS36 (2) 92–107, 1996.

Управление кадрами и повышение квалификации

Noel M.W., Bootman J.L. (editors). Human resources management in pharmacy practice. — Rockville, Md., Aspen Publication, 1986.

Kingsbury, V. Teamwork through further education and training in the pharmacy. Pharm. J. 256, 62–64, 1996

Hudson S. et al. Essential hypertension (1). Pharm. J. 260, 411–417, 1998.

Holland Ross. When to refer: a handbook for Pharmacists. — Canberra: Pharmaceutical Society of Australia, 1993.


* Окончание. Начало см. «Еженедельник АПТЕКА», № 30 (351) от 5 августа 2002 г., № 31 (352) от 12 августа 2002 г., № 32 (352) от 19 августа 2002 г.

1 Данный отчет можно получить в: Community Pharmacy Section Secretariat at Pharmakon, Hilleroed, Denmark.

2 Перечень материалов по НАП, содержащихся в пакете, разработанном сотрудничающим Центром ВОЗ по лекарственной политике и развитию фармацевтической практики в сотрудничестве с Программой по фармацевтическим средствам Специального проекта по фармации ННГ Европейского регионального бюро ВОЗ.

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*