ВВЕДЕНИЕ
Сегодня в Украине основное бремя расходов на лекарственные средства несет на себе потребитель ввиду отсутствия в нашей стране системы государственного медицинского страхования. По итогам I полугодия 2011 г. доля госпитального сегмента в общем объеме рынка лекарственных средств Украины составила 11% в денежном и 10% в натуральном выражении, соответственно розничные продажи покрывают в нашей стране около 90% совокупной потребности населения в лекарственных средствах. Таким образом, объем аптечных продаж находится в прямой зависимости от личного материального благосостояния потребителей. Так, темпы прироста располагаемого дохода населения Украины и объема рынка аптечных продаж близко коррелируют (рис. 1).
Доля фармрынка в общем объеме затрат на товары и услуги населения Украины на протяжении последних лет кардинально не меняется и остается на уровне около 3% (табл. 1). Однако, невзирая на двузначные темпы прироста рынка аптечных продаж в национальной валюте, объем потребления фармацевтической продукции в натуральном выражении характеризуется процессами стагнации, после кризисной рецессии рынок еще не восстановился до уровня 2008 г. Таким образом, результатом маркетинговых усилий операторов украинского фармрынка является не увеличение объема продаж, а лишь перераспределение рыночных позиций между продуктами.
Следует отметить, что если до кризиса темпы прироста затрат на товары и услуги опережали таковые на товары «аптечной корзины», то в период экономического спада была зафиксирована противоположная тенденция, что было обусловлено более низкой в отличие от большинства товаров и услуг эластичностью спроса на фармацевтическую продукцию. По мере выхода из кризиса ситуация менялась, и уже в текущем году динамика затрат на товары и услуги опережает таковую в сегменте аптечных продаж (рис. 2).
Таблица 1 | Затраты населения на товары и услуги и объем аптечных продаж в денежном выражении по итогам I кв. 2007–2011 г. с указанием темпов прироста по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года |
Год | Затраты населения на товары и услуги в I кв. | Аптечные розничные продажи в I кв. | Доля фармрынка в общем объеме затрат на товары и услуги, % | Количество реализованных упаковок в I кв., млн упаковок | |||
Всего | Доля в общих затратах, % | ∆, % к предыдущему периоду | Фармрынок всего | ∆, % к предыдущему периоду | |||
2007 | 99,8 | 84,9 | 33,0 | 2,9 | 17,1 | 2,91 | 471,4 |
2008 | 143 | 83,5 | 43,0 | 4 | 40,6 | 2,80 | 508,4 |
2009 | 156 | 83,4 | 9,0 | 4,9 | 23,5 | 3,14 | 426,1 |
2010 | 179 | 83,0 | 14,7 | 5,6 | 15,6 | 3,13 | 449,5 |
2011 | 220 | 82,6 | 22,9 | 6,7 | 19,2 | 3,05 | 466,6 |
СИТУАЦИЯ НА АПТЕЧНОМ РЫНКЕ
В Украине сравнительно высокая на фоне других стран обеспеченность населения аптечными учреждениями. В нашей стране в среднем на 1 аптечное учреждение приходится 2255 жителей.
Общий объем аптечных продаж по всем категориям товаров «аптечной корзины», включая лекарственные средства, изделия медицинского назначения, диетические добавки и косметику, по итогам 9 мес 2011 г. составил 19,5 млрд грн. В этом объеме традиционно максимальный удельный вес аккумулировали аптеки — 80%, аптечные киоски и пункты — 6 и 14% соответственно (рис. 3).
В течение последних 2 лет отмечается тенденция к закрытию аптечных киосков, в то время как генеральная совокупность аптек увеличивалась, а аптечных пунктов практически не изменялась. Это обусловлено специфическими особенностями конкурентоспособности различных типов торговых точек. Аптеки традиционно считаются весьма конкурентоспособными по сравнению с мелкими форматами — аптечными киосками и пунктами. Аптеки благодаря большей площади торгового зала являются благодатной почвой для применения широкого арсенала маркетингового продвижения товаров, в частности, за счет наличия больших возможностей по выкладке продукции на аптечных полках. В свою очередь, аптечные пункты выигрывают благодаря местоположению ввиду своей привязки к лечебно-профилактическим учреждениям. Аптечные же киоски работают в дискриминационных условиях — им разрешено реализовать исключительно продукцию OTC- сегмента, что потенциально «съедает» около половины их возможной выручки, так как на украинском рынке аптечных продаж удельный вес рецептурных лекарств составляет около 50% в денежном выражении.
Таким образом, в условиях естественного конкурентного отбора происходит реорганизация состава аптечных сетей (более детальная информация представлена в «Еженедельнике АПТЕКА» № 20 (791) от 23.05.2011 г.).
Средний месячный выторг на 1 торговую точку в целом по Украине по итогам I полугодия 2011 г. составляет 117 тыс. грн*. В разрезе различных типов торговых точек этот показатель варьирует: для аптек — 160 тыс. грн., для аптечных киосков и пунктов— 52 и 58 тыс. грн. соответственно (рис. 4).
Средняя розничная наценка на аптечном рынке Украины по итогам 9 мес 2011 г. по всем категориям товаров «аптечной корзины» составила 27,2% (рис. 5). Причем этот показатель варьирует среди различных категорий товаров. Так, максимальное значение розничной наценки отмечено в сегменте диетических добавок и косметики. В это же время для таких социально значимых категорий товаров, как лекарственные средства и изделия медицинского назначения, этот показатель в 1,5 раза ниже.
РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ АПТЕЧНОГО БИЗНЕСА
В рамках 4-й ежегодной международной конференции Института Адама Смита «Украинский фармацевтический форум» Сергей Ходос, директор компании «Фра-М», представил результаты исследования розничного сегмента украинского фармрынка, проанализировав ключевые показатели финансовой деятельности предприятий этой отрасли.
Финансовая устойчивость и платежеспособность предприятия обеспечивает ему преимущество перед другими игроками рынка в привлечении капитала для развития бизнеса, при выборе поставщиков и др. Кроме того, чем выше финансовая устойчивость предприятия, тем меньше его зависимость от внешних факторов бизнес-среды, в частности, непредвиденного изменения конъюнктуры рынка. Итак, при оценке потенциала рыночного развития операторов рынка важная роль отводится анализу их финансового состояния, в частности, их способности финансировать свою деятельность.
Финансовое состояние предприятий характеризуется обеспеченностью финансовыми ресурсами, необходимыми для нормального функционирования предприятия, целесообразностью их размещения и эффективностью использования, финансовыми взаимоотношениями с другими юридическими и физическими лицами, платежеспособностью и финансовой устойчивостью.
В ходе данного исследования были проанализированы финансовые показатели 2,5 тыс. организаций, занимающихся розничной реализацией товаров «аптечной корзины».
Важной характеристикой финансовой устойчивости предприятий является показатель ликвидности, иными словами, способность быстро погашать свою задолженность. Коэффициент текущей ликвидности определяется соотношением оборотных средств предприятия (денежные средства, товарные запасы, дебиторская задолженность) и краткосрочных обязательств. При коэффициенте равном 1 предприятие способно покрыть все текущие задолженности за счет имеющихся в его распоряжении ликвидных средств. Значение коэффициента меньше 1 указывает на неудовлетворительную структуру баланса, когда за счет имеющегося имущества предприятие неспособно своевременно обеспечить выполнение обязательств перед кредиторами, что является потенциальной угрозой банкротства. Превышение оборотных средств над краткосрочными обязательствами соотношения 1:1 свидетельствует о том, что предприятие располагает значительным объемом свободных ресурсов, формируемых за счет собственных источников. В это же время превышение более чем в 2–3 раза может свидетельствовать о нерациональной структуре активов.
Для анализируемых предприятий показатель суммарной ликвидности на протяжении 2007–2010 гг. колеблется в диапазоне 1,14–1,21 (рис. 6).
Среди анализируемых предприятий около трети имеют показатель ликвидности ниже 1, суммарно они аккумулируют 29% рынка (рис. 7).
По мнению С. Ходоса, рынок характеризуется высокой зависимостью от заемного капитала — коэффициент концентрации заемного капитала, который рассчитывается как соотношение долго- и краткосрочных обязательств к валюте баланса, составляет 0,63 и на протяжении последних 4 лет не снижается ниже 0,6 (рис. 8). То есть, в структуре баланса исследуемых предприятий доминируют заемные средства, их удельный вес составляет свыше 60% всех средств. В абсолютном значении величина заемного капитала перманентно увеличивается (рис. 9). Темпы прироста заемных средств в общем объеме капитала исследуемых компаний коррелируют с динамикой развития рынка в целом, за исключением кризисного 2009 г., когда возникли трудности с привлечением заемного капитала, в 2010 г. приток заемного капитала активно возрастал, что соответствующим образом отразилось на его отношении в выручке предприятий (рис. 10, 11). В настоящее время аптечный ритейл работает в кредит — поставщики предоставляют розничным сетям отсрочку платежа в среднем на 32 дня. Соответственно, аптеки финансируются за счет поставщиков и заемных средств, неся значительное бремя долговых обязательств. Чем опасна такая зависимость от заемных средств? В случае сокращения поставщиками сроков отсрочки или объема поставок в кредит в сегменте ритейла резко сократятся оборотные средства, что повлечет за собой снижение рентабельности бизнеса, компании этого сегмента могут оказаться под угрозой банкротства.
Итак, проанализировав ключевые характеристики финансового состояния предприятий аптечной торговли, обратим внимание на такой показатель, как рентабельность. В профессиональных кругах эта тема зачастую выступает предметом дискуссий, весьма распространенным является мнение относительно сверхприбыльности данного бизнеса. Как же обстоит ситуация на деле?
Рентабельность аптечного бизнеса — показатель, характеризующий экономическую эффективность этого вида деятельности путем соизмерения затрат и ресурсов, использованных для достижения эффекта. Этот показатель рассчитывается как отношение чистой прибыли к выручке. Основываясь на анализе отчетов о финансовых результатах исследуемых компаний, средний показатель рентабельности аптечного бизнеса в целом по Украине по итогам 2010 г. составил лишь 1,02% (рис. 12). Такой низкий уровень рентабельности частично обусловлен наличием на рынке значительного количества убыточных организаций, суммарный удельный вес которых в общем объеме аптечного рынка по итогам 2010 г. достиг 19% (рис. 13).
Согласно экспертной оценке С. Ходоса, при существующем уровне затрат аптечное учреждение с месячной выручкой 91 тыс. грн. может иметь положительный результат при отсутствии такой значимой статьи расходов, как аренда (табл. 2).
Таблица 2 | Усредненные затраты в расчете на 1 аптечное учреждение |
Статья бюджета | Сумма, грн. |
Товарооборот | 91000 |
Аренда, | – |
Коммунальные платежи | 200 |
Электроэнергия | 600 |
Канцтовары, бланки | 150 |
Хозтовары, продукты (моющие, чистящие, дезинфецирующие средства, пломбы) | 230 |
Курьерская доставка, почтовые расходы | 150 |
Охрана | 420 |
Пожарная сигнализация | 180 |
Стационарная связь | 50 |
Интернет | 110 |
Заработная плата | 12000 |
Обслуживание касс | 98 |
Кассовая лента | 80 |
Инкассация | 650 |
Услуги справки | 150 |
Дератизация | 80 |
ИТОГО | 15148 |
Реализационная наценка (25,5%) | 23205 |
Компания «МОРИОН» провела собственное исследование финансового состояния предприятий, специализирующихся исключительно на аптечной реализации. В связи с тем, что выборка компаний отличается от вышеприведенной, результаты исследования получились несколько иными (табл. 3). Причем рентабельность аптечного бизнеса в целом по Украине оказалась еще ниже, чем в вышеуказанном исследовании — 0,7%.
Таблица 3 | Результаты деятельности предприятий, занимающихся розничной реализацией товаров «аптечной корзины», по итогам 2010 г. (данные компании «МОРИОН») |
ИТОГО | |
Количество исследуемых организаций | 1474 |
Ликвидность | 1,3 |
Количество организаций с ликвидностью меньше 1 | 221 |
Их доля в рынке, % | 23,4 |
Рентабельность, % | 0,7 |
Зависимость от заемного капитала | 0,63 |
Величина заемного капитала, грн. | 1731291 |
Отношение заемного капитала к выручке | 0,1158 |
Количество организаций, закончивших год с убытком | 416 |
Доля на рынке, % | 16,7 |
Розничная торговая наценка по всем категориям товаров «аптечной корзины», % | 27,3 |
P.S.
Аптечный рынок Украины является весьма насыщенным и, как следствие, — высококонкурентным. В этих условиях операторы рынка активно используют ценовые методы конкурентной борьбы, что соответствующим образом отражается на их рентабельности, которая в целом по рынку составляет около 1%. Обратим внимание, что этот показатель — средняя температура по больнице, так как он скомпонован на основании результатов финансовой деятельности как прибыльных, так и убыточных организаций. Согласно полученным результатам почти треть компаний на аптечном рынке Украины с суммарной долей рынка 19% — убыточные.
Заемный капитал призван утолять голод растущего бизнеса в ресурсах для дальнейшего развития. Сегодня аптечный рынок Украины в значительной степени зависим от заемного капитала и, соответственно, от внешних факторов бизнес-среды. При этом рынок является достаточно ликвидным.
Каковы возможные пути повышения рентабельности аптечного бизнеса? Это либо увеличение затрат на «аптечную корзину», что возможно либо за счет значительного улучшения материального благосостояния населения, либо за счет повышения государственного участия в сфере финансирования обеспечения граждан фармацевтической продукцией. Другой путь предусматривает более радикальные методы — сокращение количества операторов аптечного рынка в результате активной конкуренции.
Мы живем в мире, где важная роль отводится деньгам. Поэтому возникает закономерный вопрос — неужели многие операторы аптечного рынка Украины работают в условиях столь низкой рентабельности, а треть из них и вовсе себе в убыток? Вероятно, рынок как самодостаточная система самостоятельно регулирует все плюсы и минусы своего функционирования и конкурентная борьба приведет к сбалансированному развитию этого рынка.
(©) Breeze393 | Dreamstime.com \ Dreamstock.ru
Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим