Здравоохранение и лекарства в Украине и мире

Продолжаем знакомить читателей с докладами спикеров в рамках XIII Ежегодного аналитического форума «Фармавзгляд–2018. И корабль плывет… (E la nave va…)», который состоялся 15–16 февраля 2018 г. в Киеве. Организаторами выступили компании «МОРИОН» и «УкрКом­Экспо». Генеральный аналитический партнер — компания «Proxima Research». Партнерскую поддержку также оказали Ассоциация представителей международных фармацевтических производителей Украины «AIPM Ukraine», Ассоциация производителей инновационных лекарств «АПРАД», Европейская Бизнес Ассоциация (ЕБА), Аптечная профессиональная ассоциация Украины (АПАУ), Ассоциация «Операторы рынка медицинских изделий», общественная организация «Фармацевтическая ассоциация «ФАРМУКРАИНА». Генеральным информационным партнером выступил «Еженедельник АПТЕКА».

Дмитрий Алешко, партнер ЮК «Правовой Альянс», ознакомил участников форума с регуляторными изменениями, которые ожидаются на фармрынке в текущем году.

Одним из ключевых регуляторных изменений является введение в действие с 1 марта 2018 г. отдельных положений Лицензионных условий осуществления хозяйственной деятельности по производству лекарственных средств, оптовой и розничной торговле лекарственными средствами, импорту лекарственных средств (кроме активных фармацевтических ингредиентов), утвержденных постановлением КМУ от 30 ноября 2016 г. № 929, касающихся импорта лекарственных средств в Украину. В частности, изменения касаются построения системы контроля качества и заключения соответствующих договоров между импортером и производителем. На сегодня многие импортеры не готовы к внедрению новых положений. Данный вопрос обсуждался на заседании рабочей группы, в котором приняли участие представители МЗ Украины, Государственной службы Украины по лекарственным средствам и контролю за наркотиками (Гослекслужба) и профильных ассоциаций, и была достигнута предварительная договоренность о внесении изменений в постановление № 929 либо о переносе сроков введения в действие этих положений, либо же об изменении подходов к регулированию лицензирования импорта лекарственных средств.

Также в марте 2018 г. можно ожидать принятия постановления КМУ об утверждении Национальной политики лекарственных средств на 2018–2025 гг. Проект данного документа в настоящее время находится на финальной стадии согласования в министерствах и ведомствах.

Еще один из важных вопросов — новая редакция Национального перечня основных лекарственных средств (далее — Национальный перечень). Экспертный комитет до 1 июля 2018 г. должен рассмотреть заявки субъектов фармрынка о включении препаратов в Национальный перечень. По результатам принятых по рассмотренным заявкам решений комитет должен сформировать очередную редакцию Национального перечня и представить ее в МЗ Украины. После чего Министерство должно подготовить проект постановления КМУ о внесении изменений в Национальный перечень, принятие которого ожидается в октябре–ноябре текущего года, а вступ­ление в силу — с 1 января 2019 г.

В продолжение темы Национального перечня ориентировочно в июне–июле 2018 г. могут быть внесены изменения в Положение о Национальном перечне и в Положение об осуществлении отбора лекарственных средств для внесения в Национальный перечень с целью внедрения мультикритериального анализа, а также расширения подходов к оценке медицинских технологий (НТА). Уже давно обсуждается вопрос о создании НТА-агентства. По прогнозам докладчика, и июле–августе текущего года может быть принят нормативный документ о его создании.

Ожидаются изменения и в Законе Украины «О публичных закупках» с целью обеспечения возможности использования переговорной процедуры для закупки лекарственных средств и медицинских изделий централизованной закупочной организацией, которая создается в настоящий момент. Такая процедура широко применяется в Европе. По оптимистичным прогнозам, принятие таких изменений можно ожидать в июне 2018 г.

Согласно нормам ст. 4 Закона Украины «О государственных финансовых гарантиях медицинского обслуживания населения» в составе закона о Государственном бюджете на следующий год должна быть принята программа медицинских гарантий, которой определяется перечень медицинских услуг и лекарственных средств, оплата которых гарантируется за счет бюджетных средств. Объем средств, направляемых на реализацию данной программы, определяется ежегодно законом о Государственном бюджете и должен составлять не менее 5% ВВП.

Относительно расширения правительственной программы «Доступные лекарства» докладчик отметил, что об этом можно будет говорить во II полугодии текущего года, когда появится возможность оценить эффективность работы программы, а также оценить объем освоенных средств. Кроме того, станет понятно, будут ли вноситься изменения в закон о Государственном бюджете на 2018 г. в части дофинансирования программы.


Касательно закупок через международные специализированные организации Д. Алешко сообщил, что в соответствии с действующим законодательством 2018 г. является последним годом осуществления таких закупок. Учитывая тот факт, что процесс реформирования системы пуб­личных закупок лекарственных средств и медицинских изделий еще не завершен, централизованная закупочная организация не создана и не протестирована надлежащим образом, на сегодня рассматривается необходимость и целесообразность продления закупок через международные специализированные организации еще на какой-то период. Д. Алешко отметил, что создание такой централизованной организации и налаживание ее эффективной работы — достаточно сложный и трудоемкий процесс. Следовательно, в случае непродления действия механизма международных закупок существует риск, что может быть возобновлен механизм закупок, который действовал до передачи их международным организациям. При этом процедура закупок может быть как централизованной, так и передаваться напрямую в регионы.

Тарас Лясковский, начальник Управления фармацевтической деятельности и качества фармацевтической продукции МЗ Украи­ны, подтвердил прогнозы предыдущего докладчика о том, что закупочное агентство полноценно сможет заработать не так скоро, как планировалось. Сегодня одной из приоритетных задач Министерства является внедрение системы eHealth, которая позволит вести полный учет оборота лекарственных средств, назначений врачей, обслуженных рецептов, вести реестр пациентов и т.д. В зависимости от функционирования системы eHealth можно будет производить соответствующие расчеты. Таким образом, закупочное агентство сможет заработать после внедрения системы eHealth.

Также МЗ Украины прорабатывается вопрос расширения перечня нозологий по программе «Доступные лекарства». В частности, на сегодня рассматривается вопрос включения в программы нескольких международных непатентованных наименований (МНН) лекарственных средств, применяемых при трансплантации. Кроме того, есть инициатива Правительства по включению в систему возмещения всех препаратов из Нацио­нального перечня, которые могут применяться в амбулаторном сегменте. Эта инициатива будет внедрена в ближайшее время. В течение полугода будут произведены соответствующие расчеты и мультикритериальный анализ, и в конце текущего — начале следующего года МЗ вынесет на рассмотрение конкретные предложения.

Результатами реализации программы «Доступные лекарства» в 2017 г. стали снижение цен, увеличение потребления препаратов, стоимость которых возмещается, а также увеличение количества аптек, участвующих в программе.

На повестке дня стоит вопрос оптимизации ценовых взаимоотношений между производителями и дистрибьюторами по препаратам, включенным в систему возмещения. Известны случаи, когда аптекам поступают предложения о поставке по ценам ниже задекларированной оптово-отпускной цены производителя. Минздрав готов провести консультации с производителями и дистрибьюторами с целью приведения цен на препараты, включенные в систему возмещения, к единому уровню во всех аптеках Украины. Относительно оптимизации аптечной наценки Т. Лясковский заявил, что Министерство считает необходимым введение понятия «фармацевтическая услуга», то есть фиксированная сумма за обслуживание рецепта, которую государство будет компенсировать аптекам — участникам программы.

В продолжение темы реимбурсации Гжегож Орновски, международный эксперт фармацевтического рынка, рассказал об особенностях внедрения и результатах реализации системы реимбурсации в Польше.

За всю историю фармрынка Польши негативная динамика его развития в денежном выражении была зафиксирована единожды в 2012 г., после того как в 2011 г. правительство изменило подходы к реализации системы реимбурсации. По итогам 2017 г., доля реимбурсируемых препаратов в общем объеме фармрынка Польши, включая розничный и госпитальный сегменты, составляет 32,4%, а в структуре аптечных продаж — 39,8%. В структуре аптечной маржи доля реимбурсируемых препаратов составляет 34%. В последние годы средняя маржинальность реимбурсируемых препаратов находится на уровне 15%. Переходя непосредственно к функционированию системы реимбурсации, докладчик отметил, что в мае 2011 г. принят закон «О возмещении расходов на лекарства, продукты питания особого пищевого назначения и медицинские изделия», которым изменены подходы к реализации системы возмещения. Перечень возмещаемых препаратов в Польше обновляется каждые 2 мес.

Среди ключевых изменений можно выделить:

  • введение единой прозрачной процедуры для входа продуктов в систему реимбурсации и установление официальной цены продажи для них;
  • введение процедуры «выхода» продуктов из системы реимбурсации;
  • введение системы участия частного сектора в распределении рисков с МЗ;
  • кооптация лекарственных средств, применяе­мых в терапевтических программах по онкологии, в том числе химиотерапии, а также продуктов питания особого пищевого назначения в систему реимбурсации;
  • введение фиксированной цены и маржи на продукты, включенные в систему реимбурсации;
  • запрет на использование любых «стимуляторов» продаж;
  • запрет на рекламу аптек и частичный запрет на рекламу магазинов, которые имеют право продавать лекарственные средства;
  • введение обязательства заключать контракты между аптеками и Национальным фондом здоровья;
  • введение обязательства применять единые условия контрактов на всем рынке реимбурсации;
  • введение c 01.09.2016 г. списка «S» (Senior) — бесплатных препаратов для людей в возрасте 75+ (117 молекул).

Как же происходит процедура включения лекарственных средств в систему реимбурсации?

В случае если молекула отсутствует в спис­ке реимбурсации, заявитель нанимает лицензированное агентство по оценке медицинских технологий, которое подготовит оценку технологии с использованием данного препарата. Далее заявка подается в Министерство и автоматически в государственное агентство по оценке медицинских
технологий и тарифов МЗ (далее — АОМТ и Т МЗ), где проводится анализ данной технологии и выдается рекомендация председателя агентства. Затем документы поступают в Экономический комитет (ЭК), который выделяет переговорную группу в составе 5 человек для проведения переговоров с заявителем. Результаты переговоров фиксируются протоколом. Однако окончательное решение о включении препарата в систему реимбурсации принимает министр. Также Министерство может потребовать от производителя участия в распределении финансовых рисков. При этом абсолютно все документы (за исключением сенситивной информации) публикуются на сайте МЗ и АОМТ и Т МЗ.

Если молекула уже включена в список реимбурсации, процедура намного проще. Заявитель просто подает заявку в МЗ. Однако есть одно условие: цена должна быть ниже, чем установленный лимит цены для данной молекулы. Документация также передается в ЭК и ведутся переговоры с производителем. Окончательное решение о включении также остается за министром.

При проведении переговоров заявитель обязан предоставить рекомендацию председателя АОМТ и Т МЗ, информацию о цене данного препарата на территории Республики Польша за последний год, а также информацию о цене препарата на рынках стран ЕС или государств — членов Европейского соглашения о свободной торговле. Также необходимо предоставить информацию о всех системах мотивации и стимуляции продаж во всех странах ЕС. Кроме того, необходимо предоставить стоимость терапии с применением данного препарата по сравнению с аналогами, а также стоимость продления жизни пациента на 1 год при терапии данным препаратом.

В завершение доклада Г. Орновски отметил ключевые особенности системы реимбурсации в Польше:

  • государство может в любой момент повлиять на рынок реимбурсации путем проведения переговоров или введения новых инструментов;
  • рынок реимбурсации практически не демонстрирует прироста (+1,6% в денежном выражении);
  • включение в список реимбурсации не гарантирует продаж и иногда выход из системы реимбурсации позволяет достичь успеха;
  • создается впечатление, что результаты при реализации дорогостоящих препаратов намного лучше;
  • даже максимальные расходы за включение в список реимбурсации ниже, чем расходы на команду медпредставителей;
  • при введении новых молекул необходимо делить риски с государством;
  • необходимо постоянно следить за списком и заявками конкурентов.

Наталья Шимко, заместитель директора департамента регулирования государственных закупок, начальник отдела политики государственных закупок Министерства экономического развития и торговли Украины (МЭРТ), рассказала о внедренных изменениях в систему электронных закупок ProZorro в 2017 г., а также о планах усовершенствования на 2018 г. На сегодня приказом МЭРТ от 15.09.2017 г. № 1372 утвержден порядок заключения и выполнения рамочных соглашений, который позволяет определить круг потенциальных поставщиков на 4 года. Техническая реализация этой процедуры в системе ProZorro запланирована на II кв. 2018 г. Кроме того, в систему ProZorro интегрированы данные Единого государственного реестра юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и общественных организаций, а также данные Государственного реестра лекарственных средств Украины.

27.01.2018 г. вступили в силу изменения в Закон Украины «О публичных закупках» в части онлайн-мониторинга процедуры закупок Государственной аудиторской службой, которые позволяют проводить мониторинг по автоматическим риск-индикаторам, обращениям органов власти и т.д., а также обмениваться информацией и рекомендациями через систему ProZorro.

Среди ключевых усовершенствований, реализация которых запланирована в текущем году, Н. Шимко выделила следующие:

  • усовершенствование системы обжалования, которая позволит оплачивать жалобы напрямую через систему, обжаловать мультилотовые закупки, отмену процедуры закупок и отклонения предложений. Также принимаются меры по уменьшению возможностей для «троллинга», в частности невозможность отозвать жалобу;
  • подготовлены изменения, которые позволят участникам торгов устранять все недостатки предложения в течение 24 ч в случае, если по результатам рассмотрения заказчиком таковые будут выявлены;
  • идет процесс интеграции с базой Государственной фискальной службы, который позволит автоматически проверять информацию о наличии/отсутствии задолженности по уплате налогов, а также с Казначейской службой, что даст возможность автоматически обмениваться информацией для регистрации договора и получения информации о платежах по этим договорам;
  • планируется введение электронных каталогов, в которые будут включаться квалифицированные соответствующими органами поставщики и их продукция, что позволит заказчикам закупать товары без проведения тендера;
  • выполнение обязательств по гармонизации с ЕС. В частности, введение новых процедур закупок, таких как торги с ограниченным участием и переговорная процедура. Также планируется предоставление возможности подачи предложений от нескольких юридических лиц. Особое внимание будет уделяться оценке предложений с аномально низкой ценой (антидемпинг).

Сергей Мироненко, директор компании «Pharmasiсh», в докладе о развитии инновационного биофармацевтического сектора в Тайване (КНР) представил рекомендации для развития такого сектора в Украине.

В 80–90-е годы прошлого столетия ряд факторов, таких как биотехнологическая революция в США, акт Бэя-Доула, глобализация привели к вертикальной дезинтеграции фарминдуст­рии. Началась эра глобального аутсорсинга и возникли благоприятные условия для появления новых игроков, одним из которых стал Тайвань.

В 1982 г. биотехнологии провозглашались одним из национальных приоритетов. Создан специализированный государственный научно-исследовательский центр, который проводит базовые R&D-исследования и трансфер технологий от транснациональных корпораций и государственных биотехнологических компаний. Однако первые 2 созданные компании, которые производили вакцины по технологиям «Санофи», были закрыты в 1995 г. из-за неэффективности. Казалось бы, на этом эра развития биотехнологий должна была закончиться, однако в 1995 г. утверждена новая стратегия развития инновационного сектора.

«Крестными отцами» и адвокатами тайваньской биотехнологической индустрии стали 2 американца китайского происхождения, которые вернулись на о. Тайвань. Это Нобелевский лауреат Ли Юаньчжэ (Lee Yuan-Tseh) и авторитетный онколог Ву Чэн-вэнь (Wu Сheng-Wen), которые в немалой степени разработали и реализовали новую стратегию развития. В Тайване была выбрана модель развития Go small, фундаментом которой должно было стать большое количество маленьких биотехнологических стартапов. При этом правительство отказалось самостоятельно определять приоритеты и директивно управлять. Стратегические решения принимались на основании рекомендаций широкого круга участников индустрии.

Государственное финансирование и субсидии распределялись дисперсно большому числу научных и R&D-стартапов, чтобы инициировать как можно больше исследовательских проектов в самых разных областях, методом проб и ошибок определить зоны потенциального успеха и сконцентрировать усилия на них. В сфере кадрового обеспечения ставка была сделана на американских специалистов китайского происхождения. Под них создали многочисленные научные учреждения и государственные агентства. В парламенте для них выделялась квота. Таким образом, новая индустрия строилась по лучшей в мире американской модели.

Позже государство признало, что биотехнологический сектор слишком сложный для директивного управления и становится модератором усилий ученых и индустрии для достижения синергии. Создаются децентрализованные механизмы распределения государственных субсидий на R&D. Это привело к возникновению множества полугосударственных агентств и исследовательских учреждений, которые конкурируют за получение финансирования. Для координации участников индустрии и консультационного обслуживания инвесторов и стартапов был создан координационный орган. Также в Тайване была сформирована модель экономического развития, при которой государство, академические учреждения и индустрия являются равноправными партнерами.

Стоит отметить, что в 2013 г. Тайвань присоединился к PIC/S, а в 2015 г. полностью имплементировал надлежащую производственную практику (Good Manufacturing Practice — GMP).

Каковы же достижения тайваньской инновационной биофармацевтической индустрии?

С 2008 г. биотехнологический сектор находится в стадии «поздней инкубации», и начал вызывать большой интерес инвесторов. В период 2008–2016 гг. капитализация сектора возросла на 700% и достигла 30,2 млрд дол. США. В первую очередь, тайваньские компании концентрируются на болезнях, которые превалируют в Восточной Азии, а также на разработке препаратов традиционной китайской медицины в соответствии с принципами современной доказательной медицины. Инновационный биофармацевтический сектор представлен исключительно небольшими компаниями. Вследствие нехватки ресурсов они вынуждены продавать свои препараты глобальным компаниям на ранних стадиях разработки.

Однако последние 3–4 года некоторые тайваньские компании достаточно окрепли, чтобы самостоятельно выводить на рынок собственные препараты, хотя еще и не способны проводить их маркетинг и производство на глобальном уровне, передавая права региональным партнерам.

С целью ускорения создания глобальных компаний правительство способствует процессам консолидации в индустрии. Для этих целей в 2016 г. создан государственно-частный фонд объемом 3,15 млрд дол. Поэтому в ближайшие 5–10 лет вероятно появление вертикально интегрированных тайваньских фармкомпаний, которые смогут войти в клуб Big Pharma.

Какие же уроки культивации инноваций должна вынести украинская Фарма?

Пример Тайваня свидетельствует о том, что роль государства является ключевой для масштабного перевода отрасли на инновационные рельсы, поскольку только она имеет достаточные управленческие и регуляторные рычаги и финансовые ресурсы. Однако приоритеты украинского правительства несколько иные, и никаких мер по поддержке отечественной фармпромышленности до 2020 г. не предусмотрено. Инновации в Тайване реализовывались выходцами из США, которые разбирались в передовых практиках. Поэтому для реализации инноваций целесообразно привлекать высококлассных зарубежных специалистов как в индустрию, так и в регуляторные органы. А также внешних консультантов на базе аутсорсинга и культивировать инновации в специально созданных дочерних подразделениях. Роль академических учреждений должна быть переосмыслена. Они должны прекратить производить диссертации, а стать полноценным участником индустрии и драйвером инноваций. Фарминдустрия может на первом этапе шире привлекать академии к сотрудничеству путем учреждения грантового фонда для поддержки прикладных академических исследовательских проектов.

Доклад на тему «Почему не хочется перемен, или Сизифу пора на пенсию» представил Сергей Орлик, эксперт фармацевтического рынка.

Почему же не хочется перемен? Анализ опроса топ-менеджмента фармкомпаний, оперирующих в Украине, дал такие варианты ответа:

  • Потому что они уже состоялись.
  • Потому что все, что ни делается, — то к лучшему, а то, что делается — наоборот.
  • Нравится быть собой.
  • Разве это изменения? Это макияж.
  • Мы не против перемен. Мы против этих «переменщиков»!

Докладчик отметил, что среди значительного числа игроков фармрынка наблюдаются признаки апатии. Причины апатии:

  • общая усталость (сумма персональных усталостей);
  • недоверие (к людям, словам, месседжам, СМИ, собственным суждениям);
  • низкий уровень общей достоверности (гиб­ридная ноосфера);
  • недостаточный уровень понимания (мало знаний и способностей делать знания из информации);
  • заученная привычная беспомощность (богатый жизненный опыт вынужденных компромиссов).

Какие же перемены уже произошли, несмотря на наше нежелание?

  • Подросло и еще не все уехало молодое здоровое поколение, которое переживет всех нынешних рулевых.
  • Мы видели своими глазами, в кого за 2 дня превратился грозный диктатор.
  • Мы видим собственными глазами, как народные кумиры оказываются обычными, нелабораторными крысами. Не осталось ни страха, ни слепой веры в отношении власти.

Из всего вышеобозначенного следует вывод: если Сизиф привык всегда откатываться вместе с камнем вниз и умеет только это, ему пора уступить дорогу молодым. Делать это следует сейчас, пока у них отсутствует привычка к компромиссам, нет навыка рационального объяснения своей нерешительности, зато присутствует желание личного успеха в своей собственной стране. И докладчик передал микрофон молодым.

Юрий Бугай, «eHealth»-координатор, «Trans­parency international Ukraine», и Андрей Заяц, пресс-секретарь Ассоциации «eHealth», рассказали о процессе внедрения системы eHealth в Украине.

Проектный офис «eHealth» разработал центральную компоненту системы, то есть тот функционал, который необходим Министерству здравоохранения для старта медицинской реформы. И 7 февраля этот продукт был передан МЗ Украины для дальнейшего администрирования. С этого момента последующей разработкой и внедрением eHealth занимается МЗ, для чего было создано ГП «Электронное здоровье». Ю. Бугай отметил, что запуск этого продукта — лишь вопрос времени. На сегодня продукт готов для удовлетворения базовых потребностей — ведения реестров медицинских учреждений, врачей и пациентов, что позволит оценивать объем средств, потраченных на каждого пациента при предоставлении первичной медицинской помощи. Кроме того, он имеет функцио­нал для поддержки программы «Доступные лекарства», в частности возможность выписывать электронные рецепты. Предварительно пилотный проект по электронному рецепту запланирован на апрель 2018 г. Однако пока нет четкого понимания, в каких регионах он будет проводиться, и как это будет работать.

Андрей Заяц добавил, что среди разработчиков медицинских IT-систем, которые присоединились к разработке системы eHealth, преимущественно специалисты в области медицинских информационных сис­тем (МИС), которые согласились бесплатно разработать программное обеспечение (ПО) для интеграции государственных клиник в цент­ральную компоненту. В то же время разработчики информационных систем для аптек не готовы бесплатно разрабатывать ПО для интеграции аптечных предприятий в центральную компоненту. Поэтому они будут вынуждены самостоятельно оплачивать эти услуги. При этом доступ к самой цент­ральной компоненте на сегодня бесплатный.

Центральная компонента разработана таким образом, чтобы к ней могла присоединиться любая информационная система, передавая объем данных, которые необходимы на центральном уровне. Таким образом, отпадет необходимость в использовании для работы нескольких продуктов, все данные могут быть интегрированы в систему.

На сегодня, к сожалению, невозможно интегрировать реестр лекарственных средств, поскольку он не готов. В систему будет внесена информация о препаратах в рамках системы реимбурсации. Однако в дальнейшем должен быть разработан обновленный реестр лекарственных средств, с которым можно будет интегрироваться через любой API (application programming interface). При этом операторы рынка высказали мнение, что он обязательно должен иметь привязку к кодам АТС-классификации. В завершение Ю. Бугай добавил, что сис­тема eHealth в Украине только внедряется и со временем будет усовершенствоваться. Проектный офис готов присоединяться к обсуждениям о стратегии дальнейшего развития данной системы.

ФОКУС-ДИСКУССИЯ

Евгений Заика, генеральный директор в Украине и СНГ «Асино Фарма Старт», высказал мнение, что все аптечные предприятия должны предложить сотрудничество разработчикам системы eHealth и незамедлительно начать процесс интеграции в нее, чтобы в дальнейшем все работали в единой сис­теме. Относительно динамики фармрынка он отметил, что рост рынка, как и в прошлом году, будет обусловлен инвестициями Фармы и в большей степени инфляционной составляющей, нежели ростом в упаковках. В условиях жесткой конкуренции между зарубежными и отечественными компаниями актуальным будет вопрос снижения себестоимости продукции при сохранении качества.

Раджив Гупта, генеральный директор группы компаний «Кусум», подчерк­нул, что в условиях изменяющегося рынка маркетинговые активности, направленные исключительно на конечного потребителя, уже не дают должного результата, поэтому необходимо использовать все каналы промоции, в том числе направленные и на врачей, и на фармацевтов. Одним из ключевых факторов успешности является быстрота реагирования на изменения рынка и регуляторного поля.

Георгий Викторов, глава представительства компании «Abbott Laboratories GmbH» в Украине, отметил, что в 2018 г. продолжится тренд увеличения доли зарубежных препаратов в натуральном выражении. Сегодня рынок находится в стадии посткризисного восстановления. Кризис у нас превращается в перманентное явление, и сейчас, похоже, что это хорошо. Ведь именно кризис дает индустрии новый заряд энергии и именно в кризис начинается поиск новых подходов для развития и воплощения новых идей.

Андрей Разумный, директор компании «Валартин Фарма», отметил, что внедрение медицинской реформы станет одним из ключевых регуляторных изменений, которые будут влиять на отрасль в 2018 г. и особенно в 2019 г. Скорее всего, процесс будет хаотичным из-за недостатка системности и проходить под влиянием электоральных настроений в предвыборный год. Здесь PR-эффекты будут важнее, чем установка и достижение правильных индикаторов реформы. А рынок будет и дальше сталкиваться с несовершенством или недостатком регуляций в вопросах перечней, протоколов, компенсаций и т.п.

Продолжение следует…

Денис Кирсанов, фото Сергея Бека

Комментарии

Нет комментариев к этому материалу. Прокомментируйте первым

Добавить свой

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Другие статьи раздела


Последние новости и статьи