Консолидация и сотрудничество. Практический подход

«Еженедельник АПТЕКА» продолжает освещать события 24–25 мая 2013 г., когда состоялся ІІ Международный фармацевтический форум «АПТЕКИ МИРА — 2013», организованный компанией «МОРИОН» при поддержке генерального спонсора — компании «BayerHealthCare», а также спонсора — компании «БАД-АЛТАЙ». Напомним, что предыдущие сессии были посвящены регуляторным аспектам развития розничного сегмента фармрынка, тенденциям развития аптечного бизнеса в Украине, России, Турции и Европе, а также современным маркетинговым инструментариям, способствующим увеличению объема аптечных продаж. В данной статье речь пойдет о различных аспектах инвестиций и консолидации, а также о возможностях сотрудничества между производителями и операторами розничного рынка.

В рамках форума состоялась специальная фокус-сессия «Инвестиции, консолидация…», модератором которой выступил Игорь Хмилевский, специалист по стратегическому планированию проекта «Фармконсалтинг». Первым на тему «Практика сделок M&A в аптечном сегменте» выступил Сергей Тимощук, директор департамента инвестиционного банкинга компании BFS. По его словам, в условиях нынешней рыночной ситуации многие задумываются о продаже собственного бизнеса. При принятии такого серьезного решения владелец должен знать, как это сделать правильно. Так, необходимо придерживаться определенного плана: расставить приоритеты и наметить план действий; определить разумные сроки; назначить ответственных лиц и выделить им необходимые ресурсы. При этом основная ошибка заключается в том, что процесс пускается на самотек, что не приведет к желаемому результату. Наивно полагать, что существует очередь на покупку аптечного бизнеса. Это связано и с его спецификой, и ценой сделки. Сложность также состоит в определении цены, но главное при этом — показать и доказать покупателю свою стоимость. Можно оценивать бизнес по вложенным средствам или активам. Но это ошибочное суждение, так как на сегодня существует тенденция, когда покупатель заключает договор аренды и, оплатив товарный остаток, оформляет сделку. Докладчик обратил внимание на возможный вариант формирования цены:

EBITDA х 3 + товарный остаток + дебиторская задолженность — кредиторская задолженность = стоимость бизнеса

Как видим, на стоимость аптечного бизнеса влияет коэффициент EBITDA (Earnings before Interest, Taxes, Depreciation and Amortization — аналитический показатель, равный объему прибыли до вычета расходов по уплате налогов, процентов и начисленной амортизации), товарный остаток, а также объем дебиторской и кредиторской задолженности.

Необходимо также учитывать, как покупатель оценивает бизнес. Ведь он старается снизить стоимость при покупке. Например, мебель и торговые марки дополнительно не оплачиваются. Если товарный остаток в большей степени состоит из сопутствующих товаров — это не приведет к повышению стоимости. Чаще всего покупатель приходит со своей настроенной системой учета и продаж. Поэтому стоит обратить внимание, что персонал либо включается в систему работы нового собственника, либо его меняют.

С. Тимощук назвал ключевые факторы, способствующие повышению стоимости компании: управляемость компанией, ее доходность, прозрачная юридическая структура, качественная работа с дебиторами и кредиторами, короткие сроки подачи информации о компании покупателю и опережающая динамика развития. Также докладчик привел примеры факторов, влияющих на снижение стоимости компании. Среди них: короткие сроки договоров аренды, большой разрыв дебиторской и кредиторской задолженности, непрозрачность бизнес-процессов и проблемы с налоговыми органами или банками.

Для того чтобы выгодно продать свой бизнес, необходимо крайне взвешенно и обдуманно подойти к этому вопросу, иначе в итоге продавец может не достичь желаемого. В результате качественной работы команды (поиск и наличие альтернативных покупателей) можно рассчитывать на высокую цену сделки. При эффективной организации процессов сделки, грамотном проведении презентации бизнеса, наличии качественного аудита, составлении профессионального договора купли-продажи, а также предоставлении гарантии выполнения его условий возможно максимально комфортно согласовать по пунк­там все условия сделки для обеих сторон. В конце своего выступления С. Тимощук добавил, что у компании BFS существует стратегический инвестор для взвешенной покупки понравившихся аптечных сетей, и подчерк­нул, что залог хорошей сделки — это успешные переговоры с покупателем.

В своем докладе на тему «Консолидация розничного рынка. Вы ее не видите, а она есть…» И. Хмилевский обратил внимание присутствующих на основные аспекты и тенденции процесса консолидации на отечественном розничном фармацевтическом рынке. В Украине речь о целесообразности, необходимости и неотвратимости консолидации розничного рынка ведется с 2007 г. По мнению докладчика, процесс консолидации в Украине в настоящее время продвигается невысокими темпами. Так, по состоянию на 15.04.2013 г. доля топ-20 аптечных сетей по количеству торговых точек в общей структуре по сравнению с 01.01.2011 г. увеличилась на 0,7%. Такая медленная динамика консолидации в этой группе рейтинга объясняется наличием в нем муниципальных аптечных сетей, которые скорее теряют, чем находят.

Таким образом, процесс природной консолидации происходит, но настолько медленно и плавно, что пока это почти незаметно. Это объясняется тем, что консолидация в Украине происходит не за счет поглощения, а в большей степени путем вытеснения конкурентов. Крупные сети открывают новые точки, которые постепенно наращивают свой оборот и вытесняют мелких игроков.

Данная стратегия поведения операторов украинского фармрынка обусловлена расхождением во мнениях продавцов и покупателей фармбизнеса в розничном сегменте. Такие выводы были сделаны на основании исследований проекта «Фармконсалтинг», специализирующегося в сфере M&A на розничном рынке Украины, сопровождающего (консультирующего) процесс поиска покупателей для аптечных сетей, сотрудничающего с инвестиционными консалтинговыми компаниями, а также поддерживающего постоянный контакт с потенциальными покупателями.

При рассмотрении возможности консолидации аптечного бизнеса основной точкой соприкосновения продавца и покупателя является, главным образом, аспект прибыльности. Если бизнес продавца прибыльный, то при его продаже он ожидает получить сумму, равную 5-кратному (или больше) объему прибыли без вычета расходов по уплате налогов, процентов и начисленной амортизации (аналитический показатель EBITDA). Для покупателя подобные условия непривлекательны. По его мнению, намного выгоднее будет постепенно направлять эти деньги на открытие новых торговых точек. Если же аптечная сеть убыточна, то продавец готов снижать цену, однако в этом случае ценность бизнеса покупатель измеряет размером товарного остатка в сети.

Вторым камнем преткновения являются представления о структуре бизнеса. По мнению продавца, если бизнес работает, а коллектив сплочен и обучен, то большего блага и желать не стоит. Для покупателя же ни одна структура, система учета, заказа товара, кроме разработанной им лично, не является правильной. А, как известно, любые преобразования требуют дополнительных затрат.

И, в-третьих, особо спорным является представление сторон об активах компании. У продавцов наблюдается полная уверенность в том, что за его недвижимость и все, что находится внутри нее, включая товарный остаток, он должен получить «кругленькую» сумму. Однако для покупателя чаще всего покупка недвижимости представляется нерациональной в силу возможности аренды этого же помещения.

В итоге прослеживается яркая тенденция несоответствия запросов, ожиданий и реальных результатов продавцов и покупателей. Таким образом, если аптечная сеть убыточная, в лучшем случае покупатель вернет деньги за товарный остаток минус кредиторская задолженность. Если сеть прибыльная, то помимо товарного остатка добавят 2–3 EBITDA. Сверх этого покупатель готов платить, если точки сети имеют большой поток посетителей, квалифицированный персонал, или покупатель, возможно, желает «избавиться» от крупного конкурента, покупая его бизнес.

Исходя из приведенных аргументов, каждая покупка бизнеса — это затратная проблема интеграции. Открывать новые торговые точки гораздо проще, нежели приобретать дополнительную проблему, именно поэтому процесс консолидации происходит так медленно. По прогнозам И. Хмилевского, первые результаты консолидации на фармрынке Украины появятся только через 3–5 лет. Единственным катализатором в данной ситуации может стать портфельный инвестор, который быстро купит 2–3 большие сети.

Портфельному инвестору интересны лишь те сети, сделки с которыми будут наделены композицией из трех основных составляющих: прошлого (динамично-успешная предыдущая деятельность, консолидированная аудированная отчетность, прозрачная и понятная структура бизнеса, сильная и мотивированная команда менеджмента); будущего (внятная стратегия долгосрочного развития, видение стратегии выхода из бизнеса, финансовая модель, подтверждающая необходимый объем инвестиций, готовность к партнерству с инвестором и его контролю над деятельностью компании) и оценки (адекватная оценка теперешней стоимости бизнеса, гибкость в структуре сделки).

Производитель и Аптека

В рамках четвертой сессии, состоявшейся во второй день форума, участниками рассматривались перспективы развития аптечного бизнеса в рамках взаимного сотрудничества между производителями и аптеками.

Выступление Елены Зубко, руководителя подразделения безрецептурных препаратов ООО «Баейр», было посвящено опыту компании в области инвестиций. Особое внимание уделено сотрудничеству с розничным сегментом.
Какие результаты, по опыту компании «Байер», дает инвестирование в рекламу, персонал и розницу? Е. Зубко привела два примера влияния рекламы на динамику продаж лекарственных средств. На фоне проводимой рекламы на ТВ для одного из продуктов было отмечено увеличение объема продаж на 124% в натуральном выражении по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а в случае с другим продуктом при использовании только наружной рекламы прирост составил 37%. Также положительно влияет на продажи в аптеках реклама в интернет-ресурсах.

Если рассматривать влияние персонала, в частности внешней службы, то компанией был проведен острый эксперимент по сокращению частоты визитов региональных представителей в 2 раза в 2 сетях Киева. В результате в одной сети аптек была получена отрицательная (-3,2%), а в другой — незначительно-положительная (6,7%) динамика продаж по сравнению с контрольной группой (20,7%). Однако, несмотря на столь положительный эффект рекламы и работы персонала, производитель имеет веские причины всерьез задумываться об инвестировании в развитие сотрудничества с розницей. С одной стороны, это неоднозначные перспективы развития регулирования рекламы и промоции силами региональных представителей, а с другой — тот факт, что таинство превращения потребителя в покупателя происходит в точке продажи.

На настоящем этапе развития рынка сотрудничество с розницей имеет два основных направления — поддержка собственного медиамикса в точках продаж (реклама на входе и полках; акции) и заключение маркетинговых договоров с сетями на проведение более специфичных для сети либо региона мероприятий.

По словам докладчика, мотивацией производителя для заключения таких договоров является самостоятельность сети в управлении ассортиментом, мерчандайзингом и товарными запасами, а также активная позиция сети (предложение совместной промоционной активности), регулярная коммуникация (предоставление и получение обратной связи), наличие квалифицированного персонала (регулярное обучение). Однако наряду с этим есть факторы, которые сдерживают производителя: низкая эффективность инвестиций (негативная динамика продаж), низкий уровень администрирования внутри сети (невыполнение договора на уровне розничных точек), отсутствие критериев и возможности оценки результативности предлагаемых промоционных акций.

Подводя итоги своего выступления, Е. Зубко отметила, что, инвестируя в розницу, можно добиться эффективной работы по маркетинговым договорам. При этом производитель перестанет делать двойную работу и сможет более эффективно использовать собственную внешнюю службу. Такое желательное и для производителя, и для розницы развитие событий может значительно ускорить розница, изменив подход к взаимодействию: предлагать идеи, бизнес-план для промоционной активности. Производители, по мнению Е. Зубко, открыты для сотрудничества и для его успешного развития нуждаются в помощи и поддержке розницы.

О тенденциях и перспективах аптечных продаж ассортимента продуктов, облагае­мых НДС, рассказал в своем выступлении Всеволод Литвинов, коммерческий директор компании «БАД-АЛТАЙ». В своем докладе В. Литвинов представил аналитические данные в области рынка аптечных продаж диетических добавок и косметики за 2010–2012 гг. Исходя из этих данных, объем общих продаж в 2012 г. составил 2,2 млрд грн. Из них диетических добавок было реализовано на сумму около 900 млн грн., косметики –1,3 млрд грн.

Докладчик отметил, что при рассмотрении категории лечебной косметики наиболее прибыльными оказались средства по уходу за слизистыми оболочками (более 800 млн грн.) и средства по уходу за кожей лица (около 700 млн грн.). Лидером в категории диетических добавок стали средства, поддерживающие функции органов пищеварения (более 200 млн грн.).

Рассматривая подробно эту группу продуктов, В. Литвинов обратил внимание на лидера — диетические добавки, способствующие нормализации и поддержанию нормальной микрофлоры кишечника. За 2012 г. этих средств было реализовано на сумму более чем 120 млн грн. Высокий показатель отмечен для диетических добавок для поддержания функции печени, желчевыводящих путей и желчного пузыря. Также значительное увеличение прироста за период 2010–2012 гг. выявлено в группе диетических добавок к пище, влияющих на функции сердечно-сосудистой системы: средства, способствующие нормализации липидного обмена.

Значительную долю рынка занимают диетические добавки для нормализации функции зрения (77,1%) и средства — источники витаминно-минеральных комплексов (38,9%).

Анализ продаж в категории лечебной косметики за 2010–2012 гг. свидетельствует, что заметно выделяется группа по уходу за слизистыми оболочками, где удельный вес средств для ухода за полостью рта составил 80,7%. Лидером в группе по уходу за телом стали дезодоранты. Также отмечены высокие показатели для средств по профилактике перхоти и по уходу за кожей.

В конце доклада В. Литвинов назвал лидеров аптечных продаж диетических добавок и косметики по регионам Украины: Киев (более 370 млн грн.), Донецкая обл. (более 220 млн грн.) и Одесская обл. (более 200 млн грн.). Доля продаж по указанным областям преобладает в категории косметики, менее 40% относится к диетическим добавкам. Однако, по словам докладчика, по темпам прироста лидерами являются Херсонская, Ровенская и Закарпатская области.

Тренды европейского фармацевтического рынка

Доклад Анатолия Подорожного, генерального директора компании «БогМарк Украина», был посвящен принципам эффективного сотрудничества производителей и аптек, а также реализации изделий медицинского назначения (ИМН) через аптеки. Вначале докладчик обратил внимание на то, что в связи с развитием глобальных фармацевтических трендов в ближайшие годы ожидается устойчивый рост мирового фармацевтического рынка. По его словам, до 2016 г. ожидается увеличение его объема в среднем на 4,8% в год, а оборота — до 1,2 трлн дол. США. Около 50% глобального прироста фармрынка обеспечат развивающиеся страны.

В Европе увеличивается разрыв между потребностями в затратах на здравоохранение и возможностями государственных бюджетов в условиях финансовых и долговых кризисов. Покрытие этого разрыва будет происходить за счет средств потребителей (а не госбюджета), и именно аптеки станут двигателем рынка — принимая средства от потребителей и питая ими рост фармрынка.

По мнению А. Подорожного, трендом для развития аптек в этих условиях является консолидация (с целью получить рычаги влияния на производителей и дистрибьюторов), вертикальная интеграция с оптовым сегментом, повышение спроса аптек и производителей на индивидуальные логистические решения, предоставляемые дистрибьюторами.

Европейские аптеки повышают свои бизнес-показатели, увеличивая привлекательность для покупателя и используя следующие средства: вертикальная и горизонтальная интеграция, продажа маржинальных качественных товаров, собственных торговых марок и внедрение электронных средств продажи, коммуникации с покупателем (в том числе непосредственно в местах продажи). Аптеки в Европе также становятся более привлекательными для покупателей и за счет повышения качества обслуживания в точках продаж, обучения персонала, поиска новых горизонтов (например SPA- и косметические корнеры).

По данным европейских исследований, предпочитаемое место контактапациента с системой здравоохранения для первичной расширенной консультации — именно аптека, которая таким образом становится первым звеном системы здравоохранения. Пациенты в Европе хотят сами нести ответственность за свое здоровье, получать качественную информацию как в электронном виде, так и в местах продажи, и при этом покупать эффективные медицинские товары.

В Украине дело обстоит немного иначе: рынок насыщен и зарегулирован; наценка снижается, затраты увеличиваются, рентабельность аптечного бизнеса составляет 0–1%; каждая третья аптека — убыточна.

Рассматривая рынок ИМН, А. Подорожный отметил, что он развивается значительно медленнее, чем фармрынок в целом, и в натуральном выражении уже достиг насыщения. При этом в основном продаются ИМН зарубежных производителей. Доля продаж ИМН зарубежного и отечественного производства составляет соответственно 74 и 26% в денежном и 60 и 40% в натуральном выражении. Доля ИМН в «аптечной корзине» такова: 30% в упаковках, 8% в гривне. Докладчик озвучил факторы повышения конкурентоспособности аптеки при реализации ИМН: наличие интересного покупателю ассортимента ИМН; товары-новинки как источник дополнительного дохода; продажа ликвидных маржинальных товаров (что особенно важно при ограничении наценки).

В целом докладчик назвал ИМН средством привлечения покупателя, что означает возможность дополнительного заработка для аптеки. При этом в каждой категории ИМН необходимо иметь не более чем по 2–3 представителя — экономных и эффективных — с целью предоставить настоящий, а не мнимый выбор для покупателя и, с другой стороны, эффективно использовать ресурсы аптеки. Среди принципов эффективного сотрудничества аптеки и ИМН А. Подорожный также отметил взвешенную ассортиментную политику (которая предполагает заполнение полок ИМН, различными по значимым характеристикам для покупателя, а не входным условиям закупки), необходимость экономии ресурсов аптеки (финансовых, складских, человеческих и пр.), работу только с качественным товаром и проверенными поставщиками и постоянное обучение персонала (сотрудник аптеки должен знать ассортимент как лекарственных средств, так и ИМН).

В конце своего выступления А. Подорожный предложил работать с государственными регулирующими органами в конструктивном диалоге. При этом создать единую терминологию по ИМН в законодательном поле (к примеру разграничить понятия «медтехника», «изделие медицинского назначения», «медицинское изделие»), при регистрации медицинских изделий восстановить возможность перерегистрации, а также тщательно прописывать переходной период при изменении законодательства, что обеспечит в стране прозрачность таких процессов.

Дистрибьютор — ключевое звено между производителем и аптекой

В своем докладе Эвелина Григорьева, руководитель отдела маркетинга компании «БАД-АЛТАЙ», охарактеризовала функции дистрибьютора и особенности его работы в сфере парафармацевтики. Основной функцией дистрибьютора, по мнению докладчика, является логистика. Как участник товаропроводящей цепи между производителем и аптекой он облегчает работу каждой из сторон. Дистрибьютор обеспечивает ассортимент, бездефектурную работу (автоматизация процесса заказа), поставку (скорость, регулярность, частота), сервис, а также скидки и бюджет на продвижение.

Вместе с тем дистрибьютор от производителя ожидает максимальные скидки, широкий ассортимент и его обновление, качественную продукцию, стабильность поставок. Перспективы сотрудничества с аптекой заключаются в предоставлении ею стабильности закупок и оплат, консолидированного заказа и, конечно же, долгосрочного сотрудничества.

По мнению Э. Григорьевой, специфика работы рынка парафармацевтики в Украине заключается в том, что он начал развиваться сравнительно недавно. Поэтому дистрибьютору необходимо постоянно заниматься поиском новых партнеров (поставщики, аптечные сети, аптеки, специализированные магазины и т.д.), работать с жестко конкурирующим ассортиментом. Конкуренция происходит внутри предлагаемого ассортимента (продукты с аналогичными составами, названиями, ценами и т.д.). Также дистрибьютору приходится участвовать во всех этапах движения товара от производителя до потребителя. Это касается процесса регистрации диетических добавок и лечебной косметики, ввоза этой продукции в Украину, формирования программы продвижения и контроля предпродажной подготовки. Целесообразно при этом заниматься логистикой, мерчандайзингом и постоянно проводить мониторинг рынка (конкуренты, цены и т.д.).

В заключение Э. Григорьева отметила, что реализация лекарственных средств совместно с парафармацевтикой позволит повысить уровень дохода аптек. При этом стоит рассчитывать на увеличение суммы среднего чека. Кроме того, аптечное предприятие может рассчитывать на получение выгодных ценовых предложений и более гибких условий оплаты от поставщиков парафармацевтики, что улучшит качество предоставляемого сервиса.

Продолжил тему эффективного сотрудничества аптеки и производителя Евгений Шидер, заместитель директора по развитию программ лояльности компании «МДМ», совместно с Оксаной Мильчевской, КАМ компании «МДМ». Они представили доклад на тему «Персональная программа лояльности: платформа для взаимодействия производителей и аптек». По словам Е. Шидера, ключевыми факторами успеха такой программы являются глубокое знание продукта и использование его свойств, грамотный дизайн самой программы, эффективная работа медицинских представителей с врачами, прозрачность отчетности и автоматизация бизнес-процессов.

При этом существуют требования к провайдеру таких программ: наличие практического опыта проведения подобных программ, предоставление отчетности в режиме реального времени, контроль эффективности программы на каждом этапе и наличие ресурсов для проведения программы в национальных масштабах. Это обеспечит качественную реализацию программ лояльности за счет информационной и технической поддержки всех ее участников.

Е. Шидер представил схему программы лояльности как комплекс взаимодействия производителя, дистрибьютора, аптек, провайдера программы лояльности и пациентов на единой платформе.

О. Мильчевская привела пример такой программы по онкологическому препарату. В его рамках пациентам, которым по показаниям был назначен препарат, могли приобрести каждый второй цикл лечения за 1,1 грн. По словам докладчика, целями проекта были повысить доступность лечения для пациентов с онкологическими заболеваниями, увеличить сроки лечения в соответствии с назначенной терапией и обеспечить информационную поддержку пациентов с помощью медицинского call-центра с предоставлением дополнительного сервиса (напоминание о необходимости продолжать лечение). Программа демонстрирует положительный рост включения в нее пациентов. С сентября 2012 г. по май 2013 г. в программе приняли участие 164 врача, 20 аптек, реализовано 150 акционных продаж.

О. Мильчевская отметила, что такие программы лояльности достаточно привлекательны для аптек. Как партнеры программ лояльности, аптеки получают возможность участвовать в программах лояльности различных производителей, на одной платформе, минимизируя при этом временные ресурсы и увеличивая объем продаж за счет дополнительного потока покупателей и повышения суммы среднего чека.

Контроль качества
в Чешской Республике

Ирина Прокопченко, представитель компании ЛЕРОС в Украине, выступила с докладом, посвященным основным направлениям работы предприятия при производстве травяных сборов. ЛЕРОС занимается выращиванием, разработкой и выпуском лекарственных сборов, монотрав, биологически активных добавок и травяного чая. Самыми важными моментами с точки зрения качества травяных сборов являются закупка и обработка сырья, его фасовка, а также интегрированная система контроля качества (IMS — Integrated Management Systém). При закупке сырья перед каждой поставкой обязательно проводится контроль качества трав. Если сырье закупается за пределами страны, то только на основе аудита поставщиков заключаются долгосрочные контракты. Контроль сырья основывается на исследовании его состава — наличии и количестве основных активных веществ. В основном их определение выполняется методами дистилляции, спектрофотометрии либо жидкой и газовой хроматографии. При фасовке сырья проводится контроль упаковочного материала, промежуточных продуктов и готовой продукции (входной, межоперационный и выходной).

В Чешской Республике существуют такие требования к производителям — наличие разрешения на производство фармацевтических препаратов в Чехии, квалифицированного специалиста, сертификата GMP, а также проведения ауди­та (SUKL) — каждые два года. Соответственно, продукт должен иметь регистрационные свидетельства, выданные Государственным институтом по контролю над лекарствами. При этом зарегистрированные таким образом травяные чаи, сборы продаются только в аптеках.

Интегрированная система контроля качества включает три типа систем управления и управления качеством: ISO 9001:2008 — сертификат соответствия системы менеджмента качества, HACCP (Hazard Analysis and Critical Control Points) — системы управления качеством для пищевого производства и GMP (Good Manufacturing Practice) — надлежащей производственной практики.

Основная задача этих систем — обеспечение качества продукции. Они имеют ряд одинаковых или очень схожих функций и средств для достижения целей (управление документами, требования к персоналу, требования к инфраструктуре). Эти процессы находятся под контролем и мониторингом. Взаимодействие процессов подробно описано в отдельных главах основного документа ISO, включая Руководство критических контрольных точек (НАССР).

И. Прокопченко отметила, что ЛЕРОС является обладателем сертификата «Производитель лекарственных растений органического качества». Данный документ выдается Сертификационным комитетом сельского хозяйства, и его получает только та продукция, которая на 99% состоит из экологически чистых ингредиентов и подвергается строгому контролю качества.

Подводя итог своего выступления, И. Прокопченко отметила преимущества использования лекарственных травяных сборов и монотрав в форме чая, несмотря на то, что современная наука создала новые формы травяных продуктов. Она обратила внимание, что натуральную комбинацию активных компонентов организм принимает легче, без сложных химических реакций, что повышает физиологическую активность. Также сборы обладают низкой токсичностью, их можно длительно применять без риска возникновения побочных явлений.

В завершение сессии форума своим мнением поделился Владислав Страшный, вице-президент по стратегическому планированию и развитию компании «Индар». Он отметил, что за последние 10 лет произошли значительные изменения в сфере розничных продаж на фармацевтическом рынке Украины. За счет работы интегрированной системы аналитических компаний увеличилась прибыль в этом сегменте бизнеса.

По его словам, начиная с 2000 г., когда происходили глобальные процессы поглощения и слияния корпораций, усложнилась регуляторная политика в фармацевтической отрасли во всем мире. Это связано с увеличением затрат для создания лекарственного препарата, длительностью процесса, необходимого для его выведения на рынок с момента разработки (15–18 лет). При этом во всех странах сокращаются расходы на здравоохранение.

В. Страшный предложил активизировать работу фармацевтических ассоциаций с целью создания процесса саморегулирования по решению многих вопросов для защиты фармбизнеса.

В рамках дискуссий участники форума обсуждали с экспертами отрасли пути возможного развития сотрудничества, в частности, были получены практические рекомендации для решения проблем, возникающих при консолидации, работе с маркетинговыми договорами или социальными программами.

В настоящее время с целью привлечения покупателя в рамках отдельных проектов операторы рынка предлагают пациентам льготные условия приобретения необходимых медикаментов. 

Продолжение следует…

С докладами форума можно ознакомиться на сайтах www.apteka.ua и www.morion.ua.

Евгения Бочерикова,
фото Сергея Бека

Комментарии

Нет комментариев к этому материалу. Прокомментируйте первым

Добавить свой

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Другие статьи раздела


Последние новости и статьи