Начинаем шагать вперед? Аптечные продажи: май 2006 г.

Практически для любого нашего соотечественника покупка лекарств в аптеке почти так же привычна, как, например, хлеба или молока — в гастрономе. Розничные продажи фарм­продукции в мае 2006 г. красноречиво свидетельствуют о том, что спрос на товары «аптечной корзины» неустанно и уверенно повышается. Вместе с тем, в связи с изменением благосостояния отечественного потребителя эволюционирует и характер спроса. В сознании современных покупателей качество и эффективность препаратов настойчиво теснят такое понятие, как «ценовая доступность». При этом естественным желанием любого производителя является максимальное соответствие существующему уровню и характеру спроса. Однако, как свидетельствуют результаты наших исследований, пути и средства достижения этого соответствия у разных производителей могут кардинально отличаться, равно как и их результативность. При подготовке материала использованы данные аналитической системы исследования рынка «Фармстандарт» компании «Морион».

Общий объем рынка аптечных продаж в мае 2006 г. составил 773,4 млн грн. и 161,3 млн упаковок, что оказалось выше показателя аналогичного периода предыдущего года на 46,5% в денежном и 29,9% в натуральном выражении (табл. 1). Причем прирост объема продаж отмечали во всех категориях «аптечной корзины». Особого внимания в этом отношении заслуживает косметика, по которой был отмечен прирост продаж, ощутимо превышающий таковой остальных категорий. Этим объясняется увеличение удельного веса косметики в общем объеме продаж товаров «аптечной корзины» на 0,7% в денежном и 0,6% в натуральном выражении по сравнению с маем 2005 г. При этом косметика в течение последних двух лет остается самой дорогой категорией в пересчете на стоимость 1 упаковки (рис. 1). Тем не менее, максимальный прирост средневзвешенной розничной стоимости в исследуемый период был зафиксирован по БАД и ЛС. Отметим, что развитие сегмента продаж БАД в мае 2006 г. имеет, по крайней мере, одно существенное отличие от прошлогоднего — прирост продаж здесь происходит в значительной степени за счет увеличения удельного веса относительно дорогой продукции, тогда как в мае 2005 г. наблюдалась прямо противоположная ситуация.

Таблица 1
Объем аптечных продаж по категориям товаров в мае 2004–2006 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом

Май, год

Млн грн.

Удельный вес категории, %

D, %

Млн упак.

Удельный вес категории, %

D, %

ЛС

2004

332,9

86,5

68,7

67,7

2005

458,6

86,9

37,8

83,1

66,9

21,0

2006

666,7

86,2

45,4

106,3

65,9

28,0

ИМН

2004

35,0

9,1

30,4

29,9

2005

45,3

8,6

29,5

37,6

30,2

23,7

2006

64,9

8,4

43,2

49,3

30,6

31,3

Косметика

2004

9,6

2,5

1,3

1,3

2005

13,3

2,5

38,6

1,7

1,3

23,0

2006

24,7

3,2

85,2

3,0

1,9

82,2

БАД

2004

7,5

2,0

1,0

1,0

2005

10,6

2,0

40,3

1,9

1,5

87,7

2006

17,1

2,2

61,7

2,6

1,6

39,7

ВСЕГО

2004

385,0

101,4

2005

527,8

37,1

124,2

22,5

2006

773,4

46,5

161,3

29,9

Таблица 2
Объем аптечных продаж в денежном выражении по категориям товаров зарубежного и отечественного производства в мае 2004–2006 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом

Май, год

Товары зарубежного производства

Товары отечественного производства

Млн грн.

Удельный вес в категории, %

D, %

Млн грн.

Удельный вес в категории, %

D, %

ЛС

2004

235,3

70,7

97,5

29,3

2005

329,6

71,9

40,0

129,0

28,1

32,2

2006

485,0

72,7

47,2

181,7

27,3

40,9

ИМН

2004

22,1

63,3

12,8

36,7

2005

29,2

64,4

31,9

16,1

35,6

25,6

2006

44,5

68,6

52,5

20,4

31,4

26,4

Косметика

2004

6,7

69,5

2,9

30,5

2005

9,1

68,0

35,7

4,3

32,0

45,4

2006

17,0

69,1

88,0

7,6

30,9

79,1

БАД

2004

3,8

50,7

3,7

49,3

2005

5,4

50,8

40,3

5,2

49,2

40,2

2006

8,6

50,3

60,4

8,5

49,7

63,1

ВСЕГО

2004

268,0

69,6

117,0

30,4

2005

373,2

70,7

39,3

154,6

29,3

32,1

2006

555,2

71,8

48,8

218,2

28,2

41,2

Таблица 3
Объем аптечных продаж в натуральном выражении по категориям товаров зарубежного и отечественного производства в мае 2004– 2006 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом

Май, год

Товары зарубежного производства

Товары отечественного производства

Млн упаковок

Удельный вес в категории, %

D, %

Млн упаковок

Удельный вес в категории, %

D, %

ЛС

2004

17,5

25,5

51,2

74,5

2005

23,3

28,1

33,5

59,7

71,9

16,7

2006

33,3

31,4

42,8

73,0

68,6

22,2

ИМН

2004

15,5

51,2

14,8

48,8

2005

17,1

45,4

9,7

20,5

54,6

38,3

2006

25,6

51,9

50,1

23,7

48,1

15,6

Косметика

2004

0,6

43,0

0,8

57,0

2005

0,6

37,8

8,3

1,0

62,2

34,2

2006

1,2

41,4

99,5

1,8

58,6

71,7

БАД

2004

0,2

21,9

0,8

78,1

2005

0,5

26,8

129,8

1,4

73,2

75,9

2006

0,7

25,0

30,2

2,0

75,0

43,2

ВСЕГО

2004

33,8

33,4

67,6

66,6

2005

41,5

33,4

22,8

82,7

66,6

22,3

2006

60,9

37,7

46,5

100,4

62,3

21,5

Таблица 4
Объем аптечных продаж ЛС по ценовым нишам в мае 2004–2006 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом

Май, год

Млн грн.

Удельный вес ниши, %

D, %

Млн упаковок

Удельный вес ниши, %

D, %

Низкостоимостная

2004

70,6

21,2

52,8

76,8

2005

88,4

19,3

25,3

61,6

74,2

16,8

2006

118,0

17,7

33,5

74,4

69,9

20,7

Среднестоимостная

2004

143,5

43,1

13,5

19,7

2005

209,0

45,6

45,6

18,4

22,1

36,2

2006

298,1

44,7

42,6

26,7

25,1

45,2

Высокостоимостная

2004

118,8

35,7

2,4

3,5

2005

161,2

35,1

35,7

3,1

3,7

26,9

2006

250,7

37,6

55,5

5,3

5,0

71,1

ВСЕГО

2004

332,9

68,7

2005

458,6

37,8

83,1

21,0

2006

666,7

45,4

106,3

28,0

Удельный вес ЛС несколько сократился как в денежном, так и в натуральном выражении, но при этом однозначно остался наибольшим и определяющим. Уменьшение доли, очевидно, не помешало этой категории товаров традиционно обусловить направление развития всего исследуемого сегмента рынка в целом. Объем продаж ЛС в мае 2006 г. составил 666,7 млн грн. и 106,3 млн упаковок, превысив аналогичные показатели мая прошлого года на 45,4 и 28,0% в денежном и натуральном выражении соответственно. Заслуживает внимания ощутимая разница приростов двух основных объемных показателей, обусловившая существенное повышение средневзвешенной розничной стоимости в исследуемый период. Однако в сегменте ЛС подобное положение вещей является вполне естественным, и майские данные представляют собой лишь логическое продолжение наиболее ярких тенденций розничного рынка. Явным подтверждением этого факта является динамика продаж ЛС в 2006 г., характеризующаяся показателями прироста в денежном выражении, ежемесячно опережающими таковые в натуральном (рис. 2–3). При этом увеличение объемов реализации в текущем году происходит гораздо стремительнее, чем в предыдущем.

Исследование предыдущих периодов неоднократно подтверждало наличие двух разных стратегических подходов (отечественного и зарубежного) в отношении формирования товарного ассортимента и ценовой политики. Причем наши читатели имели возможность убедиться, что оба подхода были продиктованы велением времени (в соответствии с изменившимся характером спроса). По итогам первых 5 мес текущего года уже можно с уверенностью говорить о том, что украинский розничный рынок в реалиях 2006 г. пока что не является монолитной системой и имеет два лица. Интересно, что отличие используемых стратегий обусловлено, в первую очередь, неодинаковыми исходными условиями. Исторически сложилось так, что когда наметилась тенденция к переориентации предпочтений потребителя на более дорогие товары, ценовая структура зарубежных производителей в основном соответствовала заявленному уровню спроса и не потребовала от них кардинального реформирования. В то же время отечественные компании столкнулись с необходимостью прилагать значительные усилия, направленные на реструктуризацию продуктового портфеля, за эволюциями которого мы наблюдаем и по сей день. Очевидно, этим объясняется и то, что в мае 2006 г. прирост продаж отечественных ЛС в денежном выражении почти вдвое превысил таковой в натуральном, тогда как по зарубежным ЛС оба показателя находились практически на одном уровне (табл. 2–3).

Рис. 1. Средневзвешенная стоимость 1 упаковки некоторых составляющих «аптечной корзины» по итогам мая 2004–2006 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом

Рис. 1. Средневзвешенная стоимость 1 упаковки некоторых составляющих «аптечной корзины» по итогам мая 2004–2006 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом
Рис. 2. Динамика объема розничных продаж ЛС в денежном выражении по итогам января–мая 2004–2006 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом

Рис. 2. Динамика объема розничных продаж ЛС в денежном выражении по итогам января–мая 2004–2006 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом
Рис. 3. Динамика объема розничных продаж ЛС в натуральном выражении по итогам января–мая 2004–2006 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом

Рис. 3. Динамика объема розничных продаж ЛС в натуральном выражении по итогам января–мая 2004–2006 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом
Рис. 4. Средневзвешенная стоимость 1 упаковки ЛС в разрезе ценовых ниш по итогам мая 2004–2006 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом

Рис. 4. Средневзвешенная стоимость 1 упаковки ЛС в разрезе ценовых ниш по итогам мая 2004–2006 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом
Рис. 5. Прирост объемов продаж отечественных и зарубежных ЛС в денежном выражении в разрезе ценовых ниш в мае 2006 г. по сравнению с маем 2005 г.

Рис. 5. Прирост объемов продаж отечественных и зарубежных ЛС в денежном выражении в разрезе ценовых ниш в мае 2006 г. по сравнению с маем 2005 г.
Рис. 6. Прирост объемов продаж отечественных и зарубежных ЛС в натуральном выражении в разрезе ценовых ниш в мае 2006 г. по сравнению с маем 2005 г.

Рис. 6. Прирост объемов продаж отечественных и зарубежных ЛС в натуральном выражении в разрезе ценовых ниш в мае 2006 г. по сравнению с маем 2005 г.

По ИМН и косметике прирост продаж зарубежной продукции по сравнению с маем 2005 г. опережал таковой отечественной, а в случае категории БАД — наоборот.

Это закономерно наложило отпечаток на ценовую структуру всего рынка (табл. 4). Так, в низкостоимостной нише зафиксированы минимальные показатели прироста объема продаж ЛС, а наибольшие — в высокостоимостной. При этом интересно отметить одну особенность — если рост товарооборота в низкостоимостной нише происходит в основном за счет более дорогих препаратов (чем в предыдущем году) то в средне- и высокостоимостной нишах наблюдается противоположная ситуация (рис. 4). Причем эти данные вполне согласуются с тенденциями, отмеченными ранее. Примечательно, что максимальная убыль стоимости была зафиксирована в высокостоимостной нише (на 9,1% по сравнению с маем 2005 г.).

Приведенные данные свидетельствуют о том, что в высокостоимостной нише все большую роль начинают играть отечественные производители, ценовая структура которых пока что тяготеет к нижней ее границе. В исследуемый период именно по отечественным ЛС был зафиксирован наибольший прирост объема продаж в высокостоимостной нише по сравнению с маем 2005 г. (рис. 5–6). Так, увеличение объема реализации высокостоимостных украинских препаратов составило 80,9% в денежном и 135,2% в натуральном выражении. Тогда как аналогичные показатели по импортным ЛС составили 54,1 и 80,9% соответственно. Причем средневзвешенная стоимость высокостоимостных украинских препаратов в мае 2006 г. была на 23,1% ниже аналогичного показателя прошлого года (рис. 7). Вместе с тем, зарубежные производители также продемонстрировали некоторое увеличение удельного веса менее дорогой продукции в этой нише (на 8,4%). В низкостоимостной нише как у отечественных, так и у зарубежных производителей отмечен минимальный прирост объема продаж ЛС, но в обоих случаях наблюдалось повышение средневзвешенной стоимости препаратов — на 13,1 и 2,5% соответственно.

Таблица 5
Топ-10 групп АТС третьего уровня по объему аптечных продаж ЛС в денежном выражении в мае 2004–2006 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом

№ п/п

АТС-код

Наименование АТС-группы

Млн грн.

2004 г.

2005 г.

D, %

2006 г.

D, %

1

N02B

Прочие анальгетики и антипиретики

13,0

19,1

47,7

29,0

51,8

2

M01A

Нестероидные противовоспалительные и  противоревматические средства

11,3

16,5

45,5

28,9

75,3

3

C01E

Прочие кардиологические препараты

8,8

12,7

44,0

19,8

56,4

4

A16A

Прочие средства, влияющие на  пищеварительную систему и метаболические процессы

10,3

12,3

19,7

17,6

42,9

5

A05B

Препараты, применяемые при заболеваниях печени, липотропные вещества

8,5

11,8

39,3

17,1

44,6

6

N06B

Психостимуляторы, средства, применяемые при синдроме нарушения внимания и  гиперактивности (adhd), ноотропные средства

6,5

10,4

58,9

15,8

51,8

7

M02A

Средства, применяемые местно при суставной и мышечной боли

6,7

10,2

52,7

15,2

48,9

8

R05C

Отхаркивающие средства, за исключением комбинированных препаратов, содержащих противокашлевые средства

6,6

10,4

58,4

15,2

46,6

9

J01D

Прочие бета-лактамные антибиотики

8,2

10,4

27,5

14,9

43,1

10

G04B

Прочие средства, применяемые в урологии, включая спазмолитики

6,7

8,8

31,8

14,7

66,3

Прочие

246,4

335,9

36,3

478,4

42,4

Всего

333

458,5

37,8

666,6

45,4

Таблица 6 Таблица 7
Топ-лист брэндов ЛС по объему аптечных продаж в денежном выражении в мае 2006 г. Топ-лист корпораций по объему аптечных продаж ЛС в денежном выражении в мае 2005 и 2006 гг.

№ п/п

Титульное наименование

1

ЭССЕНЦИАЛЕ

2

ЦЕФТРИАКСОН

3

АКТОВЕГИН

4

ПРЕДУКТАЛ

5

МИЛДРОНАТ

6

МЕЗИМ

7

НО-ШПА

8

ФЕЗАМ

9

НАТРИЯ ХЛОРИД

10

ЭНАП

11

КСЕНИКАЛ

12

ПРОСТАМОЛ УНО

13

КЕТАНОВ

14

ВИТРУМ

15

ТРОКСЕВАЗИН

16

КАПТОПРЕС

17

ЛАЗОЛВАН

18

ДИКЛОБЕРЛ

19

ТЕРАФЛЕКС

20

ВИАГРА

21

ФЕСТАЛ

22

РАНИТИДИН

23

ЦЕРЕБРОЛИЗИН

24

ТРАУМЕЛЬ С

25

ЦЕФАЗОЛИН

26

ЦИТРАМОН

27

ЛИНЕКС

28

АСКОРБИНОВАЯ
КИСЛОТА

29

ФАСТУМ

30

ФЛУКОНАЗОЛ

31

ДЕТРАЛЕКС

32

ФЕРВЕКС

33

ГЕПАБЕНЕ

34

ЭНТЕРОСГЕЛЬ

35

СТРЕПСИЛС

36

ДИП РИЛИФ

37

ДОЛАРЕН

38

КАЛЬЦЕМИН

39

ТИОТРИАЗОЛИН

40

МОВАЛИС

41

НИМЕСИЛ

42

СПАЗМАЛГОН

43

ДУФАСТОН

44

АНАЛЬГИН

Корпорация

№ п/п

2006 г.

2005 г.

Menarini Group (Италия)

1

2

Sanofi-Aventis (Франция)

2

1

Дарница (Украина)

3

3

Novartis (Швейцария)*

4

5

Артериум Корпорация (Украина)

5

4

KRKA (Словения)

6

7

Борщаговский ХФЗ (Украина)

7

8

Фармак (Украина)

8

9

Здоровье (Украина)

9

6

GlaxoSmithKline (Великобритания)

10

10

Gedeon Richter (Венгрия)

11

11

Servier (Франция)

12

17

Actavis (Исландия)

13

13

Heel (Германия)

14

12

Sagmel (США)

15

15

Boehringer Ingelheim (Германия)

16

14

Nycomed (Норвегия)

17

19

Pfizer Inc. (США)

18

16

ratiopharm (Германия)

19

18

Genom Biotech (Индия)

20

20

Ranbaxy (Индия)

21

21

Solvay Pharmaceuticals (Нидерланды)

22

25

Schering (Германия)

23

23

Egis (Венгрия)

24

24

Bittner (Австрия)

25

22

Стада-Нижфарм (Германия-Россия)

26

Pliva (Хорватия)

27

26

Киевский витаминный завод (Украина)

28

28

Naturwaren (Германия)

29

34

BMS (США)

30

30

Zentiva (Чешская Республика)

31

35

Материа Медика (Россия)

32

42

Dr. Reddy’s (Индия)

33

31

Bionorica (Германия)

34

41

Johnson & Johnson (США)

35

32

Bayer (Германия)

36

88

Schering-Plough Corp. (США)

37

38

Sopharma (Болгария)

38

27

Биофарма ЗАО (Украина)

39

33

Grindeks (Латвия)

40

29

Концерн Стирол (Украина)

41

37

Mili Healthcare (Великобритания)

42

52

Сперко Украина (Украина)

43

39

Roche (Швейцария)

44

36

Yamanouchi Europe (Нидерланды)

45

44

Unipharm (США)

46

47

IVAX (США)

47

40

Олайнфарм (Латвия)

48

50

Ebewe (Австрия)

49

60

Unique Pharmaceuticals Laboratoires (Индия)

50

45

*С 01.2006 г. данные по компании «Hexal AG» (Германия) включены в итоговые корпорации «Novartis» (Швейцария).

Рис. 7. Прирост средневзвешенной розничной стоимости отечественных и зарубежных ЛС в разрезе ценовых ниш в мае 2006 г. по сравнению с маем 2005 г.

Рис. 7. Прирост средневзвешенной розничной стоимости отечественных и зарубежных ЛС в разрезе ценовых ниш в мае 2006 г. по сравнению с маем 2005 г.
Рис. 8. Удельный вес количества проданных наи­менований препаратов (в различных формах выпуска) в разрезе ценовых ниш в мае 2004, 2005 и 2006 гг.

Рис. 8. Удельный вес количества проданных наи­менований препаратов (в различных формах выпуска) в разрезе ценовых ниш в мае 2004, 2005 и 2006 гг.

С учетом вышесказанного вполне естественным выглядит тот факт, что в течение последних 3 лет удельный вес количества проданных низкостоимостных ЛС постепенно уменьшается, тогда как доля препаратов, относящихся к средне- и высокостоимостной нишам — уверенно возрастает (рис. 8). Причем особо выраженный характер роста наблюдается в высокостоимостной нише, доля которой в общем количестве наименований препаратов в мае 2004 г. составляла 24,7%, в мае 2005 г. — 27,0%, а в исследуемый период — уже 29,2%. Возникает резонный вопрос — в чем кроется причина столь стремительного роста?

Исследование в разрезе страны производства ЛС продемонстрировало, что этот внушительный показатель обусловлен, в первую очередь, деятельностью отечественных производителей, которые показали в этой нише более чем в 2,5 раза больший прирост количества проданных новых наименований препаратов, чем зарубежные компании (рис. 9).

Вышесказанное лишний раз подтверждает наше предположение о том, что на современном розничном рынке происходит активная адаптация к актуальном уровню спроса, сопровождающаяся переориентацией продуктовых линеек производителей на не очень дорогие, но и не дешевые ЛС.

Некоторые изменения в исследуемый период были зафиксированы в топ-10 групп АТС третьего уровня по объему аптечных продаж ЛС в денежном выражении (табл. 5). В мае 2006 г. рейтинг возглавила группа N02B «Прочие анальгетики и антипиретики», а вплотную за ней расположилась M01A «Нестероидные противовоспалительные и противоревматические средства», по которой среди топ-10 был зафиксирован максимальный прирост объема продаж ЛС в денежном выражении по сравнению с маем 2005 г. (на 75,3%).

Востребованность ЛС, относящихся к топ-10 АТС-групп, разумеется, не вызывает сомнений, о чем красноречиво свидетельствует не только их высокое положение в рейтинге, но и значения приростов продаж. Тем не менее, рыночное развитие внутри каждой из групп происходит по собственным «микрозаконам».

Так, если количество брэндов ЛС, входящих в состав группы-лидера, оставалось практически на одном уровне в течение последних трех лет, то в группе M01A отмечается выраженная положительная динамика этого показателя (рис. 10). Это привело к тому, что в мае 2006 г. количество брэндов ЛС в группе M01A ощутимо превысило аналогичный показатель по группе N02B.

Рис. 9. Прирост количества проданных наи­менований отечественных и зарубежных ЛС (с показателем по рынку в целом) в разрезе ценовых ниш в мае 2006 г. по сравнению с маем 2005 г.

Рис. 9. Прирост количества проданных наи­менований отечественных и зарубежных ЛС (с показателем по рынку в целом) в разрезе ценовых ниш в мае 2006 г. по сравнению с маем 2005 г.
Рис. 10. Динамика количества брэндов ЛС, представленных в топ-5 группах АТС-классификации третьего уровня по объемам продаж в денежном выражении по итогам мая 2004–2006 гг.

Рис. 10. Динамика количества брэндов ЛС, представленных в топ-5 группах АТС-классификации третьего уровня по объемам продаж в денежном выражении по итогам мая 2004–2006 гг.
Рис. 11. Распределение удельного веса объема продаж ЛС в денежном выражении между топ-5 группами АТС-классификации первого уровня в мае 2004—2006 гг.

Рис. 11. Распределение удельного веса объема продаж ЛС в денежном выражении между топ-5 группами АТС-классификации первого уровня в мае 2004—2006 гг.

Данные исследования в разрезе более крупных АТС-категорий (I уровень) показали, что фармакотерапевтическая структура отечественного розничного рынка уверенно продолжает принимать очертания такового развитых стран (рис. 11). Так, удельный вес группы А «Средства, влияющие на пищеварительную систему и метаболизм» планомерно уменьшается, тогда как доля ЛС, относящихся к группам N «Средства, действующие на нервную систему» и С «Средства, влияющие на сердечно-сосудистую систему» — увеличивается.

Не удивительно, что более, чем 1/2 брэндов ЛС, представленных в топ-50 по объему аптечных продаж в денежном выражении в мае 2006 г., относятся к перечисленным выше топ-10 группам АТС-классификации III уровня (табл. 6).

После переломного февраля 2006 г., когда ФЕЗАМ возглавил исследуемый рейтинг, непотопляемый ЭССЕНЦИАЛЕ быстро реабилитировал свою лидерскую позицию и вот уже третий месяц подряд уверенно удерживает пальму первенства.

Таблица 8
Топ-лист владельцев лицензий по объему аптечных продаж ЛС в денежном выражении в мае 2005 и 2006 гг.

Владелец лицензии

№ п/п

2006 г.

2005 г.

Дарница (Украина)

1

1

Berlin-Chemie (Menarini Group) (Германия)

2

2

KRKA (Словения)

3

4

Фармак ОАО (Украина)

4

6

Борщаговский ХФЗ (Украина)

5

5

Здоровье ФК (Украина)

6

3

Servier (Франция)

7

12

Киевмедпрепарат (Украина)

8

8

Gedeon Richter (Венгрия)

9

7

Heel (Германия)

10

9

Топ-50 корпораций по объему аптечных продаж ЛС в денежном выражении привычно имеет достаточно стабильную структуру (табл. 7). По сравнению с маем 2005 г. в исследуемый период состав топ-списка пополнился всего тремя компаниями (на 6%). Вместе с тем, наблюдаются некоторые перемещения корпораций внутри топ-листа, но в основном не более чем на 1–3 строки. В мае 2006 г. рейтинг возглавила компания «Menarini Group», опередив на одну позиции лидера прошлого года «Sanofi-Aventis».

Неизменным лидером майского топ-списка владельцев лицензий по объему аптечных продаж ЛС в денежном выражении остается компания «Дарница» (табл. 8). Компании «Berlin-Chemie», как и в мае 2005 г., принадлежит вторая строка рейтинга. В целом этот топ-лист традиционно представлен отечественными и зарубежными производителями ЛС в равном количественном соотношении.

Рынок аптечных продаж продолжает активно развиваться, причем как интенсивно, так и экстенсивно. Краткая ретроспектива событий предыдущих лет в исследуемом сегменте рынка продемонстрировала, что движение по двум параллельным векторам (отечественному и зарубежному) является вполне естественным процессом.

Пока значительная часть отечественных производителей ЛС направляет львиную долю своих ресурсов на вынужденную реструктуризацию производственного процесса и наполнение продуктового портфеля актуальными товарами, зарубежные компании довольствуются проведением «косметического ремонта» своей ценовой и ассортиментной политики. Однако, учитывая стремительно изменяющиеся предпочтения Его Величества Потребителя, смеем предположить, что подобное положение вещей представляется вполне закономерным, и даже более того — неизбежным явлением.

Очевидно, что большинство украинских компаний в отношении соответствия существующему характеру спроса пока находятся на шаг позади импортных. Кроме того, в целом по рынку их доля в общем объеме продаж несколько сократилась. И, тем не менее, в 2006 г. мы регулярно отмечаем значительный качественный прогресс в среде отечественных производителей — их доля в средне- и высокостоимостной ценовых нишах увеличивается довольно быстро и зачастую гораздо быстрее, чем зарубежных.

Удельный вес отечественных лекарственных препаратов в общем объеме потребляемых упаковок все еще превышает 60%, однако уже сегодня абсолютно очевидно, что затягивать процесс адаптации по меньшей мере весьма рискованно.

Итак, стратегически неизбежный шаг назад уже сделан, теперь же назрела насущная необходимость начинать шагать вперед. n

Рисунок. Индекс активности аптечных продаж за 36–52-ю неделю 2005 г. и 1–30-ю неделю 2006 г.

Рисунок. Индекс активности аптечных продаж за 36–52-ю неделю 2005 г. и 1–30-ю неделю 2006 г.

Окончание июля ознаменовалось незначительным и вместе с тем вполне естественным для этого периода спадом активности операторов розничного сегмента рынка ЛС. В 30-ю неделю 2006 г. показатель индекса активности аптечных продаж составил 1,32, снизившись на 6 пунктов по сравнению с предыдущей неделей. В июле исследуемый показатель варьировал в пределах от 1,30 до 1,52, что несколько напоминает картину изменения индекса активности в течение предыдущего месяца 2006 г.

Напоминаем, что редакция «Еженедельника АПТЕКА» приглашает к сотрудничеству операторов розничного фармацевтического рынка в проекте «Индекс активности аптечных продаж».

В рамках этого проекта вы получаете возможность рассчитать индекс для отдельно взятой торговой точки или торговой сети. Если вы хотите оценить успешность вашей компании — звоните по тел.: (044) 569-44-60 или пишите по e-mail: [email protected]

Данные системы «Фармстандарт» смотрите на сайте www.pharmstandart.com.ua.

По всем вопросам относительно cистемы исследования рынка «Фармстандарт» обращаться
по тел.: (044) 585-97-10 или e-mail:?[email protected]

Евгений Кунда

Цікава інформація для Вас:

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті