Лицензирование медицинской практики: проблемы и риски

25 июля 2013 г. в Киеве состоялся круглый стол, посвященный вопросам лицензирования в сфере здравоохранения, в котором приняли участие представители Государственной службы Украины по вопросам регуляторной политики и развития предпринимательства (Госпредпринимательства), медицинской и юридической общественности, профильных медицинских ассоциаций, организаций по защите прав пациентов, профильных СМИ. Организатором мероприятия выступил Всеукраинский общественный союз (ВОС) «Защищенная медицина».

Открывая круглый стол, его участников поприветствовал Сергей Антонов, президент ВОС «Защищенная медицина», директор юридической компании «Центр медицинского и фармацевтического права». Он отметил, что целью встречи является обсуждение актуальных вопросов законодательства в сфере лицензирования осуществления хозяйственной деятельности по медицинской практике, а также качества оказания административных услуг профильным министерством. Подобные мероприятия будут проводиться на регулярной основе: следующий круглый стол запланирован на начало осени этого года.

18 января 2013 г. вступили в силу изменения в Лицензионные условия осуществления хозяйственной деятельности по медицинской практике (далее — Лицензионные условия), утвержденные приказом МЗ Украины от 30 ноября 2012 г. № 981. По словам выступающего, к нему поступают множественные обращения субъектов хозяйствования со всех регионов Украины о сложностях, возникших в связи с внесением изменений в вышеупомянутый документ, а также о нарушениях при проведении проверок выполнения Лицензионных условий.

Одна из основных проблем — оформление документов для получения лицензии на медицинскую практику. Так, заявителям, подав­шим документы до вступления в силу приказа МЗ от 30 ноября 2012 г. № 981, МЗ Украины настоятельно рекомендовано переоформить комплект документов с учетом новых требований, несмотря на то, что это противоречит действующему законодательству.

Также существует проблема уведомления об изменениях, произошедших у лицензиатов, а ведь такие изменения происходят достаточно часто: например, кадровые ротации, покупка нового оборудования, изменение метража помещений. Однако до сих пор не существует официально утвержденной формы уведомления, и лицензиаты направляют их в произвольной форме. В итоге значительная их часть получает отказ в приеме уведомления.

Орган лицензирования согласно законодательству обязан указать причины отказа в рассмотрении уведомления либо же в приеме документов на получение лицензии, однако разъяснения Министерства здравоохранения чрезвычайно скудны и содержат лишь номер статьи приказа, а не его отдельные пункты, которым не соответствует документация. При этом был случай, когда клиент 6 раз подавал комплект документов, и каждый раз орган лицензирования находил все новые и новые нарушения. Не предоставляются удовлетворительные разъяснения по возникающим вопросам и во время еженедельных консультаций Управления по контролю качества медицинских услуг МЗ Украины. Кроме того, во время консультаций не всегда присутствуют нужные специалисты. По мнению юриста, МЗ искусственно создает ситуацию, когда заявитель не может получить лицензию самостоятельно и вынужден обращаться к посредникам, предоставляющим услуги по получению (пере­оформлению) лицензий на медицинскую практику. При этом МЗ Украины существенно ограничило количество посредников, в связи с чем многократно повысилась стоимость их услуг.

Некоторые положения Лицензионных условий, как отметил С. Антонов, фактически невозможно выполнить. В качестве примера он привел п. 4.11: «Хирургические вмешательства осуществляются в операционных блоках, которые должны быть изолированными от всех помещений учреждения здравоохранения и иметь удобную связь с другими помещениями, отделениями анестезиологии и реанимации, палатными помещениями хирургического профиля, приемным отделением». Однако к хирургическим вмешательствам можно отнести удаление зуба, папилломы и т.д. Таким образом, операционные блоки должны быть в стоматологических кабинетах, кабинетах дерматолога. Также вызывает вопросы и п. 4.14 «Организационная структура учреждения здравоохранения должна соответствовать его виду и состоять из отделений». Однако есть субъекты хозяйствования, которые не могут выполнить данное условие: о каком отделении может идти речь, например, в стоматологическом кабинете?

С. Антонов заявил, что таких несоответствий в документе можно насчитать около нескольких десятков. Во время общественного обсуждения проекта изменений в Лицензионные условия он неоднократно направлял свои предложения, однако они так и не были учтены.

Как отметил Станислав Лурье, заместитель начальника управления лицензирования в сфере хозяйственной деятельности Госпредпринимательства, кроме направления замечаний разработчику нормативного акта, их необходимо было направлять и в Госпредпринимательства. Что касается нарушений при проведении проверок выполнения Лицензионных условий, то, по его словам, в Экспертно-апелляционный совет такие обращения не поступали. Для осуществления надлежащей государственной политики необходимо соблюдение баланса интересов общества, государства и бизнеса. И поэтому для Госпредпринимательсва чрезвычайно важна обратная связь с бизнесом, которая достаточно успешно налажена в других отраслях, например фармации.

По словам С. Антонова, большинство лицензиатов боятся напрямую отстаивать свои интересы, поэтому и был создан ВОС «Защищенная медицина», цель которого — определение и реализация эффективных юридических и иных способов и методов защиты интересов и прав участников правоотношений в сфере здравоохранения и осуществления хозяйственной деятельности в медицинской отрасли.

Как проинформировала Елена Прудникова, председатель Николаевской областной фармацевтической ассоциации «ФармРада», обращение в Экспертно-апелляционный совет Гос­предпринимательства является действенным механизмом для оспаривания решения органа лицензирования, который уже эффективно использует фармацевтический рынок. Она также посоветовала представителям медицинской общественности письменно обратиться в Гос­предпринимательства с просьбой о проведении внеплановой проверки деятельности органа лицензирования с указанием всех нарушений с его стороны, которые были отмечены в процессе получения лицензии, а также при проведении плановых и внеплановых проверок.

Подводя итоги круглого стола, присутствующие отметили, что сегодня в Украине существуют действенные правовые механизмы влияния на государственные органы, однако большинство субъектов хозяйствования, осуществляющих медицинскую практику, ими не пользуются. Профильным ассоциациям и СМИ необходимо активно обращать внимание медицинской общественности на способы влияния на чиновников, а также освещать примеры успешной защиты своих прав. С. Антонов подчеркнул, что в рамках ВОС «Защищенная медицина» планируется создать юридический совет, который будет отслеживать нарушения действующего законодательства в сфере здравоохранения.

Анна Бармина,
фото Сергея Бека
Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті