Харьковщина фармацевтическая: проблемы, решения, достижения

Харьковская область — один из ведущих регионов, оказывающих существенное влияние на фармацевтический рынок Украины. Уже несколько лет функционирует Фармацевтическое управление Харьковской областной государственной администрации, которое является местным органом государственной власти и осуществляет региональную политику в сфере фармацевтической деятельности и обеспечения населения лекарственными средствами. О проблемах фармацевтической отрасли региона рассказывает начальник Фармацевтического управления Харьковской государственной областной администрации Виктория Казакова.

Виктория Казакова, начальник Фармацевтического управления Харьковской государственной областной администрации

Фармацевтическое управление в своей работе использует механизмы государственного регулирования и взаимодействия с отраслевым министерством, центральными и местными органами исполнительной власти. Опыт Харьковского региона как одного из лидирующих по уровню потенциала всех составляющих отрасли свидетельствует о необходимости государственного управления фармацевтической деятельностью, а также о востребованности региональных структур, наделенных полномочиями государственного управления. Реализовывать государственную политику в фармацевтической отрасли в регионах Украины практически невозможно без стабильной государственной стратегии. Поэтому сложно переоценить вклад Государственной службы лекарственных средств и изделий медицинского назначения в развитие и реализацию системных государственных подходов в регулировании фармацевтической деятельности.

ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ СЕКТОР ХАРЬКОВСКОГО РЕГИОНА

Харьковский регион отличается от других концентрацией всех составляющих фармацевтической отрасли (образование, наука, производство и реализация фармацевтической продукции), что позволяет комплексно решать отраслевые задачи, и является одним из флагманов фармации. Назову наиболее актуальные проблемы, возникающие в работе регионального сектора производства и реализации лекарственных средств.

Фармацевтическая промышленность

Цивилизованная рыночная конкуренция — двигатель развития любой индустрии. Считаем, что государственным органам необходимо определить экономическую и социальную приоритетность фармации как стратегической составляющей сферы здравоохранения. Необходима государственная поддержка предприятий, производящих лекарственные средства, которая может быть реализована посредством:

· системы дотаций или привлечения инвестиций;

· бюджетных ассигнований через государственные заказы.

Но оба варианта только декларируются. Создание благоприятных условий для функционирования отечественного производителя на национальном фармацевтическом рынке включает соблюдение приоритетов по внесению отечественных препаратов в национальный «Перечень основных лекарственных препаратов», государственные закупки, а также цивилизованное ограничение импорта путем повышения таможенных пошлин и введения сертификации для импортной продукции, пересмотр системы регистрации.

Отсутствие государственной «ассортиментной политики», универсальных, централизованных фармакоэкономических подходов к применению лекарственных препаратов — основная причина дублирования продукции и внутренней конкурентной борьбы. Государственное регулирование данной отрасли должно быть направлено на создание мобильной государственной формулярной системы.

Государственное управление должно основываться на стимулировании инновационно-активных предприятий путем поддержки отечественной науки как через схему либерализации процедуры регистрации оригинальных отечественных разработок, так и через информационную поддержку (доступность информации — менее финансово-затратный механизм для государства). В регионе оправдал себя специальный режим инвестиционной деятельности, предусматривающий льготы по налогообложению, по ввозным пошлинам для сырья и оборудования, в рамках которого успешно действуют 3 предприятия отрасли.

Реализация лекарственных средств

Об эффективности фармации население во многом судит по деятельности данного сектора. Актуальными проблемами системы реализации на сегодняшний день являются неупорядоченные отношения государства и субъекта хозяйствования, а также нецивилизованные рыночные отношения между субъектами.

Законодателям необходимо четко определить, являются ли аптеки учреждениями здравоохранения или же предприятиями торговли, основная цель деятельности которых — получение прибыли. Сочетать эти понятия сложно, точнее невозможно. Выполняя экономически невыгодные (проще — убыточные) социальные программы в качестве субъектов здравоохранения, аптеки должны иметь право на государственную дотацию и обеспечение условий для выживания в современной экономической ситуации. Именно выполнение затратных социальных программ (обслуживание по бесплатным и льготным рецептам, участие в обороте наркотических средств и психотропных препаратов, изготовление медикаментов по рецептам врачей) позволяет аптеке называться учреждением здравоохранения, а не точкой торговли, которую можно продать и купить, как пивной ларек. Отказываясь (как предприятия торговли) от затратных социальных программ, аптеки фактически утрачивают статус учреждения социальной сферы и выполняют только экономические задачи. Не решая данную проблему, государство загоняет в тупик и себя, и систему, поскольку социальные функции для аптек никто не отменял, бюджетные ассигнования для обеспечения социально незащищенных категорий населения стабильно ограничены, система государственного медицинского страхования находится на стадии разработки. Аптеки вынуждены отказываться от обслуживания льготного контингента, от участия в обороте наркотических средств и психотропных препаратов, от экстемпорального производства вследствие экономической несостоятельности такой социальной нагрузки. Необходимо выработать государственный подход к аптеке как к учреждению здравоохранения и предоставить ей льготы как субъекту данной сферы или создать экономические предпосылки для работы в социальном направлении. Мы попытались внедрить это в региональный социальный проект по льготному отпуску лекарственных средств харьковского производства.

Разработка и внедрение современных стандартов обеспечения населения в аптечных и  лечебно-профилактических учреждениях

Ведение цивилизованных правил фармацевтической практики регулируемого рынка невозможно без одноименного норматива. Необходимо пересмотреть известные постановления Кабинета Министов Украины № 40 и № 447. Совершенствовать подобные государственные законодательные нормативные акты на уровне региона невозможно. К проблеме оптимизации функционирования аптечной сети в Харьковском регионе мы подошли с учетом экономических и социальных критериев деятельности аптечного учреждения.

Перечень проблем можно продолжить, но одна из главных — возможность оперативного и эффективного решения отраслевых задач государственного уровня. Представляется целесообразным решить эту проблему посредством создания действенной вертикали Государственной службы — таких отраслевых региональных органов, наделенных государственными полномочиями, которые могли бы не только выявлять, но и полноправно решать на местах данные проблемы.

РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО СЕКТОРА ХАРЬКОВСКОГО РЕГИОНА В 2003 г.

Производственные предприятия

Производственные предприятия фармацевтической отрасли на сегодня являются одними из наиболее динамично развивающихся субъектов общегосударственного рынка товаров и услуг. Так, по результатам 2003 г. региональные производители лекарственных средств и изделий медицинского назначения выпустили продукции на 12,4% больше (здесь и далее приведены относительные показатели в денежном выражении), чем в 2002 г. (рисунок). По сравнению с предыдущим годом наибольшего увеличения объемов производства достигли ООО «Микрофарм», ООО «НПФК «Эйм», ЗАО «Лекхим-Харьков», ГП «Завод химических реактивов», ООО «Фармацевтическая компания «Здоровье».

kazakova_graf.gif (4522 bytes)

Рисунок. Динамика объемов производства фармацевтической продукции предприятий Харьковской области

Необходимо отметить повышение спроса на медикаменты региональных товаропроизводителей, что подтверждает увеличение объемов реализации произведенной продукции по региону на 31,4%.

Объем экспорта фармацевтической продукции в 2003 г. на 37,3% превысил показатели 2002 г. Региональные лидеры-экспортеры: АО «Стома», ООО «Фармацевтическая компания «Здоровье», ХГФП «Здоровье народа», ДП «Опытный завод «ГНЦЛС», ГП «Завод химических реактивов», ООО «Микрофарм», ОАО «ХФЗ «Красная Звезда».

В 2003 г. фармацевтические предприятия Харьковского региона внесли в бюджеты всех уровней на 3% средств больше, чем в 2002 г. Освоено инвестиций на 67,1% больше, из них на инновационную деятельность направлено на 39% больше, чем в 2002 г.

Сумма затрат на ремонт и модернизацию оборудования в 2003 г. в 2,7 раза превысила аналогичный показатель предыдущего года.

Затраты, связанные с маркетинговыми исследованиями, практически в 2 раза превысили таковые в 2002 г. Это свидетельствует об активизации данного направления деятельности фармацевтических предприятий.

Увеличение в 2 раза затрат на разработку новых препаратов позволило расширить номенклатурный ряд на 6% по сравнению с 2002 г., а также увеличить долю оригинальных лекарственных препаратов с 14% в 2002 г. до 15% в 2003 г.

За 2003 г. товаропроизводители фармацевтической продукции освоили 35 новых препаратов, 30 из них введены в производство. На 2004 г. предприятия запланировали внедрение 54 дополнительных наименований лекарственных средств.

Общая динамика показателей финансово-хозяйственной деятельности отражает экономическую эффективность, социальную востребованность и перспективность развития фармацевтических предприятий области.

Предприятия оптово-розничной реализации

Для фармации 2003 г. стал периодом стремительных изменений, серьезных испытаний, а также реализации потенциальных возможностей развития данного сектора экономики. Не являются исключением (а скорее стали примером) предприятия коммунального сектора.

Несмотря на неопределенность и высокий уровень риска, обусловленного напряженностью социально-экономической обстановки, работа коммунального сектора была скоординирована таким образом, что это позволило выявить полную несостоятельность ведения финансово-хозяйственной деятельности отдельных субъектов с одной стороны, а также усилить деловую активность и обеспечить административную поддержку прогрессивных предприятий.

Изменения в менеджменте дали результаты уже в 2003 г., а именно:

1. Объем товарооборота по розничной коммунальной сети г. Харькова и области увеличился на 4,7% по сравнению с предыдущим годом, в том числе розничного — на 3,4%, оптового — на 14%.

2. Средняя нагрузка на одного сотрудника, занятого в сфере реализации фармацевтической продукции, по результатам 2003 г. возросла на 6,8%: по аптекам города — на 3,6%, по аптекам области — на 15,3% (итого — на 11,9%); по ГОРП «Областной аптечный склад» (включая аптеки) — на 2,7%: аптеки склада — на 10,1%, однако оптовое звено ГОРП «Областной аптечный склад» сократило нагрузку на одного работающего на 0,5%.

3. Бюджетное финансирование здравоохранения области в 2003 г. было увеличено на 23%, но по коммунальному сектору отпуск по бесплатным рецептам уменьшился на 0,9%: по аптекам города и области — на 6,8% (в том числе по аптекам города — на 15,3%, по аптекам области — на 5,7%), однако по аптекам ГОРП «Областной аптечный склад» увеличилось привлечение бюджетного финансирования: объем отпуска по бесплатным рецептам — на 12,3% (таблица).

Таблица

Некоторые показатели деятельности розничного сегмента Харьковской области в 2003 г.

?

Изменение нагрузки на  одного занятого в сфере реализации ЛС, %

Динамика объемов отпуска ЛС по бесплатным рецептам, %

Сеть в целом, в т.ч.:
аптеки города и области
аптеки города
аптеки области

6,8
11,9
3,6
15,3

-0,9
-6,8
-15,3
-5,7

ГОРП «Областной аптечный склад», в т.ч.:
оптовое звено
розничное звено

2,7

-0,5
10,1

?


– 12,3

4. Активизация деятельности предприятий сферы реализации в работе с ассортиментом, трактуемая управлением, направленность на рынок и на отдельно взятого потребителя позволили коммунальным аптечным учреждениям города и области сократить оборачиваемость на 5,3% (в том числе по аптекам области — на 9%).

5. Повышение деловой активности на фармацевтическом рынке региона обусловило положительные изменения в структуре кредиторской и дебиторской задолженностей предприятий сферы реализации, а именно: кредиторская задолженность в целом уменьшилась на 12%; дебиторская — на 31,3%.

Вышеизложенное свидетельствует о значительных резервах коммунальных предприятий сферы реализации, обеспечение эффективной экономической и социальной деятельности которых — основная задача Фармацевтического управления, являющаяся приоритетной на 2004 г.

Устойчивые положительные тенденции развития коммунальной аптечной сети свидетельствуют не только о социальной востребованности государственного фармацевтического сектора, но и об экономической состоятельности и потенциальных возможностях коммунальных аптек в условиях современных рыночных отношений.?n

Николай Холоденко, фото Евгения Чорного

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті