Первым делом — профессионализм

Национальный съезд фармацевтов Предстоящий VI Национальный съезд фармацевтов Украины — важное событие, значение которого трудно переоценить. Среди участников съезда будут те, кто занимается академической наукой, преподаватели специализированных учебных заведений, представители дистрибьюторских компаний, заводов — производителей лекарственных средств и, конечно же, практические работники аптечных учреждений, всех, без кого невозможно представить существование фармации. Столь широкий спектр участников предполагает и разнообразие проблем, которые будут обсуждаться в рамках съезда. С некоторыми из них, в основном касающимися фармацевтического образования и науки, мы уже успели ознакомить читателей в предыдущих публикациях. В этом интервью хотелось бы остановиться на вопросах, которые предлагают поднять на съезде аптечные работники. Какие темы достойны обсуждения на съезде? Об этом корреспондент «Еженедельника АПТЕКА» беседует с президентом Всеукраинской аптечной ассоциации Валентиной Москаленко.

Валентина Москаленко

Валентина Москаленко.

— Валентина Николаевна, если бы вам довелось выйти на трибуну съезда, с чего вы начали бы свое выступление?

— Мне кажется, логичнее всего было бы начать с подведения итогов. В аптечном деле произошло достаточно много изменений, и многие из них достойны упоминания на столь масштабном форуме. Прежде всего следует положительно оценить тот факт, что в целом сформирована структура, регламентирующая деятельность всех субъектов украинского фармацевтического рынка. Очень многое сделано в сфере создания нормативно-правовой базы. Однако правовое поле для работы аптечных учреждений пока нельзя назвать полностью сформированным: на нем еще достаточно белых пятен и нерешенных вопросов. Думаю, что обсуждение проблем в отношении нормативной базы и путей ее совершенствования должно стать одной из центральных тем на съезде.

— В чем вы видите недостатки нынешней правовой базы и каким образом ее можно улучшить?

— Мы живем в эпоху, когда все вокруг стремительно меняется. И нормативно-правовое поле должно быть адекватным современному фармацевтическому рынку. Вместе с тем, качественная подготовка любого нормативного акта требует времени. Хотелось бы, чтобы разрабатывались такие документы, которые не приходилось бы постоянно пересматривать или вовсе отменять. Это возможно, если в их подготовке будут задействованы профессионалы своего дела, хорошо знающие предметную область. В последнее время делались попытки провести широкое обсуждение проектов тех или иных приказов и постановлений, касающихся фармацевтической деятельности. В ходе обсуждений, которые проходили, в том числе на страницах «Еженедельника АПТЕКА», каждый мог высказать свою точку зрения и внести предложения по обсуждаемому документу. Это очень позитивное начинание следует продолжить. Проблема в том, что итоговый вариант документа мы видим только после его подписания, и он бывает весьма далек от того, что обсуждалось и предлагалось. Мне довелось быть в рабочих группах по подготовке некоторых нормативных документов и хотелось бы высказать пожелание, чтобы члены этих рабочих групп могли получить для ознакомления финальный текст постановления или приказа и поставить под ним свою подпись.

Следует затронуть еще несколько вопросов, связанных с правовым полем. Они имеют более частный характер, но не менее важны для аптечных работников. Например, мы по-прежнему довольно часто сталкиваемся с ситуацией, когда одновременно действует несколько нормативных документов, противоречащих друг другу или не согласованных между собой. Также нередки случаи, когда в регламентирующих документах не определен четко алгоритм тех или иных действий и остается место для двоякого толкования. В этих случаях приходится обращаться за комментариями к юристам или за разъяснениями к сотрудникам регламентирующих органов. В частности, посещать специальные семинары, где можно получить консультацию о практическом применении постановлений и приказов. Думаю, такое положение дел не совсем правильно. Нормативно-правовой документ должен давать четкий ответ на вопрос, как организовать ту часть аптечного дела, которой он непосредственно касается. Разъяснения, пусть и исходящие из уст компетентных специалистов, — лишь частное мнение, и у разных сотрудников одного и того же ведомства может быть свой взгляд на проблему. И «крайним» может оказаться аптечное учреждение, руководитель которого не сможет доказать контролирующим органам, пришедшим с проверкой, что они поступают согласно алгоритму, предложенному им на семинаре. В этой связи хотелось бы еще отметить, что за подобными разъяснениями представителям аптек из регионов, как правило, приходится приезжать в столицу, поскольку на местах отсутствуют учреждения, которые могли бы оказать методическую помощь практическим работникам. Отчасти эти функции выполняют региональные инспекции по контролю качества лекарственных средств, но у них все же иные задачи и своя сфера деятельности.

— Какие тенденции в развитии аптечного дела вы могли бы отметить?

— Следует отметить расширение ассортимента лекарственных средств и изделий медицинского назначения, а также расширение спектра предоставляемых услуг, таких, например, как измерение артериального давления, предоставление квалифицированных консультаций по ответственному самолечению и пр. В целом изменилась структура аптечного ассортимента, в который все чаще включают косметику, предметы санитарии и гигиены, минеральные воды, биологически активные добавки и т.п. Эту тенденцию я не могу оценить однозначно. С одной стороны, широкий спектр предлагаемой продукции может привлечь больше покупателей, с другой — реализация данной продукции в аптечных учреждениях, правила ее приема и отпуска не регламентированы в рамках существующего нормативного поля. То же можно сказать и о новой форме организации аптеки — аптека-мини-маркет с выкладкой продукции в торговом зале. По сути такое предприятие уже представляет собой некую промежуточную форму между собственно аптекой в ее традиционном понимании и магазином. Является ли такой субъект хозяйственной деятельности учреждением здравоохранения? Какие виды продукции можно выкладывать на стеллажах в торговом зале, а какие — нет? Как обеспечить сохранность товаров на стеллажах, какой должна быть квалификация консультанта в торговом зале? На все эти вопросы пока еще нет четкого ответа. Как и на то, насколько правомерен такой вид услуг, как доставка лекарственных средств почтой или работа интернет-аптек.

Все большую тревогу вызывает положение с медикаментозным обеспечением жителей сельской местности. Если центральные районные аптеки еще хоть как-то держатся на плаву, то непосредственно в селах содержать аптеку или даже аптечный пункт все менее выгодно. Сельским аптечным учреждениям становится труднее соответствовать предъявляемым к ним высоким требованиям. Приведу простой пример. Недавно издан приказ МЗ Украины № 590 от 01.12.2004 г. «Об утверждении описания внешнего сигнального указателя аптечного учреждения и его структурных подразделений». Если следовать нормам приказа, то сельской аптеке не один год придется на такой указатель зарабатывать.

Непростая ситуация и с отделами экстемпоральной рецептуры в аптеках. Приказ МЗ Украины № 626 от 15.12.2004 г. «Об утверждении Правил производства (изготовления) лекарственных средств в условиях аптеки» фактически поставил под угрозу закрытия отделы экстемпоральной рецептуры в аптеках. Данный нормативный документ требует выполнения значительного объема предварительных работ, без которых невозможно обеспечить соответствие требований приказа в полном объеме. Можно дискутировать относительно того, целесообразно ли вообще приравнивать условия изготовления лекарств в аптеках к промышленному производству, однако бесспорно одно: на сегодняшний день выполнить все требования приказа просто невозможно, поэтому следует хотя бы отсрочить срок его исполнения. По поводу данной проблемы мы обратились с открытым письмом к министру здравоохранения Украины Николаю Полищуку. Надеемся, что в результате будет найдено компромиссное решение, которое позволит сохранить отделы по изготовлению лекарств в аптеках.

ВІДКРИТИЙ ЛИСТ МІНІСТРУ ОХОРОНИ ЗДОРОВ’Я УКРАЇНИ М.Є. ПОЛІЩУКУ

Шановний Миколо Єфремовичу!

   До Вас звертається фармацевтична спільнота України, яка здійснює медикаментозне забезпечення населення та лікувально-профілактичних закладів, в тому числі лікарськими засобами, виготовленими в умовах аптеки, з приводу перегляду наказів МОЗ України від 15.12.2004 р. № 626 «Про затвердження Правил виробництва (виготовлення) лікарських засобів в умовах аптеки», від 01.12.04 р. № 590 «Про затвердження опису зовнішнього сигнального покажчика аптечного закладу та його структурних підрозділів».

   Зазначені нормативні документи вимагають проведення великої кількості попередніх заходів, без яких неможливо забезпечити виконання вимог наказів в повному обсязі, а у випадку виконання — до значного підвищення цін на лікарські засоби, що реалізують в аптеках.

   Застосування до виготовлення лікарських засобів в умовах аптеки вимог, аналогічних таким до промислового виробництва, призведе до закриття виробничих аптек.

   Розробники наказу МОЗ України від 15.12.2004 р. № 626 не врахували недоцільності введення в процес виготовлення ліків в умовах аптеки окремих норм, які вимагають значних фінансових витрат. Адже зрозуміло, що лікарські засоби, які мають термін придатності менше 30 та 30 днів, не можуть виготовлятися в таких самих умовах, як і ліки, які зберігають свою якість протягом 3 і більше років.

   До речі, в зазначеному документі відсутні вимоги до стерилізації, зберігання, термінів придатності виготовлених ліків та багато інших інформаційних даних, які необхідно виконувати, проте посилання на місцезнаходження цих даних відсутні.

   Але ж дотримання цих норм є складовою якості виготовленого лікарського засобу.

   Ця невизначеність норм не може бути замінена суб’єктивними роз’ясненнями представників розробника на платних семінарах.

   Фармацевтична спільнота на сторінках професійних видань, на різноманітних конференціях неодноразово висловлювала думку про необхідність збереження виробничих аптек на теренах України і в зв’язку з цим наполягала на розробленні нормативного акта, в якому було б враховано особливості виготовлення лікарських засобів в умовах аптеки.

   Щодо наказу МОЗ України від 01.12.2004 р. № 590 «Про затвердження опису зовнішнього сигнального покажчика аптечного закладу та його структурних підрозділів» маємо сумнів щодо доцільності його встановлення, особливо в сільській місцевості. Адже там аптека повинна заробляти на покажчик не один рік, а вимога наявності покажчика для структурних підрозділів аптеки (аптечного пункту, аптечного кіоску) та аптечного складу, на наш погляд, взагалі недоцільна.

   Шановний Миколо Єфремовичу, звертаючись до Вас, маємо надію на порозуміння та найшвидше вирішення цих актуальних для практичної фармації питань, що позитивно вплине на якість медикаментозного обслуговування громадян України. n

Всеукраїнська аптечна асоціація

Комунальне підприємство «Фармація» Київської міської держадміністрації

Київська обласна асоціація аптечних працівників

Виктория Матвеева,
фото Игоря Кривинского

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Інші статті розділу


Останні новини та статті