Открывая конференцию, ее модераторы Игорь Крячок, директор компании «МОРИОН», и Сергей Орлик, аналитик-консультант проекта «Фармконсалтинг», поблагодарили участников мероприятия за готовность к активному диалогу, а также пожелали присутствующим получить ответы на все вопросы, накопившиеся за год, прошедший с предыдущей конференции.
Традиционно первая сессия конференции была посвящена регуляторным вопросам функционирования рынка частной медицины в Украине. Радмила Гревцова, адвокат, кандидат юридических наук, управляющий партнер консалтинговой компании «Yurkraft Medical», директор НИИ медицинского и фармацевтического права и биоэтики Академии адвокатуры Украины, в своем докладе провела анализ внесенных и ожидаемых законодательных изменений, влияющих на работу частных медицинских учреждений.
Существенное влияние на эти изменения оказали евроинтеграционные процессы, усилия по реформированию отечественной системы здравоохранения, дальнейшее развитие биомедицинских и информационно-коммуникационных технологий.
Участники конференции ознакомились с наиболее существенными изменениями в нормативно-правовом регулировании предоставления медицинской помощи и услуг, принятыми в конце 2012 г. и на протяжении 2013 г. В частности, они касаются:
- лицензирования медицинской практики (приказ МЗ Украины от 30.11.2012 г. № 981 «О внесении изменений в приказ МЗ Украины от 02 февраля 2011 г.»);
- стандартизации и контроля качества медицинской помощи/медицинских услуг (приказы МЗ Украины от 28.09.2012 г. № 752 «О порядке контроля качества медицинской помощи», от 06.08.2013 г. № 693 «Об организации клинико-экспертной оценки качества медицинской помощи» и от 11.09.2013 г. № 795 «О мониторинге клинических индикаторов качества медицинской помощи»);
- защиты персональных данных (законы Украины от 20.11.2012 г. «О внесении изменений в Закон Украины «О защите персональных данных» и от 03.07.2013 г. «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по усовершенствованию системы защиты персональных данных» (вступит в силу 01.01.2014 г.));
- предупреждения коррупции (Закон Украины от 18.04.2013 г. «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно приведения национального законодательства в соответствие со стандартами Криминальной конвенции о борьбе с коррупцией»);
- предоставления отдельных видов медицинской помощи/медицинских услуг (например приказ МЗ Украины от 09.09.2013 г. № 787 «Об утверждении Порядка применения вспомогательных репродуктивных технологий в Украине»).
Р. Гревцова также остановилась на том, каких изменений в законодательном регулировании следует ожидать частной медицине в будущем, проанализировав законопроекты, представленные для общественного обсуждения, а также зарегистрированные Верховной Радой Украины.
Докладчик обратила внимание на опубликованный на сайте МЗ Украины проект закона «Об учреждениях здравоохранения и медицинском обслуживании», в котором содержится много прогрессивных новшеств. В частности, предложена классификация учреждений здравоохранения, обозначены особенности управления учреждениями здравоохранения, прописаны договорные отношения в сфере здравоохранения. Одной из важнейших новелл является индивидуальное лицензирование профессиональной деятельности медицинских работников, существующее в практике развитых зарубежных государств. Однако для того, чтобы оно не превратилось в очередную административно-бюрократическую процедуру, необходимо развитие врачебного самоуправления.
К сожалению, в нашей стране врачебное самоуправление, являющееся эффективным инструментом защиты прав как специалистов, так и пациентов, пока не получило законодательного закрепления. Поэтому сейчас особенно важны разработка и принятие соответствующего закона, в котором будет зафиксирована выбранная модель самоуправления. По мнению Р. Гревцовой, наиболее оптимальным представляется создание негосударственной некоммерческой профессиональной организации для обеспечения выполнения задач врачебного самоуправления: содействие защите прав врачей, поддержание их высокого профессионального уровня, осуществление дисциплинарных полномочий, ведение Единого реестра врачей Украины, осуществление (или участие в нем) определенных регуляторных функций (аккредитация учреждений здравоохранения, лицензирование, аттестация врачей).
Как подчеркнула юрист, в нашей стране давно назрела необходимость внедрения обязательного медицинского страхования, Закона Украины «О правом статусе пациентов», принятия новой редакции Закона Украины «О лекарственных средствах» и Закона Украины «Об изделиях медицинского назначения», законодательного урегулирования особенностей государственно-частного партнерства и концессий в сфере здравоохранения.
Говоря о таком стратегическом документе, как проект закона «Об утверждении Общегосударственной программы «Здоровье–2020: украинское измерение», докладчик обратила внимание на необходимость учета возможностей и потребностей частной медицины, которые, к сожалению, пока не нашли должного отражения в задачах и мероприятиях.
Подводя итоги, Р. Гревцова отметила, что врачебное сообщество, в том числе представители частной медицины, должны консолидироваться и принять активное участие в выработке стратегии развития системы здравоохранения и его законодательного обеспечения.
«Пересесть за руль изменений» — тема доклада Павла Ковтонюка, главного редактора журнала «PRO Менеджмент в здравоохранении», в котором он представил свое видение необходимости активного участия частной медицины в реформе здравоохранения. По его мнению, сегодня в Украине нет игрока, который бы получил от реформ больше, чем рынок частной медицины. Внедрение медицинского страхования, которое, по заявлениям политиков, должно состояться уже в ближайшие несколько лет, открывает доступ частной медицине к тем средствам, которые до этого получал исключительно государственный сектор. И легко предугадать, кто выиграет эту конкурентную борьбу. Ведь кто лучше, чем операторы рынка частной медицины, знают, что такое реформы? Ведь там уже эффективно используются ресурсы, внедрена страховая медицина, отсутствует коррупция, оказывается качественная медицинская помощь, ориентированная на пациента.
Именно поэтому данный сегмент должен принять активное участие в реформировании системы здравоохранения страны. По данным опроса консалтинговой компании «Медэксперт», проведенного в 2011 г., 62% респондентов предпочли бы учреждения частного сектора для получения медицинских услуг, если бы у них был выбор. При этом многие респонденты, проживающие в Киеве, считают частными такие учреждения здравоохранения, как национальная детская специализированная больница «Охматдет», Александровская центральная городская клиническая больница, клиническая больница «Феофания» Государственного управления делами, городской роддом № 5 и ряд других учреждений. Таким образом, государственная медицина мимикрирует под частную, которая является примером для подражания.
Подводя итоги, П. Ковтонюк отметил, что изменения всегда внедряет прогрессивное меньшинство, каким и являются игроки рынка частной медицины. Начинать необходимо с формирования собственной позиции по вопросам реформирования, публичного ее высказывания, выступая при этом с другими участниками рынка как единое целое в защиту своих интересов.
В экспертной дискуссии, посвященной основным путям экономического развития украинского частного медицинского предпринимательства, приняли участие Алексей Ивахненко, глава правления Ассоциации медицинских организаций Украины, и Андрей Гук, глава правления общественной организации «Инициативы в общественном здравоохранении».
По мнению Андрея Гука, происходящее сегодня в украинском здравоохранении нельзя назвать полноценной реформой. В первую очередь необходимо изменить принципы финансирования отрасли здравоохранения. Задача государства должна заключаться не в финансировании инфраструктуры, а в формировании полноценного заказа на предоставление тех или иных медицинских услуг, за который будут конкурировать учреждения здравоохранения всех форм собственности.
Сегодня любое государственное учреждение здравоохранения финансируется за счет бюджетных средств, независимо от показателя его загруженности, соответствия принятым стандартам и т.д. В то же время рассмотрению всех этих вопросов уделяется большое внимание в частных клиниках. Должно быть установлено равноправие государственных и частных лечебных учреждений, и катализатором этого процесса станет принятие программы медицинского страхования. Однако частные клиники не должны занимать позицию пассивного наблюдателя, а учиться лоббировать свои интересы.
Алексей Ивахненко предложил присутствующим принять участие в создании открытого реестра медицинских учреждений всех форм собственности, к которому пациент имел бы свободный доступ и мог использовать в процессе принятия решения, в какую клинику он хочет обратиться.
Он также подчеркнул, что частные центры заинтересованы в получении прибыли и, соответственно, в пациентах, поэтому готовы предоставлять свои услуги на высоком уровне. Однако для этого государству необходимо обеспечить им комфортные условия работы, в том числе избегая чрезмерной зарегулированности в вопросах лицензирования и аккредитации, а также чрезмерного вмешательства контролирующих органов в их деятельность.
Подытоживая, выступающий отметил, что, несмотря на конкуренцию между государственным и частным сектором, в случае введения врачебного самоуправления им необходимо будет искать возможности для сотрудничества.
Во время второй сессии конференции рассматривались украинские тренды развития частной медицинской практики. Олег Петренко, первый заместитель генерального директора Универсальной клиники «Обериг», представил доклад «Выход из тени».
Вопросы легальности работы остро встают перед операторами рынка частной медицины. Оплата работы врачей — самая значительная часть расходов в частном секторе. Далеко не все работодатели готовы их нести, а потому «конвертируют» заработки своих сотрудников. По словам выступающего, общая нагрузка на фонд оплаты труда в ведущих частных клиниках значительно варьирует и составляет от 14 до 60%.
В Универсальной клинике «Обериг» фонд оплаты труда «белый», с выплатой всех налогов. В последнее время появляется все больше и больше специалистов, для которых при трудоустройстве на первое место выступает не высокий уровень зарплаты, а возможность профессионального и личностного развития, работы в профессиональной команде. Однако для обеспечения этих условий клинике нужно вкладывать немалые средства, и с каждым днем делать это все тяжелее и тяжелее, чтобы конкурировать с черным рынком государственных и частных учреждений. Существующие на рынке монополии активно защищают свою теневую долю рынка.
Низкая мораль ведения бизнеса неминуемо приводит к проблемам в средне- и долгосрочной перспективе, в частности, к снижению эффективности работы врачей, к развитию у них девиантного поведения.
Когда дело становится действительно бизнесом? Как отметил О. Петренко, только тогда, когда вы работаете в легальном поле, то есть вне тени, цивилизованно! Пока что государство закрывает глаза на «полупрозрачный» бизнес, но это только до поры до времени, поэтому правила игры надо менять уже сегодня.
Результаты исследования «Характеристика спроса медицинских услуг частного и государственного секторов в Украине» представила Татьяна Фоменко, руководитель отдела консалтинга компании «МедЭксперт».
В рамках данного исследования, состоявшегося осенью 2012 г., были проведены:
- опрос населения 8 самых крупных городов Украины;
- фокус-группы и глубинные интервью с пациентами медицинских центров и потенциальными клиентами;
- исследование путем посещения отдельных медицинских центров Киева («тайный пациент») для сбора дополнительной информации о работе медицинских центров столицы;
- интервью экспертов.
Рассматривая результаты опроса населения 8 самых крупных городов Украины, докладчик подчеркнула, что целью его проведения стало определение отношения населения Украины к медицинским услугам (в том числе в частных медицинских учреждениях) и готовность посещать частные клиники. Опрошено 4070 жителей Киева, Одессы, Донецка, Запорожья, Харькова, Львова, Днепропетровска, Кривого Рога. Самая активная возрастная группа респондентов — молодые люди в возрасте от 18 до 30 лет.
Более 55% опрошенных отметили, что чаще всего оплачивают медицинские услуги из своего кармана, 19% — ничего не оплачивают, 16% — из средств больничной кассы, и лишь 11% пользуются медицинской страховкой (оформленной либо работодателем, либо самостоятельно). Что касается показателей удовлетворенности, то 87% респондентов, которые обслуживались в частном секторе, удовлетворены качеством лечения и обслуживания. В государственном секторе качеством лечения остались довольны 64%, а качеством обслуживания — 56% опрошенных.
Среди причин, мешающих респондентам полностью перейти на медицинское обслуживание в частные медицинские учреждения, были названы высокая стоимость услуг (35%), а также большая целесообразность обращения в государственный сектор в некоторых сложных случаях (26%).
Основными факторами выбора частного медицинского учреждения остаются стоимость услуг (28%), доверие к врачу (26%), наличие современного оборудования (19%), советы знакомых (13%).
Самые важные характеристики врача, с точки зрения респондентов, следующие: его профессионализм (опыт работы, стаж), умение работать с пациентами.
В ходе исследования выявлено, что респонденты из всех городов, кроме Киева, при проблемах со здоровьем предпочитают обращаться в государственные учреждения (кроме лабораторной диагностики), а жители столицы, наоборот, в частные учреждения (за исключением взрослых поликлиник). При выборе медицинского центра внешние атрибуты (название, логотип, слоган, реклама) не являются значимыми.
Докладчик отметила, что около 2% респондентов ездили на лечение за границу (преимущественно в Россию, Германию, Израиль), а 7% — в другие города Украины, при этом наиболее привлекательными для этого являются Киев, Донецк, Трускавец.
В рамках исследования в Киеве были проведены фокус-группы (6 фокус-групповых дискуссий по 8 участников в каждой) и 8 глубинных интервью с пациентами медицинских центров и потенциальными клиентами частного сектора. Они продемонстрировали следующие особенности восприятия пациентами состояния дел в медицинской сфере:
- отток грамотных профессионалов;
- появление коммерческих/платных клиник;
- переход врачей на частичную занятость в частные клиники;
- увеличение размера и количества неофициальных платежей;
- «выживание» молодых добросовестных врачей;
- заангажированность врачей со стороны медицинских представителей;
- отсутствие эффективной пропаганды здорового образа жизни.
Чем же не удовлетворены респонденты в учреждениях государственного сектора? В первую очередь отсутствием базовых условий для проведения лечения (лаборатория, медикаменты, комфортные палаты, питание, оборудование), отсутствием у большинства врачей времени и желания уделять внимание пациенту, пренебрежительным и халатным отношением. Врачи немотивированы качественно обслуживать население в связи с низкой зарплатой, и, как результат, это приводит к увеличению размера неофициальных платежей.
Достоинства, которые видят опрошенные в государственном здравоохранении: встречаются врачи «от Бога», большой опыт работы специалистов с тяжелыми случаями, размер вознаграждения остается на усмотрение пациента и оно может осуществляться уже после достижения результатов лечения, возможность сдавать бесплатно базовые лабораторные исследования, получать больничный лист, справки для ребенка в школу и в детский сад.
Что не нравится пациентам в частном секторе? По словам Т. Фоменко, они выступают против того, чтобы частное учреждение находилось на базе государственного и использовало то же оборудование и лабораторию. Не удовлетворяет высокая стоимость обслуживания, недоступная для широких слоев населения, несправедливые статьи начисления оплаты (например за вызов), а также опасения непредсказуемо высокого счета за обслуживание. Респонденты также опасаются, что придется платить даже за незначительный вопрос, что врачи частного центра получают «откаты» за определенные препараты и поэтому заинтересованы в их назначении, что их берут на работу «по блату» и т.д.
В то же время пациенты, принявшие участие в исследовании, видят такие достоинства, как предоставление клиент-сервиса высокого уровня, наличие вежливого и профессионального персонала, современного оборудования, возможность получения полной диагностики и лечения в одном месте. Также существует мнение, что в частных клиниках врачи стараются назначать более щадящее лечение, поэтому риск развития побочных реакций сводится к минимуму.
Респонденты, пользующиеся на данный момент услугами государственных медицинских учреждений, готовы перейти в будущем в частные при следующих условиях: наличие в клинике врача с именем,современной медицинской аппаратуры, высокое качество услуг, прозрачность оплаты, наличие скидок (акций), возможность ознакомиться с «Книгой отзывов» клиентов, уже воспользовавшихся услугами центра.
Таким образом, сегодня пациент желает:
- уверенности в правильности установленного диагноза и результатов обследования;
- некоммерциализированного отношения к себе;
- получения как можно большей информации о ходе лечения или обследования;
- не ощущать на себе недочеты в организации работы медицинского центра;
- официальной оплаты за медицинские услуги;
- честности в коммуникациях с пациентами;
- доступности информации, помогающей принять решение о том, в какой медицинский центр или к какому врачу следует обратиться пациенту.
Вопросы неформальных платежей пациентов рассмотрела Татьяна Степурко, исследователь Школы здравоохранения Национального университета «Киево-Могилянская академия». Понятие «неформальные платежи пациентов» включает как подарок врачу, так и взятку, которые происходят вне установленных каналов оплаты и финансируются из кармана пациента. Под координацией Маастрихского университета в 2010 г. был проведен национально-репрезентативный опрос домохозяйств в Болгарии, Венгрии, Украине, Польше, Румынии, Литве, во время которого опрошено около 1000 респондентов. В 2011 г. такое же исследование проведено в Украине, Венгрии и Болгарии, выборка составила 800 респондентов. Исследователей интересовали не только неформальные платежи пациентов, но и затраты на медицинскую помощь в целом. Также в исследование были включены вопросы о готовности пациента платить за медицинские услуги и об отношении к неформальной оплате.
Так, в Украине 42% опрошенных оплачивали последнее обращение за амбулаторной помощью: 25% платили неформально, из них 41% — по требованию врача. Цель таких платежей — купить лучшее отношение к себе (45%) и получить более квалифицированную помощь (25%). Исследование продемонстрировало, что только 57% украинцев обращались за первичной медицинской помощью на протяжении года, в то время как в Болгарии — 74% опрошенных, а в Венгрии — 85%. Что касается стационарной медицинской помощи, то 71% респондентов в Украине оплачивали последнюю госпитализацию, из них 35% — неформально. 50% опрошенных украинцев приходилось откладывать визит в поликлинику в связи с невозможностью оплатить услуги, а 16,5% откладывали стационарное лечение.
Большинство пациентов недовольны тем, что должны платить неформально (75%), при этом 44% считают, что это связано с плохим финансированием системы здравоохранения. Искоренение неформальных платежей поддерживают 66% респондентов. Чтобы избежать неформальных платежей, 45% опрошенных готовы платить за услуги в частных медицинских учреждениях.
Завершая выступление, Т. Степурко подчеркнула, что ситуация с неформальными платежами отображает не только то, что происходит в отрасли здравоохранения, но и в стране в целом: высокий уровень коррупции, практическое отсутствие верховенства права, нестабильная экономическая ситуация. И в таких неопределенных условиях у частной медицины — выигрышная позиция.
Денис Татаркин, исполнительный директор клиники «Медиком», продемонстрировал примеры того, как четкая визия и высокая дисциплина исполнения определяют успех медицинского проекта. В частности такие проекты, в осуществлении которых принимал участие докладчик в 2007–2013 гг., как поликлинический центр «Max-Well» в Борисполе, медицинский центр «МЕДИСВИТ», поликлиника «Медиком» на Оболони, поликлиника «Медиком» на Печерске.
При формировании визии, по мнению Д. Татаркина, необходимо учитывать следующие факторы: контингент клиентов; архитектурное решение проекта; персонал и корпоративная культура; операционные процессы; маркетинг и реклама; выбор оборудования и финансовый результат.
Сергей Майстренко, начальник Департамента продаж личных видов страхования АСК «ИНГО Украина», рассмотрел конфликты, возникающие в процессе взаимодействия клиник со страховыми компаниями. На сегодня рынок медицинского страхования составляет более 1 млрд грн. в год. В более чем 95% случаев в роли страхователя выступают работодатели, преимущественно это зарубежные компании. 10 ведущих поставщиков страховых услуг занимают около 65% рынка.
АСК «ИНГО Украина», которая работает на рынке с 1997 г., находится в топ-5 ведущих страховых компаний. За 9 мес 2013 г. она осуществила страховые выплаты на сумму 83,3 млн грн. Договорная база компании с поставщиками медицинских услуг насчитывает более 1400 клиник по всей стране, оказывающих все виды медицинской помощи.
Страховые компании концентрируются на том, чтоб максимально сгруппировать потоки в клиниках для получения привилегий на закупку услуг (дисконты, скидки, отсрочки оплаты). Так, топ-10 своих поставщиков компания «ИНГО Украина» заплатила около 25 млн грн. (30% суммы выплат по Украине).
Какие же проблемы возникают при работе страховой компании с поставщиками? Это небольшое предложение на рынке поставщиков медицинских услуг и, как следствие, монополизация рынка. Высокий рост медицинской инфляции и частоты оказания медицинских услуг приводит к увеличению средней выплаты на 1 застрахованное лицо и необходимости повышения страховой премии. Отсутствие использования на практике согласованных стандартов оказания медицинской помощи делает невозможным проведение полноценной экспертизы счетов страховыми компаниями.
Одним из вариантов решения данных проблем для компании является строительство собственных клиник, что считается нововведением на рынке страховых услуг. В России ОСАО «Ингосстрах» (дочерней компанией которой является АСК «ИНГО Украина») открыто 10 клиник под маркой «Будь здоров», которые оказывают многопрофильную амбулаторную помощь.
Такая клиника общей площадью 2650 кв. м в ближайшее время будет открыта и в центре Киева. Планируется, что она будет обслуживать клиентов не только компании «ИНГО Украина», но и других страховых компаний. В клинике будет предоставляться весь спектр амбулаторно-поликлинических услуг 7 дней в неделю. Размер инвестиций в клинику сопоставим с таковым годовых выплат одной из крупных страховых компаний.
По словам докладчика, крупный страховой оператор для работы на перспективу должен иметь собственную инфраструктуру и с помощью нее частично решать ряд вопросов, которые проблематично решить с поставщиками услуг.
Общие принципы оценки эффективности вложений в инфраструктуру клиники представлены в докладе Дмитрия Луфера, операционного директора клиники «Инто-Сана». Понятие «Инфраструктура клиники» включает здания (помещения), оборудование, IT-инфраструктуру. Эффективность вложений в нее — это соотношение затрат (денег, времени, усилий) и полученного результата, причем соотношение должно быть произведено в одной системе измерений. Например, единицами измерения могут выступить деньги, время обслуживания, уровень сервиса, лояльность потребителя и т.д.
Причиной вложений могут быть расширение, обновление, качественные изменения инфраструктуры, а также «Must be» — вещи, которые обязательно должны быть в клинике, и «Wow» — вещи, позволяющие клинике выделиться и получить конкурентное преимущество.
Д. Луфер подчеркнул, что оценка эффективности вложений необходима для того, чтобы рассмотреть все возможные альтернативные варианты. Чем больше альтернатив, тем выше вероятность принятия экономически правильного решения.
В ходе экспертной дискуссии обсуждались реалии, планы и ожидания от инвестиций в отечественные проекты медицинского бизнеса. По мнению Татьяны Михновой, генерального директора Медицинского центра Святой Параскевы, для привлечения инвесторов рынок частной медициной должен быть очень прозрачным, с понятными структурой и бизнес-процессами.
К сожалению, на развитие рынка существенно влияют низкий профессиональный уровень врачей, их неготовность воспринимать новые технологии, что идет вразрез с высокими затратами частного бизнеса на внедрение этих технологий. Кроме того, клиенты, которые обращаются в частные клиники, — это преимущественно люди, занимающиеся бизнесом и требующие совершенно другого подхода. Поэтому врач обязан постоянно развиваться не только в профессиональной, но и в личностной сфере, чего подавляющее большинство из них не делают, ориентируясь прежде всего на получение прибыли.
Сдерживает развитие рынка частной медицины и отсутствие эффективного менеджмента. Однако, если у медицинских менеджеров будут желание, кураж, здравый смысл и мотивация, то успех их клинике обеспечен.
Т. Михнова также отметила, что реформа государственного сектора здравоохранения практически невозможна. Специалистов, работающих в этой системе, все устраивает, они ничего не хотят менять. Ведь, работая на «прибыльном» месте, такой врач может заработать столько, сколько ни одна частная клиника не сможет заплатить ему легально.
По словам Тима Когана, директора по корпоративным финансам компании «Капитал таймс», частные клиники в Украине пока что находятся на начальных этапах своего развития, не дойдя до этапа капитализации, на котором они становятся интересными инвесторам.
Необходимо уделять внимание внедрению ІТ-платформ, благодаря которым можно будет ретроспективно отследить финансовые потоки и те процессы, которые происходили в бизнесе. И если этот вопрос многие частные клиники решили, то второй ключевой элемент капитализации — стратегия развития бизнеса — мало у кого существует. Многие находят оправдание: ведь неизвестно, что будет в стране завтра, однако несмотря ни на что должна быть разработана понятная стратегия, показывающая, сколько денег надо инвестировать в бизнес и какой стоимости этот бизнес достигнет через определенный период в результате этого инвестирования. Третий элемент — это ведение бизнеса «по-белому». И не надо опасаться работать прозрачно, ведь в Украине еще не было прецедента, чтобы отобрали бизнес, в капитале которого есть международный инвестор.
Владимир Богомаз, генеральный директор Медицинского центра «ИСИДА-IFV», напомнил, что сегодня в Украине крупные инвесторы приобрели такие клиники, как «ИСИДА-IFV», «Инто-Сана» и «Интерсоно». Эти компании различные по роду деятельности, с разными стратегиями развития, но их объединяет хорошая деловая репутация.
Медицина — достаточно прибыльное дело, однако в отечественной практике крупный капитал пока не заинтересовался ею, пока что это бизнес среднего капитала. Инвестиции в объекты здравоохранения в Украине остаются пока высокорискованными. Однако в связи со старением населения спрос на медицинские услуги будет активно повышаться, при этом украинцы готовы платить за услуги надлежащего качества. И если пациентов не устроит цена и качество таких услуг в Украине, они «проголосуют ногами», то есть, будут обращаться за медицинской помощью (например плановыми оперативными вмешательствами) в клиники Турции, Польши, Германии, Израиля и т.д., поскольку там они могут в итоге стоить дешевле.
Таким образом, важность существования частной медицины в Украине обусловлена активными процессами реформирования системы отечественного здравоохранения и подтверждается спросом, а также доверием пациентов. В следующей публикации будут освещены вопросы маркетинга и менеджмента в здравоохранении.
С докладами конференции можно ознакомиться на сайтах www.apteka.ua и
фото Сергея Бека
Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим