Рынок медицинских изделий в Украине: векторы дальнейшего развития

Часть 2. Как уже сообщало наше издание, 29 апреля 2014 г. в столичном отеле «Русь» состоялся III Украинский форум операторов рынка медицинских изделий, организаторами которого выступили Ассоциация «Операторы рынка медицинских изделий» (далее — Ассоциация) и компания «МОРИОН», собравший более 80 представителей регуляторных органов, профессиональных ассоциаций, производителей и импортеров изделий медицинского назначения и медицинской техники, юридических компаний. В рамках данной публикации будет представлен обзор 2-й сессии форума, посвященной развитию рынка медицинских изделий в Украине.

Анна Прокофьева, заместитель руководителя аналитической службы компании «Proxima Research», представила анализ аптечного рынка изделий медицинского назначения в Украине. В 2013 г. в общем объеме аптечных продаж доля такой категории товаров «аптечной корзины», как изделия медицинского назначения, составила 8% в денежном и 31% в натуральном выражении. По итогам I кв. 2014 г. эти показатели составили соответственно 7 и 30%. Докладчик обратила внимание слушателей на то, что во время кризиса 2008–2009 гг. удельный вес этой категории увеличивался. Вероятнее всего, следует ожидать подобных процессов и в 2014–2015 гг.

По итогам 2013 г. аптечный рынок изделий медицинского назначения в Украине достиг 2,8 млрд грн. за 612 млн упаковок, превысив показатель предыдущего года на 10% в гривневом и 3% в натуральном выражении. Однако в I кв. 2014 г. темпы прироста данной категории увеличились по сравнению с аналогичным периодом 2013 г., достигнув 15% в гривневом выражении, а в натуральном составили все те же 3%.

В валютном выражении эти показатели зависят от курса гривни по отношению к иностранным валютам. Так, в долларах США (по курсу Национального банка Украины) темпы прироста категории изделий медицинского назначения в 2013 г. составляли 10%, а в евро 7%.

Индексы роста аптечного рынка изделий медицинского назначения за последние 2 года демонстрируют доминирование индекса перераспределения потребления (замещения) и инфляционного индекса.

Вклад индекса замещения в общий прирост продаж изделий медицинского назначения составил 5,54%, инфляционного индекса — 1,48%, инновационного и индекса эластичности спроса — 3,4% и –0,02%.

Роль инфляционного индекса заметно возросла в начале 2014 г. и по итогам I кв. его вклад достиг 6%. А. Прокофьева отметила, что в 2014 г. девальвация национальной валюты составила около 52%. Резкие курсовые колебания уже отмечались в 2008–2009 гг., когда этот показатель был на уровне 60%.

Рассматривая понедельную динамику вышеуказанных индексов, докладчик обратила внимание присутствующих на отрицательное значение индекса замещения на протяжении последних недель наряду с повышением инфляционного индекса. Таким образом, существует тенденция к сокращению потребления товаров данной категории из-за повышения их стоимости.

В структуре продаж изделий медицинского назначения на аптечном рынке как в денежном, так и в натуральном выражении преобладает продукция зарубежных производителей (76 и 57% соответственно). Что касается регионального распределения розничных продаж изделий медицинского назначения в прошлом году, то львиная доля потребления приходится на Киев, Днепропетровскую, Донецкую и Харьковскую области.

В рейтинге маркетирующих организаций по объему аптечных продаж изделий медицинского назначения по итогам 2013 г. в денежном выражении лидируют Procter & Gamble (США), Torunskie ZMO (Польша), VOGT MEDICAL (Германия), Microlife (Швейцария).

По результатам предыдущего года, рейтинг категорий 2013 г. в денежном выражении возглавляют средства личной гигиены (объем продаж 595 млн грн.), шприцы (238 млн грн.), тонометры (231 млн грн.), перевязочные средства (193 млн грн.), пластыри (181 млн грн.).

В натуральном выражении это шприцы (308,2 тыс. упаковок), пластыри (71,1 тыс. упаковок), перевязочные средства (51 тыс. упаковок), средства личной гигиены (33, 6 тыс. упаковок), перчатки (33,2 тыс. упаковок).

Изменения в Лицензионных условиях осуществления хозяйственной деятельности по производству лекарственных средств, оптовой, розничной торговле лекарственными средствами привели к закрытию аптечных киосков до конца 2012 г., но, тем не менее, общее количество торговых точек за 2 года сократилось несущественно. По состоянию на 1 января 2014 г. в Украине функционирует 21 790 аптечных учреждений: 16 486 аптек и 5304 аптечных киоска. При этом топ-100 аптечных сетей по объему продаж обеспечивают товарооборот более половины рынка.

Что касается рейтинга аптечных сетей, по итогам 2013 г. в пятерку лидеров по объему аптечных продаж вошли «Аптека-Магнолия», «Мед-Сервис групп», ООО «Титан», ООО «Сириус-95» (сеть «Бажаємо здоров’я»), ООО «Фармастор».

В условиях снижающегося потребительского спроса аптечные учреждения не имеют возможности повышать розничные наценки. Маржинальный доход аптечных предприятий в большей степени зависит от роста рынка, поскольку в среднем наценка в 2013 г. составила около 21% (в 2009 г. — 36%).

Вадим Соляр, руководитель департамента маркетинга и регистрации представительства компании «Vogt Medical Vertrieb GmbH » в Украине, рассмотрел последствия введения антидемпинговых пошлин на шприцы. Ключевыми категориями на розничном рынке Украины в натуральном выражении являются шприцы, системы и перчатки (по данным компании «Proxima Research»).

В конце 2009 г. в Украине Межведомственной комиссией по международной торговле при Министерстве экономики Украины на 5 лет были введены дифференцированные ставки антидемпинговой пошлины на импорт шприцев из Китайской Народной Республики, Королевства Испания, Федеративной Республики Германия, Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии в зависимости от страны производителя и объема шприца.

В частности, на импорт шприцев из Китая объемом 2 мл антидемпинговая пошлина составила 24,36%, 5 мл — 54,15%, 10 мл — 347,14%; из Испании объемом 5 мл — 10,54%, 10 мл — 196,38%. Импорт шприцев из Великобритании объемом 10 мл облагался пошлиной в размере 23%, из Германии объемом 10 мл — 37%.

Какой же эффект был достигнут? По словам В. Соляра, введение антидемпинговой пошлины на шприцы привело к уменьшению объема продаж и росту цен на продукцию, при этом повышение цен отмечено на шприцы всех производителей, в том числе и отечественных.

Слушателям был приведен пример категории «Шприцы объемом 10 мл». Объем розничных продаж данной категории в натуральном выражении в 2013 г. по сравнению с 2012 г. остался практически на том же уровне с незначительным уменьшением на 1,5%.

Розничные продажи шприцев испанского производства объемом 10 мл в натуральном выражении в 2013 г. увеличились на 112% после серьезного спада в 2012 г., который составил 77%. Розничные продажи шприцев украинского производства такого же объема в натуральном выражении в прошлом году сократились на 25% (в 2012 г. отмечен прирост на 68%). Данные розничных продаж указывают на то, что потребитель (медсестра и пациент) выбирает качественный шприц, за который пациент вынужден платить больше. Таким образом, непонятно, кто в результате получил выгоду: потребитель, врачи, аптеки, таможня или же украинские производители?

Практика решения проблем и задач рынка изделий медицинского назначения профессио­нальными ассоциациями была представлена Павлом Харчиком, президентом Ассоциации, директором компании «Калина компания развития бизнеса».

Ассоциация «Операторы рынка медицинских изделий» — первое в Украине профессиональное объединение импортеров, дистрибьюторов и других участников рынка медицинских изделий, созданное с целью защиты профессиональных интересов членов и обеспечения поддержки свободной конкуренции на рынке медицинских изделий. В ее состав на сегодня входят 26 членов.

Задачи и цели Ассоциации:

  • содействие развитию и поддержанию благоприятного правого и экономического климата в сфере медицинских изделий на территории Украины;
  • укрепление сообщества производителей, дистрибьюторов, импортеров медицинских изделий и оборудования, аптечных сетей с целью формирования консолидированной позиции в вопросах развития и регулирования отрасли;
  • осуществление мероприятий, направленных на обеспечение членов Ассоциации своевременной информацией о новых законодательных изменениях, а также новостях рынка медицинских изделий и оборудования;
  • создание условий для эффективного взаимодействия членов Ассоциации, обмена идеями и мнениями относительно развития отрасли и системы здравоохранения в целом;
  • разработка и внедрение цивилизованных норм ведения бизнеса среди членов Ассоциации и на рынке медицинских изделий;
  • представление и защита интересов членов Ассоциации в органах государственной власти и сфере здравоохранения;
  • обеспечение условий для эффективного взаимодействия членов Ассоциации с представителями других бизнес-ассоциаций и органов власти;
  • развитие сотрудничества с международными и зарубежными ассоциациями медицинских изделий и оборудования.

Ассоциацией постоянно проводится работа по поддержке благоприятных условий развития бизнеса ее членов на территории Украины, начиная с участия в общественных обсуждениях проектов нормативных актов, в общественных советах при органах государственной власти с целью совершенствования регуляторной политики страны, к активному отстаиванию нарушенных прав компаний — членов Ассоциации в органах исполнительной власти, если такие нарушения затрагивают права и интересы многих представителей рынка медицинских изделий.

Рынок медицинских изделий в Украине: векторы дальнейшего развития

В рамках Ассоциации также могут создаваться рабочие группы с целью концентрации усилий ее членов для работы по актуальным вопросам.

Ассоциация проводит регулярный мониторинг изменений в законодательстве, регулирующих деятельность операторов рынка медицинских изделий, информацию о тенденциях и перспективах развития рынка изделий медицинского назначения, а также другую методическую и информационную поддержку. Систематически ее члены получают электронный дайджест новостей о нововведениях в регулировании рынка медицинских изделий, а также информацию о связанных с Ассоциацией событиях, которые будут происходить в будущем, и другую важную информацию.

Ассоциация принимает активное участие в формировании и реализации государственной политики в сфере обращения изделий медицинского назначения. Так, представители Ассоциации включены в состав:

  • Межведомственной рабочей группы по подготовке предложений по совершенствованию механизма регулирования цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения МЗ Украины;
  • Рабочей группы при МЗ Украины по вопросам доработки проекта Закона Украины «О медицинских изделиях»;
  • Рабочей группы по вопросам применения технических регламентов при Государственной службе Украины по лекарственным средствам (далее — Гослекслужба Украины);
  • Рабочей группы по вопросам государственного регулирования цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения, закупаемых за бюджетные средства, подпадающих под действие пилотных проектов по государственному регулированию цен;
  • Рабочей группы при МЗ Украины по формированию нового перечня медицинских изделий, которые будут облагаться по ставке НДС 7% с 1 июля 2014 г.;
  • Рабочей группы при МЗ Украины по вопросам обязательного применения требований технических регламентов;
  • Общественных советов: при Антимонопольном комитете Украины, МЗ Украины, Гослекслужбе Украины, поданы на рассмотрение документы по включению представителя в состав Общественного совета при Государственной инспекции Украины по контролю за ценами.

Также планируется включение представителей Ассоциации в состав Рабочей группы по созданию проекта Закона Украины «О медицинских изделиях».

Ассоциация принимает активное участие в общественном обсуждении проектов регуляторных актов, среди которых:

Ассоциация предоставила свои рекомендации относительно проекта постановления КМУ «О внесении изменений в некоторые постановления КМУ», которым предполагается исключить из-под государственного ценового регулирования Обязательный минимальный ассортимент (социально ориентированных) лекарственных средств и изделий медицинского назначения для аптечных учреждений, утвержденный приказом МЗ Украины от 29.11.2012 г. № 1000, и утвердить новый Национальный перечень с учетом обновления в октябре 2013 г. редакции № 18 Перечня ВОЗ.

Рекомендации были приняты во внимание и согласно обновленной версии проекта постановления изделия медицинского назначения не подлежат ценовому регулированию за исключением процедуры государственных закупок.

Рекомендации Ассоциации приняты во внимание и при доработке проекта постановления КМУ «О внесении изменений в некоторые постановления КМУ». Согласно обновленной версии проекта постановления действие технических регламентов не распространяется на медицинские изделия, которые прошли государственную регистрацию, внесены в Государственный реестр медицинской техники и изделий медицинского назначения и разрешены для применения на территории Украины, могут вводиться в обращение и/или эксплуатацию без прохождения процедур оценки соответствия и маркировки национальным знаком соответствия до 1 июля 2017 г., но не более чем срок действия свидетельства о государственной регистрации.

Такие медицинские изделия разрешаются для реализации и применения до окончания их срока годности без нанесения маркировки национальным знаком соответствия. Проект вышеупомянутого постановления, после его согласования согласно процедуре, будет вынесен на заседание Правительства в ближайшее время.

Активными проектами Ассоциации, помимо нормотворчества и лоббирования интересов операторов рынка, на данный момент является защита прав импортеров медицинских изделий при проведении таможенного оформления в части соблюдения законодательства Украины в сфере интеллектуальной собственности (патентное регулирование).

Александр Цымбалистый, директор по стратегическому развитию в Украине, Представительство «ООО «Джонсон&Джонсон», в своем докладе рассмотрел принципы этического ведения бизнеса международными компаниями в системе здравоохранения Украины. В начале выступления он поблагодарил руководство Ассоциации за оказывае­мую помощь в решении вопросов ведения бизнеса на украинском рынке.

Участникам мероприятия был представлен слайд, демонстрирующий уровень коррупции в 177 странах мира. И если в США, Канаде, Австралии и странах ЕС он чрезвычайно низкий, то в государствах постсоветского пространства ситуация противоположная.

Глобальные международные компании имеют представительства во всем мире, в том числе и в странах с высоким уровнем коррупции. Для того чтобы снизить риски в таких регионах, компании внедряют жесткие правила ведения бизнеса на них. Среди лидеров по внедрению принципов этического ведения бизнеса — многие известные медицинские компании.

Этическое ведение бизнеса в системе здравоохранения (Health Care Compliance) — это не проект, который имеет начало и конец, а системный подход к ведению бизнеса, внедряющийся во многих медицинских компаниях, принцип которого — «Пациент превыше всего». В случае, если по каким-либо причинам (в том числе и из-за нововведений локального законодательства) компании не могут поставить свою продукцию и обеспечить тем самым пациентов необходимой медицинской помощью, то репутации компании наносится значительный урон. Утрата доверия потребителя намного серьезнее, чем потеря прибыли.

Компания «Джонсон&Джонсон» подразделена на 3 сектора: медицинский, фармацевтический и потребительский, равноценные в денежном эквиваленте. Медицинский сектор представляет широкий ассортимент продукции на рынках — от изделий медицинского назначения до высокотехнологического медицинского оборудования.

Законодательные рамки ведения бизнеса, которыми руководствуются международные компании, состоят из 3 составляющих. Это политика компании, местное законодательство, международные законодательные нормы, в частности, FCPA (Foreign Corrupt Practices Act — Закон США о коррупции за рубежом) и UK Bribery Act (Закон о взяточничестве Великобритании). Как отметил докладчик, в некоторых случаях положения внутренней политики являются даже более суровыми, чем местное законодательство.

Корпоративная политика ведения бизнеса в международных компаниях состоит из Кредо, непосредственно самой политики ведения бизнеса и Международной инструкции этического ведения бизнеса в системе здравоохранения.

Кредо «Джонсон&Джонсон» было написано и опубликовано еще в 1943 г. и среди его положений следующее: «Мы несем ответственность как перед обществом, в котором живем, так и перед мировым сообществом. Наша основная ответственность — перед врачами и медицинскими сестрами, перед пациентами, перед отцами и матерями, перед всеми, кто пользуется нашей продукцией и услугами».

Этическое ведение бизнеса компанией затрагивает всех ее контрагентов: производителей, торговых посредников, специалистов системы здравоохранения и, главное, пациентов.

Внедрение процедур Health Care Compliance в идеале должно проводиться во всех уважающих себя международных компаниях и состоит из следующих этапов:

І. Разработка внутренней политики.

ІІ. Внедрение и обеспечение функционирования процедуры Due diligence (формирование объективного представления про объект инвестирования).

ІІІ. Разработка типовых форм документов.

ІV. Повышение информированности персонала компании и сотрудников компаний-контрагентов (проведение внутренних тематических тренингов, семинаров, лекций; разработка памяток, практических инструкций для сотрудников).

V. Внедрение системы контроля (разработка порядка анкетирования сотрудников, ведение учета, форм анкет, периодических отчетов).

VI. Внедрение должности «Compliance officer» (ответственный за соблюдение законодательства о коррупции).

Только прозрачное, открытое, честное ведение бизнеса медицинскими компаниями с заботой о пациенте имеет право на существование.

Вопросы развития рынка медицинского оборудования в Украине и его перспективы рассмотрел Сергей Розумный, генеральный директор ООО «Модус Медика». Среди основных проблем — непрозрачность рынка, значительная коррупционная составляющая, неэффективное распоряжение бюджетными средствами со стороны государства, повышение стоимости продукции из-за девальвации гривни, действие 10% наценки на медицинское оборудование при государственных закупках, внедрение новых правил ее регистрации.

Докладчиком были предложены механизмы решения указанных проблем. Это внедрение новых правил при государственных закупках (отказ от практики прописывания технических заданий под оборудование определенного производителя, внедрение экономического обоснования закупки, обеспечение прозрачной процедуры торгов онлайн); введение страховой медицины, что позволит более эффективно использовать бюджетные средства и уменьшить коррупционную составляющую; дерегулирование процедуры доступа на рынок оборудования с маркировкой CE.

По мнению выступающего, перспективы развития отрасли связаны с реформированием системы здравоохранения и переходом к децентрализации закупок, увеличением расходов лечебно-профилактических учреждений на сервисное обслуживание оборудования, а также развитием IТ-технологий мониторинга здоровья человека.

С. Разумный подробно рассмотрел возможности IТ-технологий мониторинга здоровья. По его словам, перспективным направлением является регулярный мониторинг основных параметров жизнедеятельности человека, начиная с рождения, привязывая полученные данные к геолокации, физической и социальной активности, фазам сна человека.

Накопленная информация дала бы возможность врачу наблюдать изменения состояния здоровья в динамике, позволила бы провести раннюю профилактику заболеваний и гораздо легче установить диагноз в случае развития заболевания. Таким образом, в будущем не пациент будет приходить к врачу, а врач сам сможет контактировать с пациентом при ухудшении показателей его здоровья.

Необходимые данные регулярно считывать и сбрасывать их в системы хранения позволит новый продукт Apple iWatch, презентация которого состоится в июне 2014 г. Таким образом, по словам эксперта, мир стоит на пороге изменения парадигмы диагностики заболеваний. Однако готовы ли наши врачи к обработке этих данных и к технологической революции в целом? Скорее всего, нет из-за присущего им консервативного мышления.

«Infopia — НіТесh продукты для усовершенствования мира» — тема выступления Олега Билокура, директора компании AT Med — официального представителя «Infopia» в Украине.

«Infopia» — южнокорейская компания со штаб-квартирой в Сеуле, основанная в 1996 г., ее официальное представительство открыто в Украине в 2012 г. Товары ее производства экспортируются в более чем 100 стран мира.

Основные направления деятельности компании — производство оборудования для диагностики сахарного диабета (глюкометры, анализаторы гликозилированного гемоглобина и глюкозы). 3-е поколение глюкометров производства «Infopia» Element позволяет провести анализ 0,3 мкл кровиза 3 с.

В ближайшем будущем в Украине запланировано выведение на рынок несколько продуктов компании. Это портативный биохимический анализатор крови Element Multi по 5 показателям: глюкоза (за 5 с), общий холестерин (за 2 мин), липопротеины высокой плотности (за 2 мин), триглицериды (за 2 мин), липопротеины низкой плотности (расчет по формуле). Анализатор гликозилированного гемоглобина и глюкозы CloverA1c позволит оценить качество компенсации сахарного диабета на протяжении последних 2–3 мес. Для анализа необходимо всего 4 мкл капиллярной или венозной крови, а результат готов уже через 5 мин. для гликозилированного гемоглобина, и за 5 с определяется уровень глюкозы в крови. Лабораторный анализатор SelexOnпредназначен для экспресс-анализа методом иммунной хроматографии в лабораторных условиях широкого диапазона различных биомаркеров (кардио-, онко-), а также для контроля уровня гормонов щитовидной железы. Результаты исследования готовы уже через 10 мин.

Одна из последних разработок компании «Infopia» — мобильная приставка к телефону Iphone, при помощи которой можно измерять уровень глюкозы в крови, используя только тест-полоски, получившая награду «За инновации» от Американской ассоциации телемедицины.

К дискуссии, которая состоялась в конце сессии, присоединился Геннадий Сергеев, председатель правления Всеукраинской ассоциации стерилизации и дезинфекции. По его мнению, необходимо постоянное системное обновление нормативных документов в сфере здравоохранения как одной из самых наукоемких отраслей. В первую очередь, следует пересмотреть государственные строительные нормы Украины «Здания и сооружения. Учреждения здравоохранения», обновленные Санитарно-эпидемические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность, и Стандарт по чистоте воздуха в медицинских учреждениях. Например, на данный момент отсутствуют государственные строительные нормы для отделений гемодиализа, трансплантации костного мозга, центров позитронно-эмиссионной томографии. Сегодня государственные строительные нормы строительства вивария жестче, чем для операционного блока.

По сути, при постройке новых лечебных учреждений капитальные инвестиции вкладываются в заведомо устаревшие технологические решения. Необходимо срочно разработать современные государственные строительные нормы вместо ДБН В.2.2-10-2001, поскольку действующие документы являются барьером для использования современного медицинского оборудования в лечебно-профилактических учреждениях и не учитывают тенденций и нововведений, появившихся в результате научно технического прогресса последних декад.

Г. Сергеев также обратил внимание на необходимость обновления Санитарных норм и правил Украины, устаревшие положения которых тормозят рост рынка медицинского оборудования, внедрение новых передовых технологий, а также приводят к повышению показателя смертности в лечебно-профилактических учреждениях. Было отмечено, что для медицинского оборудования принцип реимбурсации (возмещение стоимости) неприменим, так как его конечным потребителем является медицинское учреждение, а не пациент, поэтому ограничение наценки для оборудования не применимо в принципе. Кроме того, обложение НДС медицинского оборудования и техники снижает их доступность для лечебных учреждений, что особенно критично для технологического, вспомогательного оборудования.

По мнению П. Харчика, в рамках Ассоциации должен быть создан подкомитет по вопросам медицинского оборудования и медицинской техники, который разрабатывал бы предложения относительно законодательных изменений, позволяющих решить вопросы, озвученные Г. Сергеевым.

В ходе дискуссии и докладчики, и слушатели неоднократно выражали обеспокоенность усилением давления на осуществление хозяйственной деятельности и созданием неблагоприятных условий для ведения бизнеса со стороны государственного регулятора в лице уполномоченных органов исполнительной власти. Существуют случаи тотальной несогласованности действий и, как их последствий, принятия несогласованных решений уполномоченных органов исполнительной власти, которые дестабилизируют развитие предпринимательства на рынке медицинских изделий Украины и делают невозможным повышение уровня доступности высоких медицинских технологий для населения Украины.

Участники форума приняли решение подготовить резолюцию, изложив в ней проблемные вопросы отрасли, и направить ее в Верховную Раду Украины, КМУ, МЗ Украины, Министерство юстиции и Гослекслужбу Украины. В частности, отмечалась необходимость предоставления переходного периода при процедурах оценки соответствия медицинских изделий требованиям технических регламентов, признания на законодательном уровне результатов проведения процедуры оценки соответствия требованиям технических регламентов в 2008 г., исключив повторное прохождение этой процедуры по новым техническим регламентам. Также подчеркивалась необходимость увеличения количества уполномоченных органов по оценке соответствия техническим регламентам до как минимум 6 (сейчас действуют 2).

Должна быть разработана и утверждена единая классификация медицинских изделий, а также, во избежание коллизий и разногласий в ныне действующих и в проектах нормативно-правовых актов, унифицирована терминология относительно медицинских изделий. Участниками форума было высказано предложение относительно внедрения программы льготного кредитования субъектов хозяйствования (под 2–3% годовых) для операций по обеспечению учреждений здравоохранения Украины и пациентов медицинскими изделиями.

Подробнее с докладами, которые были озвучены в ходе форума, наши читатели могут ознакомиться на сайтах www.apteka.ua и www.morion.ua.

Анна Бармина,
фото Сергея Бека

Рынок медицинских изделий в Украине: векторы дальнейшего развития
Рынок медицинских изделий в Украине: векторы дальнейшего развития

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті