Переход количества в качество! Инфраструктура аптечного рынка. Часть I: Украина в целом

Суть одного из важнейших законов развития — закона перехода количества в качество — заключается в возникновении нового качества вследствие накопления количественных изменений. Применительно к интересующей нас теме его можно трактовать как формирование качественно новой инфраструктуры аптечного рынка в результате накопления критической массы, иными словами, перенасыщения рынка вследствие неумеренного прироста количества аптечных сетей в течение последних лет. В настоящее время мы наблюдаем приостановку интенсивного расширения аптечного рынка на фоне активизации структурных перестановок. Равновесие любой системы может поддерживаться как механизмами естественной саморегуляции, так и посредством вмешательства извне. В анализируемый период внешних факторов, оказавших существенное влияние на инфраструктуру аптечного рынка, хватило с лихвой — финансовый кризис, эпидемическая ситуация, государственные инициативы, с завидным упорством довлеющие над отечественным фармрынком в 2009 г. В контексте всех событий, произошедших за последнее время, и в 2009 г. в частности, представляется интересным проследить, как отреагировал аптечный рынок на создавшуюся ситуацию. При подготовке материала использованы данные аналитической системы исследования рынка «Фармстандарт»/«PharmXplorer» компании «Proxima Research», официального сайта Государственного комитета статистики Украины www.ukrstat.gov.ua, а также Государственного комитета Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства.

МЕТОДОЛОГИЯ

Для того чтобы представить максимально достоверную картину инфраструктуры аптечного рынка в динамике, в этой публикации будут использованы сведения за 3 года. Исследование базируется на данных о действующих лицензиях на розничную торговлю лекарственными средствами по состоянию на 1.01.2008 г., 1.01.2009 г. и 1.01.2010 г.

В основе данного анализа — информация об аптечных предприятиях (субъектах хозяйствования, далее — СХ), имеющих соответствующую лицензию. Причем не следует путать понятия «аптечное предприятие» и «аптечная сеть». Если аптечному предприятию можно дать совершенно четкое определение — оно представляет собой агломерат различных видов торговых точек (ТТ), однозначно объединенных юридически, работающих по одной лицензии, то понятие аптечной сети более широко. Аптечной сетью могут быть как отдельные аптечные предприятия (сети централизованного типа), так и их совокупность (сети холдингового типа), объединенная по ряду договорных параметров (цели, средства, брэнд и т.д.). По сути синонимом аптечного предприятия может считаться только аптечная сеть централизованного типа. Вместе с тем холдинговые аптечные сети могут состоять из нескольких десятков лицензиатов. По­этому аптечное предприятие и аптечная сеть — понятия близкие, но не идентичные.

Для того чтобы получить максимально структурированный анализ, в рамках этого исследования предусмотрено распределение ТТ по различным параметрам в зависимости от:

  • географического расположения: вся территория Украины была условно разделена на 5 регионов (табл. 1);
  • величины населенного пункта: малые населенные пункты (менее 100 тыс. человек), средние города (100–700 тыс. человек), большие города (700 тыс. — 2 млн человек);
  • размера аптечного предприятия: одиночная ТТ (ТТ, которая является самостоятельным юридическим лицом и не владеет другими ТТ), малое (2–5 ТТ), среднее (6–10 ТТ), крупное (11–25 ТТ), большое (26–50 ТТ), мегасеть (более 50 ТТ).
Таблица 1 Региональное распределение
Регион Области
Западный Волынская, Закарпатская, Ивано-Франковская, Львовская, Ровенская, Тернопольская, Хмельницкая, Черновицкая
Центральный Житомирская, Сумская, Черниговская, Киевская, Винницкая, Полтавская, Кировоградская, Черкасская
Восточный Донецкая, Луганская, Харьковская, Днепропетровская
Южный АР Крым (в том числе Севастополь), Запорожская, Николаевская, Одесская, Херсонская
Киев представлен как самостоятельная административная единица

ВВЕДЕНИЕ

Чтобы понять подоплеку произошедших в аптечной инфраструктуре изменений, освежим в памяти ключевые события, оказавшие влияние на развитие отечественного фармрынка в 2009 г.

Ввиду низкой эластичности спроса на фармпродукцию в условиях кризиса кардинального снижения потребления в этой отрасли отмечено не было, однако в структуре аптечных продаж произошло перераспределение в пользу недорогих препаратов. Подобное изменение структуры спроса стало естественным последствием снижения расходов населения наряду со значительным удорожанием всех товаров «аптечной корзины», обусловленным девальвацией национальной валюты и ростом закупочных цен по многим товарным позициям.

Таким образом, кризис послужил своеобразным «фактором естественного отбора» в рыночной борьбе, в которой выживает сильнейший — игроки с недостаточной рентабельностью для дальнейшего противостояния негативным тенденциям вынуждены были покинуть рынок, а оставшиеся смогли извлечь бесценные уроки действий в кризисной ситуации и посредством всесторонней оптимизации бизнес-процессов укрепить свои конкурентные позиции.

Когда в конце ушедшего года была объявлена эпидемия свиного гриппа и аптечные полки начали опустошаться с завидным для кризисного периода энтузиазмом, аптеки не могли пожаловаться на нехватку внимания, за что, впрочем, их тогда назвали провокаторами (мол, нет никакой эпидемии, а кому это может быть выгодно, если не аптекам ). Впоследствии неодно­кратно была проанализирована сомнительность «выгоды» аптек в сложившейся ситуации (по сути из-за 2 нед всплеска объема продаж они были обречены на недополучение прибыли в течение последующих нескольких месяцев). Более того, если инициаторами подобного ажиотажа выступали аптеки, то образовавшийся дефицит антигриппозных средств выглядит неуместным как с точки зрения экономической целесообразности, так и последовавших государственных санкций.

В условиях значительной девальвации гривны и дефицита некоторых препаратов над аптеками нависла угроза лишения лицензий на розничную торговлю за дефицит определенных товарных позиций и необоснованное завышение цен. Были инициированы массовые проверки аптек с соответствующими штрафными санкциями, что явно не способствовало плодотворной розничной торговле.

С конца 2008 г. государство проявляло нездоровую активность в отношении отечественного фармрынка. Первой регуляторной «ласточкой» стало постановление КМУ от 17.10.2008 г. № 955, ограничивающее наценки на лекарственные средства (ЛС) и изделия медицинского назначения (ИМН). Дальнейшее ужесточение регулирования цен было обеспечено путем принятия постановления КМУ от 25.03.2009 г. № 333. Апогеем в этом направлении стало принятие 20 октября 2009 г. моратория на повышение цен на ЛС и ИМН, который был благополучно ветирован Президентом. Введение его в действие могло обернуться вполне реальной угрозой повального закрытия аптек.

ИНФРАСТРУКТУРА

По итогам 2009 г. общий объем аптечных продаж в Украине составил 20,3 млрд грн. Максимальный вклад в этом объеме аккумулировали аптеки, причем их удельный вес планомерно увеличивается (рис. 1). В это же время наметилась тенденция к уменьшению доли аптечных киосков в общем объеме розничной выручки.

Общее количество лицензиатов, действующих на территории Украины, по состоянию на 1.01.2010 г. составило 5717, превысив показатель предыдущего года на 5,3%. В это же время количество ТТ, на которые распространяется действие этих лицензий, осталось практически на прошлогоднем уровне и составило 23 241, уменьшившись на 0,4% по сравнению с 1.01.2009 г. Причем поддержанию общего количества ТТ на уровне предыдущего года способствовало увеличение количества аптек на 6,0%, которое было нивелировано сокращением количества аптечных киосков и пунк­тов — на 12,9 и 0,9% соответственно (рис. 2).

В анализируемый период произошло некоторое смещение структуры различных типов ТТ. Так, благодаря опережающим темпам прироста удельный вес аптек по состоянию на 1.01.2010 г. увеличился с 51,1 до 54,4% по сравнению с преды­дущим годом (рис. 3). Аптечные киоски, напротив, потеряли долю — с 25,4 до 22,2%. Удельный вес аптечных пунктов в это время практически не изменился и составил 23,4%. Перераспределение структуры аптечного рынка в разрезе различных типов ТТ в этом направлении отмечают уже не первый год — формируется тренд увеличения количества аптек за счет сокращения количества аптечных киосков. Ответ на вопрос, чем обусловлена подобная ситуация, упирается в проблему рентабельности различных типов ТТ. Высококонкурентные позиции аптек относительно других типов ТТ обусловлены, прежде всего, наличием широкого ассортимента и, что немаловажно, значительной торговой площадью и возможностью максимально эффективной с маркетинговой точки зрения выкладки товара. Для аптечных киосков и пунктов, в свою очередь, можно отметить такой «плюс», как экономия затрат на небольшом торговом помещении. Кроме того, отсутствие возможности у аптечных киосков реализовывать рецептурную продукцию оказывает соответствующее негативное влияние на их рентабельность. Хотя в условиях повальной оптимизации бизнес-процессов в розничной торговле (наличие других возможностей сокращения издержек, помимо экономии на торговом помещении) аптеки оказываются в выигрышном положении благодаря высокому потенциалу роста выторга по мере роста маркетинговой активности по продвижению товаров.

При практически неизменном общем количестве ТТ неуклонно растут количество и, соответственно, удельный вес ТТ, принадлежащих физическим лицам — субъектам предпринимательской деятельности (СПД). В анализируемый период по сравнению с 1.01.2005 г. высокий уровень активности СПД обусловил увеличение доли принадлежащих им ТТ почти вдвое — до 22,0%, а в абсолютных величинах их количество возросло на 10,3% (рис. 4). Так, если 5 лет назад в руках частников находилась каждая десятая ТТ, то теперь — каждая пятая.

Именно СПД выступают основным драйвером роста/минимизации убыли количества ТТ. Если условно вычленить количество ТТ, принадлежащих СПД, из общего объема таковых, то общее количество ТТ по состоянию на 1.01.2010 г. уменьшилось на 3,0% по сравнению с предыдущим годом. Для предыдущего периода была отмечена аналогичная ситуация.

В разрезе различных типов ТТ динамика СПД относительно коррелирует с таковой в целом по рынку, о чем свидетельствует соотношение темпов изменения общего количества ТТ и таковых без учета предприятий, принадлежащих СПД (рис. 5). Хотя следует отметить, что количество аптечных пунктов, принадлежащих СПД, в исследуемый период увеличилось на 16,3% по сравнению с предыдущим годом, что однако не внесло критических коррективов в общую динамику (в целом по рынку количество аптечных пунктов сократилось на 0,9%) ввиду сравнительно невысокой доли ТТ этого типа. Так, по состоянию на 1.01.2010 г. в общем количестве ТТ, принадлежащих СПД, аптеки нарастили долю с 58,0 до 60,7% по сравнению с предыдущим годом (рис. 6). В это же время аптечные киоски в соответствии с общерыночными тенденциями сократили свой удельный вес с 28,0 до 24,5%, а для аптечных пунктов этот показатель остался практически неизменным и составил 14,8%. Следует отметить, что консолидация в сегменте СПД не происходит.

РЕГИОНАЛЬНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ

Как уже отмечено выше, по состоянию на 1.01.2010 г. общее количество ТТ в Украине сократилось по сравнению с предыдущим годом на 0,4%. В региональном разрезе были некоторые различия в изменении количества ТТ — в Западном регионе и Киеве зафиксирован прирост, а в Восточном, Центральном и Южном регионах — убыль по этому показателю (табл. 2). В абсолютных величинах Восточный регион аккумулирует максимальное количество ТТ — 6498. За ним следуют Западный, Центральный и Южный регионы, где общее количество ТТ составило 5413, 5250 и 4837 соответственно. Для Киева этот показатель составил 1243.

Неудивительно, что самым крупным по общему количеству ТТ является Восточный регион, поскольку в его состав входят Днепропетровская и Донецкая области, где отмечают наибольшее количество ТТ.

В среднем в Украине по состоянию на 1.01.2010 г. на 1 аптечное учреждение приходилось 1982 жителя. Причем максимальная обес­печенность аптечными учреждениями в расчете на душу населения была отмечена для Николаевской обл. — 1 ТТ на 1664 человека, а минимальная — для Черниговской обл., где на 1 ТТ приходится 2701 человек (рис. 7).

Что касается структуры аптечного рынка в региональном разрезе, то повсеместно характерно превалирование аптек в общем количестве ТТ. Традиционно лидером по удельному весу аптек в общем количестве ТТ является Киев, по состоя­нию на 1.01.2010 г. доля аптек увеличилась с 58,8 до 63,9% по сравнению с предыдущим годом наряду с соответствующим сокращением удельного веса аптечных киосков и пунктов до 18,1 и 18,0% соответственно (рис. 8). Во всех остальных регио­нах также отмечают увеличение доли аптек и значительное сокращение таковой для аптечных киос­ков. Хотя Южный регион сохранил лидерство по удельному весу аптечных киосков среди других регионов — 25,6%, что, вероятно, обусловлено спецификой курортной местности, где в фаворе экономичные ТТ с необходимым сезонным набором безрецептурной группы товаров «аптечной корзины».

Наряду с Киевом значительный удельный вес аптек в общем количестве ТТ — более 60% — отмечают также для Закарпатской и Черновицкой областей (рис. 9). Кировоградская обл., напротив, выделяется наименьшей долей аптек в структуре ТТ — 39,8%. Невзирая на неоднородность структуры ТТ, в своем развитии аптечный рынок в разрезе областей, г.Киева и АР Крым следует схожим канонам.

По сравнению с 1.01.2009 г. в анализируемый период максимальный прирост количества аптек был зафиксирован для Киевской обл. — +18,4%. А единственными областями, где на фоне повальной убыли был зафиксирован прирост количества аптечных киосков, стали Тернопольская и Хмельницкая области (на 5,8 и 5,0% соответственно).

Кривая распределения количества СХ в зависимости от размеров аптечного предприятия по состоянию на 1.01.2010 г. является наглядным подтверждением превалирования некрупных лицензиатов, имеющих до 10 ТТ (рис. 10, 11).

Изменение структуры аптечных предприятий указывает на полярность их развития — отмечают дальнейшее распространение одиночных ТТ и наметившуюся тенденцию к увеличению количества очень крупных лицензиатов (мега- и большого кластеров). В это же время «золотая середина» постепенно сдает свои позиции (рис. 12, 13). Отметим, что по состоянию на 1.01.2010 г. по сравнению с аналогичным перио­дом 2009 г. в числе больших сетей добавилось 2 лицензиата, мегасетей — 1.

В структуре в зависимости от месторасположения практически для всех аптечных предприятий характерно преобладание малых населенных пунктов, за исключением больших сетей, которые находятся преимущественно в средних городах (рис. 14).

В течение последних 3 лет наметилась устойчивая тенденция к переориентации мегасетей с маленьких на большие города и Киев. Как говорится, большому кораблю — большое плавание. В это же время для больших и крупных аптечных предприятий, напротив, отмечают ослабление присутствия в крупных городах. В порядке убывания — малые аптечные предприятия все больше отдают предпочтение малым населенным пунктам, чем крупным городам. Что касается одиночных ТТ, ряды которых в ушедшем году пополнились новыми игроками, то они стабильно удерживают позиции в малых населенных пунк­тах и Киеве, хотя несколько ослабили присутствие в больших городах.

ИТОГИ

Ушедший год выдался богатым на события, которые испытывали отечественный фармрынок на прочность.

По состоянию на начало 2010 г. количество ТТ по сравнению с предыдущим годом практически не изменилось ввиду того, что число открытых ТТ нивелировало таковое закрытых. Хотя в этот период происходило множество структурных изменений, наметились новые тенденции в развитии аптечного рынка Украины. В частности, для аптечного рынка Украины отмечают усиление процессов консолидации. Кроме того, наблюдается устойчивый тренд к увеличению доли аптек в общем объеме ТТ как по выторгу, так по количественному значению. В то время как аптечные киоски, лишенные возможности продавать рецептурные препараты, напротив, утрачивают удельный вес по этим показателям.

В будущем можно ожидать дальнейших качественных перестановок. В Украине есть значительный потенциал для развития аптечного рынка за счет роста благосостояния населения (которое в настоящее время находится на весьма низком уровне) и соответствующего увеличения расходов на душу населения.

В ближайшее время наши читатели смогут более детально ознакомиться с развитием инфраструктуры аптечного рынка Украины в разрезе отдельных регионов.

Анна Шибаева

Комментарии

Нет комментариев к этому материалу. Прокомментируйте первым

Добавить свой

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Другие статьи раздела


Последние новости и статьи