Инвестиционная привлекательность украинского сектора здравоохранения. Продолжение…

Инвестиционная привлекательность отечественного сектора здравоохранения — тема, безусловно, актуальная и достойная обсуждения. В одном из предыдущих выпусков «Еженедельника АПТЕКА» мы уже успели рассказать о ее основных аспектах, освещенных в рамках ежегодной конференции «Инвестиционные возможности в секторе здравоохранения Украины». Однако нужно отметить, что прозвучали еще много заслуживающих внимания докладов, в которых подробно рассматривались вопросы инвестиционной привлекательности сектора частных медицинских услуг, дистрибьюции и аптечной торговли. Особенно интересными для участников конференции стали и выступления, посвященные зарубежному опыту привлечения инвестиций в сектор здравоохранения. Об этом мы и расскажем в данной публикации. Напомним, что конференция проходила в Киеве 1–2 ноября 2007 г. Ее организаторами выступили комитет Европейской Бизнес Ассоциации (ЕВА) по вопросам здравоохранения и компания «Бизнес-Кредит ЛС Киев».

ЧАСТНОЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ

Михаил Радуцкий Отдельное внимание в ходе конференции было уделено развитию частного медицинского бизнеса в Украине. О проблемах этого сектора здравоохранения рассказал Михаил Радуцкий, директор клиники «Борис».

Развитие частной медицины в Украине складывается таким образом, что сегодня в общем количестве частных медицинских учреждений лечебно-профилактические клиники составляют всего 10%, тогда как стоматологические учреждения — 75%.

Проблемой развития частной медицины в нашей стране является противоречие между объемом финансирования из государственного и местных бюджетов, между функционированием и развитием здравоохранения Украины и объемом инвестиций, необходимым для развития отрасли на уровне мировых стандартов.

Одним из самых важных условий, выполнения которого требует дальнейшее развитие частного сектора здравоохранения Украины, является создание надлежащей нормативно-правовой базы. Государство, которое не может предоставить своим гражданам достойный уровень бесплатного медицинского обслуживания, просто обязано устранить все препятствия для развития частной медицины и добровольного медицинского страхования. Исторически так сложилось, что на практике частная медицина уже давно существует, а в законодательстве этого понятия нет.

Главное препятствие в развитии частной медицины, по мнению М. Радуцкого, — это несовершенство нормативных документов, равно как и устаревшая формулировка одной из статей Конституции, где говорится, что медицинская помощь в нашей стране должна быть бесплатной.


Не бывает бесплатной медицины. Есть разные источники финансирования: бюджетные средства, частные деньги, страхование, но за все нужно платить (М. Радуцкий)


Сергей Липовой Сергей Липовой, финансовый директор клиники «Исида», в ходе доклада, посвященного ее развитию, подчеркнул, что частные клиники — это такой же бизнес, как и все остальные, где есть основное и вспомогательное производство. В частной клинике, ориентированной на международные традиции ведения бизнеса, кроме того, есть IT-подразделение, отдел маркетинга, управления персоналом, медицинский и финансовый директор, юрист. И, безусловно, такая компания имеет разработанную стратегию развития.

Рост экономики в Украине обеспечивает растущий спрос на медицинские услуги, развитие страхования. Эти факторы обусловливают развитие частной медицины в Украине, а значит — и потребность в инвестициях. Предпосылками для развития этого бизнеса сегодня являются слабая конкуренция, а в долгосрочном периоде и реформа здравоохранения. Однако любой инвестор в этой отрасли должен учитывать высокие барьеры для входа на рынок.

Давид Киладзе Давид Киладзе, генеральный директор компании «GPC» (Грузия), рассказал о государственном проекте реформирования системы здравоохранения в Грузии, которая может быть интересна и нашим читателям. Так, сегодня система здравоохранения Грузии насчитывает около 1500 больниц и амбулаторий. На базе существующих больниц открыто около 100 частных клиник. Частное здравоохранение Грузии — это амбулаторные клиники, диагностические центры, институт семейного врача, монопрофильные госпитали.

Немаловажно, что в Грузии также создан Фонд социального и медицинского страхования, который формируется за счет взносов налогоплательщиков и субсидирования из государственного бюджета. Этим фондом осуществляется стопроцентное финансирование ургентной медицины, родовспоможения, финансирование программ для малоимущих.

Фонды частного страхования оплачивают услуги частных и государственных клиник в  случае невозможности оказания необходимой помощи в частной. C 2008 г. все государственные служащие Грузии должны быть застрахованы в частных страховых компаниях за счет государства.

В этом году министерством охраны труда, здравоохранения и социальной защиты совместно с министерством экономического развития Грузии был презентован проект, который рассчитан до 2010 г., подразумевающий полный переход системы здравоохранения в частные руки. Трехгодичный план его реализации предполагает замещение 400 старых госпиталей 100 новыми. Согласно этому проекту планируется построить 77 клиник в регионах и 23 в столице.

Цель проекта — привлечение дополнительных инвестиций в сектор здравоохранения. Для этого государство, располагающее большим объемом недвижимости, передает ее бесплатно в частные руки взамен на создание новых госпиталей, которые будут построены инвесторами и останутся в их собственности.

Условия реализации плана постройки новых госпиталей таковы, что государство на тендерной основе распродает существующие медицинские учреждения. Приобретенный госпиталь переходит в полную собственность инвесторов. Старый госпиталь отдается бесплатно, а земля для нового продается по номинальной стоимости с правом строить на ней. Потенциальные инвесторы обязуются построить новый госпиталь «под ключ» по рыночным ценам. Государство только лицензирует и валидирует новое учреждение.

С момента подписания контракта старый госпиталь переходит в менеджмент инвесторам до момента постройки нового. Новый госпиталь является собственностью инвесторов. Менеджмент осуществляется ими же. Инвестор получает приватизированную землю и недвижимость, как в Тбилиси, так и в регионах, только после завершения строительных работ. По условиям тендеров новый собственник не будет иметь никаких ограничений относительно того, как будет использована его собственность в будущем.

Критерием отбора победителей тендеров на постройку госпиталей является только банковская гарантия на максимальную сумму. В случае, когда несколькими компаниями предоставляется одинаковая банковская гарантия, преимущество отдается лучшему проекту, который будет осуществлен в кратчайший срок.

На данный момент заинтересованных в реализации такого проекта достаточно много. Это банки, девелоперские и фармацевтические компании. Уже проведены тендеры и принято решение по 15 проектам.

Д. Киладзе также отметил, что по окончании тендеров 3 госпиталя останутся государственными. На их базе будут находиться университетские клиники. Реализация этого проекта также будет сопровождаться полным введением системы страховой медицины в Грузии.

ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ ДИСТРИБЬЮЦИЯ И АПТЕЧНАЯ ТОРГОВЛЯ

Янис Мейкшанс Один из интереснейших докладов конференции вниманию слушателей представил Янис Мейкшанс, генеральный директор «Mepha Baltic Ltd» (Эстония, Латвия, Литва, Украина, Беларусь), в ходе которого рассказал об интеграции оптового и розничного секторов фармацевтического рынка в Прибалтике.

По данным докладчика, сегодня общее количество аптек в Литве, Латвии и Эстонии составляет около 2,5 тыс., а объем фармрынка — около 1 млрд дол. США (при населении 8 млн человек). По итогам 2006 г. продажи на 1 аптеку составили в среднем порядка 250 тыс. евро в год.

Активный процесс консолидации аптечных сетей Прибалтики начался еще в 90-х годах прошлого века. Тогда же произошли и значительные перемены в секторе фармдистрибьюции. Главными инвесторами в секторе аптечных сетей в Прибалтике за последнюю декаду являлись оптовые предприятия. Они приобрели до 50% всех аптек. Только в случае «Евро аптеки» (Литва) наблюдалась обратная интеграция, когда аптечная сеть создала свое оптовое предприятие. Во всех остальных случаях аптеки приобрели оптовые предприятия — произошла прогрессивная интеграция.

В середине 90-х годов прошлого столетия количество оптовых операторов рынка в Прибалтике составляло около 400. Сегодня в каждой их этих стран пятерка крупнейших дистрибьюторов контролирует 80–90% рынка. В Латвии, например, 84% аптечных продаж консолидированы между аптечными сетями, принадлежащими 3 оптовым компаниям.

Я. Мейкшанс добавил, что консолидация на рынке Прибалтики не была связана со вступлением в ЕС. Однако, учитывая небольшие размеры рынка, она произошла очень быстро. Все слияния и поглощения в Прибалтике произошли на протяжении 3 лет. Причем у оптовых компаний просто не было других вариантов. Это был вопрос жизни и смерти! Ведь если не купить аптечную сеть, реализовывать товар будет негде.

На быстром развитии событий сказалось и решение правительств Прибалтийских стран не выдавать новые лицензии, чтобы не уменьшать прибыльность аптек. Сейчас цены на аптеки в Прибалтике астрономические. Особенно, учитывая то, что органический рост в этом секторе фармрынка невозможен.

Прибалтику от Украины сегодня очень отличает вертикальная интеграция участников рынка.


Во всем мире фармацевтический рынок имеет общие тенденции развития: консолидация и  вертикальная интеграция. Этот мировой тренд — неизбежное будущее для Украины. Не исключено, что вертикальная интеграция начнется в Украине уже сегодня (Я. Мейкшанс)


Игорь Литовка Истории и перспективам развития аптечных сетей в России был посвящен доклад Игоря Литовки, генерального директора «Комкон Фарма-Украина». Докладчик констатировал, что устойчивый рост коммерческого сектора фармрынка России является одним из факторов повышения его инвестиционной привлекательности. В  результате сложившейся на данный момент ситуации основной процесс, который происходит во всех секторах российского фармрынка, — это консолидация. Она происходит в дистрибьюторском, производственном и розничном секторах. Количество аптечных сетей увеличивается. Они внедряют современные маркетинговые технологии. Доля аптечных сетей в общем объеме коммерческого сектора фармрынка России в денежном выражении стабильно растет. «При любом сценарии развития экономики России к 2020 г. до 80% коммерческого фармрынка будут контролировать аптечные сети», — подчеркнул И. Литовка, ссылаясь на прогнозы аналитиков ЦМИ «Фармэксперт» (Россия).

Необходимость создания аптечных сетей в России, как и во многих других странах, диктуется правилами развития рынка. Розничная аптечная сеть — это в первую очередь системный инструмент совершенствования и контроля каналов сбыта. Это контролируемая торговая наценка, количество аптек из расчета плотности проживающего населения, диверсификация финансовых рисков и четкая централизованная система расчетов с поставщиками.

История развития аптечных сетей в России такова, что с середины и до конца 1990-х годов происходило первичное формирование аптечных сетей, которые перебирали форматы (минимаркеты, узкая специализация), начинали развивать ассортимент, налаживать логистику. В это же время появились первичные признаки брэндинга.

С конца 90-х годов прошлого века, в посткризисный период, началось масштабирование аптечных сетей, построение новой логистики, улучшение навыков управления ассортиментом, давление на одиночные аптеки, первая фаза системного брэндинга.

На текущий момент базис развития аптечных сетей в России — масштабирование. Вместе с этим происходят массовые слияния и поглощения, при которых размер аптечной сети уже имеет значения. Аптечные сети стремятся любой ценой увеличивать свою долю рынка, осуществляя региональную экспансию. Активно начали использоваться публичные финансовые инструменты, изменилась логистика, началась вторая фаза брэндинга — ребрэндинг.

Количественный рост аптечных сетей в свою очередь должен перерасти в качественный, привести к реализации различных маркетинговых инициатив: кабинет врача в аптеке, продажа полисов медицинского страхования, организация сall-центров и др.

Масштабирование аптечных сетей в России привело к тому, что крупнейшие аптечные сети, такие как «Аптечная сеть 36,6» и «Ригла», уже насчитывают порядка 1000 и 500 торговых точек соответственно. До конца года «Аптечная сеть 36,6», например, планирует увеличить общее количество аптек до 1450.

Одной из ключевых действующих сил на рынке аптечных сетей в России сегодня являются дистрибьюторы. При сохранении существующих тенденций не имеющие собственных аптечных сетей могут утратить кусок пирога.

Надежда Численко Мировые тенденции действительно отражаются на истории отечественного фармрынка, в частности, оптового и розничного его сегментов. Как отметила в ходе своего доклада Надежда Численко, директор аптечной сети «Виталюкс», фармацевтическая розница является одним из наиболее развитых, сформированных розничных рынков в Украине. Это быстрорастущий и перспективный в контексте развития страховой и платной медицины рынок. Аптечный бизнес является легальным, прозрачным и востребованным у потребителей, имеет положительную социальную значимость.

Отрицательные факторы, которые оказывают влияние на развитие аптечных сетей, — это большая зависимость от государственного регулирования, дефицит торговой недвижимости и торговых площадей, зависимость от доходов населения и достаточно жесткая конкуренция. Кроме того, аптечный бизнес достаточно сложен в управлении и логистике. Маржа аптек в Украине невелика по сравнению с другими рынками.

Одной из насущных проблем аптечных сетей в Украине является также высокая потребность в профильных специалистах, которая обусловлена недостаточным уровнем профессиональной подготовки молодых специалистов и их дефицитом в целом. Немаловажным фактором, влияющим на развитие аптечных сетей, кроме всего прочего, является большое число государственных проверяющих органов.

Инвестиционная привлекательность украинского сектора здравоохранения.  Продолжение...

Любому инвестору, по мнению Н. Численко, прогнозируя финансовые показатели аптечного бизнеса, необходимо ориентироваться на длительный период выхода на точку безубыточности (около 6–12 мес), зависимость показателя ЕВITDA от затрат на аренду. Прибыльность для отдельно взятого объекта при правильном подходе увеличивается в период от 6 до 24 мес и далее следует в унисон рынку. Обязательно необходимо учитывать сезонные особенности фармрынка для нашего климатического пояса — наиболее успешны І, частично ІІ и весь IV кв.; наименее, как правило, частично II и весь III кв. Исключение — Крым и курортные города.

Необходимые условия для получения крупных инвестиций аптечной сетью, как считает Н. Численко, — это успешные финансовые показатели деятельности, желательно более 3 лет; наличие успешного разработанного узнаваемого брэнда, который пронизывает весь стиль работы аптечной сети, четко направлен на свою целевую аудиторию; внедренная информационная система учета, позволяющая анализировать продажи и доходность; разработанные и внедренные бизнес-процессы, стандарты обслуживания; сформированная команда успешных топ-менеджеров; легитимность деятельности и др.

Олег Токарев Олег Токарев, председатель наблюдательного совета группы компаний «Мед-сервис», дополнил Н. Численко, представив свое видение инвестиционной привлекательности аптечных сетей в Украине. Он подчеркнул развитие таких тенденций в этом секторе здравоохранения, как консолидация, массовое внедрение передовых технологий и бизнес-процессов, появление игроков, претендующих на национальный статус, переход от ценовой конкуренции к конкуренции сервисом, уменьшение возможностей для органического роста, увеличение — для роста за счет слияний и поглощений, и, собственно говоря, повышение интереса самих аптечных сетей к инвестициям.

Аптечная сеть «Мед-сервис» по состоянию на 1 ноября 2007 г. насчитывает 151 аптеку в 55 городах Украины, а также 2 аптечных киоска и 1 аптечный пункт. Из них в формате самообслуживания работают 56, в прилавочном формате — 95 аптек. В аптечной сети работают 1200 человек.

До конца 2011 г. компания «Мед-сервис» планирует создать аптечную сеть из 700 аптек и стать лидером на розничном фармацевтическом рынке Украины в сегменте аптечных продаж. К приоритетам развития компании можно добавить достижение 10% доли товарооборота украинского розничного фармацевтического рынка, обеспечение рентабельности аптечной сети в 1,2 раза выше, чем в среднем по рынку.

Безусловно, для достижения таких целей необходимы инвестиции. Как аптечная сеть видит идеального инвестора ! Справедливо оценивающего бизнес, способного при осуществлении инвестиционного контроля быстро реагировать на предложения аптечной сети, имеющего опыт успешных инвестиций в данную область, репутацию надежного, порядочного партнера, способного вместе с инвестицией создать для аптечной сети новые конкурентные преимущества.

Инвестор в свою очередь также имеет свое видение идеальной аптечной сети. По мнению О. Токарева, это потенциал для роста, успешный опыт динамичного развития, хорошие финансовые показатели и их положительная динамика, низкие риски (политические, рейдерских атак, изменения законодательства, потери арендованных торговых точек, несовершенства аудита при покупке), четкая, понятная стратегия развития, логичная организационная структура, масштаб сети, доля рынка, качество управления, репутация компании.

Игорь Хмилевский Игорь Хмилевский, начальник отдела анализа и риск-менеджмента компании «CapitalTrust Securities», представил вниманию участников конференции доклад, посвященный использованию одного из интереснейших инструментов эффективного развития фармбизнеса за счет средств инвесторов, которым при этом не уступается ни йоты контроля над предприятием, — эмиссии облигаций.

И. Хмилевский подчеркнул, что ближайшая перспектива развития фармацевтического ритейла — это консолидация бизнеса в руках крупных игроков, а значит — появление аптечных сетей национального масштаба. Такое развитие событий, безусловно, требует привлечения инвестиций. Источниками финансирования в данной ситуации могут стать венчурные фонды, стратегические инвесторы, банковские кредиты и облигационные займы.

Преимущества облигационного займа:

в отличие от кредитов это длительный срок займа, отсутствие залога, сравнительно низкие процентные ставки, возможность управлять стоимостью займа;

в отличие от стратегического инвестора и венчурного фонда облигации не дают инвестору права на участие в управлении предприятием.

По своей экономической сути облигационный займ — это беззалоговый кредит. То есть эмитент, выпустивший облигации, обязуется на определенных условиях вернуть деньги инвестору, который их выкупил. В данном случае инвестор, вкладывая деньги в предприятие, по сути, верит эмитенту на слово, верит в способность и желание компании вернуть вложенные деньги.


Большинство украинских предприятий используют эмиссию облигаций исключительно как некую форму кредита, не понимая всех выгод этого финансового инструмента. Это касается и  фармацевтических компаний (И. Хмилевский)


На данный момент рынок облигаций в Украине, как и весь фондовый рынок, бурно развивается. Сегодня в Украине объем ликвидных корпоративных облигаций в обращении составляет около 10 млрд грн. Средняя ставка привлечения облигационных займов — около 13%. Однако развитие происходит в основном за счет эмиссий украинских банков. На рынке отмечается катастрофическая нехватка качественных эмитентов нефинансового сектора.

Среди операторов фармрынка было несколько предприятий, выпустивших облигационные эмиссии, но ни один из этих выпусков нельзя считать рыночным, ни один из этих выпусков не принес никакой позитивной информации инвесторам. Причина проста — неподготовленность предприятий к работе с таким инструментом, полная информационная закрытость и отсутствие культуры общения с инвестором. В первую очередь облигации являются инструментом, улучшающим инвестиционный имидж компании, в свою очередь повышение репутации среди инвесторов влечет за собой повышение стоимости предприятия и снижение процентной ставки привлечения средств. Выпустив облигации, эмитент делает первый шаг на пути публичной истории развития, а значит первый шаг к повышению стоимости предприятия.

Принимая решение о выпуске облигаций, необходимо учитывать, что подготовка предприятия к эмиссии составляет от 6 мес до 2 лет. Главным в алгоритме выпуска эмиссии ликвидных облигаций является создание команды. Именно за счет эффективной команды и создаются качественные облигационные выпуски, открытые и понятые инвесторам.

Не нужно ставить в тупик инвестора полумиллиардной эмиссией, ничего, кроме недоумения, это не вызовет. Необходимо дать инвестору поверить в эмитента, в его способность отвечать по собственным обязательствам. Правильнее сделать сначала небольшой выпуск облигаций. Затем стабильно в течение года выплачивать купон, обеспечивать инвестора информацией о своем развитии, сделать этот выпуск полностью рыночным и на следующий год сделать следующий. По истечении какого-то периода времени, когда инвестор поверит в эмитента, к нему уже будет выстраиваться очередь, чтобы торжественно вручить деньги под низкие проценты. В этом случае уже можно делать большие выпуски и развиваться исключительно на привлеченных деньгах.

Безусловно, в ходе конференции рассматривалось множество интересных вопросов. Но, как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать! Отметим, что благодаря усилиям организаторов к участию в этом мероприятии удалось привлечь немало экспертов инвестиционного сектора, которые готовы вкладывать средства в развитие отечественной индустрии здравоохранения. И это неудивительно, поскольку интерес к нашему рынку с его высокими темпами роста (хотя и множеством проблем) в последнее время особенно повысился. Инвесторов уже сегодня интересует фармацевтическое производство, оптовая, розничная торговля, сектор клинических испытаний и частного здравоохранения.

Как и любая инвестиционная конференция, состоявшееся мероприятие предполагало озвучивание реальных инвестиционных проектов. Надеемся, эта конференция помогла отечественным компаниям, работающим в секторе здравоохранения, расширить представление о том, как привлечь инвестиции, что происходит в мире и чего хотят инвестиционные компании! n

Екатерина Кармалита,
фото Анны Кодолы


Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*