Регулирование наценок в Украине на фоне европейских подходов

Не покладая рук, трудятся регуляторы фармацевтического рынка Украины, очередной раз пытаясь усилить регуляторное давление на сегмент розничной реализации лекарственных средств. Во время заседания 2 июля 2014 г. правительство приняло решение о необходимости введения государственного регулирования розничных надбавок на лекарственные средства отечественного производства, оптово-отпускная цена которых ниже 12 грн. за одну упаковку. Правительство поручило отработать этот вопрос заинтересованным министерствам и ведомствам и подготовить соответствующий документ к рассмотрению на следующем заседании Кабинета Министров Украины. В этой публикации мы проанализируем розничные наценки в данном сегменте препаратов, а также рассмотрим вопросы регулирования розничных наценок в странах ЕС. При подготовке материала использованы данные аналитической системы исследования рынка «PharmXplorer»/«Фармстандарт» компании «Proxima Research».

Правительственная инициатива

Напомним, что сегодня согласно постановлению КМУ от 17 октября 2008 г. № 955 «О мерах по стабилизации цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения» дифференцированные розничные наценки установлены на лекарственные средства и изделия медицинского назначения, включенные в Национальный перечень основных лекарственных средств и изделий медицинского назначения (кроме наркотических, психотропных лекарственных средств, прекурсоров и медицинских газов) и обязательный минимальный ассортимент (социально ориентированных) лекарственных средств и изделий медицинского назначения для аптечных учреждений, установленный Министерством здравоохранения Украины.

Для данных препаратов и изделий медицинского назначения установлен единый уровень снабженческо-сбытовой надбавки в размере 10% и дифференцированные розничные наценки от 10 до 25% в зависимости от их оптово-отпускной цены.

При этом лекарственные средства и изделия медицинского назначения отечественного производства, оптово-отпускная цена которых ниже 12 грн. за одну упаковку, не подлежат государственному регулированию, за исключением тех, которые закупаются за счет средств государственного и местных бюджетов.

Однако во время заседания 2 июля 2014 г. правительство приняло решение регулировать наценки и на этот сегмент лекарственных средств. Так, согласно решению КМУ розничная надбавка на лекарственные средства отечественного производства, оптово-отпускная цена которых ниже 12 грн. за одну упаковку, не должна превышать 35%.

Анализ динамики розничной наценки показал, что за период с января 2013 по март 2014 г. средняя розничная наценка в сегменте отечественных препаратов, оптово-отпускная цена которых ниже 12 грн. за одну упаковку, находилась на уровне 22,3%. В то же время средняя наценка по рынку в этот же период составляла 20,8% (рис. 1). Таким образом, розничная наценка на препараты, оптово-отпускная цена которых ниже 12 грн. за одну упаковку, всего на 1,5% превышает общерыночный показатель.

Рис. 1
 Динамика общерыночной розничной наценки и розничной наценки препаратов отечественного производства, оптовая цена которых ниже 12 грн. за одну упаковку
Динамика общерыночной розничной наценки и розничной наценки препаратов отечественного производства, оптовая цена которых ниже 12 грн. за одну упаковку

При этом важно понимать, что наценка 20,8% для препаратов цена на которые, к примеру, составляет 100 грн. за одну упаковку, повышает его стоимость на 20,8 грн., а наценка 23,8% для препарата стоимостью 10 грн. за одну упаковку повышает его стоимость на 2,38 грн.

С апреля 2014 г. фиксируется увеличение розничных наценок, обусловленное введением с 1 апреля 2014 г. 7% ставки НДС на лекарственные средства. Но даже если наценка на препараты стоимостью до 12 грн. будет выше предлагаемой Правительством, то это не так существенно отразится на их экономической доступности, как на доступности более дорогих лекарственных средств.

Данный факт подтверждает анализ потребления препаратов отечественного производства, оптово-отпускная цена которых ниже 12 грн. за одну упаковку. Так, доля таких лекарственных средств в общем объеме рынка перманентно увеличивается и составляет около 1/3 всех реализуемых на украинском фармацевтическом рынке препаратов в натуральном выражении, в то же время их удельный вес в общем объеме аптечной выручки находится на уровне 6% (рис. 2 и 3).

Рис. 2
 Удельный вес розничной реализации препаратов отечественного производства, оптовая цена которых ниже 12 грн. за одну упаковку, в общем объеме рынка лекарственных средств в натуральном выражении
Удельный вес розничной реализации препаратов отечественного производства, оптовая цена которых ниже 12 грн. за одну упаковку, в общем объеме рынка лекарственных средств в натуральном выражении
Рис. 3
 Удельный вес розничной реализации препаратов отечественного производства, оптовая цена которых ниже 12 грн. за одну упаковку, в общем объеме рынка лекарственных средств в денежном выражении
Удельный вес розничной реализации препаратов отечественного производства, оптовая цена которых ниже 12 грн. за одну упаковку, в общем объеме рынка лекарственных средств в денежном выражении

Исходя из этого, можно сделать вывод, лекарственные средства, стоимость которых ниже 12 грн. за одну упаковку прекрасно чувствуют себя и без регулирования.

По мнению экспертов фармацевтического рынка, регуляторам необходимо отойти от дифференцированных наценок и установить единый уровень розничной наценки — 25% без учета НДС, поскольку в высококонкурентном розничном сегменте фармацевтического рынка размер надбавки эффективно регулируется рыночными механизмами. Также, по их мнению, необходимо повысить ценовой порог лекарственных средств, не подлежащих государственному регулированию цен, с 12 до 18 грн. за одну упаковку. Данная инициатива связана с девальвацией гривни, поскольку до начала девальвационных процессов 12 грн. соответствовало около 1,5 дол. США, то сегодня эквивалент 1,5 дол. составляет около 18 грн.

Помимо этого, экспертами фармацевтического рынка предлагается обсудить вопрос введения стоимости обслуживания аптекой одного рецепта, что соответствует практике некоторых европейских стран, где установлен фиксированный уровень компенсации аптечному учреждению за обслуживание одного рецепта. Она занимает существенную долю в общем объеме дохода аптечных учреждений.

Итоги

Правительство Украины вновь намерено повысить регуляторную нагрузку на и без того зарегулированном фармацевтическом рынке. На повестке дня стоит вопрос о введении фиксированной наценки — до 35% на препараты отечественного производства, оптово-отпускная цена которых ниже 12 грн. за одну упаковку.

Введение данной регуляторной нормы никак не повлияет на существующую на рынке ситуацию. Правительству стоит обсудить вопрос о введении стоимости обслуживания аптекой одного рецепта этих препаратов, а не регулирования наценок на них.

Такой подход обеспечит дополнительную мотивацию аптечным учреждениям реализовывать низкостоимостные и, соответственно, низкомаржинальные препараты. Регулирование ради регулирования едва ли можно назвать европейским подходом.

P.P.S.

Любые регуляции цен и наценок на лекарственные средства с моральной точки зрения можно предлагать только после того, как представители экономического блока правительства публично извинятся за введение НДС на лекарственные средства.

Регулирование прибыли розничного сегмента в ЕС — совсем не как у нас

Регулированию цен на лекарственные средства в экономически развитых странах уделяется значительное внимание. Это связано с участием государства и частных плательщиков (страховых компаний) в расходах на лекарственные средства.

Для того чтобы эффективно управлять бюджетом в сфере здравоохранения, компетентные органы предпринимают различные подходы к ценовому регулированию. Важно отметить, что согласно рекомендациям Еврокомиссии регулирование цен может применяться на лекарственные средства, включенные в систему реимбурсации.

Регулирование расходов на лекарственные средства, подлежащие реимбурсации, включает ряд подходов. В частности, это политика сравнения цен (внешнее и внутреннее реферирование), сдерживание цен, стимулирование потребления генериков, регулирование оптовых и розничных наценок и др.

В ЕС всего лишь 2 страны регулируют розничные наценки в сегменте нереимбурсируемых препаратов — это Мальта и Кипр. Во всех остальных странах — членах ЕС розничные наценки применяются в сегменте лекарственных средств, подлежащих реимбурсации. При этом в Великобритании розничные наценки вообще не регулируются на законодательном уровне.

В странах — членах ЕС, как правило, устанавливают розничные наценки 3 типов: регрессивная, линейная или рассчитанная на основании стоимости фармацевтической услуги. Регрессивная наценка применяется в зависимости от цены производителя — чем выше цена, тем ниже наценка.

В большинстве стран используют регрессивные наценки. Зачастую в ЕС устанавливается 4 или менее групп дифференцированных розничных наценок. В двух странах (Польша и Австрия) используют 10 или более уровней розничных наценок на лекарственные средства.

В некоторых государствах — членах ЕС в случае приобретения лекарственного средства пациентом в частном порядке (вне системы страхования) применяется более высокая розничная наценка. Например, в Австрии такая добавочная наценка составляет 15% от розничной цены в аптеке. В таких государствах, как Франция, Финляндия, Нидерланды, Словения, Словакия и Великобритания, при внестраховом отпуске лекарственных средств к стоимости упаковки добавляется дополнительный фиксированный сбор (0,48–7,28 евро).

Важно обратить внимание на тот факт, что розничные наценки — не единственная статья доходов аптек в ЕС. В ряде государств — членов ЕС значимую долю дохода аптек составляют фиксированные гонорары за обслуживание рецепта, которые прибавляются к розничной наценке.

В странах ЕС существуют системы дополнительного финансового вознаграждения аптек. В частности, в Бельгии аптеки получают гонорары за обслуживание рецептов на фиксированном уровне (3,88 евро), пациенты платят дополнительный сбор за выписывание рецепта по международному непатентованному наименованию (1,19 евро). В то же время, в случае если цена реимбурсации отличается от фактической цены, бельгийские пациенты доплачивают разницу, но не более 10,8 евро.

В других странах установлен дифференцированный уровень вознаграждения за обслуживания рецепта. Так, в Эстонии аптеки получают гонорар за обслуживание рецептов на препараты, стоимость которых ниже 1,28 евро и выше 44,74 евро. За отпуск препаратов, закупочная цена которых находится в пределах 1,28–44,74 евро, аптеки не получают дополнительного вознаграждения.

В Ирландии применяется совершенно другая схема: уровень дополнительного вознаграждения, который получает аптека, зависит от количества реализуемых в месяц упаковок препаратов.

В некоторых странах (Франция) розничные наценки устанавливают таким образом, чтобы маржинальный доход аптеки от реализации генериков находился на том же уровне, что и при отпуске оригинального (высокостоимостного) препарата.

P.S.

Регулирование розничных наценок в большинстве стран — членов ЕС применяется в сегменте лекарственных средств, включенных в национальные системы медицинского страхования и реимбурсации.

Важно обратить внимание на тот факт, что в ЕС существуют системы дополнительного вознаграждения аптечных учреждений за обслуживание рецептов. Причем это составляет значимую долю в общем доходе аптек ЕС.

Денис Кирсанов,
Галина Галковская

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Дмитрий 19.11.2017 12:40
Винница. Гонты 19 аптека которой поставщик Оптима ФАРМ ЛТД. Делает наценку в 39%

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті