Аптечный рынок Украины по итогам 9 мес 2013 г. Helicopter View

Октябрь подходит к концу, а значит, пришло время подвести совокупные итоги трех кварталов текущего года. О том, как развивался фармрынок Украины в этот период, наши читатели смогут узнать из данной публикации. При подготовке материала использованы данные аналитической системы исследования рынка «PharmXplorer»/«Фармстандарт» компании «Proxima Research».

«АПТЕЧНАЯ КОРЗИНА»

По итогам 9 мес 2013 г. сохранилась наметившаяся ранее тенденция — розничный фармрынок в денежном и натуральном выражении развивается умеренными темпами. Общий объем аптечных продаж всех категорий товаров «аптечной корзины», в частности лекарственных средств, изделий медицинского назначения (ИМН*), косметики и диетических добавок, по итогам 9 мес 2013 г. достиг 25,6 млрд грн. за 1,46 млрд упаковок, превысив показатель предыдущего года на 13% в денежном и 2,6% в натуральном выражении (рис. 1). В долларовом эквиваленте данный показатель в исследуемый период составил 3,15 млрд дол. США (по курсу Reuters), что на 12% больше по сравнению с показателем за январь–сентябрь 2012 г. Основными драйверами украинского фармрынка традиционно являются лекарственные средства — темпы прироста этого сегмента в денежном выражении несколько опережают общерыночную динамику.

Рис. 1
Аптечный рынок Украины по итогам 9 мес 2013 г. Helicopter View
Объем розничной реализации товаров «аптечной корзины» в денежном и натуральном выражении, а также в долларовом эквиваленте (по курсу Reuters) по итогам января–сентября 2011–2013 гг. с указанием темпов прироста по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

В анализируемый период все категории товаров «аптечной корзины» продемонстрировали положительную динамику темпов роста, как в денежном, так и в натуральном выражении (табл. 1). Следует также отметить, что темпы роста рынка в целом и его отдельных категорий в денежном выражении замедлились по сравнению с аналогичным периодом 2012 г. Если же говорить о долевом соотношении категорий, то оно остается практически неизменным из года в год. Безоговорочным лидером среди категорий по уже сложившейся традиции являются лекарственные средства, аккумулирующие 85% рынка в денежном и 63,5% в натуральном выражении. ИМН при сравнительно скромном удельном весе в денежном выражении (7,9%) обеспечивают почти треть всех проданных упаковок аптечного ассортимента. В исследуемый период наилучшую динамику аптечных продаж продемонстрировала категория диетических добавок, темпы прироста продаж которой в денежном выражении составили 17,1%, а в натуральном — 5,7%.

Таблица 1 Розничные продажи различных категорий товаров «аптечной корзины» в денежном и натуральном выражении по итогам января–сентября 2011–2013 гг.
Год Денежное выражение
Лекарственные средства ИМН* Косметика Диетические добавки Рынок в целом
Объем аптечных продаж, млн грн. ∆, % Доля категории в «аптечной корзине», % Объем аптечных продаж, млн грн. ∆, % Доля категории в «аптечной корзине», % Объем аптечных продаж, млн грн. ∆, % Доля категории в «аптечной корзине», % Объем аптечных продаж, млн грн. ∆, % Доля категории в «аптечной корзине», % Объем аптечных продаж, млн грн. ∆, %
2011 16 463 84,4 1 637 8,4 863 4,4 546 2,8 19 509
2012 19 213 16,7 84,7 1 854 13,2 8,2 960 11,3 4,2 650 19,1 2,9 22 676 16,2
2013 21 785 13,4 85,0 2 029 9,5 7,9 1054 9,8 4,1 761 17,1 3,0 25 629 13,0
Год Натуральное выражение
Лекарственные средства ИМН* Косметика Диетические добавки Рынок в целом
Объем аптечных продаж, млн упаковок ∆, % Доля категории в «аптечной корзине», % Объем аптечных продаж, млн упаковок ∆, % Доля категории в «аптечной корзине», % Объем аптечных продаж, млн упаковок ∆, % Доля категории в «аптечной корзине», % Объем аптечных продаж, млн упаковок ∆, % Доля категории в «аптечной корзине», % Объем аптечных продаж, млн упаковок ∆, %
2011 879 63,5 439 31,7 40,8 2,9 26,3 1,9 1 385
2012 917 4,3 64,2 438 -0,2 30,7 41,7 2,0 2,9 31,2 18,7 2,2 1 428 3,1
2013 930 1,5 63,5 459 4,6 31,3 43,6 4,6 3,0 33,0 5,7 2,3 1 466 2,6
*В общий объем аптечных продаж ИМН включен объем реализации дезинфицирующих средств, которые прошли процедуру регистрации.

В анализируемый период для всех категорий товаров «аптечной корзины» зафиксировано повышение средневзвешенной стоимости 1 упаковки (рис. 2). Средневзвешенная стоимость 1 упаковки лекарственных средств, косметики и дие­тических добавок находится почти на одном уровне и составляет 23–24 грн. Для ИМН данный показатель остается на уровне 4 грн. за упаковку, при этом темпы прироста средневзвешенной стоимости 1 упаковки снизились почти в 3 раза и составили 4,6%. Максимальный прирост этого показателя отмечается у категории лекарственных средств — 11,7%.

Рис. 2
Аптечный рынок Украины по итогам 9 мес 2013 г. Helicopter View
Динамика средневзвешенной стоимости 1 упаковки различных категорий товаров «аптечной корзины» по итогам 9 мес 2011—2013 гг. с указанием темпов прироста по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

В разрезе локализации производства по итогам января–сентября 2013 г. сохраняется тенденция, характерная для последних лет. По объему продаж в натуральном выражении лидируют товары отечественного производства. Но если посмотреть на тот же рынок в денежном выражении, то наблюдается обратная тенденция, потребитель тратит больше денег на препараты зарубежного производства. Исключение составляет лишь категория ИМН, здесь и в натуральном, и в денежном выражении превалирует зарубежный производитель (рис. 3).

Рис. 3
Аптечный рынок Украины по итогам 9 мес 2013 г. Helicopter View
Структура розничных продаж различных категорий товаров «аптечной корзины» в разрезе зарубежного и украинского производства в денежном и натуральном выражении по итогам 9 мес 2013 г.

Рынок ЛЕКАРСТВЕННЫх СРЕДСТВ

Как отмечалось выше, лекарственные средства являются драйвером роста рынка аптечных продаж, следовательно, именно они формируют тенденции сегмента розничной реализации. Поэтому данная категория товаров «аптечной корзины» требует к себе более пристального внимания.

Объем продаж лекарственных средств продолжает увеличиваться из года в год. По итогам 9 мес 2013 г. этот показатель в натуральном выражении достиг 930 млн упаковок, став самым высоким за последние 7 лет (рис. 4). По сравнению с аналогичным периодом 2012 г. объем продаж препаратов увеличился на 1,5%. В денежном выражении восходящая динамика аптечного рынка лекарственных средств остается неизменно стабильной из года в год, фиксируя двузначные темпы прироста объема продаж. По итогам января–сентября 2013 г. совокупный объем продаж лекарственных средств в денежном выражении составил 21,8 млрд грн., увеличившись при этом на 13,4%.

Рис. 4
Аптечный рынок Украины по итогам 9 мес 2013 г. Helicopter View
Динамика аптечных продаж лекарственных средств в денежном и натуральном выражении, а также долларовом эквиваленте по итогам 9 мес 2007–2013 гг.

Если же рассматривать период в разрезе III кв. текущего года, то картина несколько изменяется.

Высокие темпы прироста объема рынка в I кв. как в денежном, так и в натуральном выражении, были достигнуты благодаря высокому спросу на противопростудные препараты.

Во II кв. темпы прироста объема продаж значительно снизились как в деньгах, так и в упаковках по сравнению с аналогичным периодом 2012 г. (рис. 5, 6).

Рис. 5
Аптечный рынок Украины по итогам 9 мес 2013 г. Helicopter View
Динамика объема аптечных продаж лекарственных средств в денежном выражении за I кв. 2011 — III кв. 2013 г. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Рис. 6
Аптечный рынок Украины по итогам 9 мес 2013 г. Helicopter View
Динамика объема аптечных продаж лекарственных средств в натуральном выражении за период I кв. 2011 — III кв. 2013 г. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

С основными причинами падения рынка во II кв. 2013 г. мы знакомили читателей в одной из предыдущих публикаций (см. «Еженедельник АПТЕКА» № 28 (899) от 22.07.2013 г.).

В III кв. 2013 г. спад темпов прироста объема аптечных продаж в денежном выражении прекратился, и рынок начал постепенно стабилизироваться.

В течение 2012 г. сегмент лекарственных средств развивался преимущественно за счет увеличения объема потребления в натуральном выражении и смещения потребления в сторону дорогостоящих препаратов, о чем свидетельствует превалирование индекса замещения. В анализируемый период 2013 г. фармацевтический рынок демонстрировал рост в основном за счет инфляционной инновационной составляющей, в то время как индекс замещения во II и III кв. нынешнего года находится вблизи отметки ноль, уходя в минус (рис. 7).

Рис. 7
Аптечный рынок Украины по итогам 9 мес 2013 г. Helicopter View
Индикаторы прироста/убыли объема аптечных продаж лекарственных средств в денежном выражении за период I кв. 2011 — III кв. 2013 г.

Уже на протяжении нескольких лет отмечается тенденция к увеличению потребления дорогостоящих лекарственных средств. Данная ниша является лидером по темпам прироста потребления по сравнению с препаратами средне- и низкостоимостной ниши. В натуральном выражении высокостоимостные препараты, занимая всего лишь 13% общего объема продаж, обеспечивают более половины выручки аптечных учреждений. В то время как лекарственные средства низкостоимостной ниши при довольно скромной доле выручки в размере 8% удерживают удельный вес в объеме продаж в упаковках на уровне 50% (рис. 8). Сохранилась наметившаяся ранее тенденция более активного развития реализации препаратов рецептурной группы относительно сегмента ОТС (рис. 9).

Рис. 8
Аптечный рынок Украины по итогам 9 мес 2013 г. Helicopter View
Структура аптечных продаж лекарственных средств в разрезе ценовых ниш в денежном и натуральном выражении по итогам 9 мес 2011–2013 гг., а также темпы прироста/убыли их реализации по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Рис. 9
Аптечный рынок Украины по итогам 9 мес 2013 г. Helicopter View
Темпы прироста/убыли объема аптечных продаж рецептурных и безрецептурных лекарственных средств в денежном и натуральном выражении по итогам 9 мес 2012–2013 гг. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

В структуре аптечных продаж лекарственных средств украинского и зарубежного производства по итогам 9 мес 2013 г. по-прежнему в денежном выражении превалируют продажи препаратов зарубежного, а в натуральном — отечественного производства. Развитие сегмента лекарственных средств в исследуемый период в денежном выражении было обеспечено двухзначными темпами прироста продаж зарубежных и украинских препаратов (рис. 10).

Рис. 10
Аптечный рынок Украины по итогам 9 мес 2013 г. Helicopter View
Темпы прироста/убыли объема аптечных продаж лекарственных средств украинского и зарубежного производства в денежном и натуральном выражении по итогам 9 мес 2011–2013 гг. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

В фармакотерапевтической структуре рынка по итогам 9 мес 2013 г. по объему продаж в денежном выражении традиционно лидирует группа А «Средства, влияющие на пищеварительную систему и метаболизм». В целом по объему продаж рейтинг групп АТС-классификации 1-го уровня не изменился, но высокий уровень заболеваемости в I кв. 2013 г., а также затянувшаяся в этом году зима способствовали существенному увеличению объема продаж препаратов групп L «Антинеопластические и иммуномодулирующие средства» и J «Противомикробные средства для системного применения», которые продемонстрировали максимальные темпы прироста объема продаж в I полугодии 2013 г. по сравнению с аналогичным периодом 2012 г. (рис. 11).

Рис. 11
Аптечный рынок Украины по итогам 9 мес 2013 г. Helicopter View
Динамика объема аптечных продаж лекарственных средств в разрезе групп АТС-классификации 1-го уровня в денежном выражении по итогам 9 мес 2012–2013 гг. с указанием темпов прироста прироста/убыли

КЛЮЧЕВЫЕ ИГРОКИ

Рейтинг брэндов лекарственных средств по объему аптечных продаж в денежном выражении стабильно возглавляет АКТОВЕГИН (табл. 2). По итогам 9 мес 2013 г. пятерка лидеров рейтинга осталась неизменной по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Значительно улучшили свои позиции в рейтинге препараты МЕТАМАКС, ГРОПРИНОЗИН, НУРОФЕН, ФАРМАЦИТРОН, ДЕКСАЛГИН, НАЛБУФИН.

Таблица 2 Рейтинг брэндов лекарственных средств по объему аптечных продаж в денежном выражении за 9 мес 2013 г. с указанием их позиции в рейтинге за аналогичный период 2011–2012 гг.
Брэнд № п/п, год
2013 2012 2011
АКТОВЕГИН 1 1 1
КОДТЕРПИН 2 2 3
КАРДИОМАГНИЛ 3 4 5
НО-ШПА 4 5 4
ЭССЕНЦИАЛЕ 5 3 2
ЦИТРАМОН 6 7 29
НАТРИЯ ХЛОРИД 7 6 6
ЛИНЕКС 8 12 10
СПАЗМАЛГОН 9 14 17
ЦЕРАКСОН 10 9 11
НИМЕСИЛ 11 18 20
ПРЕДУКТАЛ 12 10 8
КАРСИЛ 13 19 22
КЕТАНОВ 14 16 19
МЕТАМАКС 15 37 72
ГРОПРИНОЗИН 16 42 76
ТИОТРИАЗОЛИН 17 11 21
НУРОФЕН 18 34 24
АУГМЕНТИН 19 15 9
РЕОСОРБИЛАКТ 20 22 26
ФАРМАЦИТРОН 21 38 36
КАНЕФРОН 22 17 15
МЕЗИМ 23 24 16
КРЕОН 24 21 46
СТРЕПСИЛС 25 29 38
КАПТОПРЕС 26 23 37
ДЕКСАЛГИН 27 45 45
НАЛБУФИН 28 88 603
ОМЕЗ 29 31 51
ДИАБЕТОН 30 28 31

В рейтинге маркетирующих организаций по объему аптечных продаж лекарственных средств в денежном выражении по итогам 9 мес 2013 г. неизменным лидером остается компания «Фармак», за ней следуют немецкая «Berlin-Chemie/Menarini Group» и японская «Takeda» — на 2-й и 3-й позиции соответственно (табл. 3). Из 9 маркетирующих украинских организаций, представленных в рейтинге, 7 изменили свою позицию на более высокую или сохранили прежнюю. Наилучших результатов по итогам 9 мес 2013 г. достиг Киевский витаминный завод, который с прошлогоднего 20-го места поднялся в рейтинге на 16-е. Из зарубежных организаций следует отметить «Kusum Healthcare», которая поднялась с 34-го на 23-е место. Такому взлету способствовала высокая маркетинговая активность компании, позволившая достигнуть максимального показателя Evolution index по сравнению с другими компаниями топ-30 (табл. 4). При расчете показателя Evolution index за основу были взяты аптечные продажи лекарственных средств за январь–сентябрь 2013 г. в рамках топ-30 маркетирующих организаций.

Таблица 3 Рейтинг маркетирующих организаций по объему продаж лекарственных средств в денежном выражении за 9 мес 2013 г. с указанием из позиций в рейтинге за аналогичный период 2011–2012 гг.
Маркетирующая организация № п/п, год
2013 2012 2011
Фармак (Украина) 1 1 1
Berlin-Chemie/Menarini Group (Германия) 2 2 2
Takeda (Япония) 3 3 4
Дарница (Украина) 4 5 6
Sanofi (Франция) 5 4 3
Teva (Израиль) 6 6 5
Артериум Корпорация (Украина) 7 7 7
Gedeon Richter (Венгрия) 8 8 12
Здоровье Группа компаний (Украина) 9 9 8
Servier (Франция) 10 10 9
KRKA (Словения) 11 11 10
Sandoz (Швейцария) 12 12 11
GlaxoSmithKline (Великобритания) 13 14 15
Actavis Group (Исландия) 14 15 14
Борщаговский ХФЗ (Украина) 15 17 16
Киевский витаминный завод (Украина) 16 20 22
Abbott Products GmbH (Германия) 17 18 19
Стада-Нижфарм (Германия-Россия) 18 19 20
Bayer Consumer Care (Швейцария) 19 22 18
ИнтерХим (Украина) 20 13 17
Юрия-Фарм (Украина) 21 24 27
Дельта Медикел (Украина) 22 21 21
Kusum Healthcare (Индия) 23 34 35
Merck & Co (США) 24 28 29
Dr. Reddy’s (Индия) 25 25 26
Novartis Consumer Health (Швейцария) 26 29 32
Boehringer Ingelheim (Германия) 27 26 25
Omega Pharma (Бельгия) 28 27 24
Sopharma (Болгария) 29 30 36
Astellas Pharma Europe (Нидерланды) 30 36 37
Таблица 4 Топ-15 маркетирующих организаций по Evolution index (нормированный к 100) за 9 мес 2013 г. в рамках топ-30 маркетирующих организаций по объему аптечных продаж лекарственных средств за аналогичный период 2011–2012 гг.
Маркетирующая организация Ei
Kusum Healthcare (Индия) 125,8
Novartis Consumer Health (Швейцария) 116,2
Юрия-Фарм (Украина) 115,6
Astellas Pharma Europe (Нидерланды) 115,5
Merck & Co (США) 112,8
Bayer Consumer Care (Швейцария) 111,5
Дарница (Украина) 111,3
Киевский витаминный завод (Украина) 111,1
Sopharma (Болгария) 109,5
Abbott Products GmbH (Германия) 106,8
Sandoz (Швейцария) 106,0
Berlin-Chemie/Menarini Group (Германия) 104,6
Teva (Израиль) 103,9
Gedeon Richter (Венгрия) 103,4
Стада-Нижфарм (Германия-Россия) 103,1

СЕГМЕНТ ДИСТРИБуЦИИ

Общий объем поставок дистрибьюторами лекарственных средств в аптечные учреждения по итогам января–сентября 2013 г. составил 17,6 млрд грн. в оптовых ценах за 916 млн упаковок, увеличившись по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года на 13,7% в денежном и –0,8% в натуральном выражении.

В разрезе помесячной динамики темпы прироста поставок лекарственных средств в аптечные учреждения и динамика реализации их конечному потребителю в течение последних двух лет близко коррелируют (рис. 12, 13). В последние месяцы наметилась четкая тенденция к снижению темпов прироста объема продаж в денежном и натуральном выражении. Причина тому — совокупность регуляторных и макроэкономических факторов.

Рис. 12
Аптечный рынок Украины по итогам 9 мес 2013 г. Helicopter View
Темпы прироста/убыли объема розничных продаж лекарственных средств и их поставок дистрибьюторами в аптечные учреждения в натуральном выражении по итогам января 2012 — сентября 2013 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Рис. 13
Аптечный рынок Украины по итогам 9 мес 2013 г. Helicopter View
Темпы прироста/убыли объема розничных продаж лекарственных средств и их поставок дистрибьюторами в аптечные учреждения в денежном выражении по итогам января 2012 — сентября 2013 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

Пятерка крупнейших дистрибьюторов в последние годы также остается неизменной, ее формируют компании «БаДМ», «Оптима-Фарм», «Альба Украина», «Вента» и «Фра-М» (табл. 5). Суммарный удельный вес топ-5 крупнейших дистрибьюторов увеличивается с каждым годом (рис. 14). Динамика в рейтинге отмечается во второй пятерке дистрибьюторов лекарственных средств — «Фармпланета», «Фито-Лек», «Фармако», «Центр медицинский Медцентр М.Т.К.», «Дельта Медикел».

Таблица 5 Топ-10 крупнейших дистрибьюторов по объему поставок лекарственных средств в аптечные учреждения за 9 мес 2013 г. с указанием их позиций в рейтинге за аналогичный период 2011–2012 гг.
Дистрибьютор 2013 2012 2011
БаДМ (Днепропетровск) 1 1 1
Оптима-Фарм (Киев) 2 2 2
Альба Украина (Борисполь) 3 3 3
Вента (Днепропетровск) 4 5 5
Фра-М (Донецк) 5 4 4
Фармпланета (Киев) 6 6 19
Фито-Лек (Харьков) 7 7 6
Фармако (Киев) 8 9 10
Центр медицинский Медцентр М.Т.К. (Киев) 9 10 13
Дельта Медикел (Вишневое) 10 13 18
Рис. 14
Аптечный рынок Украины по итогам 9 мес 2013 г. Helicopter View
Динамика удельного веса топ-5 дистрибьюторов по объему поставок лекарственных средств в аптечные учреждения по итогам 9 мес 2011–2013 гг.

ИТОГИ

Позади уже большая часть 2013 г., и результаты, достигнутые по состоянию на сегодня, весьма показательны — на их основании уже можно строить предположения относительно итогов года в целом.

В денежном выражении восходящая динамика аптечного рынка лекарственных средств остается неизменно стабильной — из года в год фиксируют двузначные темпы прироста объема продаж. По итогам 9 мес 2013 г. объем аптечных продаж лекарственных средств в натуральном выражении достиг максимального объема за последние 6 лет. Это, в свою очередь, благоприятно отразилось на структуре прироста рынка в денежном выражении. Доминирующее влияние на развитие рынка оказывают увеличение физического потребления лекарственных средств и смещение структуры спроса с дешевых на более дорогостоящие препараты.

При сохранении заданного темпа развития аптечный рынок может выйти с хорошими результатами на финишную прямую 2013 г.

Юлия Кодрубайло

Комментарии

Владимир 29.10.2013 6:34
и что мы видим? то что покупательная способность просто катастрофически упала! ведь люди просто не могут сейчас позволить себе болеть, поэтому стараются экономить абсолютно на всем, включая свое здоровье... в этом плане, мне кажется, необходимо радикальное изменение вопроса. типа того, как комуняки требуют, чтобы фармацевтические кампании были в собственности государства, тогда можно будет регулировать стоимость медикаментов в зависимости от доходов украинцев. ведь сейчас им пенсии или зарплаты хватает разве что на скудную пищу и коммуналку оплатить (и то не всегда или не все сразу...)
Афоня 29.10.2013 10:14
Владимир! Если фармкомпании будут в собственности гос-ва и если государство будет регулировать стоимость лекарств, то не ровен час искать Но-шпу по всем аптекам города, как при Союзе было.
Владимир 30.10.2013 10:44
Афоня, спросите у своих родителей(бабушки, дедушки) о том какой вариант им больше нравится, тот что при Союзе, где медицина была доступной каждому, или сейчас, где пенсионер выбирает между покупкой еды или какого-нибудь лекарства, так как на то и другое после оплаты коммуналки просто не хватает.
Елена 30.10.2013 11:17
Владимир, вы слишком драматизируете падение покупательской способности. По итогам 3 кв.отмечается прирост потребления всех категорий товаров аптечной корзины как в денежном так и в натуральном выражении. Темпы прироста замедлились конечно, но рынок растет
Владимир 30.10.2013 5:46
Елена, может и драматизирую, а может говорю реальную ситуацию. это также можно подать как прогноз, потому что так тому и быть. цены растут, а зарплаты/пенсии, увы нет. то что люди сейчас реально в большинстве случаев просто не могут позволить себе болеть - знаю не понаслышке, так как недавно одному из членов моей семьи пришлось сделать операцию. это был большой удар по семейному бюджету в результате чего пришлось ограничить себя в еде и на половину заплатить налоги. А соседка моя, пенсионер, вообще стала "народными методами" лечиться, так как пенсия как только приходит, так и таит на самое необходимое. поэтому я скорее описываю драматическую реальность.
Евгений 30.10.2013 9:13
Ага а ещё наш бедный народ за 2013г в марте с перепугу от введения спец пошлтн почистил автосалоны,повторно в августев ожидании утилизационного сбора,попутно повыгребали до 1 августа всю недвижимость даже ту которая до полугода висела в продаже в панике от ограничения наличных расчётов.Ну а на здоровье съэкономить это святое дело у нашего народа тут мы вспоминаем коммунизм.Лечиться даром даром лечиться.Вот если приходится тартиться тогда народ начинает думать а может поберечься профилактикой заняться,а то оттягивать себе дороже будет?Может вы найдёте желающих себе домой купить телевизор Электрон к которому раз поза раз бегать приходится,или может кто хочет старого образца холодильничек Донбасс прикупить? Нет, всем давай современное,качественное.Ну о здоровье вспоминаем коммунизм.Вопрос только откуда если всё так классно было у СССР процветающий коммунизм многомиллиардные долги остались перед Западом загинвающим капиталлизмом?
Владимир 31.10.2013 10:54
Евгений, о какой скупке квартир и авто вы говорите? не ровняйте по Киеву всю страну. неужели пенсионерка, которая всю жизнь проработала скажем учителем и теперь получает 1000грн пенсии может позволить купить себе недвижимость или авто? да и кто обычно покупает квартиры? одни и те же! вон посмотрите только на дармоедов, которые в Раде сидят и оппозицией да властью друг друга называют, у каждого по несколько квартир, у той же Татьяны Донец 6 квартир только. не могу сказать, что при совке все было даром, но все было доступно. к тому же причем тут техника? она бы развивалась в любом случае, так как технологический прогресс затронул весь мир, вон только на Китай коммунистический посмотрите.
Саша 26.04.2014 9:20
Только я вижу на втором месте второй год подряд кодтерпин?)) его продажи совершенно не упали, судя по количеству блистеров валяющихся на улицах страны - взрощеная фармкомпаниями и аптеками армия любителей легального кодеина возместит упавший спрос на другие препараты.

Добавить свой

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Другие статьи раздела


Последние новости и статьи