Международный фармацевтический форум «АПТЕКИ МИРА — 2012»

День второй. 26–28 мая в Ялте — жемчужине Крыма — состоялся международный фармацевтический форум «АПТЕКИ МИРА — 2012», собравший гостей из различных уголков мира. Организаторами мероприятия выступили компании «МОРИОН» и «Агентство медицинского маркетинга» при спонсорской поддержке компании «Bayer HealthCare».

Второй день конференции был открыт сессией «Искусство выживания — кто кого выживет… Консолидация по-украински: куда будем лететь?». Разбор полетов на фармрынке не ограничился украинскими реалиями. Сессия была насыщена информацией о сопредельных рынках, чей опыт показался весьма полезным игрокам отечественной Фармы.

Международный фармацевтический форум «АПТЕКИ МИРА — 2012»О текущей ситуации на фармрынках стран СНГ и Грузии рассказала Анна Шипкова, руководитель отдела маркетинговых исследований компании «Фарм­экс­перт Аналитика и Консалтинг» (Россия).

Несмотря на то что во времена существования СССР все страны, входящие в его состав, имели более однородное пространство фармацевтических рынков как в экономическом, так и в законодательном плане, сегодня эта ситуация значительно изменилась. После распада СССР каждая страна постсоветского пространства прошла собственный путь в развитии фарм­отрасли. Кто-то ориентировался на европейскую модель, кто-то на американскую, кто-то на российскую, при этом корректируя их с учетом национальных реалий, в результате чего в настоящее время мы имеем ряд уникальных особенностей и отличий фармрынков стран постсоветского пространства, что объективно затрудняет возможность их сравнения между собой. Однако, неизменно объективными остаются цифры, характеризующие различные параметры функционирования аптечной розницы.

Одним из неотъемлемых вопросов, который решается правительством каждого из государств в области социальной политики, является регулирование фармрынка. Почти во всех государствах действуют законы с общей формулировкой в названиях «О лекарствах/О лекарственных средствах/об обращении лекарственных средств» (РФ, Украина, Беларусь, Азербайджан, Армения), в некоторых странах фармрынок регулируется более общими законодательными документами, например, в Казахстане это Кодекс РК «О здоровье народа и системе здравоохранения», в Кыргызстане — «Государственная лекарственная политика».

Также следует отметить тенденцию, характерную для большинства фармрынков стран СНГ, — правительства формируют долгосрочные программы развития системы здравоохранения («Дорожная карта» в РФ, Государственная программа развития здравоохранения «Саламатты Казахстан» на 2011–2015 гг.), в том числе национальной фармацевтической промышленности (Фарма-2020 в РФ, Госпрограмма по развитию фармпромышленности на 2011–2015 гг. в Беларуси). Целью развития фармацевтической промышленности является увеличение на рынках доли качественных отечественных лекарственных средств по доступным ценам, что снизит зависимость рынков от импортных лекарств, и возможность их экспорта за рубеж после обретения должной конкурентоспособности вследствие перехода фармпредприятий на соответствие стандартам GMP. Другим важным направлением деятельности правительств в области лекарственной политики является софинансирование лекарственного обеспечения для социально незащищенных категорий граждан.

Для реализации этих государственных программ из бюджетов выделяются значительные денежные средства. ВОЗ приводит следующие данные по объему финансирования здравоохранения в странах СНГ: самые низкие показатели расходов отмечены в Казахстане и Армении, наиболее высокие — в Грузии и Молдове. Все страны имеют расходы, при которых система здравоохранения экспертами ВОЗ признается как жизнеспособная, достигнув рекомендуемого уровня расходов в 5% ВВП. Для сравнения — в развитых странах с высоким уровнем жизни расходы на здравоохранение составляют 8–10%.

Суммарный объем розничных фармрынков стран СНГ и Грузии в ценах конечного потребления по итогам I кв. 2012 г. превысил 6 млрд дол. США, что на 14% больше, чем за аналогичный период 2011 г. Львиную долю в этом объеме — более 80% — аккумулируют рынки России, Украины и Казахстана. В долларовом эквиваленте в I кв. 2012 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года все фармрынки продемонстрировали положительную динамику розничных продаж, за исключением Беларуси на фоне значительной девальвации национальной валюты.

Важным маркером стабильности и прогнозируемости развития фармрынка является соотношение продаж импортных и отечественных препаратов. Влияние зарубежных фармкомпаний на фармрынки СНГ, в частности, на ценовую и ассортиментную политику, предопределяется структурой продаж в денежном выражении — повсеместно от 70% и более доминирует импортная продукция. Для увеличения доли отечественных препаратов в общем объеме продаж лекарственных средств правительства вводят различные преференции, например, приоритет отпуска отечественных препаратов из аптек, как это активно осуществляетс­я в Беларуси. Наиболее благоприятны­е показатели по доле отечественных лекарств на рынке отмечают для Украины с максимальной долей отечественных препаратов почти в 30%, а также России и Беларуси.Международный фармацевтический форум «АПТЕКИ МИРА — 2012»

Розничный рынок стран СНГ имеет слабую тенденцию к преобладанию рецептурных препаратов — на крупнейших фармрынках — России, Украины, Казахстана и Беларуси — доля этого сегмента в структуре розничных продаж в денежном выражении составляет 50–60%. На рынках остальных стран СНГ этот показатель выше — 65–77%. В структуре продаж Rx-препаратов лидируют средства для лечения сердечно-сосудистой системы, а среди ОТС-препаратов — средства от простуды.

Среди безрецептурных препаратов-лидеров, вошедших в топ-10 по объему розничных продаж, можно назвать Арбидол,Эссенциале, Терафлю, Нурофен, Линекс, Витрум, Анаферон, Пенталгин, Антигриппин, Но-шпа. Эти брэнды имеют значительные объемы продаж, в том числе за счет активной промоции со стороны компаний-производителей; следует отметить и схожую тенденцию в ориентации на спрос потребителей и выпуск упаковок с большим количеством таблеток/капсул, например, для Эссенциале и Линекса.

Среди препаратов рецептурной группы лидируют Актовегин, Конкор и Предуктал, а также ряд других препаратов. Важное место среди лидеров рынка занимают препараты для поддержания деятельности сердечно-сосудистой системы, стабильность продаж которых обеспечивает режим их применения — ежедневно длительными курсами.

Реклама лекарственных средств является мощным фактором, влияющим на объем продаж, вследствие чего ее активно используют компании-производители, заинтересованные в максимизации прибыли. С другой стороны, она может привести к бесконтрольному потреблению лекарственных средств и негативным последствиям для здоровья населения. На этом фоне почти во всех странах предусмотрены нормативные акты, регулирующие рекламу лекарственных средств. Например, частичный запрет рекламы безрецептурных средств в Украине или экспертиза каждого отдельного рекламного обращения в Беларуси и Казахстане с обязательным ограничением эфирного времени и наличием предупреждающих надписей, рекомендующих обратиться к врачу.

Реклама рецептурных средств чаще всего запрещена, их продвижением занимаются медицинские представители, деятельность которых в ряде стран также регулируется. Как правило, запрещены любые виды компенсации, которые могут повлиять на продвижение лекарственных средств (например в Украине, России), время визитов медпредставителей ограничено нерабочими часами, а также профильными конференциями и семинарами (в Казахстане, Кыргызстане, России).

Анализ ценовой сегментации розничных фармрынков исследуемых стран показал, что наиболее востребованной является продукция в ценовом диа­пазоне 2–20 дол. — ее доля составляет 60–80% объе­ма продаж в денежном выражении. Более дешевые лекарственные средства занимают от 9% (в Азербайджане) до 30% (в Кыргызстане), а более дорогие, 20–200 дол., — от 9% (в Молдове) до 26% (в Армении). Средняя наценка розничного звена при этом составляет от 19% (в Кыргызстане) до 40% в Грузии, что во многом определяется ценовым регулированием со стороны государства, действующим в стране.

Как правило, в каждой стране выделен перечень лекарственных средств, которым, по мнению экспертов, следует уделять особое внимание по причине их высокой социальной значимости. Зачастую на такие перечни распространяется ценовое регулирование, имеющее обязательный (как в РФ, Украине), либо рекомендательный характер (в Казахстане). В Беларуси цены на все лекарственные средства подлежат государственному регулированию в зависимости от их ценового диапазона.

При формировании цен на лекарственные средства, на которые не распространяется государственное ценовое регулирование, действуют законы свободной рыночной конкуренции, сохраняющие такую тенденцию: как правило, лекарственные средства из низкостоимостного ценового сегмента имеют более высокую совокупную торговую наценку к цене производителя, чем препараты высокостоимостного ценового сегмента.

Объективно большое значение при анализе фармрынков имеет показатель численности населения, от которого зависят размер аптечной сети и объе­м розничного рынка, определяющийся покупательной способностью населения. Одним из важных показателей является среднедушевое потреб­ление лекарственных средств на душу населения, среде­немесячный показатель которого по итогам I кв. 2012 г. составляет от 10 дол. в России (это максимальный показатель) до минимального в 3 дол., которое отмечено в Армении и Кыргызстане.

При этом численность населения, которая приходится на 1 аптеку, практически везде свидетельствует о высокой конкуренции на рынках (2,2–3,5 тыс. человек). Об оправданном уровне конкуренции можно говорить, когда этот показатель близок к 4,5 тыс. человек на 1 аптеку. Этот факт мотивирует аптечные сети использовать различные методы, позволяющие им выживать, например, развивая формат дискаунтеров. Зачастую торговая наценка в них находится на уровне 8–15%, а на отдельные позиции в определенные моменты и вовсе может иметь отрицательные значения (например с целью привлечения покупателей). Такая ситуация значительно снижает рентабельность бизнеса и в конце концов может привести к тому, что ряд сетей, использующих подобную политику, окажутся за порогом рентабельности, а выживут те из них, кто имеет возможность привлекать дополнительные инвестиции в условиях отрицательной рентабельности, а после ухода с рынка более слабых игроков, вероятно, вернутся к торговым наценкам, позволяющим получать оправданную прибыль.

Таблица 1 Ключевые параметры розничных рынков стран СНГ и Грузии
по итогам I кв. 2012 г.
Показатель Россия Украина Казахстан Беларусь Азербайджан Грузия Кыргызстан Молдова Армения
Товарооборот в денежном выражении в ценах потребления, млн дол.* 1 515,9 264,6 86,8 51,7 50,5 21,7 16,3 14,8 10,1
Товарооборот в натуральном выражении, млн упаковок* 402,3 99,8 35,3 24,2 9,7 7,5 7,5 3,9 2,5
Количество аптек, тыс.** 55,0 19,6 7,4 2,7 1,2 1,4 1,1 1,2 1,1
Численность населения, млн человек 142,9 45,6 16,5 9,5 9,1 4,5 5,5 3,6 3,3
Среднедушевое потребление, дол./человек 10,6 5,8 5,2 5,5 5,5 4,9 2,9 4,1 3,1

*Среднемесячный розничный товарооборот по итогам I кв. 2012 г. в целом по стране.
**Экспертная оценка

Источник: ЦМИ Фармэксперт — аудит розничных продаж в странах СНГ, данные аналитической системы исследования рынка «PharmXplorer»/«Фармстандарт» компании «Proxima Research»
Таблица 2 Ключевые параметры деятельности аптечных учреждений в странах СНГ и Грузии по итогам I кв. 2012 г.
Показатель Россия Украина Казахстан Беларусь Азербайджан Грузия Кыргызстан Молдова Армения
Товарооборот в денежном выражении, тыс. дол.* 27,6 11,6 11,7 18,8 41,5 16,1 14,4 12,3 9,6
Товарооборот в натуральном выражении, тыс. упаковок* 7,3 5,1 4,7 8,8 8,0 5,6 6,6 3,2 2,4
Средняя розничная наценка, % 32 25 30 24 30 40 19 30 30
Количество человек на 1 аптеку, тыс. человек 2,6 2,3 2,2 3,5 7,5 3,3 4,8 3,0 3,1
Широта ассортимента (количество SKU, тыс.)** 12,1 9,7 5,3 5,3 6,2 5,3 3,9 3,9 3,0
*Среднемесячный товарооборот по итогам I кв. 2012 г. в пересчете на одно аптечное учреждение.
**SKU — stock keeping unit, стандартная упаковка препарата.
Источник: ЦМИ Фармэксперт — аудит розничных продаж в странах СНГ
Источник: ЦМИ Фармэксперт — аудит розничных продаж в странах СНГ, данные аналитической системы исследования рынка «PharmXplorer»/«Фармстандарт» компании «Proxima Research»

Средневзвешенная стоимость 1 упаковки лекарственного средства находится на уровне 3 дол., ее низкие показатели отмечают в Кыргызстане, Беларуси и Казахстане и высокие — в Армении и Азербайджане.

Международный фармацевтический форум «АПТЕКИ МИРА — 2012»Одной из качественных характеристик фармрынка является широта аптечного ассортимента. В ряде стран в обращении на рынке отмечают менее 4 тыс. товарных позиций, в то время как в России и Украине ассортимент почти в 3 раза шире и составляет 12 тыс. и 9,7 тыс. соответственно.

Интересны показатели среднемесячного товарооборота аптек. По итогам I кв. 2012 г., среднемесячный товарооборот в денежном выражении по странам СНГ составил более 18 тыс. дол. на одну аптечную точку, а в натуральном — почти 6 тыс. упаковок, реализуемых ежемесячно 1 аптекой.

Детальную картину украинского фармрынка представил в своем докладе Сергей Ищенко, директор компании «Proxima Research». Динамика розничного рынка лекарственных средств в денежном выражении на протяжении последних 6 лет демонстрирует двузначные приросты (рисунок). Прогноз динамики рынка на 2012 г. в гривневом выражении составил около 17%. Следует обратить внимание, что по итогам I кв. 2012 г. прирост составил 12%, однако во II полугодии ожидается ускорение темпов прироста объема розничной реализации в связи с увеличением капитальных вложений в развитие инфраструктуры в преддверии «Евро–2012». Кроме того, ускорение динамики во II полугодии может быть отмечено на фоне низкого базиса для сравнения годом ранее в условиях отсутствия всплеска сезонных продаж из-за отсутствия эпидемии гриппа.

Рисунок
 Объем аптечных продаж лекарственных средств в денежном и натуральном выражении, а также долларовом эквиваленте по итогам 2005–2011 гг., а также прогноз на 2012 г.
Объем аптечных продаж лекарственных средств в денежном и натуральном выражении, а также долларовом эквиваленте по итогам 2005–2011 гг., а также прогноз на 2012 г.

В долларовом эквиваленте в 2009 г. отмечали ярко выраженное падение объема розничного рынка лекарственных средств в связи с девальвацией национальной валюты по отношению к доллару США. Впоследствии по мере стабилизации курса валют темпы прироста рынка в долларовом и гривневом выражении развивались в унисон. В текущем году прогноз динамики рынка в долларовом эквиваленте будет определяться девальвационной составляющей.

В натуральном выражении динамика розничного рынка лекарственных средств оставляет желать лучшего. Сегодня уже достигнут докризисный уровень, однако прогноз на 2012 г. неоднозначен — при умеренном развитии можно ожидать незначительного прироста на уровне 1% по сравнению с предыдущим годом, при неблагоприятном сценарии возможна угроза сокращения рынка на 4% в натуральном выражении, что может выступить началом второй волны кризиса на украинском розничном рынке лекарственных средств.

Какие факторы влияют на украинский розничный фармрынок? Погода в экономике определяется динамикой роста ВВП — в нашей стране за последние несколько месяцев прогноз его динамик был снижен с 4,7 до 3,2%, что свидетельствует о нарастании негативных тенденций. В условиях полного финансирования рынка из кармана потребителя важным фактором является динамика реального располагаемого дохода населения, которая в 2012 г. прогнозируется на уровне 7,7%. А ввиду того, что одним из ведущих драйверов роста рынка в денежном выражении является инфляция, то этому показателю также необходимо уделять значительное внимание. Так, в текущем году индекс цен промышленного производства ожидается на уровне 10,5%, а инфляции — 8%.

Наряду с вышеперечисленными существуют факторы, которые могут оказывать негативное влияни­е на рынок. В частности, ограниченная доступность к рынкам заимствования, возможное падение спроса на украинский экспорт на внешних рынках, что может сказаться на курсе валют, который в течение последнего года эксперты уже не берутся прогнозировать ввиду непредсказуемости макроэкономической и политической ситуации. Кроме того, украинский фармрынок штормят регуляторными инициативами, что также не вносит ясности в его будущее.

Объем рынка лекарственных средств определяется поступающей в него товарной массой. В кризисный период в условиях снижения покупательной способности населения сегмент внутреннего производства лекарственных средств демонстрировал опережающие темпы прироста в денежном выражении по сравнению с сегментом импорта, а в 2011 г. их динамика сравнялась — +14% в сегменте импорта и +16% производства.

В Украине активно развивается сегмент, условно названный «импорт за гривню» — зарубежные фармкомпании создают локальные предприяти­я в форме ООО, которые в качестве основной валюты при осуществлении хозяйственно-коммерческой деятельности используют гривню. Такие компании также имеют возможность взаимодействовать напрямую с аптечными сетями. По итогам 2011 г., доля сегмента «импорт за гривню» в общем объеме ввоза готовых лекарственных средств в Украину в денежном выражении достигла 38%. В рамках топ-20 зарубежных производителей лекарственных средств по объему аптечных продаж в денежном выражении половина компаний осуществляют деятельность в форме ООО.

Что касается распределения влияния между украинскими и зарубежными фармкомпания­ми на розничном рынке лекарственных средств, то в 2009–2011 гг. в денежном выражении оте­чественные компании продолжили наращивать удельный вес, тогда как в упаковках тренд в посткризисный период сменился в пользу импортной продукции. Средневзвешенная стоимость 1 упаковки препаратов отечественного производства в 4 раза ниже импортной, по итогам марта 2012 г. этот показатель составил 10 грн. для отечественных и 42 грн. для импортных препаратов.

Становление сегмента дистрибьюции на украинском фармрынке находится на этапе зрелости— обозначились ключевые игроки. Так, по итогам 2011 г., суммарный удельный вес первой пятерки украинских дистрибьюторов («БаДМ», «Оптима-Фарм», «Альба-Украина», «Фра-М», «Вента») по объему поставок лекарственных средств в аптечные сети достиг 87% общего объема продаж в денежном выражении, для сравнения в 2010 г. этот показатель составлял 71%, а в 2009 г. — 66%. Примечательно, что с регулярной периодичностью каждые 2 года рынок теряет одного из крупных игроков.

В аптечном ритейле основная доля суммарного выторга приходится на аптеки — 78%, аптечные киоски аккумулируют лишь 9% этого объема, аптечные пункты — 13%. В разрезе городов максимальный выторг из расчета на 1 аптеку отмечен для Киева и Донецка — 253 тыс. грн. в месяц, а минимальный показатель для крупного города отмечен для Львова — 116 тыс. грн.

Усредненный показатель выторга на 1 торговую точку характеризует обобщенную ситуацию на рынке, при этом важно понимать, что диапазон по этому показателю весьма широк. С. Ищенко напомнил, что в среднем по стране выторг 1 торговой точки оценивается в 116 тыс. грн. в месяц. При этом в нашей стране доля аптек с месячным выторгом более 1 млн грн. составляет лишь 1% общего количества торговых точек и 9% розничных продаж. Сегмент с выторгом 500–1000 тыс. грн. в месяц также не сильно распространен, их доля — 4%. Почти половина аптек — 46% общего количества торговых точек — сосредоточена в сегменте с выторгом 100–500 тыс. в грн. месяц. 20% приходится на аптеки с месячным выторгом 50–100 тыс. грн. и 29% — менее 50 тыс. грн.

В общем количестве торговых точек на долю мегасетей по состоянию на 01.03.2012 г. приходится 21%, а двумя годами ранее — 17%, что свидетельствует об укреплении тенденции к укрупнению аптечного ритейла.

Что касается рентабельности аптечного бизнеса, то в настоящее время этот показатель оставляет желать лучшего — менее 1%. Каковы пути повышения рентабельности аптек в сложившейся непростой финансово-экономической ситуации? Среди таковых можно выделить следующие:

  • оптимизация логистических издержек, так как сегодня логистика — самый ригидный бизнес-процесс в аптечной сети;
  • категорийный менеджмент;
  • мерчандайзинг;
  • мотивация провизоров первого стола (мотивация на продажу высокомажинального товара);
  • взаимодействие с производителями;
  • имплементация современных IT-решений.

Международный фармацевтический форум «АПТЕКИ МИРА — 2012»Пример сотрудничества больничной кассы и R&D-компании на украинском фармрынке привел Андрей Стогний, генеральный директор ООО «Глаксо­СмитКляйн Фармасьютикалс Украина». В рамках совместного проекта компании «Глаксо­СмитКляйн» в ходе реализации социальной программы «Оранж Кард» и больничной кассы Житомирской области осуществляется финансовая помощь пациентам с бронхиальной астмой и хроническими обструктивными заболеваниями легких для приобретения препарата Серетид.

Программа «Оранж Кард», основной целью которой является повышение доступности инновационных препаратов компании путем предоставления пациентам персональной скидки, стартовала в мире в 2001 г., в Украине — в 2004 г. Сегодня в программе «Оранж Кард» в Украине участвуют около 100 тыс. пациентов по препарату Серетид. «ГлаксоСмитКляйн» — лидер в лечении респираторных заболеваний, ежегодно расходуя на R&D около 4 млрд фунтов. При этом R&D — это весьма кропотливый, долговременный и затратный процесс — создание 1 инновационного препарата занимает 8–10 лет и стоит около 1 млрд дол.

Благотворительная организация «Больничная касса Житомирской области» создана в 2000 г. Основной целью данной организации является обес­печение ее членов медикаментами и изделиями медицинского назначения в медицинских учреждениях области, а также за ее пределами. Количество членов организации в настоящее время достигает почти 200 тыс. человек (15,5% населения). В 2011 г. медицинская помощь за счет больничной кассы оказывалась в 331 615 случаях (в 2010 г. — в 319 723).

Согласно предварительным результатам в совместном проекте приняли участие 66 из 82 отобранных пациентов. Затраты на их лечение (лекарства в стационаре) до проекта в 2010 г. составили 29 226 грн; затраты на Серетид для этих пациентов во время проекта — 12 520 грн. Количество обострений значительно снизилось. У 17 (26%) пациентов было 1 обострение, у 2 — 2. Лечение в стационаре (лекарства) обошлось в 3913 грн. Всего затраты на период проекта составили 16 433 грн. У 70% пациентов выявлено улучшение или стойкая ремиссия. Среди дополнительных преимуществ: уменьшение затрат на пребывание в стационаре (стоимость койко-места, оплата персонала, питание), повышение эффективности использования койко-­места, уменьшение дней нетрудоспособности, оплаты больничных, снижение инвалидизации, повышение качества жизни.

Итак, как показал опыт, реимбурсация инновационных препаратов в нашей стране возможна. Более того, внедрение системы возмещения расходов на лекарственное обеспечение в рамках, подобных данному проекту, способно реально повысить доступность препаратов в Украине для пациентов, а также подготовить платформу для внедрения реимбурсации на государственном уровне. Однако для этого необходимо привлечение дополнительных финансовых ресурсов.

Международный фармацевтический форум «АПТЕКИ МИРА — 2012»Опытом ведения аптечного бизнеса в курортном крымском регионе поделился Игорь Скиба, председатель ПК «ФНТК «АТЭК», президент Ассоциации фармацевтов Крыма, заслуженный работник здраво­охранения АР Крым. История Феодо­сийского научно-­технического кооператива «АТЭК» насчитывает более 20 лет. За эти годы аптечная сеть в Крыму открыла более 20 аптек в Феодосии, Симферополе, Старом Крыму, Ялте, Ленино. Наряду с аптечным ритейлом предприятие активно развивает оптовые поставки лекарственных средств в различные города полуострова. Отличительной особенностью аптек «АТЭК» является их индивидуальность и соответствие интерьера местным особенностям каждого уголка полуострова. Почти 90% помещений, в которых расположены аптечные учреждения «АТЭК», находятся в их собственности. Среди последних проекто­в И. Скиба отметил создание аптечного маркета площадью 400 кв. м, где широко представлены изделия медицинского назначения для ухода за тяжелобольными пациентами. Такой подход к формированию аптечного ассортимента в небольшом курортном городке избавит его жителей от необходимости приобретать товары в более крупных населенных пунктах. Кроме того, в аптеках сети «АТЭК» активно развивается экстемпоральное производство. Некоторые аптеки сети предлагают клиентам дополнительный сервис в виде консультаций врачей. А для персонала регулярно проводятся специальные тренинги с целью повышения квалификации сотрудников. Одним из главных показателей высокопрофессиональной работы является объем продаж.

P.S.

В рамках дискуссий эксперты отрасли обсудили возможности разработки механизмов возмещения стоимости лекарственных средств для населения Украины. При этом в настоящее время государство пока не берет на себя финансовые обязательства в этой сфере, а социальную функцию в рамках отдельных проектов берут на себя операторы рынка, предлагая пациентам льготные условия приобретения необходимых медикаментов.

Мнение представителя лидирующей украинской дистрибьюторской компании — Александра Суходольского , директора компании «БаДМ», относительно перспектив повышения эффективности сотрудничества между звеньями товаропроводящей цепи с учетом изменений регуляторной и макроэкономической среды, а также пути повышения рентабельности фармацевтического бизнеса в Украине наши читатели смогут узнать в следующем номере «Еженедельника АПТЕКА». 

Продолжение следует…

Анна Шибаева

С докладами конференции можно ознакомиться на сайтах www.apteka.ua и  www.morion.ua .

Комментарии

Нет комментариев к этому материалу. Прокомментируйте первым

Добавить свой

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Другие статьи раздела


Последние новости и статьи