|
Приветствуя участников, семинар открыл проректор по научной работе, заведующий кафедрой управления качеством НФаУ, доктор химических наук, профессор Сергей Коваленко. Он акцентировал внимание на том, что подготовке специалистов в области фармации в Украине уделяют особое внимание — наша страна одна из немногих в мире, в которой действует специализированное высшее учебное заведение фармацевтического профиля в статусе университета. И если до 1992 г. Харьковский государственный фармацевтический институт занимался подготовкой провизоров (специальность «Фармация»), то сегодня в этом вузе, ставшем в 2002 г. Национальным фармацевтическим университетом, на 11 факультетах и 54 кафедрах готовят более 18 500 студентов по 14 специальностям.
|
Сфера контроля и управления качеством в фармацевтической отрасли объединяет большую группу специалистов различной квалификации. В условиях постоянного ужесточения регуляторных требований, динамичного развития технологии производства и методов контроля у многих из них нередко возникает необходимость получения второго высшего образования. С 2002 г. в НФаУ успешно функционирует кафедра управления качеством, на базе которой ведут обучение студентов по специальности «Качество, стандартизация и сертификация». Работа кафедры направлена на подготовку высококвалифицированных специалистов, способных эффективно решать вопросы оптимизации деятельности фармпредприятий, обеспечивать создание, подготовку к сертификации и поддержание систем управления качеством и экологического менеджмента согласно требованиям международных стандартов ISO серии 9000, ISO 14000, а также правилам надлежащей производственной практики (GMP). Именно в таких профессионалах сегодня остро нуждается фармацевтическая отрасль не только Украины, но и многих других стран мира.
В заключение своего выступления С. Коваленко выразил глубокую признательность УЦФИ и лично его руководителю Татьяне Ларионовой за плодотворную совместную работу, а также поблагодарил генерального директора ОАО «ИнтерХим» Анатолия Редера за поддержку идеи и прекрасную организацию научно-практического семинара.
В системе управления качеством на фармацевтических предприятиях важнейшее место занимает институт уполномоченных лиц (далее —УЛ), о роли и функциях которых рассказал эксперт ВОЗ Андрей Мешковский (Москва).
Впервые позиция УЛ на фармацевтическом предприятии была введена в 1971 г. в Великобритании. Однако еще в начале 60-х годов прошлого века, когда еще не были четко сформулированы требования GMP, в Бельгии и Франции наряду со службой качества ответственность за качество продукции предприятия возлагалась персонально на одного человека — ответственного фармацевта. В 1975 г. в Директиве 319/75/ЕЕС были описаны основные положения о роли и функциях УЛ, а в начале 90-х годов XX в. при принятии первого варианта GMP ЕС должность УЛ на фармацевтическом предприятии стала обязательной.
Положение о функции УЛ является развитием одного из важнейших принципов GMР — независимости службы контроля качества от производства. Согласно современным требованиям GMP ЕС каждый держатель лицензии на производство лекарственных субстанций и готовых продуктов, в том числе предназначенных для предрегистрационных клинических испытаний, обязан иметь в своем распоряжении по крайней мере одно УЛ. Важнейшей обязанностью УЛ является удостоверение того, что каждая серия готовой продукции была произведена, проконтролирована и хранилась в соответствии со всеми установленными законами и правилами. На практике это означает, в первую очередь, соблюдение требований GMP и условий лицензирования предприятия, а также соответствие готовой продукции установленным спецификациям качества. В отношении зарегистрированных лекарственных средств необходимо соблюдение всех положений регистрационного досье.
Перед выпуском в обращение УЛ письменно удостоверяет (сертифицирует) соблюдение вышеизложенных официальных требований по каждой серии продукции, при этом в пределах ЕС серия, сопровождаемая подобным сертификатом, не нуждается в повторном анализе при пересечении национальных границ. Подпись УЛ в сертификате означает его персональную ответственность в случае выявления несоответствий либо дефектов в продукции.
Сертификация серий УЛ основана на знании регистрационных материалов, понимании процессов и условий производства, доверии к работникам предприятия, обзоре досье серий — протоколов и прочих сопроводительных документов, в том числе результатов лабораторных испытаний образцов, а также на таких элементах системы качества, как документы и визы, система самоинспекций и аудитов, внезапные проверки и т.п. Сертификация серий в отсутствие этих элементов равносильна нарушению правил профессионального поведения. В случае ненадлежащего исполнения своей основной обязанности УЛ несет ответственность перед законом не только как работник предприятия, но и лично.
Сотрудник, занимающий должность УЛ, должен быть информирован обо всех изменениях на предприятии, могущих влиять на качество продукции. В случае обнаружения фактов или сторон деятельности предприятия, не соответствующих требованиям GMР, законодательным положениям или нормативным актам, УЛ обязано поставить об этом в известность высшее руководство компании.
Фамилии УЛ вносятся в лицензионные документы на право фармацевтического производства, в связи с этим УЛ можно рассматривать в качестве представителя государства на предприятии. Руководство компании не имеет возможности изменить персональный состав УЛ без согласования с лицензионным органом. Такой порядок обеспечивает относительную независимость УЛ не только от других подразделений предприятия, но и от его руководства. Держатель лицензии обязан незамедлительно информировать лицензионный орган о произведенной замене на данной должности.
Помимо сертификации и выпуска серий, на многих предприятиях отрасли УЛ нередко выполняет другие обязанности — так, в странах ЕС УЛ руководит службой качества или курирует ее. Иначе говоря, УЛ является верховным контролером по качеству или арбитром в вопросах качества продукции.
Национальный орган по нормативному контролю лекарственных средств, выдавая лицензию на право производства, должен оценить и одобрить представленные фирмой сведения в отношении УЛ, имея в виду его профессиональную подготовку и практический опыт работы. Так, согласно директиве 2001/83/ЕЕС УЛ должно иметь диплом, сертификат и т.п., подтверждающие университетское образование продолжительностью как минимум 4 года теоретических и практических занятий по одной из следующих дисциплин: фармация, медицина, в том числе ветеринарная, химия, фармацевтическая химия и технология, биология. Опыт работы в сфере анализа лекарственных средств на лицензированных предприятиях должен составлять не менее 2 лет. При этом есть некоторые оговорки: продолжительность практической работы может быть сокращена до 1 года при 5-летнем сроке университетского обучения, после 6-летнего курса достаточно 6-месячной практики.
Во второй части своего выступления А. Мешковский осветил проблему контроля изменений в системе качества фармацевтических предприятий. Некорректно было бы воспринимать понятие контроля изменений по аналогии с контролем качества, при котором готовый или промежуточный продукт оценивается на соответствие определенным спецификациям. Изменения в системе качества не должны сначала появляться и лишь потом подвергаться контролю. Поэтому более правильным переводом англоязычного определения «Change Control» является не контроль, а управление изменениями.
Директива 2003/94/ЕС говорит о том, что производство лекарственных средств должно осуществляться в соответствии с условиями регистрации, однако данные условия могут претерпевать обновления вследствие научно-технического прогресса и ряда других причин. При этом изменения не должны отрицательно сказываться на качестве, эффективности и безопасности продукции и должны быть утверждены до их внедрения через систему контроля изменений. Следует учитывать, что многие изменения требуют согласования с регуляторными органами.
Система управления изменениями — это формальная процедура, с помощью которой квалифицированные специалисты соответствующего профиля рассматривают предложенные или фактические изменения, могущие повлиять на валидационный статус оборудования, систем или процессов. Ее цель заключается в определении необходимости действий по обеспечению и документированию сохраненного валидационного статуса системы. Подлежащие контролю изменения могут касаться исходных компонентов и материалов, технологического оборудования, окружающей среды, методов производства или анализа и прочих факторов, влияющих на качество продукции или воспроизводимость процессов, например увеличение масштаба производства, новый тип оборудования, изменения в технологии или спецификации, увеличение срока хранения промежуточных продуктов, новый поставщик исходных материалов и т.п.
Требования GMP однозначно требуют наличия системы контроля изменений на предприятии, однако не предлагают ее четкой организационной структуры, поэтому каждый производитель вправе разработать и использовать свою методологию для решения данной задачи. А. Мешковский привел типичный набор составляющих системы контроля изменений, не претендующий на идеальный, однако хорошо зарекомендовавший себя в некоторых европейских компаниях.
Важным элементом системы является информирование персонала о недопустимости самостоятельного внесения изменений в отработанные и валидированные процедуры и процессы, а также о наличии на предприятии действующей системы контроля изменений. В структуре компании должен быть ответственный за данную систему, также следует разработать форму предложения об изменении и создать порядок рассмотрения таких предложений.
В форме предложения об изменении заявителю необходимо достаточно подробно изложить суть предложения, ожидаемые выгоды и затраты, проблемы, которые могут возникнуть при внедрении изменения, влияние на производственный процесс и качество продукции, а также указать, какие подразделения и службы необходимо задействовать в случае положительного решения по предложению. Форма предложения об изменении должна быть легко доступна для сотрудников предприятия. Заполненные формы, в том числе и тех предложений, которые были отклонены на определенном этапе, должны храниться у ответственного за изменения (например УЛ или специалист службы качества).
Порядок рассмотрения может выглядеть следующим образом:
- I этап — первичное обсуждение специалистами структурного подразделения;
- II этап — более подробное рассмотрение в рамках одной или нескольких совещательных групп, при необходимости — согласование с партнерами и регуляторным органом;
- III этап — окончательное утверждение в совете по изменениям.
В случае обратимых изменений порядок может быть дополнен временным разрешением изменения, экспериментальной проверкой и оценкой ее результатов, после чего может быть принято окончательное решение об изменении.
В состав совета по изменениям целесообразно включить представителей от службы качества (чаще всего УЛ, которое возглавляет совет), производственных подразделений, службы главного технолога, регуляторного отдела (обеспечивает связь с контролирующими и регуляторными органами), отдела управления качеством и других профильных специалистов. Совет по изменениям должен оценить и одобрить заявку на изменение, разрешить его внедрение (с согласия регуляторного отдела), контролировать деятельность групп по изменениям и обеспечить прослеживаемость изменений. Кроме того, в сфере ответственности УЛ лежит оценка влияния изменений с позиций соответствия регистрационному досье, в особенности в отношении серий продукции, которую предполагается производить с учетом изменений.
Об общих требованиях к персоналу фармацевтических предприятий участникам семинара рассказал доктор фармацевтических наук, профессор кафедры управления качеством НФаУ Юрий Подпружников. Изучая основные принципы GMP, можно сделать вывод, что именно персонал играет ключевую роль в успешном их выполнении, однако он же — основная причина несоответствия им. Поэтому требования к работникам фармацевтических предприятий достаточно строго регламентированы. Они основаны на следующих принципах:
- достаточное количество персонала с соответствующей квалификацией и практическим опытом;
- знание персоналом правил GMP, которые имеют отношение к роду их деятельности;
- наличие письменных инструкций (стандартных операционных процедур), понятных для тех, кто должен их выполнять;
- наличие четкой организационной схемы предприятия;
- четкое распределение обязанностей и ответственности;
- организация профессионального обучения и обучения по GMP.
С точки зрения GMP, ключевым персоналом на фармпредприятии являются специалисты, отсутствие которых может негативно повлиять на качество, чистоту, безопасность продукции, — это, прежде всего, УЛ, руководители производства, служб контроля и обеспечения качества. Обладая соответствующей квалификацией и достаточным практическим опытом, руководители производства и контроля качества должны действовать независимо друг от друга.
Основными обязанностями руководителя производства являются достижение необходимого качества продукции путем обеспечения ее производства и хранения в соответствии с утвержденной документацией, утверждение инструкций, касающихся производственных операций, и контроль за их строгим выполнением, оценка и утверждение производственных протоколов перед их передачей в службу контроля качества и УЛ, а также обеспечение и контроль состояния помещений и оборудования, валидационной деятельности. В свою очередь руководитель службы контроля качества должен нести ответственность за утверждение либо отклонение исходного сырья, упаковочных материалов, промежуточной, нерасфасованной и готовой продукции, оценку протоколов серий готовой продукции, контроль выполнения всех необходимых испытаний, утверждение документации по контролю качества, утверждение результатов анализов, выполненных по контракту, а также обеспечение и контроль надлежащего состояния помещений и оборудования отдела, проведение валидации и калибровки в отделе. В сферу совместной ответственности ключевого персонала входят согласование письменных методик и других документов, включая исправления, утверждение контрактных производителей и поставщиков исходного сырья и материалов, хранение протоколов, мониторинг условий производства и гигиены труда, обучение персонала, контроль за соблюдением требований GMP, организация системы самоинспектирования, расследования несоответствий, проверка факторов, влияющих на качество продукции.
Особое место в подготовке персонала занимает непрерывно действующая система обучения, поскольку сотрудник может быть допущен только к той работе, для которой у него есть соответствующее образование, подготовка и практический опыт. Подготовка должна включать программы обучения профессиональным навыкам и правилам GMP и охватывать весь персонал, вовлеченный в производство или контроль качества (включая технический и обслуживающий персонал). Обучение, как внутреннее, так и внешнее, должно осуществляться на регулярной основе квалифицированными и компетентными тренерами. В системе обучения важно наличие письменных программ, согласованных и утвержденных руководителем производства и (или) контроля качества, учет обучения и оценка знаний.
Как уже было сказано, руководству любого фармацевтического предприятия следует уделять должное внимание гигиене труда. Это выражается, в первую очередь, в контроле за состоянием здоровья работников, организации первичных и регулярных медицинских осмотров, периодическом обучении и постоянном напоминании о необходимости соблюдения требований гигиены. Для персонала, занятого в чистых зонах, должны быть созданы специально оборудованные помещения, обеспечивающие комфортное переодевание, раздельное хранение чистой и использованной технологической одежды, а также установлены ее комплектность и график замены.
Основные требования к одежде для использования в чистых помещений и ее основные характеристики описала в своем докладе директор по техническим вопросам ДП КНУТД «ЭКМА», кандидат технических наук Виктория Власенко. Согласно требований GMP одежда и ее качество должны соответствовать технологическому процессу и типу рабочей зоны, ее следует носить так, чтобы обеспечить защиту продукции от контаминации. Персонал, работающий в чистом помещении, не должен влиять на чистоту производственной среды. Однако, как свидетельствует анализ рисков, именно человек является основным критическим фактором, привносящим около 70–80% загрязнений при работе в чистых зонах.
Основной предупредительной мерой в данном случае становится использование высококачественной технологической одежды, масок и перчаток — они могут служить такой же защитой от контаминации, как и все чистое помещение. В то же время, даже наилучшим образом спроектированное и построенное чистое помещение не будет соответствовать своему назначению, если персонал работает в несоответствующей одежде. В связи с этим технологические костюмы для многократного применения должны максимально задерживать пыль и частицы, выделяемые организмом человека, обладать антистатическими свойствами, легко очищаться при стирке или химчистке, не выделять частицы волокон в результате очистки, автоклавирования и истирания ткани при ношении. Примечательно, что технологическую одежду, соответствующую вышеперечисленным требованиям, уже несколько лет успешно производят в нашей стране.
Наглядной иллюстрацией практического внедрения озвученных на семинаре подходов и принципов стала экскурсия, охватившая различные подразделения ОАО «ИнтерХим», и заключительный доклад заместителя генерального директора предприятия по качеству Зои Гихер, посвященный опыту ОАО «ИнтерХим» в вопросах подготовки персонала в соответствии с требованиями GMP.
Следующий семинар — на сей раз посвященный фармацевтической системе качества, — будет проведен специалистами УЦФИ 6–7 декабря 2007 г. в Киеве при организационной поддержке ОАО «Фармак». n
Пресс-служба «Еженедельника АПТЕКА»
Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим