Фармацевтический маркетинг: в поисках компромисса между эффективностью и этичностью

В  предыдущих публикациях (см. «Еженедельник АПТЕКА», № 17 (438) от 3 мая 2004 г., № 18 (439) от 10 мая 2004 г.) читатели смогли ознакомиться с  содержанием докладов, прозвучавших в первой части конференции «Фармацевтический маркетинг: граница эффективности и этики». В данной статье рассмотрены практические примеры проведения промоционных акций с их параллельной юридической оценкой, а также приведены взгляды на проблему этичного ведения фармацевтического бизнеса, высказанные участниками конференции во  время обсуждения.

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ «МОТИВАЦИИ» АПТЕК И ВРАЧЕЙ

Евгений Заика

Евгений Заика, маркетинг-менеджер представительства компании «Авентис» в Украине

Выступление Евгения Заики, маркетинг-менеджера представительства компании «Авентис» в Украине, было посвящено рассмотрению примеров промоционных акций, проводимых компаниями-производителями среди работников аптечных учреждений и врачей. В настоящее время в  Украине организация таких акций — весьма распространенный метод увеличения прибыли компаний-производителей, так как именно аптека является конечным и, пожалуй, ключевым звеном в  процессе продаж. Кроме того, известно, что при выведении на рынок нового лекарственного препарата одна из приоритетных задач компании-производителя заключается в  обеспечении его наличия в как можно большем числе аптечных учреждений. В продвижении безрецептурных лекарственных средств немаловажная роль принадлежит провизорам первого стола, ведь только они имеют возможность влиять на выбор пациентов, не имеющих на момент посещения аптеки сформированного решения о покупке конкретного препарата, а также «переназначения» (switching) препаратов, рекомендованных врачом. Руководство аптеки в  свою очередь имеет возможность влиять на  действия подчиненных с целью обеспечить «преференцию» определенному производителю.

Все перечисленные факторы приводят к тому, что компании-производители при продвижении своих лекарственных средств активно используют различные методы «мотивации» работников к их закупке и реализации, порой противоречащие общим принципам этичного маркетинга. В чем же кроются причины этого конфликта? Одна из главных причин заключается в установке руководства компаний-производителей выполнить годовой план продаж любым способом. Не менее важная причина указанного конфликта — относительно низкий уровень материального благосостояния большинства работников аптек и, следовательно, их желание получать материальные стимулы в той или иной форме, которое порой может превалировать над принципами общечеловеческой и  профессиональной этики. И, наконец, часто руководство аптеки пытается решить насущные вопросы относительно оборудования аптеки и  мотивации персонала путем участия в акциях, проводимых компаниями-производителями. Что касается дистрибьюторов, принимающих участие в  подобных акциях, то они оказываются в  двойственном положении. Во-первых, промоционные акции увеличивают объем реализации определенной группы товара (а значит, и потенциальную прибыль) и являются дополнительной возможностью продемонстрировать лояльность к  компании-производителю. Кроме того, часто «мотивационные стимулы» ассоциируются с  дистрибьютором, которому компания-производитель поручает их доставку и, следовательно, формируют у работников аптек позитивное представление о нем. Во-вторых, участие дистрибьютора в  промоционных акциях сопряжено с неизбежными техническими и организационными сложностями, а также чревато потенциальными проблемами с  контролирующими органами вследствие недостаточной осведомленности о законах, регулирующих подобную деятельность.

Затем Е. Заика предложил участникам конференции рассмотреть примеры промоционных акций, составленные на  основании прецедентов, существующих в  действительности.

Пример 1. Представительство виртуальной крупной международной фармацевтической компании «The best» проводит 2 акции среди аптечных учреждений. По  условиям акции «Спринт-2010», реализуя безрецептурные препараты компании, провизор первого стола и заведующий аптекой получают баллы за каждую проданную упаковку. Набрав определенное их количество, они гарантированно получают один или несколько призов. Участвуя в  акции «Время собирать камни» и закупив рецептурные препараты компании на сумму более 100 грн., вы получаете фармацевтические марки — «камни», стоимость которых равна 5% суммы закупки. В начале каждого месяца представитель компании «The best» проверяет накладные и выдает «камни». Накопив определенное количество «камней», участник акции может обменять их на  необходимые товары.

Рассматривая методы продвижения рецептурных лекарственных средств, направленные на врачей, Е. Заика отметил, что при этом также возникает конфликт между необходимостью их «мотивации» к назначению определенных препаратов и принципами этики. Кроме необходимости выполнения годового плана продаж и относительно низкого уровня материального благосостояния врачей, его причинами является «бесплатная» система здравоохранения, отсутствие практики возмещения стоимости (reimbursement) лекарственных средств, а также отсутствие законодательной базы и «правил игры», регулирующих процессы промоции рецептурных препаратов медицинскими представителями. Для того, чтобы проиллюстрировать сложившуюся ситуацию, Е. Заика привел еще один пример «национальной практики».

Пример 2. Представительству виртуальной крупной международной фармацевтической компании «Kickbacks» необходимо срочно увеличить количество назначений дорогостоящего рецептурного препарата «Откатин». На общем собрании сотрудники внешней службы компании пришли к выводу, что иного пути для увеличения объема его продаж, чем прямая оплата каждого рецепта, не существует. Руководитель внешней службы и продакт-менеджер «Откатина» решают напечатать рецепты с уже выписанным препаратом и далее, контролируя их поступление в аптеки, выплачивать 10% от стоимости «Откатина» непосредственно врачу через медицинского представителя.

Так как, помимо рассмотрения вопросов об этичности подобных акций, возникает очевидная необходимость в  проведении их юридической оценки в соответствии с действующим законодательством Украины, Е. Заика предложил приведенные примеры прокомментировать, что и сделал старший партнер юридической фирмы «Ильяшев и партнеры» Михаил Ильяшев.

КОММЕНТАРИЙ ЮРИСТА

Михаил Ильяшев

Михаил Ильяшев, старший партнер юридической фирмы «Ильяшев и партнеры»

По мнению старшего партнера юридической фирмы «Ильяшев и  партнеры» М. Ильяшева, описанные Е. Заикой примеры промоционных акций являются формой рекламы, поэтому для их юридической оценки необходимо рассмотреть специфические требования, предъявляемые действующим законодательством к рекламе лекарственных средств и медицинской техники. Можно выделить несколько видов такой рекламы: реклама, размещаемая на любых рекламных носителях; распространяемая через специализированные издания, предназначенные для медицинских учреждений и врачей; распространяемая на  семинарах, конференциях, симпозиумах медицинской тематики. К последним двум видам рекламы предъявляются требования, отличные от требований к рекламе, размещаемой на любых рекламных носителях.

Итак, на любых рекламных носителях допускается размещение рекламы лекарственных средств, которые в  установленном порядке разрешены к применению в  Украине и отпускаются без рецепта врача, и  медицинской техники, использование которой не требует специальных знаний и подготовки. Запрещается реклама лекарственных средств, которые применяются и распространяются только по рецепту врача (что ставит под сомнение легитимность проведения акции, описанной во  втором примере) и допинговых веществ. Такую рекламу необходимо проводить таким образом, чтобы было понятно, что эта информация носит именно рекламный характер, а рекламируемый товар является лекарственным средством. Реклама должна содержать объективную информацию о лекарственном средстве, его полное фармакологическое название, наименование производителя, общее предостережение относительно использования лекарственных средств и медицинской техники, а также рекомендацию относительно обязательного ознакомления с инструкцией по медицинскому применению. Как подчеркнул М. Ильяшев, невыполнение хотя бы одного из указанных требований при размещении рекламы на любых рекламных носителях уже ставит под сомнение ее законность. Очевидно, что столь объемный характер необходимой к предоставлению информации существенно ограничивает возможности ее размещения на определенных рекламных носителях. При этом такая реклама не должна содержать:

· ссылок на  терапевтические эффекты относительно заболеваний, не поддающихся или тяжело поддающихся лечению

· информации, которая может создавать впечатление, что при условии употребления лекарственного средства или использования медицинской техники, консультация специалиста не является необходимой

· информации о том, что лечебный эффект от употребления лекарственного средства или использования медицинской техники гарантирован

· изображений изменений человеческого тела или его частей вследствие заболеваний, ранений

· утверждений, способствующих возникновению или развитию страха заболеть или ухудшить состояние своего здоровья из-за неиспользования рекламируемых лекарственных средств, медицинской техники и  медицинских услуг

· ссылок на  лекарственные средства и медицинскую технику как на наиболее эффективные, безопасные, исключительные относительно отсутствия побочных эффектов средства

· сравнений с  другими лекарственными средствами, медицинской техникой, методами профилактики, диагностики, лечения и реабилитации с целью усиления рекламного эффекта

· ссылок на  конкретные случаи удачного применения лекарственных средств, медицинской техники

· рекомендаций медицинских или научных работников, медицинских учреждений и организаций относительно рекламируемого товара

· специальных высказываний и писем благодарности, отрывков из них с рекомендациями, рассказами об использовании и результатах действия рекламируемых товаров у отдельных лиц

· изображений и  упоминаний имен популярных людей, героев кино-, теле- и анимационных фильмов, авторитетных организаций

· информации, которая может ввести потребителя в заблуждение относительно происхождения, эффективности, патентной защищенности лекарственного средства.

Кроме перечисленных ограничений, в рекламе лекарственных средств и медицинской техники запрещается участие врачей и других профессиональных медицинских работников, а также лиц, внешний вид которых имитирует внешний вид врачей; использование информации, позволяющей допустить, что лекарственное средство является пищевым, косметическим или другим потребительским товаром или, что безопасность и эффективность этого средства обусловлена его натуральным происхождением. Информационное содержание рекламы не должно превышать объем краткой характеристики и инструкции по  медицинскому применению.

Второй вид рекламы — реклама, распространяемая в  специализированных печатных изданиях, рассчитанных на медицинских и фармацевтических специалистов, также является достаточно действенным маркетинговым инструментом. Информационное содержание такой рекламы, независимо от его формы, должно базироваться на научно обоснованных материалах и предоставлять полную, четкую и понятную профессиональную информацию, отвечающую особенностям лекарственного средства, изложенным в его краткой характеристике и инструкции по медицинскому применению.

Наконец, реклама, распространяемая на семинарах, конференциях и симпозиумах по медицинской тематике, выведена за рамки регулирования Законом Украины «О рекламе», не ограничена специальными нормами, что, по мнению М. Ильяшева, позволяет говорить о том, что на нее могут распространяться только общие ограничения.

Основываясь на  приведенных критериях, М. Ильяшев дал собственную юридическую оценку акций «Спринт-2010» и «Время собирать камни». Итак, соответствует ли им акция «Спринт-2010»? Как отметил докладчик, во время этой акции были нарушены требования к содержанию рекламы: не предоставлялась объективная информация о лекарственном средстве, его полном фармацевтическом названии, общих предостережениях относительно его применения, рекомендации относительно обязательного ознакомления с инструкцией по медицинскому применению. Кроме того, в данной акции, проводимой в аптеках, обязательно участвуют профессионалы здравоохранения — провизоры и  фармацевты. Особое внимание было уделено нарушениям основных требований к  информационному содержанию рекламы, как то: базирование на научно обоснованных материалах и  непревышение объема краткой характеристики и  инструкции по медицинскому применению. Если же рассматривать эту рекламу как рассчитанную не на  потребителей, а на специалистов, то в таком случае речь идет о том, что она может распространяться только через специализированные средства массовой информации.

Что касается акции «Время собирать камни», то, как отметил М. Ильяшев, она грубо нарушает одно из основных требований, поскольку проводится в отношении рецептурного препарата, а реклама лекарственных средств этой группы, направленная на любую аудиторию, кроме специалистов, запрещена.

В завершение своего выступления М. Ильяшев затронул вопрос об ответственности, предусмотренной за нарушение положений Закона «О рекламе». За первое нарушение на рекламодателя налагается штраф в  размере пятикратной стоимости распространенной рекламы, а в случае невозможности ее установить — в размере до 300 необлагаемых минимумов доходов граждан. За повторное нарушение в течение года предусмотрен двойной размер штрафа. С распространителей рекламы при первом нарушении взимается штраф в размере четырехкратной стоимости распространения рекламы; в случае повторного нарушения также предусмотрен двойной размер штрафа.

ЕСТЬ И ДРУГОЕ МНЕНИЕ…

Борис Даневич

Борис Даневич, юрист адвокатской фирмы «Паритет»

В ходе дискуссии была дана и другая, противоположная, юридическая оценка приведенных примеров промоционных акций, с которой выступил Борис Даневич, юрист адвокатской фирмы «Паритет». Он поставил вопрос, является ли вообще проведение этих акций рекламой? На основании Закона «О рекламе» рекламой является информация о лице или товаре, распространенная в любой форме и предназначенная для того, чтобы сформировать или поддержать осведомленность потребителей рекламы и их интерес к таким лицам или рекламируемому товару. Согласно ст. 1 Закона потребители — это неопределенный круг лиц, на  которые направлена реклама. Если речь идет о визитах медицинских представителей в аптеки, то их следует расценивать как прямой маркетинг, который не является рекламой как таковой и, соответственно, на него не могут распространяться требования, предъявляемые к  рекламе. В свою очередь на рекламные сообщения, размещаемые в специализированных изданиях, предназначенных для медицинских учреждений и  врачей, ограничения ст. 21 Закона не распространяются. Что касается участия в этих акциях «лиц, внешний вид которых напоминает медицинских работников» (то есть провизоров и  фармацевтов), то их возможное влияние на  приобретение потребителями лекарственных средств также не может расцениваться как реклама, поскольку согласно Закону «О рекламе» информация о производителе товара или товаре в  местах, где такой товар реализуется или предоставляется потребителю, не считается рекламой. То есть информацию, полученную потребителем от провизора первого стола, как и  наличие в аптеке информационных материалов, нельзя рассматривать в качестве рекламы и  предъявлять к ней соответствующие требования.

После рассмотрения этических и юридических аспектов проведения промоционных акций для аптечных учреждений возможность высказать свою точку зрения на обсуждаемую проблему была предоставлена другим участникам фармацевтического рынка.

ПОЗИЦИЯ ДИСТРИБЬЮТОРА

Сергей Ходос

Сергей Ходос, генеральный директор компании «Фра-М»

Свою точку зрения на обсуждаемую проблему высказал Сергей Ходос, генеральный директор компании «Фра-М», выступив с докладом «Обычаи взаимоотношений дистрибьютора с производителем». По его мнению, большинство докладчиков основывались на  интуитивном понимании этики, которое и пытались применить в отношении фармацевтического бизнеса. С. Ходос также обратил внимание аудитории на один из важнейших вопросов — проблема этичности формирования цены на  лекарственные средства.

Отвечая на один из основных вопросов, поставленных на  конференции, — чем же определяется этичность тех или иных действий? — С. Ходос предложил обратиться к знаменитому императиву, сформулированному Иммануилом Кантом, согласно которому любой этичный поступок является рациональным. Если экстраполировать это утверждение на бизнес, то под рациональностью действий следует понимать не что иное, как прибыль, которую они приносят компании. Понятие морали подразумевает общепризнанные нормы и  правила взаимоотношений, иными словами — весьма предсказуемая оценка определенных поступков, осуществимых обществом. В свою очередь этика — это учение о морали, то есть попытка ее научной формализации. По мнению С. Ходоса, этика не может считаться наукой, поскольку отсутствует основной критерий этого понятия — воспроизводимость. Этика — невоспроизводима. Следовательно, напрашивается вполне логичное заключение, что этически правильное решение зависит от обстоятельств и с течением времени действия, когда-то расценивавшиеся как неэтичные, могут перестать восприниматься обществом как таковые.

Что касается фармацевтического бизнеса, то этика деятельности корпораций основывается на  определении этических критериев дозволенного и  недозволенного, исходя из положения, занимаемого компанией на рынке. Проще говоря, компания соизмеряет возможность осуществления тех или иных действий на рынке с ограничивающим фактором — возможностью совершения таковых по отношению к ней самой другими участниками рынка. На  основании вышеизложенного С. Ходос сформулировал принцип утилитарности, согласно которому любое действие на рынке является правомерным именно тогда, когда прибыль вследствие его осуществления превышает прибыль, полученную в результате любых других действий. То есть этическим считается действие, соответствующее обстоятельствам и дающее максимальную прибыль. Ограничивающим фактором при этом может быть только их легитимность, но регулирование этих вопросов лежит уже в  юридической, а не этической плоскости. Как подчеркнул С. Ходос, этика рынка не увязывает результат полезности действия в отношении рынка в целом с распределением прибыли между его участниками. То есть действия, оказывающие положительное влияние на развитие фармацевтического рынка, являются этичными, но отдельными компаниями могут расцениваться как неэтичные, так как приводят к уменьшению их прибыли и перераспределению финансовых ресурсов между различными игроками рынка.

Таким образом, этика фармацевтического бизнеса определяется двумя основными факторами: правомерностью и той долей прибыли, которую могут получить участники рынка в течение определенного промежутка времени.

С полным текстом доклада С. Ходоса читатели смогут ознакомиться в следующем номере «Еженедельника АПТЕКА».

ВЗГЛЯД СО СТОРОНЫ: КАКОВА СИТУАЦИЯ НА СМЕЖНЫХ РЫНКАХ?

Дмитрий Мартыщенко

Дмитрий Мартыщенко, директор по маркетингу компании «Концерн АПФ»

Опираясь на  личный опыт работы на фармацевтическом и смежных рынках, сравнительный анализ ситуации, сложившейся с продвижением продукции, провел Дмитрий Мартыщенко, директор по маркетингу компании «Концерн АПФ» в своем докладе «Цена входных билетов на смежных рынках». Он отметил, что в настоящее время существует значительная разница между рынком фармацевтической продукции и смежными сегментами экономики в вопросах организации процессов продвижения товаров в  местах их непосредственных продаж — в аптечных учреждениях и обычных торговых точках (например, в супермаркетах). По мнению докладчика, к  сожалению, в этом отношении фармацевтический рынок пока значительно отстает от рынка товаров широкого потребления. Для иллюстрации данного утверждения было предложено рассмотреть следующие критерии сравнения: условия поставки товара, оплата, ценообразование и возможность доступа производителя к торговым площадям и  оборудованию площади с целью обеспечения максимально эффективной их демонстрации. Так, при заключении договора о поставках товара в  обычную торговую точку в его условиях четко оговаривается дата и время их осуществления, а представители производителя или поставщика имеют возможность свободного доступа к товарным остаткам для проведения их оценки. При этом у обеих сторон существует четкое понимание общности их цели, заключающейся в реализации как можно большего объема товара и, соответственно, получении максимальной прибыли. В то же время само достижение договоренности об осуществлении поставок фармацевтической продукции в аптечные учреждения зачастую требует значительных усилий со стороны дистрибьюторов и производителей. Что касается условий оплаты за поставленную продукцию на рынках товаров широкого потребления в крупных торговых сетях уже практически не существует проблемы несоблюдения оговоренных в контракте сроков проведения платежей, тогда как на фармацевтическом рынке эта проблема достаточно остра. Кроме того, на  смежных рынках компаниям-производителям и  поставщикам товара предоставлены гораздо более широкие возможности для осуществления эффективного продвижения своей продукции в  торговых точках, чем в аптечных учреждениях, так как существует четкая система организации промоционных акций, установления дополнительного торгового оборудования, размещения рекламно-информационных материалов в  торговом зале, а также оплаты этих услуг. Таким образом, по мнению докладчика, украинский фармацевтический рынок по сравнению со смежными сегментами рынка является еще недостаточно «зрелым» и структурированным, а существующая система осуществления промоции лекарственных средств нуждается в значительном усовершенствовании.

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ КОМПАНИЙ-ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ И ОПИНЬОН-ЛИДЕРОВ

Игорь Березняков

Игорь Березняков, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой терапии Харьковской медицинской академии последипломного образования

Особое внимание участников конференции привлекло выступление, посвященное особенностям взаимоотношений компаний-производителей и  опиньон-лидеров, различные аспекты которых подробно осветил Игорь Березняков, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой терапии Харьковской медицинской академии последипломного образования. Несмотря на то, что одной из ключевых целей партнерства компаний-производителей и опиньон-лидеров является сохранение и восстановление здоровья населения, их задачи различны. Опиньон-лидер, пользующийся авторитетом и доверием врачей — целевой аудитории, на которую направлена промоционная активность компаний-производителей, при сотрудничестве с  фармацевтической компанией должен сохранять независимость и непредвзятость суждений, предоставляя объективную информацию о лекарственных препаратах. В свою очередь фармацевтическая компания должна разумно поощрять деятельность опиньон-лидера, не пытаясь при этом «монополизировать права» на его выступления и публикации.

Учитывая определенную специфику данной темы, а также интерес, проявленный к ее обсуждению участниками конференции, обзору доклада И. Березнякова планируется посвятить отдельную публикацию в  ближайших номерах «Еженедельника АПТЕКА».

ТОЧКА ЗРЕНИЯ РОЗНИЧНОГО ОПЕРАТОРА

Григорий Урсол

Григорий Урсол, генеральнй директор компании «Ацинус»

Логическим завершением дискуссии стал доклад «Аптека и  другие: взаимные ожидания», представленный Григорием Урсолом, генеральным директором компании «Ацинус», в котором была отражена точка зрения розничного оператора на этичность действий других участников фармацевтического рынка: компаний-производителей, дистрибьюторов, врачей и др. По мнению докладчика, основной фигурой на  фармацевтическом рынке являются отнюдь не фармацевтические компании, врачи или фармацевты, а пациент. Поэтому деятельность всех игроков рынка должна быть подчинена именно интересам больного человека, ведь в конечном счете «финансирует» ее именно он и без него невозможно себе представить само существование фармацевтической отрасли. По своей специфике фармацевтический рынок является ситуационным, так как приобретение лекарственных средств — вынужденная необходимость, которая появляется при возникновении тех или иных заболеваний и  патологических состояний. В этом случае одни пациенты сначала обращаются к врачу, а затем приобретают в аптеке назначенные им лекарственные препараты, другие — напрямую к  провизорам первого стола. Уже на данном этапе в  этот процесс включаются другие участники фармацевтического рынка, активно использующие различные способы увеличения собственной прибыли. Так, некоторые аптечные учреждения, пытаясь увеличить число покупателей, могут материально стимулировать врачей, чтобы те направляли пациентов именно в их аптеку. Компании-производители для увеличения объема продаж своей продукции предоставляют скидки дистрибьюторам, организуют акции среди работников аптек, их медицинские представители ведут активную работу среди врачей по  продвижению лекарственных средств и др.

Насколько этичны подобные действия этих участников рынка по отношению к пациентам? По мнению Г. Урсола, выплата «гонорара» врачу за направление пациентов в определенную аптеку неэтична, если цены на лекарственные препараты в ней заведомо выше, чем в других, поскольку в этом случае происходит увеличение стоимости лечения. Однако если уровень цен в аптеке ниже, чем у конкурентов, необходимость в подобных методах «стимулирования» продаж исчезает как таковая, ведь пациенты сами предпочтут совершить покупку именно в ней. Влияние заводов-производителей, предоставляющих скидки на свою продукцию, может расцениваться как положительное, так как повышает доступность лекарственных средств для потребителей. Оценка деятельности медицинских представителей неоднозначна. С одной стороны, они предоставляют врачам новую информацию о лекарственных препаратах, уточняют интересующие аспекты их применения, получают отзывы об опыте их клинического применения и др. Медицинские представители некоторых фармацевтических компаний предоставляют врачам бесплатные образцы препаратов, которые могут быть использованы для лечения малообеспеченных категорий населения. С другой стороны, зачастую медицинские представители не согласовывают с  врачами время своих визитов, мешая проведению непосредственно лечебного процесса, что, безусловно, негативно отражается как на  интересах пациента, так и на эффективности деятельности самого медицинского представителя. Кроме того, попытки материального стимулирования врачей медицинскими представителями могут становиться причиной предвзятых назначений лекарственных средств. Во многих случаях оставляет желать лучшего и качество предоставляемой медицинскими представителями информации относительно конкурентных преимуществ продвигаемых препаратов.

Рассматривая вопрос о взаимоотношениях между различными участниками рынка, Г. Урсол отметил, что они характеризуются жесткой конкуренцией на каждом из уровней: компаний-производителей, дистрибьюторов, аптек. При этом залогом дальнейшего развития рынка является добросовестность конкуренции. Понятие добросовестной, этичной и эффективной конкуренции подразумевает разностороннее сотрудничество между участниками рынка: создание различных ассоциаций, единого информационного поля; организацию научно-исследовательских, аналитических и  консультативных тренинговых центров, подготовку кадров и др. Кроме того, немаловажным фактором являются и личные взаимоотношения руководителей. Соответственно, недобросовестная конкуренция заключается в распространении необъективной информации и формирование предвзятого отношения к конкуренту, создание условий для выхода регуляторных документов, направленных на ухудшение или прекращение его деятельности на рынке; сбор информации неэтичным путем, демпинг цен за счет «черного» товара, а также материальное стимулирование врачей в их работе с определенной группой продукции.n

Подробно ознакомиться с материалами
конференции вы сможете на сайте www.pharmamarketing.com.ua

Елена Барсукова, фото Евгения Чорного

Комментарии

Нет комментариев к этому материалу. Прокомментируйте первым

Добавить свой

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Другие статьи раздела


Последние новости и статьи