Информационные технологии в здравоохранении: будущее или настоящее?

34Рынок мобильных приложений в сфере здравоохранения (mHealth) добился значительного прогресса за последние 2 года, став более бизнес-ориентированным и коммерциализированным. Одним из ключевых факторов развития этого перспективного направления является повсеместное распространение смартфонов и других гаджетов, а также появление все большего количества новых продуктов и решений в области информационных технологий, которые ранее казались фантастическими. Можно сказать, что mHealth — это не только современные технологии, это совершенно новый путь взаимодействия пациента с врачом и ухода за больными. Данное направление облегчает такой контакт с обеих сторон: для пациента упрощается процесс получения медицинской помощи, для специалиста — уменьшается загруженность рутинными операциями, что позволяет больше времени уделять собственно диагностике и лечению различных заболеваний. Мобильный доступ к информации облегчает получение данных и ускоряет принятие решений, а также уменьшает расстояние между пациентом и врачом. Ведущие фармацевтические компании уже не первый год используют возможности mHealth в качестве инструмента доступа к пациентам. Каких успехов удалось добиться на данном рынке и каковы его дальнейшие перспективы можно будет узнать из данной публикации.

Задачи, цели, достижения

Задача мобильного здравоохранения — облегчить процесс коммуникации между лечащими врачами и пациентами, помочь специалистам осуществлять дистанционный мониторинг больных, и приучить пользователей заботиться о своем здоровье, получать своевременные консультации, проходить профилактические осмотры и др. При этом не нужно забывать, что внедрение мобильных приложений призвано не заменить традиционную медицину, а усилить ее воздействие, формируя полезные привычки у пользователя, которые помогут сохранить ему хорошее самочувствие и здоровье.

Сегодня насчитывается более 100 тыс. приложений mHealth, разработанных на 2 крупных платформах: iOS и Android. Обе являются абсолютными лидерами среди операционных систем для мобильных приложений. Однако стоит отметить, что в течение последних 2 лет наблюдается значительный рост количества приложений в Google Play, разработанных на базе Android, которые относятся к сфере здорового образа жизни и медицинской области.

Разработчики приложений mHealth считают, что главной движущей силой рынка в ближайшее время будет растущее распространение совместимых с их приложениями устройств и спрос пользователей и пациентов на интересующие их данные.

Какие бывают mHealth-приложения

В целом mHealth — это 2 крупных направления, которые развиваются параллельно, с разной скоростью, оказывая при этом влияние друг на друга и постепенно сближаясь. Первое — это технологии, устройства, приложения и услуги для лечения и ухода за пациентами, второе — это системы и устройства, предназначенные для контроля за соблюдением здорового образа жизни (wellness) и фитнеса (fitness).

Аналитики компании «Research2Guidance» проанализировали наиболее популярные приложения mHealth для смартфонов в 2014 г. в США и установили, что практически половину сегмента заняли всего 2 типа приложений: для управления физическими нагрузками — fitness — 30,9%, и получения справочной информации — Medical reference — 16,6% (рис. 1). Следом идет программное обеспечение, помогающее оздоровлению организма, — wellness — 15,5%, и правильному питанию — 7,4%.

Рис. 1
30
Наиболее популярные приложения mHealth для смартфонов в США в 2014 г. (по количеству скачиваний)
Источник: отчет «mHealth App Developer Economics 2014» аналитической компании «Research2Guidance»

Следует отметить, что согласно данным компании «MarketsandMarkets», приведенным в отчете «Mobile Health Apps & Solutions Market by Connected Devices (Cardiac Monitoring, Diabetes Management Devices), Health Apps (Exercise, Weight Loss, Women’s Health, Sleep and Meditation), Medical Apps (Medical Reference) — Global Trends & Forecast to 2018», mHealth-приложения, предназначенные для заботы о здоровье (wellness+fitness) аккумулируют 90% загрузок на рынке мобильного здравоохранения.

Впрочем, опрос, проведенный компанией «Research2Guidance», показал, что со временем бизнес-потенциал приложений для фитнеса начнет снижаться. Вместе с тем в ближайшие 5 лет стоит ожидать появления успешных приложений mHealth, предназначенных для удаленного мониторинга и консультаций.

Приложения со справочной информацией, как правило, включают предоставление информации о лекарственных средствах, заболеваниях, их симптомах, а также советы относительно правил приема препаратов или того, что необходимо делать в случае появления болей. Они также могут включать данные о расположении аптек и медицинских центров/врачей. Приложения wellness, предназначенные для оздоровления организма, могут включать информацию о видах релаксации, инструкции по йоге и советы по поддержанию красоты и уходу за внешностью. Приложения о правильном питании помогают пользователям отслеживать их рацион питания, информируют о содержании витаминов, калорий и жиров в пище, а также социально-экономических аспектах продовольственной продукции. Приложения об управлении состоянием здоровья включают отслеживание медицинских параметров, приема лекарственных средств, поведения пользователя и предоставляет ему информацию о состоянии здоровья, например, о наличии определенного заболевания (сахарного диабета, ожирения, сердечной недостаточности и т.д.).

Объем рынка мобильных приложений в сфере здравоохранения

В первые годы развития рынка мобильного здравоохранения наметилась определенная тенденция к росту, несмотря на то, что его объем оставался небольшим. Можно сказать, что рынок находится на начальных этапах развития, однако ожидается, что ситуация изменится в ближайшие годы. Так, согласно данным, опубликованным в отчете «mHealth App Developer Economics 2014» аналитической компании «Research2Guidance», объем рынка мобильных приложений в сфере здравоохранения составил чуть более 2,4 млрд дол. США в 2013 г., однако уже к концу 2017 г. данный показатель, по прогнозам, вырастет на 61% и превысит 26 млрд дол. (рис. 2).

Рис. 2
 Объем рынка mHealth в денежном выражении в США в 2013 г. и прогноз до 2017 г.
Объем рынка mHealth в денежном выражении в США в 2013 г. и прогноз до 2017 г.
Источник: отчет «mHealth App Developer Economics 2014» аналитической компании «Research2Guidance»

Согласно другим данным, опубликованным в отчете «Mobile Health Apps & Solutions Market by Connected Devices (Cardiac Monitoring, Diabetes Management Devices), Health Apps (Exercise, Weight Loss, Women’s Health, Sleep and Meditation), Medical Apps (Medical Reference) — Global Trends & Forecast to 2018» аналитической компании «MarketsandMarkets», объем рынка мобильного здравоохранения в 2013 г. составил 6,34 млрд дол. и ожидается, что к 2018 г. его среднегодовой темп роста составит 26,7%, что позволит достичь объема в 20,68 млрд дол.

При этом основным источником дохода на рынке mHealth в 2017 г., по прогнозам, станут дополнительные услуги, которые предоставляют данные приложения (69% от общего дохода), также получение доходов ожидается от продажи устройств (21%), платных загрузок (5%), транзакций (4%), рекламы (1%).

Уже сегодня рынок мобильного здравоохранения предоставляет возможности для получения существенного дохода. Так, 5,1% активных игроков на рынке mHealth получили более 1 млн дол. дохода благодаря использованию мобильных приложений пользователями в I кв. 2014 г. Однако, с другой стороны, 2/3 (68%) разработчиков приложений мобильного здравоохранения заработали не более 10 тыс. дол. в 2013 г. Поэтому можно сказать, что данная сфера является прибыльной только для ключевых игроков рынка mHealth. В 2013 г. у 82% разработчиков число загрузок их приложений не превышало 50 тыс., и только 5% лидеров могут похвастаться тем, что их приложения были загружены на устройства более 500 тыс. раз.

Такие разные игроки рынка приложений mHealth

В целом, игроки на рынке mHealth могут быть условно разделены на 6 групп (таблица):

Таблица Характеристика основных игроков рынка мобильного здравоохранения
Традиционные представители сферы здравоохранения Специалисты по разработке мобильных приложений Помощники Специалисты в области здравоохранения Фитнес-специалисты Коннекторы
Доля от общего количества, % 3,4 14,3 32,3 20,2 10,2 18,0
Цель создания приложения Увеличение осведомленности о брэнде Прибыль Помощь людям Помощь людям Прибыль Прибыль
Количество приложений mHealth 13,5 7,4 7,5 10,7 11,3 11,3
Загрузки (менее 5 тыс./более 1 млн в течение 2013 г.), % 43,3/6,7 60,1/6,4 61,2/5,8 58,6/6,3 44,6/7,4 53,1/7,7
Прибыль (0/более 1 млн), % 67/3,2 25,7/7,8 51,4/5,1 42,7/9,1 39,4/7,4 39,0/8,9
Типичный размер компании, количество сотрудников Более 5 тыс. 3–10 3–10 3–10 11–100 11–100

1) традиционные представители сферы здравоохранения (фармацевтические компании, медицинские учреждения здравоохранения, страховые компании и др.) составляют 3,4% всех игроков на рынке mHealth. Основную цель, которую такие компании преследуют, — повысить узнаваемость брэнда. Они опубликовали наибольшее количество mHealth-приложений на данном рынке, большинство из которых (39%) вышли недавно (2013–2014 гг.);

2) специалисты по разработке мобильных приложений — небольшие компании (3–10 сотрудников), преследующие цель получения дохода от внедрения мобильных приложений. Доля mHealth-приложений в общем количестве мобильных приложений таких компаний, как правило, составляет около 40%. Такие игроки на данном рынке составляют около 14%;

3) помощники — небольшие компании (3–10 сотрудников), которые разрабатывают и внедряют мобильные приложения с целью предоставления помощи пользователям в получении необходимой им информации. Данные игроки составляет около 32% рынка mHealth;

4) специалисты в области здравоохранения. Врачи и другие специалисты могут использовать свои ноу-хау для разработки мобильных приложений. Как и предыдущие игроки, компании, членами которой являются медицинские специалисты, часто разрабатывают и внедряют мобильные приложения с целью предоставления помощи пользователям в получении необходимой им информации. Некоторым таким представителям удается получить прибыль более 1 млн дол. благодаря портфелю мобильных приложений. Такие игроки составляют около 20% рынка mHealth;

5) фитнес-специалисты. Эта группа разработчиков (11–100 сотрудников) мобильных приложений составляет около 10% всех игроков на рынке mHealth. Они в первую очередь развивают fitness-направление в сфере мобильных приложений с целью получения дохода;

6) коннекторы. Компании, стратегией которых является разработка дорогостоящих мобильных приложений, дающих доступ к другим приложениям, базам данных и датчикам. Компании-коннекторы составляют 18% игроков рынка mHealth и получают наиболее высокий средний доход от разработки и внедрения приложений.

Все группы разработчиков приложений в сегменте mHealth характеризуются одинаковыми предпочтениями относительно платформ, на которых они создают свои продукты, — iOS продолжает быть номером один, Android удерживает вторую позицию (см. таблицу). При этом коннекторы и специалисты в области здравоохранения предпочитают использование платформы iOS (62%). А среди фитнес-специалистов и специалистов по разработке мобильных приложений отмечается несколько большая доля тех, кто отдает предпочтение Android в качестве основной платформы при разработке приложений (34 и 32% соответственно). Интересно, что наибольшую популярность платформа WindowsPhone получила среди игроков сферы здравоохранения — 13%.

Создается впечатление, что традиционные участники рынка здравоохранения прилагают большие усилия для того, чтобы занять достойное место на рынке mHealth-приложений, однако пока еще не нашли правильную стратегию. Если бы это им удалось, развитие рынка могло бы ускориться.

Фармацевтические компании на рынке mHealth-приложений

Согласно данным, опубликованным в докладе «Pharma App Market Benchmarking 2014» компании «Research2Guidance», каждая из ведущих фармацевтических компаний предлагает в среднем 60 приложений на «Apple App Store» и «Google Play». Для сравнения типичный разработчик mHealth-приложений публикует примерно 1–2 продукта на этих источниках. Однако, несмотря на такое большое количество приложений, охват пациентов/пользователей остается достаточно низким. Так, приложения, опубликованные ведущими фармацевтическими компаниями с 2008 г., были загружены 6,6 млн раз, а количество активных пользователей и того меньше — 1 млн.

Согласно данным портала Pocket.md, лидером рынка mHealth-приложений среди фармацевтических компаний по количеству опубликованных продуктов по состоянию на декабрь 2013 г. является компания «Bayer», которая удерживает 11,2% рынка мобильного здравоохранения, вторая позиция принадлежит «Merck&Co», третья — «Novartis» (рис. 3).

Рис. 3
 Топ-10 фармацевтических компаний по количеству опубликованных mHealth-приложений до декабря 2013 г.
Топ-10 фармацевтических компаний по количеству опубликованных mHealth-приложений до декабря 2013 г.
Источник: портал Pocket.md

Многие из выпущенных ими приложений разрабатывались в качестве дополнений к основным продуктам фармацевтических компаний — препаратов и изделий медицинского назначения. Среди проектов, разработанных «Bayer», — приложения для контроля приема лекарственных средств пациентами с рассеянным склерозом, регистрации количества инфузий фактора VIII у пациентов с гемофилией типа А, мониторинга диеты, в частности у пациентов с сахарным диабетом. «Novartis» разработала приложение для пациентов с кистозным фиброзом, также создано несколько приложений для пациентов с онкопатологией, целью которых является повышение осведомленности о болезни. «Merck&Co» разработала несколько приложений для повышения приверженности пациентов к лечению, а также для фиксации динамики изменения симптоматики у ВИЧ-позитивных пациентов, получающих лечение.

В зависимости от количества опубликованных приложений, их загрузок пользователями и целевой аудитории ведущие фармацевтические компании можно разделить на 3 основные группы:

1) нишевые игроки, например, такие, как «Roche» и «Bristol-Myers Squibb», «Abbott», «AstraZeneka», «Pfizer», — используют приложения для того, чтобы продвигать свои основные продукты. Они располагают сравнительно большой долей приложений, которые нацелены на специалистов здравоохранения. Их размер портфеля приложений и охват (абсолютные значения) ниже среднего. То, что специалисты здравоохранения являются целевой аудиторией, может объяснить низкий охват, поскольку и потенциальный размер рынка намного меньше, чем у приложений, нацеленных на пациентов/частных пользователей;

2) добившиеся первых успехов. В эту группу входят фармацевтические компании с большим портфелем приложений, количество скачиваний которых превышает средний показатель. Большая часть таких приложений нацелена на массовый рынок частных пользователей. Портфель включает 1 или 2 приложения с количеством загрузок на уровне сотен тысяч или более. Например, 86% охвата компания «Sanofi» достигает за счет 3 (из более чем 100) приложений. К данной группе также относятся «Johnson& Johnson» и «GSK»;

3) те, кто еще пытаются добиться успеха. Эта группа включает в себя такие компании, как «Bayer HealthCare» или «Novartis». Они очень активны в плане количества опубликованных приложений, которые в основном нацелены на крупные частные сегменты пользователей. Несмотря на это, охват и количество скачиваний их приложений остаются ниже среднего.

Также следует отметить несколько особенностей работы фармацевтических компаний. Так, почти 50% приложений, разработчиками которых они являются, нацелены на локальные рынки и доступны в 3 и менее странах. Портфель приложений, как правило, строится вокруг ключевых фармацевтических продуктов компании и не учитывает особенности спроса на рынке мобильного здравоохранения. Также редко используются возможности перекрестных переходов, отсутствует узнаваемый дизайн.

Секреты создания успешного mHealth-приложения

Учитывая разнообразный набор целей, которые преследуют разработчики данных приложений, успешность можно определять по-разному. В данном случае в качестве таковых выбраны прибыльные проекты. Таким образом, давайте попробуем ответить на вопрос, в чем секрет создателей финансово успешных mHealth-приложений?

В ходе исследования, проведенного аналитической компанией «Research2Guidance», разработчики прибыльных приложений были определены как компании, чей доход по итогам 2013 г. превысил 1 млн дол. Их мы условно будем называть «миллионерами». Также в зависимости от объема дохода были выделены приложения, которые принесли своим создателям менее 10 тыс. дол., и те, которые не принесли доходов в течение 2013 г. вовсе.

Что же выделяет среди собратьев приложения-миллионеры?

Размер портфеля mHealth-приложений. Приложения-миллионеры, как правило, разрабатываются компаниями, которые создали уже большое количество таких продуктов и обладают значительным опытом в этой сфере. Так, 35% разработчиков приложений-миллионеров выпустили на рынок 20 и больше mHealth-приложений. В отличие от них приложения, которые принесли прибыль менее 10 тыс дол. или не получили ее вовсе, как правило, являются продукцией компаний-новичков в этой сфере, выпустивших до этого 1–2 таких приложения. Кроме того, необходимо отметить, что большой продуктовый портфель в случае приложений-миллионеров позволяет повысить потенциал продаж за счет перекрестных переходов, а также сбалансировать риски в случае неудовлетворительного результата отдельного приложения. В итоге такие компании могут обеспечить лучшие общие финансовые показатели для своего портфеля mHealth-приложений.

Предпочтительная модель получения дохода. Интересно, что более чем 35% приложений-миллионеров в качестве ведущего источника дохода определяют продажу сервисов. При этом для таких продуктов, получающих низкий доход (менее 10 тыс. дол.), наиболее распространенный источник дохода — плата за загрузку приложения (31%). Следует отметить, что около 90% mHealth-приложений, согласно данным компании «MarketsandMarkets», являются бесплатными.

Количество лет на рынке. Большое значение для успешности приложения имеет продолжительность присутствия его разработчика на рынке. Более 60% создателей экономически успешных приложений выпустили свой первый продукт до 2010 г. — в течение 2 лет после запуска «App Store» компании «Apple». Этот же показатель для группы приложений с низкими и нулевыми доходами составляет 20%. Так, разработчики приложений-миллионеров присутствуют на рынке в среднем 3,9 лет, а создатели приложений с низким и нулевым доходом — 2,4 и 2,2 года соответственно.

Интенсивность использования инструментария приложения. Различия между приложениями-миллионерами и приложениями с низким или нулевым доходом также затрагивают использование ими различных инструментов при создании. Так, в приложениях-миллионерах более широко используются возможности, позволяющие осуществлять мониторинг и монетизацию их работы. Эти инструменты включают рекламную сеть, аналитические возможности, совместимость с различными платформами, социальными сетями и возможность хранения информации. При этом разрыв является наиболее ощутимым в категориях аналитических возможностей и возможности кросс-платформенного перехода.

Текущий и планируемый уровень использования медицинских баз данных и устройств (API). Приложения-миллионеры чаще дают возможность обмена различными данными с другими приложениями, создания и импорта баз данных, как общих, так и персональных. При этом более 70% mHealth-приложений способны взаимодействовать (или планируется внедрить эту возможность) с API. Сейчас большая часть таких приложений взаимодействует только с 1 или 2 базами данных. Существует лишь ограниченное количес­тво приложений — несколько десятков, — которые позволяют обмениваться информацией из своих баз данных с другими приложениями. Некоторые такие продукты могут взаимодействовать с более чем 30 другими. Позволяя пользователю автоматически синхронизировать приложения с приложениями/базами данных конкурента, в конечном счете разработчики этих приложений увеличивают количес­тво данных, которые приложение может обрабатывать, тем самым увеличивая удобство приложения для пользователей и врачей. Логика разработчиков приложений, которые позволяют импорт данных приложениям конкурентов, проста — каждое приложение, с которым налажено взаимодействие, приносит больше потенциальных пользователей.

Говоря о базах данных для mHealth-приложений, необходимо отдельно остановиться на том, какие же данные они собирают. В целом информацию, с которой работают эти приложения, можно поделить на 3 группы:

  • данные, касающиеся здорового образа жизни. Это в основном сведения, касающиеся ежедневной физической активности (например количество пройденных шагов), изменения массы тела, количества употребленных калорий и пр.;
  • данные пациентского мониторинга. Это информация об изменении состоянии пациента с хроническим заболеванием. Такие приложения могут оперировать намного более широким списком параметров по сравнению с предыдущими, в том числе сведениями относительно уровня артериального давления и глюкозы в крови, насыщенности крови кислородом и пр.;
  • данные результатов медицинских исследований. Пациенты/врачи могут собирать данные с помощью приложения или специального датчика на индивидуальной основе. Количество различных жизненно важных парамет­ров, которые попадают в эту категорию, гораздо больше, чем у первых 2 групп, но приверженность потребителя гораздо ниже. Примеры жизненно важных анализов и тестов в этой группе: частота дыхания, объем легких, электрокардиограмма, электроэнцефалограмма, результаты анализов крови и мочи, ультразвукового исследования.

Следует отметить, что к приложениям, относящимися к первой группе, прибегает наибольшее количество пользователей, которые активно заносят свои данные. Ежемесячно примерно 100 млн человек указывают информацию относительно хотя бы 1 параметра в рамках контроля ведения здорового образа жизни. Активными пользователями приложений, работающими с данными 2-й группы, являются до 5 млн человек, а третьей группы — менее 1 млн. Это значит, что уже сегодня они собирают несколько сотен миллионов видов информации в месяц. Поэтому возможность обмена данными между различными приложениями становится все более важной.

Что ждет рынок mHealth-приложений через 5 лет?

Прежде чем пытаться заглянуть на 5 лет вперед, давайте оглянемся назад на те же 5 лет — в те времена, когда рынок мобильных приложений только зарождался. В І кв. 2009 г. лишь 13% телефонов были смартфонами. Первый планшет был выпущен годом позже. Сегодня же объем продаж смартфонов составляет более 1,2 млрд дол. в год (по итогам 2014 г.), а это значит, что смартфон стал коммуникационным устройством № 1 в мире. При этом рынок мобильных приложений развивается в 15 раз быстрее, чем, например, увеличивается количество стационарных интернет-пользователей. Что это значит для рынка mHealth-приложений и его развития до 2019 г.? Прежде всего, за несколькими исключениями (например Африка), почти все в мире будут иметь устройство, на которое может быть установлено mHealth-приложение. Вероятность того, что в ближайшее время больные и врачи будут встречаться в кабинете последнего, чтобы поговорить о приложениях, которые могли бы поддержать лечебные процедуры, очень высока, учитывая высокий уровень распространенности использования смартфонов и планшетов среди специалистов здравоохранения в развитых странах и наблюдающийся интерес пользователей/пациентов к mHealth-приложениям. Традиционным игрокам рынка здравоохранения необходимо понять, какое влияние, например, базы данных, касающиеся здоровья пациентов, будут оказывать на их бизнес-модели. Для традиционных компаний, работающих в сфере здравоохранения, важно понять особенности развития рынка mHealth-приложений, чтобы не оказаться впоследствии за бортом.

Ожидается, что в ближайшие 5 лет влияние mHealth-приложений на сферу здравоохранения будет увеличиваться. Так, это выразится в улучшении результатов лечения и повышении эффективности самопомощи. Кроме того, ожидается, что mHealth-приложения могут внести свой вклад в замедление роста расходов на здравоохранение, улучшить взаимодействие между врачами и пациентами и помочь больным лучше заботиться о собственном здоровье.

При этом наиболее важными драйверами развития рынка таких приложений, как ожидается, будут спрос пользователей/пациентов и широкая распространенность совместимых устройств. С другой стороны, рынок mHealth-приложений сталкивается с многими препятствиями, основными из которых являются недостаточный уровень защиты данных и отсутствие стандартов при создании этих продуктов. Недостаточное количество качественных клиничес­ких исследований, отсутствие четкой нормативной базы, конкретных требований и размер расходов на разработку приложений являются как основными проблемами рынка, так и его ключевыми драйверами.

По результатам опроса, проведенного аналитической компании «Research2Guidance», наиболее перспективным направлением для создания mHealth-приложений в ближайшие 5 лет является удаленный мониторинг и консультирование. При этом бизнес-потенциал данных приложений может быть реализован 2 способами: путем повышения доходов или снижения существующих издержек, что приводит к увеличению сбережений. Ожидается, что наиболее значительное положительное влияние на снижение затраты будет оказываться благодаря повышению комплаентности пациентов лечению и снижению госпитальных расходов.

Наиболее перспективной целевой группой для создания mHealth-приложений считаются пациенты с хронической патологией. Среди них наиболее существенный бизнес-потенциал, по мнению разработчиков mHealth-приложений, принадлежит больным сахарным диабетом. Приложения, помогающие отслеживать уровень глюкозы и/или инсулина в крови, с 2010 г. остаются лидерами в категории таких продуктов, предназначенных для управления состоянием пациента с хронической патологией. Сегодня существует более 1100 приложений, разработанных для устройств, работающих на платформе iOS или Android, для контроля состояния больных сахарным диабетом. Однако сегодня рынок пока что отстает от оптимистичных прогнозов разработчиков данных приложений. Так, только 1,2% пациентов с сахарным диабетом, обладающих устройствами, на которые можно установить данные приложения, пользуются ими для управления своим заболеванием. Такой низкий уровень использования ими mHealth-приложений может объясняться стоимостью дополнительных устройств, необходимых для работы таких продуктов (она может в 5 раз превышать цену обычного устройства для измерения уровня глюкозы в крови в домашних условиях), а также несоответствием многих приложений для пациентов с сахарным диабетом стандартам в этой сфере.

Что касается перспективных регионов, на которые ориентируются разработчики mHealth-приложений, то в ближайшие 5 лет большее внимание будут привлекать экономически развитые страны с высоким коммерчес­ким потенциалом. Сегодня около 70% создателей этих приложений делают ставку на такие государства, как США, Германия, Канада, Япония, Великобритания, Франция, Австралия, Италия, Южная Корея, это связано в основном со стоимостью разработок, более высоким уровнем пенетрации совместимых с приложениями устройств и высокой покупательной способностью пациентов, что, как считается, является одним из ключевых драйверов рынка. Меньшая, но тоже значительная доля разработчиков mHealth-приложений ориентируются на рынки развивающихся стран, таких как Бразилия, Китай, Индия, Индонезия, Марокко, Турция и пр., а еще 11% — на рынки следующих государств: Руанда, Сомали, Эфиопия, Уганда, Афганистан, Бангладеш, Камбоджа, Гаити и пр. Компании, работающие в развивающихся и наименее развитых странах, оценивают бизнес-потенциал в этих регионах, на 50% выше, чем компании, ориентирующиеся на рынок развитых стран. Это может быть связано с меньшей конкуренцией на таких рынках, а также более низким уровнем требований к безопасности данных, что делает возможным более быстрый запуск проекта.

P.S.

Подводя итоги, следует отметить, что мобильные решения уже значительно расширили возможности самоуправления для большой группы лиц, заботящихся о своем здоровье, а также пациентов с хроническими заболеваниями. С другой стороны, большая часть разработчиков приложений, которые сосредоточились на mHealth, пока еще не достигли ощутимого успеха. При этом отсутствие определенной стратегии и видения рынка приложений для этой сферы со стороны традиционных плательщиков, таких как медицинские страховые компании и компании, работающие в сфере здравоохранения, замедляет общее развитие рынка. 

Светлана Шелепко,
Евгения Лукьянчук,
по материалам http://www.esearch2guidance.com, http://www.hitconsultant.net, http://www.pocket.md, http://www.marketsandmarkets.com, mobihealthnews.com
Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті