Выписывание рецептов по МНН: «Все бежали, и я побежал…»

Национальные системы здравоохранения сталкиваются с рядом сложностей, преодоление которых является необходимым фактором их гармоничного существования и развития. Одни из них — все еще ощущаемые отголоски глобального финансового кризиса, последствия которого во многих странах еще продолжительное время будут напоминать о себе. Существующие реалии заставили всерьез задуматься о том, как рационализировать затраты на здравоохранение, что, конечно же, должно осуществляться не в ущерб здоровью пациентов. Снижение затрат на здравоохранение — важная задача для национальных систем здравоохранения, которые имплементируют различные подходы, направленные на достижение поставленной цели. К ним относится и уменьшение расходов на лекарственные средства, чего во многих странах решили достигать путем стимулирования потребления более низкостоимостных лекарственных средств — генериков. Двумя основными механизмами, позволяющими добиться этого, являются выписывание рецептов по международному непатентованому наименованию (МНН) и так называемая генерическая замена препаратов в аптеках. Высокая стоимость оригинальных препаратов является тяжелой ношей для систем здравоохранения, для которых характерно участие в расходах на лекарственные средства. В то же время высокий уровень пенетрации генериков в Украине и отсутствие общенациональной страховой системы неуклонно указывают на некую абсурдность введения этих механизмов в нашей стране. В данной публикации мы проанализируем причины введения этих регуляторных требований, целесообразность их имплементации на фармрынках различных стран, а также попытаемся ответить на вопрос — стоит ли игра свеч?

Несмотря на то что наше время можно смело назвать глобализационной эпохой, при ближайшем рассмотрении внутренней политики стран со схожими социально-экономическими показателями они могут оказаться различными настолько, насколько можно себе это представить. Связано это с историческими, культурными, географическими и многими другими факторами. Это касается также и систем здравоохранения, существование которых служит высшей миссии — обеспечение здоровья населения. Но нельзя забывать — цель целью, а тропа у каждого своя.

Мировые социально-экономические вызовы и внутригосударственные факторы создали условия для пересмотра существующих долгое время устоев систем здравоохранения. Государства столкнулись с необходимостью сокращения расходов на здравоохранения. В странах, где на фармацевтические нужды приходится немалая доля общих расходов на здравоохранение, стратегически целесообразно воздействовать именно на эту статью. Безусловно, такие подходы ни в коем случае не должны отрицательно сказаться на здоровье пациентов. Поэтому в развитых странах используются комплексные подходы, направленные на рационализацию потребления лекарственных средств. На этом этапе стоит упомянуть тот факт, что в странах, которые будут упомянуты ниже, существуют развитые системы медицинского страхования, и прямо переносить их опыт в Украину без учета этого в некоторой степени нерационально.

К основным инструментам, используемым для рационализации потребления лекарственных средств, относятся назначение препаратов на основании МНН, внедрение руководств о назначении лекарственных средств, установление бюджета для фармацевтических нужд (который могут использовать врачи), генерическая замена, а также мониторинг назначений и отпуска препаратов. Немного обобщив и подведя к общему знаменателю, отметим, что, так или иначе, эти подходы подразумевают предоставление преференции более дешевым препаратам в противовес более дорогостоящим. Говоря проще — эти подходы направлены на повышение уровня потребления генериков.

Незаменимых у нас нет

Расцвет эпохи генериков начался на территории США в середине 80-х годов прошлого столетия. А если быть точнее, в 1984 г. вместе с принятием в США Закона о ценовой конкуренции на лекарственные средства и восстановление срока действия патентов (the Drug Price Competition and Patent Term Restoration Act), широко известного как Закон Хатча — Ваксмана (Hatch — Waxman Act). До этого выведение на рынок генерических препаратов представляло собой сложную и дорогостоящую процедуру, включавшую проведение клинических исследований. Законодательные изменения избавили производителей от необходимости проводить этот затратный этап и позволили ограничиться доказательством терапевтической эквивалентности генерика оригинальному препарату. Вскоре и другие страны решили пойти таким же путем, и эта практика распространилась по всему миру.

На сегодня уровень потребления генериков в разных странах в общей структуре применения лекарственных средств варьирует весьма значительно. Причем, предугадать на основании социально-экономических показателей, насколько популярны генерики, невозможно.

На структуру потребления немаловажное влияние оказывает такой фактор, как сформировавшаяся лояльность к брендам, связанная не в последнюю очередь с отсутствием доверия в вопросе безопас­ности и эффективности генериков. На этот сегмент рынка влияет также и национальная политика ценообразования на лекарственные средства. Например, на фармацевтических рынках США, Германии и Великобритании производители свободны в установлении цен на референтные препараты после истечения срока патентной защиты, поэтому основной подход, позволяющий уменьшить затраты в фармацевтическом секторе, — это снижение уровня потребления оригинальных препаратов путем их замены генерическими версиями.

К механизмам, которые позволяют достичь этого, относятся выписывание рецептов по МНН и проведение генерической замены препаратов. Национальная политика в сфере здравоохранения, подразумевающая осуществление этих замен, формировалась в соответствии с гарантией на законодательном уровне того, что все генерики, получающие разрешение на маркетинг, в обязательном порядке проходят процедуру доказательства их эквивалентности референтным препаратам. Так, в странах Европейского Союза это регламентируется Руководством об исследованиях биоэквивалентности (Guideline on the investigation of bioequivalence).

Практика генерической замены лекарственных средств предполагает выделение групп препаратов, которые не подвергаются этой процедуре. Среди них такие, как антиаритмические, антиэпилептические препараты, антинеопластические агенты и другие. Первым государством, которое внедрило генерическую замену, является Австралия (1994 г.). Сегодня в большинстве стран разрешена замена оригинального препарата его генерической копией.

Рационализация назначений лекарственных средств включает также внедрение других инструментов. Например, ограничение бюджета на фармацевтические нужды (не менее 10 стран — членов ЕС применяют такой подход в различных вариациях). Причем стимулирование непревышения лимита достигается как кнутом, так и пряником: во Франции врачи получают материальные премии, если не превысили лимит, а в Чехии и Латвии могут применять санкции за превышение лимита. Политика рационализации применения лекарственных средств зачастую включает и другие подходы, которые направлены на врачей, фармацевтов и пациентов.

Как государство выбирает свою политику стимулирования спроса на генерики?

В каждой стране выбор инструмента осуществляется в соответствии с локальными демографическими, культурными, экономическими и институциональными условиями. Ключевая политика стимулирования роста рынка генериков варьирует от страны к стране. Она должна дополняться подходами, направленными на врачей, фармацевтов и пациентов, в контексте повышения приверженности к генерическим лекарственным средствам.

Так, например, с 2011 г. на португальском фармацевтическом рынке главная политика стимулирования спроса на генерики включает обязательное выписывание рецептов на основании МНН в электронном формате. Это подкреплено мерами, направленными на фармацевтов: они должны предлагать один из трех наиболее дешевых лекарственных средств из назначенной активной субстанции, а также изменений в финансовом мотивировании (сейчас состоит из дополнительного вознаграждения в дополнение к проценту от реализации лекарственных средств). Помимо этого, разработаны и внедрены различные информационные кампании для специалистов системы здравоохранения и пациентов.

В большинстве стран ЕС отражение нашли три типа политики стимулирования спроса генериков, а именно: формирование так называемого бюджета на фармацевтические нужды и установление квоты, введение механизмов, содействующих назначению генериков, а также выписывание рецептов по МНН. Внедрение фармацевтических бюджетов сопровождалось дополнительными мерами, направленными на стимулирование назначения генерических препаратов. Назначение лекарственных средств на основании МНН является обязательной нормой в 5 странах — членах ЕС, разрешено в 18 и запрещено в 4. Генерическая замена обязательна в 7 странах — членах ЕС, разрешена в 15 и запрещена в 5 (таблица).

Таблица Механизмы, направленные на рационализацию потребления лекарственных средств в странах ЕС. Источники: GOG 2010, EGA 2011, Esprin and Rovira (2007), Comission services (DG ECFIN)
Выписывание рецептов на основании МНН Генерическая замена лекарственных средств
Австрия Запрещена
Бельгия Разрешено Обязательна для антибиотиков и антимикотиков
Болгария Разрешено Запрещена
Кипр Обязательна в государственном секторе
Чехия Разрешено Разрешена
Германия Разрешено Обязательна
Дания Обязательна
Эстония Обязательно Разрешена
Греция Обязательно Обязательна
Испания Разрешено Обязательна
Финляндия Разрешено Обязательна
Франция Разрешено Разрешена
Венгрия Разрешено Разрешена
Ирландия Разрешено Запрещена
Италия Обязательно Разрешена
Литва Обязательно Разрешена
Латвия Разрешено Разрешена
Люксембург Разрешено Запрещена
Мальта Разрешено Обязательна в государственном секторе
Нидерланды Разрешено Разрешена
Польша Разрешено Разрешена
Португалия Обязательно Обязательна
Румыния Обязательно Обязательна
Швеция Обязательна
Словения Разрешено Разрешена
Словакия Разрешено Обязательна
Британия Разрешено Запрещена

Как в различных странах подошли к вопросу рационализации потребления медикаментов?

Италия

ИталияВ этой стране строго регулируется ценообразование оригинальных препаратов, срок действия патентной защиты которых истек. Италия характеризуется высоким уровнем потребления оригинальных препаратов даже по сравнению с такими развитыми странами, как Великобритания и Германия. Посему такого рода регуляторное нововведение должно оказаться эффективным для снижения затрат на здравоохранение в фармацевтическом секторе.

Лимитированная форма выписывания рецептов по МНН в Италии вступила в силу с принятием Палатой депутатов Италии закона «Смета бюджетных расходов» (Spending review) от 7 августа 2012 г., с учетом поправок, внесенных Сенатом. Это одно из наиболее серьезных изменений в структуре системы здравоохранения этой страны за последние годы.

Важно отметить, что согласно нововведениям пациентам, которые уже проходят лечение по причине хронических заболеваний, не будут назначаться лекарственные средства по МНН. Выписывание рецептов по МНН применяется для пациентов, которым впервые назначается лечение по поводу хронического заболевания или при новом эпизоде хронической патологии. Таким образом, пациенты с хроническими заболеваниями, уже получающие лечение, включающее инновационные или брэндированные препараты, для которых существуют генерические аналоги, не получают назначения по МНН.

Данное нововведение оставляет за врачами право выписывать рецепты по торговому наименованию, однако они должны указать причину, по которой принято конкретное решение. В дополнении к этому пациенты имеют право выбора: они могут запросить информацию о других препаратах, и если они предпочтут лекарственное средство по цене, превышающей референтную (это может быть брэндированный оригинальный препарат, брэндированный генерик, или другой генерик), то они оплачивают разницу между референтной ценой и фактической стоимостью лекарственного средства.

По данным министерства здравоохранения Италии, у врачей остается опция указывать в рецепте торговое наименование лекарственного средства помимо МНН, однако фармацевт, согласно закону, должен предложить пациенту препарат с этим МНН с самой низкой стоимостью, несмотря на указанное врачом торговое наименование.

Внедрение выписывания рецептов по МНН было встречено негативно со стороны инновационного фармацевтического сектора и ассоциаций врачей, что выражалось протестами и продолжительными дискуссиями.

Необходимо отметить, что внедрение выписывания рецептов по МНН проводилось наряду с другими регуляторными требованиями, вследствие чего фармацевтическая индустрия была крайне обеспокоена влиянием нововведений на их функционирование.

По словам Масимо Скацабароцци (Massimo Scaccabarozzi), президента ассоциации инновационных фармацевтических компаний Фарм­индустрия (Farmindustria), со ссылкой на IMS Health, введение лимитированного выписывания рецептов на основании МНН привело к сокращению объема реализации брэндированных препаратов на 15% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. К опасениям, связанным с имплементацией нововведений, относится то, что в долгосрочной перспективе снижение потребности в дорогостоящих препаратах может привести к массовым увольнениям в индустрии, а также общему снижению инвестиционной привлекательности сектора.

В данном контексте действительно важно помнить, что реформирование системы может обусловливать отдаленные последствия (прогнозируемые или нет), которые в долгосрочной перспективе приведут к нежелательным результатам.

Медицинская общественность приняла активное участие в дебатах относительно регуляторных нововведений. Так, вследствие определенной неуверенности в эффективности ряда препаратов выдвигались предложения создать исключения, в частности для лекарственных средств, применяемых при эпилепсии. Итальянское сообщество медицины общей практики (La Società’ Italiana di Medicina Generale) рекомендовало врачам не выписывать рецепты на основании МНН для препаратов с узким терапевтическим индексом, к которым относятся иммуносупрессанты, антиэпилептические, антиаритмические препараты, трициклические антидепрессанты и другие.

Кроме того, министерство здравоохранения Италии опубликовало детальные директивы о том, как врачам и фармацевтам работать в условиях выписывания рецептов по МНН, благодаря которым практически не осталось места для вольных трактовок и путаниц.

В то же время стоит подчеркнуть, что вследствие того, что применение выписывания рецептов по МНН в Италии весьма ограничено и касается впервые выявленных хронических заболеваний или эпизодов хронической патологии, маловероятно, что в действительности это будет оказывать большое влияние на экономические показатели страны.

Греция

ГрецияОб экономических проблемах Греции в настоящее время опубликовано немало материалов, в которых представлены масштабные анализы причин и следствия. Система здравоохранения этой страны также подвержена негативному воздействию национального финансового кризиса. Вследствие этого компетентные государственные структуры разработали и внедрили плеяду регуляторных новшеств, направленных на сокращение расходов на здравоохранение и выведение национальной медицины из крутого пике. Среди принятых шагов такие неоднозначные, как массовые увольнения специалистов системы здравоохранения.

Помимо этого, с целью сокращения расходов на здравоохранение в Греции принято решение об имплементации регуляторных требований, касающихся обязательного выписывания рецептов врачами с использованием МНН, а не торгового наименования (для пациентов, застрахованных EOPYY и Social Security Institute). Провизоры обязаны отпускать наиболее дешевые препараты этого МНН в указанной форме и дозировке. Электронная отчетность обо всех отпущенных рецептурных лекарственных препаратах в аптеках становится обязательной вне зависимости от того, написан рецепт вручную или предоставлен в электронном виде.

Ситуация в сфере здравоохранения Греции достаточно неблагоприятна. Так, Греческая ассоциация фармацевтических компаний (Hellenic Association of Pharmaceutical Companies) сообщает о значительных долгах, которые продолжают накапливаться Институтом социального страхования (Social Insurance Institute) и военными госпиталями, которые на начало 2012 г. достигли 657,2 млн дол. США. Без вмешательства государственных структур, направленного на выработку решения в этой ситуации, данное положение вещей может привести к усугублению кризиса.

Афинская ассоциация врачей отреагировала на регуляторные нововведения достаточно резко, заявив, что имплементация требований может нести реальную угрозу общественному здравоохранению. Согласно опубликованному заявлению ассоциации большое количество генериков — «сомнительного качества», и в реалиях данных регуляторных требований врачи не будут иметь возможности гарантировать безопасность терапии.

Представители фармацевтических компаний также встретили регуляторные новшества не на позитивной ноте еще на этапе их общественного обсуждения. Важно, что наиболее заметно это отразилось на состоянии крупных фармацевтических компаний. Однако введение требований по выписыванию рецептов на основании МНН в Греции является условием кредитных организаций страны, которые на местном уровне называются «Troika», включающих Европейский Союз, Европейский центральный банк и Международный валютный фонд.

Таким образом, давление на фармацевтическую индустрию Греции крайне велико, настроения врачей воинственные — это указывает на возможное возникновение немалого конфликта в ближайшем будущем. Необходимо учитывать, что в Греции достаточно низкая культура применения генериков, а также то, что в этой стране по сравнению со странами ЕС гораздо острее стоит проблема попадания на фармацевтический рынок контрафактной продукции. Таким образом, в данных реалиях огромная ответственность ложится на плечи национальных регуляторных органов, которые несмотря на вышепредставленное, должны выполнять свою главную задачу — обеспечивать население качественной медицинской помощью.

Испания

ИспанияОтносится к рынкам, строго регулирующим ценообразование оригинальных препаратов, срок действия патентной защиты которых истек. Создание групп Фиксированных референтных цен (Fixed Reference Price — FRP) предусматривает то, что наиболее низкая цена генерика становится максимальной реимбурсируемой ценой.

Испания характеризуется низким уровнем потребления генериков в натуральном выражении. Исторически сложилось так, что политика выписывания рецептов существенно отличается по регионам в пределах самого государства. После успешного опыта внедрения практики выписывания рецептов по МНН в отдельных регионах (Андалузия) было принято решение о распространении практики на общенациональном уровне. Так, Королевским декрет-законом 9/2011 введено обязательное выписывание рецептов на основании активного фармацевтического ингредиента или МНН в том случае, если существуют генерики для конкретной молекулы в данной дозировке.

Такое регуляторное нововведение привносит существенные изменения в правила игры на фармацевтическом рынке вследствие перемещения точки принятия решения о лекарственном средстве в аптечные учреждения, и автоматически отпадает потребность в промоционной активности среди врачей.

С учетом уже введенных требований, согласно которым фармацевт должен отпускать самую дешевую альтернативу, если рецепт выписан по МНН, употребление генерических препаратов в Испании должно существенно повыситься в ближайшие годы и приводить к ежегодной экономии системы здравоохранения в размере 424 млн евро. Оценить эффективность такого подхода можно будет со временем. Однако вследствие особенностей структуры потребления лекарственных средств в стране (низкий уровень применения генериков), можно ожидать, что данный подход окажется эффективным.

США

СШАВ США уровень потреб­ления генериков является одним из наиболее высоких среди развитых фармацевтических рынков. Но так происходит неспроста: функционируют механизмы, направленные на повышение доступности лекарственных средств для населения. Так, в течение 12 мес с момента утраты патентной защиты около 90% удельного веса препарата на рынке замещается его генерическими копиями. Это связано с высоким уровнем участия пациента в расходах на лекарственные средства (распределение затрат на здравоохранение), а также успешной политикой финансового поощрения врачей и фармацевтов соответственно за назначение и отпуск генериков. Об эффективности такого поощрительного подхода свидетельствует то, что в 2010 г. 75% выписанных рецептов в этой стране включали генерики.

В США выписывание лекарственного средства по МНН является распространенной практикой, внедрение которой было направлено на повышение уровня потребления генериков. Все штаты США на законодательном уровне разрешают проводить генерическую замену в аптеках, а в 15 штатах на законодательном уровне прописаны требования относительно отпуска генериков, кроме случаев, когда врачом указано, что замену проводить нельзя. В штатах, в которых такие требования не установлены, существуют специальные мотивационные схемы для крупных аптечных сетей и врачей, благодаря которым не требуется внедрение подобных требований на законодательном уровне.

Германия

ГерманияГермания характеризуется высоким уровнем потреб­ления генериков. Интересной особенностью системы здравоохранения этой страны является то, что врачи имеют определенные ограничения в бюджете лекарственных средств, и на них может накладываться штраф за превышение лимита. Вследствие этого они менее расположены к назначению дорогостоящих оригинальных препаратов в случаях, когда в этом нет необходимости.

В Германии FRP включают как патентованные препараты, так и генерики. Механизм FRP устанавливает более низкую цену реимбурсации для оригинальных лекарственных средств, которые находятся под патентной защитой. При желании пациента приобрести более дорогостоя­щий препарат, он должен из своего бюджета возместить разницу между установленной реимбурсируемой ценой и фактической стоимостью. Производители могут снижать цену на препарат для того, чтобы он подлежал возмещению в полном объеме.

Назначение лекарственных средств на основании МНН в Германии разрешено, но не является обязательным. В то же время, в стране фармацевты должны отпускать наиболее дешевый генерик, кроме случаев, когда врач или пациент отказываются от генерической замены.

Великобритания

ВеликобританияВ Великобритании уровень потребления генериков очень высок — около 85% назначений приходится на генерики. На английском фармацевтическом рынке регуляция ценообразования на оригинальные препараты, которые вышли из-под действия патентной защиты, отсутствует.

В этой стране существуют такие программы, как QIPP (Quality, Innovation, Productivity and Prevention) и Система качества и результатов (Quality and Outcomes Framework), которые позволили достичь существенного прогресса в стимулировании назначения генериков и  препаратов безрецептурной группы.

Помимо этого, внедрены специальные компьютерные программы, как например, SCRIPTSWITCH, которые используются врачами первичного медицинского звена для принятия решений и стимулирования специалистов в назначении терапии, включающей генерики. В то же время, врачи все равно могут выписывать рецепты по торговому наименованию, если, по их мнению, применение генерика в конкретном случае нецелесообразно.

В Департаменте здравоохранения (Department of Health) рассматривался вопрос о введении требований об обязательной генерической замене в 2010 г., но после продолжительных дискуссий было принято решение о предоставлении права принятия окончательного решения врачам. Это может быть связано с тем, что в государстве отсутствует потребность изменять структуру потребления лекарственных средств.

Франция

ФранцияВо Франции уровень потреб­ления генериков ниже, чем в Германии и Великобритании. Так, во Франции, в натуральном выражении на генерики приходится около 24% объема реимбурсируемых лекарственных средств. В этой стране строго регулируется ценообразование оригинальных препаратов, срок действия патентной защиты которых истек. Во Франции ситуация схожа с Испанией — в обязательном порядке установлены требования к ценообразованию. Так, для генериков введено конкретное снижение цены, которое рассчитывается на основании стоимости оригинального препарата при его лонче. Также при лонче генерика проводится установленное снижение цены оригинального препарата. Это еще не все: генерик и его оригинатор проходят через дополнительное снижение цены через 18 мес после лонча первого генерика. А FRP создается только для молекул с низким уровнем генерической пенетрации через год и до 2 лет после лонча генерика.

Эти строгие регуляторные требования приводят к двум основным последствиям. Во-первых, из-за лимитирования ценовой конкуренции цены генериков не могут опускаться ниже определенного уровня. Вследствие этого стоимость генериков в странах со строгими требованиями к ценообразованию может быть намного выше таковой в странах не со столь строгими стандартами.

С целью повышения уровня назначения генериков во Франции в 2012 г. принято решение о введении дополнительных мер, включающих мотивационные схемы для врачей с высоким показателем назначения таких препаратов.

Чехия

ЧехияФармацевтический рынок Чехии благодаря использованию подходов в цено­образовании на лекарственные средства, развитой инфрастуктуре системы здравоохранения, а также имплементации регуляторных новшеств ЕС характеризуется хорошими показателями роста. В стране проводится масштабная реформа системы здравоохранения, в том числе обусловленная необходимостью сокращения расходов на фармацевтический сектор, хотя и до начала реформирования эта отрасль была довольно эффективной.

В структуре потребления лекарственных средств на долю генериков приходится около 50%. Таким образом, повышение уровня потребления генерических препаратов с целью сокращения расходов на фармацевтический сектор является оправданным. Государственная политика повышения спроса на генерики включает меры, направленные как на поддержку производителей таких препаратов, так и на повышение частоты их назначений и отпуска. В Чехии, например, разрешено назначать лекарственные средства на основании МНН, а также осуществлять генерическую замену в аптеках, но это не считается обязательным требованием.

Польша

ПольшаФармацевтический рынок Польши характеризуется высоким уровнем потребления низкостоимостных генерических препаратов. Во многом низкие цены связаны с регулированием ценообразования, что включает использование метода референтного ценообразования на лекарственные средства. Сегмент генериков на фармацевтическом рынке Польши получал определенные преимущества в развитии на протяжении многих лет. Это связано с ограниченной доступностью оригинальных препаратов для населения, коротким периодом эксклюзивности (до вступления в ЕС) и другими факторами. Сегодня Польша характеризуется высоким уровнем потреб­ления генериков несмотря на то, что в стране не внедрены специальные механизмы, стимулирующие их назначение врачами и отпуск в аптечных учреждениях фармацевтами.

Анализ фармацевтического рынка Польши демонстрирует увеличение объема потребления генерических лекарственных средств, что связано с таким внутренними факторами, как старение населения, состояние экономики государства, а также внедрение политики ценообразования, направленной на снижение стоимости лекарственных средств. Так, цены на лекарственные средства в Польше являются одними из наиболее низких среди стран ЕС.

К врачам не применяются никакие особые механизмы поощрения выписывания рецептов по МНН. В Польше рецепты могут выписываться по МНН, торговому наименованию оригинального препарата или генерика. Несмотря на то что такие механизмы не внедрены, врачи склонны выписывать генерики в связи с их длительным и положительным опытом их применения.

Генерическая замена лекарственных средств в аптечных учреждениях разрешена, но не является обязательной. В случае назначения брэндированного генерического препарата фармацевт может отпускать любой другой генерик. При выписывании рецепта по МНН, фармацевт может предложить пациенту как оригинатор, так и генерик, причем он должен информировать пациента о наиболее дешевом генерике.

Республика Молдова

Республика МолдоваВрачи выписывают рецепты, основываясь на торговых наименованиях лекарственных средств. В 2012 г. как часть пересмотра процедуры назначения и отпуска лекарственных средств медицинское агентство официально предложило имплементировать выписывание рецептов по МНН. Однако в Республике Молдова к этому вопросу подо­шли, не горячась. И после продолжительных дискуссий, которые велись на уровне министерства здравоохранения с вовлечением специалистов отрасли и консультаций с национальной компанией медицинского страхования, министерство приняло решение не вводить такую процедуру.

В Республике Молдова в 1993 г. проведена акция по приватизации аптек вследствие фармацевтического кризиса (острая нехватка лекарственных средств). Так, многие врачи стали владельцами аптек, расположенных на территории учреждений, в которых они ведут свою практику. Очевидно, совмещение процессов выписывания рецептов и отпуска лекарственных средств может привести к возникновению конфликта интересов.

Генерическая замена в Молдове не разрешена как для реимбурсируемых, так и нереимбурсируемых препаратов. Если врач назначил пациенту конкретное торговое наименование рецептурного препарата, единственный способ получить генерический эквивалент — это получить другой рецепт от врача с указанием МНН препарата.

Учитывая ограниченную доступность оригинальных препаратов для молдаван (5% объема фармацевтического рынка), вопрос повышения уровня потребления генериков путем выписывания рецептов по МНН является, грубо говоря, не самым актуальным. Этот подход может иметь значение для сокращения расходов национальной страховой компании с точки зрения повышения превалирования небрэндированных генериков (60–65% рынка) над брэндированными генериками (30–35% рынка).

В заключение

Выписывание рецептов на основании МНН является достаточно распространенной практикой, направленной на увеличение доли потреб­ления генериков. Соответственно, такая норма нашла наиболее широкое отображение в странах с развитой культурой потребления оригинальных препаратов, что представляет собой тяжелую ношу для национальных систем здравоохранения, страховых компаний и пациентов. Таким образом, выписывание рецептов по МНН может найти максимальное отображение в системах здравоохранения развитых стран.

Помимо этого, во многих странах, особенно тех, фармацевтические рынки которых характеризуются высоким уровнем потребления генериков, выписывание рецептов по МНН не является единственно-разрешенным подходом. То есть, за врачами остается право принимать решение, можно ли в конкретном индивидуальном случае оставить право выбора за фармацевтом, или этого делать нельзя. Должна ли такая практика вводиться на генерическом фармрынке Украины в обязательном порядке?

Также невозможно оставить в стороне проблему эффективности лекарственных средств. В приведенных выше странах существуют строгие требования относительно доказательства эквивалентности генериков референтным препаратам. В Украине такая информация не публикуется МЗ Украины, и специалисты здравоохранения не могут знать какие препараты взаимозаменяемы.

Другой важный аспект, на который стоит обратить внимание, — это комплексный подход к введению тех или иных регуляторных новшеств, призванных отвечать потребностям системы здравоохранения и, конечно же, интересам пациентов. Кроме того, такие регуляторные требования не вводятся быстро — им предшествует длительный период подготовки системы здравоохранения, в том числе специалистов, что включает разработку и внедрение специальных компьютерных программ, проведение информационных кампаний среди работников системы здравоохранения и пациентов и, что немаловажно, повышение квалификации врачей и фармацевтов.

При переносе опыта других государств на нашу почву крайне важно учитывать национальные особенности. Ведь функционирование системы здравоохранения — процесс сложный, и порой необдуманные действия могут привести к диа­метрально противоположным от ожидае­мых результатам.

Галина Галковская,
по материалам ec.europa.eu, www.oecd.org, www.euro.who.int, www.ihs.com, www.qualitecfarma.com, pharm.kuleuven.be, www.inrud.org, www.gabionline.net, www.dh.gov.uk, www.datamonitor.com, www.elglobal.net, www.ncbi.nlm.nih.gov, www.teknoscienze.com, www.marketresearch.com, www.healtheconomicsreview.com, www.euro.who.int, www.csrhellas.org, www.knmp.nl, www.imshealth.com

Читайте также: Врачи обязаны выписывать рецепты по МНН – Михаил Бродский

Концепція рецептурного відпуску, або Чому зміни до наказу МОЗ № 360 не підлягають виконанню

Коментарі

Ira 11.01.2014 2:56
Интересно, сколько брендовых препаратов есть на рынке Украины? Хочу лечиться только брендовыми препаратами (не дай бог - будет необходимость), т.к. даже брендированные генерики у нас не проходят исследований на биоэквивалентность.
Ira 11.01.2014 3:00
все равно препараты приходится даже в стационаре покупать за свой счет, то о каких затратах государства в данном случае идет речь? Может у нас существует бесплатное обеспечение медикаментами больных сахарным диабетом или онко, или туберкулезом, так, как это было в СССР?
bwn 13.01.2014 3:04
Уважаемая Ира! А денег у Вас хватит на лечение брендами? Например, среднее лечение ИБС брендами обойдется не менее 200 USD\месяц. Многие пациенты смогут позволить себе такое удовольствие в нашей стране?
Ira 16.01.2014 4:50
а жаль, что, имея высшее образование и должность, я не могу себе позволить лечиться брендами, но и дженерики тоже не всегда вызывают доверие - замкнутый круг.

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті