Аптечный рынок Украины по итогам I кв. 2016 г.: Helicopter View

Традиционно мы продолжаем аналитические обзоры деятельности операторов фармрынка Украины. О том, как стартовали аптечные продажи в I кв. 2016 г., пойдет речь в данной публикации. При подготовке материала использованы данные аналитической системы исследования рынка «PharmXplorer»/«Фармстандарт» компании «Proxima Research».

«АПТЕЧНАЯ КОРЗИНА»

По итогам I кв. 2016 г. общий объем украинского розничного рынка категорий товаров «аптечной корзины» (лекарственные средства, изделия медицинского назначения — ИМН*, косметика, диетические добавки) составил 14,4 млрд грн. за 349,1 млн упаковок. В долларовом эквиваленте общий объем аптечных продаж товаров «аптечной корзины» составил 562 млн дол. США (по курсу IB).

На фармацевтическом рынке Украины сохраняются тенденции прироста объема продаж в денежном выражении и сокращения в натуральном и долларовом выражении.

Так, в анализируемый период продажи увеличились на 13,2% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года в гривневом выражении (рис. 1). В то же время снижение отмечается в натуральном выражении на уровне 5,5%, а в долларовом эквиваленте — на уровне 8,6%.

Рис. 1
Аптечный рынок Украины по итогам I кв. 2016 г.: Helicopter View
Объем розничной реализации товаров «аптечной корзины» в денежном и натуральном выражении, а также в долларовом эквиваленте (по курсу IB) по итогам I кв. 2014–2016 гг. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

Необходимо отметить, что значительное влия­ние на показатели динамики аптечных продаж оказывает ситуация в проблемных регионах — АР Крым и зона проведения антитеррористической операции (АТО) в Донецкой и Луганской областях. В этих регионах с 2014 г. зафиксировано существенное уменьшение объе­ма розничной реализации фармпродукции, а в I кв. 2016 г. ее продажи отсутствуют.

Если не учитывать территорию зоны АТО и АР Крым, на контролируемой Украиной территории розничный фармрынок по итогам I кв. 2016 г. в гривневом выражении увеличился на 18,7% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. В натуральном выражении этот показатель снизился на 0,6%, в долларовом эквиваленте — на 3,9%.

Долевое участие товаров «аптечной корзины» в структуре розничных продаж практически не изменяется (табл. 1). В I кв. 2016 г. традиционно львиную долю аккумулируют лекарственные средства как в денежном, так и в натуральном выражении. Треть продаж товаров «аптечной корзины» в натуральном выражении приходится на ИМН*, что составляет 7,9% аптечной выручки.

Таблица 1 Розничные продажи различных категорий товаров «аптечной корзины» в денежном и натуральном выражении за I кв. 2014–2016 гг.
I кв., год Лекарственные средства ИМН* Косметика Диетические добавки Рынок в целом
Объем аптечных продаж, млн грн./уп. ∆, % Доля категории в «аптечной корзине», % Объем аптечных продаж, млн грн./уп. ∆, % Доля категории в «аптечной корзине», % Объем аптечных продаж, млн грн./уп. ∆, % Доля категории в «аптечной корзине», % Объем аптечных продаж, млн грн./уп. ∆, % Доля категории в «аптечной корзине», % Объем аптечных продаж, млн грн./уп. ∆, %
Денежное выражение
2014 8 842,7 12,2 85,2 791,5 15,0 7,6 393,9 14,2 3,8 348,6 29,5 3,4 10 376,7 13,0
2015 10 874,5 23,0 85,4 989,2 25,0 7,8 446,0 13,2 3,5 420,0 20,5 3,3 12 729,8 22,7
2016 12 192,6 12,1 84,6 1 140,9 15,3 7,9 516,5 15,8 3,6 563,6 34,2 3,9 14 413,6 13,2
Натуральное выражение
2014 332,2 –1,2 64,5 154,9 2,5 30,1 15,2 5,7 2,9 13,1 12,2 2,5 515,4 0,4
2015 274,3 –17,4 65,8 120,6 –22,1 28,9 11,8 –22,0 2,8 10,5 –20,4 2,5 417,2 –19,1
2016 258,5 –5,7 65,6 113,7 –5,8 28,9 10,4 –12,3 2,6 11,5 10,3 2,9 394,1 –5,5

В целом динамика развития различных продуктов «аптечной корзины» повторяет общерыночные тенденции. Так, темпы прироста продаж всех категорий товаров «аптечной корзины» в анализируемый период продемонстрировали положительную динамику в денежном выражении, в то же время в натуральном выражении почти для всех категорий характерен спад.

Средневзвешенная стоимость 1 упаковки товаров «аптечной корзины» по итогам I кв. 2016 г. в среднем по розничному рынку повысилась на 19,9% и составила 36,6 грн. (рис. 2). Хотя для всей продукции в анализируемый период характерно повышение средневзвешенной стоимости 1 упаковки, это происходит гораздо меньшими темпами, нежели в аналогичный период предыдущего года.

Рис. 2
Аптечный рынок Украины по итогам I кв. 2016 г.: Helicopter View
Динамика средневзвешенной стоимости 1 упаковки различных категорий товаров «аптечной корзины» в I кв. 2014–2016 гг. с указанием темпов прироста по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

Наиболее дорогостоящими категориями являются косметика (средневзвешенная стоимость 1 упаковки по итогам I кв. 2016 г. составила 49,8 грн.), диетические добавки (48,8 грн.) и лекарственные средства (47,2 грн.). Средневзвешенная стоимость 1 упаковки ИМН* составила 10 грн.

РЫНОК ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ

Рассмотрим более подробно категорию товаров «аптечной корзины», которая занимает наиболее весомую долю в общем объеме аптечных продаж как в денежном, так и в натуральном выражении — лекарственные средства.

По итогам I кв. 2016 г. объем аптечных продаж лекарственных средств в денежном выражении достиг 12,2 млрд грн., превысив показатель за аналогичный период предыдущего года на 12,1% (рис. 3). В натуральном выражении объем продаж составил 258,5 млн упаковок, сократившись на 5,7%. В долларовом выражении также отмечается уменьшение объема продаж лекарственных средств по сравнению с I кв. 2015 г. на уровне 9,3% — до 475,9 млн дол.

Рис. 3
Аптечный рынок Украины по итогам I кв. 2016 г.: Helicopter View
Динамика аптечных продаж лекарственных средств в денежном и натуральном выражении, а также долларовом эквиваленте (по курсу IB) по итогам I кв. 2014–2016 гг. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

Девальвация национальной валюты в 2014 г. обусловила рост цен на лекарственные средства (особенно зарубежного производства). Стабилизация курса гривни по отношению к доллару в 2015 г. способствовала значительному замедлению темпов прироста розничных цен на лекарственные средства. По итогам I кв. 2016 г., средневзвешенная стоимость 1 упаковки лекарственных средств зарубежного производства составила 113,7 грн., а для украинских препаратов этот показатель находится на уровне 26,4 грн. (рис. 4)

Рис. 4
Аптечный рынок Украины по итогам I кв. 2016 г.: Helicopter View
Динамика средневзвешенной стоимости 1 упаковки лекарственных средств отечественного и зарубежного производства в сегменте аптечных продаж по итогам I кв. 2014–2016 гг. с указа­нием темпов прироста по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

Основной движущей силой развития рынка розничной реализации лекарственных средств в национальной валюте в 2015 г. была инфляционная составляющая. В I кв. 2016 г. относительно показателей аналогичного периода предыдущего года отмечается снижение влияния инфляционной составляющей на рост рынка в денежном выражении. При этом следует отметить, что для отечественных препаратов характерен вдвое меньший инфляционный индекс по сравнению с импортными (рис. 5). Индекс эластичности спроса по-прежнему имеет отрицательное значение, однако его негативное влияние на развитие рынка отечественных и зарубежных препаратов в I кв. 2016 г. значительно снизилось по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Негативное влияние индекса эластичности спроса на развитие рынка также уменьшилось.

Рис. 5
Аптечный рынок Украины по итогам I кв. 2016 г.: Helicopter View
Индикаторы изменения объема аптечных продаж лекарственных средств отечественного и зарубежного производства в денежном выражении по итогам I кв. 2014–2016 гг. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

Темпы прироста продаж отечественных лекарственных средств в денежном выражении значительно превышают аналогичный показатель для зарубежных препаратов. В то же время в натуральном выражении показатели убыли отечественных препаратов значительно ниже по сравнению с зарубежными. Благодаря этому лекарственные средства отечественного производства укрепляют свои позиции на рынке, аккумулируя уже более 40% объема аптечных продаж в денежном выражении и более 75% в упаковках (рис. 6).

Рис. 6
Аптечный рынок Украины по итогам I кв. 2016 г.: Helicopter View
Структура аптечных продаж лекарственных средств украинского и зарубежного производства в денежном и натуральном выражении, а также темпы прироста/убыли их реализации за I кв. 2015–2016 гг. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

В разрезе рецептурного статуса в I кв. 2016 г. долевое соотношение рецептурных и безрецептурных препаратов в денежном и натуральном выражении практически не изменилось по отношению к аналогичному периоду предыдущего года (рис.  7).

Рис. 7
Аптечный рынок Украины по итогам I кв. 2016 г.: Helicopter View
Структура аптечных продаж рецептурных и безрецептурных лекарственных средств в денежном и натуральном выражении, а также темпы прироста/убыли их реализации за I кв. 2015–2016 гг. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

В I кв. 2016 г. отмечается замедление темпов прироста продаж препаратов всех ценовых ниш в денежном выражении (рис. 8). Увеличение объема продаж в натуральном выражении характерно лишь для препаратов высокостоимостной ниши, в то время как реализация лекарственных средств низко- и среднестоимостной ниш сократилась. В условиях относительной стабилизации курса национальной валюты прослеживается тенденция к смещению потребления в сторону более дорогостоящих препаратов.

Рис. 8
Аптечный рынок Украины по итогам I кв. 2016 г.: Helicopter View
Структура аптечных продаж лекарственных средств в разрезе ценовых ниш** в денежном и натуральном выражении, а также темпы прироста/убыли объема их аптечных продаж за I кв. 2015–2016 гг. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

В денежном выражении более половины розничных продаж лекарственных средств аккумулируют высокостоимостные препараты. В натуральном выражении ситуа­ция противоположная — в структуре розничных продаж превалируют препараты, относящиеся к низкостоимостной нише. Около трети объема продаж как в денежном, так и в натуральном выражении приходится на лекарственные средства среднестоимостной ниши.

В разрезе АТС-классификации 1-го уровня по объему аптечных продаж в денежном выражении традиционно лидирует группа А «Средства, влияющие на пищеварительную систему и метаболизм» (рис. 9). На 2-м месте препараты группы R «Средства, действующие на респираторную систему». 3-ю позицию заняла группа С «Средства, влияющие на сердечно-сосудистую систему». Также стоит отметить высокие темпы прироста препаратов групп J «Противомикробные средства для системного применения» и L «Антинеопластические и иммуномодулирующие средства», что связано с резким повышением заболеваемости ОРВИ в начале 2016 г.

Рис. 9
Аптечный рынок Украины по итогам I кв. 2016 г.: Helicopter View
Динамика аптечных продаж лекарственных средств в разрезе топ-10 групп АТС- классификации 1-го уровня в денежном выражении по итогам I кв. 2015–2016 гг. с указанием темпов прироста их реализации по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

Как уже отмечено выше, проблемные территории оказывают существенное влияние на показатели динамики розничного фармрынка Украины в целом. Важно отметить, что в анализируемый период объем аптечных продаж лекарственных средств в гривневом выражении на территории свободной Украины (подконтрольной украинскому правительству) продемонстрировал прирост на уровне 17,7%, в натуральном выражении объем продаж остался почти на уровне аналогичного периода 2015 г., а в долларовом выражении зафиксирована убыль в размере 4,6% (рис. 10).

Рис. 10
Аптечный рынок Украины по итогам I кв. 2016 г.: Helicopter View
Темпы прироста/убыли объема аптечных продаж лекарственных средств в денежном, натуральном выражении, а также в долларовом эквиваленте по итогам I кв. 2016 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года на всей территории Украины и на территории свободной Украины (без учета АТО и АР Крым)

Анализируя помесячную динамику рынка, можно отметить положительные тенденции. В национальной валюте розничный рынок лекарственных средств демонстрирует высокие темпы прироста, в натуральном выражении прослеживается тенденция к восстановлению уровня потребления. Также замедлилось падение рынка в долларовом выражении (рис. 11).

Рис. 11
Аптечный рынок Украины по итогам I кв. 2016 г.: Helicopter View
Помесячная динамика аптечных продаж лекарственных средств в натуральном и денежном выражении, а также долларовом эквиваленте (по курсу IB) в январе 2014 – марте 2016 г. на территории свободной Украины (без учета АТО и АР Крым) с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

КЛЮЧЕВЫЕ ИГРОКИ розничного рынка лекарственных средств

По итогам I кв. 2016 г. рейтинг брэндов лекарственных средств по объему розничных продаж в денежном выражении возглавляет АКТОВЕГИН (табл. 2). Значительно повысили позиции по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года такие брэнды, как НАТРИЯ ХЛОРИД и АМИКСИН, заняв 2-е и 3-е место в рейтинге соответственно. Удерживают свои позиции в топ-5 ФАРМАЦИТРОН и НУРОФЕН.

Таблица 2 Рейтинг брэндов лекарственных средств по объему аптечных продаж в денежном выражении за I кв. 2016 г. с указанием их позиции в рейтинге за аналогичный период 2014–2015 гг.
Брэнд № п/п, год
2016 2015 2014
АКТОВЕГИН 1 1 1
НАТРИЯ ХЛОРИД 2 7 10
АМИКСИН 3 21 22
ФАРМАЦИТРОН 4 3 5
НУРОФЕН 5 5 13
НИМЕСИЛ 6 4 8
ЭССЕНЦИАЛЕ 7 6 3
НО-ШПА 8 2 4
НОВИРИН 9 41 392
ЦЕФТРИАКСОН 10 15 39
ТИВОРТИН 11 11 27
АЦЦ 12 10 17
ЦИТРАМОН 13 9 9
СПАЗМАЛГОН 14 14 12
АМИЗОН 15 24 34
РЕОСОРБИЛАКТ 16 23 26
СИНУПРЕТ 17 18 20
ГРОПРИНОЗИН 18 12 6
ЭМСЕФ 19 38 41
АУГМЕНТИН 20 17 21
ЛИНЕКС 21 16 11
СТРЕПСИЛС 22 25 14
ПАНКРЕАТИН 23 40 76
ТИОТРИАЗОЛИН 24 26 18
КАРДИОМАГНИЛ 25 27 2
КАПТОПРЕС 26 30 43
ДИКЛОБЕРЛ 27 33 37
КАНЕФРОН 28 32 25
НАЛБУФИН 29 8 42
ЭВКАЗОЛИН 30 37 44

В топ-листе маркетирующих организаций по объему аптечных продаж в денежном выражении по итогам I кв. 2016 г. первые 3 позиции впервые заняли 3 отечественные компании — «Фармак», корпорация «Артериум» и Фармацевтическая фирма «Дарница» (табл. 3).

Таблица 3 Топ-30 маркетирующих организаций по объему аптечных продаж лекарственных средств в денежном выражении по итогам I кв. 2016 г. с указанием их позиций в рейтинге за аналогичный период 2014–2015 гг.
Маркетирующая организация 2016 2015 2014
Фармак (Украина) 1 1 1
Артериум Корпорация (Украина) 2 4 5
Дарница (Украина) 3 3 4
Berlin-Chemie (Германия) 4 2 2
Здоровье Группа компаний (Украина) 5 6 8
Sanofi (Франция) 6 5 6
Киевский витаминный завод (Украина) 7 11 16
Takeda (Япония) 8 7 3
Teva (Израиль) 9 12 7
KRKA (Словения) 10 9 10
Sandoz (Швейцария) 11 10 11
Gedeon Richter (Венгрия) 12 8 9
Юрия-Фарм (Украина) 13 13 20
Кусум Фарм (Украина) 14 15 21
Борщаговский ХФЗ (Украина) 15 19 19
Bayer Consumer Care (Швейцария) 16 17 14
Stada (Германия) 17 22 25
GlaxoSmithKline (Великобритания) 18 16 15
Servier (Франция) 19 18 12
Actavis Group (Ирландия) 20 20 17
Фарма Старт (Украина) 21 28 35
Abbott Products GmbH (Германия) 22 21 18
Alpen Pharma AG (Швейцария) 23 23 23
Дельта Медикел (Украина) 24 27 24
GlaxoSmithKline Consumer Healthcare (Великобритания) 25 14 13
Sopharma (Болгария) 26 25 28
ИнтерХим (Украина) 27 24 22
Reckitt Benckiser Healthcare International (Великобритания) 28 29 32
Bionorica (Германия) 29 30 31
Heel (Германия) 30 31 56

СЕГМЕНТ ДИСТРИБУЦИИ

По итогам I кв. 2016 г. объем поставок лекарственных средств в аптечные учреждения в закупочных ценах составил 10,1 млрд грн.(что на 12,4% больше по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года). В натуральном выражении дистрибьюторами было поставлено 260,2 млн упаковок лекарственных средств (на 4,8% меньше, чем годом ранее). В целом темпы прироста объема поставок лекарственных средств в аптечные учреждения и динамика их реализации конечному потребителю близко коррелируют.

В течение 2014–2015 гг. долевое соотношение крупнейших дистрибьюторов по объему поставок лекарственных средств в аптечные учреждения динамично изменялось (рис. 12). Рейтинг топ-5 дистрибьюторов по объему поставок лекарственных средств в аптечные учреждения в I кв. 2016 г. сформирован компаниями «БаДМ», «Оптима-Фарм», «Вента», «ФРАМ КО» и «Фармпланета» (табл. 4). По итогам I кв. 2016 г. топ-5 дистрибьюторов аккумулируют 89,5% объема поставок лекарственных средств в аптечные учреждения Украины.

Рис. 12
Аптечный рынок Украины по итогам I кв. 2016 г.: Helicopter View
Помесячная динамика аптечных продаж лекарственных средств в натуральном и денежном выражении, а также долларовом эквиваленте (по курсу IB) в январе 2014 – марте 2016 г. на территории свободной Украины (без учета АТО и АР Крым) с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Таблица 4 Топ-5 крупнейших дистрибьюторов по объему поставок лекарственных средств в аптечные учреждения в денежном выражении за I кв. 2016 г. с указанием их позиций в рейтинге за аналогичный период 2014–2015 гг.
Дистрибьютор 2016 2015 2014
БаДМ (Днепропетровск) 1 1 1
Оптима-Фарм (Киев) 2 2 2
Вента (Днепропетровск) 3 3 4
ФРАМ КО (Киев) 4 4
Фармпланета (Киев) 5 5 6

ИТОГИ

Украинский фармрынок продолжает развиваться. По итогам I кв. 2016 г. общий объем украинского розничного рынка всех категорий товаров «аптечной корзины» составил 14,4 млрд грн. за 394,1 млн упаковок.

Рынок лекарственных средств на территории свободной Украины в анализируемый период достиг объема продаж в размере 12,2 млрд грн. за 258,5 млн упаковок, увеличившись на 17,7% в денежном и сократившись на 0,4% в натуральном выражении. В долларовом эквиваленте объем аптечных продаж составил 475,9 дол., уменьшившись по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года на 4,6%.

Важно отметить положительные тенденции, такие как замедление темпов убыли потребления лекарственных средств в натуральном и долларовом выражении.

Доля отечественных препаратов в структуре потребления лекарственных средств увеличивается в денежном и натуральном выражении, что способствует повышению позиций многих отечественных фармацевтических компаний в рейтинге по объему продаж лекарственных средств в денежном выражении.

Екатерина Дмитрик
*В общий объем аптечных продаж изделий медицинского назначения (ИМН) включен объем реализации дезинфицирующих средств, которые прошли процедуру регистрации.
**Граничные показатели ценовых ниш: низкостоимостная ниша — до 22 грн./упаковка, среднестоимостная ниша — 22–100 грн./упаковка, высокостоимостная ниша — более 100 грн./упаковка.

Комментарии

Нет комментариев к этому материалу. Прокомментируйте первым

Добавить свой

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Другие статьи раздела


Последние новости и статьи