МЕТОДОЛОГИЯ
В рамках этого исследования общий объем инвестиций в рекламу на телевидении рассчитан в ценах прайс-листов рекламных агентств (open-rate). Однако необходимо учитывать, что реальные затраты компаний на ТВ-рекламу существенно ниже, чем заявлено в этих прайс-листах. Так, по оценкам компании StarLight Sales, в І полугодии 2016 г. объем инвестиций фармацевтических компаний в ТВ-рекламу составил 33 млн дол. США без налогов, а это в 5 раз меньше, чем предусмотрено в прайс-листах агентств.
При отображении показателей ТВ-промоции рассмотрены данные, рассчитанные по генсовокупности «Universe». В общем объеме инвестиций в рекламу лекарственных средств на телевидении не учитывалась имиджевая реклама фармкомпаний.
ТЕНДЕНЦИИ РЫНКА ТВ-РЕКЛАМЫ
Телевидение является ведущим каналом коммуникации среди традиционных медиа, аккумулируя львиную долю инвестиций фармкомпаний в долларовом выражении — 98%, а доля таких медиаканалов, как неспециализированная пресса и радио, составляет лишь 2%.
Инвестиции в рекламу носят ярко выраженный сезонный характер, что близко коррелирует с особенностями развития розничного рынка безрецептурных лекарственных средств. Поскольку многие ОТС-препараты подвержены сезонным колебаниям, соответственно, увеличение рекламных инвестиций приходится на осенне-весенний период года, а летом рекламная активность снижается (рис. 1).

По итогам І полугодия 2016 г., объем инвестиций фармкомпаний в рекламу на ТВ увеличился по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года на 13,6% и составил 172,6 млн дол. Необходимо отметить, что кризисные процессы повлияли на рынок ТВ-рекламы. Так, в 2015 г. по сравнению с 2014 г. объем инвестиций в долларовом выражении уменьшился почти вдвое. В то же время в национальной валюте рынок ТВ-рекламы лекарственных средств демонстрирует положительную динамику (рис. 2).

Несмотря на кризис, фармкомпании не снижают рекламное давление на потребителей. Так, в анализируемый период отмечено повышение уровня контакта со зрителем (EqGRP), но все же меньшими темпами по сравнению с увеличением объема инвестиций (см. рис. 2). Стоит отметить, что, начиная со ІІ полугодия 2015 г., прослеживается тенденция к увеличению количества выходов рекламных роликов (рис. 3).

В І полугодии 2016 г. украинские производители продемонстрировали опережающую динамику роста инвестиций в рекламу на ТВ в долларовом выражении по сравнению с зарубежными игроками, что позволило им существенно увеличить долю в общем объеме вложений на этом рынке (рис. 4).

В разрезе АТС-классификации 1-го уровня наибольший объем инвестиций отмечен для лекарственных средств группы А «Средства, влияющие на пищеварительную систему и метаболизм», R «Средства, действующие на респираторную систему», N «Средства, действующие на нервную систему» и M «Средства, влияющие на опорно-двигательный аппарат».
Доля национальных телеканалов («Интер», «Студия «1+1», «Первый национальный») продолжает увеличиваться. Высокие показатели прироста инвестиций в анализируемый период отмечают для региональных телеканалов, что позволило им также несколько увеличить свой удельный вес на рынке (рис. 5).

По итогам I полугодия 2016 г. рейтинг телеканалов по объему инвестиций в рекламу лекарственных средств на ТВ в долларовом выражении возглавил телеканал «Студия «1+1» (также лидирующий по показателю EqGRP и количеству выходов рекламных роликов). Объем инвестиций в этот телеканал увеличился более чем на 50%. Телеканал «Интер», который в предыдущие годы удерживал лидирующую позицию в рейтинге, сместился на 2-е место. В целом по сравнению аналогичным периодом предыдущего года состав рейтинга практически не изменился (табл. 1).
Таблица 1 | Топ-10 телеканалов по объему инвестиций в рекламу лекарственных средств на ТВ по итогам I полугодия 2016 г. с указанием позиций в рейтинге за аналогичный период 2014–2015 гг. |
2014 | 2015 | 2016 | Канал | Объем инвестиций, тыс. дол. | EqGRP, % | Количество выходов |
4 | 2 | 1 | Студия «1+1» | 44 826 | 48 327 | 30 792 |
1 | 1 | 2 | Интер | 31 843 | 34 418 | 29 520 |
2 | 3 | 3 | СТБ | 23 273 | 21 928 | 25 506 |
3 | 4 | 4 | Украина | 18 567 | 23 408 | 19 269 |
5 | 5 | 5 | ICTV | 9298 | 11 274 | 17 139 |
8 | 8 | 6 | ТЕТ | 7887 | 14 311 | 27 689 |
6 | 6 | 7 | Новый канал | 6815 | 8343 | 17 303 |
7 | 7 | 8 | НТН | 5444 | 9665 | 18 977 |
10 | 9 | 9 | 2+2 | 5374 | 8602 | 28 986 |
15 | 11 | 10 | ПЛЮС-ПЛЮС | 3159 | 7172 | 17 301 |
– | – | – | Другие | 16 081 | 31 204 | 498 481 |
– | – | – | Итого | 172 566 | 218 651 | 730 964 |
Рейтинг брэндов лекарственных средств, рекламируемых на ТВ, в I полугодии 2016 г., как и годом ранее, возглавили НУРОФЕН, ЭССЕНЦИАЛЕ и НО-ШПА. Благодаря значительному увеличению рекламных бюджетов в рейтинг топ-5 вошел ЛИНЕКС. Также в топ-10 вошел брэнд МААЛОКС, который начал рекламироваться на ТВ в марте этого года (табл. 2).
Таблица 2 | Топ-10 брэндов лекарственных средств по объему инвестиций в рекламу лекарственных средств на ТВ по итогам I полугодия 2016 г. с указанием позиций в аналогичном рейтинге в 2014–2015 гг. |
2014 | 2015 | 2016 | Брэнд | Объем инвестиций, тыс. дол. | EqGRP, % | Количество выходов |
3 | 1 | 1 | НУРОФЕН | 5360 | 7844 | 43 332 |
1 | 2 | 2 | ЭССЕНЦИАЛЕ | 4117 | 4800 | 12 089 |
4 | 3 | 3 | НО-ШПА | 3817 | 4346 | 14 094 |
22 | 8 | 4 | МАГНЕ-B6 | 3120 | 3785 | 9661 |
6 | 30 | 5 | ЛИНЕКС | 2407 | 2772 | 6901 |
10 | 6 | 6 | СТРЕПСИЛС | 2264 | 3336 | 18 476 |
2 | 9 | 7 | ВОЛЬТАРЕН | 2216 | 2647 | 5208 |
68 | – | 8 | МААЛОКС | 2099 | 2185 | 6659 |
9 | 4 | 9 | ЭКЗОДЕРИЛ | 2090 | 2403 | 6592 |
36 | 16 | 10 | ЭДЕМ | 2087 | 2325 | 7141 |
– | – | – | Другие | 142 989 | 182 208 | 600 811 |
– | – | – | Итого | 172 566 | 218 651 | 730 964 |
В рейтинге маркетирующих организаций лидирующие позиции удерживают компании «Фармак», «Teva» и «Sanofi». Значительно увеличила инвестиции в ТВ-рекламу лекарственных средств Группа компаний «Здоровье» (почти в 2 раза), что позволило ей войти в топ-10 (табл. 3).
Таблица 3 | Топ-10 маркетирующих организаций по объему инвестиций в рекламу лекарственных средств на ТВ по итогам I полугодия 2016 г. с указанием позиций в аналогичном рейтинге в 2014–2015 гг. |
2014 | 2015 | 2016 | Маркетирующая организация | Объем инвестиций тыс. дол. | EqGRP, % | Количество выходов |
3 | 1 | 1 | Фармак (Украина) | 20 577 | 27 469 | 83 636 |
1 | 2 | 2 | Teva (Израиль) | 13 338 | 15 997 | 49 696 |
5 | 3 | 3 | Sanofi (Франция) | 13 225 | 15 307 | 42 957 |
10 | 6 | 4 | Reckitt Benckiser Healthcare International (Великобритания) | 8694 | 12 707 | 73 021 |
9 | 5 | 5 | Артериум Корпорация (Украина) | 7273 | 9956 | 34 438 |
4 | 4 | 6 | Sandoz (Швейцария) | 7268 | 8668 | 21 221 |
25 | 10 | 7 | Кусум Фарм (Украина) | 6988 | 8830 | 24 705 |
7 | 8 | 8 | Bayer Consumer Care (Швейцария) | 6926 | 8015 | 24 192 |
19 | 18 | 9 | Здоровье Группа компаний (Украина) | 5396 | 6776 | 30 475 |
8 | 11 | 10 | Omega Pharma (Бельгия) | 5240 | 6945 | 22 266 |
– | – | – | Другие | 77 641 | 97 982 | 324 357 |
– | – | – | Итого | 172 566 | 218 651 | 730 964 |
ИТОГИ
Последние 2 года были нелегкими для операторов фармрынка, однако сегодняшние тенденции развития розничного рынка лекарственных средств вселяют оптимизм, позволяя предположить, что дно уже пройдено, и в дальнейшем рынок начнет постепенно восстанавливаться. Безусловно, кризисные события, в частности значительное падение курса национальной валюты, отразились и на рынке рекламы лекарственных средств. В предыдущем году объем инвестиций в рекламу препаратов на ТВ сократился почти в 2 раза в долларовом выражении, хотя в национальной валюте динамика была положительной. Сегодня на рынке ТВ-рекламы лекарственных средств прослеживаются положительные тенденции. В частности, в анализируемый период объем инвестиций фармкомпаний в рекламу на ТВ увеличился по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года на 13,6%.
Отечественные компании проявляют высокую активность на рынке ТВ-рекламы лекарственных средств, опережая по темпам прироста инвестиций в рекламу своих зарубежных конкурентов, что способствует увеличению их доли на рынке.
Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим