Запрет рекламы лекарств как добродетель в законе

Закон есть то, что мы разъясняем (поговорка древнеримских юристов).

Специализированные в области медицины СМИ, возможно, станут-таки монополистами в сфере рекламы лекарственных средств: вместо одиозного и растерявшего к моменту принятия всю свою уничтожительную силу законопроекта № 7007 (но частично ещё не вступившего в силу законную), на горизонте замаячил правительственный законопроект № 10563, согласно которому реклама лекарственных средств останется только в специализированных изданиях, предназначенных для медицинских учреждений и врачей, а также на семинарах, конференциях, симпозиумах по медицинской тематике. Распространение рекламы лекарств другими способами (в том числе в СМИ широкого профиля) будет запрещено.

Туча № 10563

Запрет рекламы лекарств как добродетель в законеИтак, на прояснившемся было менее полугода назад «рекламном» небосклоне фармацевтического рынка вновь замаячила грозовая туча запрета рекламы лекарств среди населения Украины без «посредничества» специалистов — соответствующая инициатива определена правительственным законопроектом № 10563 «О внесении изменений в некоторые законы Украины о запрете рекламы лекарственных средств», зарегистрированном в Верховной Раде 5 июня.

Данный законопроект содержит также еще ряд ограничений, касающихся рекламы товаров и услуг в сфере здравоохранения (в частности, сохранен запрет на рекламу допинговых веществ и/или методов для их использования в спорте). Благо не отменен запрет на использование в рекламе изображений изменений человеческого тела или его частей вследствие болезни, ранений; а также утверждений, содействующих возникновению или развитию страха заболеть или ухудшить состояние своего здоровья вследствие неиспользования медицинской техники и медицинских услуг, которые рекламируются.

При этом в рекламе товаров и методов, не относящихся к медицинской технике, методам профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, запрещаются ссылки на то, что эти товары имеют лечебные свойства, если такие свойства не подтверждены в установленном законодательством порядке специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти в сфере здраво­охранения.

Разрешена реклама услуг народной медицины (целительства) и целителей, «сертифицированных» Минздравом (МЗ).

Возникает вопрос: если реклама целительства и целителей ограничена лишь наличием соответствующего разрешения на это достойное занятие, выданного МЗ, а для рекламы «лечебных свойств» любых других товаров нужно лишь их подтверждение МЗ, почему для населения нужно запретить рекламу безрецептурных препаратов (с заведомо «подтвержденными лечебными свойствами»), разрешенных тем же органом (МЗ) к свободной продаже и медицинскому применению лишь с рекомендацией в инструкции о консультации со специалистом?

Ответ мы найдем в пояснительной записке к законопроекту № 10536. Традиционно ее основным постулатом является то, что необходимость принятия проекта Закона Украины «О внесении изменений в законы Украины относительно запрета рекламы лекарственных средств» обусловлена недопущением нанесения вреда жизни, здоровью граждан Украины (производителями лекарств и их рекламой).

Для обоснования необходимости принятия акта авторы документа используют тезис: «реклама лекарственных средств, направленная на прямого потребителя, приводит к тому, что граждане без предварительных консультаций с врачами и установления правильного диагноза заболевания, с учетом индивидуальных физиологических особенностей и противопоказаний в каждом конкретном случае, покупают и принимают лекарственные средства, информацию о которых они получили из рекламы, несмотря на то что их использование может не только не дать желательного результата относительно улучшения состояния здоровья, но и в значительной мере ухудшить его».

Также, авторы проекта № 10536 заметили возрастающую тенденцию к осуществлению гражданами самолечения и озабочены его последствиями. Как обычный «необследованный пациент» я гораздо раньше их заметила другую тенденцию — сокращение числа специалистов, способных установить правильный диагноз заболевания, и куда более озабочена тем, что меня по поводу и без повода пытаются затолкать в очередь в районную поликлинику, где я уж точно что-нибудь подхвачу, чтобы получить объективную потребность в соответствую­щих товарах и услугах.

Ведь, как справедливо отмечают авторы проекта № 10536: «производители лекарственных средств заинтересованы в том, чтобы их продукт покупался и потреблялся в больших количествах». А «без рынка болезней не было бы и рынка лекарств — это та самая тайна Гиппократа, которую клянутся не выдавать врачи» (Виктор Пелевин, «Священная книга оборотня»).

Между нами, коллегами по «цеху»

Спешу заверить уважаемых читателей, что проводя этот экспресс-юранализ очередных «рекламных гримасс» нашего законодательства о лекарственных средствах, я не пытаюсь «примазаться» к вашей благородной профессии, вспомнив свое «фармацевтическое» прошлое. Я об обратной стороне — общей «платформе» наших профзанятий, позволяющей мне утверждать, что мы коллеги… Увы, да, коллеги — по несчастью… чужому. Именно оно «роднит» наши профессии: ибо если вы живете за счет чужих болезней, то мы (юристы) — за счет чужих проблем. И чтобы мы с вами делали, если бы все были здоровы и счастливы?

Поэтому, стоит ли удивляться, что фармрынок и правовое поле для его жизнедеятельности — это место, где наши интересы пересекаются, и мы с вами становимся друг другу «пациентами». Вы назначает­е нам лекарства, когда мы болеем (причем часто ваши назначения не совпадают и противоречат друг другу). Так стоит ли удивляться, что мы тоже даем вам разные рекомендации касательно «безопасности применения» той же рекламы?

Ведь недаром говорят, что «два юриста — три мнения». Поэтому, не пугайтесь, пожалуйста, читая наши разные толкования действующих норм законодательства о рекламе лекарств и прогнозы насчет последствий скорого вступления в силу оставшихся норм подпункта 6 пункта 2 и пункта 4 раздела I Закона от 20 декабря 2011 г. № 4196-VI: от «запрещено все, что не разрешено» до инсинуаций касательно информации о лекарственных средствах, отдельным подвидом которой, кстати, является их реклама. Свои «прогнозные» ожидания я высказала в статье «Реклама лекарственных средств: апокалипсис не сегодня» и оснований для их «мутаций» не вижу. Кто был прав — вскоре покажут время и практика.

Меня же больше пугает другой вопрос, возникающий у меня на любой из моих дорог в нашем городе, когда почти на каждом шагу я вижу стоматологическую клинику: где на них всех взять столько больных зубов? Тем более, если (судя по рекламе) есть столько эффективных зубных паст? Вам, кстати, ничего не напоминает реклама некоторых из них? А недавние «исследования» фармрынка?

Главное, чтобы было кому за нас бороться, ведь а-ля Шота Руставели: «лишь тот достоин званья адвоката, кто за права готов идти на бой!».

На рекламе, врачах и юристах не экономят

Как я уже неоднократно писала в своих статьях на благодарную рекламную тему, очередной всплеск законотворческих инициатив на предмет неотложной необходимости запрета рекламы лекарств на телевидении, радио и в СМИ широкого профиля, поскольку «недостаточно осведомленные и, как правило, необразованные в медицинских вопросах потребители, доверяя рекламе, занимаются самолечением, … и, таким образом, реклама лекарственных средств наносит значительный ущерб здоровью гражданам» касается не юридической (правовой), а общественно-психологической стороны дела.

Судите сами: какие «специальные» познания нужно иметь взрослому (дееспособному) гражданину Украины, чтобы прочесть инструкцию по применению очередного противопростудного средства? Именно поэтому действующей редакцией статьи 21 закона «О рекламе» без ограничений способов и средств разрешена реклама зарегистрированных в Украине лекарственных средств, а также медицинской техники, методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, применение которых не нуждается в специальных знаниях и подготовке. Если же кому-то вздумается применить их не по назначению — запрет рекламы от этого спасет? (достаточно вспомнить случай, когда мужчина сам вбил себе в голову здоровенный гвоздь по самую шапку, что, безусловно, требовало определенных познаний и «специальной подготовки» — так что, из-за этого запретить рекламу гвоздей-молотков-мозгов?).

И давайте продолжим логику «презумпции» неспособности рядового гражданина Украины «справиться» с инструкцией по медицинскому применению безрецептурного препарата, не запрещенного к рекламированию, снова положенную в основу необходимости срочного запрета рекламы лекарств: а на что он тогда способен? Только смотреть телевизор? А кто его при этом кормит? И что в наше время может делать такой человек? Умеет ли он вообще читать и понимать прочитанное? Может ли вести машину, соблюдая правила дорожного движения? Что вообще можно доверить такому человеку? Мести полы? Работать в стрипклубе? Ведь любая более сложная работа окажется ему просто не по плечу. Но тогда его нужно лишить и избирательного права — если он инструкцию к препарату АСК прочесть не может — как он может осознанно выбирать органы законодательной власти?

Поэтому мое предложение: раз уж мы не можем «запретить запрещать» нашим избранникам рекламу лекарств, давайте предложим им запретить нам их избирать от греха подальше?

Ориентация — «Север»?

Конечно, я считаю такую мотивацию необходимости принятия проекта № 10536 абсурдной ввиду диспропорции между намерением и реальностью и явного дисбаланса соотношения «цена/результат». Поэтому хотелось бы прогнозировать ему судьбу его предшественника под № 7007. Но есть даже не одно «но», а целых три.

Во-первых, скоро выборы и «надо что-то делать». Поэтому проект № 10536 пришел к нам не один, а в «обойме» с еще тремя законопроектами (№ 10560–10562), один добродетельнее другого. И тут уж не скажешь, что средства, выделяемые фармкомпаниями на рекламу лекарств уйдут в «тень»: другим документом — № 10560 — предлагается запретить фармацевтам и врачам получать вознаграждение в любой форме от представителей фармкомпаний за промоцию лекарств, то есть фактически врачам запрещено рекомендовать пациентам лечиться препаратами тех фирм, которые за это выплачивают им процент от реализации товара. Благородно — по себе знаю, что такое больной по морозу ехать в другой район города за нужным мне лекарством. Но как отличить жажду наживы отдельного рВача, от добросовестного назначения Врачом нового эффективного препарата, о котором он узнал у медпредставителя?

Во-вторых, и это уже хуже, 4 мая 2012 г. показательный пример нам подал наш северный сосед: депутатами Государственной Думы РФ внесен проект Федерального закона (ФЗ) «О внесении изменения в статью 24 ФЗ «О рекламе» (запрет рекламы лекарственных средств). Реклама лекарств запрещена вообще, а пунктом 7 предусмотрен запрет на «проведение рекламных акций, сопровождающихся раздачей образцов лекарственных средств, в том числе лекарственных средств, содержащих наркотические средства и психотропные вещества». Стоит ли напоминать, что в России уже запрещены к продаже без рецепта кодеинсодержащие препараты, чтобы россияне не делали из них дома «крокодил»? А где же наш «ответный ход»? Думаю, он не заставит себя ждать и наши парламентарии еще посоревнуются в добродетельности на этом поле.

И, в третьих: а что вообще делать с нашей системо­й здравоохранения? Ведь вопросы здоровья населения требуют затрат не только финансовых, но и еще и титанических усилий, например, запретить кому-то богатеть на распространении того же фальсификата. А древней мудрости «Добродетель требует себе награды, порок же приятен сам по себе» никто не отменял…

Короче, не знаю, что с этим всем делать и нашим законотворцам не завидую: чтобы все это в законе учесть, правильно написать, а главное, заставить его работать — нужны знания, опыт, ум, талант, время, подвижнический склад характера, и… и… а еще и социальная ответственность…

…Поэтому, придется, наверное, им оставить «фармацевтическую» рекламу только специалистам, единогласно приняв проект № 10536. А нашим телезрителям, когда следом за надоевшей им рекламой лекарств, с экранов телевизоров уйдут бесконечные «мыльные оперы» и скандальные ток-шоу — вспомнить навыки чтения. И начать читать классика, например: «Ну вот, только начали проект, и тут все с размаху и шандарахнулось. Начался кризис.

— Какой кризис?

— В том-то и дело, что непонятно. В этот раз даже объяснять ничего не стали. Раньше в таких случаях хотя бы мировую войну устраивали из уважения к публике. А теперь вообще никакой подтанцовки. Пришельцы не вторгались, астероид не падал. Просто женщина-теледиктор в синем жакете объявила тихим голосом, что с завтрашнего дня все будет плохо. И ни один канал не посмел возразить (В. Пелевин «t»). 

Ирина Кириченко
патентный поверенный Украины,
юрист юридической фирмы «Ильяшев и Партнеры»
Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Irina 22.08.2012 10:31
Ситуация во всех отраслях в стране напоминает миниатюру КВН:"Здравствуйте, я логика. Меня здесь вообще-то быть не должно, но МАРАЗМ заболел". У нас на Востоке Украины настолько неблагодарное население, что откаты от фармацевтических компаний являются единственным средством мотивации в плане появления желания у врачей работать более ли менее нормально вообще. У пенсионеров правда есть мотивация не потерять работу, а у молодежи нет другой мотивации кроме «чаевых» и откатов. Первое время - ну лет 5-10 врач еще может пребывать в неведении о том, что его не просто не любят, но ненавидят несмотря на то, что подачек он не вымогает. Потом понимаешь, что тебя не любят, хотя ты регулярно терпишь лишения на этой работе - все инфекции свежие и они твои, нервотрепка, ходьба по участку и в зной и в мороз. Потом наступает период апатии, который лично у меня длился 5 лет, когда работаешь в режиме «Чтобы ко мне больные больше не приходили» - где логика – работать хорошо, чтобы у тебя было больше работы за одни и те же деньги? Я так понимаю, что правительство неудовлетворенно темпами вымирания населения – надо побыстрее.

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті