Мировой фармрынок–2004: взгляд из 2005-го. Китай, биотехнологии и борьба против рака как рычаги интенсивного роста глобальной фармации

По данным IMS Health — ведущего мирового провайдера информации и консалтинговых услуг для фармацевтической и медицинской индустрии — в 2004 г. объем продаж (прошедших аудит IMS и составляющих 95% мировых продаж, а также подсчитанный в отношении продаж, не проходивших аудит) лекарственных средств на мировом фармацевтическом рынке увеличился на 7% и достиг отметки 550 млрд дол. США (при постоянном обменном курсе валют). Около 45% этой суммы или 248 млрд дол. США приходится на рынок Северной Америки. Среди крупных мировых рынков наиболее яркую динамику продемонстрировал Китай: прирост продаж в годовом исчислении — 28%, общий объем продаж в денежном выражении — 9,5 млрд дол. США.

ТЕНДЕНЦИИ, ОДНАКО…

Рисунок. Объем продаж лекарственных средств во всем мире в 1997–2004 гг. (источник: IMS Health Global Pharma Forecast)

Рисунок. Объем продаж лекарственных средств во всем мире в 1997–2004 гг. (источник: IMS Health Global Pharma Forecast)

В ушедшем году — в отличие от периода с 1999 по 2001 гг. и 2003 г. — рост объема продаж медикаментов вновь измерялся однозначным числом в процентах. Тем не менее впервые за всю историю его объем превысил порог в полтриллиона американских долларов (рисунок). Объем продаж, прошедших аудит, также перешагнул полутриллионный рубикон, увеличившись с 466,3 млрд дол. США в 2003 г. до 518 млрд дол. США в 2004 г.

По мнению старшего вице-президента IMS Health по корпоративной стратегии Murray Aitken, увеличение объемов мирового фармацевтического рынка постепенно замедляется в связи с растущим влиянием на этот процесс различных факторов, связанных, в частности, с ценообразованием, безопасностью лекарственных средств, факторами регуляторного характера. Тенденции развития рынка по-прежнему отражают неудовлетворенные потребности населения ряда стран в медикаментозной помощи и иллюстрируют происходящие на планете демографические сдвиги. Новые возможности открывает стремительная позитивная динамика некоторых быстроразвивающихся рынков (например, Китая), а также серьезные успехи в области исследований и разработки новых лекарственных средств и биотехнологий, которые и будут определять дальнейший рост глобального фармрынка в ближайшем и отдаленном будущем. В структуре мирового фармрынка среди основных факторов роста следует в первую очередь назвать сдерживание цен плательщиками на крупнейших рынках и рост потребления препаратов-генериков, на долю которых приходится более 30% объема потребления лекарственных средств на таких рынках, как США и Канада, Германия и Великобритания.

ДИСКРЕТНЫЙ РОСТ РЕГИОНОВ

В 2004 г. суммарная доля мирового фармацевтического пирога, принадлежащая Северной Америке, Европе и Японии, составила 88%, оставшись практически на уровне предыдущего года. Продажи лекарственных средств на рынке США продемонстрировали прирост 8%, достигнув 248 млрд дол. США. На рынках государств — членов Европейского Союза прирост продаж составил 6%, общий объем — 144 млрд дол. США; при этом на рынке остальной части нашего континента прирост и объем продаж фармацевтической продукции составили 12% и 9 млрд дол. США соответственно (табл. 1). Крайне умеренный рост — всего 1,5% — продемонстрировал в ушедшем году японский рынок с объемом 58 млрд дол. США.

Таблица 1

Уровень продаж лекарственных средств на крупнейших фармацевтических рынках планеты в 2004 г. (источник IMS MIDAS® moving annual total (MAT), December, 2004)

Мировой рынок (данные аудита)

Объем продаж в 2004 г. (млрд дол. США) Доля в мировых продажах (%) Разница с предыдущим годом при постоянном обменном курсе валют (%)
Северная Америка 248 47,8 7,8
Европейский Союз 144 27,8 5,7
Остальная Европа 9 1,8 12,4
Япония 58 11,1 1,5
Азия (за вычетом Японии), Африка и Австралия 40 7,7 13,0
Латинская Америка 19 3,8 13,4
Общие данные аудита IMS* 518 100 7,1

* За вычетом ряда рынков, не проходивших аудит на момент проведения анализа: Беларусь, Болгария, Доминиканская Республика, Литва, Россия, Украина, Эстония. Продажи охватывают прямые и непрямые поставки фармацевтической продукции оптовыми поставщиками и производителями в дол. США Учитываются рецептурные и некоторые безрецептурные лекарственные средства в ценах производителей. Итоговые данные могут не совпадать с усредненными.

 

Правительства экономически развитых стран вынуждены обуздывать рост цен на лекарственные средства путем увеличения использования небрэндированных препаратов: в 2004 г., как уже указывалось, последние составили более 30% объема потребления лекарственных средств в США, Канаде, Германии и Великобритании, и 17% — в среднем на 12 крупнейших рынках Европы. Тем не менее генерики по-прежнему составляют в Северной Америке и Западной Европе лишь 8% объема продаж лекарственных средств в денежном выражении.

IMS предсказывает усиление влияния политики сдерживания цен на развитие фармацевтического рынка США, основным фактором роста которого будет увеличение объемов продаж в натуральном выражении. В целом, прогнозируемый уровень роста мирового фармрынка в 2005–2009 гг. составит 6–9%.

Тем временем серьезнейший прорыв демонстрирует фармацевтический рынок КНР, который в настоящее время является девятым по величине, а уже к 2008 г. — по весьма реалистичным прогнозам — займет восьмую, а то и еще более высокую позицию в рейтинге фармацевтических рынков планеты. 28% роста в годовом исчислении — это очень значительный темп! Конечно, доля китайского рынка в совокупном объеме мировых продаж относительно невелика (особенно если сравнивать его с североамериканским, чей объем достигает почти четверти триллиона долларов и составляет лишь чуть менее половины объема общемировых продаж). Однако у Китая есть другие перспективные преимущества, а именно: продолжающийся бурный рост численности и без того громадного населения и не менее бурное экономическое развитие. Это дает основания прочить китайский фармацевтический рынок в число если не ведущих, то во всяком случае наиболее динамично развивающихся мировых игроков. Так, с точки зрения вице-президента IMS Health по стратегическом консалтингу Graham Lewis, на фоне весьма посредственного роста объемов рынков — традиционных лидеров, в частности США, Европы и Японии, такая значительная прибавка хода, какую продемонстрировал в 2004 г. Китай, может послужить одним из источников долговременного роста всего мирового рынка на протяжении ближайших лет.

ВЕДУЩИЕ КЛАССЫ: ОНКОЛОГИЯ – ПЕРЕДНИЙ КРАЙ

В 2004 г. на долю десяти крупнейших фармакотерапевтических классов приходилось более 33% мировых продаж лекарственных средств (свыше 173 млрд дол. США; табл. 2). Рост продаж препаратов пяти из этих классов в течение рассматриваемого года превысил уровень предыдущего более чем на 10% — антагонисты ангиотензина II (+22,1%), противоэпилептические (+17,7%) и антинеопластические средства (+16,9%), антипсихотические средства (+12,1%) и препараты, снижающие уровень холестерина и триглицеридов в сыворотке крови (+11,7%).

Таблица 2

Ведущие фармакотерапевтические классы лекарственных средств по объемам мировых продаж в 2004 г. (источник IMS MIDAS® МAT, December, 2004)

 

Ведущие фармакотерапевтические классы (данные аудита)

Класс классификационной системы АТС Объем продаж в 2004 г. (млрд дол. США) Доля в мировых продажах (%) Разница с предыдущим годом при постоянном обменном курсе валют (%)
1. Препараты, снижающие уровень холестерина и  триглицеридов в сыворотке крови С10А 30,2 5,8 11,7
2. Средства для лечения пептической язвы и  гастроэзофагеальной болезни А02В 25,5 4,9 1,4
3. Антинеопластические средства L01, L02 23,8 4,6 16,9
4. Антидепрессанты N06A 20,3 3,9 1,3
5. Антипсихотические средства N05A 14,1 2,7 12,1
6. Нестероидные противовоспалительные и  противоревматические средства М01А 13,1 2,5 3,3
7. Антагонисты ангиотензина II С09С, С09D 12,0 2,3 22,1
8. Антагонисты кальция C08 11,6 2,2 1,6
9. Препараты эритропоэтина B03X A01 11,4 2,2 8,9
10. Противоэпилептические средства N03А 11,3 2,2 17,7
  Итого*   173,3 33,2 8,9

*Продажи охватывают прямые и непрямые поставки фармацевтической продукции оптовыми поставщиками и производителями в дол. США. Учитываются рецептурные и некоторые безрецептурные лекарственные средства в ценах производителей. Итоговые данные могут не совпадать с усредненными.

 

Средства, снижающие уровень холестерина и триглицеридов в сыворотке крови (класс С10А классификационной системы АТС) по прежнему лидируют, за ними следуют противоязвенные препараты (А02В). Совокупно средства, влияющие на сердечно-сосудистую и центральную нервную системы, продолжают доминировать — в последней группе объем продаж антидепрессантов (N06A) остается значительным на фоне низкого уровня прироста продаж (обусловленного, очевидно, конкуренцией со стороны генериков). При этом на протяжении 2004 г. существенный прирост объемов реализации зафиксирован в отношении антипсихотических (N05A) и противоэпилептических (N03А) средств. Значительный рост демонстрирует последний класс антигипертензивных средств — антагонисты ангиотензина II (например, Diovan (вальзартан) и Atacand (кандесартана цилексетил)): совокупный объем продаж их монопрепаратов (С09С) и комбинаций с диуретиками (С09D) увеличился на 22%, что, среди прочего, связывают с получением новых многообещающих результатов клинических испытаний препаратов — представителей данного класса, например, Diovan и Atacand (кандесартана цилексетил).

По состоянию на февраль 2005 г. препараты для лечения пациентов с онкологическими заболеваниями составляют почти 30% от числа всех проектов по разработке новых лекарственных средств. Совокупно в 2004 г. антинеопластические средства (L01) и средства, применяемые для гормональной терапии (L02), продемонстрировали 17% роста объема продаж, который достиг 24 млрд дол. США. Это связывают в первую очередь с появлением новых лекарственных средств прицельного противоопухолевого действия — например, Eloxatine (оксалиплатин), Glivec (иматиниб мезилат), Rituxan (ритуксимаб), а также Avastin (бевацизумаб) для лечения рака толстой кишки, продемонстрировавший в ходе исследований (март 2005 г.) значимое увеличение выживаемости больных с мелкоклеточным раком легких. По мнению Graham Lewis, интенсивное увеличение темпов разработки, объемов выпуска и продаж противоопухолевых средств, уверенно занявших в истекшем году третью позицию среди ведущих фармакотерапевтических классов, является еще одним подтверждением выраженного влияния развития индустрии биотехнологий на динамику мирового фармацевтического рынка. На сегодняшний день статус блокбастеров завоевали 7 противоопухолевых средств (большинство из них получены биотехнологическим методом): MabThera (ритуксимаб), Glivec, Eloxatine, Gemzar (гемцитабина гидрохлорид), Casodex (бикалутамид), Taxotere (доцетаксел) и Zometa (золедроновая кислота). Кроме внедрения в клиническую практику инновационных продуктов, перед которыми открываются долгие сроки патентной защиты, немалое значение имеет также продолжающееся увеличение темпов старения населения и улучшение диагностики злокачественных новообразований. В то же время у класса противоопухолевых препаратов отсутствует риск перехода из рецептурной в безрецептурную группу (что существенно повлияло на рыночную судьбу, например, антигистаминных препаратов для системного применения (R06A), не оказывающих седативного действия, и ингибиторов протонного насоса — А02В С), и вслед за выводом на рынок в Великобритании в июле 2004 г. брэндированного генерика симвастатина Zocor Heart Pro (который одновременно прошел реклассификацию и продается без рецепта врача), они могут составить вполне реальную конкуренцию классу статинов. По прогнозам IMS в ближайшее время противоопухолевые препараты могут серьезно потеснить позиции вышеперечисленных классов — многолетних лидеров продаж (средств для применения в кардиологии и неврологии), а объем рынка препаратов, используемых для лечения пациентов со злокачественными новообразованиями к 2008 г. может достичь 40 млрд дол. США. n

Продолжение — в следующих номерах «Еженедельника АПТЕКА»

Филипп Снегирёв

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті