Особенности использования трансфертного ценообразования в фармацевтическом бизнесе

С 1 сентября 2013 г. вступает в силу Закон Украины от 04.07.2013 г. № 408-VI «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины» относительно трансфертного ценообразования. Специалисты проанализировали положения этого документа относительно того, какие изменения будут внесены в организацию налоговых процессов в фармацевтических компаниях.

В первую очередь важно понимать, что изменения затрагивают не любые операции, а только те, которые можно считать контролируемыми, и объем которых превышает 50 млн грн. в год.

К контролируемым операциям в соответствии с п. 39.2.1 Налогового кодекса Украины (далее — НК Украины) относятся (основные случаи):

  • операции со связанными лицами — нерезидентами;
  • операции с нерезидентами, зарегистрированными в стране, в которой ставка налога на прибыль (корпоративного налога) на 5 и более процентных пунктов ниже, чем ставка налога на прибыль в Украине (иными словами, размер ставки ниже 14% в 2013 г. и 11% — начиная с 2014 г.);
  • операции со связанными лицами — резидентами, несущими налоговые убытки.

Отметим, что понятие «связанные лица» уточнено юридически, хотя фактически влияние таких изменений несущественно.

Налоговые органы будут контролировать, находятся ли цены или рентабельность контролируемых операций в пределах рыночного диапазона цен или рентабельности. Если цена в контролируемой операции ниже рыночного диапазона цен или рентабельности, для целей налогообложения используется цена, равная минимальному значению рыночного диапазона цен или рентабельности. Если она выше рыночного диапазона цен или рентабельности, для целей налогообложения используется цена, равная максимальному значению рыночного диапазона цен или рентабельности.

Непосредственное определение цены в контролируемых операциях осуществляется с использованием одного из 5 методов: 1) сравнительной неконтролируемой цены (аналогов продаж); 2) цены перепродажи; 3) «затраты–плюс»; 4) чистой прибыли; 5) распределения прибыли. Плательщик может выбрать любой метод, который он обоснованно считает наиболее приемлемым, однако приоритетным является метод сравнительной неконтролируемой цены.

Тем не менее метод сравнительной неконтролируемой цены в фармотрасли малоприменим, поскольку даже препараты различных производителей с похожим или идентичным химическим составом могут существенно отличаться ценой. Метод распределения прибыли довольно простой в использовании, но требует раскрытия перед налоговыми органами структуры группы и финансовых показателей группы в целом.

Таким образом, с практической точки зрения в фармотрасли применимы методы цены перепродажи, «затраты–плюс» и чистой прибыли, а также их комбинация. Указанные методы объединяет то, что они базируются на определении рыночного диапазона рентабельности. Причем для метода чистой прибыли может использоваться один из 7 видов рентабельности: валовая; валовая рентабельность себестоимости; чистая; чистая рентабельность расходов; операционных расходов; активов; капитала.

Для метода цены перепродажи используется валовая рентабельность, а для метода «затраты–плюс» — рентабельность себестоимости. Для того чтобы определить, насколько рентабельность операций конкретного плательщика соответствует рыночному диапазону, необходимо сопоставить такую рентабельность с рентабельностью других участников рынка. При этом анализируются функции, выполняемые сторонами сделки, а также коммерческие и/или финансовые условия операций.

Под функциями упрощенно можно понимать виды дополнительной бизнес-активности, которые осуществляет предприятие в рамках основной деятельности. Например, у оптового дистрибьютора к таким функциям могут относиться: государственная регистрация препаратов; регистрация торговых знаков; маркетинг, реклама товаров; организация складского хранения товаров; транспортировка товаров; осуществление контроля качества и т.д.

Под финансовыми и коммерческими условиями для такого дистрибьютора подразумеваются объем поставляемых товаров, сроки выполнения обязательств, условия осуществления платежей, размер обычных скидок и надбавок. Также к финансовым и коммерческим условиям относят риски, которые принимает сторона сделки, например: изменения рыночных цен; обесценения или утраты потребительских качеств; порчи имущества; валютные риски и т.д.

Фактически закон предлагает плательщику осуществлять выбор стратегии ценообразования, базируясь на информации о финансовых и коммерческих условиях, в которых работают конкуренты, а также о функциях, выполняемых такими конкурентами. В свою очередь, налоговые органы берут на себя функцию относительно оценки того, насколько адекватен такой анализ. В этой связи на практике наиболее вероятно использование метода чистой прибыли, поскольку он предоставляет плательщику возможность выбрать наиболее подходящую категорию рентабельности с учетом того, какой информацией о рынке располагает плательщик.

Наиболее эффективным инструментом в плане минимизации налоговых рисков для плательщика является разработка специального внутреннего документа — политики трансфертного ценообразования. Такой акт должен содержать четкий и прозрачный алгоритм процесса трансфертного ценообразования в компании, используемый плательщиком для оценки рыночных уровней рентабельности, сопоставимости коммерческих и финансовых условий и т.д. Также важно иметь стандартизированную политику установления скидок и предоставления кредит-нот, бонусов и иных форм стимулирования продаж. В идеале такая политика должна быть публичной (размещается на сайте компании или предоставляется любому контрагенту по запросу).

И наконец, крупным плательщикам налогов стоит воспользоваться механизмом согласования цен в контролируемых операциях. Рамки данного механизма позволяют подтвердить методологию ценообразования на определенный срок на основании договора с налоговым органом и таким образом создать «прецедент» для дальнейшего корректного формирования цен.

Согласно новым положениям НК Украины налоговым органам предоставлены обширные полномочия по определению адекватности механизма определения цены. В частности, они смогут требовать раскрытия системы формирования бюджетов, маркетинговой политики, распределения рисков и т.д. При этом вполне очевидно, что на начальном этапе реализации Закона Украины № 408-VI пользование этими полномочиями может носить ярко выраженный фискальный характер.

Учитывая приведенные выше обстоятельства, специалисты рекомендуют не откладывая проанализировать и переосмыслить существующие бизнес-модели, а также принципы ценообразования с целью адаптации системы ценообразования к возрастающим полномочиям налоговых органов.

Фармкомпаниям, осуществляющим операции, объем которых превышает 50 млн грн. в год, целесообразно: проанализировать существующие бизнес-модели на предмет выявления операций, которые могут быть интерпретированы как контролируемые; пересмотреть концепцию и структуру процесса заключения сделок за счет их перераспределения между лицами, не являющимися связанными и не находящимися в низконалоговых юрисдикциях; систематизировать и стандартизировать установленную практику ценообразования и предоставления скидок путем внедрения вышеуказанных политик и внутренних методик.

Приведем несколько примеров распространенных на фармрынке ситуаций, когда при соответствующих оборотах фармкомпаниям необходимо учитывать новые требования Закона Украины № 408- VI и предпринимать вышеуказанные действия:

  • фармкомпания (украинский налогоплательщик) получает препараты от компании-нерезидента, при этом обе принадлежат одному физическому лицу (или иным способом контролируются им);
  • фармкомпания (украинский налогоплательщик) получает препараты от компании-нерезидента, являясь ее дочерней компанией (постоянным представительством);
  • фармкомпания-резидент (дистрибьютор) заключает соответствующие сделки с иными связанными дистрибьюторами/аптечными сетями, которые при этом задекларировали отрицательное значение объекта налогообложения по налогу на прибыль за предыдущий налоговый год.

Специалисты исходят из того, что в рамках эффективно организованного бизнеса решения о ценообразовании всегда должны являться следствием взвешенного анализа рынка, маркетинговых исследований и понимания влияния рыночных факторов на определение цены.

Алексей Бежевец,
партнер юридической компании «Правовой Альянс», адвокат, MBA
Алексей Шматко,
кандидат экономических наук, президент «Аксиома консалтинг групп», сертифицированный аудитор, сертифицированный налоговый консультант

Интересная информация для Вас:

Комментарии

Нет комментариев к этому материалу. Прокомментируйте первым

Добавить свой

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Другие статьи раздела


Последние новости и статьи