«АПТЕЧНАЯ КОРЗИНА»
Общий объем аптечных продаж таких категорий товаров, как лекарственные средства, изделия медицинского назначения (ИМН*), косметика и диетические добавки, по итогам 9 мес 2012 г. достиг 22,7 млрд грн., превысив показатель за аналогичный период предыдущего года на 16%.
Географическое распределение розничной реализации фармацевтической продукции весьма неоднородно. Так, из 26 регионов Украины 6 — Киев, Донецкая, Днепропетровская обл., АР Крым, Харьковская и Одесская области — обеспечивают половину всей аптечной выручки в стране (рис. 1).
Таблица 1 | Объем аптечных продаж в регионах Украины и удельный вес категорий товаров «аптечной корзины» в денежном выражении по итогам 9 мес 2012 г. |
Регион | Итого, млн грн. |
Доля, % | |||
ЛС | ИМН* | Косметика | Диетические добавки | ||
Киев | 2597 | 81 | 8 | 7 | 3 |
Донецкая обл. | 2423 | 85 | 8 | 4 | 3 |
Днепропетровская обл. | 2112 | 86 | 7 | 3 | 3 |
АР Крым | 1409 | 85 | 9 | 4 | 2 |
Харьковская обл. | 1401 | 82 | 10 | 5 | 3 |
Одесская обл. | 1383 | 80 | 8 | 8 | 4 |
Львовская обл. | 1062 | 83 | 9 | 5 | 3 |
Запорожская обл. | 1037 | 87 | 8 | 2 | 2 |
Луганская обл. | 968 | 88 | 8 | 2 | 2 |
Киевская обл. | 772 | 83 | 9 | 5 | 3 |
Полтавская обл. | 649 | 88 | 8 | 2 | 2 |
Винницкая обл. | 631 | 84 | 9 | 4 | 3 |
Херсонская обл. | 595 | 84 | 8 | 4 | 4 |
Ивано-Франковская обл. | 552 | 86 | 8 | 3 | 2 |
Черкасская обл. | 541 | 86 | 9 | 3 | 3 |
Житомирская обл. | 524 | 86 | 9 | 3 | 2 |
Николаевская обл. | 486 | 90 | 6 | 2 | 3 |
Хмельницкая обл. | 469 | 88 | 6 | 3 | 3 |
Ровенская обл. | 451 | 82 | 9 | 6 | 3 |
Сумская обл. | 425 | 88 | 7 | 2 | 2 |
Черниговская обл. | 416 | 88 | 8 | 2 | 2 |
Черновицкая обл. | 386 | 86 | 7 | 4 | 3 |
Волынская обл. | 384 | 83 | 10 | 5 | 3 |
Кировоградская обл. | 361 | 87 | 9 | 2 | 2 |
Закарпатская обл. | 329 | 85 | 8 | 4 | 3 |
Тернопольская обл. | 311 | 85 | 8 | 4 | 3 |
В целом по рынку | 22676 | 85 | 8 | 4 | 3 |
В разрезе категорий товаров «аптечной корзины» для различных регионов Украины характерна схожая структура розничного сегмента фармрынка (табл. 1). Львиную долю аптечных продаж в денежном выражении в размере 80–90% повсеместно аккумулируют лекарственные средства. Удельный вес ИМН варьирует в диапазоне 7–10%. И пока сравнительно небольшой вклад в объем розничной реализации обеспечивают косметика и диетические добавки, хотя востребованность этой продукции в последние годы увеличивается верно, но медленно. Из общей картины выделяются столица и Одесская область, где доля парафармацевтической продукции (косметики и диетических добавок) суммарно составляет 11 и 12% аптечной выручки соответственно, для сравнения в целом по Украине этот показатель — 7%.
ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА
Лекарственные средства традиционно играют первую скрипку на аптечном рынке Украины. В целом по стране объем аптечных продаж лекарственных средств в анализируемый период составил 19,2 млрд грн. за 917 млн упаковок, что на 16,7% больше по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года в денежном и на 4,3% в натуральном выражении.
Потребление лекарственных средств из расчета на душу населения на аптечном рынке Украины в условиях отсутствия страховой медицины находится в непосредственной зависимости от личного благосостояния граждан, одним из основных индикаторов которого можно отметить средний уровень месячной заработной платы в регионах. Сопоставление этих двух величин указывает на то, что максимальный объем расходов на лекарственные средства на душу населения отмечен в крупнейших регионах Украины с максимальным уровнем средней заработной платы, а именно в Киеве и Днепропетровской областях (рис. 2). Также объем расходов на лекарственные средства на душу населения выше среднего по стране зафиксирован в Южном регионе — АР Крым, Одесской, Запорожской и Херсонской областях, невзирая на сравнительно невысокий уровень средней заработной платы. Такая ситуация может быть в значительной степени обусловлена высоким миграционным потоком населения в этих регионах (например с целью отдыха).
По сравнению с предыдущим годом темпы прироста/убыли объема аптечных продаж лекарственных средств в регионах Украины значительно варьируют (рис. 3). В денежном выражении во всех регионах отмечена положительная динамика объема розничных продаж лекарственных средств, однако по количеству реализованных упаковок в 4 регионах (Днепропетровская, Луганская, Киевская и Кировоградская области) отмечена убыль в этот период, которая тем не менее была сбалансирована значительно опережающей среднерыночную динамикой продаж в других 4 регионах, где отмечены двузначные темпы прироста рынка в натуральном выражении — Винницкая, Херсонская, Черниговская и Черновицкая области. По этому показателю в денежном выражении выделилась Закарпатская обл., превысив среднерыночный показатель вдвое — +31%.
Сопоставление удельного веса регионов Украины в общем объеме аптечных продаж лекарственных средств в денежном и натуральном выражении свидетельствует о том, что вклад большинства регионов, а именно 18 из 26, в объем продаж в натуральном выражении превышает аналогичный показатель в деньгах (рис. 4). В остальных 8 регионах ситуация диаметрально противоположная на фоне более высокой средневзвешенной стоимости 1 упаковки лекарственных средств по сравнению с другими регионами (рис. 5). Так, именно в этих 8 регионах зафиксирована средневзвешенная стоимость 1 упаковки лекарственных средств на уровне выше среднерыночного, что обусловлено более высоким уровнем потребления дорогостоящих препаратов относительно других регионов.
В целом по Украине структура аптечных продаж в разрезе препаратов украинского и зарубежного производства представлена в соотношении 31:69 соответственно в денежном и 66:34 в натуральном выражении. В региональном разрезе эти показатели близко коррелируют с общерыночными. При этом следует отметить, что в крупнейших регионах (Киев, Донецкая, Днепропетровская, Одесская области и АР Крым) удельный вес зарубежных препаратов несколько превышает среднее значение — 71–73% в денежном и 36–41% в натуральном выражении.
По сравнению с предыдущим годом объем аптечных продаж лекарственных средств в целом по рынку в денежном выражении увеличился на 25% в сегменте украинских и на 13% — зарубежных препаратов. В натуральном выражении этот показатель составил +4 и +5% соответственно.
В анализируемый период для лекарственных средств всех ценовых ниш отмечена положительная динамика аптечных продаж в денежном выражении, при этом практически во всех регионах опережающие темпы продемонстрировали препараты высокостоимостной ниши (рис. 6).
В разрезе рецептурного статуса лекарственных средств в структуре аптечных продаж в денежном выражении в целом по Украине с незначительным перевесом превалируют рецептурные препараты с долей 52%, при этом в натуральных величинах они аккумулируют лишь треть всех реализованных упаковок лекарственных средств — 33%. Соответственно, для безрецептурного сегмента этот показатель составляет 48% в денежном и 67% в натуральном выражении. В региональном разрезе структура потребления сходна с общерыночной — в денежном выражении повсеместно с незначительным перевесом доминируют рецептурные препараты, за исключением АР Крым, где наблюдается противоположная ситуация — доля безрецептурных препаратов составляет 52% аптечной выручки, а в Ровенской обл. оба сегмента представлены в равных долях. К рецептурным препаратам наибольшую приверженность демонстрируют жители Черниговской обл., где 65% всех расходов на лекарственные средства приходится на препараты, отпуск которых осуществляется по назначению врача, в упаковках этот показатель составляет 42%.
В разрезе групп АТС-классификации во всех регионах максимальный объем аптечной выручки аккумулируют препараты группы A «Средства, влияющие на пищеварительную систему и метаболизм». На 2-м месте по объему аптечных продаж в денежном выражении в большинстве регионов (в 18 регионах) представлены препараты группы C «Средства, влияющие на сердечно-сосудистую систему», а в остальных — R «Средства, действующие на респираторную систему» и N «Средства, действующие на нервную систему».
В разрезе рыночного статуса на украинском рынке аптечных продаж в денежном выражении львиную долю выручки аккумулируют генерические и традиционные препараты, удельный вес оригинальных лекарственных средств составляет 15%. В региональном разрезе лидером по долевому участию на рынке оригинальных препаратов (20%) является столица, что, в свою очередь, обеспечивает ей максимальный уровень средневзвешенной стоимости 1 упаковки лекарственных средств (см. рис. 5).
В рейтинге брэндов лекарственных средств по объему аптечных продаж в денежном выражении во всех регионах присутствует АКТОВЕГИН, также в топ-5 продаваемых препаратов во многих регионах входят КАРДИОМАГНИЛ и ЭССЕНЦИАЛЕ (табл. 2).
Таблица 2 | Топ-5 брэндов лекарственных средств в регионах Украины по объему аптечных продаж в денежном выражении по итогам 9 мес 2012 г. |
Регион | 1 место | 2 место | 3 место | 4 место | 5 место |
Винницкая обл. | АКТОВЕГИН | КАРДИОМАГНИЛ | МИЛДРОНАТ | НАТРИЯ ХЛОРИД | КОРВИТИН |
Волынская обл. | АКТОВЕГИН | КАРДИОМАГНИЛ | НАТРИЯ ХЛОРИД | ЦЕРАКСОН | ЦИТРАМОН |
Днепропетровская обл. | АКТОВЕГИН | ЭССЕНЦИАЛЕ | КОДТЕРПИН | КАРДИОМАГНИЛ | НО-ШПА |
Донецкая обл. | АКТОВЕГИН | КОДТЕРПИН | КАРДИОМАГНИЛ | ЭССЕНЦИАЛЕ | ПРЕДУКТАЛ |
Житомирская обл. | СЕРЕТИД | АКТОВЕГИН | НАТРИЯ ХЛОРИД | КАРДИОМАГНИЛ | НО-ШПА |
Закарпатская обл. | КАРДИОМАГНИЛ | ЦЕФТРИАКСОН | АКТОВЕГИН | НО-ШПА | ЛИПРАЗИД |
Запорожская обл. | КОДТЕРПИН | АКТОВЕГИН | МИЛДРОНАТ | КАРДИОМАГНИЛ | ЭССЕНЦИАЛЕ |
Ивано-Франковская обл. | НО-ШПА | КАРДИОМАГНИЛ | АКТОВЕГИН | ТИОТРИАЗОЛИН | ЭССЕНЦИАЛЕ |
Киев | КОДТЕРПИН | АКТОВЕГИН | ФАРМАСУЛИН | ЭССЕНЦИАЛЕ | НО-ШПА |
Киевская обл. | АКТОВЕГИН | КОДТЕРПИН | НО-ШПА | ЭССЕНЦИАЛЕ | ЦЕРАКСОН |
Кировоградская обл. | АКТОВЕГИН | КОДТЕРПИН | НАТРИЯ ХЛОРИД | РЕОСОРБИЛАКТ | ЦИТРАМОН |
Луганская обл. | АКТОВЕГИН | КОДТЕРПИН | НАТРИЯ ХЛОРИД | ЦЕРАКСОН | НО-ШПА |
Львовская обл. | КАРДИОМАГНИЛ | АКТОВЕГИН | НО-ШПА | ТИОТРИАЗОЛИН | ЭССЕНЦИАЛЕ |
Николаевская обл. | АКТОВЕГИН | МИЛДРОНАТ | ЭССЕНЦИАЛЕ | КАРДИОМАГНИЛ | НО-ШПА |
Одесская обл. | КОДТЕРПИН | АКТОВЕГИН | ЭССЕНЦИАЛЕ | НО-ШПА | МИЛДРОНАТ |
Полтавская обл. | НАТРИЯ ХЛОРИД | АКТОВЕГИН | ЦИТРАМОН | РЕОСОРБИЛАКТ | ЭТИЛОВЫЙ СПИРТ |
АР Крым | КОДТЕРПИН | АКТОВЕГИН | НО-ШПА | ЭССЕНЦИАЛЕ | КАРДИОМАГНИЛ |
Ровенская обл. | АКТОВЕГИН | КАРДИОМАГНИЛ | ЭССЕНЦИАЛЕ | ТИОТРИАЗОЛИН | ЦИТРАМОН |
Сумская обл. | АКТОВЕГИН | ЭССЕНЦИАЛЕ | КАРДИОМАГНИЛ | ЦИТРАМОН | МИЛДРОНАТ |
Тернопольская обл. | АКТОВЕГИН | КАРДИОМАГНИЛ | НО-ШПА | ТИОТРИАЗОЛИН | КАПТОПРЕС |
Харьковская обл. | КОДТЕРПИН | АКТОВЕГИН | НАЛБУФИН | КОФЕКС | КАРДИОМАГНИЛ |
Херсонская обл. | АКТОВЕГИН | ЭССЕНЦИАЛЕ | ЦИТРАМОН | НАТРИЯ ХЛОРИД | МУКОСАТ |
Хмельницкая обл. | АКТОВЕГИН | КАРДИОМАГНИЛ | ЭССЕНЦИАЛЕ | НО-ШПА | НАТРИЯ ХЛОРИД |
Черкасская обл. | АКТОВЕГИН | НАТРИЯ ХЛОРИД | ЭССЕНЦИАЛЕ | ЦИТРАМОН | КАРДИОМАГНИЛ |
Черниговская обл. | АКТОВЕГИН | МЕТАМАКС | МИЛДРОНАТ | РЕОСОРБИЛАКТ | КОРВИТИН |
Черновицкая обл. | АКТОВЕГИН | НАТРИЯ ХЛОРИД | КАРДИОМАГНИЛ | МИЛДРОНАТ | ЦЕРАКСОН |
В целом по рынку | АКТОВЕГИН | КОДТЕРПИН | ЭССЕНЦИАЛЕ | КАРДИОМАГНИЛ | НО-ШПА |
В 20 регионах Украины по объему аптечных продаж лекарственных средств в денежном выражении рейтинг маркетирующих организаций возглавляет украинская компания «Фармак». В 5 регионах Украины (Житомирской, Ивано-Франковской, Львовской, Одесской и Черновицкой областях) лидером по этому показателю является компания «Berlin-Chemie/Menarini Group», а в Донецкой обл. — «Takeda».
ИТОГИ
Географическое распределение аптечных продаж в Украине неравномерно на фоне характерных особенностей регионов, таких как количество населения и его благосостояние, также на структуру продаж влияют локальные особенности потребления. Для всех регионов в этот период отмечена положительная динамика объема аптечных продаж лекарственных средств, количество реализованных упаковок также увеличилось практически во всех регионах, за исключением Днепропетровской, Луганской, Киевской и Кировоградской областей.
Средневзвешенная стоимость 1 упаковки лекарственных средств на аптечном рынке во всех регионах в этот период продемонстрировала прирост, причем во многих регионах он измеряется двузначными цифрами. Такая динамика обусловлена в значительной степени опережающим развитием высокостоимостного сегмента лекарственных средств, так как инфляционная составляющая в среднем по рынку лекарственных средств по итогам 9 мес 2012 г. составила лишь 5% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. В целом для розничного сегмента в регионах с наивысшим уровнем благосостояния характерна тенденция к превалированию в структуре потребления более дорогостоящей продукции, в частности оригинальных препаратов, а также продукции с более высоким по сравнению с лекарственными средствами индексом эластичности спроса, таких как косметика и диетические добавки.
Таким образом, динамика розничного фармрынка продолжает определяться уровнем доходов населения, соответственно, потенциал его дальнейшего развития заложен в плоскости повышения материальной обеспеченности жителей Украины.
Коментарі