Рентабельность аптечного бизнеса в Украине

Аптечный бизнес имеет определенную специфику, поскольку основной категорией товаров «аптечной корзины» являются лекарственные средства — социально значимая продукция, характеризующаяся низкой эластичностью спроса. Люди болели, болеют и, как ни прискорбно, будут болеть. Причем в современных условиях по мере ухудшения экологической ситуации, старения населения наряду с развитием медицинских и фармацевтических технологий можно ожидать дальнейшего раскрытия потенциала рынка лекарственных средств. При подготовке публикации были использованы финансовые показатели компаний розничной торговли, данные аналитической системы исследования рынка «PharmXplorer»/«Фармстандарт» компании «Proxima Research», а также Государственного комитета статистики Украины.

ВВЕДЕНИЕ

Рентабельность аптечного бизнеса в УкраинеСегодня в Украине основное бремя расходов на лекарственные средства несет на себе потребитель ввиду отсутствия в нашей стране системы государственного медицинского страхования. По итогам I полугодия 2011 г. доля госпитального сегмента в общем объеме рынка лекарственных средств Украины составила 11% в денежном и 10% в натуральном выражении, соответственно розничные продажи покрывают в нашей стране около 90% совокупной потребности населения в лекарственных средствах. Таким образом, объем аптечных продаж находится в прямой зависимости от личного материального благосостояния потребителей. Так, темпы прироста располагаемого дохода населения Украины и объема рынка аптечных продаж близко коррелируют (рис. 1).

Доля фармрынка в общем объеме затрат на товары и услуги населения Украины на протяжении последних лет кардинально не меняется и остается на уровне около 3% (табл. 1). Однако, невзирая на двузначные темпы прироста рынка аптечных продаж в национальной валюте, объем потребления фармацевтической продукции в натуральном выражении характеризуется процессами стагнации, после кризисной рецессии рынок еще не восстановился до уровня 2008 г. Таким образом, результатом маркетинговых усилий операторов украинского фармрынка является не увеличение объема продаж, а лишь перераспределение рыночных позиций между продуктами.

В структуре затрат населения на товары и услуги доля таковых на «аптечную корзину» на протяжении нескольких лет составляет лишь около 3%

Следует отметить, что если до кризиса темпы прироста затрат на товары и услуги опережали таковые на товары «аптечной корзины», то в период экономического спада была зафиксирована противоположная тенденция, что было обусловлено более низкой в отличие от большинства товаров и услуг эластичностью спроса на фармацевтическую продукцию. По мере выхода из кризиса ситуация менялась, и уже в текущем году динамика затрат на товары и услуги опережает таковую в сегменте аптечных продаж (рис. 2).

Таблица 1 Затраты населения на товары и услуги и объем аптечных продаж в денежном выражении по итогам I кв. 2007–2011 г. с указанием темпов прироста по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Год Затраты населения на товары и услуги в I кв. Аптечные розничные продажи в I кв. Доля фармрынка в общем объеме затрат на товары и услуги, % Количество реализованных упаковок в I кв., млн упаковок
Всего Доля в общих затратах, % ∆, % к предыдущему периоду Фармрынок всего ∆, % к предыдущему периоду
2007 99,8 84,9 33,0 2,9 17,1 2,91 471,4
2008 143 83,5 43,0 4 40,6 2,80 508,4
2009 156 83,4 9,0 4,9 23,5 3,14 426,1
2010 179 83,0 14,7 5,6 15,6 3,13 449,5
2011 220 82,6 22,9 6,7 19,2 3,05 466,6

СИТУАЦИЯ НА АПТЕЧНОМ РЫНКЕ

В Украине сравнительно высокая на фоне других стран обеспеченность населения аптечными учреждениями. В нашей стране в среднем на 1 аптечное учреждение приходится 2255 жителей.

Общий объем аптечных продаж по всем категориям товаров «аптечной корзины», включая лекарственные средства, изделия медицинского назначения, диетические добавки и косметику, по итогам 9 мес 2011 г. составил 19,5 млрд грн. В этом объеме традиционно максимальный удельный вес аккумулировали аптеки — 80%, аптечные киоски и пункты — 6 и 14% соответственно (рис. 3).

В течение последних 2 лет отмечается тенденция к закрытию аптечных киосков, в то время как генеральная совокупность аптек увеличивалась, а аптечных пунктов практически не изменялась. Это обусловлено специ­фическими особенностями конкурентоспособности различных типов торговых точек. Аптеки традиционно считаются весьма конкурентоспособными по сравнению с мелкими форматами — аптечными киосками и пунктами. Аптеки благодаря большей площади торгового зала являются благодатной почвой для применения широкого арсенала маркетингового продвижения товаров, в частности, за счет наличия больших возможностей по выкладке продукции на аптечных полках. В свою очередь, аптечные пункты выигрывают благодаря местоположению ввиду своей привязки к лечебно-профилактическим учреждениям. Аптечные же киоски работают в дискриминационных условиях — им разрешено реализовать исключительно продукцию OTC- сегмента, что потенциально «съедает» около половины их возможной выручки, так как на украинском рынке аптечных продаж удельный вес рецептурных лекарств составляет около 50% в денежном выражении.

Таким образом, в условиях естественного конкурентного отбора происходит реорганизация состава аптечных сетей (более детальная информация представлена в «Еженедельнике АПТЕКА» № 20 (791) от 23.05.2011 г.).

Средний месячный выторг на 1 торговую точку в целом по Украине по итогам I полугодия 2011 г. составляет 117 тыс. грн*. В разрезе различных типов торговых точек этот показатель варьирует: для аптек — 160 тыс. грн., для аптечных киосков и пунктов— 52 и 58 тыс. грн. соответственно (рис. 4).

Средняя розничная наценка на аптечном рынке Украины по итогам 9 мес 2011 г. по всем категориям товаров «аптечной корзины» составила 27,2% (рис. 5). Причем этот показатель варьирует среди различных категорий товаров. Так, максимальное значение розничной наценки отмечено в сегменте диетических добавок и косметики. В это же время для таких социально значимых категорий товаров, как лекарственные средства и изделия медицинского назначения, этот показатель в 1,5 раза ниже.

Рис. 1
 Темпы прироста располагаемого дохода населения Украины и объема аптечного рынка в национальной валюте по итогам I–III кв. 2010 г. и I–II кв. 2011 г.
Темпы прироста располагаемого дохода населения Украины и объема аптечного рынка в национальной валюте по итогам I–III кв. 2010 г. и I–II кв. 2011 г.
Рис. 2
 Темпы прироста затрат населения Украины на товары и услуги, а также на товары «аптечной корзины» по итогам I кв. 2007–2011 гг. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Темпы прироста затрат населения Украины на товары и услуги, а также на товары «аптечной корзины» по итогам I кв. 2007–2011 гг. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Рис. 3
 Структура аптечных продаж в разрезе типов торговых точек в денежном выражении по итогам I полугодия 2011 г.
Структура аптечных продаж в разрезе типов торговых точек в денежном выражении по итогам I полугодия 2011 г.
Рис. 4
 Средний месячный выторг 1 торговой точки в разрезе ее различных типов по итогам I полугодия 2011 г.
Средний месячный выторг 1 торговой точки в разрезе ее различных типов по итогам I полугодия 2011 г.
Рис. 5
 Средняя розничная торговая наценка на товары «аптечной корзины» по итогам 9 мес 2011 г.
Средняя розничная торговая наценка на товары «аптечной корзины» по итогам 9 мес 2011 г.

РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ АПТЕЧНОГО БИЗНЕСА

В рамках 4-й ежегодной международной конференции Института Адама Смита «Украинский фармацевтический форум» Сергей Ходос, директор компании «Фра-М», представил результаты исследования розничного сегмента украинского фармрынка, проанализировав ключевые показатели финансовой деятельности предприятий этой отрасли.

Финансовая устойчивость и платежеспособность предприятия обеспечивает ему преимущество перед другими игроками рынка в привлечении капитала для развития бизнеса, при выборе поставщиков и др. Кроме того, чем выше финансовая устойчивость предприятия, тем меньше его зависимость от внешних факторов бизнес-среды, в частности, непредвиденного изменения конъюнктуры рынка. Итак, при оценке потенциала рыночного развития операторов рынка важная роль отводится анализу их финансового состоя­ния, в частности, их способности финансировать свою деятельность.

Финансовое состояние предприятий характеризуется обеспеченностью финансовыми ресурсами, необходимыми для нормального функционирования предприятия, целесо­образностью их размещения и эффективностью использования, финансовыми взаимоотношениями с другими юридическими и физическими лицами, платежеспособностью и финансовой устойчивостью.

В ходе данного исследования были про­анализированы финансовые показатели 2,5 тыс. организаций, занимающихся розничной реализацией товаров «аптечной корзины».

Важной характеристикой финансовой устойчивости предприятий является показатель ликвидности, иными словами, способность быстро погашать свою задолженность. Коэффициент текущей ликвидности определяется соотношением оборотных средств предприятия (денежные средства, товарные запасы, дебиторская задолженность) и краткосрочных обязательств. При коэффициенте равном 1 предприятие способно покрыть все текущие задолженности за счет имеющихся в его распоряжении ликвидных средств. Значение коэффициента меньше 1 указывает на неудовлетворительную структуру баланса, когда за счет имеющегося имущества предприя­тие неспособно своевременно обеспечить выполнение обязательств перед кредиторами, что является потенциальной угрозой банкротства. Превышение оборотных средств над краткосрочными обязательствами соотношения 1:1 свидетельствует о том, что предприятие располагает значительным объемом свободных ресурсов, формируемых за счет собственных источников. В это же время превышение более чем в 2–3 раза может свидетельствовать о нерациональной структуре активов.

Для анализируемых предприятий показатель суммарной ликвидности на протяжении 2007–2010 гг. колеблется в диапазоне 1,14–1,21 (рис. 6).

Среди анализируемых предприятий около трети имеют показатель ликвидности ниже 1, суммарно они аккумулируют 29% рынка (рис. 7).

По мнению С. Ходоса, рынок характеризуется высокой зависимостью от заемного капитала — коэффициент концентрации заемного капитала, который рассчитывается как соотношение долго- и краткосрочных обязательств к валюте баланса, составляет 0,63 и на протяжении последних 4 лет не снижается ниже 0,6 (рис. 8). То есть, в структуре баланса исследуемых предприятий доминируют заемные средства, их удельный вес составляет свыше 60% всех средств. В абсолютном значении величина заемного капитала перманентно увеличивается (рис. 9). Темпы прироста заемных средств в общем объеме капитала исследуемых компаний коррелируют с динамикой развития рынка в целом, за исключением кризисного 2009 г., когда возникли трудности с привлечением заемного капитала, в 2010 г. приток заемного капитала активно возрастал, что соответствующим образом отразилось на его отношении в выручке предприятий (рис. 10, 11). В настоящее время аптечный ритейл работает в кредит — поставщики предоставляют розничным сетям отсрочку платежа в среднем на 32 дня. Соответственно, аптеки финансируются за счет поставщиков и заемных средств, неся значительное бремя долговых обязательств. Чем опасна такая зависимость от заемных средств? В случае сокращения поставщиками сроков отсрочки или объема поставок в кредит в сегменте ритейла резко сократятся оборотные средства, что повлечет за собой снижение рентабельности бизнеса, компании этого сегмента могут оказаться под угрозой банкротства.

Аптечный рынок Украины является глубоко заемным — в структуре капитала компаний превалируют заемные средства

Итак, проанализировав ключевые характеристики финансового состояния предприятий аптечной торговли, обратим внимание на такой показатель, как рентабельность. В профессиональных кругах эта тема зачастую выступает предметом дискуссий, весьма распространенным является мнение относительно сверхприбыльности данного бизнеса. Как же обстоит ситуация на деле?

Рентабельность аптечного бизнеса — показатель, характеризующий экономическую эффективность этого вида деятельности путем соизмерения затрат и ресурсов, использованных для достижения эффекта. Этот показатель рассчитывается как отношение чистой прибыли к выручке. Основываясь на анализе отчетов о финансовых результатах исследуемых компаний, средний показатель рентабельности аптечного бизнеса в целом по Украине по итогам 2010 г. составил лишь 1,02% (рис. 12). Такой низкий уровень рентабельности частично обусловлен наличием на рынке значительного количества убыточных организаций, суммарный удельный вес которых в общем объеме аптечного рынка по итогам 2010 г. достиг 19% (рис. 13).

Рис. 6
 Ликвидность предприятий розничной торговли по итогам 2007–2010 гг.
Ликвидность предприятий розничной торговли по итогам 2007–2010 гг.
Рис. 7
 Количество организаций с ликвидностью ниже и выше 1 и их доля на рынке по итогам 2008–2010 гг.
Количество организаций с ликвидностью ниже и выше 1 и их доля на рынке по итогам 2008–2010 гг.
Рис. 8
 Зависимость предприятий розничной торговли от заемного капитала по итогам 2007–2010 гг.
Зависимость предприятий розничной торговли от заемного капитала по итогам 2007–2010 гг.
Рис. 9
 Изменение величины заемного капитала предприятий розничной торговли по итогам 2007–2010 гг.
Изменение величины заемного капитала предприятий розничной торговли по итогам 2007–2010 гг.
Рис. 10
 Темпы прироста объема рынка и заемного капитала по итогам 2008–2010 гг. по сравнению с предыдущим годом
Темпы прироста объема рынка и заемного капитала по итогам 2008–2010 гг. по сравнению с предыдущим годом
Рис. 11
 Отношение заемного капитала к выручке предприятий розничной торговли по итогам 2008–2010 гг.
Отношение заемного капитала к выручке предприятий розничной торговли по итогам 2008–2010 гг.
Рис. 12
 Уровень рентабельности организаций розничной торговли по итогам 2008–2010 гг.
Уровень рентабельности организаций розничной торговли по итогам 2008–2010 гг.
Рис. 13
 Количество и соотношение организаций, закончивших отчетный год с прибылью и убытком, по итогам 2008–2010 гг.
Количество и соотношение организаций, закончивших отчетный год с прибылью и убытком, по итогам 2008–2010 гг.

Согласно экспертной оценке С. Ходоса, при существующем уровне затрат аптечное учреждение с месячной выручкой 91 тыс. грн. может иметь положительный результат при отсутствии такой значимой статьи расходов, как аренда (табл. 2).

Таблица 2 Усредненные затраты в расчете на 1 аптечное учреждение
Статья бюджета Сумма, грн.
Товарооборот 91000
Аренда,
Коммунальные платежи 200
Электроэнергия 600
Канцтовары, бланки 150
Хозтовары, продукты (моющие, чистящие, дезинфецирующие средства, пломбы) 230
Курьерская доставка, почтовые расходы 150
Охрана 420
Пожарная сигнализация 180
Стационарная связь 50
Интернет 110
Заработная плата 12000
Обслуживание касс 98
Кассовая лента 80
Инкассация 650
Услуги справки 150
Дератизация 80
ИТОГО 15148
Реализационная наценка (25,5%) 23205

 

Рентабельность аптечного бизнеса в Украине составляет лишь 1%, причем треть компаний, работающих на этом рынке, — убыточны

Компания «МОРИОН» провела собственное исследование финансового состояния предприятий, специализирующихся исключительно на аптечной реализации. В связи с тем, что выборка компаний отличается от вышеприведенной, результаты исследования получились несколько иными (табл. 3). Причем рентабельность аптечного бизнеса в целом по Украине оказалась еще ниже, чем в вышеуказанном исследовании — 0,7%.

Таблица 3 Результаты деятельности предприятий, занимающихся розничной реализацией товаров «аптечной корзины», по итогам 2010 г. (данные компании «МОРИОН»)
ИТОГО
Количество исследуемых организаций 1474
Ликвидность 1,3
Количество организаций с ликвидностью меньше 1 221
Их доля в рынке, % 23,4
Рентабельность, % 0,7
Зависимость от заемного капитала 0,63
Величина заемного капитала, грн. 1731291
Отношение заемного капитала к выручке 0,1158
Количество организаций, закончивших год с убытком 416
Доля на рынке, % 16,7
Розничная торговая наценка по всем категориям товаров «аптечной корзины», % 27,3

P.S.

Аптечный рынок Украины является весьма насыщенным и, как следствие, — высококонкурентным. В этих условиях операторы рынка активно используют ценовые методы конкурентной борьбы, что соответствующим образом отражается на их рентабельности, которая в целом по рынку составляет около 1%. Обратим внимание, что этот показатель — средняя температура по больнице, так как он скомпонован на основании результатов финансовой деятельности как прибыльных, так и убыточных организаций. Согласно полученным результатам почти треть компаний на аптечном рынке Украины с суммарной долей рынка 19% — убыточные.

Заемный капитал призван утолять голод растущего бизнеса в ресурсах для дальнейшего развития. Сегодня аптечный рынок Украины в значительной степени зависим от заемного капитала и, соответственно, от внешних факторов бизнес-среды. При этом рынок является достаточно ликвидным.

Каковы возможные пути повышения рентабельности аптечного бизнеса? Это либо увеличение затрат на «аптечную корзину», что возможно либо за счет значительного улучшения материального благосостояния населения, либо за счет повышения государственного участия в сфере финансирования обеспечения граждан фармацевтической продукцией. Другой путь предусматривает более радикальные методы — сокращение количества операторов аптечного рынка в результате активной конкуренции.

Мы живем в мире, где важная роль отводится деньгам. Поэтому возникает закономерный вопрос — неужели многие операторы аптечного рынка Украины работают в условиях столь низкой рентабельности, а треть из них и вовсе себе в убыток? Вероятно, рынок как самодостаточная система самостоятельно регулирует все плюсы и минусы своего функционирования и конкурентная борьба приведет к сбалансированному развитию этого рынка.

 

*без учета частных предпринимателей
Анна Шибаева
(©) Breeze393 | Dreamstime.com \ Dreamstock.ru

 

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті