Одесские зарисовки о GMP

В октябре 2007 г. Украинским центром фармацевтических исследований (УЦФИ) при участии кафедры управления качеством Национального фармацевтического университета (НФаУ) на базе одесского ОАО «ИнтерХим» был организован научно-практический семинар «Подготовка персонала в соответствии с требованиями GMP», собравший в Южной Пальмире представителей фармацевтических предприятий Украины. Это четвертый за 2007 г. форум специалистов отрасли, посвященный теоретическим основам и практическим аспектам GMP, проводимый под эгидой УЦФИ в Украине. Тем не менее, необходимость столь частых встреч профессионалов производства лекарственных средств не подлежит сомнению, поскольку с каждым днем приближается дата обязательной сертификации всех фармацевтических предприятий страны на соответствие требованиям этого европейского стандарта, назначенная на 1 января 2009 г. Важность постоянного совершенствования знаний и навыков определена непосредственно в стандарте GMP, осознают это и сами производители, что подтверждает неизменно высокая посещаемость семинаров УЦФИ, всякий раз собирающих вместе более 50 специалистов различных предприятий.

Приветствуя участников, семинар открыл проректор по научной работе, заведующий кафедрой управления качеством НФаУ, доктор химических наук, профессор Сергей Коваленко. Он акцентировал внимание на том, что подготовке специалистов в  области фармации в  Украине уделяют особое внимание — наша страна одна из немногих в  мире, в  которой действует специализированное высшее учебное заведение фармацевтического профиля в  статусе университета. И если до 1992 г. Харьковский государственный фармацевтический институт занимался подготовкой провизоров (специальность «Фармация»), то сегодня в  этом вузе, ставшем в  2002 г. Национальным фармацевтическим университетом, на 11 факультетах и  54 кафедрах готовят более 18 500 студентов по  14 специальностям.

С. Коваленко, Т. Ларионова, А. Мешковский, Ю. Подпружников

С. Коваленко, Т. Ларионова, А. Мешковский, Ю. Подпружников

Сфера контроля и  управления качеством в  фармацевтической отрасли объединяет большую группу специалистов различной квалификации. В  условиях постоянного ужесточения регуляторных требований, динамичного развития технологии производства и  методов контроля у многих из них нередко возникает необходимость получения второго высшего образования. С  2002 г. в  НФаУ успешно функционирует кафедра управления качеством, на базе которой ведут обучение студентов по специальности «Качество, стандартизация и  сертификация». Работа кафедры направлена на подготовку высококвалифицированных специалистов, способных эффективно решать вопросы оптимизации деятельности фармпредприятий, обеспечивать создание, подготовку к  сертификации и  поддержание систем управления качеством и  экологического менеджмента согласно требованиям международных стандартов ISO серии 9000, ISO 14000, а также правилам надлежащей производственной практики (GMP). Именно в  таких профессионалах сегодня остро нуждается фармацевтическая отрасль не только Украины, но и  многих других стран мира.

В  заключение своего выступления С. Коваленко выразил глубокую признательность УЦФИ и  лично его руководителю Татьяне Ларионовой за плодотворную совместную работу, а также поблагодарил генерального директора ОАО «ИнтерХим» Анатолия Редера за поддержку идеи и  прекрасную организацию научно-практического семинара.

В  системе управления качеством на фармацевтических предприятиях важнейшее место занимает институт уполномоченных лиц (далее —УЛ), о роли и  функциях которых рассказал эксперт ВОЗ Андрей Мешковский (Москва).


Впервые позиция УЛ на фармацевтическом предприятии была введена в  1971 г. в  Великобритании. Однако еще в  начале 60-х годов прошлого века, когда еще не были четко сформулированы требования GMP, в  Бельгии и  Франции наряду со службой качества ответственность за качество продукции предприятия возлагалась персонально на одного человека — ответственного фармацевта. В  1975 г. в  Директиве 319/75/ЕЕС были описаны основные положения о роли и  функциях УЛ, а в  начале 90-х годов XX в. при принятии первого варианта GMP ЕС должность УЛ на фармацевтическом предприятии стала обязательной.

Положение о функции УЛ является развитием одного из важнейших принципов GMР — независимости службы контроля качества от производства. Согласно современным требованиям GMP ЕС каждый держатель лицензии на производство лекарственных субстанций и  готовых продуктов, в  том числе предназначенных для предрегистрационных клинических испытаний, обязан иметь в  своем распоряжении по крайней мере одно УЛ. Важнейшей обязанностью УЛ является удостоверение того, что каждая серия готовой продукции была произведена, проконтролирована и  хранилась в  соответствии со всеми установленными законами и  правилами. На практике это означает, в  первую очередь, соблюдение требований GMP и  условий лицензирования предприятия, а также соответствие готовой продукции установленным спецификациям качества. В  отношении зарегистрированных лекарственных средств необходимо соблюдение всех положений регистрационного досье.

Перед выпуском в  обращение УЛ письменно удостоверяет (сертифицирует) соблюдение вышеизложенных официальных требований по каждой серии продукции, при этом в  пределах ЕС серия, сопровождаемая подобным сертификатом, не нуждается в  повторном анализе при пересечении национальных границ. Подпись УЛ в  сертификате означает его персональную ответственность в  случае выявления несоответствий либо дефектов в  продукции.

Сертификация серий УЛ основана на знании регистрационных материалов, понимании процессов и  условий производства, доверии к  работникам предприятия, обзоре досье серий — протоколов и  прочих сопроводительных документов, в  том числе результатов лабораторных испытаний образцов, а также на таких элементах системы качества, как документы и  визы, система самоинспекций и  аудитов, внезапные проверки и  т.п. Сертификация серий в  отсутствие этих элементов равносильна нарушению правил профессионального поведения. В  случае ненадлежащего исполнения своей основной обязанности УЛ несет ответственность перед законом не только как работник предприятия, но и  лично.

Сотрудник, занимающий должность УЛ, должен быть информирован обо всех изменениях на предприятии, могущих влиять на качество продукции. В  случае обнаружения фактов или сторон деятельности предприятия, не соответствующих требованиям GMР, законодательным положениям или нормативным актам, УЛ обязано поставить об этом в  известность высшее руководство компании.

Фамилии УЛ вносятся в  лицензионные документы на право фармацевтического производства, в  связи с  этим УЛ можно рассматривать в  качестве представителя государства на предприятии. Руководство компании не имеет возможности изменить персональный состав УЛ без согласования с  лицензионным органом. Такой порядок обеспечивает относительную независимость УЛ не только от других подразделений предприятия, но и  от его руководства. Держатель лицензии обязан незамедлительно информировать лицензионный орган о произведенной замене на данной должности.

Помимо сертификации и  выпуска серий, на многих предприятиях отрасли УЛ нередко выполняет другие обязанности — так, в  странах ЕС УЛ руководит службой качества или курирует ее. Иначе говоря, УЛ является верховным контролером по качеству или арбитром в  вопросах качества продукции.

Национальный орган по нормативному контролю лекарственных средств, выдавая лицензию на право производства, должен оценить и  одобрить представленные фирмой сведения в  отношении УЛ, имея в  виду его профессиональную подготовку и  практический опыт работы. Так, согласно директиве 2001/83/ЕЕС УЛ должно иметь диплом, сертификат и  т.п., подтверждающие университетское образование продолжительностью как минимум 4 года теоретических и  практических занятий по одной из следующих дисциплин: фармация, медицина, в  том числе ветеринарная, химия, фармацевтическая химия и  технология, биология. Опыт работы в  сфере анализа лекарственных средств на лицензированных предприятиях должен составлять не менее 2 лет. При этом есть некоторые оговорки: продолжительность практической работы может быть сокращена до 1 года при 5-летнем сроке университетского обучения, после 6-летнего курса достаточно 6-месячной практики.

Во второй части своего выступления А. Мешковский осветил проблему контроля изменений в  системе качества фармацевтических предприятий. Некорректно было бы воспринимать понятие контроля изменений по аналогии с  контролем качества, при котором готовый или промежуточный продукт оценивается на соответствие определенным спецификациям. Изменения в  системе качества не должны сначала появляться и  лишь потом подвергаться контролю. Поэтому более правильным переводом англоязычного определения «Change Control» является не контроль, а управление изменениями.

Директива 2003/94/ЕС говорит о том, что производство лекарственных средств должно осуществляться в  соответствии с  условиями регистрации, однако данные условия могут претерпевать обновления вследствие научно-технического прогресса и  ряда других причин. При этом изменения не должны отрицательно сказываться на качестве, эффективности и  безопасности продукции и  должны быть утверждены до их внедрения через систему контроля изменений. Следует учитывать, что многие изменения требуют согласования с  регуляторными органами.

Система управления изменениями — это формальная процедура, с  помощью которой квалифицированные специалисты соответствующего профиля рассматривают предложенные или фактические изменения, могущие повлиять на валидационный статус оборудования, систем или процессов. Ее цель заключается в  определении необходимости действий по обеспечению и  документированию сохраненного валидационного статуса системы. Подлежащие контролю изменения могут касаться исходных компонентов и  материалов, технологического оборудования, окружающей среды, методов производства или анализа и  прочих факторов, влияющих на качество продукции или воспроизводимость процессов, например увеличение масштаба производства, новый тип оборудования, изменения в  технологии или спецификации, увеличение срока хранения промежуточных продуктов, новый поставщик исходных материалов и  т.п.

Требования GMP однозначно требуют наличия системы контроля изменений на предприятии, однако не предлагают ее четкой организационной структуры, поэтому каждый производитель вправе разработать и  использовать свою методологию для решения данной задачи. А. Мешковский привел типичный набор составляющих системы контроля изменений, не претендующий на идеальный, однако хорошо зарекомендовавший себя в  некоторых европейских компаниях.

Важным элементом системы является информирование персонала о недопустимости самостоятельного внесения изменений в  отработанные и  валидированные процедуры и  процессы, а также о наличии на предприятии действующей системы контроля изменений. В  структуре компании должен быть ответственный за данную систему, также следует разработать форму предложения об изменении и  создать порядок рассмотрения таких предложений.

В  форме предложения об изменении заявителю необходимо достаточно подробно изложить суть предложения, ожидаемые выгоды и  затраты, проблемы, которые могут возникнуть при внедрении изменения, влияние на производственный процесс и  качество продукции, а также указать, какие подразделения и  службы необходимо задействовать в  случае положительного решения по предложению. Форма предложения об изменении должна быть легко доступна для сотрудников предприятия. Заполненные формы, в  том числе и  тех предложений, которые были отклонены на определенном этапе, должны храниться у ответственного за изменения (например УЛ или специалист службы качества).

Порядок рассмотрения может выглядеть следующим образом:

  • I этап — первичное обсуждение специалистами структурного подразделения;
  • II этап — более подробное рассмотрение в  рамках одной или нескольких совещательных групп, при необходимости — согласование с  партнерами и  регуляторным органом;
  • III этап — окончательное утверждение в  совете по изменениям.

В  случае обратимых изменений порядок может быть дополнен временным разрешением изменения, экспериментальной проверкой и  оценкой ее результатов, после чего может быть принято окончательное решение об изменении.

В  состав совета по изменениям целесообразно включить представителей от службы качества (чаще всего УЛ, которое возглавляет совет), производственных подразделений, службы главного технолога, регуляторного отдела (обеспечивает связь с  контролирующими и  регуляторными органами), отдела управления качеством и  других профильных специалистов. Совет по изменениям должен оценить и  одобрить заявку на изменение, разрешить его внедрение (с  согласия регуляторного отдела), контролировать деятельность групп по изменениям и  обеспечить прослеживаемость изменений. Кроме того, в  сфере ответственности УЛ лежит оценка влияния изменений с  позиций соответствия регистрационному досье, в  особенности в  отношении серий продукции, которую предполагается производить с  учетом изменений.

Юрий Подпружников Об общих требованиях к  персоналу фармацевтических предприятий участникам семинара рассказал доктор фармацевтических наук, профессор кафедры управления качеством НФаУ Юрий Подпружников. Изучая основные принципы GMP, можно сделать вывод, что именно персонал играет ключевую роль в  успешном их выполнении, однако он же — основная причина несоответствия им. Поэтому требования к  работникам фармацевтических предприятий достаточно строго регламентированы. Они основаны на следующих принципах:

  • достаточное количество персонала с  соответствующей квалификацией и  практическим опытом;
  • знание персоналом правил GMP, которые имеют отношение к  роду их деятельности;
  • наличие письменных инструкций (стандартных операционных процедур), понятных для тех, кто должен их выполнять;
  • наличие четкой организационной схемы предприятия;
  • четкое распределение обязанностей и  ответственности;
  • организация профессионального обучения и  обучения по GMP.

С точки зрения GMP, ключевым персоналом на фармпредприятии являются специалисты, отсутствие которых может негативно повлиять на качество, чистоту, безопасность продукции, — это, прежде всего, УЛ, руководители производства, служб контроля и  обеспечения качества. Обладая соответствующей квалификацией и  достаточным практическим опытом, руководители производства и  контроля качества должны действовать независимо друг от друга.

Основными обязанностями руководителя производства являются достижение необходимого качества продукции путем обеспечения ее производства и  хранения в  соответствии с  утвержденной документацией, утверждение инструкций, касающихся производственных операций, и  контроль за их строгим выполнением, оценка и  утверждение производственных протоколов перед их передачей в  службу контроля качества и  УЛ, а также обеспечение и  контроль состояния помещений и  оборудования, валидационной деятельности. В  свою очередь руководитель службы контроля качества должен нести ответственность за утверждение либо отклонение исходного сырья, упаковочных материалов, промежуточной, нерасфасованной и  готовой продукции, оценку протоколов серий готовой продукции, контроль выполнения всех необходимых испытаний, утверждение документации по контролю качества, утверждение результатов анализов, выполненных по контракту, а также обеспечение и  контроль надлежащего состояния помещений и  оборудования отдела, проведение валидации и  калибровки в  отделе. В  сферу совместной ответственности ключевого персонала входят согласование письменных методик и  других документов, включая исправления, утверждение контрактных производителей и  поставщиков исходного сырья и  материалов, хранение протоколов, мониторинг условий производства и  гигиены труда, обучение персонала, контроль за соблюдением требований GMP, организация системы самоинспектирования, расследования несоответствий, проверка факторов, влияющих на качество продукции.

Особое место в  подготовке персонала занимает непрерывно действующая система обучения, поскольку сотрудник может быть допущен только к  той работе, для которой у него есть соответствующее образование, подготовка и  практический опыт. Подготовка должна включать программы обучения профессиональным навыкам и  правилам GMP и  охватывать весь персонал, вовлеченный в  производство или контроль качества (включая технический и  обслуживающий персонал). Обучение, как внутреннее, так и  внешнее, должно осуществляться на регулярной основе квалифицированными и  компетентными тренерами. В  системе обучения важно наличие письменных программ, согласованных и  утвержденных руководителем производства и  (или) контроля качества, учет обучения и  оценка знаний.

Как уже было сказано, руководству любого фармацевтического предприятия следует уделять должное внимание гигиене труда. Это выражается, в  первую очередь, в контроле за состоянием здоровья работников, организации первичных и  регулярных медицинских осмотров, периодическом обучении и  постоянном напоминании о необходимости соблюдения требований гигиены. Для персонала, занятого в  чистых зонах, должны быть созданы специально оборудованные помещения, обеспечивающие комфортное переодевание, раздельное хранение чистой и  использованной технологической одежды, а также установлены ее комплектность и  график замены.

Основные требования к  одежде для использования в  чистых помещений и  ее основные характеристики описала в  своем докладе директор по техническим вопросам ДП КНУТД «ЭКМА», кандидат технических наук Виктория Власенко. Согласно требований GMP одежда и  ее качество должны соответствовать технологическому процессу и  типу рабочей зоны, ее следует носить так, чтобы обеспечить защиту продукции от контаминации. Персонал, работающий в  чистом помещении, не должен влиять на чистоту производственной среды. Однако, как свидетельствует анализ рисков, именно человек является основным критическим фактором, привносящим около 70–80% загрязнений при работе в  чистых зонах.

З. Гихер Основной предупредительной мерой в  данном случае становится использование высококачественной технологической одежды, масок и  перчаток — они могут служить такой же защитой от контаминации, как и  все чистое помещение. В  то же время, даже наилучшим образом спроектированное и  построенное чистое помещение не будет соответствовать своему назначению, если персонал работает в  несоответствующей одежде. В  связи с  этим технологические костюмы для многократного применения должны максимально задерживать пыль и  частицы, выделяемые организмом человека, обладать антистатическими свойствами, легко очищаться при стирке или химчистке, не выделять частицы волокон в  результате очистки, автоклавирования и  истирания ткани при ношении. Примечательно, что технологическую одежду, соответствующую вышеперечисленным требованиям, уже несколько лет успешно производят в  нашей стране.

Наглядной иллюстрацией практического внедрения озвученных на семинаре подходов и  принципов стала экскурсия, охватившая различные подразделения ОАО «ИнтерХим», и  заключительный доклад заместителя генерального директора предприятия по качеству Зои Гихер, посвященный опыту ОАО «ИнтерХим» в  вопросах подготовки персонала в  соответствии с  требованиями GMP.

Следующий семинар — на сей раз посвященный фармацевтической системе качества, — будет проведен специалистами УЦФИ 6–7 декабря 2007 г. в  Киеве при организационной поддержке ОАО «Фармак». n

Пресс-служба «Еженедельника АПТЕКА»

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті