Монополия. Кто не задумывается об этом сегодня, за того завтра подумают другие…

Возможность высказать свою точку зрения на происходящие события в средствах массовой информации, бесспорно, является великим достижением общества. Кто-то сегодня согласится с моими доводами, а у кого-то есть свои — время рассудит. Но в чем я глубоко убежден: равнодушных к теме этой статьи будет немного! А цель ее очень проста — предоставить объективную и правдивую информацию о состоянии оптового фармацевтического рынка Украины и предположить возможные направления его дальнейшего развития.

Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова трактует значение понятия «МОНОПОЛИЯ» так:

1. Исключительное право на производство или продажу чего-нибудь, а также исключительное пользование чем-нибудь;

2. Крупное объединение, возникшее на основе концентрации производства и капитала с целью установления господства в какой-нибудь области хозяйства и получения максимальной прибыли.

Итак, возьмем для примера:

  • прайс-лист известной крупной фармацевтической компании «X» с ее максимальной скидкой 6% (дата создания прайс-листа — 14.08.2006 г.);
  • отпускные цены заводов — производителей лекарственных средств (ЛС) с учетом максимальных, накопительных, годовых скидок, пересчитанные из евро и долларов США по курсу Национального банка Украины по состоянию на 14.08.2006 г. (1 евро — 6,45 грн., доллар — 5,05 грн.). В цене также учтена оплата 1,3% пенсионного сбора при купле валюты и 0,2% таможенного сбора.
  • прайс-лист крупной российской компании «Y» (московского склада) по состоянию на 10.08.2006 г. с максимальной скидкой (бонусом) — 10% (например: www.protek.ru, или www.siamed.ru).

Для примера была использована информация о ЛС по 14 зарубежным контрактам, причем цены, скидки и другие условия работы по этим контрактам имеются в распоряжении автора и весьма достоверны (таблица).

Таблица
Оптовая цена ЛС в прайс-листах компаний «X» и «Y» с указанием закупочной стоимости таковых и дистрибьюторской наценки

Наименование

Производитель

Закупочная стоимость, грн.

Оптовая цена «X», грн. (скидка 6%)

Наценка «X», % (при скидке 6%)

Оптовая цена «Y», грн. (скидка 10%)

Наценка «Y», % (при скидке 10%)

НО-ШПА р-р д/ин. 40 мг амп. 2 мл, № 25

Chinoin

30,30

31,24

3

45,14

49

НО-ШПА табл. 40 мг, № 100

Chinoin

14,57

14,74

1

21,13

45

ТРОКСЕВАЗИН капс. 300 мг, № 50

Balkanpharma-Troyan

12,78

13,33

4

17,27

35

ЛАЗОЛВАН сироп 30 мг/5 мл фл. 100 мл, № 1

Boehringer Ingelheim Ellas

14,73

14,71

0

22,82

55

ФИНАЛГЕЛЬ гель 0,5% туба 35 г

Boehringer Ingelheim

13,26

13,11

-1

19,59

48

АУГМЕНТИН табл. п/о 1000 мг блистер, № 14

SB Pharmaceuticals

36,95

38,58

4

56,04

52

ЗИНАЦЕФ пор. д/п ин. р-ра 750 мг фл., № 1

Glaxo Wellcome

11,27

11,65

3

19,45

73

ФРАКСИПАРИН р-р д/ин. 2850 МЕ анти-Ха 0,3 мл, № 10

Sanofi Winthrop

163,68

169,15

3

237,89

45

КОЛДРЕКС ХОТРЕМ ЧЕРНАЯ СМОРОДИНА

пор. д/п р-ра, № 10

GlaxoSmithKline Consumer Healthcare

10,56

10,89

3

20,91

98

ПАНАДОЛ СОЛЮБЛ табл. шип. 500 мг, № 12

GlaxoSmithKline Consumer Healthcare

4,79

5,03

5

8,50

77

ВАЗОКАРДИН табл. 100 мг, № 50

Zentiva

9,53

9,63

1

12,82

34

ДИПРИВАН эмул. д/инф. 1% амп. 20 мл, № 5

AstraZeneca

175,30

183,38

5

259,93

48

АЛКА-ЗЕЛЬТЦЕР табл. шип. стрип, № 10

Bayer

8,01

8,90

11

11,22

40

МИКОСПОР НАБОР ДЛЯ ЛЕЧЕНИЯ НОГТЕЙ мазь туба с дозатором 10 г + 15 полосок в/пл

Bayer Healthcare

64,33

68,74

7

95,00

48

ВЕРОШПИРОН табл. 25 мг, № 20

Gedeon Richter

6,14

6,35

3

8,41

37

ТРИ-РЕГОЛ 21+7 табл. п/о комби-уп., № 28

Gedeon Richter

5,97

6,03

1

8,14

36

АРИФОН РЕТАРД табл. пролонг. дейст. п/о 1,5 мг, № 30

Servier

23,57

23,88

1

35,14

49

ПРЕДУКТАЛ MR табл. п/о с модиф. высвоб. 35 мг, № 60

Servier

49,05

49,72

1

66,04

35

ИЗОКЕТ аэр. дозир. 1,25 мг/1 доза фл. 15 мл, 300 доз, № 1

Schwarz Pharma

37,47

39,53

5

59,45

59

ДИАНЕ-35 драже, № 21

Schering

31,11

32,31

4

51,54

66

ЖАНИН драже, № 21

Jenafarm

35,55

36,57

3

63,82

80

ЯРИНА табл. п/о, № 21

Schering

44,44

46,14

4

79,31

78

СЕТЕГИС табл. 5 мг, № 30

Egis

57,20

58,39

2

74,90

31

ФЛЕМОКСИН СОЛЮТАБ табл. 500 мг, № 20

Yamanouchi Europe

20,14

21,87

9

30,73

53

КОММЕНТАРИИ

1. Учитывая то, что компания «X» является достаточно крупной (по украинским меркам), с максимальными скидками от производителей и большим товарооборотом, можно предположить, что ее затраты составляют около 8% (при идеальной работе склада, без учета таких издержек, как недостачи, списание товара по срокам годности, невозврат дебиторской задолженности покупателей-банкротов и т.д., что зачастую случаются у крупных фирм). Однако, работать лишь для того, чтобы покрывать затраты, бесперспективно и лишено всякого смысла. Разумно добавить к цене еще хотя бы 1%, а лучше — 2% на развитие предприятия. Не будет лишней наценка на риски по колебаниям курсов, поскольку оптовые компании, как правило, получают товар по валютным контрактам и в кредит. В том случае, если оптовая компания берет товар у производителя с отсрочкой платежа, размер скидки обычно уменьшается на 3–5%. Аптекам товар также в основном отпускается в долгосрочный кредит. Банковский кредит, в свою очередь, также не бесплатный. Таким образом, для нормальной и устойчивой работы предприятия была бы хороша наценка 12–14%. А если учитывать уровень инфляции в нашей стране, то и 15% наценки не будет много!

2. Что же происходит на практике? Если предположить, что вы заказали у компании «X» все вышеперечисленные наименования ЛС по 1 упаковке, то наценка этого заказа составит 3,8%, что явно недостаточно даже для такой крупной компании. Прямой убыток составит 4,2%. Конечно же, это весьма условный анализ. Точно неизвестно, в каком объеме и с какими скидками продает товар данная компания. Следует также учитывать, что низкую наценку на одних контрактах некоторые компании пытаются компенсировать повышенными ценами на эксклюзивный товар. Отчасти, может быть, и компенсируют, но предположить, что небольшой объем продаж эксклюзивов (5–12%) с наценкой на 5–7% больше, чем на общую группу товара, может покрыть убытки по общему объему продаж, было бы ошибочно — слишком несоизмеримы объемы. Другие говорят, что, якобы, получают большие доходы, занимаясь иными видами деятельности, и еще осваивают новые просторы с перспективой получения повышенной прибыли. Прекрасно! Но зачем тогда дотировать убыточную отрасль? Не проще ли ее закрыть и всецело заняться заработком денег, а не их расточительством? Понятно, что не просто закрыть задолжавшее многим заводам предприятие! Но завтра это будет сделать еще сложнее, долги-то растут не по дням, а по часам! Некоторые компании еще стараются обеспечить себе дополнительную выгоду за счет предоставления услуги ТЛС производителям. Сегодня это дает от 2,5 до 3% дохода при норме постоянных затрат на обслуживание 1,5%. Спасают ли их всего 1–1,5% дополнительной прибыли? А в следующем году эта услуга и вовсе сойдет на нет, так как есть перспектива уменьшения платы за услуги ТЛС до уровня 1,7–1,9%.

Я умышленно не принимаю во внимание продукцию украинских заводов-производителей. Их уже лет 5-7 в основном используют как кредитных доноров и наценка на их продукцию давно имеет отрицательные значения. Я взял для примера крупную фирму с максимальными скидками и эксклюзивными товарами. А что же остальные? Им намного «веселей»… Полагаю, прямые убытки ряда компаний Украины достигают 4–6% их оборота, а может, и более…

Наценка компании «Y» в таблице весьма условна. В России торговля ЛС облагается 10% НДС, а при ввозе платят 10% таможенной пошлины (это не так давно было и у нас). Но сравнивать компанию «Y» с компанией «X» или со всеми вместе взятыми компаниями Украины было бы несправедливо по отношению к «Y», товарооборот которой в России в целом несколько превышает общий объем украинского фармацевтического рынка. Не стоит сравнивать и условия, которые предоставляют производители украинским компаниям и компании «Y». Скидки у «Y» однозначно выше, товар предоставляется на условиях консигнации и т.д. Из достоверных источников также известно, что компания «Y» имеет правило устанавливать торговую наценку на ЛС на уровне не менее 30% без учета НДС и пошлины, что, я считаю, возможно только при установлении на рынке монополии. По-видимому, наши соседи к этому состоянию рынка уже пришли.

Известно, что компания «Y» обеспечивает поставки практически четверти всего объема фармацевтической продукции в России. В целом же первая четверка российского оптового фармацевтического бизнеса контролирует около 80% оптового рынка ЛС.

МОНОПОЛИЯ (в экономике) — ситуация на рынке, которая характеризуется наличием небольшого числа продавцов (редко единственного), каждый из которых способен повлиять на общий объем предложения и на цену товара или услуги. При этом осуществляется определенный контроль за вхождением в данную отрасль других фирм как потенциальных конкурентов. Барьеры, ограждающие монополию, могут быть либо установлены государством (в форме патентов, тарифов, франшиз), либо обусловлены превосходством монополиста в используемой им технологии или управленческом ноу-хау, либо связаны с необходимостью огромных капиталовложений для ведения хозяйственной деятельности в данной отрасли.

(Большой Энциклопедический Словарь)

О ЧЕМ НЕ ЛЮБЯТ ГОВОРИТЬ….

Вот уже третий год на рынке Украины продолжается отчаянная ценовая война. Война не на жизнь, а на смерть! Одними из первых пали «Тест», «Мед Опт», «Фалвест Фарм». Не так давно нас покинули «Микс», «Элегант» и «Альфа Медика». Впереди еще несколько более пышных похорон со вздохами аптек, скупыми слезами производителей под бурные аплодисменты и овации еще живых конкурентов. Кто будет следующим, как Вы думаете?

Вы не заметили, случайно, как снова начали повышаться цены? Думаете, это оптовые компании увеличивают наценку? К сожалению, нет! Это производители начали перестраховывать контракты с украинскими компаниями — импортерами ЛС, а цену страховки закладывают в стоимость! Зарубежные производители не склонны что-либо терять — это не о них история. Все промахи и неудачи, в конечном счете, оплатит наш «богатый» и безотказный потребитель.

Затеявшие войну и сами уже тому не рады. Несколько лет демпинга, который, как оказалось, особо ни к чему не привел, никто не простит! Давно уже растрачены основные средства, и на сегодня устойчивость того или иного оптового оператора в Украине, а также продолжительность его существования в условиях демпинга зависит от того, сколько он смог набрать кредитов, которые сейчас и тратит. Другими словами – чем больше должен, тем лучше. Но долги рано или поздно придется отдавать. Не простят их ни учредители, ни поставщики. А значит, их придется долго и кропотливо отрабатывать! Сколько лет, как Вы думаете? А кто его знает, еще ведь ничего не закончилось. Карусель демпинга по-прежнему вертится и даже ускоряется, а всем участникам становится «гораздо веселей».

И хотя в Украине осталось не более полутора десятка жизнеспособных оптовых компаний, некоторые все же считают, что это много и продолжают упорно давить ценами. Их отчасти можно понять, им едва ли принадлежит 35–40% рынка. Слишком долго с такой долей рынка придется отрабатывать растраченные средства!

А некоторые уже просто не могут остановиться. Рост цен для ряда компаний неминуемо приведет к потере оборота, а это в свою очередь еще больше усугубит накопившиеся проблемы расчетов с поставщиками. Принцип банально прост: у одних взяли, другим отдали. Себе оставили отрицательную разницу, которая со временем только увеличивается, и перекрыть ее можно исключительно увеличением оборота. Или просто перестать кому-то платить. Скорее тому, кому должны больше…

Для ряда компаний актуальной проблемой является выполнение, точнее, невыполнение условий контрактов по объемам продаж. Потерять контракты и оказаться на вторичном рынке — это не сулит ничего хорошего, а точнее говоря, ведет к гибели оптовой компании.

Агрессивная политика сбыта ряда производителей вынуждает оптовые фирмы ввозить товара на рынок больше, чем тот его в состоянии «переварить». Полагаясь на анализы рынка, с его каким-то сумасшедшим ростом продаж, компании-производители провоцируют перенасыщение рынка товаром, что неминуемо приводит к его застою, наиболее надежным и проверенным средством от которого является слабительный демпинг. Пока одни «расслабляются», у других, соответственно, усугубляется застой… и так по очереди, и до бесконечности…

ВЫВОДЫ И ПРОГНОЗЫ. КОМУ ЖЕ ИНТЕРЕСНА МОНОПОЛИЯ?

Производителям вряд ли нравится перспектива взаимоотношений с оптовыми компаниями в условиях монополии на рынке. Говорят, компания «Y» рассматривает предложения производителей в течение года. Потом дает ответ: какую цену она хочет, какие условия поставки, остатка товара при условии консигнации или очень длительной отсрочки. Договор подписывается с поправками на всевозможные риски и издержки, которые может понести компания «Y» и которые она намерена разделять с производителем. Не подходит? Подумайте. Приходите через год…

Аптеки, в основном, пока не хотят думать о том, что их ждет при оптовой монополии! Сегодня фирмы вроде «Х» им предлагают и низкие цены, и бесплатные кредиты с рассказами о том, что монополия — это хорошо: меньше фирм — меньше работы, больше порядка… «бесплатный сыр», одним словом! На самом деле, оптовая монополия большую часть аптек в Украине может привести к краху, так как этот долгожданный порядок будут устанавливать оптовики. Единые для всех цены с отклонением не более чем на полпроцента и жесткие сроки оплаты в пределах до одного месяца, возможно, даже под банковскую гарантию, как в большинстве европейских стран, вряд ли понравятся аптекам, как и порядок приема заказов. К тому же, в перспективе возможна конкуренция с аптеками, которые будут созданы этими же оптовыми компаниями. В России за последние несколько лет дочерние компании оптовых операторов открыли сотни аптек. Аналогичный процесс уже начался и в Украине.

Конечный потребитель будет просто «счастлив» купить уже завтра в вашей аптеке лекарство на 20–40% дороже, чем сегодня! Усугубить ситуацию может еще введение НДС и таможенной пошлины. Цены компании «Y» — явный тому пример. Ноу-хау пошлины и НДС, к слову сказать, могут послужить прекрасным «барьером, ограждающим монополию» от внешних интервенций. Не удивлюсь, если со временем эти налоги в Украине одни смогут обходить или возвращать себе, а другие — нет.

Государство также проиграет от монополии. Ожидание увеличения поступлений в бюджет от увеличения налоговых отчислений, безусловно, оправдано. Но все окажется не так привлекательно уже после первых бюджетных закупок сильно подорожавших ЛС. Налогов не станут платить настолько больше, насколько вырастут цены. Явный тому пример — топливно-энергетический сектор экономики, давно уже монополизированный российскими компаниями. Комментарии, полагаю, излишни.

Оптовые компании, которые смогут выжить в этой борьбе, конечно же, выиграют от монополии. Появится возможность «установления господства … и получения максимальной прибыли». При этом кардинально будут изменены взаимоотношения как с производителями, так и с покупателями. От производителей потребуют снижения цен, увеличения скидок, консигнации. Кое-кто будет настаивать на списании долгов или хотя бы их реструктуризации с выплатой за несколько лет… Аптекам предложат более высокие цены и незначительные скидки без поправок на величину аптечных сетей. Никак нельзя рассчитывать, что оптовые компании смогут отработать убытки на мелких и средних аптечных сетях, а крупным будут по-прежнему давать низкие цены, это невозможно! Неизбежны жесткие рамки по кредитованию с повышением цены кредита (вероятно, выгоднее будет брать кредит в банке) и перспектива «любоваться» достижениями оптовых компаний на розничном рынке.

И, думаю, случится это уже скоро, глядя на те 3,8% , что наценивает сегодня для Вас компания «X» и ей подобные, с целью поскорее освободить рынок от других неугодных им компаний, чтобы наконец-то иметь возможность сделать Вам такое предложение, ОТ КОТОРОГО ВЫ УЖЕ НЕ СМОЖЕТЕ ОТКАЗАТЬСЯ, даже если оно Вам не понравится!

От редакции: Искренне надеемся, что эта статья станет прежде всего хорошим поводом для дискуссии. Хотя бы потому, что помимо дистрибьюторов важную роль в развитии фармрынка Украины играют производители и потребители, позиция которых не была учтена автором. А ведь не секрет, что от политики кредитования производителей во многом зависит жизнедеятельность дистрибьюторов. Тогда как жизнеспособность оптовых операторов, которые отдают полученные кредиты в розницу, обеспечивают покупатели. Логично, что функция, которую при этом выполняет дистрибьюция, сегодня прежде всего логистическая. Позволим себе констатировать, что путь развития отечественного фармацевтического рынка лишь изредка пересекается с таковым своего ближайшего брата — России. Все больше фармацевтические компании присматриваются к Польше и западнее. А поскольку поступивший в редакцию материал вызвал неоднозначные экспертные оценки, приглашаем вас прокомментировать затронутые в нем вопросы.

Пишите на [email protected]. n

Сергей Артеменко

Данные системы «Фармстандарт» смотрите на сайте www.pharmstandart.com.ua.

По всем вопросам относительно cистемы исследования рынка «Фармстандарт» обращаться
по тел.: (044) 585-97-10 или e-mail:?[email protected]

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті