Этиология большинства заболеваний, сопровождающихся болью в горле, в основном связана с вирусной инфекцией, однако могут быть и другие причины (инфекционные, грибковые, смешанные инфекции, а также внешние факторы неинфекционной природы, — курение, пересушенный воздух и др.).
Несмотря на разнообразие этиологических факторов, вызывающих боль в горле, в большинстве случаев они объединены общим патогенезом, в основе которого лежит воспалительный процесс различной природы.
Лечение боли в горле включает применение препаратов местного действия с обезболивающим, противовоспалительным, антисептическим и антибактериальным эффектом.
В данный анализ включены лекарственные средства в форме жевательных таблеток, конфет, леденцов, пастилок и буккальных (защечных) таблеток, имеющие прямые показания к применению при острых инфекционно-воспалительных заболеваниях полости рта и глотки, в частности тонзиллите, ларингите и фарингите. В разрезе АТС-классификации были отобраны следующие группы:
- R02A A — Препараты, применяемые при заболеваниях горла, антисептики;
- R02A B — Препараты, применяемые при заболеваниях горла, антибиотики;
- R05X — Средства, применяемые при кашле и простудных заболеваниях, прочие препараты;
- M01A E — Нестероидные противоревматические средства, производные пропионовой кислоты.
Для определения препаратов, которым отдают предпочтение врачи, мы проанализировали назначения с использованием данных проекта «RxTest — Мониторинг назначений лекарственных средств».
Назначения врачей vs реальное потребление
Наиболее часто при развитии острых респираторных инфекций верхних дыхательных путей пациенты обращаются к педиатрам, терапевтам/семейным врачам, отоларингологам. Исходя из этого, в публикации проанализированы назначения врачей данных специальностей по следующим нозологическим группам диагнозов МКБ-10:
- J06 — Острые инфекции верхних дыхательных путей множественной и неуточненной локализации;
- J02 — Острый фарингит;
- J04 — Острый ларингит и трахеит;
- J01 — Острый тонзиллит.
Педиатры, терапевты/семейные врачи и отоларингологи отдают предпочтение препаратам, отнесенным к группе R02A A АТС-классификации 4-го уровня, а именно — антисептикам (рис. 1).
Согласно данным фактического потребления лекарственные средства, относящиеся к АТС-группе R02A A, аккумулируют львиную долю потребления в натуральном и денежном выражении, коррелирующую с назначениями врачей (рис. 2).
В таблице представлены препараты по международным непатентованным наименованиям (МНН), которые назначались врачами указанных специальностей в период III кв. 2013 – II кв. 2014 г.
Таблица | МНН препаратов АТС-группы R02A A (антисептики), назначаемых педиатрами, терапевтами/семейными врачами, отоларингологами за III кв. 2013 — II кв. 2014 г. |
МНН | № |
---|---|
Деквалиния хлорид + цинхокаин | 1 |
Амбазон | 2 |
Цетрария исландская | 3 |
Аскорбиновая кислота + деквалиния хлорид | 4 |
Ацетиламинонитропропоксибензен | 5 |
Цетилпиридиния хлорид | 6 |
Амилметакрезол + дихлорбензиловый спирт | 7 |
Декаметоксин | 8 |
Аскорбиновая кислота + хлоргексидин | 9 |
Бензокаин + цетилпиридиния хлорид | 10 |
Лидером по реализации (среди препаратов АТС-группы R02A A) является МНН декаметоксин (рис. 3). В группе R02A A это МНН представлено брэндом СЕПТЕФРИЛ, относящимся к низкостоимостным лекарственным средствам.
На 2-м месте по реализации в натуральном выражении находятся лекарственные средства, содержащие в качестве действующего вещества амилметакрезол (активен в отношении грамположительной и грамотрицательной флоры, препятствует синтезу белка в патогенных микроорганизмах) и дихлорбензиловый спирт (антисептическое действие, вызывает дегидратацию (обезвоживание) чужеродных клеток, также оказывает прямое воздействие на респираторные синцитиальные и коронавирусы). Амилметакрезол и дихлорбензиловый спирт — синергисты, вместе они уничтожают существующие инфекционные микроорганизмы (лечебное действие), а также препятствуют фиксации и размножению микроорганизмов на слизистой оболочке полости рта и горла, оказывая тем самым профилактический эффект. На отечественном фармрынке представлен ряд брэндов, содержащих данные действующие вещества, в частности, НЕО-АНГИН и СТРЕПСИЛС.
Все лекарственные формы препарата НЕО-АНГИН, помимо двух указанных выше действующих веществ содержат левоментол, оказывающий обезболивающее, местно-раздражающее, отвлекающее, антисептическое и противозудное действие.
Группа в целом
Линейка лекарственных средств (жевательных таблеток, конфет, леденцов, пастилок и защечных таблеток) для применения при боли в горле достаточно широка, в настоящее время на украинском фармрынке маркетируется 30 брэндов без учета форм выпуска.
Эти товарные позиции характеризуются различным покупательным спросом, маржинальным доходом и др. На что стоит обратить внимание при формировании товарного запаса в группе препаратов, применяемых при боли в горле?
Для того чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к показателям реального потребления.
Для наглядности мы условно разделили препараты группы на 3 ценовые ниши: низкостоимостная (менее 23,9 грн.), среднестоимостная (23,9–35,5 грн.) и высокостоимостная (более 35,5 грн.) (рис. 4).
Так, лидерами по потреблению (в натуральном выражении) являются препараты, относящиеся к низкостоимостной ценовой нише, аккумулирующие около половины объема реализации всех лекарственных средств группы. При этом они составляют 10% от вклада в маржинальный доход.
Среди препаратов низкостоимостной ниши лидером по доле в реальном потреблении является брэнд СЕПТЕФРИЛ (рис. 5). Однако СЕПТЕФРИЛ — низкомаржинальный препарат. В группе низкостоимостных лекарственных средств представлен также брэнд ДОКТОР МОМ, для которого характерен более высокий показатель маржинального дохода на упаковку.
В среднестоимостной ценовой нише представлено несколько брэндов (различные МНН), которые в целом характеризуются достаточно высоким показателем маржинального дохода на упаковку (например ФАЛИМИНТ — 7,1 грн., НЕО-АНГИН — 8,05 грн.) (рис. 6).
Наибольшей широтой ассортиментного ряда характеризуются лекарственные средства высокостоимостной ниши (рис. 7). В нее входят такие брэнды, как СТРЕПСИЛС, ТРАХИСАН, ФАРИНГОСЕПТ, ДЕКАТИЛЕН, ИСЛА и др. Эти препараты давно завоевали лояльность врачей и пациентов. Они характеризуются достаточно высоким уровнем маржинального дохода на упаковку. Кроме того, брэнды СТРЕПСИЛС и ДЕКАТИЛЕН имеют мощную рекламную поддержку на телевидении на протяжении III кв. 2013 — II кв. 2014 г.
Нужна ли оптимизация?
Анализируемая группа препаратов характеризуется широтой ассортиментного ряда, представлена несколькими различными МНН (моно- и комбинированные препараты) и несколькими десятками брэндов.
Наиболее широко представлены препараты, отнесенные к высокостоимостной ценовой нише. Они пользуются высоким спросом потребителей (аккумулируют около 40% реализации препаратов группы в натуральном выражении и более 70% маржинального дохода).
В то же время наибольшая доля в потреблении приходится на низкостоимостные лекарственные средства (СЕПТЕФРИЛ). Интерес (с точки зрения повышения маржинального дохода от реализации препаратов группы) может представлять перераспределение структуры реализации в сторону средне- и высокомаржинальных позиций.
Этого можно достичь путем увеличения объема реализации препаратов, относящихся к средне- или высокостоимостной ценовой нише. В эти ценовые ниши входят лекарственные средства, содержащие МНН, занимающие лидирующие позиции по назначениям врачей.
Так, интерес может представлять увеличение удельного веса реализации препаратов, которые относятся к среднестоимостной ценовой нише. Среди топ-5 брэндов (по доле в реализации в натуральном выражении) наиболее высокие показатели маржинальгого дохода на упаковку характерны для препаратов АНЗИБЕЛ, АНТИ-АНГИН и НЕО-АНГИН. При этом наибольшим потенциалом продаж среди них обладает брэнд НЕО-АНГИН.
Отметим, что комбинированное лекарственное средство НЕО-АНГИН, помимо антисептичекого действия, проявляет обезболивающий эффект (за счет входящего в его состав левоментола). Это свойство является важным для пациентов, поскольку именно боль в горле становится причиной обращения в аптеку.
P.S.
При формировании товарного запаса важно ориентироваться на несколько показателей, среди которых назначаемость врачами, потребительские предпочтения, стоимость, маржинальный доход и др.
Среди препаратов, применяемых при боли в горле, которая сопровождает острые респираторные инфекции верхних дыхательных путей, представлено большое количество брэндов, реализация которых оправдана как с терапевтической точки зрения (содержат МНН, активно назначаются врачами), так и с финансовой (характеризуются высокими показателями маржинального дохода на упаковку).
В то же время около половины структуры реализации препаратов группы приходится на низкомаржинальные товарные позиции. Частичное перераспределение структуры реализации препаратов категории в сторону средне- и высокомаржинальных позиций может существенно повысить доход аптек от реализации лекарственных средств, применяемых при боли в горле. Достичь этого можно путем рекомендации в аптеках именно таких препаратов.
Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим