Ищу инвестора для серьезных отношений. Украинский фармрынок

Украинский фармацевтический рынок является вторым по объему среди стран СНГ после России. По итогам 2010 г. суммарный объем отечественного рынка лекарств, включая розничный и гос­питальный сегменты, достиг почти 3 млрд дол. США. Кроме того, украинский фармрынок относится к быстрорастущим развивающимся фармрынкам с двузначными темпами прироста. При этом объем и темпы прироста далеко не в полной мере отражают инвестиционный потенциал рынка. Поэтому в настоящей публикации речь пойдет о ключевых инвестиционных возможностях на украинском фармрынке с учетом потенциальных рисков. При подготовке материала использованы данные аналитической системы исследования рынка «PharmXplorer»/«Фармстандарт» компании «Proxima Research», а также данные Государственного комитета статистики Украины.

Иностранные инвестиции — один из основных инструментов для развития экономики, особенно в условиях нехватки свободного капитала внутри страны или проблем в отрасли кредитования. Грамотное использование возможностей иностранного инвестирования позволит отечественным компаниям решить вопросы привлечения дополнительных средств и усовершенствования систем менеджмента.

Инвестиционный климат

С наступлением кризиса в конце 2008 г. многие инвесторы стали выводить свои активы с развивающихся рынков. В 2009–2010 гг. темпы прироста прямых инвестиций значительно замедлились и составили по 12%, для сравнения в 2008 г. этот показатель был на уровне 21%. В 2010 г., по данным Госкомстата, объем прямых инвестиций составил почти 45 млрд дол.

Для инвестиций характерно двустороннее движение — Украина является не только инвестиционным реципиентом, но и донором. Хотя объем инвестиций из Украины на порядок меньше, чем приток в страну, при этом в последние несколько лет наметилась тенденция к увеличению этого показателя. Такой тренд, с одной стороны, свидетельствует о желании отечественного бизнеса осваивать новые рынки, а с другой — наводит на размышления о причинах, по которым эти средства не были вложены в экономику Украи­ны.

Многие международные организации, составляющие рейтинги инвестиционной привлекательности стран, говорят об ухудшении позиций Украины в 2010 г. Так, по данным Всемирного экономического форума, представленным в отчете «О глобальной конкурентоспособности 2009–2010», в 2010 г. Украина заняла 82-е место среди 133 стран мира, ухудшив при этом свой результат на 10 пунктов по сравнению с предыдущим годом.

Согласно сводному рейтингу «The Wall Street Journal» и «Heritage Foundation», опубликованному на сайте www.heritage.org, в 2010 г. Украина ухудшила свои позиции в общем рейтинге экономической свободы и заняла 164-е место. При этом по сравнению с предыдущим годом значение этого индекса снизилось на 0,6 пункта до 45,8. Такое снижение было обусловлено сокращением расходной части бюджета и ослаблением борьбы с коррупцией. Таким образом, Украина занимает последнее место среди 43 стран европейского региона, а значение индекса экономической свободы несколько ниже среднего показателя среди стран мира (таблица).

Уровень свободы предпринимательской деятельности несколько повысился, однако все еще остается намного ниже среднемирового показателя. Это обусловлено тем, что нормативно-правовая база еще нуждается в значительных доработках и это в некоторой степени усложняет деятельность предприятий на территории Украины.

Также отмечен небольшой, но стабильный рост уровня торговой свободы, который тормозится существующими ограничениями экспорта, разного рода налогами и сборами.

Уровень фискальной свободы незначительно снизился, но, тем не менее, остался несколько выше среднемирового показателя. Согласно данным отчета «Paying Taxes 2011» мировой исследовательской компании «PricewaterhouseCoopers», опубликованным на сайте www.pwc.com, Украи­на входит в 50 наиболее сложно налогооблагаемых стран мира. Так, по объему отчислений Украина заняла 183-е место, ухудшив свои позиции по сравнению с 2009 г. на 5 пунктов. Также уплата налогов в нашей стране забирает очень много времени — по этому показателю мы на 181-м месте.

Индекс монетарной свободы продемонстрировал незначительный прирост, который был ограничен регулированием цен со стороны государства с целью сдерживания инфляции.

Индекс инвестиционной свободы не изменился и по-прежнему находится на очень низком уровне — 20, для сравнения среднемировой показатель составляет 50,2. Улучшению инвестиционного климата Украины препятствуют излишняя бюрократизация и высокий уровень регуляции в сфере предпринимательской деятельности. Украинское законодательство декларирует предоставление равных прав для отечественных и зарубежных инвесторов. Несовершенство функционирования судебной системы вызывает сомнения в надежности заключенных контрактов. Также тормозят процессы инвестирования недостаточное урегулирование нормативно-правовой базы, в частности в сфере права собственности на землю, и ослабление приватизационных процессов.

Показатели финансовой свободы остались на прежнем достаточно низком уровне. Это обусловлено недостаточно развитыми механизмами безналичного расчета. Кроме того, реструктуризация банковского сектора проходит медленно, в результате чего более 150 мелких банков испытывают недостаток свободных средств. В Украине зарегистрировано более 180 банков, в уставном капитале 49 из которых присутствуют зарубежные компании. Отечественная финансовая система низкоэффективна и в силу этого внутренний рынок капитала остается неразвитым. Резкое снижение ликвидности и увеличение доли проблемных кредитов, обусловленные мировым финансовым кризисом, привели к увеличению количества обращений в международный валютный фонд.

Защита авторских прав в Украине по-прежнему остается на невысоком уровне, что связано с недостаточным правовым регулированием этой сферы и невыполнением уже существующих законов.

Кроме того, ухудшилось положение Украи­ны в рейтинге свободы от коррупции. Так, согласно оценкам глобальной антикоррупционной неправительственной организации «Transparency International», опубликованным на сайте www.analitik.org.ua, в 2010 г. Украина заняла 134-е место среди 178 стран мира по уровню коррупции.

Таблица Индексы экономической свободы в Украине по результатам 2010 г.
Значение индекса Прирост/убыль Средние значения индекса среди стран мира
Свобода предпринимательской деятельности 47,1 +8,4 64,3
Торговая свобода 85,2 +2,6 74,8
Фискальная свобода 77,3 -0,6 76,3
Монетарная свобода 63,2 +0,2 73,4
Инвестиционная свобода 20 0 50,2
Финансовая свобода 30 0 48,5
Защита авторских прав 30 0 43,6
Коррупция 22 -3 40,5

При оценке инвестиционной привлекательности рынка его потенциал в значительной степени характеризуют макроэкономические показатели развития страны в целом. Рассмотрим основные из них.

В 2010 г. темпы прироста ВВП составили 4,2%, сломав негативную тенденцию 2009 г., когда убыль по этому показателю составила 15%. Однако с учетом низкого базиса для сравнения прирост ВВП в минувшем году является достаточно скромным.

Важным показателем, определяющим уровень благосостояния населения и изменение платежеспособного спроса, является динамика доходов населения. Напомним, что в 2009 г. несмотря на прирост номинальной заработной платы на уровне 5,5% по сравнению с предыдущим годом, реальная заработная плата, скорректированная на уровень инфляции, снизилась на 9,2%. В 2010 г. динамика номинальной и реальной заработной платы значительно улучшилась и темпы прироста по этим показателям составили 20 и 10,1% соответственно. Инфляцион­ная составляющая по-прежнему обеспечивает значительный вклад в прирост экономики. Несмотря на снижение индекса потребительских цен (в 2010 г. этот показатель уменьшился почти до уровня 2006 г. и составил 10%) по сравнению со странами ЕС и США он все еще остается достаточно высоким. Для сравнения уровень инфляции, по данным, опубликованным на сайтах www.rian.ru и www.goodvin.info, в США в 2010 г. составил 2,7%, в странах ЕС — 2,2%.

Внешний государственный долг Украи­ны продолжает расти и уже превышает 22 млрд дол. В марте текущего года, согласно данным www.pro-consulting.com.ua, Международный валютный фонд (МВФ) планирует выделить Украи­не очередной транш в размере 1,6 млрд дол.

Инвестиционный потенциал рынка наряду с социально-экономической и политической ситуацией в Украине в целом в значительной степени определяется индивидуальными особенностями развития отдельно взятой отрасли.

фармрынок

Абсолютный объем и перспективы дальнейшего роста в значительной степени определяют потенциал развития рынка. Так, по итогам 2010 г. объем розничного рынка лекарственных средств достиг почти 20 млрд грн. (2,5 млрд дол.) за 1,2 млрд упаковок. После кризисного снижения объема аптечных продаж лекарств в натуральном выражении и долларовом эквиваленте рынок восстанавливается и в ближайшие годы согласно прогнозам компании «Proxima Research» в случае реализации умеренного сценария ожидается сохранение его позитивной динамики (рис. 1).

Рис. 1
Динамика розничного рынка лекарств в натуральном выражении и долларовом эквиваленте в 2005–2010 гг. и прогноз на 2011–2013 гг.
Динамика розничного рынка лекарств в натуральном выражении и долларовом эквиваленте в 2005–2010 гг. и прогноз на 2011–2013 гг.

Основными факторами, которые потенциально могут стимулировать дальнейшее развитие рынка, являю­тся рост доходов населения, тенденция к старению нации и увеличение заинтересованности населения в профилактике заболеваний. Ведущий драйвер рынка — промоционная активность фармкомпаний. Среди потенциальных угроз можно выделить курсовые колебания валют и излишнее вмешательство в отрасль со стороны государства. Следует также учитывать, что ощутимый вклад в прирост фармрынка в гривневом выражении, который в 2010 г. в розничном сегменте составил 14%, обеспечивается инфляцион­ной составляющей, а также смещением структуры спроса с низкостоимостных на более дорогостоящие препараты. Об этом свидетельствуют основные индексы, характеризующие фармрынок (рис. 2). Несмотря на то что в 2010 г. вклад инфляционной составляющей в общий прирост фармрынка значительно снизился по сравнению с кризисным 2009 г., влияние этого показателя на динамику рынка продолжает оставаться значимым. Повышение индекса замещения в 2010 г. свидетельствует об увеличении объе­ма физического потребления лекарственных средств и смещении спроса с дешевых на более дорогостоящие препараты.

Рис. 2
Индикаторы прироста/убыли объема аптечных продаж лекарств в денежном выражении в I кв. 2008 — IV кв. 2010 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Индикаторы прироста/убыли объема аптечных продаж лекарств в денежном выражении в I кв. 2008 — IV кв. 2010 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

Сегодня Украина — единственная европейская страна, в которой до сих пор отсутствует система реимбурсации. Львиная доля потребления лекарственных средств в Украине — 85% по итогам 2010 г. — финансируется из кармана пациентов. Вследствие чего отмечают низкую экономическую доступность препаратов для пациентов при существующем уровне доходов населения. Поэтому выявлена четкая корреляция динамики фармрынка с изменением доходов населения (рис. 3). В свою очередь, уровень доходов определяет расходы населения на лекарственные средства в расчете на душу населения, что является важной характеристикой фармацевтического рынка (рис. 4). Так, в 2005–2008 гг. уровень потребления лекарственных средств на душу населения в Украине повысился вдвое с 27 до 54 дол., а согласно прогнозам при прочих равных условиях в 2013 г. эта цифра может достигнуть 80 дол. Отметим, что Украина занимает 4-е место по уровню расходов на лекарства в расчете на душу населения среди стран СНГ после России, Беларуси и Казахстана (см. «Еженедельник АПТЕКА» № 50 (771) от 27.12.2010 г.). При этом, учитывая уровень расходов на лекарства на душу населения в странах ЕС (Чехия — 331 дол., Словакия — 254 дол., Польша — 154 дол., согласно данным опубликованным на сайтах www.investory.com.ua, www.nikopharm.com.ua), наша страна обладает значительным потенциалом дальнейшего увеличения емкости фармрынка.

Рис. 3
 Динамика изменения номинальных доходов населения и рынка розничной реализации лекарственных средств
Динамика изменения номинальных доходов населения и рынка розничной реализации лекарственных средств
Рис. 4
 Динамика изменения потребления лекарственных средств на душу населения и прогноз на 2011–2013 гг.
Динамика изменения потребления лекарственных средств на душу населения и прогноз на 2011–2013 гг.

Украина — рынок брэндированных генериков. Для отечественного фармрынка в разрезе его структуры характерна небольшая доля оригинальных препаратов — 15% в денежном и 4% в натуральном выражении. Для сравнения доля в общем объеме продаж оригинальных препаратов в Японии, Германии, Франции и США не опускается ниже 40% в денежном выражении. Широкое распространение генериков в Украине обусловлено тем, что население не может позволить себе покупать более дорогие инновационные препараты, и эта тенденция сохранится в ближайшие годы. При этом на фоне тотального замещения дорогостоящих оригинальных препаратов генериками на фармрынках США и стран Европы в условиях экономии бюджетных средств, украинскому рынку это не грозит, так как запас подобной экономии в нашей стране приближен к нулю. Поэтому при поддержании текущего курса для украинского фармрынка движение может быть лишь в сторону повышения его емкости как за счет увеличения благосостояния населения, так и за счет введения государственной страховой медицины.

Для зарубежных инвесторов проблемы при оценке инвестиционной привлекательности возникают как на этапе производства продукции, так и при дистрибьюции и розничной торговле. Им необходимо учитывать множество факторов, нехарактерных для западной модели ведения бизнеса. Большим минусом для портфельных инвесторов является практика эмитирования дополнительных акций, что вынуждает инвесторов их покупать, дабы сохранить мажоритарные пакеты, и ведет к общему обесцениванию активов.

Заинтересованность инвесторов в разных сегментах фармацевтического рынка также значительно варьируется.

производители

Препараты украинского производства занимают сильные позиции на фармацевтическом рынке — их доля в натуральном выражении за последние 2 года достигла 69% общего объема рынка лекарств (розничный + госпитальный сегмент). В то же время в денежном выражении импорт аккумулирует 70% рынка. В период экономического кризиса, сопровождавшегося девальвацией национальной валюты и ростом инфляции наряду со снижением реальных доходов населения, наметилась тенденция к увеличению удельного веса препаратов отечественного производства в общем объеме рынка. Причем эта тенденция сохранилась и по сей день.

Как известно, рынок довольно чутко реагирует на потребительский спрос. Украинские производители в ответ на повышение спроса на их продукцию продемонстрировали опережаю­щие темпы прироста объема производства лекарственных средств в денежном выражении — 27% в 2010 г. В сегменте импорта также отмечена положительная динамика, при этом темпы прироста несколько ниже по сравнению с сегментом производства — 13% в 2010 г.

В сегменте производителей не обозначилась группа лидеров, которая аккумулировала бы большую долю рынка. Рынок характеризуе­тся сравнительно невысоким уровнем консолидации. Так, ведущая десятка маркетирующих организаций, среди которых три украинские компании — «Фармак», корпорация «Артериум», «Дарница», стабильно аккумулирует долю в размере 30–32% общего объема рынка лекарственных средств. Следует отметить, что в мире Большой Фармы прослеживается тенденция к усилению консолидации. Так, по данным www.ifb.unisg.ch, за последние 20 лет десятка лидеров индустрии увеличила свою долю на рынке с 25 до 54%.

Одной из наиболее распространенных форм инвестирования зарубежных компаний в развивающиеся фармрынки является контрактное производство. Эта форма деятельности в последнее время популярна во всем мире, и украинская фармпромышленность также стремится занять свое место в этой нише. Такой тип сотрудничества выгоден для обеих сторон. Для украинских предприятий это позволяет использовать недозагруженные мощности, в то время как для заказчика — это один из способов удешевления производства.

Особый интерес к украинским фармкомпаниям в этой сфере связан с благоприятным географическим расположением, позволяющим упростить выход на соседние развивающиеся рынки, перспективностью внутреннего рынка, наличием производственных мощностей и высококвалифицированного персонала, гармонизацией национальных требований GMP с общеевропейскими стандартами. Украина одной из первых среди стран СНГ начала внедрять стандарты GMP. По состоянию на 27 декабря 2010 г. 14 отечественных производителей лекарственных средств (21 производственная площадка) имеют сертификат соответствия требованиям GMP. Внедрение стандартов GMP — процедура весьма затратная, поэтому доступная преимущественно крупным предприятия­м. Лидеры отрасли справляются с этой задачей, однако далеко не все менее крупные игроки могут себе это позволить.

Также развивается такая форма хозяйствования, как создание собственных филиалов с использованием бизнес-модели «импорт за гривню» (см. «Еженедельник АПТЕКА» № 9 (780) от 07.03.2011 г.). Следует отметить, что важными преимуществами, которыми располагают отечественные компании и зарубежные в статусе резидента, являются их более высокая по сравнению с импортерами мобильность в адаптации к курсовым колебаниям, возможность проведения гибкой ценовой политики, а также более высокая скорость реагирования на регуляторные изменения и принятия решений на локальном уровне.

Процессы локализации производства сейчас активизированы в России в рамках правительственной программы, направленной на привлечение крупных финансовых вложений в обмен на предоставление разнообразных преференций. Согласно текущим оценкам общий объем инвестиций в российский фармрынок в рамках локализации производства составляет, по данным сайта www.marker.ru, около 815 млн евро.

Значительный путь по локализации фармпроизводства уже пройден в Индии, в настоящее время доля импорта на рынке лекарств в этой стране в денежном выражении составляет лишь 3% (см. «Еженедельник АПТЕКА» № 9 (780) от 07.03.2011 г.).

Среди основных преимуществ, привлекаю­щих инвесторов на украинский фармрынок, в сфере локализации фармпроизводства можно выделить большие возможности для импортозамещения, поскольку в денежном выражении львиную долю отечественного фармрынка составляет импорт, а также благоприятное географическое расположение Украины, открывающее широкие перспективы для экспорта в страны СНГ и Европы.

Следуя по стопам крупнейших развивающихся фармрынков, в настоящее время в Украине обсуждается проект Концепции развития фармацевтической промышленности Украи­ны до 2020 г., опубликованной на сайте www.apteka.ua, в рамках которой планируется активизировать процесс локализации высокотехнологичных производств в Украине.

В качестве основных направлений формирования ассортимента лекарственных средств для отечественного производства с учетом экономической целесообразности и возможности, согласно проекту Концепции развития фармацевтической промышленности Украины до 2020 г., являю­тся импортозамещающие лекарственные средства в виде генериков или биопрепаратов, а также развитие производства модифицированных лекарственных средств — создание препаратов второго, третьего или четвертого поколения на основе уже известных молекул. В то же время создание принципиально новых лекарств для Украины пока нереально, так как требует огромных средств.

В контексте мировой тенденции повышения интереса инвесторов к развивающимся фармрынкам, к коим относится и Украина, можно предположить, что наша страна все чаще будет попадать в фокус потенциальных инвесторов, однако сегодня условия ведения бизнеса и макросреда в нашей стране требуют значительных преобразований.

дистрибьюторы

Сегмент дистрибьюции на украинском фармрынке характеризуется высоким уровнем консолидации по сравнению с другими сегментами. Так, 3 ведущие компании — «БаДМ», «Оптима-Фарм» и «Альба Украина» — удерживают 73% объема рынка лекарственных средств по итогам января—февраля 2011 г. А топ-10 игроков аккумулируют суммарный удельный вес в этом объе­ме в размере 92%. Как свидетельствует международный опыт, это еще далеко не предел.

Украинский фармацевтический рынок сейчас проходит этапы развития, многие из которых уже преодолели другие страны, например, наши ближайшие соседи — страны Центрально-Восточной Европы. У многих фармрынков уже позади стадия консолидации, когда число активных дистрибьюторов сокращалось, в результате на рынке осталось лишь несколько ведущих игроков, которые удерживают 85–95% рынка. Так, по данным www.imshealth.com, например, в Чехии 4 дистрибьюторские компании аккумулируют 96% рынка.

Можно также обратить внимание и на рынок дистрибьюции лекарственных средств в США, который является одним из наиболее консолидированных в мире. Топ-3 компании — «McKesson», «AmerisourceBergen» и «Cardinal Health Inc» — охватывают 90–95% фармацевтического рынка оптовых продаж в денежном выражении (www.urchpublishing.com).

Следует отметить, что в нашей стране в сегменте дистрибьюции наиболее распространено финансовое инвестирование. Примером вложения денежных средств в украинских дистрибьюторов можно назвать инвестирование Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) в реструктуризацию компаний «Альба Украина» и «Фра-М».

Таким образом, сегмент дистрибьюции сегодня потенциально привлекателен для инвесторов уровнем консолидации, то есть вложение средств в данном случае подразумевает инвестирование в определенную долю рынка.

розница

Общее количество аптек в Украине по состоянию 01.11.2010 г. составляет около 12 тыс. В Украине один из самых высоких в Европе показатель обеспеченности населения аптечными учреждениями. В среднем в нашей стране на 1 аптечное учреждение приходится около 2 тыс. жителей. Квартальный выторг на 1 аптеку в среднем составляет 473 тыс. грн., аптечный пункт — 182 тыс. грн., аптечный киоск — 174 тыс. грн.

Аптечный сегмент украинского фармрынка весьма фрагментирован, долевое участие даже самых крупных игроков в общем объеме розничной реализации не превышает 3% (см. «Еженедельник АПТЕКА» № 7 (778) от 21.02.2011 г.). Десятка лидеров розничного сегмента аккумулирует долю, не превышающую 15% общего объема аптечного рынка лекарственных средств. Поэтому на данном этапе вхождение в него большого инвестора не представляется целесообразным. В этом сегменте еще должны пройти процессы консолидации, которым уже дан старт.

Инвестора может заинтересовать общенацио­нальная аптечная сеть, но для этого доля компании на рынке, согласно данным, опубликованным на сайте intercredit.com.ua, должна составлять минимум 5–6%.

P.s.

Пока речь не идет о масштабной иностранной экспансии на украинском фармрынке. В сфере инвестирования основные препятствия заложены на уровне макросреды. Украина занимает одно из последних мест в международных рейтингах. Слабая законодательная база, бюрократизация разрешительной системы и сильное регуляторное давление в фармотрасли не способствует привлечению дополнительных средств. Участники фармрынка Украины привыкли в вопросах развития бизнеса рассчитывать преимущественно на свои ресурсы. Так, в текущем году ожидается дальнейшее укреп­ление позиций украинского фармрынка. Кроме того, процесс естественного отбора также будет иметь место, и во всех сегментах могут произойти внутренние ротации, обусловленные улучшением позиций сильных игроков и уходом в сторону более слабых. Продолжится борьба за долю рынка, в результате будут усиливаться процессы консолидации.

Евгения Лукьянчук, Анна Шибаева
(©) Tupungato | Dreamstime.com \ Dreamstock.ru

Владимир Дудка,
председатель наблюдательного совета
компании «Альба Украина»

Владимир ДудкаСегодня во всех сегментах украинского фармрынка иностранных инвестиций практически нет, за исключением единичных прецедентов. В первую очередь это объясняется макроэкономическими причинами. Согласно многим международным рейтингам Украина с точки зрения инвестиционной привлекательности, легкости ведения бизнеса, уровня коррупции, прозрачности и простоты налогового администрирования пока что находится в числе худших. Именно здесь кроются причины отсутствия значимых инвестиций в Украину.

Если говорить о фармацевтической отрасли вне контекста макросреды, то дистрибьюторский сегмент уже вполне интересен для иностранных инвестиций по той причине, что рынок в значительной степени консолидирован. То есть, инвестирование в конкретного лидирующего игрока предполагает автоматическое приобретение определенной доли рынка. В дистрибьюторском сегменте уже есть прецеденты крупных финансовых инвестиционных вливаний, в частности ЕБРР ранее инвестировал в дистрибьюторские компании «Альба Украина» и «Фра-М». Компания «БаДМ» также размещала свои акции с целью привлечения дополнительных финансовых средств. Это — признание того, что компании нашего сегмента уже соответствуют европейским нормам ведения бизнеса, построения учета и внутрикорпоративного управления. Если при прочих равных условиях эти компании работали бы, например, в Польше, то в течение года к нам выстроилась бы очередь инвесторов. Что касается перспектив дальнейшей консолидации в этом сегменте, то большая часть пути уже пройдена, хотя процесс будет продолжаться еще какое-то время.

Сегменты розницы и производства не испытывают острой необходимости в инвестировании. А для эффективного освоения инвестиций, как известно, необходимы не только значительные временные затраты, но и желание компаний такие инвестиции принимать.

В розничном сегменте укрупнение может пойти по эволюционному пути, то есть за счет повышения конкурентоспособности, использования внутреннего потенциала аптечных сетей для органичного роста, более качественного управления и развития. Аптечные сети будут укреплять свои рыночные позиции благодаря автоматизации бизнес-процессов, внедрению новых технологий мерчандайзинга и управления запасами. Таким образом, можно прогнозировать консолидацию не путем слияний и поглощений, а с помощью эволюционного роста одних и отстающей динамики других.

Что касается производства, украинские компании чувствуют себя достаточно комфорт­но, поэтому для них поиск иностранных инвестиций — это поиск добра от добра. Сегодня на украинском рынке начали активно внедряться такие формы присутствия зарубежных компаний, как контрактное производство и переход их в статус резидента с осуществлением хозяйственно-коммерческой деятельности на территории Украины в национальной валюте как основной. Локализация производства — наиболее интересный для украинского рынка тип инвестирования, так как он может привнести в страну новые технологии и продукты, а также в дальнейшем создать крепкий фундамент не только для увеличения внутреннего производства, но и для расширения экспорта, обеспечивающего приток валюты в страну. Однако, для того, чтобы зарубежные инвесторы были заинтересованы в размещении производства в Украине, необходимо создать благоприятную бизнес-среду. Так, инвестора могли бы привлечь ясность и простота налогового законодательства, прозрачность власти и ее реальное намерение устранить коррупцию, а также упрощение разрешительных механизмов на всех этапов, которые проходит инвестор при входе на рынок. Введение системы реимбурсации и страховой медицины также в значительной степени может способствовать повышению интереса инвесторов к украинскому фармрынку.

Юрий Ткачук,
финансовый директор корпорации «Артериум»

Юрий ТкачукВ пользу инвестирования в украинский фармрынок свидетельствует его огромный потенциал — при населении в 46 млн человек потребление лекарственных средств в Украине на душу населения в разы ниже, чем в соседних странах. Принятие Украины в PIC/S, свидетельствующее о взаимном признании странами Европы сертификатов GMP, выдаваемых украинскими регуляторными органами, также является важным фактором, а часто — необходимым критерием для иностранного инвестора с точки зрения принятия решения относительно инвестирования в фармацевтический актив в развивающихся странах.

В будущем в рамках ориентации украинских компаний на инновационное развитие продуктовых портфелей наша страна будет заинтересована в том, чтобы стратегические инвесторы внесли свой вклад в развитие экспертизы в области разработки документации, клинических исследований. В перспективе это может открыть значительные возможности для инвестора и на других рынках.

В то же время зарубежных инвесторов отталкивает непоследовательность регуляторной политики в Украине. Уже длительное время на государственном уровне проводятся обсуждение системы общегосударственного медицинского страхования, однако решение этого вопроса остается только на уровне разговоров о необходимости ее внедрения. То же касается и разработки и внедрения стандартов лечения.

Весьма неоднозначна позиция инвесторов по поводу отсутствия системы реимбурсации в нашей стране. С одной стороны, это является потенциалом с точки зрения развития рынка, с другой — сдерживающим фактором на неопределенную перспективу.

Во многом государственная политика по развитию фармацевтической отрасли строится по остаточному принципу, с другой — требования к социально значимой отрасли выражаются в виде «запрещающей политики». Ярким примером этому могут служить факты попыток влия­ния и ручного регулирования цен на лекарственные средства во времена резких колебаний курсов валют, запрета рекламы лекарственных средств, постоянные новации и проблемы в вопросах налогообложения спирта, используемого для производства лекарств и т.п.

Что касается ситуации на украинском фармрынке в разрезе отдельных сегментов, то рынки производителя и розницы чрезвычайно дефрагментированны, что потенциально свидетельствует о перспективах усиления процессов консолидации. Причем в настоящее время сегмент ритейла наиболее разрозненный, сети, которые охватывают сотни аптек, можно пересчитать на пальцах одной руки. Больших национальных сетей нет. Спецификой этого сегмента является большое количество аптечных учреждений в расчете на душу населения по сравнению с другими странами. У нас более 21 тыс. розничных торговых точек. Очевидно, что этот рынок ожидает укрупнения и с точки зрения размеров пунктов продаж, и укрупнения и консолидации с точки зрения собственности.

Дистрибьюция — самый консолидированный сегмент украинского фармрынка.

Тем не менее, и в нем есть много резервов для дальнейшей консолидации — если посмотреть на страны Европы, как правило, до 10, а в некоторых странах и 3–4 компании обеспечивают дистрибьюцию лекарственных средств на рынке.

В перспективе росту инвестиционной привлекательности украинского фармрынка может способствовать установление прозрачных правил работы на фармацевтическом рынке, которые касаются введения системы общеобязательного медицинского страхования, разработки и введения в действие стандартов лечения и системы реимбурсации. Стабильная, последовательная и долгосрочная политика по всем этим вышеперечисленным направлениям — то, что будет повышать привлекательность фармацевтической отрасли и рынка в целом.

Ищу инвестора для серьезных отношений. Украинский фармрынок
Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті