Аптека с интернетом ищет надежного " электронного дистрибьютора"

Продолжая анализ данных рейтинга «ФармЭксперт — Экспертный профиль», в рамках которого был проведен опрос работников центров закупок лекарственных средств и изделий медицинского назначения для их розничной реализации, из общей выборки респондентов (500 человек), в зависимости от выставленных ими оценок качества работы дистрибьютора (критериев) были выделены группы экспертов (кластеры) («Еженедельник АПТЕКА», № 30 (401) от 11 августа 2003 г.). Выявленные в исследуемых кластерах статистически значимые взаимосвязи между ответами на поставленные в анкете вопросы позволили охарактеризовать профиль групп экспертов. В данной публикации проанализированы не вошедшие в предыдущую экспертную оценку факторы — статистически значимые корреляционные взаимосвязи мнений экспертов (по  результатам ответов на поставленные вопросы), которые характеризуют взаимоотношения между центрами закупок лекарственных средств и  товаров медицинского назначения и  дистрибьюторами.

Определение размера выборки экспертов (500 респондентов), постановка задачи и  методология исследования обоснованы и изложены в предыдущих публикациях.

Методология определения групп экспертов (кластеров) и построения профилей полученных кластеров приведена в статье «Прибыль любит предоплату, а компьютер — интернет» («Еженедельник АПТЕКА», № 30 (401) от 11 августа 2003 г.). Используя специально разработанную программу на  языке высокого уровня VBA for Application в среде MS EXCEL, были выявлены две группы экспертов с  согласованным мнением — кластер № 1 (аптеки с  оборотно-прибыльной ориентацией) и кластер № 2 (аптеки, ориентированные на прибыль). В данной публикации проанализирована часть данных, отражающих статистически значимые взаимосвязи внутри кластеров № 1 и № 2.

ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

Задача построения профилей полученных кластеров сводится к выявлению статистически значимых взаимосвязей между ответами экспертов, входящих в конкретный кластер, на поставленные в анкете вопросы. Задачей экспертного анализа данных (часть анкеты), собранных для проведения отдельного (углубленного) исследования выделенных кластеров, является установление статистически значимой корреляционной взаимосвязи мнений экспертов по оцениваемым факторам/признакам (П) (результатам ответов на поставленные вопросы):

1. Использование аптекой (аптечной сетью) электронных средств заказа — П 1.

2. электронная связь с поставщиками (доставка прайс-листов и другой информации по электронной почте) — П 2;

3. Использование электронных прайс-листов для:

3. 1. Осуществления регулярных заказов — П 3;

3. 2. Поиска редких препаратов (позиций) — П 4;

3. 3. Сравнения цен — П 5;

4. Оценка качества работы поставщика в зависимости от регулярности обновления электронных прайс-листов — П 6.

5. Количество поставщиков (в данный момент), необходимое для регулярного пополнения ассортимента аптеки (сети) — П 7.

6. Минимальное количество поставщиков, достаточное для аптеки (сети) — П 8.

Следует отметить, что из 500 опрошенных экспертов, вошедших в общую выборку, электронными средствами заказа (П 1) всегда или частично пользуются 222 респондента (44,4%). Среди опрошенных экспертов центров закупок лекарственных средств и изделий медицинского назначения электронные коммуникации используют 122 респондента (46,5%) из 262, составивших кластер № 1 — аптеки с оборотно-прибыльной ориентацией, и 56 (44,4%) из 126, составивших кластер № 2 — аптеки, ориентированные на прибыль.

При опросе респондентов кластера № 1 было выявлено, что соотношение количества поставщиков, с которым сотрудничают центры закупок в данный момент (П 7), и минимального количества поставщиков, достаточного для нормальной работы (П 3), в среднем — 24:12. Для кластера № 2 этот же показатель составляет 20:12.

МЕТОДОЛОГИЯ ДАННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

При исследовании тесноты взаимосвязи интересующих признаков и их статистической значимости (наличие статистически значимой связи между анализируемыми факторами) применен непараметрический метод корреляции (коэффициент ранговой корреляции Спирмена, r). Методология построения профилей исследуемых кластеров подробно изложена в статье «Прибыль любит предоплату, а компьютер — интернет» («Еженедельник АПТЕКА», № 30 (401) от 11 августа 2003 г.). Полученные результаты представлены в виде матрицы коэффициентов парной корреляции кластера № 1 и кластера № 2 (табл. 1, 2). Для проверки значимости коэффициентов ранговой корреляции Спирмена использовали t-критерий. Расчеты выполнены посредством программного обеспечения Microsoft Excel с использованием дополнительных подпрограмм (Лапач С.Н., Чубенко А.В., Бабич П.Н. «Статистика в науке и бизнесе», К., 2002).

Статистически и практически значимая прямая корреляционная связь выделена красным цветом; статистически значимая связь — зеленым цветом.

ЭКСПЕРТНЫЙ АНАЛИЗ

Общий подход

Для экспертной оценки профилей исследуемых кластеров использован метод логико-смыслового моделирования (Голубков Е.П., 2000). Процедура выявления факторов включает формирование каталога факторов (корреляционная матрица) с последующим построением графа (формальное отображение структуры проблем). Граф проблем представляет собой логически обоснованное последовательное описание всей совокупности изучаемых факторов с учетом статистически значимых корреляционных связей (см. табл. 1, 2) и диалектического закона причинно-следственных взаимоотношений.

На рис. 1, 2 показана взаимосвязь изучаемых факторов. Цифрами обозначена корреляционная связь между этими факторами. П 1П 8 — исследуемые факторы, определяющие сферу взаимоотношений работника центра закупок лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения для розничной реализации (эксперта) и дистрибьютора. Следует подчеркнуть, что если коэффициент корреляции положительный, то это указывает на прямую связь, а если отрицательный — на обратную. В нашем случае представляется возможным проследить как статистически значимые корреляционные взаимосвязи (выделены прерывистой красной линией), так и статистически и практически значимые (выделены сплошной красной линией). Чтобы разбиение экспертов на группы (кластеры) было качественным, а мнения экспертов внутри кластеров — высокосогласованными, в качестве критического значения меры согласованности экспертов, включаемых в один кластер, выбрано значение 0,9, что соответствует уровню значимости 0,001. То есть заданная доверительная вероятность 99,9% позволяет утверждать, что согласованность экспертов, включаемых в кластер, является не только статистически, но и практически значимой. Нашей целью было определить наиболее крепкие статистически значимые корреляционные связи и исключить влияние возможной ошибки, поэтому при анализе учитывали статистически значимую взаимосвязь r>0,25 («ЭКСПЕРТНЫЙ АНАЛИЗ В АПТЕКЕ. Мне хочется знаний — в них сила моя» (см. «Еженедельник АПТЕКА», № 18–19 (339–340) от 13 мая 2002 г.)).

Рис. 1. Характеристика электронной формы осуществления заказов, практикуемой экспертами кластера № 1. Граф построен на основании корреляционной матрицы кластера № 1 и отображает значимые связи признаков (факторов), которые характеризуют взаимоотношения между центрами закупок лекарственных средств и изделий медицинского назначения и поставщиками (дистрибьюторами)

Рис. 2. Характеристика электронной формы осуществления заказов, практикуемой экспертами кластера № 2. Граф построен на основании корреляционной матрицы кластера № 2 и отображает значимые связи признаков, которые характеризуют взаимоотношения между центрами закупок лекарственных средств и изделий медицинского назначения и поставщиками (дистрибьюторами)

Собственно анализ

Ранее («Прибыль любит предоплату, а компьютер — интернет» («Еженедельник АПТЕКА», № 30 (401) от 11 августа 2003 г.)) было выявлено, что эксперты кластера № 1 (аптеки (сети) с оборотно-прибыльной ориентацией) и кластера № 2 (аптеки (сети), ориентированные на получение прибыли) стремятся использовать такую основную форму осуществления заказов, как полный электронный заказ. В данной публикации мы попытаемся проанализировать факторы/признаки, которые позволяют выяснить:

каким образом используется электронная форма осуществления заказов;

как эксперты исследуемых кластеров оценивают качество работы поставщиков (дистрибьюторов), поддерживающих прием заказов посредством электронных коммуникаций (независимо от условий работы с центром закупок).

Кластер № 1 (262 эксперта). Аптеки с оборотно-прибыльной ориентацией (электронные средства заказа используют 46,5% экспертов)

На графе (рис. 1), отображающем профиль кластера № 1, определяется основное иерархическое ядро (П 1 <—> П 2 <—> П 3 <—> П 6) с прямыми практически значимыми взаимосвязями, которые характеризуют степень значимости использования электронных средств заказа для экспертов исследуемого кластера.

Центры закупок лекарственных средств и изделий медицинского назначения — аптеки с оборотно-прибыльной ориентацией — используют электронные средства заказа товара (П 1) не только для электронной связи с поставщиками (доставка прайс-листов и другой информации по электронной почте) — практически значимая прямая корреляционная взаимосвязь П 1 <—> П 2, но и для обратной связи с поставщиком (использование электронных прайс-листов для регулярных заказов) — статистически и практически значимые прямые корреляционные взаимосвязи П 1 <—> П 3 и П 4 <—> П 3. Учитывая столь тесную корреляционную взаимосвязь (электронные средства коммуникации являются как источником поступления информации от дистрибьютора, так и предпочтительной формой осуществления заказов), логично предположить, что эксперты судят о качестве работы поставщика в зависимости от регулярности обновления электронных прайс-листов (оцениваемый признак П 7 статистически и практически значимо взаимосвязан со всеми вышеперечисленными признаками).

По-видимому, электронные прайс-листы для поиска редких препаратов (позиций) и сравнения цен (соответственно признаки П 4 и П 5) эксперты исследуемого кластера также используют, но в меньшей степени, о чем свидетельствует отсутствие статистически значимых взаимосвязей с другими факторами/признаками.

Статистически значимая прямая взаимосвязь П 7 <—> П 8 скорее всего означает, что центры закупок лекарственных средств и изделий медицинского назначения для розничной реализации сотрудничают с большим количеством дистрибьюторов (в среднем 24 поставщика), чем, по мнению опрошенных экспертов, это необходимо (минимальное необходимое количество поставщиков для экспертов кластера № 1 — в среднем составляет 12). Число дистрибьюторов, с которыми сотрудничают центры закупок лекарственных средств и изделий медицинского назначения для розничной реализации, статистически значимо взаимосвязано с основным иерархическим ядром (П 7 <—> П 1; П 7 <—> П 3; П 7 <—> П 6), то есть эксперты центров закупок теоретически оценивают эффективность работы дистрибьюторов, с которыми они сотрудничают, в зависимости от качества предоставляемых услуг, в том числе способности дистрибьютора поддерживать прием заказов посредством электронных коммуникаций (независимо от условий работы с центром закупок). По-видимому, именно повышение качества предоставляемых дистрибьютором услуг (в нашем случае в том числе и посредством электронных форм заказа), будет способствовать формированию предпочтений в отношении того или иного поставщика при осуществлении заказа аптекой с оборотно-прибыльной ориентацией.

Кластер № 2 (126 экспертов). Аптеки, ориентированные на прибыль (электронные средства заказа использует 44,4% экспертов)

На графе (рис. 2), отображающем профиль кластера № 2, определяется иерархическое ядро (П 1 <—> П 2 <—> П 3 <—> П 6) с прямыми статистически и практически значимыми взаимосвязями, которые характеризуют степень значимости использования электронных средств заказа для экспертов исследуемого кластера.

Центры закупок лекарственных средств и изделий медицинского назначения для розничной реализации, ориентированные на получение прибыли, используют электронные средства заказа товара (П 1) как для электронной связи с поставщиками (доставка прайс-листов и другой информации по электронной почте) — практически значимая прямая корреляционная взаимосвязь П 1 <—> П 2, так и для обратной связи с поставщиком, а именно используют электронные прайс-листы для регулярных заказов — практически значимая прямая корреляционная взаимосвязь П 1 <—> П 3. Теоретически доставка прайс-листов и другой информации по электронной почте предполагает, что эксперты исследуемого кластера будут использовать электронные прайс-листы для осуществления регулярных заказов, но на практике, по-видимому, существуют и другие опосредованные факторы, предопределяющие желание центра закупок заказать товар у определенного дистрибьютора (статистически, но не практически значимая прямая взаимосвязь П 2 <—> П 3). Это утверждение подтверждает тот факт, что эксперты исследуемого кластера могут использовать электронную связь с дистрибьюторами не только для регулярных заказов, но и для сравнения цен на интересующие центр закупок товары (статистически значимая взаимосвязь П 2 <—> П 5). И, возможно, только после того, как цены, указанные в прайс-листе конкретного дистрибьютора, окажутся приемлемыми для эксперта, центр закупок произведет закупку товара.

Исходя из сказанного выше, эффективность работы поставщика в зависимости от регулярности обновления электронных прайс-листов практически значимо коррелирует с исследуемыми признаками П 1, П 2 и теоретически (статистически) значимо — с исследуемыми признаками П 5 (использование электронных прайс-листов для сравнения цен) и П 3 (использование электронных прайс-листов для осуществления регулярных заказов). Использование электронных прайс-листов для поиска редких препаратов (позиций) и сравнения цен (П 4) эксперты исследуемого кластера используют крайне редко (отсутствие взаимосвязей с другими факторами/признаками).

Статистически значимая прямая взаимосвязь П 7 <—> П 8 подтверждает, что предположение, высказанное при анализе этих же факторов для кластера № 1: центры закупок лекарственных средств и изделий медицинского назначения для розничной реализации сотрудничают с большим количеством дистрибьюторов (в среднем 20 поставщиков), чем, по мнению экспертов, это необходимо (минимальное необходимое количество поставщиков для экспертов кластера № 2 — в среднем составляет 12). Отсутствие статистически значимых взаимосвязей между этими признаками, возможно, объясняется тем, что эксперты исследуемого кластера в меньшей степени озабочены качеством такой услуги, как поддержка заказов посредством электронных коммуникаций. Возможно, эксперты исследуемого кластера, в случае отсутствия электронных коммуникаций с дистрибьютором, в равной степени используют другие формы заказа.

Однако использование электронных коммуникаций аптеками, ориентированными на прибыль, не только для осуществления регулярных заказов (П 3), но и для сравнения цен (П 5) может свидетельствовать об их повышенном интересе к качеству (возможностям) электронной формы заказа.

Вместо заключения

В нашем исследовании представители наиболее многочисленной группы экспертов, ориентированных на увеличение оборота и повышение прибыли, в своей практической деятельности используют электронные средства заказа для электронной связи с поставщиками и осуществления регулярных заказов и, основываясь на практическом использовании электронных форм заказа, оценивает качество (эффективность) работы поставщика. При этом реальное количество дистрибьюторов, необходимое для регулярного поддержания полноты ассортимента аптеки (сети), статистически значимо зависит от уровня предоставления такой услуги, как осуществление заказов посредством электронных коммуникаций.

Представители второй по численности группы респондентов, ориентированных на прибыль, используют электронные средства заказа как для осуществления регулярных заказов, так и для сравнения цен. В зависимости от регулярности обновления электронных прайс-листов оценивается качество работы дистрибьютора. Примечателен тот факт, что эксперты кластера № 1 и кластера № 2, несмотря на некоторые различия в подходах к использованию электронных форм осуществления заказов, одинаково оценивают минимальное необходимое количество поставщиков — в среднем 12, но реальное количество поставщиков, с которыми работают центры закупок лекарственных средств и изделий медицинского назначения, в этих группах пока в 2 раза выше.

Максим Плошенко

Коллектив «Еженедельника АПТЕКА», издательство «МОРИОН» и автор публикации выражают особую благодарность Павлу Бабичу (разработчику программы на языке высокого уровня VBA for Application в среде MS EXCEL) за участие и помощь в разработке методологии исследования и обработке полученной информации, а также компаниям «SC DOM», «Мединформ» и «Софтинформ» за помощь в проведении анкетирования, сбора и обработки данных.

ЛИТЕРАТУРА

Бабич П.Н., Чубенко А.В., Лапач С.Н. Оценка согласованности мнений экспертов с применением коэффициента конкордации. — http://www.biostat.kiev.ua/konkord.html

Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. — М.: Финпресс, 2000. — 464 с.

Лапач С.Н., Чубенко А.В., Бабич П.Н. Статистические методы в медико-биологических исследованиях с использованием Excel. — К.: Морион, 2001. — 408 с.

Лапач С.Н., Чубенко А.В., Бабич П.Н. Статистика в науке и бизнесе. — К.: Морион, 2002. —
640 с.

Хеттмансенспергер Т. Статистические выводы, основанные на рангах. — М.: Финансы и  статистика, 1997. — 334 с.


* Продолжение. Начало см. «Еженедельник АПТЕКА», № 16–17 (387–388) от 29 апреля 2003 г., № 25 (396) от 01 июля 2003 г., № 30 (401) от 11 августа 2003 г.

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Цікава інформація для Вас:

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті