Требования к транспортировке лекарственных средств в контексте руководства по GDP

16 августа 2017 г. состоялся семинар «Требования к транспортировке лекарственных средств, холодовой цепи и валидация ее элементов в соответствии с Руководством по Надлежащей практике дистрибуции и их практическое внедрение в деятельность организаций оптовой торговли и производителей лекарственных средств». Организатором мероприятия выступила компания «УкрМедСерт», а спикером — Елена Зимина, кандидат фармацевтических наук. Во время мероприятия обсуждались требования Лицензионных условий осуществления хозяйственной деятельности по производству лекарственных средств, оптовой и розничной торговле лекарственными средствами, импорту лекарственных средств (кроме активных фармацевтических ингредиентов) и Руководства «Надлежащая практика дистрибуции» СТ-Н МОЗУ 42-5.0:2014 (далее — руководство по GDP) касательно транспортировки лекарственных средств, ее верификации, соблюдения условий хранения лекарственных средств и др.

Требования к транспортировке лекарственных средств в контексте руководства по GDPЕлена Зимина отметила, что Лицензионные условия содержат обязательные к соблюдению требования к транспортировке лекарственных средств. В частности, среди них положения о том, что дистрибьютор должен обеспечить соблюдение требований руководства по GDP и Руководства «Лекарственные средства. Надлежащая практика хранения» (далее — руководство по GSP), гармонизированных с законодательством ЕС. Таким образом, оба эти руководства становятся обязательными для дистрибьюторов.

Однако докладчик обратила внимание, что если одна и та же информация содержится в Лицензионных условиях и в руководстве по GDP, то приоритетность отдается требованиям Лицензионных условий, так они утверждены документом с высшей юридической силой.

Согласно Лицензионным условиям дистрибьютор должен обеспечить соблюдение определенных производителем общих и специфических условий хранения лекарственных средств на всех этапах оптовой торговли (в том числе во время транспортировки). В случае если производитель не предоставил информации об условиях хранения препаратов, то дистрибьютор обязан с ним связаться и уточнить данные условия. При этом такое уточнение должно происходить не в телефонном режиме, а с помощью письменного уведомления, в котором указано, что препарат обязательно должен храниться таким-то образом. И это будет основанием для определения условий как хранения, так и транспортировки лекарственных средств.

Также согласно Лицензионным условиям для обеспечения качества лекарственных средств дистрибьютор обязан ввести и обеспечить функционирование системы качества, которая должна включать организационную структуру, процедуры, процессы и ресурсы, а также все виды деятельности, необходимые для обеспечения сохранности качества и целостности поставленной продукции, чтобы она оставалась в пределах легальной цепи поставок при хранении и/или транспортировке. Сохранность качества и целостность лекарственного препарата являются основополагающей задачей для дистрибьюторов. Ведь в случае повреждения упаковки препаратов их качество уже не гарантируется, что обусловливает риск для здоровья пациентов.

Во время транспортировки лекарственные средства должны быть защищены от повреждения упаковки, разлива, загрязнения, в том числе другими лекарственными средствами или веществами. Кроме этого, запрещается транспортировка лекарственных средств вместе с другими видами груза, кроме сопутствующих товаров. А перевозки лекарственных средств, требующих особых температурных условий хранения, должны осуществляться только специально оборудованным транспортом, оснащенным рефрижераторными установками, которые оборудуются устройствами для постоянного мониторинга температуры или термоконтейнерами.

Независимо от вида транспортного средства, должна существовать возможность доказать, что лекарственные средства не находились в условиях, которые могли бы поставить под угрозу их качество и целостность (отсутствие повреждения упаковки лекарственных средств и сохранность поставки в целом). При планировании транспортировки следует применять подход, основанный на оценке рисков. Потому что, в отличие от аптечного склада, транспортное средство каждый раз будет находиться в разных внешних температурных условиях. Поэтому поставщик лекарственных средств должен обеспечить транспортировку продукции таким образом, чтобы она была получена в предусмотренном получателем состоянии — «годная для использования». А выбранный маршрут транспортировки должен гарантировать, что лекарственные средства всегда находились в пределах требуемых значений температуры окружающей среды.

При этом должны храниться и быть доступными документальные подтверждения маршрута цепочки поставок, по которому осуществлялась дистрибуция лекарственных средств, с целью оценки времени транспортировки для обеспечения соответствующих условий в транспортном средстве, а также для учета качества дорожного покрытия, которое расположено по маршруту, с целью предотвращения механических повреждений лекарственных средств.

Подтвердить соответствующие условия транспортировки, в частности, можно с помощью контроля температуры в транспортных средствах. Для этого необходимо использовать устройства для регистрации температуры, входящие в комплект поставки или предварительной квалификации упаковки. Под предварительной квалификацией упаковки подразумевается, что упаковка и транспортное средство, в котором оно перевозится, — это одна система хранения, где предварительно учтены условия окружающей среды, длительность перевозки, что позволяет гарантировать постоянное поддержание соответствующей температуры во время транспортировки по данному маршруту.

Е. Зимина подчеркнула, что каждый субъект, участвующий в фармацевтической цепочке поставок, обязан обеспечить попадание к пациенту только легальной продукции и создание устойчивой и безопасной цепочки поставок. Ведь фальсификация лекарственных средств становится все более насущной проблемой для мирового фармацевтического рынка и во всем мире приводит к приему пациентами препаратов ненадлежащего качества, что создает риски для их здоровья.

Также она обратила внимание, что во время транспортировки следует поддерживать в определенных пределах условия хранения лекарственных средств, описанные производителями или указанные на внешней упаковке. Иногда производители устанавливают условия транспортировки, отличающиеся от условий хранения, указанных на упаковке. В таких случаях у дистрибьюторов должен быть официальный документ от этих производителей, в котором указывается, что препарат может транспортироваться в таких-то условиях и не более такого-то периода. Так как время — это фактор риска, потому что время воздействия температуры, отличающееся от указанного на маркировке препарата, может повлиять на его качество. Поэтому наличие официального документа от производителя обезопасит дистрибьютора от негативных последствий такой транспортировки. Также в документах или спецификации на упаковку следует указывать, что транспортировка препарата осуществляется на основании полученного от производителя документа.

Кроме этого, на скоропортящуюся и чувствительную к воздействию температуры окружающей среды продукцию докладчик порекомендовала наносить маркировку IATA (International Air Transport Association). Это международная ассоциация воздушного транспорта, которая разработала правила перевозки скоропортящихся грузов, среди которых представлены требования к маркировке, времени и температуре лекарственных средств. На этикетках указывается конкретная температура для препаратов с учетом длительности транспортировки. Таким образом, если условия хранения четко описаны на внешней упаковке/маркировке, то все заинтересованные лица могут обеспечить их соблюдение во время транспортировки и хранения.

Дистрибьюторов и получателей лекарственных средств также необходимо информировать о любых отклонениях, которые наблюдались во время транспортировки. Например, выход температуры за установленные пределы, повреждение продукции, поломка транспортного средства и т.д.

Отклонение температуры от установленных пределов представляет собой отклонение от указанных на этикетке условий хранения препарата, которое может происходить в течение любого периода, то есть любой длительности как во время хранения, так и во время транспортировки продукции. Для выявления таких отклонений должна быть разработана процедура расследования и обработки отклонений температуры от установленных пределов. Наличие этой процедуры является обязательным требованием руководства по GDP, так как любые отклонения несут риски для пациентов. Поэтому их необходимо тщательно расследовать и определять корректирующие и предупреждающие действия для их устранения с целью предотвращения повторного отклонения.

Обязанность дистрибьютора — обеспечение транспортного средства, предназначенного для транспортировки лекарственных средств, необходимым для этого оборудованием с целью предот­вращения нанесения ущерба качеству и целостности упаковки лекарственных средств. Также должны быть разработаны письменные методики для каждого транспортного средства и оборудования относительно эксплуа­тации и технического обслуживания, очистки и мер безопасности.

Оборудование, используемое для контроля температуры в транспортном средстве и/или в контейнерах во время транспортировки, необходимо регулярно (как минимум каждый год) обслуживать и калибровать. Для работы с лекарственными средствами следует использовать, если возможно, специально предназначенные транспортное средство и оборудование. При использовании неспециализированных транспортных средств и оборудования должны быть произведены процедуры для гарантии того, что качество лекарственных средств не будет поставлено под угрозу.

Специально предназначенное транспортное средство используется исключительно для транспортировки лекарственных средств, то есть без каких-либо сопутствующих товаров. Согласно руководству по GDP оно должно иметь прочную конструкцию на пневматической подвеске, распашные задние двери, которые будут закрываться на ключ и опломбироваться, а также должно оснащаться соответствующим калиброванным оборудованием для контроля температуры.

Компании, предоставляющие транспортное средство и водителя, должны утверждаться дистрибьютором перед заказом автомобиля в такой компании. Так, дистрибьюторы должны ознакомиться с историей компании, техническими характеристиками транспортного средства и в случае необходимости направить письмо с возникшими вопросами. Также необходимо узнать, есть ли в данной транспортной компании опыт перевозки лекарственных средств, чтобы понимать их компетентность. И с каждой такой компанией должен быть заключен контракт (Техническое соглашение) в соответствии с требованиями соответствующей процедуры системы управления качеством дистрибьютора.

Само транспортное средство должно содержаться в хорошем техническом состоянии, чистоте, что должно подтверждаться соответствую­щими протоколами. То есть при выборе транспортной компании дистрибьюторы должны ознакомиться с протоколами очистки транспортного средства.

Неспециализированное транспортное средство может перевозить лекарственные средства одновременно с продукцией или материалами немедицинского назначения. В связи с этим возникает риск, что лекарственные средства могут перевозиться вместе с любой другой продукцией, например, сельскохозяйственной, цветочной, химической, пищевой и пр. При этом другая продукция может быть упакована на паллетах в неплотно закрытых картонных коробках/бочках или предназначена для нескольких пунк­тов доставки, что может привести к нарушению температурного режима при разгрузке.

Кроме этого, дистрибьюторы должны информировать перевозчиков относительно соответствующих условий транспортировки, предназначенных для данного груза. Если на маршруте транспортировки предусмотрены разгрузка и перегрузка или транзитное хранение в транспортных узлах, особое внимание следует уделить контролю температуры на всех этих этапах. Также следует уделить внимание чистоте складских помещений, в том числе таможенных складов. То есть если по маршруту поставки предусмотрено размещение препаратов на таможенном складе, то также необходимо письменно запросить в таможенной службе информацию о наличии условий хранения на таких складах. В случае отказа от предоставления дистрибьютору такой информации необходимо отправить этот письменный ответ в Государственную службу Украины по лекарственным средствам и контролю за наркотиками с просьбой о содействии в получении информации об условиях хранения на таможенном складе. В противном случае из-за несоблюдения условий хранения препараты могут утратить свое качество, ответственность за что будет нести дистрибьютор, а не таможенная служба.

А в случае срочных поставок в нерабочие часы, когда лекарственные средства должны быть доставлены или забраны у производителя немедленно для удовлетворения срочных потребностей в продукции, обычно в течение 24 ч, необходимо назначить соответствующих лиц и иметь в наличии соответствующие письменные методики.

Для срочной доставки можно привлечь специализированного грузоперевозчика, который является поставщиком услуг премиум-класса. Обычно такие перевозчики привлекаются для выполнения перевозок в нерабочее время (то есть до 9:00 и после 17:00) в течение 7 дней в неделю. Контактный номер/контактное лицо таких перевозчиков должны быть в наличии на участке грузополучателя для всех срочных доставок. А у перевозчиков должны быть в наличии стандартные операционные процедуры (СОП), предусматривающие: непредвиденные обстоятельства, в том числе и подобные данной ситуации (срочные поставки); наличие контактного номера, адреса и данных, необходимых для успешной доставки лекарственных средств обученными водителями.

Грузоперевозчик также должен выполнить необходимую проверку/аудит складов временного хранения. Проверки должны охватывать, например, устройства для контроля температуры и чистоту, безопасность любых складов временного хранения. Грузоперевозчик также должен иметь в наличии СОП относительно обеспечения безопасности импорта/экспорта фармацевтической продукции. Эти методики могут включать документированную проверку груза до/во время и после транспортировки, а также заранее определенные маршруты, которые подлежат дополнительной проверке с целью подтверждения расстояния и времени в пути от пункта загрузки до пункта выдачи, времени прохождения таможенной границы и т.д.

В случае если по маршруту транспортировки лекарственных средств предусмотрена их перегрузка на другой транспорт, должны быть созданы условия для минимизации длительности времени хранения лекарственных средств в ожидании следующего этапа транспортного маршрута. Для этого необходимо предварительно оформить все документы для отгрузок, если это возможно. А для сведения к минимуму любых транзитных или таможенных задержек (которые могут привести к необходимости временного хранения) перед отправкой партии продукции должно проводиться тщательное планирование, включающее предварительную подачу товаро-сопроводительных/таможенных документов в соответствующие органы здравоохранения/таможню для получения разрешений.

Требования к транспортировке лекарственных средств в контексте руководства по GDP

Соблюдение таких требований способствует минимизации транзитных и таможенных задержек. Благодаря наличию актуальной/соответствующей товаросопроводительной документации груз не будет удерживаться или досматриваться. А если у дистрибьютора есть утвержденные склады временного хранения, то это позволит ему быть более уверенным в том, что условия хранения подходят для его продукции.

В противном случае существует риск несвое­временной доставки лекарственных средств, а также несоблюдения температурного режима на складе временного хранения или хищения лекарственных средств из складов временного хранения.

Относительно контейнеров, упаковки и их маркировки при транспортировке лекарственных средств Е. Зимина отметила, что лекарства необходимо транспортировать в контейнерах, не оказывающих вредного влияния на их качество и обеспечивающих надежную защиту от воздействия внешних факторов и контаминации. Поэтому при выборе контейнера и упаковки необходимо учитывать:

  • требования к хранению и транспортировке лекарственных средств, то есть температурному режиму;
  • пространство, необходимое для определенного количества лекарственных средств, так как одна поставка может быть существенно больше, чем предыдущие;
  • устойчивость к ожидаемым внешним экстремальным температурам (до 50 °С);
  • расчетное максимальное время транспортировки;
  • время транзитного хранения на таможне;
  • валидационый статус транспортной упаковки (изолированного бокса/термоконтейнера).

Согласно требованиям руководства по GDP контейнеры также должны маркироваться этикетками с указанием требований по обращению, хранению и мерам безопасности при транспортировке. Кроме того, сами контейнеры также должны быть маркированы так, чтобы была возможность идентифицировать содержимое контейнеров и источник происхождения, то есть чья продукция находится в контейнере.

Условия хранения, указанные на этикетке, могут содержать и дополнительные условия хранения, предусмотренные владельцами регистрационных удостоверений. Любые отклонения во время транспортировки от указанных на маркировке/этикетке условий хранения, должны доводиться до сведения владельца регистрационного удостоверения с целью их оценки.

Контроль условий транспортировки будет полезным, если протоколирование температур будет начато с момента, когда продукция еще не была упакована, до момента достижения ею пункта назначения. Несколько проверочных транспортировок по выбранным маршрутам (то есть проведение OQ — транспортировка без продукции) необходимо провести во время максимальных сезонных температур в оба конца цепочки поставок.

Данную информацию также можно запросить у транспортной компании, если она уже осуществляет транспортировки продукции по выбранному маршруту, оборудовав транспортное средство соответствующими термодатчиками. При этом должны быть предусмотрены мероприятия, направленные на фиксирование и исследование любых тенденций или проблем во время транспортировки, которые продемонстрируют, каким температурам продукция или транспортная упаковка будут подвергаться во время транспортировки.

Результаты таких исследований (длительность транспортировки и температурные условия окружающей среды во время ее осуществления) дадут точные данные для обоснования окончательного выбора транспортной упаковки и контейнера, в том числе количества хладагента и т.д.

Выбор подходящего контейнера и/или транспортной упаковки и нанесение соответствующей маркировки имеет существенное значение для доставки в пункт назначения пригодных к использованию лекарственных средств. Без оценки пригодности соответствую­щего контейнера и/или транспортной упаковки существует вероятность, что лекарственные средства будут подвергаться воздействию температурного режима, который может негативно повлиять на их качество.

Касательно препаратов, для которых необходимы специальные условия хранения и транспортировки (наркотические средства, психотропные вещества и др.), докладчик отметила, что дистрибьюторы при поставках таких лекарств должны поддерживать безопасность, осуществляя охрану цепи поставки в соответствии с требованиями действующего законодательства Украины, а в местах доставки такой продукции должны быть задействованы дополнительные системы контроля (видеонаблюдение и т.д.).

Лекарственные средства, содержащие сильнодействующие и радиоактивные вещества, должны транспортироваться в безопасных специально предназначенных контейнерах для обеспечения безопасности от их негативного воздействия на транспортных средствах со средствами охраны (сигнализация, замки, пломбы и т.д). Соответствующие меры без­опасности должны соответствовать международным соглашениям и требованиям действую­щего законодательства Украины. А благодаря наличию надлежащих методик и хорошо подготовленного, компетентного и опытного персонала можно получить проверенную и испытанную систему, обеспечивающую соблюдение соответствующих требований. Помимо обучения в обязательном порядке всего персонала относительно требований GDP и GSP, обязательно, если дистрибьютор имеет отношение к такой продукции, проводится обучение по подконтрольным веществам и холодовой цепочке. Это специфические требования к дистрибуции таких лекарственных средств, но они должны соблюдаться на всей цепочке поставки.

Для чувствительных к температуре препаратов (термолабильные лекарственные средства) необходимо использовать квалифицированное оборудование, включающее термическую упаковку; контейнеры с регулируемой температурой (автономные холодильники); транспортное средство с контролем температуры, чтобы гарантировать соблюдение надлежащих условий транспортировки между производителем, дистрибьютором и клиентом (получателем).

Для транспортировки таких препаратов существуют варианты активной или пассивной упаковки, а также транспортные средства с контролем температуры. «Готовые» валидационные упаковки являются надлежащим вариантом для транспортировки, но если документы по таким упаковкам содержат недостаточно информации, то может потребоваться дополнительная работа по квалификации для подтверждения пригодности транспортной упаковки, контейнера/транспортного средства с использованием температурного профиля, который должен повторить предполагаемый наихудший вариант температурного воздействия, возможного во время транспортировки.

Во время квалификации упаковки необходимо осуществлять испытания минимальной/максимальной загрузки транспортной упаковки и оценки последствий воздействия внешних температур на систему транспортной упаковки/продукта в условиях выбранного температурного профиля в камерах искусственного климата (на основании процедуры ISTA 7D (2007)). При этом выбранный температурный профиль должен отражать сезонные минимальные и максимальные значения температуры окружающей среды в местах отгрузки и приемки, а также подтверждение соответствия системы транспортной упаковки/продукта длительности транспортировки в рамках выбранного температурного профиля (с поддержанием соответствующей температуры продукта), то есть то, что необходимо соблюдать на этапе квалификации упаковки.

Такие испытания должны учитывать, как наихудший случай, время задержки в пути, например, на таможне, а также испытание на вибрацию и сжатие при необходимости.

Докладчик обратила внимание, что ответственность за проведение валидации упаковки несет дистрибьютор. Поэтому пакеты валидационной документации должны оцениваться на пригодность и включать информацию относительно защиты от непредвиденных обстоятельств. Кроме того, у дистрибьютора должно быть ответственное лицо, которое будет оценивать, что проведены достаточные валидационные испытания и что они действительно подтвердили пригодность данного контейнера для таких-то условий и объемов фармацевтической продукции.

При использовании транспортного средства с контролируемой температурой и оборудованием для контроля температуры, их следует регулярно обслуживать и калибровать. Минимальный интервал между калибровками, как правило, составляет 12 мес. Они должны быть калиброваны с использованием отслеживаемых национальных или международных стандартов в эксплуатируемом диапазоне.

Также следует составить карту температур транспортного средства при репрезентативных условиях с учетом сезонных колебаний. Карту температур для транспортного средства необходимо составлять в летних и зимних погодных условиях и повторять в соответствии с результатами документированной оценки риска (то есть в случае каких-либо изменений транспортного средства, которые могут привести к изменению местонахождения самых теплых и холодных мест в контейнере). Карты температур необходимо актуализировать в случае внесения значительных изменений в оборудование для регулировки температур или в транспортное средство.

По результатам работ по составлению карты температур должны быть разработаны программы постоянного мониторинга температуры в транспортном средстве с указанием количества логгеров (регистраторов данных) и точек их размещения.

Составленная надлежащим образом карта температур и квалификация упаковки (с соответствующим документальным оформлением) подтвердят пригодность использования выбранной упаковки и транспортного средства для поставленной цели, а также гарантируют обес­печение транспортировки продукции в соответствующих условиях. Клиентам по их требованию следует предоставлять информацию с целью доказательства соблюдения температурных условий хранения во время транспортировки лекарственных средств.

Для этого рекомендуется иметь программу контроля температур, в рамках которой во время каждой перевозки на уровне расположения продукции устанавливается устройство регистрации температуры. При этом данные контроля температуры должны оцениваться для каждой перевозки и регулярно проверяться на наличие любых тенденций к несоответствию в определенных местах маршрута или при сбоях.

Данные мониторинга показывают, какое событие привело к отклонению, и его необходимо учитывать при использовании данного маршрута. Если полагаться только на данные из устройств регистрации температуры (логгеры), то необходимо, чтобы их местонахождение обеспечивало репрезентативность данных о температуре продукции, поскольку отклонения температуры могут возникать в любом месте контейнера.

Незначительное вложение средств (по сравнению с дорогостоящими лекарственными средствами) в контроль температуры во время транспортировки (устройства регистрации температуры) может обеспечить получение ценных данных для всей выпущенной продукции и подтверждения условий транспортировки продукции, особенно в тех случаях, когда известно, что во время транспортировки произошли события, которые могли повлиять на температуру при перевозке продукции. Например, была оставлена открытой дверь или продукция находилась на улице, пока выполнялись операции по погрузке и разгрузке.

На практике, когда паллеты/контейнеры передаются из одной контролируемой зоны в другую, они часто подвергаются воздействию температур, выходящих за установленные пределы. Например, они могут находиться в условиях окружающей среды.

Такие случаи необходимо свести к минимуму, понимая всю их критичность для качества транспортируемой продукции, особенно это важно для вакцин. Данную ситуацию можно взять под контроль, установив совокупный лимит «времени нахождения при температуре окружающей среды» (например путем расчета среднекинетической температуры или др.), который должен быть основан на данных по стабильности лекарственных средств, которые есть у производителя, и определен в Контрактах/Технических соглашениях/Соглашениях по качеству.

При использовании аккумуляторов холода (пассивное охлаждение) в изолированных боксах их необходимо размещать таким образом, чтобы продукция непосредственно с ними не контактировала, так как возможно замораживание продукции.

Изолированные боксы являются эффективным способом транспортировки чувствительных к температуре лекарственных средств, обычно в небольших и средних количествах. Важно, чтобы боксы были упакованы в соответствии с результатами исследований по валидации, в ходе которых определена упаковочная спецификация, позволяющая поддерживать требуемую температуру в течение необходимого времени транспортировки.

При этом персонал должен пройти обучение по процедуре комплектования изолированных боксов с учетом сезонных конфигураций, а также повторного использования аккумуляторов холода, если это предусмотрено их характеристиками. Перед повторным использованием изолированные боксы и аккумуляторы холода должны проверяться на наличие любых повреждений, которые могут повлиять на эффективность и безопасность изолированного бокса. Например, проводятся проверки на наличие трещин, выемок, отверстий и др. в изолированном боксе и нарушений герметичности или признаков протекания в аккумуляторах холода.

В случае одобрения повторного использования аккумуляторы холода должны быть повторно подготовлены — заморожены/акклиматизированы до требуемой температуры и для требуемого периода (определенного исследования по валидации). При этом докладчик обратила внимание, что невыполнение повторной акклиматизации аккумуляторов холода до необходимой температуры в течение требуемого периода (в соответствии с требованиями упаковочной спецификации, прошедшей валидацию) перед их повторным использованием приведет к тому, что температура продукции не будет сохраняться на протяжении всей транспортировки.

Поэтому у дистрибьюторов должны быть в наличии СОП и схемы, по­дробно описывающие конфигурацию упаковки лекарственных средств для изолированных боксов в соответствии с результатами исследований по валидации изолированного бокса, а также в него должен быть включен процесс замораживания/подготовки аккумуляторов холода и возможного повторного использования аккумуляторов холода.

Отсутствие документированных процедур и обученного персонала приведет к самым разным уровням отклонения температуры от установленных пределов для упакованной продукции. Из-за того, что изолированные боксы являются пассивной системой охлаждения, они в значительной степени подвержены влиянию внешних температур окружающей среды, в отличие от контейнера с активным поддержанием температуры.

Также Е. Зимина подчеркнула, что использование в зимнее время «летней» упаковочной спецификации, прошедшей валидацию для летних месяцев, в транспортном средстве с неконтролируемой температурой может привести к замерзанию продукции, поскольку в основном в такой упаковке большое количество хладагента. Поэтому в зимнее время запрещается использование «летней» упаковочной спецификации. И наоборот, использование «зимней» упаковочной спецификации для упаковки в летнее время может привести к тому, что требуемая температура не будет поддерживаться в течение достаточно продолжительного периода. Вследствие этого каждую из спецификаций необходимо обязательно использовать только в предусмотренные ими периоды.

Евгений Прохоренко,
фото Сергея Бека

Комментарии

Нет комментариев к этому материалу. Прокомментируйте первым

Добавить свой

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Другие статьи раздела


Последние новости и статьи