Международное регулирование в сфере обращения ЛС

Какой будет отечественная фармацевтическая промышленность через год, пять, десять лет? Во многом ответ на  этот вопрос зависит от законодательства, регулирующего лекарственное обращение, в  частности закона «О лекарственных средствах». Сегодня фармацевтические предприятия имеют собственные стратегии развития. Одни ориентируются на расширение номенклатуры, другие — на внедрение норм GMP, третьи прикладывают максимум усилий для выживания. Учитывая стремительные темпы наращивания производственных мощностей, можно утверждать, что вскоре ведущим отечественным предприятиям будет тесно на локальном рынке. Уже сегодня их взоры устремлены на рынки стран СНГ, прежде всего России, и стран ближнего зарубежья. продукция украинских производителей может реализовываться на рынках этих стран при условии соблюдения стандартов, принятых в этих странах, или общепринятых международных норм. Таким образом, украинское законодательство в сфере обращения лекарственных средств должно быть гармонизировано с законодательством стран, являющихся стратегическими рынками.

Летом 2003 г. в России вступил в действие Федеральный закон «О техническом регулировании». Разработчики и идеологи закона сформулировали следующие основные цели нового правового акта: ограничение ведомственного нормотворчества в сфере технических требований к продукции и контроля за их соблюдением, а также подготовка к вступлению в ВТО. По существу, речь идет о реформе действующей системы стандартизации и подтверждения соответствия техническим требованиям, в том числе в  фармацевтической отрасли. В Украине в настоящее время готовится ко второму чтению проект закона Украины «О внесении изменений и дополнений в  закон Украины «О лекарственных средствах». В  этой связи интерес представляет проблемная статья В.В. Береговых, А.П. Мешковского, Н.В. Пятигорской, В.Л. Багировой и Н.А. Ляпунова «Международное регулирование в сфере обращения ЛС и Федеральный закон «О техническом регулировании», которую предлагаем вашему вниманию с незначительными сокращениями.

Фоном развития тенденций в сфере обращения ЛС является расширяющаяся глобализация разработки, изучения, производства, продажи и потребления фармацевтических препаратов. Глобализация в свою очередь приводит к усилению международной гармонизации требований к безопасности, эффективности и качеству лекарственных продуктов, а также форм проверки соответствия этим требованиям. В результате практика регулирования лекарственного обращения во многих странах развивается в одном направлении и сходными темпами.

В разнообразных механизмах гармонизации можно выделить, с одной стороны, глобальные, общедоступные механизмы: ВОЗ, FIP, Всемирную медицинскую ассоциацию, с другой — региональные, более или менее эксклюзивные формы сотрудничества: осуществляемые в рамках Европейского Союза и Совета Европы, PIC/S, ICH. Российские профильные организации и специалисты пока крайне ограничено используют существующие механизмы международного сотрудничества в данной области.

Важнейшей мировой тенденцией является дальнейшее развитие системы стандартов GXP. Вслед за тремя базовыми отраслевыми стандартами: GMP, GLP и GCP в последнее десятилетие появились новые — GDP и GPP. Признание ведущей роли стандартов (кодексов) GXP не свидетельствует о недооценке других элементов контрольно-разрешительной системы. Повсеместно совершенствуется порядок регистрации новых ЛС. В этих целях разрабатываются детальные и четкие требования к предоставляемым на регистрацию материалам. Дифференцируются механизмы оценки (экспертизы) этих материалов, например, сокращенный формат заявки для генериков, ускоренная процедура рассмотрения для особо важных ЛС, в отдельных случаях возможность применения ЛС в лечебных целях до завершения программы испытаний и официальной регистрации.

Федеральный закон «О техническом регулировании» дает юридическое право на анализ и пересмотр всех нормативных актов Российской Федерации, регулирующих в настоящее время сферу обращения ЛС. Для реализации этого закона необходимо:

— разработать и утвердить «Программу разработки технических регламентов и национальных стандартов в сфере обращения медицинской продукции»;

— разработать и внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации технический регламент — новый вариант Федерального закона «О лекарственных средствах»;

— определить предметы регулирования в сфере обращения медицинской продукции: через требования технических регламентов; на основе добровольного применения стандартов; в соответствии и взаимосвязи технического регламента, национального стандарта и стандарта организации;

— утвердить перечень нормативных актов в сфере обращения медицинской продукции, утвержденных до 1 июля 2003 г., которые сохраняют силу до вступления в действие новой редакции Федерального закона «О лекарственных средствах»;

— разработать критерии оценки содержания национальных стандартов:

· соответствия прописанных норм действующему законодательству и иным нормативным актам;

· возможного влияния на процессы обращения медицинской продукции;

· степень эффективности системы подтверждения соответствия нормы данного стандарта;

· разработать критерии определения статуса документа (например, национального стандарта, стандарта организации, иных документов системы стандартизации);

· определить перечень действующих нормативных документов системы стандартизации в здравоохранении и производстве медицинской продукции, которые могут получить статус национальных стандартов или иных документов новой системы стандартизации.

В отличие от стран СНГ, представители регуляторных органов и промышленности государств ЕС, США и Японии предпринимают совместные усилия для дальнейшего развития самых крупных в мире фармацевтических рынков. Это достигается путем устранения технических барьеров в сфере международного обращения ЛС посредством гармонизации и взаимного признания законодательных актов и стандартов в отношении разработки, проведения исследований; процесса регистрации; формы и структуры регистрационных документов, в частности, CTD — «Общий технический документ», созданный в рамках Международной конференции по гармонизации технических требований к регистрации ЛС для человека (ICH), производства и продажи ЛС.

Наиболее ярким примером взаимного признания регуляторных документов является Соглашение о взаимном признании между ЕС и США, заключенное в Лондоне 18 мая 1998 г. Примерами гармонизации могут служить законодательство и нормативная база ЕС, нормативные документы, разработанные в рамках ІСН, а также деятельность по гармонизации Европейской Фармакопеи и Фармакопеи США.

Усилия правительств стран СНГ, предпринимаемые для вступления в ВТО, предполагают также реформу в системе стандартизации и сертификации ЛС, которую следует проводить с учетом законодательной и  нормативной базы ЕС, а также нормативных документов, разработанных в рамках ІСН. Очевидно, что странам СНГ необходимо гармонизировать свои законы и нормативные документы с международными как для обеспечения качества ЛС и их сертификации, так и для развития промышленности, что позволит выйти на зарубежные рынки. Разработка законодательных норм и национальных стандартов, принципиально отличающихся от соответствующих стандартов ЕС и ІСН, нецелесообразна, поскольку не позволит странам СНГ стать полноправными членами ВТО.

Реализация Федерального закона «О техническом регулировании» тесно связана с гармонизацией правовых и нормативных актов Российской Федерации с правовыми нормативными актами международного сообщества, с учетом вступления России в ВТО. Для решения данной задачи необходимо:

— принятие национальной государственной стратегии лекарственного обеспечения населения Российской Федерации, Национальной лекарственной политики, которая бы определила приоритеты развития фармацевтического сектора;

— принятие законодательных и  нормативных актов (технических регламентов и  национальных стандартов), гармонизированных с  нормативно-правовыми актами ЕС, ІСН, РІС, ВОЗ, соответствующих общей концепции обеспечения безопасности и качества, — создание в России инспекции по GMP и ее вступление в PIC/S;

— сертификация фармацевтических предприятий на соответствие стандартам GMP согласно требованиям ЕС;

— гармонизация законодательных положений и стандартов в масштабе государств — участников СНГ для создания единого фармацевтического рынка СНГ, устранения технических барьеров и таможенных ограничений.

Решение таких задач позволит:

— обеспечить качество ЛС;

— создать в соответствии с мировыми стандартами технические барьеры, гарантирующие поступление на рынок только качественной медицинской продукции;

— преодолеть технические барьеры в сфере международной торговли и обеспечить выход отечественных производителей на мировые рынки, а также увеличить экспортный потенциал;

— способствовать вступлению России в ВТО.

Поскольку подтверждение соответствия и сертификация проводятся на соответствие определенным стандартам, рассмотрим необходимые для этого блоки нормативных документов, используемых в ЕС. В основном эти документы изложены в различных томах «Правил, регулирующих лекарственные средства в Европейском Союзе».

Первый блок, необходимый для получения торговой лицензии (регистрации ЛС), — это «Информация для заявителей», которая состоит из трех томов. Том 2А содержит административные требования к подаче заявки на регистрацию. В нем также описаны система и процедура регистрации и взаимного признания. Том 2В регламентирует структуру регистрационного досье. Том 2С содержит руководства, которыми должны пользоваться заявители и эксперты. Том 2В разработан в рамках процесса ІСН. Он назван «Общим техническим документом» (CTD) и с июня текущего года стал обязательным для оформления заявок на регистрацию в ЕС, США и Японии. Практически этот документ вводится во всех странах мира.

CTD разделен на 5 модулей, важнейшими из которых являются «Качество», «Отчеты о доклинических исследованиях» и «Отчеты о клинических исследованиях». Во всех трех модулях излагается структура регистрационного досье с аннотацией, а также со ссылками на руководства — стандарты, которыми надлежит пользоваться при составлении этой части досье.

Модуль 3 «Качество» — раздел регистрационного досье, который является приоритетным для регистрации препаратов-генериков. Он содержит информацию о лекарственном веществе и ЛС. Так, структура подраздела Р, в котором описывают ЛС, включает следующие пункты:

1. Описание и состав ЛС.

2. Фармацевтическая разработка.

3. Производство.

4. Контроль вспомогательных веществ.

5. Контроль ЛС.

6. Стандартные образцы и вещества.

7. Система упаковки/укупорки.

8. Стабильность.

При этом информация о технологическом процессе и его валидации является частью регистрационного досье и оценивается экспертом совместно с аналитической нормативной документацией.

Чтобы правильно разработать и исследовать препарат, составить регистрационное досье в формате CTD, а затем производить препарат в соответствии с требованиями GMP, следует пользоваться руководствами по качеству и биотехнологии, руководствами по фармакологическим и токсикологическим исследованиям, включая GLP, а также общими и специальными руководствами по клинической практике, включая GCP. Эти руководства составляют методическую основу разработки и исследования ЛС в ЕС.

Темы, которым посвящены руководства по качеству: фармацевтическая разработка, валидация, стабильность и хранение, спецификации и контрольные испытания, действующие и вспомогательные вещества, примеси, а также другие вопросы. То есть руководства по качеству наряду с фармакопеей являются методической основой для фармацевта-исследователя.

Второй блок документов, который необходим для стандартизации и сертификации производства, содержит директивы, устанавливающие GMP, и руководство по GMP. В этот блок входят также руководства и рекомендации PIC/S, в частности по квалификации и валидации, по составлению досье производственного участка (Site Master File), по системе качества для фармацевтических инспекций и другие. Кроме того, к этому блоку следует отнести стандарты ISO, регламентирующие различные аспекты работы в чистых помещениях.

Третий блок нормативных документов, необходимых для стандартизации и сертификации дистрибуции, содержит статьи Директивы 2001/83/ЕС и руководство по надлежащей практике дистрибуции (GDP).

Четвертый блок документов относится к независимому контролю качества и представлен статьями Директивы 2001/83/ЕС, правилами руководства по GMP о независимом контроле качества и Уполномоченном лице, а также стандартом EN ISO/DEC 17025 «Общие требования к компетенции испытательных и калибровочных лабораторий».

Пятый блок документов содержит руководство по фармакологическому надзору.

Шестой блок нормативных документов представлен Европейской Фармакопеей, устанавливающей современные стандарты качества лекарственных форм, ЛС и их компонентов, а также методы анализа и испытаний. При наличии сертификата Европейской Фармакопеи на исходное сырье в регистрационном досье не требуется подробного описания методов анализа, их валидации и процедуры предоставления европейского мастер-файла на это вещество.

Седьмой блок документов составляют стандарты надлежащей аптечной практики (GPP). Следует отметить, что в ЕС законодательные положения и стандарты относительно регулирования производства и розничной реализации ЛС в аптеках не являются общими для всех государств-участников; каждое государство ЕС имеет право на свои законы и стандарты. Главным условием при этом является их соответствие принципам обеспечения качества.

Директива 2001/83/ЕС Европейского парламента и Совета ЕС от 6 ноября 2001 г. «О своде законов Сообщества в отношении лекарственных препаратов для человека» утверждает правила, регулирующие регистрацию, производство, продажу и использование ЛС. В Украине разработан проект закона Украины «О внесении изменений и дополнений в закон Украины «О лекарственных средствах» в редакции гармонизированной с указанной Директивой ЕС.

Принятый 27 декабря 2002 г. Федеральный закон «О техническом регулировании» № 184-ФЗ поставил на повестку дня вопросы разработки и принятия нового варианта Федерального закона Российской Федерации «О лекарственных средствах» как технического регламента и вопросы разработки и утверждения национальных стандартов в сфере обращения ЛС, находящихся в полной связи с новым законом. Проведенный анализ и сопоставление существующего Федерального закона Российской Федерации «О лекарственных средствах», проекта закона Украины «О лекарственных средствах»* и Директивы 2001/83/ЕС Европейского Парламента и Совета ЕС от 6 ноября 2001г. позволил предположить следующую структуру нового варианта Федерального закона Российской Федерации «О лекарственных средствах» (таблица).

Таблица

Соответствие блоку 1 — регистрации ЛС соответствующих разделов, глав и статей аналогичных законов

Структура предлагаемого нового Федерального закона
“О лекарственных средствах”

Директива 2001/83/ЕС Европейского парламента и Совета ЕС от 6 ноября 2001 г.

Федеральный закон
“О лекарственных средствах” Российской Федерации

Проект закона Украины “О лекарственных средствах”

Блок 1 — регистрация ЛС

Раздел III.

Главы 1, 2, 3, 4
Торговая лицензия (регистрация ЛС в ЕС)

Статьи 6–39

Статьи 5, 10, 19, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41.

5. Государственное регулирование отношений, возникающих в сфере обращения ЛС.

10. Полномочия федерального органа контроля качества ЛС.

19. Государственная регистрация ЛС.

35. Разработка новых ЛС.

36. Доклинические исследования ЛС.

37. Решение о проведении клинических исследований ЛС.

38. Правовая основа проведения клинических исследований ЛС и финансирование клинических исследований ЛС.

39. Клинические исследования ЛС.

40. Права пациентов, участвующих в  клинических исследованиях ЛС.

41. Обязанность субъектов обращения ЛС сообщать о случаях побочных действий и об особенностях взаимодействия ЛС с другими ЛС.

Статья 12. Государственная Фармакопея Украины. Раздел V. Государственная регистрация ЛС. Статья 14.
Объекты государственной регистрации.

Статья 15. Документы для государственной регистрации.

Статья 16. Содержание краткой характеристики ЛС.

Статья 17. Оценка регистрационного досье.

Статья 18. Решение о государственной регистрации.

Статья 19. Внесение изменений в  регистрационное досье. Статья 20. Отказ в  государственной регистрации.

Статья 21. Регистрация гомеопатических ЛС.

* Прим. ред. — Текст данного проекта еще не был опубликован в Украине.

Предлагается следующая структура нормативного регулирования в сфере обращения ЛС:

I уровень — технический регламент

Новый Федеральный закон «О лекарственных средствах» должен содержать блоки:

Блок 1 — регистрация ЛС;

Блок 2 — производство ЛС;

Блок 3 — контроль качества ЛС;

Блок 4 — продажа ЛС;

Блок 5 — реклама ЛС;

Блок 6 — фармаконадзор;

Блок 7 — международное сотрудничество и гармонизация национального законодательства по ЛС с международными актами;

Блок 8 — стандартизация, подтверждение соответствия и сертификация в сфере обращения ЛС;

Блок 9 — категории ЛС;

Блок 10 — изготовление и розничная продажа ЛС в аптеках;

Блок 11 — о специалистах, работающих в  сфере обращения ЛС;

Блок 12 — импорт и экспорт ЛС;

Блок 13 — маркировка и упаковка ЛС;

Блок 14 — государственный надзор и  санкции;

Блок 15 — апелляция.

II уровень — национальные стандарты

Национальные стандарты и общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации, в том числе правила их разработки и применения, представляют собой национальную систему стандартизации. Национальные стандарты утверждаются национальным органом по стандартизации, т. е. Госстандартом России. Стандартизация осуществляется в целях повышения уровня безопасности жизни или здоровья граждан и содействия соблюдению требований технических регламентов при максимальном учете применения международных стандартов как основы разработки национальных стандартов и недопустимости установления национальных стандартов, которые противоречат техническим регламентам.

Федеральный закон «О техническом регулировании» в главе 3 (статьи 12, 13, 14, 15 и 16) обосновывает создание национальных стандартов и их связь со специальным техническим регламентом.

В нашей ситуации мы должны определить органическую связь структуры специального технического регламента — нового Федерального закона «О лекарственных средствах» с перечнем национальных стандартов, регулирующих сферу обращения ЛС.

Каждому предложенному блоку в структуре нового Федерального закона «О лекарственных средствах» должны соответствовать национальные стандарты (в настоящей статье приводим предложения по национальным стандартам только в соответствии с блоком 1 — регистрация ЛС; относительно других блоков планируются дальнейшие публикации):

Блок 1 — регистрация ЛС

1. Положение об Агентстве по оценке ЛС.

2. Положение по финансовым вопросам регистрации ЛС.

3. Порядок подачи и рассмотрения заявок, выдача и продление регистрационных документов на ЛС.

4. О порядке составления регистрационного досье и требованиях к нему.

5. Национальная Фармакопея России.

6. GLP — правила доклинических исследований (лабораторной практики).

7. GCP — правила клинических исследований (клинической практики).

8. О регистрации гомеопатических ЛС.

9. Послерегистрационный надзор и наложение санкций.

Приказом министра здравоохранения Российской Федерации № 266 от 19 июня 2003 г. утверждены правила GCP России. Однако в правилах нет упоминания о фазах клинических испытаний, не содержатся ссылки на Хельсинкскую декларацию Всемирной ассоциации врачей, указания на необходимость приготовления образцов для испытаний в условиях GMP, недостаточно прописана процедура мониторинга, отсутствует понятие аудита и т. п. В связи с принятием нового варианта правил GCP целесообразно осветить мировой опыт по данному вопросу.

В настоящее время на международном уровне действуют 4 основных руководящих документа, определяющие порядок планирования и проведения клинических испытаний ЛС. Хельсинкская декларация Всемирной ассоциации врачей определяет основополагающие этические принципы проведения исследований в данной области.

Текст Хельсинкской декларации, лежащий в основе этих правил, неоднократно пересматривался [1]. Особенно значительные поправки были внесены в него в конце 2000 г. на 52-й сессии Всемирной ассоциации врачей (WMA), состоявшейся в Эдинбурге. Из 32 статей Декларации лишь 3 остались неизмененными, а 8 являются новыми. Изменения касаются ограничений в использовании плацебо, получения терапевтической пользы участниками испытаний, обеспечения прозрачности финансовой поддержки исследований и ряда других важных положений. Пересмотренные этические принципы биомедицинских исследований на людях опубликованы CIOMS в 2002 г., которые конкретизируют многие положения Хельсинкской декларации.

Наряду с этим имеются два широко признанных в мире кодекса GCP, устанавливающие организационно-методические требования к исследованиям. Первый был выпущен Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) в 1995 г. [2], второй, разработанный в рамках ICH (кодовое обозначение Е6, т. е. шестой документ в разделе «Эффективность» — Efficacy), вступил в силу в 1997 г. [3]. Оба руководства содержат ссылки на Хельсинкскую декларацию, ее полный текст дан в виде приложения к документу ВОЗ.

Под термином «Надлежащая клиническая практика» (Good Clinical Practice, GCP) понимают стандарт клинических исследований, охватывающий планирование, проведение, завершение, проверку, анализ результатов, составление отчетов и ведение документации, который обеспечивает научную значимость исследований, их этическую приемлемость и полную документированность клинических характеристик изучаемого ЛС. Как неоднократно отмечалось в отечественной и зарубежной литературе, а также в документах ВОЗ, потребительские свойства ЛС — эффективность, безопасность и фармацевтические аспекты качества — обеспечиваются благодаря соблюдению важнейших отраслевых правил, иначе говоря, стандартов или кодексов GLP, GCP и GMP, в процессе их разработки, испытания и производства.

Правила надлежащей клинической практики ВОЗ были подготовлены в 1991–1993 гг. С этой целью было проведено несколько совещаний, в которых участвовали сотрудники органов нормативного контроля ЛС, представители фармацевтической промышленности и ученые-медики из Бельгии, Бразилии, Дании, Замбии, Индонезии, Китая, России, США, Швеции и Японии. Выработанный в ходе совещаний проект Правил рассылался на согласование органам государственного управления, научным учреждениям и производителям ЛС во многие страны мира. Окончательный вариант документа был утвержден в 1993 г. на 6-м заседании Комитета экспертов ВОЗ по использованию основных ЛС и опубликован в качестве приложения к докладу Комитета в 1995 г. Как и другие официально опубликованные материалы экспертных комитетов, доклад с приложениями прошел процедуру рассмотрения на заседании Исполкома и был одобрен этим руководящим органом ВОЗ. Таким образом, документ ВОЗ отражает глобальный консенсус министерств здравоохранения всех 190 с лишним стран — членов ВОЗ.

Международная конференция по гармонизации требований к ЛС (ICH) разрабатывала свои рекомендации по GCP в период 1992–1996 гг. К их подготовке привлекались многие эксперты, участвовавшие в разработке документа ВОЗ. В итоге, оба документа согласуются друг с другом в части принципов, хотя между ними имеются определенные различия. Правила ICH являются результатом процесса гармонизации, в котором участвуют контрольно-разрешительные органы и инновационная фармацевтическая промышленность ЕС, США и Японии (отсюда одно из названий конференции — «трехсторонняя инициатива»).

Правила GCP ВОЗ отражают сложившуюся в мире практику деления клинических испытаний на фазы; они содержат краткие характеристики четырех фаз. При этом уточняется, что в рамках I и II фаз объектами исследований являются в основном активные ингредиенты (лекарственные субстанции). При описании I фазы отмечается, что она часто проводится на здоровых добровольцах. В отношении III фазы подчеркнуто, что в ее рамках изучаются конкретные лекарственные формы активных ингредиентов, а не сами фармацевтические субстанции.

Основной акцент в руководстве GCP ICH сделан на обязанностях спонсора, т. е. фирмы-разработчика, что отражает подходы, преобладающие в США и некоторых странах ЕС. Правила ICH содержат ссылки на 70 с лишним документов, следование которым необходимо при подготовке и проведении клинических испытаний. Кроме того, следует учитывать, что текст GCP ICH — лишь один из обширного пакета трехсторонних документов, касающихся оценки эффективности новых препаратов. Этот раздел содержит более десятка других методических рекомендаций, посвященных различным аспектам организации клинических испытаний. Примеры таких документов приведены в списке литературы [4–6]. В этих документах содержатся весьма существенные разделы общего порядка работы в данной области, в том числе классификация отдельных видов исследований по их целям, а также по фазам. В связи с этим в основном тексте (Е6) классификация опущена. Иначе говоря, помимо самого текста правил GCP для их внедрения необходимо иметь около 80 других документов. По этой причине странам, не входящим в трехстороннюю инициативу, крайне трудно или даже невозможно полностью внедрить правила ICH.

Рассматриваемые руководства по GCP по-разному трактуют принцип информированного согласия на участие в испытаниях. В документе ВОЗ, в полном соответствии с Хельсинкской декларацией (в формулировке, существовавшей на момент утверждения текста ВОЗ), четко указано, что для участия в нетерапевтических исследованиях, т. е. таких, которые прямо не оказывают медицинскую помощь испытуемым, необходимо письменное согласие добровольца (раздел 3.3. g). В соответствии с правилами ICH, нетерапевтические исследования могут проводиться также с согласия представителей лиц-участников (п. 4.8.14). Такая формулировка, безусловно, расширяет возможности экспериментаторов по привлечению дополнительных категорий субъектов исследований. В некоторых культурах, однако, она может повести к ущемлению прав определенных групп лиц. Речь при этом идет не только о малолетних детях или умственно неполноценных гражданах, но и о совершеннолетних и здоровых «младших членах» общины, решения за которых по традиции могут принимать глава семьи, лидеры клана и т. п.

Очевидно, что в России при выборе основы для принятия национальных требований GCP следовало бы рассмотреть различные альтернативы. Насколько можно судить, вариант использования руководства ВОЗ не рассматривался. Между тем имеются веские аргументы в пользу именно такого варианта.

Основное преимущество правил ВОЗ заключается в том, что они пригодны для применения в любом регионе мира и в странах с различными традициями, особенностями культуры и социально-экономическими условиями. Специалисты из Минздрава России участвовали в разработке и утверждении этого документа на всех этапах: предварительные консультации, заседание экспертного комитета, уставная сессия Организации. Иначе говоря, данное руководство составлено при участии России и адресовано всем странам — членам ВОЗ, в том числе России.

В пользу текста ICH свидетельствует то соображение, что им пользуются практически все ведущие в мире фирмы — разработчики новых препаратов, на долю которых приходится более 80% выводимых на мировой рынок оригинальных ЛС. По этой причине принятие его в России может содействовать дальнейшему расширению участия отечественных клинических баз в международных многоцентровых исследованиях ЛС.

При этом следует учитывать тот факт, что руководство ICH по GCP отражает высокий уровень организации клинических испытаний в индустриально развитых странах. В России официально не признана практика деления клинических испытаний на фазы, нет полной ясности относительно возможности проведения отдельных этапов исследований на здоровых людях. Этические комитеты учреждений только начинают создаваться; в этом процессе остается много спорных моментов [7]. Отсутствуют десятки нормативов, необходимых для внедрения трехсторонних правил GCP. В странах — участницах ICH эти базовые условия были достигнуты уже 10–20 лет назад. По этой причине в рамках трехсторонней инициативы основное внимание теперь сконцентрировано не на том, как правильно проводить клинические испытания, а на унификации порядка документального оформления результатов исследований с тем, чтобы сократить и упростить процедуру регистрации ЛС в странах — участницах ICH.

К тому же российские специалисты и учреждения не имели возможности влиять на содержание указанного документа, поскольку, как известно, Россия не входит в число стран — участниц ICH. Иными словами, текст ICH был подготовлен без участия России и не учитывает особенностей внутренней ситуации. Оба рассматриваемых руководства по GCP указывают на необходимость изготовления исследуемых препаратов в соответствии с принципами GMP (п. 5.6 текста ВОЗ; п. 5.13.1 текста ICH). Такое же требование содержится в проекте Директивы ЕС (2001 г.) по клиническим испытаниям (п. 12). Еще в январе 1991 г. в документе ЕС (111/3044/91), опубликованном для обсуждения, было признано нелогичным, что экспериментальные препараты не подлежат контролю, обязательному в отношении тех ЛС, для которых они являются прототипами. Большинство комментариев к документу, поступивших от заинтересованных сторон, подтверждало это мнение. Однако экспериментальные препараты, особенно используемые на ранних этапах клинического изучения, обычно производятся не по утвержденному регламенту, часто при отсутствии окончательных данных о свойствах дозированной формы, а иногда и активной субстанции. Поэтому правила GMP не могут быть применены к ним в полном объеме. Следовательно, необходимы поправки и уточнения на этот счет. С учетом этих соображений, все 3 широко признанные в мире кодекса GMP (ВОЗ, ЕС и РІС) содержат приложения, уточняющие специальные требования к производству экспериментальных продуктов. Приложения к правилам GMP для производства исследуемых образцов касаются тех аспектов GMP, которые в отношении этой категории препаратов могут иметь свои особенности. Они также включают указания относительно предписания к выдаче, отгрузке и возврату клинических запасов, которые увязаны с правилами GCP. В соответствующем тексте ВОЗ [8] отмечается: «Настоящее руководство является дополнением как к руководству по GMP, так и к руководству по надлежащей клинической практике (GCP) испытаний фармацевтических препаратов».

В настоящее время во  многих странах работники фармацевтического сектора стоят перед нелегким выбором: ориентироваться на глобальные нормы и правила ВОЗ или внедрять руководства ІСН без учета достигнутого уровня развития здравоохранения и  экономики. В сложившейся ситуации Секретариат ВОЗ проводит интенсивную работу по поиску консенсуса, по сближению требований и  методических материалов, разрабатываемых в  рамках Организации и через механизмы межрегионального сотрудничества. Это касается широкого круга нормативов, в том числе правил GCP.

В последние годы в мире появилось много новых опасных заболеваний, таких, как ВИЧ-инфекция и гепатит С. В этих условиях необходимы новые подходы к оценке соотношения польза/риск терапевтических вмешательств. Наряду с этим повышается потребность в проведении клинических исследований на детях, людях пожилого возраста, беременных, в условиях вертикальной (от матери к новорожденному) передачи ВИЧ-инфекции [9]. Существует также объективная необходимость разработки принципов для испытания других вакцин и других биологических препаратов, имеющих существенные отличия от химико-фармацевтических ЛС. Методология клинических исследований непрерывно развивается; предложена их классификация не по временным этапам (фазам), а по их типу и целям (человеческая фармакология, изучение терапевтических свойств, подтверждение терапевтических свойств и т. п.). Во многих странах продолжают ужесточаться нормативные требования к ЛС, особенно на этапе их разработки и оценки, что вызывает озабоченность представителей мировой фармацевтической промышленности в связи с ростом затрат на создание новых препаратов.

Все эти соображения свидетельствуют о необходимости пересмотра правил GCP на основе учета новых проблем исследовательского и регуляторного характера и выработки консенсуса на мировом уровне. Наряду с этим нуждаются в гармонизации процедуры инспектирования клинических баз, мониторинга и аудита отдельных исследований с тем, чтобы обеспечить взаимное признание результатов на международном уровне. Необходимо отслеживать прогресс в этой работе и использовать ее результаты по мере их обнародования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Хельсинкская декларация Всемирной ассоциации врачей (новая редакция). Этические принципы медицинских исследований, проводимых на людях. Фарматека, № 6, 2001, с. 58–62.

2. Guidelines for good clinical practice (GCP) for trials on pharmaceutical products. In: The use of essential drugs. Sixth report of the WHO Expert Committee. Geneva, World Health Organization, WHO Technical Report Series. № 850. 1995: 97–137.

3. Guideline for Good Clinical Practice (E6). ICH Harmonised Tripartite Guideline. ICH, 1 May 1996.

4. General Considerations for Clinical Trials (E8). Harmonised Tripartite Guideline. ICH, 1997.

5. Statistical Principles for Clinical Trials (E9). Harmonised Tripartite Guideline. ICH, 1998.

6. Choice of Control Group and Related Issues (Е10). Harmonised Tripartite Guideline. ICH, 2000.

7. Завидова С. Некоторые неоднозначные моменты. Фармацевт. вест., № 41, 8 ноября 2001, с. 12.

8. Good manufacturing practices: supplementary guidelines for the manufacture of investigational pharmaceutical products for clinical trials in humans. In: WHO Expert on Specifications for Pharmaceutical Preparations. Thirty-fourth report. Geneva, World Health Organization, WHO Technical Report Series, № 863. 1996: 97–108.

9. Globalising guiding principles for clinical trials: Good Clinical Practice beyond the European Union, the United States, and Japan. Good Clinical Practice Journal, Vol. 6, № 6, November-December 199:13–15.

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті