Меньше ошибок — быстрее лицензирование

Всемирно известный английский публицист и социолог Сирил Н. Паркинсон еще в середине прошлого века писал о том, что частные предприниматели и  контролирующие их государственные структуры, как правило, не ладят между собой, однако они тесно взаимосвязаны и нуждаются друг в друге. Для того, чтобы уменьшить разногласия между этими двумя «лагерями», нужна самая малость: создание прогрессивной нормативно-правовой базы и  эффективного механизма ее реализации — со  стороны государственных органов и  неукоснительное выполнение установленных норм — со стороны коммерческих структур. Удастся ли когда-нибудь создать приемлемую модель взаимоотношений государства и представителей бизнеса — неизвестно, однако в настоящее время мы можем наблюдать интересное явление — формирование и становление службы, которая ставит перед собой задачу не мешать, а помогать участникам украинского фармацевтического рынка — Государственной службы лекарственных средств и изделий медицинского назначения. «Еженедельник АПТЕКА» уже неоднократно освещал различные аспекты работы этой структуры. В  данной публикации мы хотели бы рассказать о первых результатах деятельности Лицензионной комиссии, функционирующей в  составе Государственной службы, устами ее сотрудников и предпринимателей.

Наталья Каушкаль, начальник отдела лицензирования оптовой и розничной торговли лекарственными средствами Государственной службы лекарственных средств и  изделий медицинского назначения:

Наталья Каушкаль, начальник отдела лицензирования оптовой и  розничной торговли лекарственными средствами Государственной службы лекарственных средств и изделий медицинского назначения

— Как известно, первое заседание лицензионной комиссии состоялось 5 ноября. До 25 ноября состоялось 4 заседания. На каждом из них количество дел, рассматриваемых Лицензионной комиссией, все увеличивается. Мы прилагаем все усилия для того, чтобы в 10-дневный срок обязательно было принято решение Лицензионной комиссии по поданным в наш отдел пакетам документов. После заседания Лицензионной комиссии верстается протокол заседания, затем всем претендентам на получение лицензии, чьи документы были рассмотрены, направляются письма с информацией о принятом решении. Хотелось бы отметить, что ранее, прежде чем получить на руки лицензию, заявитель должен был привезти в Киев и документы об ее оплате, и только после этого печатались лицензии. Это означало, что для получения лицензии приходилось дважды совершать визиты в лицензионный отдел. В настоящее время субъект хозяйственной деятельности, предоставивший документы об уплате лицензионного сбора, может получить лицензию в этот же день.

На прошедших четырех заседаниях Лицензионной комиссии было рассмотрено 308 пакетов документов, по 191 из них было принято положительное решение, а 10 субъектам хозяйственной деятельности в выдаче лицензии было отказано. Причинами отказов являются несоответствие лицензионным условиям материально-технической базы, кадрового состава и др.

Особо хотелось бы обратить внимание читателей, которым предстоит получать лицензии, на то, что значительное количество документов, поступивших в наш отдел, остаются без рассмотрения как неотвечающие требованиям ст.10 Закона Украины «Про ліцензування певних видів господарської діяльності» из-за неправильного оформления. Более половины таких документов содержат неточности или ошибки, допущенные по невнимательности. Довольно часто заявители неверно указывают идентификационные коды, юридические адреса, неправильно заверяют договоры на аренду помещений. Например, юридический адрес в свидетельстве о регистрации субъекта хозяйственной деятельности может не совпадать с приведенным в учредительных документах и в заявлении. Учитывая, что в лицензии обязательно должно быть указано местонахождение субъекта, Лицензионная комиссия не может принять к рассмотрению документы и на свое усмотрение выбрать, в каком из документов указан верный адрес.

Особенно внимательными следует быть при подаче документов для получения копий лицензии на структурные подразделения аптечных учреждений, поскольку неправильный адрес в заявлении повлечет за собой ошибки в копии лицензии. Даже такая, казалось бы, мелочь, как неправильно сокращенное слово, может послужить источником неверных адресных данных. В частности, сокращение «пр.» может обозначать и «проспект», и «переулок», а «м-н» — и магазин и микрорайон. Чтобы избежать этого, в документах следует писать слова полностью (например, «площадь») или использовать такие сокращения: «проспект» — «пр-т», «переулок» — «пр.», «микрорайон» — «мкр-н».

При оформлении лицензий на структурные подразделения также очень важно указывать их подчиненность, то есть какой аптечный киоск или пункт к какой именно аптеке относится. Иногда заявители не приводят номер расчетного счета, а ведь каждая графа заявления должна быть заполнена в соответствии с требованиями к сведениям, которые затем вносятся в лицензионный реестр, а он в свою очередь передается в Государственный комитет по предпринимательской деятельности для внесения в Единый лицензионный реестр Украины.

Небрежность в заполнении документов, подаваемых в Лицензионную комиссию, требует дополнительных затрат времени и от нас, и от заявителя и существенно замедляет процесс получения лицензий. Мы хотели бы попросить всех субъектов предпринимательской деятельности тщательно готовить пакет документов, экономя тем самым время и себе, и сотрудникам лицензионного отдела.

Адам Зуб, директор ООО «Центральная аптека» (г. Бровары), заслуженный работник здравоохранения Украины:

Адам Зуб, директор ООО «Центральная аптека» (г. Бровары), заслуженный работник здравоохранения Украины

— Я работаю в сфере здравоохранения уже много лет. Имею достаточный опыт получения лицензий, поэтому могу сравнивать то, как этот процесс проходил ранее, и как обстоят дела в настоящее время. После создания Государственной службы лекарственных средств и изделий медицинского назначения, а также создания в составе этой службы Лицензионной комиссии в работе с заявителями произошло немало позитивных изменений. Особо хотелось бы отметить доброжелательность и контактность сотрудников Государственной службы в целом и Лицензионной комиссии в частности. Они всегда готовы предоставить операторам фармацевтического рынка необходимую информацию, проконсультировать по интересующим вопросам, связанным с деятельностью на рынке. Сегодня я получал уже пятую лицензию за время своей работы, и впервые этот процесс занял так мало времени. В десятидневный срок было принято решение о выдаче лицензии, и, привезя платежные документы, я ее получил. Кроме того, ранее нередко по несколько раз документы возвращали по совершенно несущественным причинам. По сути, это были просто придирки. Как мне приходилось наблюдать и слышать от коллег, в настоящее время возврат документов происходит в том случае, если сотрудники комиссии обнаруживают ошибки, которые в дальнейшем могут повлечь за собой проблемы при заполнении лицензий. В целом процедура получения лицензий существенно упростилась, для этого теперь требуется гораздо меньше документов. А, как известно, уменьшение количества различных справок в любом процессе автоматически сокращает бумажную волокиту.

Наверное, в работе Лицензионной комиссии можно найти и недостатки, связанные с тем, что она недавно организована, изменены требования к документации, однако, надеюсь, все это — лишь проблемы роста и становления. Что касается совершенствования лицензионных условий в целом, то мне представляется целесообразным установить срок действия лицензии не 3 года, а 5 лет. Кроме того, можно было бы упростить процедуру повторной выдачи лицензии в случаях, если никаких изменений в работе данного субъекта предпринимательской деятельности не произошло. В настоящее время приходится фактически заново получать лицензию с таким же содержанием, что и предыдущая.

Степан Мандзюк, директор дочернего предприятия «Пакта» юридической компании ЗАО «Арсенал-СБС»:

Степан Мандзюк, директор дочернего предприятия «Пакта» юридической компании ЗАО «Арсенал-СБС»

— Мне достаточно часто приходится предоставлять консультации юридическим лицам, которые желают осуществлять хозяйственную деятельность в сфере оптовой и розничной реализации лекарственных средств и изделий медицинского назначения. В последнее время, как правило, часто возникают вопросы по поводу изменений в порядке выдачи лицензий, в частности, относительно необходимого пакета документов.

Хотелось бы отметить, что с момента создания Государственной службы лекарственных средств и изделий медицинского назначения и ее структурного подразделения — Лицензионной комиссии — процесс оформления лицензий стал прозрачным, осуществляется быстро, без излишней бумажной волокиты. Если предприниматель четко знает требования, которые к нему предъявляются, и выполняет их, то в положенный срок получает необходимый документ. В настоящее время заявитель сам отвечает за сведения, предоставляемые им в Лицензионную комиссию. С одной стороны, это упрощает процесс оформления лицензии, с другой — возлагает на заявителя большую ответственность за достоверность указанных сведений и правильность заполнения документов. Что касается правильности, то здесь имеется очень много нюансов, которые не всегда учитываются. Например, в заявлениях из регионов нередко в адресе после названия улицы пишут номер дома и через дробь — номер квартиры или офиса. В Лицензионной комиссии такое написание расценивается только как номер дома, получается расхождение адреса в заявлении и в других предоставленных документах, в результате они к рассмотрению не принимаются. Еще один нюанс — договор на аренду помещения. Если это помещение коммунальной формы собственности, либо является собственностью юридического лица, то от заявителя не требуется подтверждения права собственности арендодателя на данное помещение. В случаях, когда арендуемое помещение является собственностью арендодателя — физического лица, то заявитель должен предоставить заверенный в установленном порядке документ, подтверждающий права собственности арендодателя на сдаваемое в аренду помещение. Зачастую предоставляемый договор аренды содержит пункт, в котором указано, что помещение передается арендатору по акту приема-передачи помещения, а самого акта в пакете документов нет или он вообще не составлен. Это только три примера из значительного количества «мелочей» на которые обязательно должен обратить внимание субъект хозяйственной деятельности при оформлении лицензии. Поэтому уменьшение количества подаваемых документов и упрощение процедуры получения лицензии не означает, что заявитель может «расслабиться», проявлять невнимание или небрежность.

Возможно, было бы целесообразным в составе Государственной службы создать консультационный отдел, в котором можно было бы получать подробную информацию о требованиях к заполнению документов в устном, письменном или электронном виде. Это позволило бы сотрудникам лицензионного отдела не тратить время на «расшифровку» небрежно заполненных документов и объяснения заявителям, какие именно ошибки допущены, и сами предприниматели сэкономили бы время, которое, как известно — деньги. Это предложение на перспективу, а сейчас хотелось бы пожелать Государственной службе лекарственных средств и изделий медицинского назначения успехов в ее ответственной работе.

Виктория Матвеева
Фото Евгения Чорного

Лицензионная комиссия Государственной службы лекарственных средств и  изделий медицинского назначения напоминает:

Документы, необходимые для выдачи лицензий на производство лекарственных средств (в условиях аптеки), оптовую и розничную реализацию лекарственных средств принимаются в понедельник, среду и пятницу с 9.00 до 16.00 по  адресу: г. Киев, просп. Победы, 120 (перерыв на обед с  13.00 до 14.00). Выдача лицензий осуществляется по  этому же адресу и в это же время по вторникам и  четвергам.

Перечень документов, которые прилагаются к заявлению о получении лицензии:

1) копия свидетельства о государственной регистрации субъекта предпринимательской деятельности или справки о внесении в Единый государственный реестр предприятий и организаций Украини, заверенная нотариально или органом, выдавшим оригинал документа;

2) заверенные в установленном порядке копии учредительных документов (для юридических лиц);

3) заверенные в установленном порядке копии документов, подтверждающих право собственности субъекта хозяйственной деяльности или аренды им помещения для осуществления соответствующего вида хозяйственной деятельности;

4) заверенная в установленном порядке копия заключения государственной санитарно-эпидемиологической службы (по месту осуществления деятельности) о соответствии имеющихся помещений требованиям санитарных норм и правил по осуществлению соответствующего вида хозяйственной деятельности по форме, установленной приказом МЗ от 31.08.2001 г. № 333;

5) сведения за подписью заявителя — субъекта хозяйственной деятельности о соответствии его материально-технической базы, наличии у него нормативно-правовых документов, в  том числе нормативных документов по  стандартизации, необходимых для осуществления соответствующего вида хозяйственной деятельности, а также о соответствии уровня квалификации его сотрудников лицензионным условиям по форме, установленной приказом МЗ от 09.07.2003 г. № 313;

6) заверенные в установленном порядке копии технических и технологических регламентов по производству лекарственных средств, разработанных и утвердженных в установленном порядке (для предприятий-производителей).

Формы документов размещены на сайте www.morion.kiev.ua

Прием документов и выдача лицензий на  оборот наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров (перечень документов см. «Еженедельник АПТЕКА», № 41 (412) от 27 октября 2003 г.), промышленное производство лекарственных средств осуществляется во вторник и четверг с 9.00 до 16.00 (перерыв на обед с 13.00 до 14.00), в среду с 9.00 до 13.00 по адресу: г. Киев, ул. Чигорина, д. 18, к. 418.

Комментарии

Нет комментариев к этому материалу. Прокомментируйте первым

Добавить свой

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Другие статьи раздела


Последние новости и статьи