Нужно ли учиться маркетингу?

В работе каждого руководителя, в частности руководителя фармацевтической фирмы, неизбежно наступают моменты, когда никакие меры не могут привести к прогрессу в работе, а любые, даже минимальные, усилия встречают все возрастающее сопротивление окружающей бизнес-среды. Выходом из такой ситуации может стать умение по-новому взглянуть на существующие проблемы и задачи, а также использование новых подходов к ведению бизнеса.

Для того чтобы всегда быть в курсе новых тенденций управления бизнесом, необходимо постоянно повышать уровень знаний в области стратегического планирования, маркетинга, других специальных дисциплин. Тренинги, рассчитанные на руководителей фармацевтических фирм, регулярно проводит компания «Маркетинговое управление». На вопросы корреспондента «Еженедельника АПТЕКА» отвечают участники прошедшего недавно тренинга, — Дмитрий Маныч, генеральный директор компании «СБС–Фармация» и Павел Пилипенко, директор компании «Мегаком».

Кор.: Какую роль в своей работе вы отводите стратегическому планированию?

p_346_25_250602_MANYCH.jpg (5672 bytes)

Дмитрий Маныч, генеральный директор компании «СБС–Фармация»

Д.М.: Вопросы стратегического планирования играют чрезвычайно важную роль в моей работе, впрочем, как и в любой другой, поскольку это универсальная деятельность для любого вида бизнеса.

П.П.: Поскольку моя работа связана с довольно широким сегментом фармацевтического рынка — это и оптовая торговля, и розничная сеть, приходится решать очень широкий круг вопросов. Если не определены стратегические задачи, невозможно добиться успеха. Вместе с тем, не имея практического опыта и специальных знаний в области стратегического планирования, не развивая стратегическое мышление, невозможно эффективно управлять бизнесом. Поэтому навыки стратегического планирования чрезвычайно важны в практической деятельности.

Кор.: Может быть, более рациональным было бы поручить эту работу дипломированному специалисту, скажем, маркетологу?

Д.М.: Определение стратегических задач — это прерогатива высшего директората компании.

Если руководитель и владелец компании самостоятельно занимается стратегическим планированием, то это вполне логично. Если же структура компании сложна, то эти полномочия можно делегировать сотрудникам из числа высшего руководства, поскольку такая деятельность напрямую связана с обеспечением экономической безопасности организации.

П.П.: На мой взгляд, если человек хочет реально управлять своим бизнесом, то кем бы он ни был — президентом фармацевтической компании или президентом страны, он должен лично определять стратегические приоритеты.

Исходя из своего опыта, скажу, что в процессе принятия решений приходится привлекать консультантов, как сотрудников своей фирмы, так и независимых экспертов, специалистов по тем или иным вопросам. Но это касается только тех проблем, которые не носят системный характер, а являются локальными задачами бизнеса. Прерогатива определения стратегии бизнеса должна оставаться только за руководителем. Это вопрос моей безопасности, так как я хочу быть во главе своего бизнеса!

Безусловно, для этого нужны глубокие и разносторонние знания. Не повышая уровень знаний систематически, я рискую утратить свои позиции на рынке. Почему я посещаю эти тренинги? Да просто потому, что для моей фирмы нерационально содержать бизнес–тренера; для поддержания необходимого уровня знаний в области управления бизнесом мне достаточно встречаться с ним два раза в год.

Кор.: Где руководитель компании может приобрести необходимые знания?

П.П.: Я убежден, что наиболее эффективный путь получения знаний в области стратегического планирования — это посещение специальных бизнес–тренингов, во время которых всегда есть возможность пообщаться с коллегами по бизнесу. По сути, мы конкуренты, но прямо не конкурируем, так как работаем в разных регионах. Встречаясь, мы как бы тестируем свои бизнес–стратегии, сравнивая различные модели ведения бизнеса. Только таким образом можно определить, насколько эффективны те или иные подходы к вопросам стратегического планирования. Поэтому я стараюсь регулярно посещать бизнес-тренинги.

Такие встречи позволяют определить критерии своего успеха, сравнивая себя с лучшими на рынке. Ведь значение имеют не только объемы продаж, но и маркетинговые стратегии, умение вести бизнес. Если говорить об оптовых компаниях, то такое общение тем более интересно. Например, согласно рейтингу «Еженедельника АПТЕКА» компания «Мегаком» по объемам реализации продукции занимает в Украине 32-е место. Но мне необходимо постоянно в этом убеждаться, чувствовать это, может быть, мы уже на 20-й позиции?

p_346_25_250602_Pilipenko.jpg (6279 bytes)

Павел Пилипенко, директор компании «Мегаком»

Д.М.: Конечно же, учиться надо. Двухдневный тренинг, на котором я побывал, — обзорный, то есть он не является инструментом обучения. За два дня невозможно дать в полном объеме знания, необходимые человеку, ответственному за стратегическое планирование и управление. Особенно это касается компаний, ориентированных на маркетинговые системы управления. Однако посещение таких мероприятий может дать толчок для поиска новых подходов к ведению бизнеса. Актуальность тренингов обусловлена в первую очередь низким уровнем маркетинговых знаний в нашей стране, среди предпринимателей в частности.

А получить знания в области маркетинга в полном объеме можно только с помощью базового образования. Если бы мы жили в стране, в которой за последние 25 лет было бы доступно базовое образование по специальности «Маркетинг» — системный, стратегический, маркетинговое планирование, маркетинговое управление и т.д., — то дорогостоящий двухдневный тренинг воспринимался бы странно в сравнении со стоимостью книги «The profit Zone : How Strategic Business Design Will Lead You to Tomorrow’s Рrofits» (Adrian J. Slywotzky, David J. Morrison), которая положена в его основу. Вместе с тем, в практическом смысле тренинг безусловно полезен.

Кор.: Способствуют ли подобные тренинги успешному ведению бизнеса?

П.П.: Уже на следующий день после семинара я провел несколько деловых встреч буквально «по горячим следам», поделился новой информацией с ведущими менеджерами и директорами проектов своей фирмы. Теперь наступает этап переосмысления полученных знаний, мы пытаемся их структурировать, систематизировать с тем, чтобы эффективно применять на практике.

Семинар, который мы посетили, был посвящен вопросам управления прибылью компании. Безусловно, он станет толчком к проведению серии встреч с сотрудниками моей фирмы, на которых будут обсуждаться вопросы более качественного построения нашей работы, внедрения новых технологий в сфере управления прибылью компании. Сегодня зарабатывать деньги можно только применяя прогрессивные модели ведения бизнеса.

Денис Сухинин

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті