С 1 июля немецким аптекарям надо выбирать из 4, а не из 3 самых дешевых препаратов

С 1 июля немецкие аптеки, предоставляющие услуги в рамках общеобязательного медицинского страхования, должны соблюдать условия нового рамочного договора. Вступивший в силу после 5 лет активных переговоров, в отдельных моментах он оказался разочаровывающим для фармацевтов, которым все сложнее становится оправдывать ожидания пациентов и врачей. Виной тому «узкие места в поставках», строгие настройки программного обеспечения и множество нормативных документов по ограничению расходов.

Когорты импорта и генериков: о чем речь?

Одним из главных нововведений в новом рамочном соглашении является различие между генерической и импортной когортами (немцы называют их «markt» — рынок, но буквальный перевод внесет путаницу — прим. ред.), так как от выбора той или другой зависит налогообложение. Важно: когорты являются взаимоисключающими, и выбор (с помощью программного обеспечения) следует делать только в одной из них. В первой можно выбирать между оригинальным, генерическим и импортными препаратами. Во второй — между оригинальным и импортным.

К импортной когорте обращаются, если:

  • нет другого препарата, кроме импортного;
  • рецепт с отменой aut-idem;
  • препарат находится в списке исключений замены, лекарство производят биотехнологически и у него нет биологической идентичности с другими.

Выбор в генерической когорте осуществляют в двух случаях:

  • препарат назначен под международным непатентованным наименованием;
  • в рецепте указано торговое наименование, но отсутствует отметка, отменяющая замену «aut-idem» (или то же самое, лат.).

Область выбора

Препарат, относительно которого заключен договор о поставках со скидкой, — всегда в приоритете, как козырная карта. Если такое соглашение отсутствует или продукт со скидкой не может быть доставлен, осуществляют выбор из четырех самых доступных по цене лекарств (в предыдущем рамочном договоре разрешали выбирать из трех самых дешевых).

Пример 1. Исходя из действующего вещества, формы выпуска, дозировки и размера упаковки, в ассортименте имеются:

  • 5 лекарств по 20,00 евро;
  • 3 лекарства по 21,00 евро;
  • 3 лекарства по 22,00 евро;
  • 2 лекарства по 23,00 евро.

Тогда для выбора доступны только пять препаратов за 20 евро.

Пример 2. Если в самом низком ценовом диапазоне — менее 4 лекарств, диапазон выбора распространяют на все лекарства второго ценового уровня, даже если в общей сложности препаратов — более четырех.

  • 1 лекарство по 20,00 евро;
  • 4 лекарства по 21,00 евро;
  • 3 лекарства по 22,00 евро;
  • 2 лекарства по 23,00 евро.

Выбирают между препаратом за 20 и всеми четырьмя — за 21 евро.

Пример 3. Если на первых двух уровнях цен — менее 4 лекарств, диапазон выбора будет увеличен на все лекарства третьего уровня цен, даже если в общей сложности препаратов становится более 4. Также если из первых трех градаций доступно менее 4, будут добавлены все препараты четвертой.

  • 1 лекарство по 20,00 евро;
  • 1 лекарство по 21,00 евро;
  • 1 лекарство по 22,00 евро;
  • 6 лекарств по 23,00 евро.

Выбирают среди всех лекарств за 20–23 евро.

Можно ли не включать в выбор назначенное лекарство?

Также новым является — и это, вероятно, одно из самых серьезных изменений в повседневной практике — лекарство, назначенное по торговому наименованию, больше не включают в выбор автоматически, а только в том случае, если оно относится к четырем наименее дорогим. Если это так, то отпустить более дорогое лекарство, чем назначенное, нельзя. Назначенное лекарство устанавливает «цену привязки» или «якорь», как и раньше, но теперь его можно не включать в выбор, если не отменен aut-idem.

Пример 4. По торговому наименованию выписан препарат за 21,00 евро. Назначенный препарат устанавливает привязку цены, поэтому может случиться, что выбирать придется менее чем из 4 лекарств. Так, в аптеке имеются:

  • 1 лекарство по 20,00 евро;
  • 2 лекарства по 21,00 евро (цена привязки);
  • 1 лекарство по 22,00 евро;
  • 5 лекарств по 23,00 евро.

Так как все остальные препараты, кроме 3 самых дешевых, дороже выписанного (21 евро — цена привязки), то выбор только ими и ограничен. При этом цена привязки может быть повышена только после консультации с врачом.

Если самые дешевые в аптеке отсутствуют, нужно последовательно расширять диапазон выбора (указав идентификатор причины отсутствия), пока не будет достигнута цена привязки.

Получается, что «дорогие» генерики имеют шанс быть отпущенными по рецепту только в отсутствие действующих договоров о скидках, когда не доступны ни один из 4 самых дешевых и все последующие, а у этого «дорогого» нет альтернативы.

Как доказать отсутствие? Для этого достаточно двух зарегистрированных онлайн-запросов, адресованных двум дистрибьюторам. Если у аптеки оптовый поставщик только один, достаточно, чтобы запросы к нему о наличии были сделаны в «разумное время». Рекомендуют, чтобы между двумя запросами прошло минимум 2 ч, то есть обслужить пациента быстро не получится.

Если в наличии есть только дорогие препараты, цена которых выше «цены привязки», аптека должна связаться с врачом, потому что именно он отвечает за экономическую эффективность назначения. Если этого сделать не удалось, аптека имеет право отложить отпуск по рецепту.

Ценовой «якорь» — лишний инструмент?

Проблема в том, что «узкие места» в поставках обычно касаются препаратов, которые назначают чаще всего — иными словами, фигурирующих в контрактах со скидкой, пишет «DAZ.online». Рамочное соглашение подсказывает, что в таких случаях отпускают одно из 4 наименее дорогих лекарств. Даже если таковые недоступны, продолжают выбирать в направлении повышения цены вплоть до указанного в рецепте препарата, так называемого «якоря», цену которого превышать нельзя.

Но на деле все гораздо сложнее. Сертифицированное программное обеспечение, рекомендуемое врачам тем же Рамочным контрактом, изначально отсылает к самым дешевым генерическим лекарствам. Поэтому «привязку» цены осуществляют на низком уровне, и аптекам все труднее находить альтернативу недопоставляемому лекарству со скидкой. При этом все более дорогие варианты, даже если разница в цене составляет всего несколько центов, должны быть уточнены и задокументированы при участии врача.

Одним из решений, размышляет редактор «DAZ.online», было бы рекомендовать врачам устанавливать «якорь» цены как можно выше и таким образом увеличивать пространство для маневра в аптеке. Но среди врачей может возникнуть массовое недопонимание: им покажется, что фармацевты ищут для себя материальных выгод. «Гораздо лучшим решением будет отмена правила привязки цены!», — подчеркивает автор. Слишком много инструментов сдерживания затрат, очевидно, не ведут к лучшему уходу за пациентом, и в конечном итоге это может не отвечать интересам врачей.

По материалам www.deutsche-apotheker-zeitung.de; www.deutschesapothekenportal.de

Комментарии

Нет комментариев к этому материалу. Прокомментируйте первым

Добавить свой

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Другие статьи раздела


Последние новости и статьи