Отпустите юристов в отпуск–2

Месяц назад мы призывали регуляторные органы отпустить их штатных юристов в отпуск, а сегодня советуем также поступить директорам некоторых юридических компаний. В противном случае их сотрудники могут потерять профессиональное чутье и в лучшем случае начать толковать нормы законодательства не в пользу клиентов, а в худшем — заниматься открытой коррупцией. Так, например, произошло с толкованием норм Закона Украины от 20 декабря 2011 г. № 4196-VI «О внесении изменений в некоторые законы Украины в сфере здравоохранения об усилении контроля за оборотом лекарственных средств, пищевых продуктов для специального диетического потребления, функциональных пищевых продуктов и диетических добавок» (далее — закон № 4196-VI), касающихся рекламы лекарственных средств.

Отпустите юристов в отпуск–2Нормы закона № 4196-VI относительно рек­ламы лекарственных средств вступают в силу с 13 июля текущего года. Что изменится в сфере рекламы лекарственных средств? В одной из предыдущих публикаций мы знакомили наших читателей с рекомендациями специалистов относительно размещения рекламы и информации о лекарственных средствах после вступления в силу положений закона № 4196-VI. Позволим себе напомнить, о каких нормах законодательства идет речь.

Итак, с 13 июля ст. 26 Закона Украины «О лекарственных средствах» дополнена положением о том, что «информация о лекарственных средствах (в том числе препаратах, которые не зарегистрированы или находятся на стадии разработки или внедрения в производство) включает название, характеристику, лечебные свойства, возможные побочные действия и публикуется в изданиях, предназначенных для медицинских и фармацевтических работников, а также в материалах, распространяемых на специализированных семинарах, конференциях, симпозиумах по медицинской тематике». Кроме того, появится перечень лекарственных средств, запрещенных к рекламированию. Как сказано в законе, «Критерии, применяемые при определении лекарственных средств, реклама которых запрещена, утверждаются центральным органом исполнительной власти в области здравоохранения в соответствии с требованиями закона». И, наконец, в Законе Украины «О лекарственных средствах» будет продублировано положение Закона Украины «О рекламе» относительно запрета рекламы рецептурных препаратов и лекарственных средств, рекламирование которых запрещено.

Что касается ст. 21 Закона Украины «О рекламе», то некоторые ее положения в новых редакциях отразят регуляторные тенденции прошлого года — запрет использования образа врача, предупреждение о вреде самолечения, требование о необходимости консультации с врачом и т.д. Примечательно, что ч. 13 этой статьи остается неизменной: «13. Положения настоящей статьи не распространяются на рекламу лекарственных средств , медицинской техники , методов профилактики , диагностики , лечения и реабилитации , которая размещается в специализированных изданиях , предназначенных для медицинских учреждений и врачей , а также распространяется на семинарах , конференциях , симпозиумах по медицинской тематике».

Очевидной законодательной новеллой является перечень лекарственных средств, запрещенных к рекламированию, которого, кстати, в настоящее время не существует. В свою очередь, норма относительно запрета рекламы рецептурных лекарственных средств отнюдь не новая. Однако ее появление в Законе Украины «О лекарственных средствах» трактуется некоторыми уставшими юристами, давно не ходившими в отпуск, как полный запрет рекламы рецептурных препаратов, в том числе и в специализированных СМИ.

Принимая во внимание, что не ушедший вовремя в отпуск юрист опасен прежде всего для клиента своими паническими рекомендациями в духе «что не разрешено, то запрещено», мы сочли необходимым вернуться к рекомендациям специалистов относительно размещения рекламы и информации о лекарственных средствах. Те, кто пользуется опубликованными нами рекомендациями, продолжают успешно работать. А те, кто останавливается, теряют свои рыночные позиции.

Закон № 4196-VI не предусматривает существенных изменений в ст. 21 Закона Украины «О рекламе». В то же время этим законом внесены изменения в Закон Украины «О лекарственных средствах», которые определили особые правила рекламирования и распространения информации о лекарственных средствах. Изменения в Закон Украины «О лекарственных средствах», на наш взгляд, определяют две категории информации: реклама и информация о лекарственных средствах. Возможность распространения «информации о лекарственных средствах» ограничена изданиями, предназначенными для медицинских и фармацевтических работников, а также материалами, распространяемыми на специализированных семинарах, конференциях, симпозиумах по медицинской тематике.

Возникает вопрос относительно круга лиц, которые могут распространять информацию о лекарственных средствах, — это могут делать все, кому стала известна такая информация, или это отнесено к компетенции только цент­рального органа исполнительной власти в сфере здравоохранения во исполнение требований ст. 26 Закона Украины «О лекарственных средствах» по обеспечению информирования о зарегистрированных лекарственных средствах? Положения законодательства не содержат четкого ответа на этот вопрос.

По мнению авторитетных юристов, новые положения Закона Украины «О лекарственных средствах» необходимо понимать как позволяющие любому лицу распространять информацию о лекарственных средствах в изданиях, предназначенных для медицинских и фармацевтических работников, а также в материалах, распространяемых на специализированных семинарах, конференциях, симпозиумах по медицинской тематике.

Еще один вопрос касается объема информации о лекарственных средствах, публикуемой в специализированных СМИ. Измененная ст. 26 Закона Украины «О лекарственных средствах» не содержит прямого указания относительно объема и формы подачи информации о лекарственных средствах, которую следует публиковать. Поэтому, на наш взгляд, в изданиях, предназначенных для медицинских и фармацевтических работников, а также в материалах, распространяе­мых на специализированных семинарах, конференциях, симпозиумах по медицинской тематике, информация о лекарственных средствах может предоставляться не только в виде текстовых сообщений, содержащих название препарата, его характеристику, лечебные свойства, возможные побочные действия, но и с использованием других форм информации, например, графических изображений.

Вся информация о лекарственном средстве, а именно: его название, свойства, механизм действия, возможные побочные реакции, особенности применения, вид первичной и вторичной упаковок и многое-многое другое находит свое отображение в информационном блоке, представленном в виде логически связанной между собой текстовой и графической (рисунки, фотографии, схемы, торговые марки и другие объекты авторского права etc.) информации о лекарственном средстве, что облегчает ее восприятие специалистом.

Мы пошли по примеру наших европейских коллег, и теперь информация о лекарственных средствах, предназначенная для специалистов здравоохранения, будет обязательно содержать название лекарственного средства, его характеристику, данные о лечебных свойствах и возможном побочном действии. Впрочем, такие информационные блоки нам хорошо знакомы, ведь ведущие зарубежные фармацевтические компании уже давно размещают их в материалах, предназначенных для медицинских и фармацевтических работников, а также распространяемых на специализированных семинарах, конференциях, симпозиумах по медицинской тематике.

В завершение мы призываем уставших юристов прекратить «расшатывать лодку» и перевести свои усилия в более конструктивное русло, например, в летнюю жару можно поехать к морю, отправиться в лес по ягоды, грибы и, наконец, просто, пойти в сад… собирать фрукты.

Пресс-служба «Еженедельника АПТЕКА»

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Сергей 09.07.2012 12:35
юристы явно не при чем в сложившейся ситуации - оба закона написаны дебильно, а проблема в том, что обе статьи (21 ЗУ "О рекламе" и 26 ЗУ "О лекарственных средствах") списаны с европейских директив криво и без учета остальных статей этих директив, т.е. вырваны из контекста, таким образом получается непонятка и печалька. в результате все как рекламировалось так и будет рекламироваться - правоприменительная практика следует тенденциям рынка, но не букве закона, написанного коряво и нелогично.
Ирина 09.07.2012 12:16
Вопрос скорее в философско-психологической, чем в юридической плоскости: переход количества (истерических мантр некоторых не совсем востребованных юристов на тему "всё будет плохо и даже ещё хуже!") в качество: госорганы, очевидно, уже думают, как им оправдать наше "доверие" и снова "пощипать" "врагов народа" - фармацевтов. Увы, не многие понимают, что чем меньше системных знаний (в т.ч. логики: соотношения общего и частного (информация о ЛС, включает их рекламу и информацию о не зарегистрированных препаратах), тем больше готовность обо всем судить с великим апломбом и всему давать свою "экспертную оценку". Этому есть и благоприятная "почва": "аксиома" о том, что порочность властей дает универсальную индульгенцию на любую истерику, хоть она и не отличается ни познавательной, ни, тем паче, экспертной ценностью.

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*