Владислав Страшный: “При решении вопросов, касающихся цен на лекарственные средства, возможен только комплексный подход!”

Владислав Страшный, доктор фармацевтических наук, заслуженный деятель науки и техники Украины, председатель Медицинского комитета Американской торговой палаты в Украине, глава представительства фармацевтической компании «Пфайзер» (США) в  Украине

— Нынешнее заседание Медицинского комитета Американской торговой палаты в основном было посвящено подведению итогов встречи руководителей украинских представительств крупнейших компаний США, работающих в области здравоохранения, с послом США в Украине, и подготовке письма Медицинского комитета на имя министра здравоохранения Украины. В ходе дискуссии были затронуты многие актуальные темы, высказано немало мнений и пожеланий, достойных внимания исполнительных органов государственной власти в медико-социальной и хозяйственно-экономической сфере. К сожалению, лишь вскользь упоминалось о наиболее «горячем» (не только для отрасли, но и для всей страны) вопросе — угрозе введения НДС на лекарственные средства.

Сегодня я касаюсь этой темы не как руководитель представительства компании «Пфайзер» в Украине, а выступаю, скорее, как эксперт — доктор фармацевтических наук, специалист в области фармацевтического менеджмента и маркетинга, много лет работающий в «большой фармации» между Востоком и Западом. Мне хорошо известны исторический опыт и нынешняя ситуация в странах, которые прошли «метаморфоз» от планово-административной экономической системы к ее антиподу — свободному рынку. Оценивая этот опыт и базируясь на нем — с одной стороны, анализируя нынешнее состояние украинской экономики в целом и отрасли здравоохранения в частности — с другой, я со всей ответственностью заявляю: в нынешней ситуации попытки введения НДС на медикаменты — шаг не только преждевременный, но и опасный.

Исходя из опыта соседних (в частности экс-социалистических) стран, НДС на медикаменты имеет «право на существование» только в том случае, если он является одним из звеньев комплексной системы ценообразования, в рамках которой — на уровне государственной политики! — применительно к ценам на лекарственные средства четко отработаны механизмы их:

· формирования,

· регулирования,

· контроля.

В такой целостной системе ценообразования НДС на лекарства может и должен быть одной из составляющих, в то время как другой важнейшей составляющей обязательно должно быть возмещение потребителю стоимости лекарственных средств. На каких началах должна возмещаться стоимость лекарства пациенту (так называемый «реимбусмент», от английского reimbursеment — возмещение, компенсация), в разных странах решается по-разному, здесь тоже существует целый ряд компонентов. Скажем, в Румынии ставка НДС на медикаменты равна 8%, но стоимость основных лекарственных средств пациенту компенсирует государство — либо полностью, либо частично. Механизмы реимбусмента отрабатываются не только на основании экономических возможностей страны, но и с учетом заболеваемости, мнений специалистов относительно предпочтительных схем лечения того или иного заболевания и т.д. Например, стоимость Норваска (амлодипина) — гипотензивного препарата, использование которого способствует снижению частоты развития кардиоваскулярных осложнений, — погашается государством не полностью, а на 30%, остальные 70% выплачивает пациент (co-payment — совместная оплата). Почему? Логика ответа: препарат рецептурный, но предназначен для амбулаторного применения. Стоимость препаратов других групп (например, госпитальной) погашается государством полностью, то есть работает система целесообразного дифференцирования лекарственных средств.

«Эксперименты» с ценообразованием можно проводить только в условиях «зрелого» фармацевтического рынка, то есть когда потребление лекарств осуществляется пропорционально структуре заболеваемости в стране. Что же получается у нас? В Украине основной причиной смертности являются сердечно-сосудистые заболевания, а на первом месте по частоте потребления — препараты, применяемые для лечения заболеваний системы пищеварения. Такое несоответствие — явный признак несформированности рынка. Еще один признак: при наполнении розничной сети предпочтение отдают в первую очередь препаратам с высокой оборачиваемостью и низкой стоимостью, а не необходимым для лечения наиболее распространенных заболеваний. В результате около 90% ассортимента украинских аптек составляют генерические и безрецептурные препараты либо вообще не лекарства, пищевые добавки, лечебная парфюмерия, косметика и т.д., а на долю оригинальных лекарственных средств приходится не более 10%.

Комплексная система формирования цены включает также механизм фиксирования: можно фиксировать цены, устанавливаемые производителем, размеры наценки в системе оптовой и розничной торговли. И только когда система формирования цен на лекарства сложится в логичную, прозрачную, управляемую и, главное, непрерывную цепочку (когда ни один из ее необходимых элементов не «выпадает») — возникнут предпосылки для регулирования и контроля цен с целью обеспечения их стабильности. Лишь тогда можно выносить на обсуждение вопрос о возможном введении НДС в отношении лекарственных средств.

На Западе говорят: закон не должен быть «плохим» или «хорошим» — он должен быть устойчивым. Если закон устойчив — с ним можно работать. При решении вопросов, касающихся цен на лекарственные средства, возможен только комплексный подход! Любая односторонняя мера — «изолированный» реимбусмент, фиксация цен или введение НДС — неминуемо вызовет экономический «перекос», который повлечет за собой депрессию всего рынка. Да что там рынка — всей социальной сферы! Ведь операторы рынка — производители, дистрибьюторы, руководители аптек — в любом случае вынуждены спасать свой бизнес. Для предпринимателей самое большое зло — это быстро меняющаяся бизнес-среда. Они несут значительные расходы на то, чтобы довести препарат до потребителя, — но имеют свою устоявшуюся маржу и будут за нее бороться! А дополнительные расходы, связанные с повышением цен на медикаменты, неминуемо ложатся тяжелейшим бременем прежде всего на плечи пациента — пенсионера, инвалида, многодетной матери…

С одной стороны, в 2003 г. в Украине наблюдается относительно стабильное социально-экономическое развитие: растут показатели валового внутреннего продукта и валового национального дохода, а значит — покупательная способность населения.

С другой стороны, повышенную покупательную способность — то есть возможность приобрести не просто дорогие, но и «модные» лекарства, — имеет не более 1% украинских граждан. Люди с достаточной покупательной способностью («эмбрион среднего класса»), стремящиеся приобретать товары (в том числе и лекарства) лучшего качества, составляют сегодня не более 7% населения нашей страны. Еще порядка 3% в случае крайней необходимости могут изыскать возможность (например, с помощью родственников) приобрести назначенный врачом дорогостоящий препарат. Таким образом, приблизительно для 10% жителей Украины введение НДС, в принципе, не имело бы особого значения, но для граждан с ограниченной платежеспособностью — подавляющего большинства, около 90%! населения — стало бы сокрушительным ударом по семейному бюджету.

Накануне достаточно сложного в различных отношениях года, каким обещает быть наступающий 2004 г., было бы крайне неосмотрительно предоставить повод для социального недовольства наименее защищенной и наиболее уязвимой многочисленной группе населения. К счастью, у правительства хватило мудрости и политической воли этого не сделать…

Филипп Снегирев
Фото Евгения Чорного

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті