Последнее украинское предупреждение

В конце марта 2002 г. состоялись семинары, организованные Государственной инспекцией по контролю качества лекарственных средств (ГИКК) Украины для работников предприятий, производящих лекарственные средства, и дистрибьюторов. Семинары были посвящены внедрению в жизнь приказов Министерства здравоохранения Украины — № 497 от 12 декабря 2001 г. «Об утверждении Порядка запрещения (остановки) и изъятия из оборота лекарственных средств на территории Украины» (см. «Еженедельник АПТЕКА», № 2 (323) от 14 января 2002 г.) и № 436 от 30 октября 2001 г. «Об утверждении инструкции о порядке контроля качества лекарственных средств в оптовой и розничной торговли» (см. «Еженедельник АПТЕКА», № 6 (327) от 11 февраля 2002 г.), которые были подготовлены ГИКК совместно с Государственным предприятием «Государственный фармакологический центр МЗ Украины».

В семинарах приняли участие первый заместитель Главного государственного инспектора по контролю качества лекарственных средств (ГИКК) Виталий Варченко, заместитель Главного государственного инспектора по контролю качества лекарственных средств Сергей Сур, заместитель директора ГП «Государственный фармацевтический центр» МЗ Украины Виктор Чумак. На семинаре для представителей производителей отечественных ЛС выступила заместитель главы Государственного департамента по контролю за качеством, безопасностью и производством лекарственных средств и изделий медицинского назначения (Государственный департамент) Елена Кричевская.

ДЛЯ ЧЕГО ЭТО НУЖНО?

p_336_15_150402_GIKK.jpg (8036 bytes)

Виктор Чумак, Виталий Варченко, Елена Кричевская (слева направо) удовлетворены итогами семинаров

Вступление в действие указанных выше приказов заметно изменяет правила игры на фармацевтическом рынке. Во-первых, впервые нормативными актами устанавливается порядок приостановления и изъятия из оборота ЛС или отдельных его серий. Как известно, в законе Украины «О лекарственных средствах» (ст. 15) предусмотрено право ответственных лиц «останавливать или запрещать производство ЛС в случае систематического или грубого нарушения требований стандартов и технических условий, фармакопейных статей и технологических регламентов», однако механизм этих действий не определен подзаконными актами. Во-вторых, впервые в Украине вводится понятие «уполномоченное лицо» на предприятиях, осуществляющих производство и распространение ЛС. Таким образом, вводится, а точнее, возрождается внутриведомственный контроль за качеством ЛС.

Виталий Варченко отметил, что ежегодно территориальные инспекции проводят проверку более 5000 субъектов хозяйствования, что составляет около 85% всех, присутствующих на рынке. Примерно у 95% из них из года в год выявляют нарушения правил хранения, несоблюдение требований законодательства относительно качества ЛС, санитарных норм и правил и т. д. Более того, имеют место случаи, когда субъекты хозяйствования осуществляют деятельность без лицензии либо работники аптек не имеют соответствующего образования, а также реализации фальсифицированных ЛС.

Многие предприятия — производители ЛС настаивают на том, что ухудшение качества ЛС зачастую происходит на этапе их дистрибьюции. И это вполне объяснимо, так как многие дистрибьюторы перевозят ЛС в неприспособленных автомобилях, в багажниках междугородных автобусов, отправляют по почте. По мнению Виталия Варченко, настало время уделить особое внимание качеству ЛС. Для этого необходимо контролировать все этапы продвижения препаратов от производителя к потребителю. Результаты проверок субъектов хозяйствования и данные о наличии на рынке субстандартных и фальсифицированных ЛС будут освещены в ближайших номерах «Еженедельника АПТЕКА».

Сергей Сур отметил, что система поддержания качества ЛС подразумевает определенную этапность. Так, если на этапе создания не подтверждена его эффективность, безопасность, биодоступность ЛС, то дальнейшие усилия, в том числе производство в соответствии с требованиями GMP, не имеют смысла. В свою очередь, если производство высококачественных современных ЛС не будет соответствовать надлежащим требованиям, то, естественно, усилия по поддержанию качества ЛС на этапе дистрибьюции также будут затрачены впустую. И наконец, усилия по поддержанию качества ЛС на этапе розничной реализации ни к чему не приведут, если были допущены сбои в предыдущих звеньях технологической и дистрибьюторской цепочек.

Как отметил Сергей Сур, в отсутствие обязательных для выполнения отечественных требований GMP, GDP, GPP и т. д. указанные приказы МЗ вводят в практику отдельные их элементы и будут способствовать повышению качества ЛС, предлагаемых на украинском фармрынке, за счет контроля качества на всех этапах жизненного цикла препаратов.

КАК ЭТО БУДЕТ?

В основе Приказа МЗ № 436 от 30 октября 2001 г. лежат Директива ЕС от 31.03.1992 г. о правилах оптовой торговли ЛС для людей (92/25/ЕЕС), согласно которой надлежащая дистрибьюторская практика подразумевает следующее:

— реализацию только зарегистрированных ЛС;

— оптовую продажу ЛС могут осуществлять только предприятия, имеющие соответствующую лицензию;

— лицензия на производство ЛС должна включать разрешение на оптовую реализацию препаратов собственного производства;

— государство, выдавшее лицензию, несет ответственность за проверку лиц и предприятий — владельцев лицензии и за инспектирование их складских помещений.

Приказ № 497 от 12 декабря 2001 г. направлен в первую очередь на производителей. Основная цель этого документа — сделать невыгодным выпуск некачественной продукции. Кроме того, в Приказе прописан механизм изъятия из оборота некачественных ЛС на территории Украины, в том числе в лечебных учреждениях. Приказ № 497 позволяет не только пресекать выпуск некачественной продукции, но и способствовать устранению причин, которые привели к этому.

Приказ предполагает три уровня действий в отношении некачественной продукции.

Первый уровень — запрещение реализации, хранения и/или применения отдельных или всех серий ЛС. Такое решение ГИКК может принять в связи: с результатами лабораторных исследований образцов ЛС по направлению ГИКК; результатами инспекционных проверок субъектов хозяйственной деятельности должностными лицами ГИКК; сообщениями о побочных действиях ЛС, не указанных в регистрационном досье; установлением несоответствия состава ЛС указанному в регистрационном досье; применением в производстве серии или серий сырья, не заявленного в регистрационных документах; отсутствием надлежащего контроля качества сырья, промежуточных продуктов и готовых ЛС в объеме, заявленном в регистрационном досье; установлении факта фальсификации ЛС.

Второй уровень — запрещение производства, реализации, хранения, приобретения и/или применения ЛС. Такое решение ГИКК принимает в случае: выявления в ходе инспекционной проверки фактов грубого нарушения технического регламента в процессе производства ЛС; негативных результатов лабораторных исследований трех серий ЛС (одной серии — ЛС для парентерального применения) по направлению ГИКК; если технология производства либо контроля ЛС не обеспечивает гарантии качества ЛС (в том числе в случае, если методы контроля не воспроизводятся); использования для производства ЛС сырья, не заявленного в регистрационных документах; контроль качества сырья, промежуточных продуктов и готовых ЛС не проводился в объеме, заявленном в регистрационном досье; поступления сообщений о побочных эффектах, не указанных в регистрационном досье, или в связи с гибелью людей вследствие применения препаратов субстандартной серии.

Третий уровень — полное или временное запрещение применения ЛС путем прекращения действия или аннулирования регистрационного удостоверения применяется в случае если: ЛС вредно для здоровья при применении в обычных дозах и об этом нет указаний в регистрационных документах; заявленная в регистрационном досье терапевтическая эффективность ЛС отсутствует; во время действия регистрационного удостоверения установлено, что научно-технический уровень технологии производства и контроля качества ЛС недостаточны, а заявитель не внес соответствующие изменения в течение 6 месяцев; если проверкой материалов регистрационного досье установлено предоставление заявителем недостоверной информации во время регистрации (перерегистрации, внесений изменений в регистрационное досье) ЛС.

Внедрение в жизнь приказа МЗ № 436 от 30 октября 2001 г. обеспечивает условия для создания в Украине принципиально нового института уполномоченных лиц. После того как такой институт будет создан, контроль качества ЛС станет двухуровневым. Во-первых, сохранится и усилится контроль качества ЛС со стороны ГИКК, во-вторых, будет создан ведомственный контроль, осуществлять который будут уполномоченные лица. Приказ № 436 вступил в действие 1 апреля 2001 г., так что времени на «раскачку» у украинских субъектов хозяйствования уже не осталось. Контроль за соблюдением этого приказа ГИКК планирует начать с июня 2002 г.

Уполномоченным лицам в обязанность будет вменяться:

— проверка ЛС, которые поступают в аптеку, а также сопровождающих их документов: накладных (с обязательным указанием наименования, дозы, лекарственной формы, номера серии, количества, названия компании-производителя), сертификатов качества производителей, регистрационного статуса ЛС;

— оформление заключения о результатах входного контроля качества ЛС;

— ведение реестра ЛС, которые поступили к субъекту хозяйственной деятельности;

— проверка наличия некачественных и фальсифицированных серий ЛС в соответствии с информацией территориальной ГИКК;

— предоставление территориальной ГИКК сообщений о выявленных некачественных и фальсифицированных ЛС или ЛС, качество которых вызывает сомнение; приостановление распространения таких ЛС;

— согласование внутреннего порядка обращения ЛС.

Сергей Сур особо подчеркнул, что ведение реестра ЛС и выдача разрешения уполномоченным лицом на реализацию поступивших к субъекту хозяйствования ЛС могут осуществляться в произвольной форме. В ходе проверки субъект хозяйствования в случае необходимости должен доказать должностному лицу, что каждая поступившая серия ЛС прошла соответствующий входной контроль. Доказательством прохождения такого контроля являются подпись (печать) уполномоченного лица и реестр, оформленный в виде, принятом на предприятии.

Лабораторный контроль — второй этап контроля качества ЛС (после осуществления контроля со стороны уполномоченных лиц) будет проводиться в соответствии с планами инспектирования субъектов хозяйствования (1 раз в год), а также по отдельным заданиям ГИКК или территориальных инспекций. Основанием для проведения лабораторного контроля являются обращение местных органов власти и самоуправления или правоохранительных органов, жалобы потребителей. Отбору будут подлежать в первую очередь ЛС, изготавливаемые в аптеках, условия хранения, транспортировки и реализации которых не соответствуют действующим нормам и правилам, а также ЛС, качество которых вызывает сомнения.

Обязательному лабораторному контролю на соответствие качества показателям АНД подлежат следующие группы препаратов:

— каждая серия растительного лекарственного сырья «ангро» и в фасованном виде;

— субстанции, которые используют в аптеках для изготовления ЛС для парентерального введения, а также применяемых в офтальмологической практике;

— наркотические ЛС, психотропные вещества и прекурсоры, которые относятся к соответствующей категории в соответствии с Перечнем наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров;

— ЛС, которые используют для наркоза, в том числе ингаляционного (за исключением кислорода и закиси азота);

— рентгеноконтрастные средства, в том числе бария сульфат;

— противотуберкулезные, в том числе комбинированные, которые содержат рифампицин, изониазид, этамбутол, пиразинамид.

ВОПРОСЫ, НА КОТОРЫЕ НЕ ВСЕГДА ЕСТЬ ОТВЕТЫ

Новые нормативные документы, которые регламентируют функционирование субъектов хозяйствования, к сожалению, как отметили почти все выступавшие, имеют неточности. «Добрая воля» регулирующих органов, которые подготовили эти приказы, заключается в том, чтобы зафиксировать и обобщить все претензии операторов фармацевтического рынка и внести соответствующие изменения в нормативные документы, что и послужило одной из причин организации семинаров.

Естественно, участники семинара не преминули задать организаторам ряд «неудобных» вопросов. Например: «В течение какого срока (месяц, год, 5 лет) должны быть выявлены три субстандартные серии, чтобы ГИКК с полным основанием запретила производство и распространение таких препаратов ». Виктор Чумак признался, что пока он не может ответить на этот вопрос, и в каждом конкретном случае вопрос будет решаться индивидуально, а со временем соответствующие положения Приказа будут уточнены.

Отвечая на вопрос, кто будет оплачивать стоимость лабораторного анализа, Сергей Сур сообщил, что предусмотрено два варианта: если выяснится, что некачественная продукция была выпущена производителем, то затраты на проведение лабораторного контроля, связанные с возвратом, уничтожением или утилизацией, несет производитель субстандартной продукции. В целом же стоимость отобранных образцов и лабораторного контроля их качества включается в производственные затраты субъектов хозяйствования, у которых эти образцы были изъяты.

Дистрибьюторы ЛС озабочены тем, что многие аптеки отказываются принимать ЛС, которые не прошли контроль в лабораториях, уполномоченных ГИКК. Как заявил Сергей Сур, нормативные акты, которые предписывают производить обязательный посерийный лабораторный контроль всех поступающих на рынок ЛС, отсутствуют. Однако практика именно такова, и косвенно это свидетельствует о том, что аптеки опасаются поступления некачественных или фальсифицированных ЛС. По сути, это требование аптек, и необходимость посерийного контроля является предметом договорных отношений субъектов хозяйствования. ГИКК не немерена каким-либо образом вмешиваться в эти отношения.

Многие интересовались, какими критериями будут руководствоваться уполномоченные лица, осуществляющие входной контроль ЛС? Как сообщил Сергей Сур, при подготовке приказа № 436 предполагалось, что уполномоченные лица в аптеках и дистрибьюторских компаниях будут осуществлять визуальный контроль поступающих ЛС. Для этого они будут использовать информацию, изложенную в сертификатах, которыми сопровождается каждая партия товара. В качестве методического пособия ГИКК рекомендует книгу «Визуальные методы входного контроля лекарственных средств». В настоящее время готовится переиздание этой книги. Кроме того, ГИКК планирует размещать информацию, касающуюся внешнего вида упаковки, маркировки и т. д., на собственном сайте в режиме открытого доступа.

Тарас Махринский
Фото Евгения Кривши

Комментарии

Нет комментариев к этому материалу. Прокомментируйте первым

Добавить свой

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Другие статьи раздела


Последние новости и статьи