19 октября 2001 г. город Харьков принимал участников научно-практического семинара «Внедрение фармацевтической опеки больных в современную медицинскую и фармацевтическую практику». Основной целью семинара стало обсуждение специалистами фармации и практическими медицинскими работниками перспектив развития составной части клинической фармации — фармацевтической опеки больных, а также путей ее практической реализации в аптечных и лечебно-профилактических учреждениях. Другая важная тема обсуждения — подготовка специалистов новой генерации — клинических провизоров.
Организаторы семинара — Министерство здравоохранения Украины и Национальная фармацевтическая академия Украины (НФАУ), на базе которой проходил семинар. Спонсорскую поддержку оказала компания «GlaxoSmithKline Consumer».
Выступление ректора НФАУ, члена-корреспондента НАН Украины, профессора Валентина Черных было посвящено развитию концепции самолечения как основной составляющей стратегии реформирования системы здравоохранения.
КАК ЭВОЛЮЦИОНИРУЕТ СИСТЕМА ВРАЧ — ПАЦИЕНТ — ФАРМАЦЕВТ
|
Система с взаимообусловленными связями врач — пациент — фармацевт имеет некоторые закономерности. Раньше врач был главной фигурой в этой системе. Потребитель лекарственных препаратов занимал пассивную позицию по отношению к своему здоровью, полностью доверял врачу, не владел информацией о лекарственных препаратах. В сознании пациента доминировал постулат — лекарственный препарат должен изготавливаться и отпускаться только по рецепту врача. Фармацевт же исполнял роль второго плана, престиж его профессии был невысок. Такое положение сохранялось до 70-х годов ХХ ст.
В 70–80-е годы система несколько видоизменилась: пациент стал основной фигурой, его позиция как потребителя лекарственных препаратов стала более активной.
Сейчас больной все чаще обращается за рекомендациями к фармацевту. Таким образом, значительно возросла роль фармацевта в системе врач—пациент—фармацевт.
ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ ОСНОВОЙ И ДВИГАТЕЛЕМ ИДЕИ САМОЛЕЧЕНИЯ
Почему сегодня все чаще пациенты, минуя врача, обращаются непосредственно к провизору? К этому вынуждает широкое распространение платных медицинских услуг, не всегда доступных пациенту. К примеру, россияне рассходуют на лекарственные препараты до 23% семейного бюджета, тогда как англичане — не более 1%. Для 10% населения Украины медицинская помощь недоступна по финансовой причине.
|
Самолечение — использование лекарств потребителем для лечения нарушений и устранения симптомов, распознанных им самим. Оно также включает лечение членов семьи, в том числе детей. В 1994 г. по решению Международной ассоциации производителей безрецептурных препаратов термин «самолечение» был изменен на «ответственное самолечение».
Ответственное самолечение — лечение, при котором ответственность за его результаты берет на себя больной. При этом провизор обязан информировать больного обо всех преимуществах и недостатках лекарственных препаратов.
Самопомощь — действия больного, направленные на облегчение его состояния при возникновении тех или иных симптомов в период обострения болезни до момента обязательного обращения к врачу.
|
Самопрофилактика — принятие населением мер по улучшению качества жизни, снижению риска обострения заболевания, выявление симптомов заболевания на ранней стадии для предотвращения развития болезни или уменьшения выраженности ее симптомов, предотвращения рецидивов заболевания или перехода его в более легкую форму.
БЕЗРЕЦЕПТУРНЫЕ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА (OTC-ПРЕПАРАТЫ)
Основа концепции самолечения — OTC-препараты — средства симптоматического лечения, не наносящие вреда при ответственном самолечении. Во всем мире отмечается тенденция к расширению перечня безрецептурных лекарственных препаратов. Фармацевт и клинический провизор должны не только хорошо ориентироваться в номенклатуре безрецептурных препаратов, но и уметь дифференцировать симптомы основных заболеваний и, задав 2–3 ключевых вопроса, принять решение о возможности самолечения.
С докладом «Фармацевтическая опека — важнейший аспект клинической фармации» выступил первый проректор НФАУ, доктор медицинских наук, профессор Игорь Зупанец.
Развитие концепции самолечения и постоянное расширение номенклатуры безрецептурных препаратов положили начало тенденции — все большее число пациентов обращаются в аптеку, минуя врача. Провизор зачастую становится единственным квалифицированным консультантом потребителя-пациента. В этой ситуации перед провизором стоит задача — давать рекомендации по лечению, исходя из симптомов заболеваний и патологических состояний, по выбору лекарственных препаратов и по их рациональному применению, то есть обеспечить надлежащее качество фармацевтической опеки каждого больного.
|
Фармацевтическая опека — это комплексная программа взаимодействия провизора и пациента, провизора и врача в течение всего периода лекарственной терапии, начиная с момента отпуска лекарственного препарата до полного окончания его действия. Фармацевтическая опека определяет ответственность провизора перед конкретным пациентом за результат лечения лекарственными препаратами и включает два неразрывно связанных аспекта: опека пациента и опека врача.
Фармацевтическая опека пациента должна осуществляться в аптеке при отпуске безрецептурных препаратов. Фармацевтическая опека врача — это совместная работа врача и фармацевта по оптимизации схем комплексной лекарственной терапии, созданию лекарственных формуляров, консультации врача по выбору оптимального рецептурного препарата для конкретного больного и по рациональному применению препарата.
|
С развитием концепции самолечения и расширением показаний к применению безрецептурных лекарственных препаратов роль фармацевта и клинического провизора в оказании первичной медицинской помощи существенно возрастает. Надлежащие знания в области клинической фармации позволяют провизору, исходя из соответствующих симптомов, давать потребителю рекомендации по применению лекарственных препаратов. Клинический провизор должен уметь объяснить, при каких симптомах больному можно самостоятельно принимать лекарственные препараты безрецептурной группы, а при каких — обязательно обратиться к врачу.
Для осуществления фармацевтической опеки необходим специалист в области фармации, имеющий достаточный уровень медицинских знаний, способный взаимодействовать с врачом на уровне равноправного партнерства. Эти знания сегодняшние выпускники фармацевтических факультетов получают в процессе изучения дисциплины «клиническая фармация», введенной с 1993 г. в учебный план специальности «фармация» в НФАУ, а с 1997 г. — в учебные планы всех фармацевтических факультетов Украины. С 1999 г. в НФАУ начата подготовка клинических провизоров — специалистов фармации нового поколения, основная функция которых — фармацевтическая опека врача и больного на всех этапах лекарственной терапии, совместная работа с врачом. В настоящее время специальность «клинический провизор» введена в номенклатуру провизорских специальностей в соответствии с Государственным классификатором профессий 2000 г., а должность клинического провизора в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Украины № 33 от 23.02.2000 г. — в структуру лечебно-профилактических учреждений.
В ходе семинара были рассмотрены и другие актуальные вопросы, возникающие в связи с внедрением фармацевтической опеки. С докладами выступили: руководитель отдела фармаконадзора ГФЦ, доктор медицинских наук Алексей Викторов, менеджер по медицине и регистрации «GlaxoSmithKline Consumer» Виталий Усенко, доцент кафедры организации и экономики фармации факультета последипломного образования Львовского государственного университета Ольга Залеская, проректор по учебной работе и международным связям Национальной фармацевтической академии Украины Анна Зайченко.
Тема семинара — актуальна и вызывает большой интерес фармацевтов, провизоров, а также практических врачей. В связи с этим «Еженедельник АПТЕКА» планирует в ближайших номерах снова обратиться к теме фармацевтической опеки.
Денис Сухинин
Фото автора
|
Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим