Больницы столицы будут «жить» по формуляру.В Киеве планируется введение формулярной системы медикаментозного обеспечения лечебных учреждений

В Киеве 10–13 июля 2000 г. состоялся семинар на тему «Методы усовершенствования отбора и использования лекарственных средств», посвященный реализации программы «Рациональный фармацевтический менеджмент» (РФМ). Семинар был организован Главным управлением здравоохранения г. Киева и американской некоммерческой организацией «Науки управления для здравоохранения» (Management Sciences for Health, MSH), которая внедряет эту программу в Украине.

Американский проект «Рациональный фармацевтический менеджмент» начали осуществлять в мире с марта 1992 г. Первоначально планировалось его внедрение в 6 странах, однако со временем число стран-участниц было увеличено до 14, среди которых — Украина, Венгрия, Молдова, Казахстан, Россия, Непал, Эквадор, Мозамбик и др. Финансирует РФМ Агентство международного развития США (United States Agency for International Development, USAID), техническая реализация проекта возложена на 2 некоммерческие организации — «Науки управления для здравоохранения» (Management Sciences for Health, MSH) и «Фармакопейная конвенция США» (The United States Pharmacopeial Convention, Inc, USP).

Первый семинар по данной проблеме прошел в Киеве в 1999 г. В нынешнем году круг участников семинара был расширен: наряду с руководителями стационаров для взрослых в нем приняли участие заведующие амбулаторно-поликлинической сетью, а также детскими больницами и поликлиниками. В первые два дня работы семинара были заслушаны лекции и доклады специалистов, затем его участники в небольших рабочих группах обсуждали практические вопросы внедрения рационального фармацевтического менеджмента, составляющей частью которого является формулярная система.

Директор проекта «Рациональный фармацевтический менеджмент» в Украине Ольга Дужа сообщила собравшимся, что задача данного семинара — ознакомить руководителей лечебных учреждений с принципами выбора, назначения и использования лекарственных препаратов, обмен опытом, который накоплен за время осуществления проекта в Украине (с 1997 г. — в Житомире и с 1999 г. — в Киеве).

p_249_28_170700_women.gif (9273 bytes)

Ольга ДУЖА

Директор проекта «Рациональный фармацевтический менеджмент» в Украине

— Целью проекта является предоставление помощи в разработке и внедрении формулярной системы на уровне области, города или лечебного учреждения.

Целью проекта является усовершенствование системы распределения ресурсов в сфере медикаментозного обеспечения здравоохранения. Поскольку бюджетные средства, выделяемые на закупку лекарств, в большинстве стран — участниц проекта незначительны, необходимо использовать их наиболее рационально.

В 1999 г. в проекте РФМ приняли участие несколько киевских клиник — Центральная городская клиническая больница, больницы № 3, 7, 12, 17. В этих лечебных учреждениях уже накоплен определенный опыт по разработке и внедрению формулярной системы, о чем и было рассказано на семинаре.

Как сообщила Мария Опанасенко, начальник управления стационарной помощи взрослому населению Главного управления здравоохранения г. Киева, в столичном управлении уже подготовлен проект приказа о внедрении формулярной системы медикаментозного обеспечения лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) г. Киева. Вскоре планируется публикация этого приказа с учетом дополнений, предложенных участниками семинара.

Проект приказа, с которым М. Опанасенко ознакомила участников семинара, предусматривает создание в ближайшие месяцы программы внедрения формулярной системы в практику лечебно-профилактических учреждений г. Киева, она рассчитана на 2000–2003 гг. Предполагается разработать положение о формулярных комиссиях ЛПУ. Созданные при лечебно-профилактических учреждениях формулярные комитеты на основе затратно-эффективного метода выбора лекарственных препаратов приступят к разработке формуляров для каждого ЛПУ. Планируется, что формуляр будет составлен на основе анализа заболеваний, наиболее часто встречающихся у пациентов, которых обслуживает данное лечебное учреждение, определения потребности в лекарственных препаратах для лечения соответствующих заболеваний, наличия препаратов-аналогов, их качества и цены.

p_249_28_170700_OPANAS.gif (10462 bytes)


Мария ОПАНАСЕНКО

Начальник управления стационарной помощи взрослому населению Главного управления здравоохранения г. Киева

— В ближайшее время в  Киеве планируется начать внедрение формулярной системы медикаментозного обеспечения лечебно-профилактических учреждений столицы.

ВНЕДРЕНИЕ ФОРМУЛЯРА ПОВЫШАЕТ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЗАКУПКИ МЕДИКАМЕНТОВ

Усовершенствование системы отбора лекарственных средств способствует их рациональному использованию, снижению затрат на приобретение медикаментов, повышая таким образом эффективность лечения. Во многих странах, в том числе в США, этот процесс называется разработкой формуляра.

Формуляр — это ограниченный список тщательно отобранных, разрешенных к применению лекарственных средств. Для лечебных учреждений различного профиля разрабатывают соответствующие формуляры и на их основе при необходимости составляют формуляр для региона (города, района, области и т. д.). В результате значительно сокращается номенклатура используемых лекарственных средств и упрощается процесс закупки медикаментов.

В 1997 г. в Житомире уже началась работа по внедрению формулярной системы. В настоящее время там занимаются усовершенствованием стандартов качества лечения наиболее распространенных заболеваний. В Житомирской области уже создан областной формуляр, готовится к изданию справочник по рациональному применению включенных в него препаратов, который будет распространен среди всех врачей области. Помимо этого, собраны данные и проанализированы назначения лекарственных препаратов, которые применяют для лечения больных с пневмонией, стенокардией, острыми респираторными инфекциями, что позволило определить, как и какие препараты назначают врачи. Эти данные в будущем можно использовать для сравнения при внедрении новых стандартов качества лечения.

ПОЧЕМУ НЕОБХОДИМО ВНЕДРЕНИЕ ФОРМУЛЯРНОЙ СИСТЕМЫ?

Сегодня около 70% препаратов, представленных на рынке, либо дублируют друг друга, либо не входят в число жизненно необходимых. При использовании некоторых лекарственных средств выявлено неблагоприятное соотношение риск/терапевтический эффект. Нередко новые лекарственные препараты имеют лишь незначительные изменения в показаниях к применению по сравнению с существующими аналогами, однако их стоимость, как правило, значительно выше.

Правильно разработанная и внедренная формулярная система позволяет исключить из лечебного процесса недостаточно эффективные препараты и способствует снижению уровня заболеваемости и смертности, сокращению продолжительности лечения и пребывания больных в стационаре. Ограничение количества препаратов, которые закупают лечебные учреждения, снижает общие затраты на закупку медикаментов, что дает возможность за те же средства приобрести большее количество безопасных и эффективных лекарственных средств. Наличие формулярного списка препаратов в каждом лечебном учреждении позволяет проводить целевые программы по повышению квалификации сотрудников и получать более полную информацию об используемых лекарственных препаратах. Кроме того, введение формуляра лекарственных средств способствует разработке и усовершенствованию стандартов качества лечения в каждом лечебно-профилактическом учреждении.

В ФОРМУЛЯРЕ БУДУТ ПРИВЕДЕНЫ ГЕНЕРИЧЕСКИЕ НАЗВАНИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ

Каждый лекарственный препарат наряду с торговым, имеет химическое и генерическое названия.

Отбор лекарственных препаратов и их включение в формуляр под генерическими названиями — одно из наиболее важных правил при внедрении формулярной системы.

Включение в формуляр лекарственных препаратов под их генерическими названиями имеет следующие преимущества:

· генерические названия являются более информативными, чем торговые марки, так как они указывают на принадлежность препарата к определенному классу или химической структуре;

· генерическое название позволяет провизору производить генерическую замену, в то время как торговое название обязывает отпускать лишь препарат, указанный в рецепте;

· генерические названия позволяют закупать лекарственные средства у поставщиков как генерических, так и оригинальных препаратов;

· генерические препараты, как правило, дешевле оригинальных.

К сожалению, универсальные рецепты по использованию препаратов-генериков, разработанные в развитых странах, несовместимы с реалиями фармацевтического рынка Украины, поскольку ключевое для генерических препаратов понятие биоэквивалентности является новым и «неразработанным» в нашей стране. До сих пор в Украине не создана система оценки биоэквивалентности препаратов, которая, вне всякого сомнения, крайне необходима для рационального выбора лекарственных сердств.

По мнению экспертов проекта РФМ, использование торговых названий в формулярах является оправданным в тех случаях, когда лекарственные формы, изготавливаемые разными производителями, отличаются по биодоступности и биоэквивалентности столь значительно, что это может привести к изменению их терапевтического действия. Как считают разработчики проекта РФМ, прежде всего это относится к сердечным гликозидам, гормонам, антикоагулянтам, противосудорожным, антиаритмическим и другим препаратам с узким терапевтическим индексом.

При включении в формуляр некоторых препаратов пролонгированного действия также необходимо указать их торговое название.

ПРОВЕДЕНИЕ ABC/VEN-АНАЛИЗА

Для того чтобы определить, насколько рационально расходуются имеющиеся средства на приобретение лекарственных препаратов, необходимо провести так называемый ABC/VEN-анализ используемых медикаментов.

АВС-анализ — это распределение лекарственных препаратов по трем классам в зависимости от объемов их потребления на протяжении какого-либо определенного периода (стоимость единицы препарата умножают на количество его упаковок). Класс А — препараты, на которые расходуется 70–80% средств, предназначенных для закупок лекарств. Класс В — препараты среднего уровня потребления. Класс С — большинство препаратов, на приобретение которых выделяют 5–10% бюджета.

АВС-анализ позволяет получить точную и объективную картину бюджетных расходов на лекарственные средства.

VEN-анализ, который проводят параллельно с АВС-анализом, позволяет определить приоритетные группы препаратов в соответствии с делением на жизненно важные (Vital, V), необходимые (Essential, E) и второстепенные (Non-essential, N).

Жизненно важные препараты (V) — лекарственные средства, необходимые для спасения жизни (например, тромболитики), постоянно необходимые для поддержания жизни (инсулин, глюкокортикостероиды) и те, после прекращения приема которых развивается синдром отмены.

Необходимые препараты (E) предназначены для лечения менее опасных для жизни заболеваний.

Второстепенные (N) — это те препараты, которые применяют для лечения неопасных заболеваний, лекарственные средства с не установленной эффективностью и препараты для симптоматического лечения.

Применение двух методов анализа позволяет формулярно-терапевтическим комиссиям ЛПУ получить необходимые данные для принятия решения об исключении определенных препаратов из формуляра больницы и дополнения его другими, а также информацию о недостаточном или чрезмерном использовании некторых препаратов.

Так, после внедрения формулярной системы в Рязанской областной больнице число используемых лекарственных препаратов сократилось с 1500 до 400. В Псковской областной больнице внедрение формулярной системы и проведение АВС/VEN-анализа позволило эффективно перераспределить бюджетные средства на закупку более нужных лекарств. Если в 1997 г. на жизненно необходимые препараты (V) группы А было израсходовано 47% средств, на второстепенные (N) — 17%, то в 1998 г. эти расходы составили соответственно 82 и 9% бюджета больницы, выделенного на закупку лекарств.

Заслуживают внимания результаты анализа, проведенного в киевской больнице № 12. Специалисты проанализировали структуру использования не только препаратов, закупленных за счет бюджета больницы, но и за счет личных средств пациентов. Выяснилось, что больница расходует 34% средств на препараты группы V (жизненно важные), 48% — группы E (необходимые), 18% — группы N (второстепенные). Среди препаратов, приобретенных на личные средства пациентов, на жизненно важные препараты приходилось 48% расходов, на необходимые — 38%, на второстепенные — 14%. Таким образом, очевидно, что следует пересмотреть структуру закупок препаратов за счет бюджета в сторону увеличения доли жизненно важных и необходимых препаратов.

Результаты АВС/VEN-анализа, проведенного как в российских, так и в украинских клиниках, свидетельствуют о чрезмерном расходовании бюджетных средств на приобретение второстепенных лекарственных препаратов.

Следует подчеркнуть, что проведение подобного анализа не требует значительных финансовых затрат и позволяет лечебному учреждению рационально использовать свои средства.

Сергей Павлович
Фото Евгения Кривши


Комментарии

Нет комментариев к этому материалу. Прокомментируйте первым

Добавить свой

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Другие статьи раздела


Последние новости и статьи