Участники мероприятия обсуждали возможные последствия вступления Закона в силу, а также способы, которые позволят не допустить коллапса фармацевтической и медицинской отрасли Украины.
Александр Савицкий, директор Департамента ценовой политики Министерства экономики Украины, сообщил, что по состоянию на сегодня в министерство для утверждения Закон не поступал. Он представил информацию относительно рисков, которые, с точки зрения Кабинета Министров Украины, ожидаются вследствие вступления Закона в силу.
А. Савицкий подчеркнул, что положения Закона должны соответствовать Конституции Украины, которая является актом наивысшей юридической силы. Согласно п. 3 ст. 116 Основного закона, проведение финансовой, ценовой, инвестиционной и налоговой политики обеспечивает Кабинет Министров Украины. Кроме того, согласно ст. 4 Закона Украины «О ценах и ценообразовании» обеспечение осуществления государственной политики цен, определение перечня продукции, товаров и услуг, государственные фиксированные и регулируемые цены и тарифы на которые утверждаются соответствующими органами исполнительной власти, определение полномочий органов исполнительной власти в сфере установления и применения цен (тарифов) также возложено на Кабинет Министров Украины. Соответственно, принимая Закон, Верховная Рада Украины превысила свои полномочия.
Было также отмечено, что государственное регулирование ценообразования должно осуществляться с учетом экономически обоснованного прогноза относительно последствий его реализации. Согласно п. 6 ст. 191 Хозяйственного кодекса Украины органы исполнительной власти и органы местного самоуправления при установлении фиксированных цен, применение которых делает невозможным получение прибыли субъектами предпринимательства, обязаны предоставить этим субъектам дотацию в соответствии с законом.
Докладчик отметил, что сегодня объем государственного регулирования цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения регламентируется постановлением Кабинета Министров Украины от 25.03.2009 г. № 333 «Некоторые вопросы государственного регулирования цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения». Докладчик напомнил о негативных последствиях, которые имели место осенью прошлого года, когда в соответствии с первой редакцией постановления Кабинета Министров Украины № 955 предусматривалось государственное регулирование более 80% фармацевтического рынка. По словам А. Савицкого, сегодня не стоит повторять прошлых ошибок.
Ульрике Хауэр, глава торговой и экономической секции делегации Европейской комиссии в Украине, считает, что принятие парламентом Украины Закона является поспешным. Принятию подобных решений должны предшествовать переговоры представителей регуляторных органов со всеми заинтересованными участниками рынка.
По словам У. Хауэр, в случае вступления Закона в действие остро станет вопрос доступности фармацевтической продукции для населения Украины. Кроме того, по ее мнению, Закон является дискриминационным по отношению к зарубежным фармацевтическим компаниям, которые после вступления его в действие будут вынуждены покинуть украинский рынок. Очевидно, что вступление Закона в силу негативно отразится на инвестиционной привлекательности Украины.
Владимир Игнатов, глава комитета ЕБА по вопросам здравоохранения, отметил, что Украина остается единственной страной в Европе, в которой отсутствует система компенсации амбулаторного потребления лекарственных средств. Поэтому европейским производителям будет очень трудно выполнять требования Закона в случае вступления его в силу. Не следует забывать, что в денежном выражении импортные лекарства составляю примерно 70% оборота отечественных оптовых и розничных компаний. Именно за счет этих препаратов украинский фармбизнес получает средства для финансирования своей деятельности. Украинские фармпроизводители также покупают за валюту сырье, оборудование, материалы для упаковки, то есть также являются импортозависимыми. Таким образом, фармацевтический рынок в наибольшей степени страдает от колебаний валютного курса. Он выразил надежду, что в трудной ситуации, которая сложилась в результате независимых от фармацевтической индустрии причин, голос всей профессиональной общественности будет услышан, и Президент Украины как гарант Конституции наложит вето на этот Закон.
Владимир Дудка, президент Ассоциации фармацевтических дистрибьюторов «ФАРМУКРАИНА», сообщил, что максимальный курс, который закладывался дистрибьюторами в конце 2008 г., составлял 9 грн. за 1 дол. США, и, как показала практика, такой курс был полностью оправданным. Сегодня оптовые компании покупают валюту по текущему межбанковскому курсу (8,10 — www.finance.ua), в то время как обсуждаемый Закон требует вернуться к гривневым ценам по состоянию на 01.07.2008 г., когда межбанковский курс доллара составлял 4,84 грн.
Жан-Поль Шоер, глава представительства фармацевтической компании «sanofi-aventis», отметил, что в случае вступления в силу Закона европейские фармацевтические компании не будут заинтересованы в поставках своей продукции в Украину. Это объясняется тем, что в условиях финансового кризиса иностранные производители лекарственных средств, проявляя лояльность к украинским потребителям, уже снизили стоимость своей продукции в долларовом выражении. Дальнейшее снижение ее стоимости сделает невозможным обеспечение рентабельности для иностранных фармацевтических компаний на украинском рынке. Кроме того, сегодня процедура формирования цены на лекарственные средства и изделия медицинского назначения в случае вступления в действие Закона не определена.
Следует учитывать, что сегодня на фармацевтический рынок Украины иностранными производителями поставляются жизненно важные лекарственные средства, которые не имеют украинских аналогов.
В завершении выступления Ж.-П. Шоер подчеркнул, что формирование регуляторной политики в сфере ценообразования должно быть прозрачным и экономически обоснованным.
Игорь Крячок, директор компании «МОРИОН», обратил внимание участников дебатов на то, что хотя в июле 2008 г. средняя цена упаковки лекарственных средств в гривнах составляла 10,35, а к сентябрю 2009 г. она повысилась до 14,20, в долларовом эквиваленте отмечалась противоположная тенденция: 2,14 дол. — средняя стоимость упаковки в июле 2008 г. и 1,82 дол. — в августе 2009 г. (см. аналитический материал на стр.12). Это говорит о том, что все субъекты рынка, начиная от производителей и заканчивая аптеками, понимая, что покупательная способность населения падает, снижали цены. Было отмечено, что данная тенденция характерна как для зарубежных, так и для отечественных производителей. Кроме того, стоимость лекарственных средств в Украине ниже, чем в ряде стран СНГ, и значительно ниже, чем в Европе. Таким образом, можно сделать вывод, что в настоящее время в Украине существует искусственно созданный миф о том, что лекарства в нашей стране дорогие, и в том, что существование такого мифа стало возможным, в значительной степени виновата вся фармацевтическая отрасль, которая в последние 1,5–2 года не достаточно информировала население о тех усилиях, которые были предприняты для обеспечения доступности лекарств.
Михаил Пасечник, президент Аптечной профессиональной ассоциации Украины, отметил, что в случае вступления Закона в силу все аптечные учреждения, которые являются законопослушными субъектами хозяйствования, вынуждены будут закрыться на переучет, после которого не смогут открыться вовсе. Ведь в случае, если аптека будет продавать медикаменты по рыночной стоимости, она будет оштрафована Государственной инспекцией по контролю за ценами, а в случае, если будет торговать себе в убыток, к ней будут применены санкции со стороны налоговых органов. Соответственно они не расплатятся с дистрибьюторами, а последние — с производителями. Таким образом, отлаженная цепочка легальных поставок лекарственных средств на рынок Украины перестанет существовать, что вызовет дефицит препаратов, в том числе и жизненно важных. М. Пасечник также напомнил присутствующим о наличии двух резко негативных заключений в отношении данного Закона, предоставленных Главным научно-экспертным управлением и Юридическим управлением Верховной Рады Украины.
Игорь Колодий, директор по производственным операциям корпорации «Артериум», подчеркнул, что в обсуждаемом Законе заложены разные механизмы формирования референтных цен для отечественных и зарубежных производителей. Это вызывает опасение, как и прогноз, что до 30% ассортимента компания будет вынуждена снять с производства, что приведет к исчезновению с аптечных прилавков препаратов низкостоимостного сегмента, наиболее доступных для социально незащищенных групп населения.
Андрей Зелинский, начальник отдела нормотворческой деятельности юридического управления Государственной инспекции по контролю качества лекарственных средств, сообщил, что проект закона поступил на согласование в Гослекинспекцию в июне прошлого года. Владея ценовой ситуацией на фармацевтическом рынке, центральный орган исполнительной власти дал ему негативную оценку.
Игорь Прилипко, заместитель начальника Государственной инспекции по контролю за ценами Министерства экономики Украины, считает, что государственное регулирование ценообразования на фармацевтическом рынке должно иметь место. Однако сегодня не определен механизм, который бы позволил осуществлять контроль за ценами на фармпродукцию после вступления в действие Закона.
В процессе обмена мнениями, в котором приняли активное участие практически все присутствовавшие на мероприятии, была сформирована общая позиция: единственным действенным решением, которое может предотвратить социальную катастрофу, возникшую в результате прекращения легального обращения лекарственных средств на рынке Украины, является наложение Президентом Украины вето на обсуждаемый Закон.
Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим